Научная статья на тему '«Возвращение» Соединенных Штатов Америки в ЮВА'

«Возвращение» Соединенных Штатов Америки в ЮВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1440
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / АСЕАН / ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ / Б. ОБАМА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / B. OBAMA / THE USA / ASEAN / SOUTH-CHINA SEA / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Власов Н. В.

Объективный анализ ситуации показывает, что в настоящее время в ЮВА складываются необходимые предпосылки для «возвращения» США. С учётом обстановки в ЮКМ региональные игроки всерьёз обеспокоены вопросом безопасности и устойчивости развития, в связи с чем Америка здесь рассматривается, в первую очередь, как дополнительный фактор стратегического баланса сил. Представляется, что в ближайшем будущем политика Вашингтона будет направлена на дальнейшую эволюцию диалога с АСЕАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objective analyses shows that there are necessary preconditions for the US “return” to the South East Asia today. Keeping in mind the situation in the South-China Sea, the regional actors are seriously concerned with problems of security and development. That is why they consider the US as a supplementary factor of the strategic balance of power. Supposedly, the future US policy will aim at further evolution of dialogue with ASEAN.

Текст научной работы на тему ««Возвращение» Соединенных Штатов Америки в ЮВА»

Власов Н.В.

соискатель Кафедры востоковедения МГИМО(У) МИД России

«ВОЗВРАЩЕНИЕ»

СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В ЮВА

В настоящее время мы становимся свидетелями изменения полярности системы международных отношений. В глобальном плане «центр тяжести» постепенно смещается с Запада на Восток. Не вызывает сомнений, что современным «локомотивом роста» мировой экономики является Азиатско-

Тихоокеанский регион (АТР), который уже сосредотачивает до

1 2 55% МВП и 45% мировой торговли . Как представляется, в настоящее время наиболее системообразующую интеграционную роль в этом макрорегионе способна выполнять Ассоциация стран ЮВА (АСЕАН). В XXI в. это не только десять стран ЮВА (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), но и смежные партнерские форматы, такие как АСЕАН-плюс, Региональный форум АСЕАН по безопасности, Восточноазиатские саммиты (ВАС) и проч.

В речи американского президента Б. Обамы, произнесенной 17 ноября 2011 г. перед австралийскими парламентариями, четко обозначен новый долгосрочный региональный приоритет американской внешней политики - азиатско-тихоокеанское пространство3. Очевидно, что в этом контексте значительное внимание США будут уделять Юго-Восточной Азии (ЮВА).

В 1940-2000-х гг. отношения США со странами ЮВА носили волнообразный характер: активное, заинтересованное и «агрессивное» присутствие до начала 1970-х гг.; пассивное, «ущемленное» наблюдение со стороны в 1970-1990-х гг.; игнорирование с оговорками региона на рубеже XXI в. С приходом демократов к власти в Белом доме в 2008 г. можно говорить определенно о «развороте» внешней политики Вашингтона.

Как представляется, ЮВА - не поправка к старому перечню приоритетов США на внешней арене, но одна из основных составляющих нового видения Вашингтона, в рамках которого

произошло перераспределение. Если администрации 2001-2008-х гг. ставили во главу угла своей внешней политики исламский вектор, то одним из первых решений Б. Обамы были планы как можно скорейшего сворачивания военных кампаний в Ираке и Афганистане. По всей видимости, американцам нужны ресурсы для более активного и прямого вовлечения на других направлениях, и в первую очередь на азиатско-тихоокеанском. Успех здесь во многом будет зависеть от результатов политики администрации в зоне АСЕАН. Таким образом, намерения вновь закрепиться в ЮВА - это важная часть плана Белого дома по обеспечению лидерства в АТР и, в конечном итоге, в мире.

Стратегия Вашингтона основывается на существовании в регионе «раздражителя», мотиватора контр действий в лице Китая, рост и развитие которого ставит под угрозу глобальное доминирование США. В этой связи в плане американских стратегических интересов ЮВА представляет собой один из геополитически ключевых элементов региональной расстановки сил.

Несмотря на регулярные заверения представителей администрации Обамы на различных уровнях о том, что активизация США в регионе никак не связана с осуществлением мер по сдерживанию КНР, Вашингтон, тем не менее, открыто признает своими национальными интересами стабильность и безопасность морских путей, пролегающих через морские воды ЮВА. Так, их позиция отчетливо изложена в заявлении Госсекретаря X. Клинтон (23 июля 2011 г.) вокруг ситуации в Южно-Китайском море (ЮКМ): «...будучи тихоокеанским государством и региональной державой, мы видим наш национальный интерес в свободе мореходства, открытого доступа к морскому пространству Азии, сохранении мира и стабильности, а также уважении международного права в ЮКМ. Мы выступаем против угрозы силой или ее применения любой из сторон спора в ЮКМ для продвижения своих притязаний и препятствования законной экономической деятельности...»4.

Учитывая официальную позицию Пекина по территориальным спорам в ЮКМ, которая сводится к наличию суверенных прав практически на всю акваторию моря несмотря на притязания ряда других прибрежных государств, заявленные

американские интересы, оказывающиеся под угрозой, получают фактическую обоснованность.

В действительности, представляется, что такая позиция США как стабилизирующего фактора - лишь предлог напомнить о своей глобальной роли лидера, зацепиться за происходящие процессы в регионе, а также улучшить свои отношения с азиатскими сторонами. Очевидно, что для мировой державы важно держать конкурента под контролем. Таким образом, в условиях нарастающего соперничества и потенциального противостояния ЮВА, являющаяся «южным подбрюшьем» Китая, сегодня обретает вновь стратегически важное значение для США.

Вместе с тем, в тактическом плане заявленные национальные интересы, связанные с обеспечением стабильности и безопасности морских путей, пролегающих через воды ЮВА, объясняются необходимостью продвижения своих торговых интересов и поддержания мобильности военно-морских сил в зоне Индийского и Тихого океанов.

Интерес действительно резонен, ведь значительный объем мировой морской торговли в настоящее время обеспечивается транспортировкой через Малакку и ЮКМ. Так, к примеру, через Малаккский пролив, соединяющий Индийский и Тихий океаны, транспортируется ежедневно до 15 млн. тонн баррелей нефти5 (это порядка 25% от мировой морской торговли нефтью и нефтепродуктами), и на него приходится до 25% от общего оборота морских перевозок6.

