Научная статья на тему 'Достижения администрации Б. Обамы в развитии отношений с АСЕАН в 2009-2012 гг'

Достижения администрации Б. Обамы в развитии отношений с АСЕАН в 2009-2012 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
774
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / США / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / АСЕАН / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / Б.ОБАМА / B. OBAMA / FOREIGN POLICY / UNITED STATES OF AMERICA / SOUTHEAST ASIA / ASEAN / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гунько Е. А.

Под влиянием активной внешней политики КНР в Юго-Восточной Азии и в АТР в целом руководство США в 2009-2012 гг. в значительной мере пересмотрело прежние подходы к участию в делах региона. Данный период отмечен динамичными мерами, предпринимаемыми США по отношению к странам АТР и ЮВА в различных сферах: политической, экономической, военной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Being affected by China’s active foreign policy in the Asia-Pacific region and in the Southeast Asia in particular, the US Administration has reassessed its priorities in the region in 2009-2012. The last three years (2009-2012) witnessed a series of dynamic steps taken by the United States in Asia-Pacific and Southeast Asian countries in particular in various fields: political, economic as well as military one.

Текст научной работы на тему «Достижения администрации Б. Обамы в развитии отношений с АСЕАН в 2009-2012 гг»

© Гунько Е.А.

Аспирант МГИМО (У) МИД России

ДОСТИЖЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Б.ОБАМЫ в РАЗВИТИИ ОТНОШЕНИЙ с АСЕАН в 2009 - 2012 гг.

Смена администрации в США и приход в Белый дом Барака Обамы ознаменовались значительными переменами во внешней политике страны, в том числе и в отношении государств, входящих в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Расширение присутствия США в Юго-Восточной Азии (ЮВА), дальнейшее развитие сотрудничества с государствами-членами АСЕАН как на двусторонней, так и на многосторонней основе создает предпосылки для формирования новой расстановки сил. Если в 1991-2004 гг. влияние США в регионе неуклонно снижалось, то в настоящее время положение дел заметно меняется. Некоторые влиятельные государства, использовавшие снижение роли США в регионе в своих интересах (например, Китай), теперь вынуждены проводить свою политику с большей оглядкой на США.

В качестве стабилизирующего элемента в ЮВА и одновременно посредника между великими державами выступает АСЕАН, участники которой при помощи различных механизмов сотрудничества и форматов для диалога успешно решают возникающие противоречия.

В течение длительного времени (с окончания «холодной войны» в связи с распадом СССР в 1991 г., и до прихода в Белый дом Б. Обамы в 2009 г.) у руководства США отсутствовала целостная концепция взаимодействия с АСЕАН. Как отмечает старший научный сотрудник Шанхайского института международных отношений Ма Инь, «после 1991 г. усилия США в регионе были направлены на поддержание отношений со старыми членами АСЕАН, при этом новым ее членам никакого внимания практически не уделялось, что негативно сказывалось на имидже США в ЮВА»1.

При президенте Б. Клинтоне (1992-2000) ЮВА лишь упоминалась в нескольких отчетах и докладах, подготовленных для Президента и Конгресса США.

В период президентства Джорджа Буша-младшего (20012008) политика США в регионе свелась к тому, что Вашингтон объявил ЮВА «вторым фронтом борьбы с терроризмом», которую отдельные члены АСЕАН использовали в своих интересах (получение безвозмездной финансовой помощи, укрепление национальных вооруженных сил и др.), и не привела к полномасштабному сотрудничеству2.

При Б. Обаме США стали действовать более активно и гибко, произошло переосмысление приоритетов, большее значение стало придаваться т.н. «мягкой силе» - невоенным методам привлечения и поощрения союзников за счет использования средств дипломатии, оказания экономической помощи, предоставления преференций в торговле, вложения инвестиций, упрочения культурных связей.

Вместе с тем, американское руководство не упускает случая продемонстрировать свое превосходство в «жесткой силе» (военной мощи), о чем свидетельствует расширение их военного присутствия в регионе, наблюдаемое в течение 2010-2012 гг., а также регулярно проводимые в АТР многосторонние военные учения (Римпак, Кобра Голд). И это при том, что объективно ЮВА имеет для США гораздо меньшее стратегическое значение, чем, например, Ближний и Средний Восток (Ирак, Иран, Афганистан) или Северо-Восточная Азия (6-сторонние переговоры по ядерной программе КНДР, проблема Тайваня, рост экономической и военной мощи Китая и изменение вследствие этого геополитической расстановки сил в Азии в целом).

