УДК 332.1
А.А. Анохин, аспирант Е.С. Мальцева, кандидат экономических наук ГОУ ВПО «Орло вская регио нальная академия го су дарственно й службы»
ВРЕМЕННАЯ ЗАНЯТОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье обсуждается проблема трудовой занятости несовершеннолетних граждан, что вызвано стремлением компенсировать недостаток человеческого капитала: через работу школьник получает не только специфический, но и общий человеческий капитал.
Ключевые слова: рыток труда, рабочие места, занятость молодежи, несовершеннолетние граждане, трудовой опыт, временное трудоустройство, профессиональная ориентация, адаптация к рытку труда.
Среди актуальных современных социальных про блем России все более значимой для о бщества и государства становится про блема занятости учащейся м л дежи, значительная часть к т р й желает совмещать учёбу с работо й. Внимание к про блемам, волнующим сегодня молодежь, является нео бходимым условием дельнейшего эффективного развития России. Целенаправленная молодежная п литика м жет внести существенный вклад и в пре д ление дем графическ г кризиса, и в беспечение инн ваци нных п дх д в в эк н мике, и в укрепление гражданско го о бщества.
Осн вными задачами временн г труд устр йства шк льник в являются: при бщение к труду и
при бретение пределенных пр фесси нальных навык в; расширение спектра услуг, пред ставляемых м л дым людям на рынке труда и п вышения качества уже существующих услуг; дать в зм жн сть адаптир ваться в труд в м к ллективе и научиться нести тветственн сть за вып лняемую раб ту; занять св б дн е время п др стк в интересным и с циальн -п лезным дел м; дать в зм жн сть п др стку св им труд м зараб тать деньги. В стреб ванн сть вт ричн г труда для структур различных ф рм с бственн сти д стат чн выс ка, н зачастую в рганизаци нн м плане пр блематична [1].
Осн вными видами раб т для вт ричн г труд устр йства нес вершенн летних являются: сельск х зяйственные раб ты; уб рка,
благ устр йств и зеленение террит рий; раб ты в слесарных, ст лярных мастерских; рем нтные
раб ты; раб ты в качестве младшег
бслуживающег перс нала в рганах
здрав хранения, детских д шк льных учреждениях; реклама; курьерская деятельн сть; п дс бные раб ты на про изводственных предприятиях [2]. Нередко в реги нах разрабатываются и целевые пр граммы «Временн е труд устр йств нес вершенн летних граждан в во зрасте от 14 до 18 лет», формируются планы меро приятий по активно й политике содействия занятости молодежи. Создаются Координационные с веты с действия занят сти населения
Labour employment of minor citizens is caused aspiration to compensate the lack of human capital: through work a schoolboy gets not only specific but also general human capital.
Key words: Labour-market, workplaces, employment of young people, minor citizens, labour experience, temporal employment, professional orientation, adaptation to the labour-market.
муниципальных о бразований, которые проводят координацию деятельности молодежных бирж труда. Поводятся конкурсы работодателей по организации временного трудоустройства молодежи, в том числе и учащейся молодежи, что создает возмо жности дальнейшего укрепления сотрудничества, до -
полнительного привлечения финансовых средств партнеров, улучшения условий, форм труда этой категории работников. Анализ организации
взаим действия с раб т дателями п зв ляет сделать выв ды нед стат чн й пр раб танн сти механизма привлечения раб т дателей к труд устр йству учащейся м л дежи, с бенн из числа
нес вершенн летних граждан, учитывая их низкую конкурентоспосо бность на рынке труда. Следует
признать, чт для раб т дателей п д бные акции, скорее всего, имеют моральный ко нтекст, когда для них важным становится публичное одо брение их о бщественно-гражданской позиции. Однако тако й п дх дне решает пр блемы в цел м, в силу чег над разрабатывать эк н мические мет ды
стимулир вания раб т дателей.
Перех д шк льника к статусу раб тника связан с рядом о бъективных и субъективных мотивирующих факт р в, мы п ставили ряд исслед вательских
вопросов. Какие группы школьников о бращаются к вторично й занято сти в большей степени? Где ищут и как нах дят раб ту шк льники? П м гает ли на выбору будущей про фессии? В ходе анкетирования было опрошено 300 учащихся школ Орловской о бласти (включая 46,7% юношей и 53,3% девушек), средний во зраст респо нденто в со ставил 17 лет.