США также привлекают выгоды, которые сулит сотрудничество с динамично растущими экономиками АСЕАН. В настоящее время ЮВА - это территория с населением более чем 600 млн. чел. Суммарный номинальный ВВП стран-членов АСЕАН на конец 2010-2011 фин. г. превысил 2 трлн. долл.

у

США в текущих ценах . Существующий интерес Штатов подтверждается статистикой, согласно которой торговый оборот между США и АСЕАН по итогам 2011 г. составил 194 млрд. долл.8 Штаты являются третьим по размеру торговым партнером блока АСЕАН (после Китая и Японии, занимающих первое и второе места соответственно). Кроме того, ЮВА - все еще регион сравнительно дешевой рабочей силы, что не может не

прельщать американские транснациональные корпорации, стремящиеся минимизировать экономические издержки производства для максимизации конечного дохода. Валовые американские ПИИ в странах АСЕАН составили 159,6 млрд. долл. по итогам 2011 г.9 В общем плане США заинтересованы в дальнейшей либерализации новых рынков в АТР и, в частности, ЮВА, с целью чего в т.н. активно лоббируется создание зоны свободной торговли (ЗСТ) «Транстихоокеанское партнерство» (ТТП) при самом широком участии стран региона.

В то же время, морская акватория ЮВА - это не только торговые пути, но и стратегически важные маршруты для переброски сил ВМС США в Тихий океан из Персидского залива и Индийского океана. JL Панетта, еще будучи министром обороны США, заявил о планах Штатов в перспективе изменить соотношение размещенных вооруженных сил в Атлантике и Тихом океане в пользу увеличения до 60% присутствия в тихоокеанской зоне (в настоящее время 50 на 50%)10.

В рамках стратегии Б. Обамы происходит укрепление уже сложившихся союзов в АТР, и в частности в ЮВА, дальнейшее совершенствование партнерских отношений, а также поиск здесь новых друзей.

В очередной раз на новые акценты внешнеполитического видения Белого дома указал в своей речи перед членами австралийского парламента11 Б. Обама в конце своего первого президентского срока в ноябре 2011 г. Так, говоря о развитии отношений на пространстве ЮВА, американский президент заявил о поддержании стратегических союзнических отношений с Таиландом и Филиппинами, констатировал прогресс в укреплении отношений с Индонезией, Малайзией, Сингапуром и Вьетнамом.

Исходя из внешнеполитических шагов руководства США в рамках нового курса, вырисовываются определенные основы стратегии Вашингтона в отношении ЮВА, а именно: во-первых, налаживание плотного, дружественного и доверительного политического диалога с государствами-членами АСЕАН; во-вторых, углубление торгово-экономического сотрудничества; и в-третьих, обеспечение военного присутствия в регионе. Кампания по «возвращению» сопровождается также ставшей

традиционно американской «демократическо-

правочеловеческой» риторикой.

Очевидным образом проявляются две ярких особенности тактики Вашингтона в регионе, присущие современному этапу. Во-первых, это намерение всесторонне закрепиться в ЮВА -добиться статуса друга, торгового партнера и, по возможности, военного союзника. В сентябре 2010 г. в Гонолулу (Гавайи) госсекретарь X. Клинтон выступила с речью, посвященной взятой на вооружение т.н. “forward deployed diplomacy”. Этот курс подразумевает опору на союзы, новые партнерства, региональные институты в АТР в целях создания общей экономики региона, обеспечения общерегиональной безопасности, продвижения и защиты институтов демократии и прав человека.

Во-вторых, несмотря на сохранение демократической риторики Вашингтона, новая тактика основывается и на разумном прагматизме, проявляющемся, к примеру, в возникшей недавно готовности выстраивать диалог с до того «неугодной» военной хунтой в Мьянме, развивать не только торгово-экономические, но и военные связи с Вьетнамом. Это играет на контрасте с однобоким подходом в прошлом, когда в регионе США «дружили» избирательно (послевоенные политические заигрывания, военные союзы 1960-1970-х гг., экономические «консультации» 1980-1990-х гг.). Сделанная Обамой ставка на прагматизм, небоязнь «призраков прошлого» - это то, что во многом отличает нынешнюю администрацию от предыдущих. Очевидно, что сегодня Вашингтон здесь намерен проводить политику всестороннего вовлечения, как дружественных, так и считающихся враждебными стран.

Хотелось бы теперь остановиться более подробно на опе-ративно-прикладном уровне развития отношений США с асеа-новскими партнерами на многостороннем и двустороннем уровнях.

Уже первые зарубежные поездки госсекретаря X. Клинтон сопровождались заверениями в твердом намерении правительства США наращивать свое присутствие и вовлечение в дела АТР.

В июле 2009 г. X. Клинтон приняла участие в постмини-стерской конференции АСЕАН и саммите Регионального фо-

рума АСЕАН по безопасности в Таиланде на о. Пхукет. Тогда в

ходе пресс-конференции она объявила, что США «вернулись в

12

ЮВА» . Клинтон отметила, что регион имеет значительный вес в глобальном развитии, поддержании мира и процветания во всем мире. Было объявлено о намерениях Штатов открыть постоянное представительство при АСЕАН в Джакарте во главе с послом-резидентом. По итогам встречи был сделан первый важный шаг навстречу новым американо-асеановским отношениям - подписан Инструмент присоединения США к Договору

13

о дружбе и сотрудничестве в ЮВА (ТАС) , что до этого всегда являлось негласным и необходимым правилом для тех, кто желал установления более тесных отношений с АСЕАН. После церемонии госсекретарь заявила, что заключение этого документа «скрепляет печатью.. .приверженность [США] работать в партнерстве с государствами АСЕАН в целях продвижения разделяемых.. .интересов и ценностей»14.

