УДК 745.5
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ)
Ганьшина Галина Васильевна, к.пед.наук, ст.н.с. НОЦ «Изучение народных художественных промыслов», ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет
туризма и сервиса» gv_gansina@mail.ru г. Москва,
Чаус Надежда Васильевна, к.и.н, ст.н.с. НОЦ «НХП», ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» vchaus.90@mail.ru
г. Москва
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения и развития разнообразных и уникальных видов народных художественных промыслов и ремесел на территории России. Особую роль в этом поступательном процессе должен сыграть Центральный федеральный округ, исторически являющийся одним из самых развитых и исконно русских регионов России и обладающий огромным потенциалом для развития въездного и внутреннего туризма.
Ключевые слова: Народные художественные промыслы и ремесла, Центральный федеральный округ России, народное художественное творчество, историко-культурное наследие народов России.
THE REBIRTH AND DEVELOPMENT OF FOLK ARTS AND CRAFTS (ON THE EXAMPLE OF THE CENTRAL FEDERAL REGION OF RUSSIA).
Ganshina F.V.
Chaus N.V.
The article is devoted to the vital problem of rebirth and development of different and unique kinds of folk arts and crafts on the territory of Russia. The Central region historically being one of the most developed and originally Russian regions of Russia and having great potential for the development of inbound and outbound tourism plays a special role in this forward process.
Key words: folk arts and crafts, Central Federal Region of Russia, amateur and folk arts, historical and art heritage of people of Russia.
Возрождение, сохранение и развитие народной художественной культуры России является одной из наиболее значимых и актуальных проблем современности. Происходит стремительное этнокультурное возрождение посредством реконструкции фольклора, быта, промыслов, народных обрядовых действ и т. д., оптимизируется создание этнопарков, национальных деревень, разрабатываются специальные программы этнокультурного туризма с посещением заповедных уголков многонациональной России. Многие регионы благодаря стремлению людей вернуться к своим национальным корням инициируют возрождение или занимаются развитием многообразных, самобытных и уникальных видов народных художественных промыслов и ремесел. Особую роль в этом поступательном процессе должен сыграть Центральный федеральный округ, исторически являющийся одним из самых развитых и исконно русских регионов России, где можно
структуры населения, месте в мировом экономическом разделении труда, внешних угроз. Россия по всем этим характеристикам оказывается страной наименее других предрасположенной к сервису.
Первым сдерживающим обстоятельством является пространство. Большие страны априори затрачивают больше усилий на обеспечение комфортности жизни населения. Сказываются транспортные издержки, инфраструктурная ресурсная необеспеченность отдельных территорий. Чаще всего большим странам удавалось создать лишь анклавы сервисной развитости. Как правило, они располагались в приморской зоне, будучи связанны исторически с иностранной торговлей. Развитие Китая в этом плане особенно показательно. Диспаритет в качестве жизни населения городов китайского приморья, ориентированных на западные стандарты, и китайской провинции, находящейся по сей день в глубокой архаике, разительный. Но в такой диспаритетности развивается не только Китай, но и Бразилия, и несколько в меньшей степени Индия, Австралия, Канада. Даже Соединенные Штаты Америки, имея один из самых высоких показателей дохода на душу населения, и, что особенно показательно, крупнейший ВВП по отраслям сервиса, существенно отстают от Европы по качеству массового обслуживания населения. И если при сравнении мегаполисов эта разница не очевидна, то в отношении американских и европейских провинциальных неименных пунктов она проявляется достаточно определенно.
Благоприятствовать, или не благоприятствовать сервисному развитию могут и климатические условия страны. Суровый российский климат предполагает априори дополнительные затраты на предоставление большинства услуг. При этом сами потребности человека физиологически должны быть выше, нежели в регионах с мягкими климатическими условиями (одежда, питание, жилище). Затраты, расходуемые в России дополнительно на саму услугу, тратятся на Западе на ее качественное сопровождение. Издержки, связанные с природой, объективно снижают, таким образом, инвестирование сервисного развития. И опять внешний аналог - Канада. Качественное по западным стандартам обеспечение услуг населению налажено только на юге страны. Север же Канады по-прежнему является малообжитым и малопригодным для комфортабельной жизни.