Важной особенностью американской политики в регионе по-прежнему является выстраивание отношений с государствами ЮВА как бы в двух плоскостях: на двусторонней (например, договоры о взаимной безопасности с Филиппинами и Таиландом) и многосторонней основах (общие договоренности в рамках различных форматов - саммитов АСЕАН, АТЭС, ВАС, встреч лидеров государств, форумов, конференций и т.д.).

Начальным шагом США на этом пути стал первый зарубежный визит Х. Клинтон в качестве госсекретаря в Японию,

Индонезию, Республику Корею и Китай 15-22 февраля 2009 г.3, что было весьма символично. Визит Х. Клинтон в Восточную Азию был расценен как признание Вашингтоном возросшей роли региона для интересов США (госсекретари К. Райс и К. Пауэлл свой первый визит совершали на Ближний Восток).

Следующим важным событием стало подписание 22 июля 2009 г. госсекретарем Х. Клинтон одного из основополагающих уставных документов АСЕАН - Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. Тем самым США официально признали кодекс поведения и правовые нормы, регулирующие межгосударственные отношения в ЮВА, став 16-й страной вне ЮВА, присоединившейся к Договору.

В 2009 г. был создан еще один механизм диалога между АСЕАН и США - ежегодные встречи глав государств в формате 10+1. В 2009-2012 гг. состоялось 4 таких встречи (15 ноября 2009 г. в Сингапуре, 24 сентября 2010 г. в Нью-Йорке, 19 ноября 2011 г. на острове Бали и 20 ноября 2012 г. в Пномпене), на которых обсуждается все более широкий круг вопросов: торговля и инвестиции, региональная безопасность, развитие науки и образования, нераспространение оружия массового уничтожения, предотвращение стихийных бедствий и ликвидация их последствий, продовольственная и энергетическая безопасность, обеспечение свободы судоходства, изменение климата и др. 4

На третьем саммите лидеров США-АСЕАН (о. Бали, 18 ноября 2011 г.) в целях создания к 2015 г. Сообщества АСЕАН был принят План действий по реализации расширенного партнерства между АСЕАН и США в целях достижения прочного мира и процветания на 2011-2015 годы (Plan of Action to Implement the ASEAN-U.S. Enhanced Partnership for Enduring Peace and Prosperity 2011-2015). При этом участники констатировали завершение первого Плана действий по реализации расширенного партнерства между АСЕАН и США в целях достижения прочного мира и процветания на 2006-2011 гг., который «способствовал укреплению мира, стабильности и процветания в регионе ЮВА»5.

Другим важнейшим достижением администрации Б. Обамы стало принятие США в число участников Восточно-

азиатского саммита (ВАС), региональной институциональной структуры Восточной Азии, на шестом заседании, состоявшемся 19 ноября 2011 г.

Восточноазиатский саммит — региональная экономическая организация, созданная в 2005 г., в которой в настоящее время состоит 18 государств. Саммит не имеет собственного секретариата, его функции выполняет секретариат АСЕАН и, по сути, является диалоговым механизмом по решению стратегических вопросов, главный из которых — формирование к 2020 г. Восточноазиатского экономического сообщества (ВАЭС). Критериями членства в ВАС являются наличие статуса партнера АСЕАН по диалогу, присоединение к Договору о дружбе и сотрудничестве в ЮВА 1976 г., тесные отношения со странами АСЕАН6.

С целью подготовки рекомендаций для Президента и Конгресса, формирования долгосрочной американской стратегии в отношении АСЕАН и в знак признания возрастающей роли региона для интересов США в сфере экономики и безопасности в ноябре 2010 г. на базе Центра стратегических и международных исследований США (CSIS) была создана Комиссия по разработке стратегии США в отношении АСЕАН во главе с двумя сопредседателями - У. Коэном, бывшим сенатором и министром обороны США в 1997-2001 гг., и М.Р. Гринбергом, главой компании «C.V. Starr» . В ее состав также вошли руководители крупных частных американских компаний, бывшие правительственные чиновники и представители институтов граждан-

о

ского общества (всего 17 человек) .