В ходе первой встречи лидеров АСЕАН-США в ноябре 2009 г. в Сингапуре президент Б. Обама подтвердил заверения госсекретаря Клинтон о твердом намерении развивать отношения как со странами АСЕАН в отдельности, так и с Ассоциацией в целом. На повестке дня был самый широкий круг вопросов взаимодействия, включая торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, образовательные обмены, налаживание связей в области науки и технологий, оказание содействия развитию в т.н. в контексте реализации «целей развития тысячелетия» ООН, антитеррористическая деятельность, ядерное нераспространение и разоружение, защита и продвижение прав человека, экологически устойчивое экономическое развитие и

др.15

В июне 2010 г. США стали первым государством - не членом АСЕАН, открывшим свое постоянное представительство при секретариате организации в Джакарте. 26 апреля 2011 г. назначенный президентом посол Д.Л. Карден вручил верительные грамоты генеральному секретарю АСЕАН С. Питсувану16. При этом важно зафиксировать, что открытие постпредства не означает, что до того момента АСЕАН и США не имели вообще какой-либо институционализированной формы взаимодействия. С момента установления диалогового партнерства в 1977

г. АСЕАН и США провели уже более 20 ежегодных диалоговых встреч на уровне старших должностных лиц. Кроме того, стороны координировали свои позиции по различным вопросам в рамках АРФ, встреч министров обороны АСЕАН-плюс, ВАС, постминистерских конференций АСЕАН и других мероприятий.

В ноябре 2010 г. в Нью-Йорке состоялась вторая встреча лидеров АСЕАН-США, по итогам которой было принято решение о создании Группы выдающихся деятелей (EPG)17. Группа призвана оказывать консультативную поддержку лидерам, выступать генератором новых идей в целях углубления диалога АСЕАН и США по самому широкому кругу вопросов.

Плодотворной стала поездка американского президента на саммиты АСЕАН и ВАС на о. Бали, Индонезия, в ноябре 2011 г. По итогам третьей встречи лидеров АСЕАН-США был принят План действий по реализации Расширенного партнерства АСЕАН-США в целях прочного мира и процветания на 20112015 гг..18 В 2012 г. президент Б. Обама вновь принял личное участие в саммитах АСЕАН и ВАС, проходивших в Пномпене. Поездка одновременна стала первым за историю двусторонних отношений визитом главы американского государства в Камбоджу. В совместном заявлении четвертой встречи лидеров АСЕАН-США отмечена важность поддержания диалога на высшем уровне. Было принято решение о трансформации встреч лидеров в формат Саммита АСЕАН-США с 2013 г. В целях стимулирования торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия была запущена инициатива по расширенному экономическому взаимодействию между США и странами АСЕАН (ASEAN-U.S. Expanded Economic Engagement

Для начала попробуем классифицировать «асеановцев» с точки зрения близости отношений с США в сравнении с конкурентом Китаем. К «дружественным», но в то же время желающим не быть в фарватере Америки, следует прежде всего отнести Индонезию, Малайзию и Таиланд. Филиппины, Сингапур и *

В 2010 г. США и Российская Федерация были одновременно приняты в качестве постоянных участников ВАС.

Бруней можно было бы отнести к проамериканским или же тяготеющим в сторону близких отношений с США. Несмотря на то, что Камбоджа и Мьянма уже давно в близкой связке с Китаем, Вашингтон, по-видимому, будет проводить стратегию их вовлечения исходя из последних внешнеполитических шагов. С Вьетнамом не все так однозначно: как к США, так и к Китаю здесь исторически сложилось недоверие. В настоящее время Ханой склоняется к большему расширению связей с Америкой на фоне обострения обстановки в ЮКМ. Вместе с тем, вьетнамцы, вероятно, будут сохранять осторожность в сближении с США. Лаос, будучи политическим союзником Вьетнама, держит дистанцию с США, одновременно все более неизбежно попадая в зону экономического и инвестиционного влияния Китая.

Таким образом, значительная часть блока АСЕАН в настоящее время находится в плотном взаимодействии или имеет уже налаженные и близкие отношения с США. Это, однако, не означает стремления этих государств отмежеваться от Китая, но, возможно, свидетельствует об их обеспокоенности относительно сложившейся чрезмерной «завязанности» на какой-либо один центр силы (например, Пекин) и желании создать определенный баланс. Другими словами, представляется, что движение навстречу к Вашингтону - это не стратегический выбор АСЕАН, но лишь реакция на чрезмерно усиливший свои позиции в регионе Китай на данном этапе. Асеановцы имеют хорошо развитые торгово-инвестиционные отношения с КНР и заинтересованы в дальнейшем их только расширять. Вместе с тем они побаиваются чрезмерного китайского влияния. По этой причине «десятка» только рада приходу в регион крупных игроков с серьезными намерениями, способных создать противовес Пекину. На современном этапе это США. Закрепление других крупных держав в регионе, в т.ч. России и Индии, рассматривалось бы здесь только в положительном ключе, так как гарантировало бы большую региональную стабильность.

Посмотрим на развитие отношений в недавнем прошлом. 23 июля 2009 г. состоялась первая в истории встреча глав внешнеполитических ведомств США и стран нижнего бассейна Меконга - Камбоджей, Лаосом, Вьетнамом и Таиландом. Впо-

следствии на основе достигнутых в ходе встречи договоренностей по наращиванию сотрудничества в области защиты окружающей среды, образования, здравоохранения, энергобезопасности, продовольственной безопасности и сельского хозяйства, а также развития инфраструктуры была создана «Инициатива по нижнему Меконгу» (ИНМ) (Lower Mekong Initiative). В 2012 г. к Инициативе присоединилась Мьянма.

Еще с конца 1990-х гг. страны нижнего бассейна Меконга сотрудничали в рамках различных форматов, таких как CLY (Камбоджа, Лаос, Вьетнам), CLMY (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Вьетнам) и ACMECS (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Вьетнам, Таиланд). Их давно объединяют схожие проблемы. В Вашингтоне смогли это вовремя отметить и предпринять дальновидные шаги. Справедливости ради стоит отметить, что американцы не скупятся на финансирование широкого круга проектов и программ в рамках ИНМ - по состоянию на конец 2009-2010 фин.г. совокупная помощь четырем странам составила порядка 220 млн.долл.20

Наращивание своего присутствия, взаимодействуя с уже сложившимися группировками стран, в данном случае, с четверкой т.н. новых членов АСЕАН (Мьянма, Лаос, Камбоджа, Вьетнам), оказалось верным шагом со стороны США. Разом американцы значительно улучшили свои позиции в сухопутной части АСЕАН. Институционализация взаимодействия с субрегиональными интеграционными группировками и объединениями стран, является также отличительной чертой современной американской дипломатии в ЮВА.

