Враждебные поглощения: технология, стратегия и тактика нападений
Тимур Хакимов
начальник юридического отдела консультационной компании «ПАКК»
В рыночной экономике одним из цивилизованных инструментов перераспределения собственности являются сделки на рынке корпоративного контроля - слияние и поглощение. Принцип, лежащий в основе формирования этого рынка, заключается в прямой зависимости рыночной стоимости акций компании от эффективности ее управления. В России рынок корпоративного контроля пока не получил такого большого развития, как на Западе, однако развивается стремительными темпами. С учетом национальной специфики именно враждебные поглощения становятся в нашей стране доминирующей формой всех поглощений.
Само понятие «враждебное поглощение» или «недружественное поглощение» пришло в Россию из Соединенных Штатов Америки как перевод английского термина «Hostile take-over», означающего скупку одним лицом или группой лиц контрольного пакета акций предприятия без согласия его руководителей и акционеров. В нашей стране термин «враждебное поглощение» фактически вытеснен другим, более распространенным в народе понятием - «передел собственности».
Первый опыт враждебных поглощений в России относится к середине 90-х годов ХХ века. Одним из первых примеров публичного проведения операции поглощения стала попытка захвата кондитерской фабрики «Красный Октябрь» группой банка «Менатеп» летом 1995 года. Другой довольно известный случай - это покупка холдингом «Инкомбанк» контрольного пакета акций кондитерской фабрики акционерное общество «Бабаевское».
К сожалению, в России при осуществлении враждебного поглощения достаточно широко
используются методы давления на менеджмент «компании-жертвы», а также некоторые сомнительные способы лоббирования необходимых судебных решений и определений.
Стратегия враждебного поглощения
Стратегия - это взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер, направленных на реализацию миссии предприятия или, если хотите, на укрепление его мощи и жизнеспособности. Существует 5 распространенных типов стратегий поглощения.
Перепродажа предприятия по более высокой цене
Такая стратегия подразумевает приобретение какой-либо компании с недооцененными активами с целью их дальнейшей продажи по более высокой цене. Активы считаются недооцененными, если цена их покупки ниже рыночной стоимости. Эту стратегию часто используют финансовые компании (банки, инвестиционные фонды и др.), а также предприятия, специализирующиеся на захватах. Подобная стратегия не предполагает дальнейшего использования агрессором «компании-цели» для производства, так как для этого необходимы управленцы-производственники, дополнительные капиталовложения и готовность окупить затраты в долгосрочной перспективе. Применяя эту стратегию, агрессоры преследуют цель быстрого получения прибыли, действуя следующими тремя способами:
• просто перепродают «компанию-цель» заинтересованным лицам;
• перед перепродажей осуществляют простые улучшения;
• разделяют «компанию-цель» или выводят активы и распродают их по частям (зачастую по отдельности активы стоят гораздо больше, чем включенные в одну компанию).
Увеличение доли на рынке К этому типу относят случаи, когда «компания агрессор» стремится увеличить свою рыночную долю за счет поглощения региональных предприятий аналогичного профиля. Преимущество этой стратегии состоит в сокращении издержек и налоговых выплат (экономия на масштабах). Ее элементами, как правило, являются добавление региональных рынков или быстрый выход на новые рынки, увеличение доли на рынке путем приобретения конкурента, укрепление существующей позиции на рынке, приобретение технологий, патентов и т. п.
Приобретение контроля над поставщиками или продавцами Такая стратегия предусматривает приобретение компаний-смежников в производственном цикле. В случаях, когда приобретаются поставщики, говорят об интеграции сверху, когда потребители - об интеграции снизу. Такая стратегия характерна для отраслей со значительным числом элементов технологической цепочки (нефть, газ, химия, металлургия). Она позволяет максимизировать совокупный доход группы за счет контроля всей цепочки. При этом группы выходят в технологически связанные, а также рентабельные сектора промышленности. Например, поглощение металлургическими компаниями машиностроительных, авиастроительных и автомобильных предприятий, продвижение нефтегазовых групп в химическую отрасль. То же происходит и в некоторых группах аграрного сектора и розничной торговли.
