Научная статья на тему 'Временная перспектива как характеристика индивидуальной стратегии в ситуации личностного выбора'

Временная перспектива как характеристика индивидуальной стратегии в ситуации личностного выбора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
626
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / PERSONAL CHOICE / INDIVIDUAL STRATEGY / TIME PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магазева Елена Анатольевна

Представлены материалы исследования характеристик временной перспективы лиц с различными стратегиями, обследованных в ситуации личностного выбора, проявляющегося в семейной, межличностной, профессиональной сфере. В зависимости от особенности восприятия ситуации личностного выбора выделены и описаны четыре группы испытуемых с различными типами индивидуальной стратегии: функционально-действенная, оптимальная, исследовательская и тревожная. Проверяется гипотеза, что стратегии испытуемых в ситуации личностного выбора определяются характеристиками их временной перспективы. Выявлено, что у лиц с функционально-действенной стратегией временная перспектива является протяженной, структурированной и реалистичной, в отличие от непротяженной и неструктурированной временной перспективой с расположением объектов в ближнем периоде объектов у лиц с оптимальной стратегией и не протяженной и не структурированной временной перспективой у лиц с тревожной стратегией. Лица с исследовательской стратегией располагают объекты в среднесрочной перспективе, проявляется неструктурированность их временной перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TIME PERSPECTIVE CHARACTERISTICS WITH VARIOUS STRATEGIES IN A SITUATION OF A PERSONAL CHOICE

The research materials the purpose of which was to determine the time perspective characteristics of the examinees with various strategies in a situation of a personal choice are presented in this article. Choice situations in the family, interpersonal and professional sphere were considered. During research four groups of the examinees differing with peculiarities of perception of the situation of a personal choice have been distinguished, namely, functional-dual, optimum, research and disturbing. The hypothesis that strategy of the examinees in the situation of a personal choice is determined by characteristics of their time perspective is tested. As a result of research it is revealed that time perspective of people with functionally effective strategy is extended, structured and realistic. The time perspective of people with optimum strategy is not extended and structured, and objects are located at the nearer period of time. People with research strategy locate objects in medium-term perspective the non-structure of their time perspective. People with disturbing strategy have not extended, unstructured time perspective.

Текст научной работы на тему «Временная перспектива как характеристика индивидуальной стратегии в ситуации личностного выбора»

Социальная психология

УДК 159.923 ББК Ю932

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ В СИТУАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ВЫБОРА

Е.А. Магазева

Представлены материалы исследования характеристик временной перспективы лиц с различными стратегиями, обследованных в ситуации личностного выбора, проявляющегося в семейной, межличностной, профессиональной сфере. В зависимости от особенности восприятия ситуации личностного выбора выделены и описаны четыре группы испытуемых с различными типами индивидуальной стратегии: функционально-действенная, оптимальная, исследовательская и тревожная. Проверяется гипотеза, что стратегии испытуемых в ситуации личностного выбора определяются характеристиками их временной перспективы. Выявлено, что у лиц с функционально-действенной стратегией временная перспектива является протяженной, структурированной и реалистичной, в отличие от непротяженной и неструктурированной временной перспективой с расположением объектов в ближнем периоде объектов у лиц с оптимальной стратегией и не протяженной и не структурированной временной перспективой - у лиц с тревожной стратегией. Лица с исследовательской стратегией располагают объекты в среднесрочной перспективе, проявляется не-структурированность их временной перспективы.

Ключевые слова: личностный выбор, индивидуальная стратегия, временная перспектива.

Введение

В век информационных технологий людям все чаще приходится принимать значимые жизненные решения в условиях постоянно возрастающего потока разнообразной информации и дефицита времени. Большое количество возможных вариантов развития событий диктует необходимость прогнозировать будущие ситуации, уметь ставить цели и намечать задачи в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Для большинства людей актуальными становятся проблемы умения быстро принимать решение и не сомневаться впоследствии в его правильности, в способности отбирать информацию для осуществления выбора и убеждать других людей согласиться с такими решениями. Желание каждого человека решать эти проблемы связано со стремлением прожить жизнь счастливо, достойно и продуктивно.