Сервисное развитие предполагает не просто наличие значительной численности населения, но и его высокую концентрированность. Для системы массового сервиса нужен, соответственно, массовой потребитель. Высокая концентрированность населения Европы диктовала необходимость создания сервисных инфраструктур. Совсем другое дело российский случай, с традиционной, исторически сложившейся при освоении
стр. 136 из 250
Выделены области традиционного бытования народных художественных промыслов со значительными объемами производства: Республика Дагестан Московская, Нижегородская, Вологодская, Челябинская, Владимирская области, г. Санкт-Петербург.
Обращается внимание на общекультурную значимость народных художественных промыслов, как жизненно важных составляющих для гармоничного развития общества, учитывая что эти изделия, впитавшие в себя многовековую мудрость, пользуются спросом у населения.
В концепции приводятся следующие статистические данные: в настоящее время существует 15 видов производств изделий народных художественных промыслов, основным из которых является художественная обработка дерева и других растительных материалов, доля которого составляет 61,3% от общего объема выпускаемой продукции. Другие виды производств составляют:
производство изделий из стекла - 7,1%; художественная обработка металлов -7%; производство художественной керамики- 6,9%; производство строчевышитых изделий - 5%; прочие - 12,7%
В концепции уточняется, что при условии реализации мер государственной поддержки можно будет ожидать следующие результаты:
сохранить традиции, культуру и самобытность народных художественных промыслов России;
способствовать обеспечению экономической стабильности организаций народных художественных промыслов, развитию регионов;
обеспечить устойчивое состояние организаций народных художественных промыслов;
гарантировать сбыт изделий народных художественных промыслов; позволит осуществить продвижение изделий народных художественных промыслов на внешний рынок;
обеспечить необходимый уровень обновляемости основных фондов организаций народных художественных промыслов; сохранить и расширить число рабочих мест, привлечь талантливую молодежь.
Хочется надеяться, что при условии реализация этих мер у организаций народных художественных промыслов России появится возможность повысить конкурентоспособность, они смогут укрепить свои позиции и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках.
Изучая произведения народного искусства, созданные в различные периоды, мы постоянно ощущаем в приемах мастерства, в сюжетах и орнаменте живую связь с многовековой национальной культурой.
Промыслы, получившие наибольшее распространение на территории Центрального федерального округа России: вышивка - была наиболее развита в 8 областях округа (Рязанская, Калужская, Орловская, Ивановская, Брянская, Тамбовская, Тверская, Тульская). Гончарное производство наиболее популярно в Московской, Ярославской, Рязанской областях. Глиняную игрушку, мелкую скульптуру делают в Калужской, Костромской, Липецкой, Тульской и Ярославской областях. Наиболее известные умельцы резьбы по дереву живут и работают в Московской и Ярославской областях. В Липецкой и Рязанской областях популярно кружевоплетение. Ивановская и Владимирская области славятся лаковой миниатюрой. Великолепными изделиями ростовской финифти и старинным тутаевским колокололитейным промыслом гордится Ярославская область. Далеко за пределами Московской области известны гжельская майолика, жостовская роспись, дулевский фарфор (г. Ликино-Дулево). Павлово-Посадская мануфактура -единственное из старинных российских платочных предприятий, сохранившихся по сей день.
Всего на территории округа сейчас развито около 13 видов народных художественных промыслов, которые сохранили и продолжают развивать свои исторические корни. Хотелось бы остановиться на некоторых уникальных примерах народных художественных промыслов, представленных на территории Центрального федерального округа.
Золотошвейный промысел получил широкое развитие в городе Торжок Тверской области, находящемся на пересечении торговых путей. Много работ выполнялось по заказу церкви, правительственных ведомств, столичной знати, императорского двора. Сейчас традиции золотого шитья поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи». Город Калязин этой же области до сих пор является центром кружевоплетения, традиции которого уходят в глубину веков и связаны с Калязинским Троицким монастырем. Эта вышивка была полна поэтическими сказаниями [6, с.8-9].