Существенным параметр м выб р чн й с в купн сти был представительств среди единиц наблюдения как раб тающих, так и нераб тающих шк льник в. В исслед вании мы исх дили из понимания мотивации как совокупности субъективных и бъективных факт р в,
п буждающих чел века к труд в й деятельн сти и придающих эт й деятельн сти направленн сть, риентир ванную на д стижение пределенных целей. О м тивах занят сти нес вершенн летних граждан мо жно судить по данным таблицы 1.
Таблица 1 - Мо тивы вторично й занято сти и по иска рабо ты несовершеннолетними гражданами (в % о т числа о про шенных)
Варианты о твето в Мотивы занятости
Мне нужны до полнительные деньги на личные расходы 54,7
Я хочу получить опыт работы по мо ей будущей специально сти 23,0
Меня привлекает возможность дальнейшего трудоустройства 10,7
Учебная про грамма о ставляет мне достаточн о времени, которое хочу потратить на что-то стоящее 7,0
Моей семье нео бходимы дополнительные средства 7,0
Я следую примеру сво их друзей и знако мых 2,3
Нео бходимость (или желание) участвовать в семейном бизнесе 0,3
Примечание: Можно было выбрать несколько вариантов ответа.
Из таблицы 1 видно, что работа не является для школьнико в ключевым усло вием жизнеобеспечения, а материальные потребно сти - далеко не единственное, что ставит их перед нео -ходимостью выходить на рынок труда. Помимо чисто экономических по -требностей, важную р оль играют стремления, связанные, в частности, с будущей про фессиональной деятельностью, а именно: налаживание контактов, социальных коммуникаций и самореализация в про фессии, которые мо гут стать ресурсо м для получения будущих бенефиций. С некоторыми допущениями приведенные мотивы можно сгруппировать в две осно вные категории:
1) тактические - устано вки на получение до -
полнительных денег на карманные расходы или средств к существо ванию, нео бходимость
участвовать в семейном бизнесе;
2) стратегические - стремление приобрести репутацию, стаж и опыт работы. Иными словами, речь идет о накоплении социального капитала как индивидуального атрибута, дающего серьезные преимущества в достижении жизненных целей, карьере, доступе к информации. Исходя из данной классификации, мо жно выявить две группы поведенческих стратегий работающих школьников: "работа-деньги" и "работа-о пыт". Работа ради денег не требует специальных навыков и, как правило, приносит сравнительно большие доходы (с точки зрения человека, не имеющего высшего или другого профессионального образования и стажа работы). Самые распространенные среди несовершеннолетних виды труда - промоутеры, курьеры, экологи, разнорабочие. Выбирающие второй вид работ рассчитывают, прежде всего, на получение о пыта по будущей специальности. С целью получения о пыта школьники устремляются на работу, зачастую не придавая значения денежному вознаграждению за труд. Порою их единственным требованием к работодателю становится юридическое о формление трудо вых отно шений - "что по казать после о ко нчания образования вместе с дипломом". Исследование показало понимание того, что социальный капитал
(наравне с другими формами капитала), в случае его активного использования, спосо бен приносить дивиденды в виде дополнительных возмо жностей поиска работы, высво бо ждения времени, повышения удовлетворенности жизнью и, наконец, более широкой социальной идентификации, присуще одно й трети части о про шенных респо нденто в.