Среди имеющих особую субъективную значимость типичных ситуаций жизнедеятельности большой исследовательский интерес представляют ситуации личностного выбора, включающие множество элементов не-

определенности, касающихся, прежде всего, исходов выбора (Леонтьев, 1995; Корнилова, 2003). Ситуацию, в которой субъекту приходится совершать выбор, можно отнести к достаточно сложной жизненной ситуации, поскольку при этом нарушается привычный для человека образ жизни и возникает необходимость оценить внешние и внутренние аспекты ситуации, а также определить стратегии ее преобразования. Противоречивость ситуации, проявляющаяся несовпадением желаемого и наличествующего, делает ситуацию выбора проблемной для личности (Абульханова-Славская, 1991).

Затруднения при принятии решения зачастую обусловлены отсутствием у субъекта готовых вариантов действий по преобразованию этой ситуации в сторону ее большей определенности и ясности. Кроме того, в контексте значимой ситуации выбора определение каких-либо вариантов действий происходит с прицелом на длительный период времени. Поэтому сам процесс достижения выбранной цели или решение проблемы могут быть распределены во времени. Для характе-

ристики временной развертки ситуации личностного выбора уместно использовать категорию «временная перспектива», которая включает в себя рассмотрение личности и ситуации во временном континууме (Нюттен, 2004).

Характеризуя ситуацию личностного выбора, необходимо отметить высокую степень ее неопределенности, значимости и сложности. Следовательно, эмпирическое изучение особенностей осуществления личностного выбора должно проводиться на жизненных ситуациях, характеризующихся выделенными признаками.

Неопределенность и субъективная значимость ситуации выбора являются начальными условиями возникновения активности личности, направленной на преобразование этой ситуации. Считается, что акт выбора является обычным мыслительным процессом, интеллектуальной стратегией в неопределенной ситуации, для разрешения которой осуществляется разработка целей, построение мыслительной модели, сбор информации, прогноз, экстраполяция и планирование действий (Дернер, 1997; Корнилова, 2005). Для преобразования ситуации выбора у субъекта создается некоторое представление о проблеме, возникает «предвосхищение» как опережающее отражение, включающее установку, цель, гипотезу, прогноз и образ будущего (Акофф, 1982). По мнению В.Ф. Сафина, ситуация выбора во внутреннем плане порождает замысел, под которым понимается побуждающая, направляющая, регулирующая и контролирующая сила сознания и отношений субъекта, порождающих осознанную цель (Сафин, 1986). Таким образом, индивидуальная стратегия субъекта в ситуации выбора, направленная на разрешение данной ситуации, определяется, скорее, как мыслительная модель, включающая представление будущего результата и способов его достижения.

Совершая личностный выбор, человек должен осознавать ближние и дальние цели, имеющие для него жизненный смысл, экстраполировать свои потребности, возможности и наличные качества на предполагаемые, ожидающие его ситуации. Временная перспектива, представляющая собой систему значимых для личности темпорально организованных объектов, формирует так называемый горизонт возможностей, определяющий широту и глубину смыслового пространства личностного выбора (Нюттен, 2004). В целом временная перспектива субъекта, по мнению Ж. Нютте-на, образована как объектами его настоящего

и будущего, так и объектами его прошлого. При этом прошлые и будущие события влияют на поведение в той степени, в которой они актуально представлены на когнитивном уровне поведенческого функционирования.

Теоретические посылки, организация

и методы исследования

При изучении индивидуальной стратегии в ситуации личностного выбора важно учитывать, что неопределенность ситуации и необходимость ее преобразования в сторону большей определенности и однозначности инициируют процесс «конструирования», либо определения субъектом возможных альтернатив с выработкой критериев их оценки. Поскольку личностный выбор является значимым жизненным выбором субъекта, определение возможных вариантов связано с тем, насколько содержательна его временная перспектива. Таким образом, особенности преобразования субъектом неопределенной значимой ситуации выражаются в индивидуальной стратегии, в которой определяются способы, средства достижения ближних и дальних целей, оцениваются последствия, прогнозируются результаты.