На современном этапе среди вышеупомянутых стран наиболее актуальными и интересными для Вашингтона в плане развития отношений выглядят Вьетнам и Мьянма. В рамках стратегического курса на укрепление позиций в ЮВА, вероятно, будут также предприниматься усилия по расширению связей с Камбоджей и восстановлению доверия и репутации в отношениях с Лаосом.

Тщательно подготовленная поездка X. Клинтон в Мьянму

21

в декабре 2011 г. и последовавший затем в 2012 г. ставший вехой визит туда же Б. Обамы подтверждает взятый на вооружение администрацией разумный прагматизм, когда для разви-

тия нормальных и взаимовыгодных отношений вовсе необязательно иметь схожие взгляды на ценности и устройство политико-административных систем. Прагматизм Обамы, видимо, заключается в постепенном «выдавливании» Китая, который в течение долгих лет занимался льготной добычей бирманских нефти, газа и других полезных ископаемых, смог монополизировать торговый рынок страны и выгодно пользовался морскими портами Мьянмы. Пекин довольствовался таким положением вещей, при условии что Янгон (затем Нейпьидо) пользовались полной поддержкой и покровительством со стороны Китая в случае западных санкций и эмбарго. Более того, Китай всегда был не только главным бирманским торговым партнером, но и основным поставщиком вооружений и военной техники.

Тем не менее, в последние пару лет произошли некоторые изменения в мышлении мьянманского руководства, которые могут иметь далеко идущие последствия. Так, стало ясно, что военные во главе с хунтой захотели признания со стороны мировой общественности идущей в стране либерализации и готовности начать сотрудничество с Западом. Освобождение из-под ареста главного оппозиционера страны - госпожи Аун Сан Су Чжи, ее участие в довыборах и получение депутатского кресла, не встретившие противодействия со стороны властей ее встречи с X. Клинтон и премьер-министром Таиланда И. Чина-ват, телефонный разговор с Б. Обамой, а также отмена запрета американским и европейским компаниям вести бизнес в стране говорят о принятой в Нейпьидо новой стратегии. По мнению эксперта по Мьянме из Университета Гонг-Конга Р. Эгрето, страна находится на пути к отходу от давней зависимости от Пекина. Он считает, что эра китайской монополии там завершена, однако признает, что сильное влияние Пекина пока будет сохраняться22.

Вьетнам - одно из наиболее трудных направлений внешней политики США в регионе. Несмотря на нормализацию отношений более 15 лет назад, память о войне еще свежа, что не позволяет выстраивать отношения полного взаимодоверия. Дружественный Вьетнам крайне необходим для эффективного осуществления планов Вашингтона по прочному закреплению в регионе. В первую очередь, американцы заинтересованы в

возвращении себе привилегированного отношения в плане свободного захода военных кораблей во вьетнамские глубоководные порты, типа Камрани.

Вьетнам на стороне США был бы серьезным козырем в стратегическом противостоянии с Китаем. Ради этой цели американцы самым упорным образом работают над углублением всестороннего диалога с вьетнамскими партнерами, особенно на фоне территориальных споров в ЮКМ. За последние годы американская политика принесла положительные результаты: совместные военные учения на море, выведенные на регулярную основу политические контакты, налаженный ежегодный двусторонний диалог в области политики, безопасности и обороны (с 2008 г.), ежегодно проводимый диалог в области обо-

23

ронной политики (с 2010 г.) , хорошо развитые торгово-экономические и инвестиционные связи (в 2012 г. - торговый оборот практически 25 млрд.долл., при этом вьетнамцы имели серьезное положительное сальдо в более чем в 15,5

24

млрд.долл. , американские накопленные инвестиции в СРВ порядка 10 млрд.долл.), совместное участие в переговорном процессе по вопросу создания макрорегиональной ЗСТ в восточном полушарии - ТТЛ. Вместе с тем, стороны пока не готовы пойти на отдельные взаимные уступки. Так, США отказываются снять запрет на продажу Вьетнаму современных вооружений, а Вьетнам продолжает в течение последних 15 лет занимать однозначную позицию по военно-морским базам, отвергая возможность «передачи» их американцам. Подобные вопросы остаются определенным препятствием для выведения двусторонних отношений на более высокий и доверительный уровень. По-видимому, время, когда страхи прошлого будут забыты окончательно, еще не настало.

Не менее важно для Вашингтона наращивание сотрудничества с крупнейшей страной АСЕАН - Индонезией, выгодным партнером Малайзией, укрепление союзнических отношений с Филиппинами и Таиландом, а также близких связей с Сингапуром, дальнейшее развитие всестороннего взаимодействия с Брунеем.

Представляется, что установление крепкого партнерства с Джакартой, справедливо претендующей на роль регионального

лидера в силу имеющихся территории, населения, ресурсов и статуса страны-члена «Группы Двадцати», является одним из наиболее стратегически важных двусторонних направлений во внешней политике США в АТР в целом.

В настоящее время руководство Индонезии в полной мере осознает все большее вовлечение АСЕАН в долгосрочное противоборство США и Китая. Понимают в Джакарте, что им как региональной державе в данном случае в стороне остаться не удастся.

В 2008 г. президент Индонезии С.Б. Юдойоно выступил с инициативой вывести индонезийско-американские отношения на уровень «всеобъемлющего партнерства» (comprehensive partnership). В пресс-релизе Американско-индонезийского общества (июнь 2010 г.) «всеобъемлющее партнерство» двух стран названо как долгосрочная приверженность президентов Б. Обамы и С.Б. Юдойоно к расширению и углублению двусто-

25

ронних отношений между двумя странами . В ноябре 2010 г. в ходе исторического визита Б. Обамы в Джакарту лидеры «второй и третей демократий» мира официально объявили о переходе к межгосударственным отношениям «всеобъемлющего

26

партнерства» . Вместе с тем с 2005 г. между Индонезией и Китаем отношения также официально поддерживаются на уровне стратегического партнерства27.

