УДК 281.93(470.51)
М.А. Ощепков
ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В УДМУРТСКОМ ВЕРХОКАМЬЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА КУЛИГА)
В статье на основе различных источников рассмотрены вопросы появления и происхождения старообрядческого населения в районе удмуртского Верхо-камья, указаны причины и разные версии заселения первыми раскольниками данной территории, которые отличаются по датировке, устанавливается этническое происхождение местного старообрядчества.
Ключевые слова: Верхокамье, история, кержаки, миграции, старообрядчество.
Раскол русской православной церкви середины XVII в. стал национальной трагедией, настоящим испытанием для государства и общества, спровоцировал поток миграций внутри страны и даже за ее пределы, что было вызвано преследованием раскольников со стороны православной церкви и властей.
Основной этнической группой мигрировавших было русское славянское население. Старообрядческие миграционные потоки носили продолжительный характер и проходили в несколько этапов: из одних глухих, необжитых мест староверы перемещались в другие окраинные районы государства, создавая локальные старообрядческие центры и осваивая пустующие территории. Некоторые из них существуют
Ощепков Михаил Андреевич - магистрант Института истории и социологии Удмуртского государственного университета, argentina84@bk.ru
до сих пор. Одним из крупных сохранившихся центров старообрядчества является Верхокамье. Современные территориальные рамки Верхокамья определяются северо-восточной частью Кезского района Удмуртской Республики, где и находится село Кулига, а также юго-западными Сивинским и Верещагинским районами Пермского края, расположенными вокруг истока Камы.
Очаги русского старожильческого населения на территории Верхнего Прикамья, Перми Великой начали складываться уже в конце XV - начале XVI вв. Однако оно было малочисленным. На этом этапе основу русского населения Прикамья заложили выходцы из районов Русского Севера [3, с. 58].
Следующая волна миграции русского населения в этот регион связана с церковным расколом в середине XVII в. Появление раскольников в Верхокамье было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, район, где поселились старообрядцы, был труднодоступным, одним из так называемых «медвежьих углов». В XIX в. священники кулигинской Христорождественской церкви писали, что «сообщение затруднено лесистыми, болотистыми и вообще неудобными дорогами» [9, л. 72]. Старообрядцы традиционно выбирали именно такие глухие места. Во-вторых, здесь располагались наиболее плодородные для лесной зоны дерново-карбонатные почвы, позволяющие получать более высокие урожаи. Поскольку все местные старообрядцы были крестьянами, их существование напрямую зависело от природных условий и полученного урожая. В-третьих, через Верхокамье проходили дороги, которые связывали Центральную Россию, Поволжье, Русский Север с Сибирью, куда также шла миграция старообрядцев. Представляется, что был и четвертый фактор. Старообрядцы попали в привычную для них финно-угорскую этническую среду. До Верхокамья многие из пришедших староверов жили в районе Русского Севера и Нижегородской губернии, соседствуя с другими финно-угорскими народами, и были знакомы с их обычаями и нравами.
Однако возникает вопрос, когда появились старообрядцы в Вер-хокамье? Как отмечает И.В. Починская, государственные чиновники и миссионеры, во множестве писавшие в XIX в. о старообрядчестве, основывали свое повествование на устной традиции, почерпнутой в ходе поездок, и иногда привлекали следственные дела, осевшие в местных
органах власти. Поэтому их рассказы о старообрядцах, за редким исключением, начинались с недалекого прошлого. К таким источникам исследовательница относит «Записку о раскольниках Глазовского уезда». Документ, обнаруженный в Государственном архиве Кировской области, был составлен в 1854 г. старшим помощником правителя канцелярии Вятского губернатора, титулярным советником В.А. Минхом. В «Записке» содержатся сведения о появлении раскола в Глазовском уезде, в том числе в западной части Верхокамья в районе Кулиги. В.А. Минх пишет, что в Кулигах раскол появился в 1832 г. Начало раскола он связывает с деятельностью Анастасии Михайловны Власовой, урожденной Сабуровой [5, с. 236]. Этой же точки зрения придерживался глазовский священник и миссионер М. Фармаковский. Материалы его отчета «Раскол в северной полосе Глазовского уезда» были опубликованы в 1880 г. в «Вятских епархиальных ведомостях». При составлении отчета, как считает И.В. Починская, использовалась записка В. А. Минха. Время появления раскола в Кулиге М. Фармаковский также датирует 1832 г., а историю появления раскола он связывает с пермским населением и расколоучителями, пришедшими из Пермской губернии [6, с. 241].