Комиссия представила свои рекомендации в ходе саммита АТЭС, который проходил в ноябре 2011 г. на Гавайях, и в январе 2012 г. опубликовала доклад «Развитие и поддержание стратегии в отношении Юго-Восточной Азии», в котором, в частности, подчеркивалась необходимость заключения между США и АСЕАН соглашения о свободной торговле, оказание содействия в создании единого таможенного союза стран АСЕАН, учреждение на базе Секретариата АСЕАН американского инновационного центра, который откроет местному бизнесу доступ к современным технологиям. В докладе также отмечалось, что страны АСЕАН заинтересованы в способности

США защищать свои экономические интересы, обеспечивать безопасность и стабильность в регионе, но при этом не желают конфронтации между США и КНР.

В ходе третьей встречи глав государств АСЕАН и США в ноябре 2011 г. на о. Бали президент Б. Обама объявил о намерении создать совместную Группу выдающихся деятелей (the U.S.-ASEAN Eminent Persons Group), задачей которой станет выработка рекомендаций главам государств по повышению уровня экономического и социального развития, усилению интеграции между членами АСЕАН и развитию торговли. С американской стороны в состав Группы вошли официальный представитель США на переговорах по торговле в 1997-2001 гг. Шарлин Баршефски, председатель Совета директоров компании «Coca-cola» М. Кент, бывший посол США в Китае, Индонезии и Сингапуре Дж. С. Рой. Страны-члены АСЕАН назначили в состав Группы по одному представителю.

Данная группа была учреждена 2 февраля 2012 г. по указанию Госдепартамента США на базе CSIS.

В 2012 г. Группа выдающихся деятелей провела несколько заседаний, по итогам которых 19 ноября 2012 г. в ходе 4-го саммита лидеров АСЕАН и США в Пномпене представила окончательный доклад, содержащий рекомендации по повышению взаимодействия между АСЕАН и Соединенными штатами с нынешнего уровня расширенного партнерства (enhanced partnership) до уровня стратегического партнерства (strategic partnership) в сфере экономики, политики, безопасности и культуры к 2015 г.9 В докладе, в частности, указывается на необходимость трансформировать встречи глав государств в регулярные всесторонние саммиты США-АСЕАН, проведение первого из которых планируется в 2013 г. в Брунее.

В документе также отмечается необходимость ратификации США Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Сотрудничество в экономической сфере

Как отмечают эксперты, одной из основных причин активизации внешнеполитических усилий администрации Б. Обамы в ЮВА является растущая мощь и влияние Китая, в первую

очередь, в экономической сфере (Китай активно поддерживает экономические интеграционные механизмы в ЮВА).

Как отмечал еще в 2005 г. бывший премьер-министр Сингапура Го Чок Тонг, «за последние 10 лет Китай успешно запустил 27 различных механизмов взаимодействия с АСЕАН. В то же время за 28 лет со дня учреждения официального диалога США-АСЕАН в 1977 г. было создано лишь 7 органов взаимного сотрудничества, рабочие заседания большинства из которых проводились нерегулярно»10.

С 1 января 2010 г. действует зона свободной торговли КНР-АСЕАН.

Несмотря на отставание, США являются одним из основных торговых партнеров АСЕАН, занимая четвертое место в общем объеме их торговли. Торговля с АСЕАН составляет 56% совокупного объема внешней торговли США.

Совокупный ВВП государств-участников АСЕАН составляет 2,2 трлн. долл. АСЕАН также является для США четвер-

11

тым крупнейшим экспортным рынком .

В 2010 г. совокупный объем экспорта стран-членов Ассоциации в США составлял 85,6 млрд. долл., а объем американского экспорта - 100,5 млрд. долл. (совокупный объем торговли составил 186 млрд. долл., в 2009 г. - 149,6 млрд. долл.).

Прямые иностранные инвестиции из США в страны АСЕАН в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились в 2 раза и составили 8,4 млрд. долл. (в 2009 г. - 4,1 млрд. долл.).

В 2011 г. совокупный объем американо-асеановской торговли вырос на 6,5% и составил 198 млрд. долл. Американские прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в 2011 г. составили 6,1 млрд. долл.

Всего же в 2007-2010 гг. совокупный размер американских ПИИ в страны АСЕАН составил 23,2 млрд. долл.

В 2011 г. накопленные ПИИ США в страны АСЕАН составили 159,6 млрд. долл. Накопленные ПИИ стран АСЕАН в

12

США в 2011 г. составили 24,6 млрд. долл.

В 2010-2011 гг. США являлись третьим крупнейшим инвестором в экономику стран Ассоциации13.

До настоящего времени США подписали всего одно соглашение о свободной торговле с единственной страной ЮВА

- Сингапуром (в 2003 г.), которое вступило в силу 1 января 2004 г.