По-видимому, данный расклад свидетельствует о нежелании Индонезии быть в составе одного из противоборствующих блоков и свидетельствует о намерении быть нейтральной и самостоятельной державой. Создав подобный китайско-американский баланс, Джакарта обеспечила себе возможность осуществления независимого внешнеполитического курса, а также необходимые условия для развития прагматичного экономического и инвестиционного сотрудничества как с Америкой, так и с Китаем.

Двусторонний торговый оборот Индонезии и США по

28

итогам 2012 г. составил порядка 26 млрд.долл. Охотно идут в Индонезию американские прямые инвестиции. Так, в 2011 г. кумулятивные ПИИ США в Индонезии превысили 11

29

млрд.долл. (это не максимум - в 2010 г. 15,5 млрд.долл.) . Вместе с тем Вашингтону пока что не удается убедить Джакар-

ту присоединиться к переговорному процессу по разработке многостороннего соглашения высокого уровня о ТТП. В Индонезии нет единого мнения по данному вопросу - активно ведутся дискуссии на различных политико-общественных уровнях. Комментарий одного из индонезийских дипломатов отображает наиболее взвешенную и «учитывающую» взгляды различных сторон позицию по ЗСТ: А. Вирачжуда полагает, что, несомненно, Индонезия должна стать частью находящейся в стадии создания ЗСТ, хотя и в более отдаленной перспективе. Она считает, что ТТП вовсе не конкурент обговариваемого сегодня под эгидой АСЕАН (активно продвигаемой Китаем) «Регионального всеобъемлющего экономического партнерства» (Regional Comprehensive Economic Partnership), и Индонезия вполне может быть членом двух ЗСТ одновременно.

Отношения между Малайзией и США после тридцати лет политической напряженности стали постепенно налаживаться начиная с 2003 г. Особенно заметен был скачок с приходом в 2009 г. в Куала-Лумпуре Н. Разака на пост премьер-министра. К настоящему времени страны достигли весьма неплохого уровня торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия. Торговый оборот по итогам 2011 г. достиг практически

30

40 млрд.долл. С 2010 г. Малайзия участвует в переговорах по ТТП. В области безопасности также налажено плотное взаимодействие, включая контртеррористическую деятельность (Вашингтон активно спонсирует различные программы Контртеррористического центра ЮВА (SEARCCT), совместные военные учения (включая «Кобра Голд»), борьба с нетрадиционными вызовами и угрозами, образовательные обмены военнослужа-

31

тттих и др. В апреле 2010 г. «на полях» саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне состоялась встреча Б. Обамы и Н. Разака, которая рассматривалась в малайзийских СМИ как зна-

32

ковое событие в двусторонних отношениях . Вместе с тем, в малайзийской общественности дают о себе знать определённо антиамериканские настроения, связанные с обеспокоенностью нынешним сближением с Вашингтоном, которое, по мнению некоторых местных аналитиков, чревато ограничением независимой политики Куала-Лумпура в будущем. В то же время хорошо развитое торговое партнерство с Китаем (Китай - круп-

нейший торговый партнер Малайзии, Малайзия - крупнейший из стран АСЕАН торговый партнер Китая, торговый оборот в

33

2011 г. - порядка 90 млрд.долл. ) является в некотором роде фактором устойчивости Малайзии в контексте конкурирования за сферы влияния между Вашингтоном и Пекином.

Отношения США и Брунея, базирующиеся на Договоре о мире, дружбе, торговле и судоходстве, сегодня приобретают хорошие перспективы расширения, особенно с учетом фактора нестабильности в ЮКМ. Для Вашингтона Бруней - это дополнительная точка опоры своего влияния в регионе. Первостепенный национальный интерес Брунея как маленького государства, находящегося на побережье ЮКМ,- обеспечение своей безопасности. Актуальными вопросами для «морского» султаната с богатыми нефтяными и газовыми запасами также являются контртерроризм, противодействие морскому пиратству и транснациональной преступности. Брунейцы заинтересованы в расширении всесторонних связей с США, в т.ч. в области безопасности и обороны. В 1994 г. между двумя государствами был подписан Меморандум о взаимопонимании в области оборонительного сотрудничества. На ежегодной основе заседает Совместный оборонительный рабочий комитет. С 1995 г. проводятся ежегодные военно-морские учения CARAT (Cooperation Afloat Readiness and Training). Действуют специальные образо-

34

вательные программы по линии военных обменов . Поступательно развиваются торгово-экономические и инвестиционные связи. С 2002 г. между странами действует Торговое и инвестиционное рамочное соглашение (TIFA). Бруней - активный участник переговорного процесса по созданию ЗСТ ТТП. Необходимо отметить, что Бруней до сих пор поддерживает тесные отношения с бывшей метрополией и ближайшим союзником США Великобританией, чей полуторатысячный военный корпус базируется там на постоянной основе, преимущественно сосредоточен рядом с нефтегазоперерабатывающими предприятиями35.

Таиланд и Филиппины - два давних союзника США в ЮВА. Однако, эти союзы не похожи друг на друга.

Дружественная основа связей Филиппин и США на современном этапе была заложена еще во времена метропольно-

колониальных отношений между ними. После окончания Второй мировой войны, дав «вольную» филиппинцам, американцы, как оказалось, вовсе не собирались отпускать их из-под своего влияния: в 1951 г. США и Филиппины вступили в т.н. Взаимный договор безопасности. Несколько позже, в 1954 г. Манила также присоединилась к Договору о коллективной безопасности в ЮВА (СЕАТО). Вряд ли при этом суверенные чувства филиппинцев были ущемлены. Представляется, что такие отношения были взаимовыгодными, а, возможно, даже более отвечающими интересам молодого филиппинского государства. С 1946 г. в виде иностранной помощи, включая военную, США передали своему союзнику в общей сложности в

3 6

денежном эквиваленте свыше 9,5 млрд.долл. В свою очередь, американцы продолжали беспрепятственно пользоваться военными базами на территории союзника, в т.ч. авиабазой в Кларке (Clark Air Force Base) и военно-морской базой в Субик-Бей (Subic Bay Naval Complex) на о.Лусон. Это были стратегические форпосты вооруженных сил США во время «холодной войны». После окончания глобального противостояния американские военные покинули объекты в 1992 г. в соответствии с принятым местным парламентом новым законом, запрещающим иностранным вооруженным силам находится на террито-

37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рии республики на постоянной основе .