Священники Христорождественской церкви села Кулига, открытой в 1838 г., год спустя после строительства на том же месте часовни, называют в своих отчетах 1834 г. как дату появления раскола, а значит, и раскольников, на территории прихода. [9, л. 70; 8, л. 23; 12, л. 5]. Деятельность священников распространялась на расстоянии от 1 до 30 верст от часовни [8, л. 27]. Примечательно, что все русское население Верхокамья, как православных, так и старообрядцев, священники считали «пермятского племени» и называли их пермяками [11, л. 49].
Официально-церковная версия XIX в. имеет множество недостатков и потому вызывает недоверие. Начнем с того, что все официальные источники, говоря о появлении раскола в районе Кулиги, которая входила в Глазовский уезд Вятской губернии, таким образом, отрывают ее от остального Верхокамья и нарушают целостность картины. Но при этом стоит сказать, что распространение раскола в Верхокамье шло с востока на запад, поэтому раскол в Кулиге, вероятно, появился позже, чем в пермской части этого локального старообрядческого центра.
Еще одним аргументом, противоречащим официальной церковной версии о времени появления раскола, можно считать численность
старообрядческих дворов и старообрядческого населения, относящихся к приходу Христорождественской церкви. В «Ведомости о церкви Глазовского уезда вновь открытого села Кулигинского» за 1838 г. был зафиксирован 161старообрядческий двор, где проживали 807 мужчин и 851 женщина. Тогда как других дворов, удмуртских и русских православных, было 163 [9, л. 72]. Как можно заметить, к открытию прихода почти половину населения данной местности составляли старообрядцы. Не вызывает сомнений, что раскол на этой территории уже существовал, более того, появился значительно раньше 30-х гг. XIX в. С открытием в 1837 г. православного прихода в Кулиге количество старообрядцев только увеличивалось: в 1840 г. в приходе было 214 раскольничьих дворов [10, л. 3], а к началу XX в. (1902 г.) количество раскольничьих дворов выросло до 554. Для сравнения: православных дворов в это время было всего 52 [7, л. 1]. Не исключено, что официальная дата появления раскола в Кулиге и открытие в это же время прихода связано с новой волной миграции старообрядцев-поморцев в Верхокамье.
Наиболее правдоподобной выглядит точка зрения работников Ку-лигинского краеведческого музея «Истоки», опирающихся на устные источники и воспоминания местных староверов, где информация передается из поколения в поколение. Согласно этой версии, на кулигинской стороне старообрядцы поселились во второй половине XVIII в.
Говоря о происхождении старообрядчества, которое чиновники и священники считали «пермского племени», отметим два момента: либо старообрядческое население имело местное, финно-угорское происхождение, как отмечал миссионер М. Фармаковский, либо появление раскольников в этих местах произошло значительно раньше, чем считалось в официально церковной историографии второй половины XIX - начала XX в. Возможно, русские старообрядцы появились в Вер-хокамье уже давно и потому в сознании большинства «опермячились».
