Научная статья на тему 'Временная перспектива как важнейший компонент жизненного самоопределения'

Временная перспектива как важнейший компонент жизненного самоопределения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
959
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / БУДУЩЕЕ / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трубникова Н. И.

В статье представлены результаты исследования временной перспективы как важнейшего компонента жизненного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Временная перспектива как важнейший компонент жизненного самоопределения»

УДК 159. 92

Н.И. Трубникова, канд. психол. наук, доц. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В статье представлены результаты исследования временной перспективы как важнейшего компонента жизненного самоопределения. Ключевые слова: жизненное самоопределение, временная перспектива, будущее, жизненные планы, жизненные цели.

Проблема жизненного самоопределения - обретение человеком своего места в обществе и в жизни в целом имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Жизненное самоопределение молодежи и связанные с ним проблемы жизненного выбора, формирования жизненных стратегий молодых людей относятся, с одной стороны, к категории вечных вопросов, с другой стороны - наиболее спорных и не имеющх однозначного решения. Потребность в самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы личности, в которой центральным моментом является представление о смысле собственной жизни и устремленность в будущее. Если из жизнедеятельности человека исключается будущее (теряется надежда, нет радостных перспектив, будущее мрачно и неопределенно), то наносится ущерб устойчивости личности. Еще А.С.Макаренко писал, что истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути [1].

Анализ литературы по проблеме жизненного самоопределения показал, что психологи выделяют различные компоненты жизненного самоопределения, но большинство из них считают важнейшими компонентами жизненного самоопределения - осмысленность жизни и временную перспективу (Е.И. Головаха, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, А. А. Кроник, А.В. Орлов, Н.Н. Толстых и др.).

Понятие временной перспективы ввел К.Левин. Он считал, что «временная перспектива - это есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента» [2].

В настоящее время устремленность в будущее конкретизируется в таких понятиях как «временная перспектива», «жизненный план», «жизненная программа», «жизненная перспектива», «временная траспектива» (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, М.Р. Гинзбург, В.И. Ковалев, С. Л. Рубинштейн). В ряде отечественных и зарубежных работ детально изучены особенности временной перспективы в подростковом возрасте (А.В. Орлов, Н.Н. Толстых и др.); в частности, показано, что нарушения личностного развития связаны с сокращением временной перспективы. Установлено также, что ориентация на дальние цели способствует устойчивости личности (В.Э. Чудновский).

Отмечая важность прояснения временной перспективы будущего в профессионально-личностном самоопределении в юношеском возрасте, И.В. Дубровина считает, что временная перспектива будущего «является ментальной проекцией мотивационной сферы человека» и «представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим» [3]. Автор отмечает, что временная перспектива формируется на протяжении всего детства и в основном стихийно: через интериоризацию ценностных установок родителей, через усвоение общекультурных, социальных паттернов, через развитие всей мотивационной сферы.

М.Р. Гинзбург рассматривает проблему самоопределения с точки зрения временной перспективы: отношения личности к психологическому настоящему и психологическому буду-

щему [4]. По его мнению, успешное самоопределение характеризуется:

1) наличием компонентов психологического настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации) и включающих;

2) наличием компонентов психологического будущего, обеспечивающих смысловую и временную перспективу и включающих:

- личностное проецирование себя в будущее и выбор профессии определяют успешность самоопределения в юношеском возрасте;

- собственно планирование, характеризующееся, прежде всего, позитивным отношением к планированию и наличием планов.

Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей. В результате же негативного отношения к планированию и отсутствия планов будущее предстает фактически непрогнозируемым.

В том случае, когда предметом исследования выступает будущее человека в масштабе его жизненного пути, т. е. долговременная картина жизни в будущем, речь идет о жизненных целях и планах, ориентациях и перспективах.

Планируя свое будущее, намечая конкретные события -планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании.

Исследуя взаимосвязь жизненных целей и планов, ценностных ориентаций молодежи, Е.И. Головаха отмечает негативное влияние несогласованности жизненной перспективы (как целостной картины будущих событий, наделенных социальной ценностью и связанных с индивидуальным смыслом жизни) на особенности протекания процесса самоопределения [5]. К.А. Абульханова-Славская указывает на то, что «жизненная перспектива - это не только будущие цели, ценности, но и темп жизненного движения, оптимальность развития, возрастание активности личности» [6].

Исходя из актуальности и недостаточной проработки проблемы исследования, было организовано исследование временной перспективы студентов 1 и 5 курсов ГОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина». В исследовании участвовали студенты факультета психологии: 40 студентов 1-го курса и 40 студентов 5-го курса.

Для исследования временной перспективы, выявления наличия планов и целей на будущее, для того, чтобы рассмотреть образ будущего у студентов, были использованы такие методики, как «Незаконченные предложения» и сочинение «Мое будущее». Для обработки результатов исследования использовался контент-анализ.

На основе анализа результатов, полученных с помощью методики «Незаконченные предложения», были выделены такие характеристики будущего, как: позитивное, смутное и негативное. Позитивное будущее характеризуется, как светлое, веселое, счастливое, хорошее, интересное, насыщенное. Смутное характеризуется такими словами, как туманное, не-

понятное, неизвестное. Негативное будущее характеризуется, как мрачное, страшное, жуткое.