Мотивы занятости работающих школьников весьма неоднозначны. Первое место в списке занимает желание иметь дополнительные деньги на личные расходы - этот мотив отмечают 54,7% респондентов. Показательно, что необходимость о беспечивать себя и свою семью стоит лишь на пятом месте (7% работающих респондентов). Одно из последних мест в "рейтинге" занимает нео бходимость участво вать в семейно м бизнесе (1,3% высказываний). Анализ данных показал, что у некоторых групп работающих несовершеннолетних граждан рейтинг мотивов отличается от мотивационной структуры, представленной в таблице
1. К таким группам отно сятся школьники из семей с низким уровнем доходов. Для них приоритетом является нео бходимость о беспечивать себя и свою семью средствами существования (68,5%). Стремления, связанные с про фессионализацией, накоплением о пыта и дальнейшим трудоустройством, отходят на второй план (29,4%). Что касается среднео беспеченных и осо бенно высокоо беспеченных респондентов, то в их мотивационной структуре со отно шение отдельных мотиво в ино е. На перво м месте у них - желание иметь свои личные деньги (соответственно 55% и 62%). В этих группах значительно больше тех, кто хотел бы получить о пыт работы по будущей профессии (28% и 20% соответственно) и стремится к дальнейшему трудоустройству в выбранной сфере занятости (10,5% и 17,7%). Наблюдается желание вертикального перемещения по социальной лестнице с целью дальнейшего улучшения качества жизни. Таким о бразом, у о беспеченных детей также наблюдается весьма существенная мотивация занятости, но базируется она на ином спектре потребностей, чем у малоо беспеченных респо ндентов. Потребность в работе формируется у них не только под воздействием сугубо эконо мической нео бходимости. Важную роль здесь играет стремление к про фессионализации, скорейшее включение в трудовую деятельность, ощущение независимости и самоуважение, что является позитивной со -ставляющей со циально го самочувствия.
Среди м тив в п ступления на раб ту наиб лее значимым является улучшение материальн г п л жения, ег тметили 77,9 % раб тающих
респ ндент в. На вт р м месте - раб та как во змо жно сть самореализации (31,4 %). “Получение практических навык в, расширение знаний специальности” и “возмо жность дальнейшего трудоустройства” в качестве мотивов дополнительно й занято сти указали 22,1 % и 11,6 %, со ответственно (рис. 1).
77,9
31,4_____________________
--------------- -------------22,1
- 11,6 -і-------------
■^Улучшение материального положения
□ Возможность самореализации
■ □ Возможность трудоустройства
□ Получение практических навыков,
______расширение знаний о специальности__________
Рисуно к 1 - Мо тивация вто рично й занято сти Орл овских шк льник в
М жн г в рить четк й связи: с знание
не бх дим сти зараб тка в мн г м пределяет наличие люб й занят сти, тсутствие так й п требн сти, с тветственн , ведет к незанят сти молодёжи. Таким о бразо м, не реальный доход — его абсолютное, цифровое выражение — влияет на временную занят сть, а щущение не бх дим сти с бственн г зараб тка. Среди с знающих нео бходимость со бственного заработка подработку имеют т льк 21%, т.е. практически ст льк же, ск льк и среди трицающих эту не бх дим сть (19%). Иначе г в ря, частичн е (неп лн е) присутствие на рынке труда св йственн как тем нес вершенн летним, к т рые считают для себя важным иметь с бственный зараб т к, так и тем, к т рые не считают эт не бх димым. Среди тех, кт назвал со бственный заработо к нео бходимым для себя, так е с четание характерн для 22% в т время, как для тех, кто полагает, что мо жет о бойтись без него, о но практически отсутствует - 1%. На активно сть шк льник в на рынке вт ричн й занят сти в Орловской области влияют объективные
макроэко но мические усло вия и внутреннее о щущение не бх дим сти зараб тка, являющееся тражением стремления к определенному уровню жизни. Мо жно говорить о некотором диссонансе между характеристиками желаем й и действительн й работы. Школьники в большей степени заинтерес ваны в реализации на д п лнительн й раб те с бственн г тв рческ г п тенциала, чем эт на данный м мент м жет предл жить рын к до полнительно го труда.
Результаты пр ведённ г исслед вания,
по зволяют сформулиро вать следующие выводы:
- трудовая занятость школьников о бусловлена
стремлением пре д леть граничения п требления в текущем периоде. Вместе с тем, анализ данных п зв лил выявить иную функцию труд в й занят сти - мн гими респ ндентами на
воспринимается как инструмент «взросления». Именн в данн м качестве, а не как сам ст ятельная ценность, получение дополнительного денежного д х да благ даря с вмещению учебы с раб т й рассматривается шк льниками как привлекательная практика;
- труд вая занят сть нес вершенн летних граждан вызвана стремлением к мпенсир вать нед стат к
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
человеческого капитала (накопление человеческого капитала через максимизацию о бщей познавательной активности): через работу школьник получает не только специфический, но и о бщий человеческий капитал, т.к. несовершенная о бразовательная система не спосо бна о беспечить ему полноценную
о бщепро фессиональную подготовку, удовлетво -
ряющую современным требованиям, т.е. адекватный запас о бщего человеческого капитала;
- решение о работе во время учебы зависит от степени сформированности про фессиональных планов школьников: чем она выше, тем активнее по ведение респо ндента на рынке труда.
