УДК 159.9.07
типологические особенности стратегий деятельности в ситуации личностного выбора
Е.А. Магазева (Омск)
Аннотация. Представлены материалы исследования, посвященного изучению характеристик деятельности личности в ситуации выбора. Эмпирическим путем проверяется гипотеза, что специфика деятельности лиц в ситуации личностного выбора может определяться уровнем проявления - отсутствия следующих характеристик: осознанность, самостоятельность, целостность, своевременность и удовлетворенность. В результате исследования выделено четыре типа стратегий деятельности личности в ситуации выбора и описаны различные формы проявления этой деятельности.
ключевые слова: личностный выбор; неопределенность; типичная ситуация; характеристики деятельности; индивидуально-типологические особенности; факторный анализ.
Проблема личностного выбора актуальна в связи с необходимостью для каждого человека определять свою позицию и оптимально действовать в ситуациях, благополучное разрешение которых во многом определяет будущее личностное развитие. Практическую значимость приобретает изучение психологических составляющих, которые участвуют в постановке и достижении личностью целей и в регуляции ее деятельности в ситуации выбора.
Ситуация личностного выбора является сложной жизненной ситуацией, к характеристикам которой можно отнести наличие множества альтернатив и необходимость определения того, насколько каждая из них отвечает потребностям субъекта [1, 4]. Осуществление выбора предполагает реализацию личностью деятельности по разрешению ситуации: выделение в ней условий, их соотнесение с имеющимися требованиями, задачами. Данную деятельность можно охарактеризовать как протекающую в основном во внутреннем плане, в свернутом, редуцированном виде [6].
На основе теоретического анализа выделены признаки, по нашему мнению, характеризующие деятельность субъекта в ситуации личностного выбора [3, 7, 9]. Адекватность выбора может определяться степенью осознания личностью возможных альтернатив и их последствий, оказывающих влияние на дальнейший ход жизни. Существенным также является то, рассчитывает субъект при планировании на свои собственные силы или на значимое окружение. Успешность выбора может определяться своевременностью его осуществления, т.е. способностью личности определить момент готовности начать определенные действия. Мотивирующая сила выбираемого будущего также во многом зависит от того, прогнозируется ли получение удовлетворяющих результатов при реализации этой деятельности. Особенности деятельности субъекта в ситуации личностного выбора могут определяться тем, как локализуемы в различных временных периодах ментально репрезентированные цели. Специфика деятельности лиц в ситуации личностного выбора может определяться уровнем проявления - отсутствия характеристик: осознанность, самостоятельность, целостность, своевременность и удовлетворенность.
Проверка сформулированного предположения возможна путем операционализации выделенных характеристик деятельности. На основе анализа исследований [1, 6, 9] были выделены показатели деятельности в ситуации личностного выбора: качественный состав аргументации при отборе альтернатив, описание последовательности действий по достижению цели, соответствие описываемых действий возрастным возможностям, описание способов достижения цели, описание способов преодоления препятствий, учет последствий достижения цели, представленность в планах поддержки других людей, оценка степени доступности цели, число ближних и дальних целей, расположенных в каждом из темпоральных периодов.
При планировании исследования мы опирались на типологический подход, на основе которого можно выделить типы стратегий деятельности субъекта в ситуации выбора и проследить различные формы проявления закономерности этой деятельности [2].
В качестве типичных ситуаций личностного выбора мы рассматриваем ситуацию профессионального выбора в подростковом возрасте и ситуацию выбора вариантов построения профессиональной карьеры в ранней взрослости.
Отбор участников для исследования проводился на основании консультационной процедуры, цель которой состояла в выявлении того, насколько неопределенной испытуемыми воспринимается ситуация выбора. Всего в исследовании приняли участие 418 человек: на этапе выбора профессии - 164 испытуемых в возрасте от 15 до 18 лет и на этапе выбора вариантов профессиональной карьеры - 254 испытуемых в возрасте от 20 до 27 лет.