К концу XX в. после некоторых лет охлаждения в филип-пино-американских отношениях Вашингтон занялся вопросом «реставрации» союза. В 1998 г. была достигнута новая формула по вопросу присутствия американских военных на филиппинских территориях - заключено Соглашение о размещенных ВС (Visiting Forces Agreement). Правовой документ позволял США направлять войска на Филиппины и размещать их там только

38

на временной основе . В действительности же вышло так, что с начала 2000-х гг. американские военные находились на филиппинской территории практически постоянно. Помимо того, в настоящее время на юге Филиппин также располагается контртеррористический военный контингент США, призванный к оказанию поддержки местным вооруженным силам в борьбе против связанной с Аль-Каидой экстремистской организацией Абу Сайяф39.

В 2003 г. Америка объявила Филиппины одним из своих глобальных союзников, не входящих в состав НАТО40. А в 2011 г., приняв Манильскую декларацию, страны подтвердили дальнейшее действие Взаимного договора безопасности 1951 г.41

С 2011 г. Манила всерьез обдумывает вопрос о предоставлении на временной основе более широкого доступа американским ВВС и флоту на филиппинские базы с целью усиления оборонного потенциала Филиппин, что особенно актуально в свете нарастающих противоречий в ЮКМ с Китаем. Вместе с тем данный вопрос встречает резкую критику части общественности Филиппин, не желающей повторения ситуации, когда страна находилась в чрезмерной зависимости от США. Многие аналитики опасаются, что на фоне острых территориальных споров с Китаем в ЮКМ принятие такого решения может лишь накалить обстановку и привести к ненужной эскалации конфликта.

Союз Таиланда и США не совсем стандартен де-факто. С одной стороны, Бангкок является давним другом Вашингтона, а также одним из ключевых американских союзников из числа не стран-членов НАТО (как и Филиппины), но, с другой стороны, имеет юридически закрепленное всеобъемлющее стратегиче-

42

ское партнерство с Китаем . В действительности, в подобной диспозиции нет ничего удивительного: Бангкок проводит привычную для себя и исторически проверенную политику т.н.

43

«тростниковой дипломатии» («bamboo diplomacy») , маневрируя и подчиняясь складывающимся обстоятельствам («bending-with-the-wind policy»44). В Таиланде хорошо знают и помнят, что такое отсутствие должного внимания со стороны союзника. Известно, что после неудачного окончания войны во Вьетнаме Вашингтон начал сокращать свои союзнические обязательства и свое присутствие в регионе в целом. В тех обстоятельствах Бангкок был вынужден искать альтернативные опоры, что и привело к налаживанию отношений с Пекином. Сегодня таиландцы, заинтересованные теперь уже в «разбавлении» китайского влияния в их стране, наоборот, приветствуют «разворот» США к АТР. Последние несколько лет Вашингтон и Бангкок контактируют на высоком политическом уровне в рамках «Стратегического диалога США и Таиланда»45. Существуют,

вероятно, и перспективы заключения полноценного стратегического партнерства в будущем. Торгово-экономические связи также на развитом уровне. По итогам 2012 г., торговый оборот составил порядка 37 млрд.долл.46 Что касается военного сотрудничества, Таиланд и США ежегодно проводят большое количество совместных военных учений, в т.ч. многосторонние комбинированные учения «Кобра Голд». Ведется диалог по бывшей американской базе морской авиации Утапао в Таиланде, в частности по вопросу возможного её превращения в американский центр помощи при стихийных бедствиях и гуманитарной помощи. Скептики, в частности в Китае, усматривают в чаяниях американцев скрытую военно-геополитическую подо-

47

плеку . По данным «Викиликс», военная база Королевских Вооруженных сил Таиланда Утапао уже с начала 2000-х гг. использовалась силами ВВС США как промежуточный пункт на

48

маршруте до Афганистана и Ирака .

Вероятно, в будущем Таиланд как центрально расположенное государство в ЮВА и один из ключевых игроков в АСЕАН будет стремиться проводить достаточно самостоятельную и независимую политику, лавируя между Китаем и Америкой и используя противостояние их интересов. Представляется, что возможное дальнейшее расширение всестороннего сотрудничества с США не повлечет серьезных изменений в отношениях между Бангкоком и Пекином.

Сингапур - одно из наиболее дружественных государств к США на пространстве ЮВА. Интерес Вашингтона к Сингапуру, в первую очередь, обусловлен геостратегическим фактором. Крошечное государство Сингапур расположено на пересечении важнейших мировых морских путей. Сверхзависимость от внешней торговли и уязвимость в случае нарушения свободного движения товаров и услуг на море определяет основные национальные интересы Сингапура. Ввиду этого руководство страны выражает неизменную поддержку политики США в части свободы мореходства, а также в увеличении их роли в архитектуре безопасности в АТР. Для сингапурцев поддержание близких отношений с США - исторический выбор в целях максимального обеспечения своей безопасности, в т.ч. экономической.

До сегодняшнего дня двусторонние отношения зиждились на двух столпах - торгово-инвестиционном и военного сотрудничества. С 2004 г. функционирует ЗСТ США и Сингапура. По итогам 2011 г., двусторонняя торговля превысила 50 млрд.долл. (страна - крупнейший торговый партнер США в АСЕАН). По данным за 2010 г., Сингапур занимал третье место в АТР по количеству аккумулированных американских ПИИ - более 106 млрд.долл. В Сингапуре базируется свыше 2000 американских компаний. Страны совместно участвуют в переговорном процессе по созданию ТТП49.