В настоящее время на рынок труда всё большее число школьников о бращаются за помощью при
трудоустро йстве в службы занято сти [3]. Это
о бстоятельство вызывает нео бходимость
повсеместного создания специализированных учреждений - молодёжных бирж труда. Про блема оценки эффективности работы служб занятости в регионах имеет исключительно актуальный характер. Это связано со стремлением изменить концепцию политики занятости, сделать ее более эффективной. На базе оценочных методик нео бходимо создание системы мо ниторинга деятельно сти службы занято сти молодежи, которая будет включать нео бходимость выбора оценочных показателей, стимулирующих
совершенствование работы, повышение уровня и качества о бслуживания молодёжи, непрерывное развитие системы управления органами занятости. Приоритетным направлением, по которому наиболее полно мо жно судить о б эффективности воздействия службы занятости студентов на рынок труда в регионе, без сомнения, является трудоустройство ищущей работу молодежи. Целенаправленное формирование социально-экономических институтов, о блегчающих вхо ждение мо лодежи на рыно к труда, в том числе и несовершеннолетней, должно сопрово ждаться информационными компаниями, о беспечивающими ускорение соответствующих
представлений о возмо жно стях использования этих институтов в рамках индивидуальных жизненных стратегий. Про фессиональная деятельность для молодежи продолжает оставаться одно й из главных жизненных ценностей. Для большинства респондентов трудовая деятельность является спосо бом достижения материального благополучия. Го сударство о бязано эффективно решать про блемы занятости молодёжи, ведь молодёжь - это будущее России.
Литература
1. “Школа и выбор про фессии” [Текст]/ под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Аганово й. - М.: Педагогика, 1987-176 стр.
2. Дидковская Я.В. Социализация молодежи
[Текст]: Динамика про фессио нально го
самоопределения молодежи/ Я.В. Дидковская // Человек и труд. - 2007. - №8. - С.132-135.
3. Молодежь в регио нах «скро мно го» до статка:
каковы жизненные перспективы? Аналитический доклад по результатам социологического
исследо вания [Текст]// По д ред. М.К. Горшко ва/ Институт социологии РАН. - М. 2006.
Вестник Орел Г Ay
июнь
№3(24)
2010
Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году
Учредитель и издатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_____________________________________________
РедакционныИ совет: Парахин H.B. (председатель) Aмeлин A.B. (зам. председателя) Acтaxoв C.M.
Белкин Б.Л.
Блажнов A.A.
Брыкля O.A.
Буяров B.C.
Гуляева ^И.
Гурин AX.
Гущина T.B.
Дегтярев MX.
Зотиков B.^
Иващук O.A.
Козлов A.C.
Кузнецов :.A.
Лобков B.T.
Лысенко H.H.
Ляш(к P.H.
Maмaeв A.B.
Macaлoв B.H.
Овикова H.E.
Павловская H.E.
Попова O.B.
Прока ^И.
Опікші Б.И.
Cтeпaнoвa Л.П.
Хромов B.H.
Шендаков A.И. (ответств. секретарь) Epмaкoвa H.Л. (редакто р)
Адрес редакции: 302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69. Телеф н: (4862)454037 Факс: (4862)454064 E-mail: nich [email protected] E-mail: [email protected]
Свидетельств регистрации ПИ 9ФС77-21514 от 11.07. 2005 г.
ТехническиИ редактор Мосина А.И. Сдано в набор 21.06.2010 Подписано в печать 28.06.2010 Формат 60x84/8. Бумага о фсетная. Гарнитура ТаИмс.
Объём 12,5 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар По беды, 19. Лицензия ЛР9021325 от 23.02.1999 г.