В 2009 г. общий объем двусторонней торговли вырос на 17% по сравнению с показателем 2003 г. (до подписания соглашения) и составил 37 млрд. долл. (американский экспорт -21,6 млрд, импорт - 15,4 млрд)14.

Несмотря на то, что к тому времени США уже имели подобные соглашения с пятью странами (Канада, Мексика, Израиль, Иордания, Чили), договор с Сингапуром рассматривается экспертами как прообраз будущих подобных соглашений со странами АТР15.

Военное сотрудничество США с государствами ЮВА и стратегия Вашингтона по сдерживанию Китая

После окончания «холодной войны» и распада СССР, когда угроза полномасштабного вооруженного конфликта между двумя сверхдержавами и их союзниками перестала быть актуальной, произошло сокращение постоянного военного присутствия США в ЮВА и дистанцирование Вашингтона от территориальных споров в Южно-Китайском море (ЮКМ).

В настоящее время страны ЮВА сосредоточены на решении проблем экономического развития и активно пользуются покровительством США (прежде всего, Таиланд и Филиппины) в вопросах обеспечения их безопасности. Подобная роль налагает на США большую ответственность. При этом, как отмечает профессор Джорджтаунского университета Р. Саттер, страны региона не готовы передоверить эту роль какой-либо третьей державе, даже коалиции государств, в том числе и растущему Китаю16.

5 января 2012 г. в рамках реализации Стратегии национальной безопасности президент Б. Обама озвучил Стратегическое руководство по обороне «Поддержание глобального лидерства США: Приоритеты для обороны XXI века», призванное определить приоритеты военной политики и стратегии США на

ближайшие десять лет в условиях сокращения военных расхо-

11

дов и изменения среды безопасности .

В документе отмечается, что наряду с обеспечением безопасности на глобальном уровне США «необходимо переори-

ентировать свои усилия на Азиатско-Тихоокеанский регион». Кроме того, отношения США с азиатскими союзниками и партнерами имеют решающее значение для развития всего АТР и поддержания стабильности. В этой связи предполагается укрепление существующих союзнических отношений и расширение сотрудничества с другими странами.

Подчеркивается, что в долгосрочной перспективе усиление Китая как региональной державы будет оказывать значительное влияние на экономику и безопасность США. Хотя оба государства заинтересованы в сохранении мира и стабильности в Восточной Азии, наращивание военной мощи КНР, по мнению авторов документа, во избежание острых разногласий должно сопровождаться соответствующими разъяснениями относительно ее стратегических целей. При этом США подтверждают готовность выполнять свои союзнические обязательства

и действовать в соответствии с нормами международного пра-

18

ва .

В числе задач, стоящих перед ВС США, особо отмечено «проецирование военной силы несмотря на осуществление вероятным противником мер по изоляции района боевых действий» (anti-access/area denial). В Руководстве прямо указывается, что «такие государства как Китай и Иран будут наращивать свои средства асимметричного ведения военных действий (электронные и кибернетические средства, баллистические и крылатые ракеты, сложные системы ПВО, минирование и др.) для ограничения возможностей США по проецированию своей

19

военной мощи» .

Одним из механизмов диалога в сфере обороны и безопасности между США и АСЕАН является проводимая с 2002 г. в Сингапуре ежегодная конференция по безопасности в Азии («Диалог Шангри-Ла»), в которой принимают участие министры обороны 27 государств.

2 июня 2012 г. в ходе 11-го заседания конференции министр обороны США Л. Панетта уточнил некоторые положения стратегического руководства по обороне применительно к АТР и ЮВА.

Так, он отметил, что в XXI в. экономическое процветание и безопасность США еще более, чем раньше, зависят от ситуации в АТР.

В этой связи США и в дальнейшем будут обеспечивать свое военное присутствие в регионе, которое будет основано на трех принципах20:

1. Соблюдение норм и принципов международного права (свобода торговли, справедливый международный порядок для всех государств, разрешение споров мирными средствами). Л. Панетта выразил надежду, что США последуют примеру 160 государств и до конца 2012 г. ратифицируют Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. (до настоящего времени этого не произошло).

2. Развитие существующих и создание новых партнерских отношений с государствами региона. Л. Панетта отметил, что США имеют союзные договоры с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами и Таиландом; Индия, Сингапур и Индонезия являются ключевыми партнерами США; происходит налаживание всесторонних отношений с Китаем.

3. Обеспечение военного присутствия США в Восточной Азии и в Индийском океане.