Проникновение в другие отрасли Эта стратегия характерна для компаний, которые формируют интегрированные структуры вертикально и горизонтально. В этом случае речь идет о приобретении так называемых субхолдингов. Например, группа «МДМ», сравнительно недавно начав-
шая активную экспансию в промышленности, сегодня владеет тремя крупными отраслевыми субхолдингами: минерально-химической компанией «Еврохим», Сибирской угольной энергетической компанией «Бай-кал-Уголь» и «Трубной металлургической компанией».
Покупка доходов компании
«Компания-агрессор» покупает недооцененное предприятие, способное стабильно приносить некоторую прибыль без серьезных капиталовложений. Отладив на таком предприятии управление и применив жесткие меры финансового контроля, агрессор может рассчитывать на получение некоторого стабильного дохода. Эта стратегия фактически была и является одной из основных в России.
Выбор цели и подготовка
к враждебному поглощению
На выбор «компании-цели» влияет множество факторов, основным из которых является стратегическая цель «захватчика». Компания становится желаемой мишенью для враждебного поглощения, если:
• захват соответствует стратегическим целям поглощающей компании;
• акции поглощаемой компании недооценены;
• «компания-мишень» обладает высоколиквидным балансом с избыточными денежными средствами и(или) привлекательными активами.
Сбор информации о предприятии
Из-за непрозрачности финансово-хозяйственной деятельности российских акционерных обществ получение полной и достоверной информации о предприятии является довольно сложной задачей. Однако от ее разрешения зависит принятие окончательного решения о возможности и необходимости осуществления поглощения. Получаемую и добываемую «агрессором» информацию о «предприятии-цели» можно условно разделить на три основных типа:
1) корпоративная информация, к которой относятся сведения, содержащиеся в учредительных документах «компании-цели» и
положениях, регулирующих деятельность органов управления предприятия, сведения о структуре уставного капитала, состоявшихся выпусках ценных бумаг и составе акционеров предприятия. Также к этой категории следует отнести сведения о дочерних и зависимых обществах и о наличии среди них акционеров (участников), менеджеров «компании-цели» или их аффилированных лиц;
2) информация о менеджменте - это сведения о занимаемой менеджером должности, сроке его работы на предприятии, количестве принадлежащих ему акций. Иногда собирается информация, имеющая личностный характер (семейное и имущественное положение, образование, наличие связей во властных структурах и т. п.);
3) финансовая информация - сюда относятся сведения о дебиторской и кредиторской задолженностях предприятия, о наличии ликвидного имущества, об имеющихся обеспечительных сделках (залог, поручительство), о количестве выданных или авалированных предприятием векселей и т. п. Эта информация является одной из важнейших составляющих, позволяющих принять решение о возможности осуществления поглощения.
Интересующие «компанию-агрессора» сведения собираются как посредством обращения с соответствующими запросами в государственные регистрирующие органы, так и при помощи сотрудников «компании-цели», лояльных к агрессору.
Также следует отметить, что имеют место случаи, когда получение необходимой финансовой документации осуществляется при помощи сотрудников налоговых органов, которые при проведении налоговой проверки изымают часть документации, интересующей «захватчика».
Оценка возможности использования административного ресурса
Ни одна операция по враждебному поглощению средних или крупных предприятий не обходится без участия местных или федеральных органов власти. Дело в том, что после завершения поглощения «компания-агрессор», как правило, проводит реструктуризацию приобретенного предприятия, которая часто выражается в передаче местной
администрации имеющихся у предприятия объектов коммунально-бытового и социального назначения, сокращении персонала и финансирования социальных программ. Такие мероприятия увеличивают расходы местных бюджетов, что не может не волновать местные и федеральные органы власти. А надо отметить, что в их распоряжении находится немало рычагов воздействия на ситуацию. Взять хотя бы тот факт, что при приватизации предприятий определенный пакет акций обычно передавался местным комитетам по управлению государственным имуществом, обеспечивающим интересы государства на общих собраниях акционеров.
Позиция представителей местных и федеральных органов власти по вопросу поглощения того или иного предприятия зачастую зависит от договоренности последних и «компании-агрессора». При этом степень участия органов власти может варьироваться от молчаливого согласия с действиями «агрессора» до активного противодействия. К примеру, недавняя попытка компаний «Сибнефть» и «Татнефть» получить контроль над открытым акционерным обществом «Московский нефтеперерабатывающий завод» завершилась неудачей по причине активного противодействия московских властей и мэра столицы Юрия Лужкова.
