2016, том 18 [11]
УДК 612.821.1
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
КАК ИНСТРУМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
О. Б. Гилева
Екатеринбургский институт физической культуры (филиал)
ФБГУН «Уральского государственного университета физической культуры»
Екатеринбург, Россия
Аннотация. Исследовали время реакции у школьников 11—12 лет в связи с академической успеваемостью. У детей, имеющих низкую успеваемость, выявлено высокое время реакции. Мы предполагаем, что успешность обучения может в значительной степени определяться психофизиологическими особенностями школьника. В качестве меры помощи таким детям можно предложить биологическую обратную связь. Ключевые слова: школьники, время реакции.
Особенностью школьного возраста является интенсивные ростовые процессы и развитие когнитивных способностей человека. В этот период закладываются основы здоровья, физического развития человека и определяется уровень образования, который предстоит достигнуть в будущем. Одной из причин нарушения здоровья школьников считают чрезмерные учебные нагрузки. Однако учебная нагрузка зависит не только от объема материала, но и от индивидных качеств ученика. Одна и та же нагрузка будет чрезмерной для одного, но недостаточной для другого учащегося.
Это определяет важность исследования различных свойств индивидуальности детей, связанных с успешностью учебной деятельности, которые могут быть использованы как параметры-маркеры для научно обоснованного определения необходимой степени учебной нагрузки. Адекватность учебной нагрузки позволит в полной мере раскрыть образовательный потенциал, что весьма важно и в социальном плане — есть данные о том, что высокий образовательный уровень снижает склонность к совершению тяжких преступлений (Казин и др., 2010).
В качестве перспективных для этих задач индивидных качеств можно предложить время реакции (ВР), как маркер общего состояния и развития ЦНС.
Исходя из этого, целью нашей работы было изучение изменчивости ВР детей в связи со степенью академической успешности.
Материал и методы. Проводилось обсервационное описательное одномоментное исследование, в качестве обследуемых в эксперименте приняли участие учащиеся одной из школ г. Екатеринбурга в возрасте 11 лет, всего 333 человека, 112 девочки и 118 мальчиков.
Обследование детей проводилось на условиях добровольного информированного согласия, с письменного согласия родителей в стандартных условиях: в первой половине дня, при хорошем самочувствии обследуемых, со стандартной словесной инструкцией. Перед обследованием были проведены предварительные собеседования с родителями учащихся и педагогическим коллективом школ.
В ходе исследования дети были протестированы с использованием методики для определе-
~ 83 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
---g»c«o»9-
ния времени реакции (ВР). Определялось время простой и сложной зрительно-моторной реакции.
В исследованной школе классы различались по степени успешности освоения школьной программы: наиболее успешные (далее — классы типа А), относительно успешные (далее — классы типа Б), и наименее успешные (далее — классы типа В). Это разделение было использовано нами в качестве оценки успешности.
Все полученные результаты были обработаны статистически. Различия между выборками оценивались с помощью однофакторного диспер-
о о
LQ
л
о о
ш
о о (в
5
Характерно, что ВР каждого ребенка по большей части соответствует его успеваемости, что согласуется с данными, полученными другими исследователями (Чуприкова, Ратанова, 1995, Frisk, 1995). Однако некоторые дети из классов Б и В демонстрируют достаточно быстрое ВР, даже превосходя по скорости реакции многих учеников
сионного анализа и непараметрического критерия Краскел-Уоллеса. Все расчеты проводились с использованием пакетов программ Microsoft Excel 2003 и Statistica 6.0 (StatSoft, Inc. 1984—2001).
Результаты и обсуждение. На рисунке видно, что в классе типа А относительно больше детей с коротким ВР, а в классе типа В — относительно меньше. Различия между классами достоверны (критерий Краскелл-Уоллеса H = 3,84, p = = 0,050 для девочек и H = 5,73, p = 0,017 для мальчиков). Классы типа Б занимают промежуточное положение.
класса типа А. Это означает, что достигаемый уровень академической успешности не всегда соответствует психофизиологическим возможностям ребенка. В некоторых случаях низкая академическая успешность может быть связана исключительно с пробелами в воспитании. Таким образом, исследование ВР дает нам возможность вы-
Количество испытуемых 10 8 6 4 2 0 10 8 6 4 2 0
10 8 6 4 2
200 300 400 500 600 700 100 200 300 400 500 600 700
Девочки
Мальчики
Время реакции
Рис. Гистограммы распределений времени простой зрительно-моторной реакции у школьников 11 лет
~ 84 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Гилева О.Б. Время реакции школьников как инструмент здоровьесбережения учащихся
делить детей, у которых сложности учебы обусловлены психофизиологическими причинами, что открывает широкие возможности для создания здо-ровьесберегающих педагогических методов, учитывающих особенности конкретного ребенка.
Таким образом, ученики, которые могут быть охарактеризованы как неуспешные, демонстрируют высокие показатели ВР и, по-видимому, эти показатели маркируют свойства индивидуальности, не способствующие достижению успеха в школе. Это дети, которым требуется дополнительное внимание и поддержка в учебном процессе, их нужно оберегать от чрезмерных требований и объема учебного материала.