Исходя из вышеизложенного, определена цель исследования: выявить в ситуации личностного выбора характеристики временной перспективы испытуемых, определяющие особенности их индивидуальных стратегий. Объект исследования - личностный выбор как индивидуальная стратегия субъекта в неопределенной значимой ситуации. Предмет исследования - характеристики временной перспективы в ситуации личностного выбора.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что стратегии испытуемых в ситуации личностного выбора определяются характеристиками их временной перспективы.

Отбор испытуемых для исследования проводился на основании оценки показателей неопределенности и значимости ситуаций личностного выбора, определяемых по результатам консультационной процедуры, проводившейся в форме интервью с каждым участником исследования. Для всех участников выявлялись степень неопределенности и значимости ситуации выбора путем формулирования основных «проблемных зон», с определением целей дальнейшей работы над этими проблемами и последовательности действий. Интервью включало в себя вопросы, направ-

ленные на выяснение степени информированности испытуемого об альтернативах решения проблем и на определение степени их доступности. Результаты интервью подвергались анализу с точки зрения оценки уровня недостаточности, фрагментарности и неструктури-рованности имеющейся у испытуемых информации об альтернативах, а также наличия противоречий между потребностями субъекта и представляемыми возможностями их реализации в жизненных обстоятельствах. После процедуры отбора участников основного исследования объем выборки испытуемых составил 240 человек в возрасте от 17 до 27 лет.

Значимость ситуации личностного выбора для испытуемого оценивалась по вербализуемому испытуемым желанию принять участие в дальнейших консультациях, цель которых объявлялась в снижении уровня неопределенности ситуации для испытуемого и выработке им способов ее разрешения.

В качестве неопределенной и значимой ситуации личностного выбора определялись ситуации профессионального выбора (выбор профессии, специальности, учебного заведения, вариантов развития карьеры) - у 36 % численности выборки испытуемых; ситуации, связанные с выбором места жительства (26 % выборки), ситуации выбора в семейной сфере (спутник жизни, развод, женитьба) - у 30 % выборки; затруднения при осуществлении выбора в сфере межличностных отношений (5 % испытуемых).

Для выявления характеристик временной перспективы испытуемым использовалась адаптированная методика мотивационной индукции Ж. Нюттена (МИМ, Нюттен, 2004; в переводе и адаптации Д.А. Леонтьева). Методика содержит 40 индукторов, не разделенных на позитивные и негативные, и включает двухэтапную процедуру измерения. На первом этапе выявлялся набор объектов, интересующих или мотивирующих субъекта, затем отобранные объекты располагались по темпоральной шкале, что позволяет зарегистрировать и измерить особенности временной перспективы субъекта. Инструкцией методики МИМ испытуемым предлагалось давать ответы в контексте неопределенной ситуации личностного выбора, а фиксация характеристик такого выбора испытуемых проводилась с помощью контент-анализа, единицы которого были заданы стандартной для этой методики процедурой обработки описаний. Надежность результатов контент-анализа обеспечи-

валась привлечением к оценке ответов испытуемых двух экспертов-психологов, проводивших кодировку ответов экспертами независимо друг от друга. Надежность кодирования измерялась путем вычисления показателя относительного числа кодировок, совпадающих у обоих экспертов.

При анализе временной перспективы было выявлено ограничение данной методики, проявившееся практически полным отсутствием выбора темпоральных объектов, относящихся к прошлому испытуемых.

Преодоление этого ограничения в исследовании выполнялось с использованием теории конструктов личности Дж. Келли и созданного на его основе психодиагностического инструментария - техники репертуарных методик (Келли, 2000). Обращение к прошлому испытуемого, к формировавшим его опыт жизненным ситуациям, влияющим на осуществляемый им выбор, проводилось по специально разработанной для настоящего исследования технологии.