Тарусскую вышивку Калужской области отличают особая выразительность и декоративность, лаконизм и законченность форм. Яркие узоры тарусской вышивки производят праздничное впечатление своей многоцветностью. Сегодня этот промысел получил развитие в ООО НХП «Тарусская вышивка», где выпускаются украшения для интерьера, предметы и элементы мужской и женской одежды (блузки, легкое женское платье, костюмы, косоворотки, гуцулки, мужские рубашки) и, конечно, сувениры.
стр. 138 из 250
Тамбовская вышивка получила известность далеко за пределами губернии. Для этой вышивки характерна яркая гамма тонов, сочная палитра в изображении художественного образа. Важным элементом узора являлся мотив креста, прямой равноконечный, иногда с ромбовидными концами или же косой в различных вариантах. Тамбовские мастерицы использовали вышивку не только для украшения одежды, но как сакральный символ, связанный с плодородием земли и самой женщины [4, с. 164].
Кружевоплетение - достаточно распространенный промысел в Центральном федеральном округе. Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове Рязанской области. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек - коклюшек - создают узоры, радующие глаз красочностью орнамента и богатством фактуры. Цветочные и растительные мотивы, широко распространенных в других регионах России, в этом кружеве не присутствуют. Сейчас мастера и художники продолжают создавать великолепные предметы прикладного искусства, пополняя золотой запас России [2].
Елецкие кружева - это особый вид русского плетения на коклюшках. Изящество и тонкая проработка деталей орнамента, нежность и воздушность - главные качества, по которым можно безошибочно узнать Елецкое кружево. Современная фирма "Елецкие кружева" - это около тысячи работающих в цехах и на дому опытных кружевниц, новые декоративные решения и технологические приемы, но не забыты и прежние традиции.
Не менее интересен и уникален промысел резьбы по дереву - богородская игрушка, который существует с XVII века в Троице-Сергиевом монастыре, посаде и близлежащей вотчинной деревне Богородское Московской области. Известно, что резных «Кузнецов и секачей на колесах» дарил своему сыну Петр I, возможно, что уже тогда или раньше «щепной товар» продавался на посадском торгу и пользовался большой популярностью [6, с^74]. .
В Сергиевом Посаде игрушку резали и окрашивали, богородские же мастера делали только «белье» - игрушку из неокрашенной липы. В XIX веке Богородское -крупный центр игрушечного дела (больше сотни дворов). Работали семьями: и мужчины, и женщины, и дети. Удивительна игрушка - «Кузнецы». Ей уже очень много лет, она мастерски отточена в исполнении, предельно лаконична и выразительна. В ритмичной подвижности, в четкой простоте их формы заключена особая зрелищная красота, напоминающая сказочные сюжеты [6, с. 75] .
Глиняное производство наиболее типично и популярно для областей с глинистой почвой. Хлудневская игрушка Калужской области характеризуется непринужденной лепкой, свободной манерой росписи и неизменным кругом тем и сюжетов, своими
древними мотивами в узоре. Примечательно, что почти все изделия - не просто игрушки, а свистульки. Для раскраски используют натуральный цвет травных красок, который готовится из молодых побегов ржи, ольховой и дубовой коры, стеблей и цветов зверобоя. Мастерицы в росписи игрушек чаще всего предпочитают красный, малиновый, зеленый цвета. Эта цветовая гамма типична для калужской вышивки и ткачества, для народного костюма.
Филимоновская игрушка родилась в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Впервые этот промысел упоминается в древних летописях XVI века. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Разные причины повлияли на сложение филимоновского стиля в игрушке, имели значение не только местный материал и традиции местного гончарства, но и связь деревни с городом, влияние моды и пригородной лепной игрушки [5, с. 87] .
Федоскинская миниатюрная лаковая живопись на папье-маше возникла в конце XVIII века в селе Федоскино Мытищинский района, Московской области. Уникальностью технологии данного промысла является то, что корпус изделия изготавливается из папье-маше, затем пропитывается горячим льняным маслом и высушивается в печи при большой температуре, далее его грунтуют, следующие этапы отшлифовка до получения идеально гладкой поверхности, роспись и многослойное покрытие лаком. В общей сложности весь процесс изготовления изделия занимает от 4х до 6-ти месяцев. Изделия, выполненные по данной технологии не подвержены коррозии и рассыханию в результате внешних воздействий. Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее народного искусства г. Москвы и экспозиционном зале лаковой миниатюры Федоскинской фабрики миниатюрной и лаковой живописи бережно хранят экспонаты этого красивейшего промысла.
