2015, том 17 [9]
УДК [612.176.4+612.821+371.12](045)
СООТНОШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ВЕГЕТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КУРСА БИОУПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ПЕДАГОГОВ
Л.В. Поскотинова , М.А. Овсянкина ,
Е.В. Кривоногова , А.В. Мельникова
1д.б.н., доцент, зав. лаб. биоритмологии,
ФГБУН «Институт физиологии природных адаптаций» УрО РАН; проф. кафедры экологической физиологии и биохимии,
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия
2Педагог Архангельского педагогического колледжа, г. Архангельск, Россия
3к.б.н., с.н.с. лаборатории биоритмологии,
ФГБУН «Институт физиологии природных адаптаций УрО РАН, г. Архангельск, Россия
Аннотация. Проведен анализ изменений психоэмоционального статуса до и после курса биоуправления с целью увеличения общей мощности спектра ВСР у педагогов. Установлено, что наиболее значимо произошло снижение уровня тревожности. Снижение уровня симпатикотонии наиболее связано было со снижением уровня нервно-психического напряжения. Исходная тахикардия как отражение напряжения симпатоадреналовой системы определила сохранение повышенного уровня тревожности после проведения курса биоуправления и обуславливает необходимость более продолжительного курса сеансов биоуправления.
Ключевые слова: педагоги, вариабельность сердечного ритма, биоуправление, психоэмоциональное состояние.
Целью исследования явилось определение приоритетов в изменениях уровней нервно-психического напряжения, тревожности, астенизации, депрессии, фрустрированности социальных потребностей у педагогов среднего профессионального образовательного учреждения после курса 10 сеансов био-
управления с повышением общей мощности спектра вариабельности сердечного ритма. Обследовано 15 педагогов (женщин) Архангельского педагогического колледжа города Архангельска в процессе рабочего времени (средний возраст 51,0 ± 6,0 лет, профессиональный стаж более 20 лет). Курс включал
—-----------------------------—
~ 1 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [9]
10 сеансов биоуправления с целью увеличения суммарной мощности (TP — total power, мс2) вариабельности сердечного ритма (ВСР), ориентируясь на предъявляемый график динамики показателя ТР (патент 237771 РФ). Сеансы проводились ежедневно или через день в течение 2 рабочих недель и включали 5-минутную регистрацию кардиоинтервалограммы во время фоновой записи и вовремя 5-минутного кардиотренинга. Критериями эффективности сеанса биоуправления считали увеличение показателя ТР и снижение индекса напряжения регуляторных систем (ИН). На 1-ми 10-м сеансах биоуправления для определения степени нервно-психического напряжения (НИН) были применены методика Т.А. Немчина [1], уровня тревожности — методика Дж. Тейлора, адаптированная В.Г. Норакидзе, астенизации — методика Л.Д. Малковой и Т.Г. Чертовой, субдепрес-
сии — опросник В. Зунге и Т.Н. Балашовой [2], фрустрированности социальных потребностей — методика Л. И. Вассермана (модификация В.В. Бойко) [1]. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы SPSS Statistics, 17.0.
Результаты предыдущих исследований [3] показали, что у педагогов уровень ИН снизился в среднем от 205,2 усл. ед. при 1-м сеансе до 107,8 усл. ед. на 10-м сеансе (р < 0,01). При этом суммарная мощность ВСР возросла от 768,88 мс2 при 1-м сеансе к 1959,23 мс2 к 10-му сеансу (р < 0,05). Из всех показателей психоэмоционального состояния наиболее значимо произошло снижение уровня тревожности — до 53% от исходного уровня (рис.). При этом исходные значения соответствовали среднему, с тенденцией к высокому уровню тревожности — 19,0 (16,0; 21,0) баллов.
Рис. Процентное отношение к исходным значениям (%) психологических показателей у педагогов к 10-му сеансу биоуправления параметрами ВСР.
—-----------------------------—
~ 2 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [9]
К 10-му сеансу биоуправления данный показатель в среднем составил 15,0 (11,0; 19,0) баллов (р < 0,05), что в целом оценено было как низкий уровень тревожности. Изменения НПН носило разнонаправленный характер, индивидуальные его изменения были как в сторону снижения до 30%, так и в сторону повышения, но в рамках слабого НПН (от 40,0 (35,0; 42,0) до 36,0 (32,0; 41,0) баллов, р < 0,05). Астенизация в среднем также была слабой — в среднем 46,0 (37,0; 53,0) баллов до и 42,0 (35,0; 47,0) после курса биоуправления (р < 0,05). Изменения уровней фрустрированности социальных потребностей и субдепрессии были минимальными. Корреляционный анализ показал, что процент снижения НПН к 10-му сеансу положительно связан со степенью снижения ИН как в фоне (г = 0,62, р < 0 ,05), так и при биоуправлении (г = 0,63, р < 0 ,05). Степень повышения ТР была обратно пропорциональна снижению НПН (г = -0,65, р < 0,05).