Испытуемым предлагалось зафиксировать 15 ситуаций своей жизни, касающихся прошлого, настоящего и будущего. Причем в отношении этих ситуаций было необходимо обозначить не менее трех ситуаций выбора, одна из которых обязательно должна быть неопределенной, значимой и нерешенной. Таким образом, в качестве элементов репертуарной решетки выступили жизненные ситуации, которые перечислял сам испытуемый. В логике процедур техники репертуарных решеток (ТРР) испытуемым предлагалось сравнить по три ситуации, выделяя две подобные и одну отличную от них ситуацию, описывая их различными конструктами. В дальнейшем проводился анализ конструктов, используемых испытуемыми при сравнении обычных ситуаций выбора с различными значимыми ситуациями их жизнедеятельности.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью ^критерия Стьюдента для независимых выборок, кластерного и дисперсионного анализа, представленных в компьютерном пакете программ статистической обработки данных SPSS.

Дизайн исследования. На первом этапе проводилось определение специфики выделенных испытуемыми конструктов, с помощью которых они описывали значимую ситуацию личностного выбора при ее сравнении с другими ситуациями жизнедеятельности. В дальнейшем выборка испытуемых с помощью

метода иерархического кластерного анализа единичных связей была разбита на четыре группы, различающиеся особенностями восприятия ситуации личностного выбора.

Возможность определяющего влияния характеристик временной перспективы испытуемых на различия стратегий в ситуации личностного выбора выявлялась на втором этапе исследования с помощью однофакторного дисперсионного анализа.

Результаты исследования

Кластеризация выборки испытуемых на четыре группы выполнила роль «внешнего критерия» для последующего содержательного анализа других психодиагностических данных.

Испытуемыми первой группы (п1=88 чел.) ситуация личностного выбора воспринималась как закономерная, значимая ситуация, определяющая их действия на длительный период времени. Эта ситуация интерпретировалась ими скорее как инструмент достижения целей, и благополучное разрешение этой ситуации, по их мнению, будет способствовать либо материальному благополучию, либо общественному признанию, либо появлению чувства удовлетворенности жизнью. Испытуемые этой группы ориентированы на удовлетворительное разрешение ситуации и быстрое достижение поставленных перед собой целей, что позволило определить эту группу испытуемых как «функционально-действенную».

Испытуемые второй группы (п2=72 чел.) рассматривали ситуацию личностного выбора как своего рода ситуацию развития и предполагали, что принятое решение даст им возможность изменить себя, развить недостающие качества и способности. Такая ориентированность на самостоятельный выбор и готовность принять ответственность за его последствия позволили определить эту группу как «оптимальную».

Испытуемые третьей («исследовательской») группы (п3=40 чел.) воспринимали ситуацию выбора как достаточно неопределенную и вместе с тем рассматривали множество альтернативных вариантов ее разрешения. Для этих испытуемых были характерны ориентированность на активность, на кардинальное изменение своей жизни и готовность принять на себя риск за реализацию новых вариантов.

Испытуемые, отнесенные к четвертой группе численностью 40 человек, испытывали

серьезные затруднения при принятии решения, поскольку ситуация выбора воспринималась ими как очень неопределенная. Такие испытуемые с трудом формулировали альтернативы, испытывали сложности при сравнении их между собой и были уверены в том, что решение ситуации принесет им только новые жизненные трудности, которые они не хотели бы преодолевать. Испытываемые при этом тревога, страх и готовность отказаться от выбора, если это было бы возможно, позволили определить эту группу как «тревожные».