Одним из таких способов может служить технология биоуправления, которая позволяет гармонизировать вегетативную регуляцию и способствует улучшению мозгового кровообращения у подростков (Каменченко и др., 2014, Поскоти-нова и др., 2015, а, б). По нашим данным, обучение учеников с помощью этой технологии позволяет повысить успеваемость по некоторым предметам образовательного цикла (Гилева, 2009).
ЛИТЕРАТУРА
1. Алянчикова Ю.О., Смирнов А.Г. Связь индивидуальной минуты и тревожности у больных неврозами // Физиология человека. 1997. № 5. С. 51—54.
2. Гилева О.Б. Опыт коррекции школьной успешности методами биоуправления // Вестник уральской медицинской академической науки. 2009. № 2. С. 179—181.
3. Казин Э.М., Березина М.Г., Прохорова А.М. Влияние социально-психологических и психофизиологических условий и факторов на социальное здоровье
и особенности формирования асоциального поведения у лиц женского пола // Валеология. 2010. № 4. С. 34—41.
4. Каменченко Е.А., Поскотинова Л.В., Демин Д.Б., Кривоногова Е.В. Показатели реоэнцефало-граммы у подростков при биоуправлении параметрами ритма сердца в режиме мониторинга // Вестник САФУ, серия Медико-биологические науки. 2014. № 2. С. 37—48.
5. Поскотинова Л.В., Кривоногова Е.В., Овсян-кина М.А., Мельникова А.В. Типы реактивности вегетативной нервной системы и динамика уровня тревожности в процессе биоуправления параметрами ритма сердца у педагогов // Вестник САФУ, серия Медико-биологические науки. 2015а. № 4. С. 90—98.
6. Поскотинова Л.В., Овсянкина М.А., Кривоногова Е.В., Мельникова А.В. Соотношение психологических и вегетативных показателей в процессе курса биоуправления параметрами вариабельности сердечного ритма у педагогов // Электронный научно-образо-вaтельный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2015б. Т. 17. № 9. С. 1—4.
7. Чуприкова Н.И., Ратанова Т.А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированно-сти у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 104—114.
8. Frisk M. Mental and somatic Health and social — adjustment in ordinary school — children during childhood and adolescence related to central nervous function as expressed by a complex reaction-time // Eur. Child. Ado-lesc. Psych. 1995. Vol. 4, issue 3. P. 197—208.
9. Youssef F.A., Goodrich N. Accelerated versus traditional nursing students. A comparison of stress, critical thinking ability and performance // Int. J. Nurs. Stud. 1996. Vol. 33, issue 1. P. 76—82.
THE REACTION TIME OF PUPILS AS A TOOL FOR HEALTH SAVINGS
O.B. Gileva
The Ekaterinburg Institute of Physical Education Ekaterinburg, Russia
Annotation. We studied the reaction of schoolchildren aged 11—12 in relation to academic performance. In children with low academic performance, revealed a high response time. We assume that the success of the training can be determined by psycho-physiological peculiarities of the student to a great extent. The aid measures for these children can be offered biofeedback.
Key words: pupils, reaction time.
~ 85 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
REFERENCES
1. Alyanchikova Yu.O., Smirnov A.G. The Correlation of Individual Minute and Anxiety in Neurotic Patients. Fiziol. Chel, 1997, vol. 23, no.. 5, pp. 51—54 (In Russian).
2. Chuprikova N.L, Ratanova T.A. Intelligence indices and cognitive differentiation in junior school-children. Voprosy Psychologii, 1995, no. 3, pp. 104—114 (In Russian).
3. Frisk M. Mental and somatic Health and social — adjustment in ordinary school — children during childhood and adolescence related to central nervous function as expressed by a complex reaction-time. Eur. Child. Adolesc. Psych., 1995, vol. 4, issue 3, pp. 197—208.
4. Gileva O.B. Experience of correction of school success by biofeedback methods. Vestnik uralskoi meditsinskoi akademicheskoi nauki, 2009, no. 2, pp. 179— 181 (In Russian).
5. Kazin E.M., Berezina M.G., Prokhorova A.M. Vlijanie social'no-psykhologicheskyh I psychophysiologi-cheskyh uslovij i faktorov na social'noe zdorov'e i oso-bennosti formirovanija asocial'nogo povedenija u lic zhenskogo pola. Valeologia, 2010, no. 4, pp. 34—41.
6. Kamenchenko E.A., Poskotinova L.V., De-min D.B., Krivonogova E.V. Rheoencephalogram parameters in adolescents at monitoring of heart rate variability biofeedback training. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University, 2014, no. 2, pp. 37—48 (In Russian).
7. Poskotinova L.V., Ovsyankina M.A., Krivonogova E.V., Melnikova A.V. Relationship psychological and autonomous nervous system parameters during the heart rate variability biofeedback course in teachers. Bulletin "Health and Education Millenium", 2015, vol. 17, no. 9, pp. 1—4 (In Russian).
8. Poskotinova L.V., Krivonogova E.V., Ovsyan-kina M.A., Melnikova A.V. Types of autonomic nervous system reactivity and anxiety dynamics during heart rate variability biofeedback in teachers. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University, 2015. no. 4, pp. 90—98 (In Russian).
9. Youssef F. A., Goodrich N. Accelerated versus traditional nursing students. A comparison of stress, critical thinking ability and performance. Int. J. Nurs. Stud., 1996, vol. 33, issue 1, pp. 76—82.