Л. Панетта также сообщил, что к 2020 г. пропорция размещения ВМС США на Тихом и Атлантическом океанах изменится с нынешних 50% и 50% на 60% и 40% в пользу Тихого. При этом в АТР будут дислоцированы 6 из 11 атомных авианосцев, большая часть крейсеров, эсминцев, боевых кораблей прибрежной зоны и подводных лодок.

Подобное заявление многими специалистами в области международных отношений рассматривается как ответ США наращивающему свою военную мощь Китаю.

18 мая 2012 г. Министерство обороны США передало Конгрессу страны ежегодный доклад «Военное строительство в Китае и развитие безопасности». МИД КНР заявил, что этот

доклад «сильно повредил развитию китайско-американских во-

21

енных связей» .

В докладе отмечается, что официальный военный бюджет КНР в 2001-2011 гг. рос в среднем на 11,8% в год и в 2012 г. составит 106,2 млрд. долл. При этом реальные военные затраты

КНР превосходят официальные на 30-100%. Так, если официальный военный бюджет КНР на 2011 г. составлял 91,5 млрд.

долл., то реальные расходы оцениваются американцами в 12022

180 млрд. долл.

На фоне внешнеполитической активности Китая в регионе и роста его военных возможностей (что рассматривается руководством некоторых стран региона как прямая угроза их интересам и безопасности, прежде всего, в ЮКМ) в 2009-2012 гг. оживились двусторонние военные связи США с их союзниками в ЮВА (Филиппины, Таиланд), происходило налаживание военного сотрудничества с Вьетнамом. Под предлогом обеспечения безопасности судоходства в Малаккском проливе и в ЮКМ принято решение о размещении по принципу ротации боевых кораблей ВМС США (т.н. Littoral Combat Ships) в Сингапуре,

2,5 тыс. американских морских пехотинцев и самолетов ВВС США на севере Австралии (крупнейшее развертывание войск США в «стране кенгуру» после окончания Второй мировой войны).

В июле 2010 г. в ходе официального визита министра обороны США Р. Гейтса в Джакарту по итогам переговоров с президентом Индонезии С.Б. Юдойоно было объявлено о возобновлении США подготовки индонезийских сил специального назначения (КОПАССУС) после 12-летнего запрета, введенного США из-за нарушений прав человека на Восточном Тиморе в 1999 г. При этом Р. Гейтс подчеркнул, что вопросам соблюдения прав человека в Индонезии по-прежнему будет уделяться

23

серьезное внимание .

В 2011-2012 гг. США стали активнее предлагать Индонезии военную технику. В частности, в ноябре 2011 г. стороны достигли договоренности о поставке 24 подержанных истребителей «F-16 Block 25» и шести таких самолетов на запчасти. Индонезия получит истребители бесплатно, но оплатит работы по их восстановлению, ремонту и модернизации, стоимость которых оценивается в 750 млн. долл.24

16 ноября 2011 г. госсекретарь Х. Клинтон посетила Филиппины в ознаменование 60-й годовщины подписания Договора о взаимной обороне между Филиппинами и США 1951 г. На борту крейсера «Фитцджеральд» госсекретарь США и ми-

нистр иностранных дел Филиппин А. Росарио подписали Манильскую декларацию, которая подтвердила действующий Договор и провозгласила его основой для дальнейшего развития двусторонних отношений в области обороны и безопасности25.

Ранее, в октябре 2011 г. оба государства провели совместные военные учения на о. Палаван, расположенном в 60 км от одного из спорных районов (между Филиппинами и КНР) акватории ЮКМ.

США расширяет военное сотрудничество и с другими членами АСЕАН.

В августе 2010 г. прошли первые в истории совместные

военно-морские учения США и Вьетнама, приуроченные к 15-й

26

годовщине нормализации отношений между двумя странами .

С целью укрепления военного сотрудничества между США и Вьетнамом в сентябре 2011 г. между министерствами обороны двух стран был заключен Меморандум о взаимопони-

27

мании в области военного сотрудничества27.