Оценка возможности использования средств массовой информации
При проведении враждебных поглощений всегда значительную роль играют средства массовой информации. Их правильное использование позволяет создать вокруг «компании-агрессора» ореол спасителя попавшего в бездну неплатежеспособности предприятия, доведенного до такого состояния «корыстным руководством». Кроме того, широко практикуются методы активного воздействия на работников предприятия, сбор и распространение компромата на несговорчивых руководителей предприятия и т. п.
Возможность использования потенциала сторонних организаций и учреждений для получения оперативной информации
Ключевой организацией при проведении операции по враждебному поглощению яв-
ляется специализированный держатель реестра акционеров «предприятия-цели», который владеет полной информацией обо всех акциях «компании-цели», их владельцах, имеющемся обременении. Оперативное получение информации о движении акций предприятия дает возможность своевременно принимать тактические решения, позволяющие получить желаемые права на акции или заблокировать (усложнить) переход прав на акции к нежелательным лицам (конкурентам, менеджерам «компании-цели» и т. п.).
Оценка предстоящих материальных затрат и рисков (бюджет проекта)
После получения, анализа и обобщения всей информации, производится оценка предстоящих материальных затрат и возможных рисков «компании-агрессора», определяются возможные дополнительные источники финансирования враждебного поглощения в случае нехватки собственных средств. Затем выбираются способы осуществления враждебного поглощения. Здесь следует учесть, что если «компания-агрессор» начнет операцию по враждебному поглощению без составления прогноза развития событий, а также переоценит собственные финансовые возможности, то при эффективной защите «компании-жертвы» такое упущение может привести к провалу операции и даже банкротству «агрессора».
Тактика враждебного поглощения
Способов осуществления враждебного поглощения немного. В основном все они направлены на получение корпоративного контроля над предприятием, то есть аккумулирование у «компании-агрессора» или ее аффилированных структур максимально возможного количества голосующих акций «предприятия-цели». Получение поглощающей компанией достаточного корпоративного контроля делает возможным перехват управления текущей финансово-хозяйственной деятельностью «компании-цели», что фактически приводит к смене руководящей команды предприятия.
Способы достижения корпоративного контроля над предприятием
Выделяют несколько основных инструментов, используемых в борьбе за контроль над предприятием:
• тендерное предложение;
• агрессивная скупка акций;
• борьба за доверенности;
• лоббирование сделок с пакетами акций, остающихся у федеральных и региональных властей;
• green mail;
• трансформация долгов в долевое участие.
Тендерное предложение
Такой способ получения контроля более распространен на Западе, в России же он фактически не используется. Тендерное предложение - это прямое предложение акционерам о покупке их акций. При этом «компания-агрессор» не скрывает свои истинные цели. В нашей стране указанный способ получения корпоративного контроля над предприятием используется редко, так как, во-первых, в процессе приватизации существенные пакеты акций предприятий были распределены среди их работников и членов их семей, что в значительной степени усложняет процедуру реализации тендерного предложения из-за большого количества акционеров; во-вторых, более или менее крупные пакеты акций предприятия сосредоточены у оппонентов «компании-агрессора» (менеджмент, акционеры-владельцы предприятия), которые не собираются их продавать.
В связи с тем, что тендерное предложение фактически не работает в российских условиях, его альтернативой становится агрессивная, или «согласованная», скупка акций на вторичном рынке.
Агрессивная скупка акций
Чтобы не открывать реальные цели скупки акций, «компания-агрессор», как правило, покупает акции через свои аффилированные фирмы. Те же функции могут выполнять и профессиональные участники рынка ценных бумаг, в частности брокерские компании, которые приобретают акции
«предприятия-цели» под гарантии их дальнейшего выкупа «компанией-агрессором». Российский вторичный рынок имеет ряд особенностей, которые обусловливают предпочтения «компаний-агрессоров» в методах скупки акций. Во-первых, не все акции интересующих предприятий обращаются на фондовой бирже. Во-вторых, как уже было указано, значительное количество акций находится в собственности работников предприятий. В этих условиях наибольшее распространение получило достижение корпоративного контроля над предприятием с помощью скупки акций у членов трудового коллектива с задействованием аффилированных структур. При этом до определенного момента скупка акций может вестись тихо, без огласки. Такой способ активно практикуется, в частности, на предприятиях, имеющих задолженность по выплате заработной платы своим работникам. Бывают случаи, когда на определенном этапе поглощения менеджмент все же соглашается на сделку, и враждебное поглощение превращается в дружественное слияние. Именно таким способом «Северсталью» были поглощены «Уральский автомобильный завод» и «Заволжский моторный завод».