Что касается сотрудничества в области безопасности и обороны, с 2005 г. между государствами действует Стратегическое рамочное соглашение (Strategic Framework Agreement). С 1990 г. американцам предоставлен доступ к сингапурским военным объектам на ротационной основе, в частности к военно-морской базе, судоремонтному доку и летному полю. Военно-морская база «Чанги» открыта для сил ВМС США с 1998 г. и способна принимать авианосцы. На помесячной основе базируются в Сингапуре авиационные подразделения ВВС США50. Там также размещено логистическое командное подразделение (logistical command unit), задача которого состоит в координации передвижения и размещения боевых кораблей ВМС США в регионе51. ВС двух государств на регулярной основе участвуют в совместных двусторонних и многосторонних (в т.ч. «Кобра Голд») военных учениях. Налажено активное взаимодействие по обеспечению безопасности морских маршрутов в Аденском и Малаккском проливах. Важно отметить, что Сингапур - лидер из числа стран ЮВА по количеству обучающих-

52

ся в США национальных военных кадров .

Сегодня отношения между США и Сингапуром находятся на пороге нового этапа. В феврале 2012 г. страны подписали Меморандум о взаимопонимании об учреждении «Диалога стратегического партнерства США и Сингапура». В его рамках выстроен механизм встреч, в ходе которых происходит обмен мнениями и обсуждение широкого круга вопросов по различной повестке дня на пути к выведению отношений на уровень стратегического партнерства. В случае успеха американо-

сингапурские отношения будут подкреплены третьим столпом, крайне важным, - политическим53.

Вместе с тем, несмотря на столь плотное всестороннее сотрудничество с США, Сингапур все же пытается проводить свою внешнюю политику, принимая во внимание интересы Китая в регионе. Одна из центральных задач - поддержание неконфликтных отношений с Пекином. В Сингапуре понимают, что возрастающее американское присутствие в регионе будет со временем все больше раздражать китайцев. Таким образом, сингапурское руководство отчетливо осознает необходимость проведения осторожного внешнеполитического курса на фоне обостряющегося американо-китайского соперничества.

***

Объективный анализ ситуации показывает, что в настоящее время в ЮВА складываются необходимые предпосылки для «возвращения» США. С учётом обстановки в ЮКМ региональные игроки всерьёз обеспокоены вопросом безопасности и устойчивости развития, в связи с чем Америка здесь рассматривается, в первую очередь, как дополнительный фактор стратегического баланса сил. Многие из асеановцев также озабочены чрезмерным (порой близящимся к монопольному) влиянием Китая в своих национальных экономиках. На фоне такой «благосклонной» позиции стран АСЕАН Вашингтон предпринимает действенные меры по расширению и укреплению здесь своих позиций, демонстрируя серьезный подход в плане наращивания партнерства как с АСЕАН в целом, так и со странами-членами в отдельности. Необходимо констатировать, что с большей частью «десятки» американцам удаётся поддерживать отношения на хорошем уровне. Очевидным подспорьем в этом контексте служит солидный багаж торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. С отдельными странами, в частности Филиппинами и Сингапуром, двусторонние отношения находятся на историческом подъёме.

Представляется, что в ближайшем будущем политика Вашингтона будет направлена на дальнейшую эволюцию диалога с АСЕАН. Американцы продолжат проявлять солидарность Ассоциации в ее стремлении играть центральную роль в инте-

грационных процессах в АТР и добиваться большего политического веса на мировой арене. Исходя из принципа прагматизма, администрация будет прикладывать дальнейшие усилия по сближению с каждой из десяти стран, в т.ч. по возможности через использование механизмов субрегиональной кооперации, типа «Инициативы по нижнему Меконгу», которые позволяют им действенно восстанавливать и продвигать свой имидж в Индокитае. Вероятно, стоит ожидать, что США не прекратят попыток добиться участия в переговорном процессе по созданию ЗСТ ТТП как можно большего количества стран АСЕАН. Кроме того, значение двустороннего военного сотрудничества будет возрастать.

Вероятнее всего, США будут сталкиваться с рядом «ограничителей» в своем полномасштабном «возвращении» в регион. Так, во-первых, по-прежнему сохраняется доля недоверия к американцам в регионе с учетом их политики здесь в эпоху «холодной войны». Во-вторых, маловероятно, что позиции Китая в ЮВА начнут в скором времени слабеть. На сегодняшний день Китай является главным торговым партнером АСЕАН, а «десятка» в совокупности - третьим торговым партнером Китая. Китайское влияние здесь подпитывается глубокими культурно-историческими корнями, а также значительней долей хуацяо, ведущих активную экономическую деятельность и проявляющих все больше интереса к участию в национальных политических процессах. В то же время позиция Пекина по территориальным спорам в ЮКМ не придает ему популярности в ЮВА. В-третьих, против США будут играть их односторонние внешнеполитические шаги на Ближнем Востоке с использованием вооружённой силы, учитывая, что региональный лидер -Индонезия, крупнейшая в мире страна с мусульманским населением. Кроме того, очередное втягивание США в разрешение проблем ближневосточного региона, включая применение силы, грозит возрастанием дефицита ресурсов и ухудшением имиджа Вашингтона как дружественно настроенного и умеренного партнёра стран АСЕАН.

1 APEC at a Glance, January 2012 - publications.apec.org/publication-

detail.php?pub_id=l 246

2 Там же

о

Remarks By President Obama to the Australian Parliament,

www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/11/17/remarks-president-obama-australian-parliament

4 US Department of State, Office of the Spokesperson. Clinton Statement on

South China Sea, 23 July 2011 - iipdigit-

al.usembassy.gov/st/english/texttrans/2011/07/20110723125330su0.9067433. html#axzz2HH2yM92n

5 Сквозь игольное ушко. Критические места транспортировки нефти // Институт религии и политики - i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-18908.html

6 Малаккский пролив // Answer Logistic - Международные перевозки -www.answer-logistic.ru/other/spravochnaya-informaciya/geograficheskie-nazvaniy a/malakkskij -proliv.html# .Uj RfiGj xrBE

Freeman, Donald B. The Straits of Malacca: Gateway or Gauntlet? // McGill-Queen's University Press, 2003

muse .jhu. edu/j oumals/university_of_toronto_quarterly/v074/74.1roosa.html

n

Malaysia-ASEAN's multinational marketplace // Ministry of international trade and industry, 2012 - www.mida.gov.my/

env3/uploads/events/InvestMalaysia2012/Plenary2_MITI.pdf

8 Joint Statement on the 4th ASEAN-US Leaders' Meeting, 20.11.12, Jakarta

//

- www.asean.org/news/asean-statement-communiques/item/joint-statement-of-the-4th-asean-us-leaders-meeting