Результаты однофакторного дисперсионного анализа ANOVA показывают, что на специфику стратегий в ситуации личностного выбора оказывают влияние определенные характеристики временной перспективы: наличие целей на протяжении дня, недели, месяца от актуального момента ^=4,03, при р<0,01); наличие цели на ближайшие несколько лет ^=8,02, при р<0,01); наличие постановленных перед собой задач в период до 25 предстоящих лет жизни ^=12,9, при р<0,01); постановка перед собой целей в период от 25 до 45 и от 45 до 65 предстоящих лет ^=7,06, при р<0,01 и F=12,3, при р<0,01 соответственно); открытое настоящее ^=5,5, при р<0,01).

Результаты сравнения с помощью ^ критерия Стьюдента статистических характеристик временной перспективы по кластеризованным группам испытуемых представлены в таблице.

Обсуждение

Выявленные различия в характеристиках временной перспективы испытуемых с различными стратегиями в ситуации личностного выбора требуется учитывать в контексте основных операционализированных характеристик, выделенных Ж. Нюттеном для анализа временной перспективы. В числе таких характеристик важными являются протяженность (наличие объектов в долговременной перспективе), насыщенность (проявляющаяся общим количеством объектов, представляющих ближние и дальние цели испытуемых), степень структурированности или последовательность объектов (связывающая прошлое, настоящее, будущее) и уровень реалистичности.

У лиц с функционально-действенной стратегией определена протяженная, реалистичная и насыщенная временная перспектива, что проявилось наличием у таких испытуемых объектов целеполагания почти на все временные периоды (в течение дня, недели,

Значимые различия в показателях временной перспективы испытуемых в различных группах

Характеристика временной перспективы Группа Средние значения т Уровень значимости

В течение дня, недели, месяца от настоящего момента Функциональная 5,2 2,2 р<0,01

Оптимальная 3,3

Исследовательская 2,9 2,4 р<0,01

Тревожная 2 2,1 р<0,01

На ближайшие несколько лет Функциональная 9,5 2,3 р<0,05

Оптимальная 5,6 -3,3 р<0,01

Исследовательская 7,2 -4,9 р<0,01

Тревожная 6,2 3,8 р<0,01

До 25 лет Функциональная 2,1 2,4 р<0,01

Оптимальная 7,3

Исследовательская 2 4,1 р<0,01

Тревожная 2,9 1,7 р<0,01

От 25 до 45 лет Функциональная 4 -4,2 р<0,01

Оптимальная 2,7

Исследовательская 1,4 -0,3 р<0,05

Тревожная 2,9

От 45 до 65 лет Функциональная 2 2,4 р<0,01

Оптимальная 0,6

Исследовательская 0,1 7,06 р<0,01

Тревожная 0,6 -2,1 р<0,01

Открытое настоящее Функциональная 1,5 1,03 р<0,05

Оптимальная 1,3 -2,1 р<0,01

Исследовательская 0,7 1,1 р<0,01

Тревожная 1,3

месяца от настоящего момента; на ближайшие несколько лет; на период от 25 до 45 лет и от 45 до 65 лет). Причем наибольшее число задач намечено испытуемыми в период нескольких ближайших лет. Испытуемые рассматривают возможности реализации своих планов в долговременной перспективе, однако в ситуации личностного выбора все-таки концентрируются на ближайших целях. Условием реалистичности временной перспективы у таких лиц является мысленное объединение прошлого, настоящего и будущего в определенную последовательность. Наличие объектов в открытом настоящем свидетельствует о неразрывной связи актуальных задач с будущим и характеризует способность лиц с функционально-действенной стратегией к пе-реструктурированию временного содержания в соответствии с внешними условиями и внутренними возможностями.

Анализ восприятия ситуации личностного выбора такими субъектами показывает, что все события своей жизни воспринимаются ими как определенная закономерная последовательность, навязанная внешними обстоятельствами либо некоторыми правилами. Личностный выбор для таких людей выступа-

ет как вполне традиционная процедура, подготовкой к которой являются прошлые ситуации жизнедеятельности. Будущие ситуации воспринимаются как укладывающиеся во временную линию, а аргументация при личностном выборе основывается на стремлении таких лиц к удобству, безопасности и благополучию. Лица с функционально-действенной стратегией при осуществлении выбора ориентируются на внешнюю оценку их поведения и, несмотря на то, что их выбор является самостоятельным, он все же больше продиктован внешними стандартами, чем субъективными желаниями и стремлениями.