3-4 июня 2012 г. официальный визит в страну совершил министр обороны США Л. Панетта, в ходе которого Ханой попросил Вашингтон снять с Вьетнама эмбарго на поставку американских вооружений, введенное в 1984 г., что позволило бы Вьетнаму модернизировать свои вооруженные силы и могло положительно сказаться на отношениях между двумя странами (до настоящего времени этого не произошло). В ходе визита также была достигнута договоренность о допуске американских специалистов к участию в поиске останков американских солдат, погибших во время войны во Вьетнаме в 1965-1973 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международные наблюдатели оценили политическое значение данного визита как начало планомерного наращивания США своего присутствия в АТР, для чего необходимо заручиться поддержкой как можно большего числа стран региона. Подобная политика направлена на сдерживание Китая. При этом официальный Вашингтон отвергает подобную интерпретацию: «Я полностью отвергаю данную точку зрения. Кроме того, я уверен, что увеличение американского присутствия в регионе будет только на пользу Китаю», - прокомментировал Л. Панетта28.

На территории Таиланда с 1982 г. регулярно проводятся многосторонние военные учения «Кобра Голд». Таиланд до настоящего времени не имеет военно-политического договора с США, но военное сотрудничество двух стран развивается на базе подписанного в 1962 г. государственным секретарем США Д. Раском и министром иностранных дел Таиланда Т. Команом совместного заявления о политике США в отношении Таиланда. Этот документ (коммюнике «Раск - Танат») не включает в себя прямого обязательства США защищать Таиланд, но предусматривает предоставление американской помощи на цели укрепления способности Таиланда противостоять прямой или косвенной внешней агрессии.

В 2011 г. произошло смягчение позиции США в отношении Мьянмы, которая на протяжении многих лет рассматривалась как одно из государств т.н. «оси зла», а режим считался репрессивным.

30 ноября - 2 декабря 2011 г. состоялся первый за последние 56 лет официальный визит госсекретаря США в эту страну (в 1955 г. Бирму в качестве госсекретаря посещал Джон Фостер Даллес), по итогам которого было официально объявлено о начале новой фазы отношений между двумя странами. В феврале 2012 г. США сняли с Мьянмы часть санкций (на сотрудничество с международными финансовыми организациями -МВФ, Всемирным банком, Азиатским банком развития). Теперь Мьянма может получать ограниченную техническую по-

29 гг

мощь и запрашивать оценку состояния своей экономики . При этом продолжают действовать санкции 1988 г., запрещающие правительству Мьянмы получать кредиты у тех же международных финансовых организаций. В мае 2012 г. США снова смягчили санкции против Мьянмы и впервые за 22 года назначили своего посла. Компании США получили право инвестировать во все сектора экономики Мьянмы, включая нефте- и газодобычу30. Также в стране была разрешена деятельность американских финансовых компаний.

Немаловажное значение имел визит президента США Б. Обамы в Австралию 16-17 ноября 2011 г., в ходе которого были сделаны шаги по укреплению союзнических отношений между США и Австралией (1 сентября 2011 г. исполнилось 60

лет договору АНЗЮС). Б. Обама стал пятым президентом США, посетившим Австралию с официальным визитом. Выступая в парламенте страны, президент США, в частности, заявил, что США расширяют свое присутствие в АТР и ЮВА и будут соблюдать свои союзнические обязательства, в том числе по отношению к Австралии31.

Как было отмечено выше, между США и Австралией была достигнута договоренность о размещении на севере страны

2,5 тыс. американских морских пехотинцев и самолетов ВВС США.

Территориальные споры в Южно-Китайском море и

позиция США

Одним из проблемных вопросов в ЮВА, к решению которых США проявляют интерес, является наличие в ЮКМ территориальных споров между отдельными странами-членами АСЕАН и Китаем о принадлежности Парасельских островов и архипелага Спратли, состоящих из 230 мелких островов и рифов общей площадью 250 тыс. кв. км. Владение этими островами не только открывает доступ к богатому нефтью и газом морскому шельфу, но и позволяет эффективно контролировать проходящие здесь морские торговые пути и стратегически важные морские коммуникации.

Так, через ЮКМ в КНР доставляется 80% углеводородов (в Японию - 70%, Тайвань - 98%), импортируемых из стран Ближнего Востока и Африки, на проходящие через него торго-

32

вые пути приходится 60% внешней торговли КНР. По некоторым оценкам, ЮКМ может содержать до 10% мировых запасов рыбы и морепродуктов.

В настоящее время Китай контролирует все Парасельские острова и содержит свои военные гарнизоны на 5 или 6 атоллах островов Спратли. Вьетнам содержит свои военные гарнизоны на 21 острове архипелага Спратли, Филиппины контролируют 8 островов, Малайзия - 3, Тайвань - 1. Индонезия не претендует на островные территории, но претензии КНР затрагивают ее

33

экономическую зону .