У московских и пермских исследователей, занимающихся верхо-камским поморским старообрядчеством, не возникает сомнений, что костяк этого старообрядчества составило пришлое население, которое появилось в Верхокамье уже на рубеже XVII-XVIII вв. Прародиной поморского толка считается территория современной Архангельской области. Первая поморская община возникла в 1694 г. среди дремучих
повенецких лесов по реке Выге, близ озера Выг. Позднее с севера сначала расколоучители, а затем и рядовые староверы стали перебираться на Урал, в Сибирь, а также в Нижегородскую губернию, где обосновались на знаменитой реке Керженец. Именно оттуда вошло в оборот слово «кержак». Верхокамские старообрядцы и сейчас называют себя кержаками и считают, что они - потомки переселенцев с Керженца [2, с. 231].
Известно, что первый разгром кержанских скитов был в первой трети XVIII в. Поскольку верхокамские староверы - потомки раскольников с Керженца, можно предположить, что они появились в Верхокамье примерно в это время.
Эту же дату появления старообрядцев называет и В.П. Богданов. Он проанализировал четыре старообрядческих текста, сопоставил их между собой и предположил, что время написания наиболее раннего из них относится к первой трети XVIII в. По его мнению, местом написания являлась территория Глазовского уезда Вятской губернии в районе Верхокамья [1, с. 256]. Таким образом, в первой трети XVIII в. в Верхокамье старообрядчество уже существовало.
И.В. Поздеева, проведя археографические исследования книжности Верхокамья, приходит к выводу, что первыми поселенцами старообрядцами в этом районе были жители Москвы и Подмосковья, которые бежали сюда на рубеже XVII-XVIII вв. [4].
Аналогичной точки зрения придерживается и другой исследователь старообрядчества Верхокамья - Г.Н. Чагин, который указывает на первое появление раскольников в данном регионе на рубеже XVII-
XVIII вв. Он пишет, что «после церковного раскола середины XVII в. Верхокамье притягивало беглых Москвы, Заонежья, берегов Двины и Волги» [13, с. 38].
Таким образом, существуют две гипотезы появления старообрядчества в Верхокамье. Представители официальной церковной историографии относили время появления раскольников в районе Кулиги к 30-м гг.
XIX в. Современные исследователи старообрядчества удревняют их появление в Верхокамье. Более точное происхождение раскола в этом старообрядческом центре помогут установить дальнейшие исследования с введением в оборот новых источников, которые прольют свет на этот вопрос.
Список использованных источников и литературы
1. Богданов В.П. Глазовский уезд как крупный старообрядческий центр конца XVIII - начала XIX вв. // Старообрядчество: история, культура и современность: Сборник материалов XI Международной научной конференции. М., 2014. Т. 1. С. 256-260.
2. Верхокамская «Народная Библия» // Материалы к истории старообрядчества Верхокамья: по итогам экспедиций исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: Сборник документов / отв. ред. В.П. Богданов, В.П. Пушков. М., 2013. 276 с.
3. Народы пермского края: этническая история и современное этнокультурное развитие. Словарь-справочник / под ред. А.В. Черных и др. СПб., 2014. 416 с.
4. Поздеева И.В. Книжность старообрядческого Верхокамья: истоки, читатели, судьбы (по записям на экземплярах книг Верхокамского собрания НБ МГУ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.starover.religare. ru/article7774.html (12.05.2017).
5. Починская И.В. «Записка о раскольниках Глазовского уезда» В.А. Минха // Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 4(157). С. 232-243.
6. Фармаковский М. Раскол в северной полосе Глазовского уезда // Вятские епархиальные ведомости. 1880. № 10. С. 239-247.
7. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф. 46. Оп. 1. Д. 18.
8. ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 587.
9. ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 592.
10. ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 601.
11. ЦГА УР. Ф. 189. Оп. 1. Д. 410.
12. ЦГА УР. Ф. 190. Оп. 1. Д. 302.
13. Чагин Г.Н. Заселение, материальная культура и быт русского населения Верхокамья // Димухаметова С.А. Мир вещей русских крестьян. XIX-XX вв.: Традиционная народная культура русского старообрядческого населения Верхокамья: Из собрания Пермского краевого музея: каталог. Пермь, 2010. С. 36-55.