УДК 159. 92
Н.И. Трубникова, канд. психол. наук, доц. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
В статье представлены результаты исследования временной перспективы как важнейшего компонента жизненного самоопределения. Ключевые слова: жизненное самоопределение, временная перспектива, будущее, жизненные планы, жизненные цели.
Проблема жизненного самоопределения - обретение человеком своего места в обществе и в жизни в целом имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Жизненное самоопределение молодежи и связанные с ним проблемы жизненного выбора, формирования жизненных стратегий молодых людей относятся, с одной стороны, к категории вечных вопросов, с другой стороны - наиболее спорных и не имеющх однозначного решения. Потребность в самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы личности, в которой центральным моментом является представление о смысле собственной жизни и устремленность в будущее. Если из жизнедеятельности человека исключается будущее (теряется надежда, нет радостных перспектив, будущее мрачно и неопределенно), то наносится ущерб устойчивости личности. Еще А.С.Макаренко писал, что истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути [1].
Анализ литературы по проблеме жизненного самоопределения показал, что психологи выделяют различные компоненты жизненного самоопределения, но большинство из них считают важнейшими компонентами жизненного самоопределения - осмысленность жизни и временную перспективу (Е.И. Головаха, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, А. А. Кроник, А.В. Орлов, Н.Н. Толстых и др.).
Понятие временной перспективы ввел К.Левин. Он считал, что «временная перспектива - это есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента» [2].
В настоящее время устремленность в будущее конкретизируется в таких понятиях как «временная перспектива», «жизненный план», «жизненная программа», «жизненная перспектива», «временная траспектива» (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, М.Р. Гинзбург, В.И. Ковалев, С. Л. Рубинштейн). В ряде отечественных и зарубежных работ детально изучены особенности временной перспективы в подростковом возрасте (А.В. Орлов, Н.Н. Толстых и др.); в частности, показано, что нарушения личностного развития связаны с сокращением временной перспективы. Установлено также, что ориентация на дальние цели способствует устойчивости личности (В.Э. Чудновский).
Отмечая важность прояснения временной перспективы будущего в профессионально-личностном самоопределении в юношеском возрасте, И.В. Дубровина считает, что временная перспектива будущего «является ментальной проекцией мотивационной сферы человека» и «представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим» [3]. Автор отмечает, что временная перспектива формируется на протяжении всего детства и в основном стихийно: через интериоризацию ценностных установок родителей, через усвоение общекультурных, социальных паттернов, через развитие всей мотивационной сферы.
М.Р. Гинзбург рассматривает проблему самоопределения с точки зрения временной перспективы: отношения личности к психологическому настоящему и психологическому буду-
щему [4]. По его мнению, успешное самоопределение характеризуется:
1) наличием компонентов психологического настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации) и включающих;
2) наличием компонентов психологического будущего, обеспечивающих смысловую и временную перспективу и включающих:
- личностное проецирование себя в будущее и выбор профессии определяют успешность самоопределения в юношеском возрасте;
- собственно планирование, характеризующееся, прежде всего, позитивным отношением к планированию и наличием планов.
Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей. В результате же негативного отношения к планированию и отсутствия планов будущее предстает фактически непрогнозируемым.
В том случае, когда предметом исследования выступает будущее человека в масштабе его жизненного пути, т. е. долговременная картина жизни в будущем, речь идет о жизненных целях и планах, ориентациях и перспективах.
Планируя свое будущее, намечая конкретные события -планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании.
Исследуя взаимосвязь жизненных целей и планов, ценностных ориентаций молодежи, Е.И. Головаха отмечает негативное влияние несогласованности жизненной перспективы (как целостной картины будущих событий, наделенных социальной ценностью и связанных с индивидуальным смыслом жизни) на особенности протекания процесса самоопределения [5]. К.А. Абульханова-Славская указывает на то, что «жизненная перспектива - это не только будущие цели, ценности, но и темп жизненного движения, оптимальность развития, возрастание активности личности» [6].
Исходя из актуальности и недостаточной проработки проблемы исследования, было организовано исследование временной перспективы студентов 1 и 5 курсов ГОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина». В исследовании участвовали студенты факультета психологии: 40 студентов 1-го курса и 40 студентов 5-го курса.
Для исследования временной перспективы, выявления наличия планов и целей на будущее, для того, чтобы рассмотреть образ будущего у студентов, были использованы такие методики, как «Незаконченные предложения» и сочинение «Мое будущее». Для обработки результатов исследования использовался контент-анализ.
На основе анализа результатов, полученных с помощью методики «Незаконченные предложения», были выделены такие характеристики будущего, как: позитивное, смутное и негативное. Позитивное будущее характеризуется, как светлое, веселое, счастливое, хорошее, интересное, насыщенное. Смутное характеризуется такими словами, как туманное, не-
понятное, неизвестное. Негативное будущее характеризуется, как мрачное, страшное, жуткое.