Исследование состояло из двух основных этапов. На первом этапе определялось наличие-отсутствие в деятельности субъекта выделенных в ходе теоретического анализа характеристик, затем строилась типология стратегий деятельности испытуемых в ситуации личностного выбора.
В ходе исследования испытуемым предлагалось осуществить деятельность выработки критериев оценки альтернатив. В качестве необходимого методического приема применялся прием выделения и анализа ар-
№ 35
Сибирский психологический журнал
2010 г.
гументов при осуществлении выбора, предложенный Д.А. Леонтьевым и Н.В. Пилипко [6]. Испытуемым также предлагалась для заполнения методика моти-вационной индукции Ж. Нюттена (МИМ). Фиксация особенностей деятельности испытуемых на основании МИМ проводилась с помощью контент-анализа. Надежность результатов обеспечивалась тем, что ответы испытуемых оценивались с привлечением двух экспертов и измерялись путем вычисления относительного числа кодировок, совпадающих в обоих анализах.
Определение показателей, составляющих выделенные характеристики деятельности испытуемых, проводилось с помощью эксплораторного факторного анализа [8]. Используемый метод факторизации - метод главных осей, применяемый метод вращения - варимакс-вращение. С целью разделения испытуемых на группы по измеренным признакам, а также определения типов стратегий деятельности применялся иерархический кластерный анализ (метод межгрупповой связи).
В результате обработки массива экспериментальных данных методом факторного анализа было извлечено пять компонентов. Положительный полюс первого фактора (информативность - 14,8%) включает показатели «представление задач, направленных на достижение цели» (факторная нагрузка - 0,7) и «соответствие описываемых действий возрастным возможностям» (0,5). Отрицательный полюс образован показателем «представленность в планах поддержки других людей» (-0,6). Фактор обозначен как «самостоятельность», поскольку отражает, насколько хорошо субъект представляет цели тех действий, которые он намерен самостоятельно достигать в данной ситуации.
Положительный полюс второго фактора (14,1%) образован показателем «представление дальних целей» (0,9) а отрицательный полюс - показателем «представление ближних целей» (-0,9). Фактор представляет, насколько длительным во временной перспективе является планирование субъекта в ситуации выбора, и обозначен нами как «целостность».
Положительный полюс третьего фактора (10,8%) образует показатель «описание преимуществ выбора» (0,8), а отрицательный полюс представлен показателем «описание последовательности действий по достижению цели» (-0,5). Фактор обозначен как «удовлетворенность».
Следующий фактор (10,5%) представлен показателями «оценка степени доступности цели» (0,8) и «учет последствий достижения цели» (0,7). Фактор определен как «своевременность» и отражает оценку личностью соответствия реальных жизненных обстоятельств и внутренних желаний и возможностей.
Последний фактор (8,9%) образуют показатели «описание способов преодоления препятствий» (0,7) и «описание способов достижения цели» (0,6) и обозначен нами как «осознанность».
Следующей задачей исследования являлась проверка того, появятся ли типологические различия между ис-
пытуемыми по измеренным показателям, и далее мы представляем описание выделенных нами четырех типов стратегий деятельности испытуемых, проявившихся в ситуации личностного выбора.
Выбор альтернатив испытуемыми, вошедшими в первый кластер, основан на аргументации «от субъекта» и смысловой аргументации. Большое значение придается интересам или наличию способностей, ожидается также получение удовлетворительных результатов от совершаемого выбора. Цель воспринимается как доступная для достижения, учитываются возможные последствия, указываются способы достижения цели и способы преодоления препятствий. Действия испытуемых намечены на временные периоды, которые являются нормативными для их реализации. Большое количество поставленных задач относится к периоду второй половины профессиональной жизни. Зафиксировано проявление всех выделенных характеристик деятельности, и на этом основании мы обозначили этот тип как оптимальный.