США подключились к участию в урегулировании споров в ЮКМ в 2010 г. Сначала министр обороны Р. Гейтс, затем гос-

секретарь США Х. Клинтон заявили о необходимости сохранения свободы навигации в ЮКМ.

5 июня 2010 г. в ходе 9-го заседания «Диалога Шангри-Ла» тогдашний министр обороны США Р. Гейтс особо выделил ЮКМ как зону растущей озабоченности Вашингтона. Он заявил о заинтересованности США в поддержании стабильности, обеспечении свободы навигации и беспрепятственного экономического развития стран региона. Министр обороны США высказался против любых действий с целью запугивания любых иностранных корпораций, занимающихся законной экономической деятельностью. Он также выразил надежду, что спорящие стороны будут решать свои разногласия мирным путем

34

на основе Декларации поведения сторон в ЮКМ 2002 г.

22 июля 2010 г. на встрече глав МИД стран АСЕАН в Ханое (Вьетнам) госсекретарь США Х. Клинтон заявила о поддержке США «конструктивного дипломатического процесса, направленного на урегулирование без принуждения различных территориальных споров», добавив, что США рассчитывали, что «...законные притязания на акваторию ЮКМ будут основываться исключительно на конфигурации сухопутной территории» стран-претендентов. Госсекретарь также предложила добрые услуги США в организации многосторонних переговоров. Это заявление резко контрастировало с прежними, когда речь шла лишь о свободе навигации, безопасности междуна-

35

родных вод и мирном решении споров .

Заявление Х. Клинтон было положительно встречено странами АСЕАН как первое по-настоящему последовательное изложение американской позиции.

2 июня 2012 г. в ходе 11-го заседания «Диалога Шангри-Ла» министр обороны США Л. Панетта высказался о территориальных спорах в ЮКМ так: США не принимают чью-либо сторону в конфликте, отвергают возможность оказания давления или применения силы и выступают за дипломатические методы урегулирования проблемы на основе норм международного права. При этом США заинтересованы в сохранении свободы навигации и беспрепятственном развитии экономики и торговли в регионе, для обеспечения которых США будут ак-

тивно использовать имеющиеся союзнические и партнерские отношения с государствами АТР36.

В ходе встречи президентов США и Филиппин в Вашингтоне 8 июня 2012 г. обсуждалась ситуация в ЮКМ. Главы государств подчеркнули важность соблюдения норм и принципов международного права, обеспечения свободы навигации и торговли, высказались за разрешение территориальных споров мирными средствами. Президент Б. Обама выразил поддержку усилиям, предпринимаемым АСЕАН в достижении понимания с Китаем по вопросу соблюдения положений Декларации поведения сторон в ЮКМ 2002 г., которая создает правовую основу для действий сторон по урегулированию территориальных спо-

37

ров .

I Ma Ying «U.S. - ASEAN Relations and the Policy Adjustments of the Obama Administration» // China International Studies, July/August 2009. P.136.

Л

John Gershman «Is Southeast Asia the Second Front?»// Foreign Affairs, July/August 2002. С.60.

3 Secretary Clinton: Travel to Asia. February 15, 2009 to February 22, 2009 // http://www.state.gov/secretary/trvl/2009/! 16166.htm.

4 Joint Statement - 1st ASEAN-U.S. Leaders’ Meeting // http://www.aseansec.org/24020.htm.

5 Joint Statement of the 3rd ASEAN-U.S. Leaders' Meeting. Bali, Indonesia,

18 November 2011.

6 Г.М.Костюнина «Об итогах шестого Восточноазиатского саммита»

07.12.2011 // «Новое восточное обозрение» - http://www.ru.journal-neo .com/node/11271.

http://csis.org/program/us_asean_strategy_commission.

о

Подробнее см.:

http ://csis. org/programs/southeast_asia_program/us_asean_strategy/ commi s-sion/ us_asean_strategy_commissioners.

9 Recommendations by ASEAN-U.S. Eminent Persons Group. December 13, 2012 // http://csis.org/ publica-tion/recommendations_us_asean_eminent_persons_group.

10 Asia Society's 15th Asian Corporate Conference. Southeast Asia Rising:

A Region Booming Among Asia's Economic Giants. //

http: //sites.asiasociety.org/conference05/goh. html.

II Submission to Leaders of ASEAN-U.S. Eminent Persons Group Report, 20 November 2012 //

http://www.asean.org/news/asean_secretariat_news/item/submission_to_leade

rs_of_asean_us_eminent_persons_group_report.