Лица с оптимальной стратегией в ситуации личностного выбора в основном ставят цели на самые ближние периоды времени (до одного месяца от актуального момента). Даже в среднесрочной перспективе у них зафиксировано значительно меньше объектов, чем у испытуемых других групп. В целом временная перспектива у таких лиц не является протяженной, хотя в самом ближайшем периоде времени довольно насыщена объектами. Скорее всего, такие испытуемые больше озабочены настоящим, чем будущим, имеют направленность на свой внутренний мир, поскольку

посредством ситуации личностного выбора они стремятся развить в себе недостающие качества и способности. При планировании своих действий такие люди практически не опираются на опыт прошлых ситуаций, будущее в их представлениях не является ясным, они поскольку считают, что цели в долговременной перспективе не достижимы.

Испытуемые с исследовательской стратегией в ситуации личностного выбора в основном располагают объекты в среднесрочной перспективе (на ближайшие несколько лет). В отдаленной временной перспективе (на срок от 25 до 45 лет и от 45 до 65 лет) у них расположено значительно меньше объектов, чем у испытуемых других групп. Таким образом, их временная перспектива не является протяженной, хотя проявляется тенденция к планированию на ближние периоды времени без создания планов на отдаленное будущее. Важно отметить, что такие испытуемые на фоне скорее негативной оценки настоящего располагают в нем очень мало объектов.

Будущее испытуемых с исследовательской стратегией неопределенно, но они с оптимизмом смотрят в будущее и считают, что необходимо стремиться к лучшему. Время своей жизни рассматривается ими как определенный ресурс, являющийся средством достижения их цели. Настоящее и будущее не связаны, поскольку, по их мнению, в настоящем много неопределенного, непонятного и противоречивого. Испытуемые ориентированы на достижения и готовы к трудным и рискованным ситуациям, хотя практически не продумывают средства их преодоления.

У лиц с тревожной стратегией в ситуации личностного выбора выявлена непротяженная, неструктурированная временная перспектива, что выразилось в небольшом количестве объектов в периодах краткосрочности (в течение дня, недели, месяца от актуального момента) и долгосрочности (в период от 25 до 45 лет и от 45 до 65 лет). В их сознании будущее неопределенно и вызывает тревогу, проявляется направленность фиксации на прошлых неудачных жизненных ситуациях. Они не стремятся осуществлять личностный выбор и демонстрируют скорее нежелание что-либо решать. Тревога и страх, которые они испытывали в прошлом, поглощают все их мысли, и испытуемые отказываются от возможности какого-либо планирования, поскольку считают, что многое в жизни не зависит от человека.

Таким образом, анализ результатов подтвердил предположение о том, что стратегии испытуемых в ситуации личностного выбора определяются характеристиками их временной перспективы и позволил сделать следующие выводы:

1. Существуют значимые различия в характеристиках временной перспективы испытуемых с различными стратегиями в ситуации личностного выбора.

2. У лиц с функционально-действенной стратегией временная перспектива характеризуется как протяженная, насыщенная, структурированная и реалистичная.

3. Лица с оптимальной стратегией, осуществляя выбор, при планировании своих действий практически не опираются на прошлые ситуации, их временная перспектива не является протяженной и структурированной, но насыщена объектами в самый ближайший период времени.

4. Лица с исследовательской стратегией в ситуации личностного выбора располагают объекты в среднесрочной перспективе, не опираясь на прошлое и настоящее, что отражает неструктурированность их временной перспективы.

5. У лиц с тревожной стратегией в ситуации личностного выбора выявлена непротяженная, неструктурированная, мало насыщенная объектами временная перспектива, проявляется направленность на прошлые негативные ситуации жизнедеятельности.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -Мысль, 1991. - 299 с.