Борьба за доверенности
Иногда времени для приобретения в собственность «агрессора» необходимого количества акций бывает недостаточно. В такой ситуации единственным способом достижения корпоративного контроля, пусть и не очень устойчивого, является получение от сторонних акционеров доверенностей на голосование на общем собрании акционеров. Таким образом, борьба за доверенности подразумевает аккумулирование «компанией-агрессором» не самих акций, а скорее, прав от имени акционера -владельца акций принимать участие в общем собрании акционеров и голосовать по всем вопросам повестки дня. Чаще всего борьба за доверенности происходит в случаях, если организационно-правовой формой предприятия является общество с ограниченной ответственностью. Таким примером может служить смена собственников магазина «Дом моды» на Красной Пресне и
Торгового дома «Краснопресненский» в Москве.
Лоббирование сделок с пакетами акций, остающихся у федеральных и региональных властей
Как уже упоминалось, в ходе приватизации значительного числа предприятий крупные пакеты акций были переданы федеральным или региональным властям. Законодательство Российской Федерации допускает передачу государственных пакетов акций в доверительное управление коммерческим организациям по итогам конкурса. Достаточно часто при проведении операций по поглощению «компании-агрессоры» используют имеющийся у них административный ресурс с целью получения в доверительное управление государственных пакетов акций интересующих их предприятий. Это обеспечивает им необходимый процент голосов на общем собрании акционеров.
Green mail
Корпоративный шантаж, или гринмейл (green mail), по сути, очень схож с приобретением пакетов акций и поглощениям. Схема его следующая: атакующая компания приобретает на открытом рынке некрупный пакет акций предприятия, после чего новоиспеченные акционеры начинают публично критиковать и запугивать менеджмент предприятия. В ход идут, например, обещания консолидировать более крупные пакеты акций и сменить руководство или угрозы заблокировать стратегические шаги. Целью шантажиста является либо получение отступных за отказ от претензий, либо продажа своего пакета по завышенной цене. Практика гринмейла на западных рынках не слишком распространена: западное деловое сообщество выработало систему защиты от подобного шантажа. К тому же «компания-агрессор» немедленно попадает в черный список.
Одной из разновидностей гринмейла является способ, при котором «компания-агрессор» не столько увеличивает свою долю в уставном капитале «компании-цели», сколько временно блокирует возможность оппонентов
использовать их пакет акций при голосовании на общем собрании акционеров. Инструментами, позволяющими осуществить такую операцию, как правило, являются принятые судом меры по обеспечению иска, которые могут включать арест акций и запрет на голосование на общем собрании акционеров.
Стандартная версия русского корпоративного шантажа такова: некая компания приобретает на рынке относительно крупный пакет акций компании с раздробленным уставным капиталом (15-25 % уставного капитала, в некоторых случаях достаточно и одного процента). Затем новый акционер объявляет себя стратегическим партнером компании, одновременно предпринимая недружественные действия в отношении ее менеджмента - от ареста ценных бумаг других акционеров до организации проверок компании со стороны властных структур. Объявленная компанией-покупа-телем цель - проведение внеочередного собрания акционеров, на котором оппоненты будут максимально ослаблены. Когда прежние акционеры поймут, что собрание может принять нежелательные для них решения, с ними можно начинать торг.
Типичным примером является конфликт вокруг акционерного общества «Уралхим-маш» - крупнейшего в стране производителя химического оборудования. Предприниматель Павел Федулев приобрел около-контрольный пакет акций компании. Дальнейшая борьба с оппонентами-акционера-ми предприятия включала операции с реестром, проведение альтернативных собраний акционеров, обращения сторон в суд и к местным властям, захваты заводоуправления с участием работников милиции и частных охранных предприятий, кампании по компрометации противника в местных средствах массовой информации. Закончился этот конфликт в сентябре 2000 года продажей злосчастного пакета акций структурам, близким к «Межрегионгазу», по заметно возросшей цене. Подобным образом развивался конфликт между фондом «Бэринг Восток Кэпитал Партнерс» и акционерным обществом «Волготанкер».