9 Там же

10 Travis J. Tritten. Stars and Stripes, June 7, 2012 - www.stripes.com/news/ pacific/philippines/philippine-govemment-gives-ok-for-us-to-use-old-bases-newspaper-reports-1.179790

11 Remarks By President Obama to the Australian Parliament...

12 Hillary R.Clinton, Press

Availability at the ASEAN Summit, Phuket, Thailand, 22 July 2009 -www. state.gov/secretary/rm/2009a/july/l 26320 .htm

13

Remarks by Hillary R.Clinton from the Signing Ceremony of the Treaty of Amity and Cooperation Accession, Phuket, Thailand, 22 July 2009 -www. state.go v/secretary/rm/2009a/july/l 26334 .htm

14 Там же

15 www.asean.org/asean/ extemal-relations/united-states/item/overview-of-asean-us-dialogue-relations

16 US Engagement with ASEAN // United States Mission to ASEAN -asean.usmission.gov/mission/participation.html

17

18

19 Joint Statement of the 4th ASEAN-U.S. Leaders' Meeting

www.whitehouse.gov/the-press-

office/2012/1 l/20/joint-statement-4th-asean-us-leaders-meeting

20

Lower Mekong Iniative FAQ’s / US Department of State -

www. state. go v/p/eap/m ekong/faq/index. htm

21

Clinton offers Myanmar first rewards for reform www.reuters.com/article/2011/12/01/us-myanmar-

idUSTRE7B00F720111201

22

US-Myanmar detente forces Chinese rethink: experts / AFP, Bangkok, Nov 22, 2012 - www.spacewar.com/reports/US-

Myanmar_detente_forces_Chinese_rethink_experts_999.html

23

24

US Department of Commerce, United States Census Bureau, Trade in Goods with Vietnam - www.census.gov/foreign-trade/balance/c5520.html

25

USINDO / Comprehensive Partnership - www.usindo.org/country-info/comprehensive-partner ship

26 The United States-Indonesia Society USINDO - www.usindo.org/country-info/comprehensive-partner ship

27

/ China economic net

en.ce.cn/National/foreignaffairs/201303/26/t20130326_24233704.shtml

28

US Department of Commerce, United States Census Bureau, Trade in Goods with Indonesia - www.census.gov/foreign-trade/balance/c5600.html

29

Office of the United States Trade Representative, US-Indonesia bilateral; trade and investment - www.ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/indonesia

30

US Department of Commerce, United States Census Bureau, Trade in Goods with Malaysia - www.census.gov/foreign-trade/balance/c5570.html

31

US-Malaysia Partnership, Remarks by Andrew J. Shapiro, Assistant Secretary, Bureau of Political-Military Affairs, Malaysia Armed Forces Defense College, Kuala Lumpur, Malaysia, www. state, gov/t/pm/rls/rm/184846.htm

32

Najib and Obama in historic bilateral meeting / The Star Online, April 13, 2010 - www.thestar.com.my/story ,aspx?sec=nation&file=%2f2010%2f4%

2fl 3%2fnation%2f6044422

33

Malaysian Polls Reflect US-China Competition / Asia Times -www.atimes.com/atimes/Southeast Asia/SEA-02-220213.html

Brunei-US Relations / Global Security www.globalsecurity.org/military/world/brunei/forrel-us.htm

35

World Country Profiles, US Department of State Background Note Brunei Darussalam - www.infoplease.com/country/profiles/brunei.html

36 USAID Philippines - philippines.usaid.gov/about/budget

37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Philippines-US Relations / Global Security www.globalsecurity.org/military/world/philippines/forrel-us.htm

38 Там же

39

Bruce Vaughn. Terrorism in Southeast Asia / Congressional Research Service, p. 16-20 - books.google.la/

40 Philippines-US Relations...

41 Signing of the Manila Declaration On Board the USS Fitzgerald in Manila

Bay, Manila, Philippines, November 16, 2011

www.state.gov/r/pa/prs/ps/2011/1 l/177226.htm

42

China, Thailand to establish comprehensive strategic cooperative partnership, Xinhua, April 19, 2012 - news.xinhuanet.com/english/china/2012-04/19/c_l 31538744 .htm

43 Pavin Chachavalpongpun. Reinventing Thailand: Thaksin and His Foreign Policy / June 2010

44 Arne Kislenko. Bending with the wind. The Continuity and flexibility of Thai foreign policy / International Journal, vol.7, No.4, Autumn, 2002/ Canadian International Council, p. 537-561 www.jstor.org/discover/10.2307/40203691?uid=3738424&uid=2129&uid=21 34&uid=2&uid=7 0&uid=4&sid=21102654108973

45 Joint Statement of the Fourth United States-Thailand Strategic Dialogue, Washington, June. 14, 2012 - www.state.gov/r/pa/prs/ps/2012/06/192397.htm

46 US Department of Commerce, United States Census Bureau, Trade in Goods with Thailand - www.census.gov/foreign-trade/balance/c5490.html

47

Planned use by US of Thai Naval Base raises concerns / Xinhua, June 8, 2012 - news.xinhuanet.com/english/indepth/2012-06/08/c_131640416.htm

48

Wikileaks: more on US and Utapao / Political Prisoners in Thailand - thai-politicalprisoners.wordpress.com/2012/06/24/wikileaks-more-on-us-and-utapao /

49 Emma Chanlet-Avery. Singapore: Background and US relations / Congressional Research Service July 26, 2013

www.fas.org/sgp/crs/row/RS20490.pdf, c.3

50 The Strategic Framework Agreement. Ministry of Defense of Singapore -www.mindef.gov.sg/imindef/news_and_events/nr/2005/jul/12jul05_nr/12jul0 5_fs.html

51 Emma Chanlet-Avery. Singapore..., c.3

52 Там же

53

David Adelman, US Ambassador to Singapore. US-Singapore Strategic Partnership: bilateral relations move up a weight class

s3 .amazonaws.com/caa-

production/attachments/28/C_Pagesl 1 to 14_Adelman.pdf? 13 66918844

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.