2. Акофф, Р. Искусство решения проблем: пер. с англ. / Р. Акофф. - М. : Мир, 1982. - 224 с.

3. Дернер, Д. Логика неудачи / Д. Дернер. - Смысл, 1997. - 243 с.

4. Келли, Дж. Психология личности: психология личностных конструктов / Дж. Келли. - СПб.: Речь, 2000. - 249 с.

5. Корнилова, Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений / Т.В. Корнилова // Психологический журнал. -2005. - № 1. - С. 7-16.

6. Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решений: учеб. пособие для вузов / Т.В. Корнилова. - М.: Аспект Пресс, 2003. -286 с.

7. Леонтьев, Д.А. Выбор как деятель-

ность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев,

Н.В. Пилипко // Вопросы психологии. - 1995. -№ 1. - С. 97-110.

8. Нюттен, Ж. Мотивация, действия и

перспектива будущего / Ж. Нюттен. - М.: Смысл, 2004. - 607 с.

9. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности / В.Ф. Сафин. - Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1986. - 142 с.

Магазева Елена Анатольевна, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук, Омская государственная медицинская академия, Омск, [email protected]

Поступила в редакцию 9 апреля 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bulletin of the South Ural State University

Series “Psychology” _______________2014, vol. 7, no. 2, pp. 15-21

THE TIME PERSPECTIVE CHARACTERISTICS WITH VARIOUS STRATEGIES IN A SITUATION OF A PERSONAL CHOICE

E.A. Magazeva, Omsk State Medical Academy, Omsk, Russian Federation, [email protected]

The research materials the purpose of which was to determine the time perspective characteristics of the examinees with various strategies in a situation of a personal choice are presented in this article. Choice situations in the family, interpersonal and professional sphere were considered. During research four groups of the examinees differing with peculiarities of perception of the situation of a personal choice have been distinguished, namely, functional-dual, optimum, research and disturbing. The hypothesis that strategy of the examinees in the situation of a personal choice is determined by characteristics of their time perspective is tested. As a result of research it is revealed that time perspective of people with functionally effective strategy is extended, structured and realistic. The time perspective of people with optimum strategy is not extended and structured, and objects are located at the nearer period of time. People with research strategy locate objects in medium-term perspective the non-structure of their time perspective. People with disturbing strategy have not extended, unstructured time perspective.

Keywords: personal choice, individual strategy, time perspective.

References

1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Life Strategy], Mysl’ Publ., 1991.

2. Akoff R Iskusstvo resheniya problem [The Art of solving problems]. English translation. M., Mir Pabl., 1982, p. 224.

3. Derner D. Logika neudachi [Logic of failure]. Moscow, 1997, p. 243.

4. Kelli Dzh. Psikhologiya lichnosti: psikhologiya lichnostnykh konstruktov [Personality psychology: the psychology of personal constructs]. St. Petersburg, Rech Publ., 2000, p. 249.

5. Kornilova T. [Methodological problems in the psychology of decision making], Psychological journal. 2005, no. 1, pp. 7-16. (in Russ.)

6. Kornilova T.V Psikhologiya riska i prinyatiya resheniy: Uchebnoe posobie dlya vuzov. [Psychology of risk and decision making], Moscow, Aspekt Press Publ., 2003, p. 286.

7. Leont'ev D.A., Pilipko N.V. [Choice activity: personal determinants and opportunities shaping], Questions of psychology. 1995, no. 1, p. 97. (in Russ.)

8. Nyutten Zh. Motivatsiya, deystviya i perspektiva budushchego. [Motivations, actions, and future prospects]. Moscow, Smysl Publ., 2004, p. 607.

9. Safin V.F. Psikhologiya samoopredeleniya lichnosti. [Psychology of personality selfdetermination]. Sverdlovsk, Sverdlovsk Pedagogical Institute Publ., 1986, p. 142.

Received 9 April 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.