Выявлена положительная корреляция исходной частоты сердечных сокращений и последующего прироста уровня тревоги по отношению к исходному ее уровню (г = = 0,61, р < 0,05).
Таким образом, в процессе биоуправления параметрами вариабельности сердечного ритма у педагогов наиболее значимо произошло снижение уровня тревожности, которая потенцирует стресс-реактивность всех регуляторных систем организма [4]. Снижение
уровня симпатикотонии наиболее связано было со снижением уровня нервно-психического напряжения. Исходная тахикардия как отражение напряжения симпато-адреналовой системы может определять сохранение повышенного уровня тревожности после проведения курса биоуправления и определяет необходимость более продолжительного курса сеансов биоуправления.
Работа поддержана грантом РГНФ и правительством Архангельской области № 15-16-29004.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение. СПб.: Физиологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. 736 с.
2. Реактивность вегетативной регуляции ритма сердца в процессе курса биоуправления параметрами вариабельности сердечного ритма у педагогов / Л.В. Поскотинова, М.А. Овсянкина, Е.В. Кривоногова, А. В. Мельникова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 [электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/121-19144 (дата обращения 20.08.15).
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Гуманит. изд. центр «Вла-дос», 1999. 384 с.
4. Спонтанная и вызванная электрическая активность головного мозга при высоком уровне тревожности / А. В. Грибанов, И. С. Кожевникова, Ю.С. Джос, А.Н. Нехорошкова // Экология человека. 2013. № 1. С. 39—47.
—-----------------------------—
~ 3 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2015, том 17 [9]
RELATIONSHIP PSYCHOLOGICAL AND AUTONOMOUS NERVOUS SYSTEM PARAMETERS DURING THE HEART RATE VARIABILITY BIOFEEDBACK COURSE IN TEACHERS
L. V. Poskotinova , M.A. Ovsyankina ,
E. V. Krivonogova3, A. V. Melnikova4
1Head of the Laboratory Biorhythmology, Sc. D (Biol.)., Associate Professor,
The Institute of Environmental Physiology, Ural Branch, Russian Academy of Sciences;
Professor, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov,
Arkhangelsk; Russia
2Teacher, Arkhangelsk Pedagogical College,
The Institute of Environmental Physiology, Ural Branch, Russian Academy of Sciences,
Arkhangelsk; Russia
3Senior Scientific Researcher, Cand. Sci. (Biol.),
The Institute of Environmental Physiology, Ural Branch, Russian Academy of Sciences,
Arkhangelsk; Russia
4Teacher, Arkhangelsk Pedagogical College,
Arkhangelsk; Russia
Resume. An analysis of mental and emotional status changes before and after course of the heart rate variability (HRV) biofeedback to increase the total power of HRV spectrum in teachers was performed. The most significantly decreased the level of anxiety was found. Reducing of sympathetic tonus was associated with a decreasing in the level of mental stress. Initial tachycardia as a reflection of sympathetic-adrenal system activity identified the preservation of high anxiety after a biofeedback course and necessitates a longer course of biofeedback sessions.
Key words: teachers, heart rate variability, biofeedback, psychic and emotional state.
REFERENCES
1. Vasserman L.I., Shchelkova O.Yu. Medi-tsinskaya psikhodiagnostika. Teoriya, praktika i obu-chenie. Saint Petersburg, Fiziologicheskii fakul'tet SPbGU; Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2004. 736 s.
2. Poskotinova L.V., Ovsyankina M.A., Krivonogova E.V., Mel'nikova A.V. Sovremennye prob-
lemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 1, available at: http://www.science-education.ru/121-19144.
3. Rogov E.I. Nastol'naya kniga praktiche-skogo psikhologa. Moscow, Gumanit. izd. tsentr «Vlados», 1999, 384 p.
4. Gribanov A.V., Kozhevnikova I.S., Dzhos Yu.S., Nekhoroshkova A.N. Ekologiya cheloveka, 2013, no. 1, pp. 39—47.
—-----------------------------—
~ 4 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)