Необходимо отметить, что нередки случаи, когда «компания-агрессор», не имея
достаточных ресурсов для ведения полноценного захвата, блефует, используя гринмейл с целью создания видимости серьезной угрозы. В ряде случаев «компаниям-целям» удавалось своевременно распознать блеф «агрессора» и, эффективно построив защиту, отстоять свою позицию.
Трансформация долгов в долевое участие
Скупка и трансформация долгов в долевое участие чаще используется для поглощения предприятия через банкротство. Если «агрессору» нужен действующий бизнес, то банкротство, конечно, нельзя рассматривать в качестве эффективного инструмента. Однако очень часто «предприятие-агрессора» интересуют только активы, что объясняет популярность этого метода. К примеру, небольшой отраслевой банк кредитовал оборонное предприятие, выполнявшее государственные заказы. Однако через некоторое время выяснилось, что завод кредиты не возвращает. Банк выкупил 80 процентов долгов предприятия и инициировал процесс банкротства. Как основной кредитор он поставил на завод своего внешнего управляющего, и при помощи этой меры окончательно захватил завод. Практически любое не очень крупное и известное предприятие можно поглотить таким образом, не получая в нагрузку к активам долги, как при поглощении через скупку акций.
В заключение хотим привести некоторые схемы враждебных поглощений, которые были построены известными компаниями (не будем указывать их названия) на элементарной дискредитации прежнего менеджмента и использовании «административного ресурса».
Схема № 1. Логика действий «предприятия-агрессора» при поглощении «предприятия-цели», работающего в области машиностроения, описывается следующим образом:
1) массированная пиар-кампания по дискредитации предприятия и его менеджеров с целью снижения стоимости будущей сделки;
2) переговоры с местными властями о «стратегическом сотрудничестве и инвестировании» с подключением высших феде-
ральных чиновников, предложение выплатить долги и поддержать избирательную кампанию;
3) покупка контрольного пакета с последующей сменой менеджеров и изменением состава совета директоров;
4) «расчистка» долгов и вывод ликвидных активов в новую компанию в рамках холдинговой структуры.
Схема № 2. «Предприятие-агрессор» при поглощении химической компании также использовало стандартные для российской практики методы. Общий план поглощения предусматривал следующее:
1) скупку на вторичном рынке около 30 процентов акций;
2) смену генерального директора;
3) покупку на конкурсе 21,8 процента акций, остававшихся в собственности государства.
Реализация этой схемы сопровождалась такими дополнительными мерами, как:
• дискредитация в прессе действующего генерального директора и его арест налоговой полицией;
• проведение внеочередного собрания «на территории» группы;
• недопуск милицией на собрание «посторонних» акционеров (частных и представляющих государство) в связи с «нарушением паспортного контроля».
Схема № 3. Также представляет интерес история поглощения ряда крупных столичных магазинов с использованием технологий искусственного банкротства. «Поставщик-захватчик» оставлял магазину товары на реализацию на общую сумму, подпадающую под применение закона о банкротстве (на тот момент 50-60 тыс. рублей), с отсрочкой платежа. Затем подставная фирма «гасила» долг магазина поставщику и «исчезала» (закрывала счета и меняла адрес). Универмаг автоматически становился должником этой фирмы, которая через несколько месяцев обращалась в суд с иском о банкротстве по просроченному долгу. В некоторых случаях дело заканчивалось применением процедуры банкротства, отстранением директора и переходом к «захватчикам» прав собственности на бизнес.
* * *
*Об ипотеке (залоге) недвижимости (законопроект)
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект Федерального закона «О внесении дополнений в статью 10 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», внесенный группой депутатов.
Законопроект предусматривает отмену обязательного нотариального удостоверения договора об ипотеке, являющегося обеспечением исполнения по кредитному договору, заключенному с лицом, обладающим статусом субъекта малого предпринимательства.
Такое дополнение к Федеральному закону имеет целью на снижение финансовых и временных затрат со стороны субъектов малого предпринимательства при оформлении обеспечения по кредиту, если в качестве обеспечения (залога) выступает объект недвижимости.
Кроме того, актуальность принятия законопроекта обусловлена необходимостью отмены излишних административных барьеров в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также устранения дублирования функций органов юстиции и иных уполномоченных органов при осуществлении государственной регистрации договора ипотеки и нотариусов при его нотариальном удостоверении.
* Использованы материалы сайта «КонсультантПлюс».
Вопросы подписки по тел. (095) 129-0001 77