Данные полученные с помощью методики «Незаконченные предложения» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Отношение к будущему студентов-психологов
N1 = 40, М = 40, данные в %
Анализ результатов исследования показал, что у студентов и 1-го, и 5-го курсов преобладает позитивное отношение к будущему, то есть они верят в свои силы, верят, что смогут добиться своей цели в жизни и найти свое место в ней. Причем пятикурсников с позитивным отношением к будущему несколько больше, это говорит о том, что выпускники факультета более оптимистично смотрят в будущее, больше верят в свои силы, это помогает им более успешно решать трудные жизненные ситуации, возникающие в настоящем. У 40% студентов 1 курса и только у 25% пятикурсников смутное представление о своем будущем, то есть ребят плохо представляют себе, что ожидает их в будущем. Эти студенты испытывают тревогу в отношении своего будущего, будущее не есть что-то светлое и лучезарное ради, которого можно терпеть неудобства в настоящем. Проблемы, связанные с будущим, могут деформировать настоящее.
Только у 12% первокурсников и 15% пятикурсников негативное представление о будущем, можно предположить, что это связано со страхом неизвестности того, что ожидает их в будущем и неуверенностью в себе, в своих силах. Такое представление о будущем, наносит ущерб устойчивости личности, приводит к невротизации, тревоге и депрессии.
Следующим этапом нашего исследования было проследить временную перспективу, выявить наличие планов и целей на будущее и увидеть образ будущего, для этого было использовано сочинение «Мое будущее». С помощью контент-анализа были выделены ключевые понятия и посчитаны частота их употребления.
Для большинства студентов-психологов как 1, так и 5 курсов главной жизненной целью является окончание ВУЗа. Поскольку получение высшего образования, по их мнению, дает своего рода «путевку в жизнь». На 2-ом месте у первокурсников и пятикурсников находится материальное благополучие, это обусловлено современными социально-
экономическими условиями, современными ценностями общества. На третьем месте в списке жизненных целей у пятикурсников находится создание семьи (70%), а среди первокурсников только 26% испытуемых планируют создание семьи. Безусловно, это связано с возрастными особенностями, для выпускников семейное самоопределение является одним из центральных моментов социальной ситуации развития, а для первокурсников важнее любовь и профессиональное обучение. Основать свое дело хотят 57% студентов 1 курса и 65%
Библиографический список
студентов 5курса, скорее всего именно в создании собственного дела они видят путь достижения материального благополучия и возможность самореализации. Работать по специальности желают 55% первокурсников и 62% пятикурсников, они помогать людям, быть востребованными в профессиональном плане. Половина студентов 1 курса (50%) и только 24% студентов 5 курса хотят иметь возможность путешествовать для расширения своего кругозора. Нет никаких планов на будущее у 13% студентов 1 курса и 5% студентов 5 курса, они не задумываются о своем будущем и живут сегодняшним днем.
Кроме того, с помощью сочинений «Мое будущее» была выявлена и охарактеризована протяженность временной перспективы студентов-психологов. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Протяженность временной перспективы студентов 1 и 5 курсов
N1 = 40, N2 = 40, данные в %
Временная перспектива Количество студентов 1 курса Количество студентов 5 курса
Далекая (3 - 10 лет) 48 32
Средняя (от 1 года - 3 лет) 30 42
Близкая (до 1 года) 22 26
У большинства испытуемых 1-го курса преобладает далекая временная перспектива, в ней своей основной целью они ставят получение высшего образования, которое в дальнейшем поможет устроиться им в жизни, создание семьи. А у большинства испытуемых 5-го курса преобладает средняя временная перспектива. В этот период (от 1 года до 3 лет) они планируют реализоваться в профессиональной деятельности. Содержанием далекой перспективы у пятикурсников является планирование профессиональной карьеры, создание семьи, получить второе высшее образование. У 30% первокурсников выявлена средняя временная перспектива, на этот период времени у них имеются определенные цели, например, такие, как закончить какие-либо курсы, поступить дополнительно на заочное отделение в другой ВУЗ и т.д. И 22% первокурсников имеют близкую временную перспективу (сдать сессию, съездить куда-нибудь и т.д.). У 26% пятикурсников содержанием близкой временной перспективы является поступление в ВУЗ для получения второго высшего, поступление в аспирантуру, получение хорошей работы.
Полученные данные по сочинению «Мое будущее» свидетельствуют, что большинство как первокурсников, так и выпускников связывают свой жизненный успех с достижением материального благополучия, обладанием интересной работы. Осуществление мечты о материальном благополучии и дела по душе имеет возможность реализоваться через получение образования. Большинство из них ставят получение образования на первое место. В настоящее время ценность получения высшего образования студенты рассматривают как непременное условие жизненного успеха. Образование позволяет в перспективе улучшить «качество жизни», завоевать определенный социально-экономический статус.
Характеристики Количество Количество
студентов студентов
1-курса 5-курса
Позитивное 48 60
Смутное 40 25
Негативное 12 15
1. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: в 7 т. - М.: Просвещение, 1958. - Т. 5.
2. Зейгарник, Б.В. Теория личности Курта Левина. - М.: Наука, 1981.
3. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2004.
4. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - № 2.
5. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи // Институт философии. - Киев, 1986.
6. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987.
Статья поступила в редакцию 08.10.10