Журнал реко мендо ван ВАК Мино брнауки Ро ссии для публикациИ научных рабо т, тражающих сн вн е научн е содержание кандидатских и до кто рских диссертациИ
Содержание номера научное обеспечение развития растениеводства
Чекалин Е.И., Амелин А.В., Кондыков И.В. Содержание пигментов в листьях и прилистниках у разных по степени окультуренности сортообразцов гороха
полево го........................................................................ 2
Пикунова А.В., Корниенко Н.Н., Павловская Н.Е., Князев С.Д. 8Э8-ПААГ
электрофо рез запасных белко в семян смо родины чёрно й..........................5
Лысенко Н.Н., Зернова Н.В. Влияние глубины заделки семян и граминицидов на
развитие растений Луепа fatua....................................................8
Лякина О.А., Самсонова Н.Е., Новикова Н.Е. Влияние фосфатов пониженной растворимости и кремния на продуктивность и химический состав
сельскохо зяйственных культур.................................................... 12
Мотылева С.М., Резвякова С.В. Влияние цеолита Хотынецкого месторождения на
некоторые физиологические показатели и уро жайно сть крыжовника..................17
Панарина В.И., Амелин А.В. О влиянии погодных условий, ценотического взаимодействия и морфотипа растений на потенциальное и реальное плодо- и
семяо бразование современных сортов гороха....................................... 21
Павленкова Г.А., Догадина М.А. Влияние стимуляторов роста на выход стандартных
саженцев сирени при вегетативном размно жении, их дальнейший рост и развитие.....25
Кирсанова Е.В., Тиняков Л.А., Злотников А.К. Новые элементы техноло гии
возделывания многорядного ячменя сорта Вакула в условиях Орло вской о бласти.....32
Гнеушева И.А., Павловская Н.Е., Яковлева И.В. Био ло гическая активно сть грибов
рода ТгісИоііегта и их промышленное применение................................... 36
Резвякова С.В. Отбор зимо сто йких гибридных сеянцев ябло ни в раннем во зрасте..39
Догадина М.А. Влияние нетрадицио нных удо брений и биоло гически активных веществ
на укореняемо сть зеленых черенков хризантем..................................... 42
Стародубцев В.Н., Степанова Л.П. Коренькова Е.А. Экологическая оценка эффективности действия различных фо рм биологически активных веществ на по севные
качества и уро жайно сть яро вой пшеницы.........................................47
Колбасова Н.И., Решетникова С.Н., Игнатова Т.Д. Сравнительный анализ адаптированности растительных семейств-ценозоо бразователей в различных фито цено зах Среднего Пово лжья................................................50
экономические аспекты развития аграрного сектора
Воропаев А.И., Петрова А.Н. Земельно-ипотечно е кредитование сельского хо зяйства... 54 Жиляков Д.И., Зарецкая В.Г. Современные про блемы анализа финансово-
экономическо го состояния о рганизаций различных сфер деятельности............... 58
Сухорукова Н.В. Совершенствование экономических отношений в молочном
подко мплексе АПК................................................................ 65
Анохин А.А., Мальцева Е.С. Временная занятость несовершеннолетних граждан как факто р социально-экономическо го развития регио на (на примере Орловско й области). 70 Фидирко И.А. Современные тенденции формирования качества жизни сельского
населения........................................................................ 73
Малыгина Т.Ю. Вопросы формирования рационального землепользования
сельскохо зяйственных организаций................................................75
Волобуева Т. А. Эконо мическое положение и прио ритеты развития малого бизнеса на селе........................................................................... 78
актуальные вопросы животноводства и ветеринарии
Козлов А.С., Пискунова О.Г., Митин А.Н., Мартынов В.Ю. Эффективная система выращивания ремонтного молодняка - важное усло вие увеличения про изводства мо ло ка 82 Дедкова А.И., Сергеева Н.Н. Клинико-физиологическое состояние свиней на отко рме
при уплотненно м содержании...................................................... 84
Шадская А.В. Влияние электропунктурной рефлексотерапии на течение острого
асептическо го синовита у со бак................................................. 88
Самусенко Л.Д., Мамаев А.В. Стимуляция репродуктивной функции коров
биоэнергетическими методами......................................................92
Дементьев С.В. Влияние пробиотиков, тонизирующих препаратов, минеральных
добаво к и средств природного происхождения на мо ло чную продуктивно сть ко ров. 95
Учасов Д.С., Ярован Н.И., Сеин О.Б. Влияние про биотическо го препарата «Про ваген» на физиолого-биохимический статус и продуктивно сть молодняка свиней........... 97
© ФГОУ ВПО Орел ГАУ, 2010