Второй кластер составили испытуемые, для которых привлекательны альтернативы, соответствующие их способностям. Выражена ориентация на общественное признание деятельности. Представлено описание краткосрочных задач, которые согласуются с возрастными возможностями и целью. Испытуемые направлены на самостоятельное достижение поставленной цели, которая воспринимается как трудная, но обладающая преимуществами. Не указываются способы достижения профессиональной цели и способы преодоления препятствий. Зафиксированы проявление характеристик «самостоятельность» и «удовлетворенность» и отсутствие характеристик «целостность», «осознанность» и «своевременность». Тип обозначен нами как функциональный, поскольку испытуемые достаточно хорошо представляют цель будущей деятельности для недалекой перспективы, ориентированы на ее преимущества и достижение высоких результатов.
В описаниях испытуемых, составивших третий кластер, поставлены краткосрочные задачи, не совсем согласующиеся с поставленной целью. Испытуемые ожидают поддерживающего отношения от других людей. В описаниях указываются преимущества выбранной цели, но отсутствуют указания на способы достижения профессиональной цели; цель воспринимается как недоступная. Зафиксированы проявление характеристики «удовлетворенность» и отсутствие характеристик «осознанность», «целостность», «своевременность» и «самостоятельность». Испытуемые при выборе альтернатив опираются на ситуативную аргументацию, осознавая только самые необходимые ближайшие действия, необходимые для достижения цели. Данный тип обозначен нами как ситуативный.
В планах четвертого типа не обозначены задачи, направленные на достижение цели, отсутствуют описания преимуществ выбора. Цель обозначается как недоступная, перечисляется множество негативных по-
Общая психология и психология личности
следствий, связанных с ее достижением. Не описывается последовательность действий по достижению цели, не обозначены способы достижения и способы преодоления препятствий. Поставлено малое количество как ближних, так и дальних целей. У испытуемых зафиксировано отсутствие всех выделенных характеристик деятельности в ситуации личностного выбора, и тип обозначен нами как пассивный.
Приведенные результаты в своей совокупности свидетельствуют о том, что способность личности осуществлять выбор, т.е. сознательно определять привлекательную альтернативу и структурировать будущее в соответствии с этой альтернативой, типологически варьирует. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Деятельность испытуемых в ситуации личностного выбора имеет индивидуально-типологический характер.
2. Тип деятельности в ситуации личностного выбора определяется уровнем выраженности - отсутствия таких характеристик деятельности, как осознанность, самостоятельность, своевременность, целостность и удовлетворенность.
3. Наиболее оптимальным оказывается выбор, осуществляемый при проявлении в деятельности испытуемых всех вышеперечисленных характеристик, при котором учитываются возможные действия, последствия, препятствия и преимущества достижения выбранной альтернативы.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. Т. 4, № 1. С. 14-28.
3. Иванченко Г.В. На пороге профессиональной карьеры // Мир России. 2005. № 2. С. 97-125.
4. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений / Под ред. Б.В. Бирюкова. М., 1979.
5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учеб. М., 2002.
6. Леонтьев ДА., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии.
1995. № 1. С. 97-110.
7. Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М., 2003.
8. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2007.
9. Нюттен Ж. Мотивация, действия и перспектива будущего. М., 2004.
10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2002.
TYPOLOGICAL FEATURES OF STRATEGY OF ACTIVITY IN A SITUATION OF A PERSONAL CHOICE Magazeva E.A. (Omsk)
Summary. The article presents research materials devoted to the investigation of personal features in the situation of choice making. The hypothesis about the importance of the following personal features such as consciousness, self-reliability, wholeness, timing and satisfaction on the personal choice making was empirically tested. As a result author suggests four types of strategy for personal activity in the situation of choice making and discusses ways of their realizations.
Key words: personal choice; ambiguity; typical situation; characteristics of the activity; individual typical features; factor analysis.