Данные полученные с помощью методики «Незаконченные предложения» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отношение к будущему студентов-психологов

N1 = 40, М = 40, данные в %

Анализ результатов исследования показал, что у студентов и 1-го, и 5-го курсов преобладает позитивное отношение к будущему, то есть они верят в свои силы, верят, что смогут добиться своей цели в жизни и найти свое место в ней. Причем пятикурсников с позитивным отношением к будущему несколько больше, это говорит о том, что выпускники факультета более оптимистично смотрят в будущее, больше верят в свои силы, это помогает им более успешно решать трудные жизненные ситуации, возникающие в настоящем. У 40% студентов 1 курса и только у 25% пятикурсников смутное представление о своем будущем, то есть ребят плохо представляют себе, что ожидает их в будущем. Эти студенты испытывают тревогу в отношении своего будущего, будущее не есть что-то светлое и лучезарное ради, которого можно терпеть неудобства в настоящем. Проблемы, связанные с будущим, могут деформировать настоящее.

Только у 12% первокурсников и 15% пятикурсников негативное представление о будущем, можно предположить, что это связано со страхом неизвестности того, что ожидает их в будущем и неуверенностью в себе, в своих силах. Такое представление о будущем, наносит ущерб устойчивости личности, приводит к невротизации, тревоге и депрессии.

Следующим этапом нашего исследования было проследить временную перспективу, выявить наличие планов и целей на будущее и увидеть образ будущего, для этого было использовано сочинение «Мое будущее». С помощью контент-анализа были выделены ключевые понятия и посчитаны частота их употребления.

Для большинства студентов-психологов как 1, так и 5 курсов главной жизненной целью является окончание ВУЗа. Поскольку получение высшего образования, по их мнению, дает своего рода «путевку в жизнь». На 2-ом месте у первокурсников и пятикурсников находится материальное благополучие, это обусловлено современными социально-

экономическими условиями, современными ценностями общества. На третьем месте в списке жизненных целей у пятикурсников находится создание семьи (70%), а среди первокурсников только 26% испытуемых планируют создание семьи. Безусловно, это связано с возрастными особенностями, для выпускников семейное самоопределение является одним из центральных моментов социальной ситуации развития, а для первокурсников важнее любовь и профессиональное обучение. Основать свое дело хотят 57% студентов 1 курса и 65%

Библиографический список

студентов 5курса, скорее всего именно в создании собственного дела они видят путь достижения материального благополучия и возможность самореализации. Работать по специальности желают 55% первокурсников и 62% пятикурсников, они помогать людям, быть востребованными в профессиональном плане. Половина студентов 1 курса (50%) и только 24% студентов 5 курса хотят иметь возможность путешествовать для расширения своего кругозора. Нет никаких планов на будущее у 13% студентов 1 курса и 5% студентов 5 курса, они не задумываются о своем будущем и живут сегодняшним днем.

Кроме того, с помощью сочинений «Мое будущее» была выявлена и охарактеризована протяженность временной перспективы студентов-психологов. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Протяженность временной перспективы студентов 1 и 5 курсов

N1 = 40, N2 = 40, данные в %

Временная перспектива Количество студентов 1 курса Количество студентов 5 курса

Далекая (3 - 10 лет) 48 32

Средняя (от 1 года - 3 лет) 30 42

Близкая (до 1 года) 22 26

У большинства испытуемых 1-го курса преобладает далекая временная перспектива, в ней своей основной целью они ставят получение высшего образования, которое в дальнейшем поможет устроиться им в жизни, создание семьи. А у большинства испытуемых 5-го курса преобладает средняя временная перспектива. В этот период (от 1 года до 3 лет) они планируют реализоваться в профессиональной деятельности. Содержанием далекой перспективы у пятикурсников является планирование профессиональной карьеры, создание семьи, получить второе высшее образование. У 30% первокурсников выявлена средняя временная перспектива, на этот период времени у них имеются определенные цели, например, такие, как закончить какие-либо курсы, поступить дополнительно на заочное отделение в другой ВУЗ и т.д. И 22% первокурсников имеют близкую временную перспективу (сдать сессию, съездить куда-нибудь и т.д.). У 26% пятикурсников содержанием близкой временной перспективы является поступление в ВУЗ для получения второго высшего, поступление в аспирантуру, получение хорошей работы.

Полученные данные по сочинению «Мое будущее» свидетельствуют, что большинство как первокурсников, так и выпускников связывают свой жизненный успех с достижением материального благополучия, обладанием интересной работы. Осуществление мечты о материальном благополучии и дела по душе имеет возможность реализоваться через получение образования. Большинство из них ставят получение образования на первое место. В настоящее время ценность получения высшего образования студенты рассматривают как непременное условие жизненного успеха. Образование позволяет в перспективе улучшить «качество жизни», завоевать определенный социально-экономический статус.

Характеристики Количество Количество

студентов студентов

1-курса 5-курса

Позитивное 48 60

Смутное 40 25

Негативное 12 15

1. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: в 7 т. - М.: Просвещение, 1958. - Т. 5.

2. Зейгарник, Б.В. Теория личности Курта Левина. - М.: Наука, 1981.

3. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2004.

4. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - № 2.

5. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи // Институт философии. - Киев, 1986.

6. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987.

Статья поступила в редакцию 08.10.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.