12 Joint Statement of the 4th ASEAN-U.S. Leaders' Meeting, November 20, 2012 -http://www.asean.org/news/asean-secretariat-news/item/4th-asean-us-

leaders-meeting?category_id=27.

1 ^

Официальный сайт АСЕАН - http://www.aseansec.org/5601.htm.

14 http://www.globalimpactconsulting.com/content/20 /us free_trade_agreements. html

15 Dean A. De Rosa «US Free Trade Agreements with ASEAN» // Institute for Institute of International Economics - http://www.iie.com.

16 R.Sutter «The Obama Administration and US Policy in Asia» // Contemporary Southeast Asia. Vol. 31, No. 2. August 2009.

1 7

http://www.whitehouse.gov/the_press_office/2012/01/05/remarks_preside nt_defense_strategic_ review.

1 Я

«Sustaining U.S. Global Leadership: Priorities for 21st Century Defense».

С.2.

19 Там же. С.4-5.

00

20 First Plenary Session «The US Rebalance Towards the Asia-Pacific» Leon Panetta, Secretary of Defense, United States -http://www.iiss.org/conferences/the_shangri_la_dialogue/ shan-

gri_la_dialogue_2012/ speeches/first_plenary_session/leon_panetta/.

21

«Чего хотят добиться США очередной продажей оружия Тайваню?»

23.05.2012 // http://russian.people.com.cn/95181/ 7824494.html.

«Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China 2012. ANNUAL REPORT TO CONGRESS». Office of the Secretary of Defense, May 2012. C.6.

23 «Gates Seeks Stronger Military Ties with Indonesia» July 22, 2010. // http://www.defense.gov/news/ newsarticle.aspx?id=60118.

OA

«Индонезия заказала у США 24 истребителя F-16» // http://lenta.ru/news/2011/11/18/f16/.

Л с

«Clinton Reaffirms Military Ties With the Philippines» The New York Times, November 16, 2011 // http://www.nytimes.com/ 2011/11/17/world/ asia/Clinton_reaffirms_military_ties_with_ the_philippines.html?_r=0.

26 А.В.Фененко «Дальневосточная стратегия Вашингтона» // Независимая газета, 01.09.2010.

«Vietnam, US ink deal to boost defense ties» // www.thanhniennews.com/2010/pages/ 20110922122207.aspx.

Л о

«Министр обороны США посетил бывшую российскую базу во Вьетнаме», 04.06.2012 // http://top.rbc.ru/politics/04/06/2012/653399.shtml.

Л Q

Supporting Assessment Missions in Burma by International Financial Institutions // http://www.state.gov/rZpa/prs/ps/2012/02/ 183463.htm.

лл

«США впервые за 22 года назначили своего посла в Мьянме” // http: //www.baltinfo .ru/2012/

05/18/SShA_vpervye_za_22_goda_naznachili_svoego_posla_v_Myanme-

279239.

-5 1

31 «Remarks by President Obama to the Australian Parliament» November 17, 2011 // http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/11/17/remarks_president_obama_australian_ parliament.

«US-China tensions over South China Sea» by John Chan, 4 August 2010 // http://www.wsws.org/articles/2010/aug2010/usch-a04.shtml.

33

Подробнее см. Е.В. Кобелев «Южно-Китайское море: тлеющий очаг конфликтов» // АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы. М., 2010. С. 85; Я. Лексютина «Обострение напряженности в Южно-Китайском море: взгляд из ЮВА, КНР и США» // Проблемы Дальнего Востока № 5, 2011. С.31.

34 First Plenary Session «Strengthening Security Partnerships in the Asia-Pacific» - Dr. Robert M. Gates, Secretary of Defense, United States

//http: //www.iiss.org/conferences/the_shangri_

la_dialogue/shangri_la_dialogue_2010/plenary_session_speeches/first_plenar

y_session/robert_gates/

-5 С

Frederick Brown «Rapprochement between Vietnam and the United States». // Contemporary Southeast Asia. ISEAS, Singapore, Vol. 32, No.3, December 2010. C.335-336.

36 First Plenary Session «The US Rebalance Towards the Asia-Pacific» -Leon Panetta, Secretary of Defense, United States // http://www.iiss.org/conferences/the_shangri_la_dialogue/shangri_la_ dia-logue_2012/speeches/ first_plenary_session/leon_panetta/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Statement on the President’s Meeting with President Aquino of the Philippines // www.whitehouse.gov/the_press_office/2012/06/08/ state-ment_president_s_meeting_president_ aquino_philippines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.