Художественный промысел Павловские платки возник в городе Павловский Посад Московской области в XIX веке. Особенности производства, композиционное и цветовое великолепие Павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декоре павловских платков превалируют пышные цветочные букеты и гирлянды. Изначально популярен орнаментальный мотив "турецкие огурцы",
стр. 140 из 250
перенятый со знаменитых индийских кашемировых шалей, бывших модными в Европе в эпоху Наполеона. В цвете преобладает молочно-белый, черный, красный, темно-синий, вишневый фон. Сейчас платки производит ОАО "Павловопосадская платочная мануфактура" в городе Павловский Посад Московской области. На современном этапе мануфактура изготавливает платки из шерсти, шелка, хлопка, палантины, кашне, скатерти. Музей народного искусства НИИ художественной промышленности хранит коллекции этих красочных изделий.
Один из красивейший промыслов росписи по металлу возник в деревне Жостово Мытищинского района Московская область в середине XVIII века и получил название жостовского, известного на весь мир своими красочными подносами. Для производства Жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь. Последовательность производства такова: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам, далее подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь исключительно на собственную фантазию. Роспись производится по черному, красному, синему, зеленому, серебряному. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции. После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска. Существует предприятие ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи», на котором трудятся великолепные мастера жостовской росписи.
Народные художественные промыслы (НХП) - одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий - проявление уникальности культуры российских народов. Но сейчас чаще всего становящееся профессиональным, организованным в интересах бизнеса, то или иное ремесло становится весьма далеким от повседневных запросов самих носителей определенной этнокультуры в ревитализации идентифицирующих самобытные основы компонентов. Изделия народных промыслов аккумулируют и выражают символический капитал народа, целостную и эстетически оформленную картину мироздания, творческое преображение окружающей среды, систему нравственных ориентиров и неформальных социально-культурных предпочтений. Эти ценности составляют фундамент модернизации и инновации России [1, с.189].
В научно-образовательном центре (НОЦ) Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС) «Изучение народных художественных промыслов России» создана научная лаборатория по изучению и популяризации
стр. 141 из 250
народных художественных промыслов России. Целью этого проекта является разработка научно-методических принципов и подходов к изучению и систематизации данных о народных художественных промыслах России (НХП); подготовка аналитического обзора основных компонентов истории, географии и культуры НХП как фундамента историко-культурного наследия народов России, инструмента развития внутреннего и въездного туризма в РФ. Исследование истории, географии и культуры НХП позволит обеспечить формирование интерактивного информационного ресурса «Народные художественные промыслы» как общенационального социально-гуманитарного проекта, консолидирующего усилия энтузиастов и представителей НХП, широкой общественности и местных организационно-управленческих структур в интересах сохранения и развития НХП.
НОЦ сотрудничает с Ассоциацией народных художественных промыслов России. Ассоциация организует и проводит в г. Москве выставочные (проект «Молодые дарования»), выставочно-ярмарочные мероприятия (проекты «ЛАДЬЯ» и «ЖАР-ПТИЦА»). Эти мероприятия привлекают ремесленников и посетителей не только Москвы, но всей России.
В условиях господства рыночной экономики в связи с этим российская народная художественная культура нуждается в новой модели государственной поддержки и развития. Эта модель должна органично вписываться в контекст важнейших требований, обеспечивающих успешную модернизацию России и ее достойное место в глобализирующемся мире, среди которых:
1) сохранение и возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей, формирование патриотизма и гражданской ответственности у россиян,
2) укрепление адекватных моральным нормам россиян стандартов поведения и взаимоотношений между разными социальными группами, этнокультурными общностями и поколениями,
3) инновационный подход к деятельности малого и среднего бизнеса,
4) всемерное поощрение гражданской самодеятельности на региональном и муниципальном уровнях, направленной на возрождение и поддержку предприятий народных художественных промыслов, в том числе и малых кустарных предприятий,
5) реализация соответствующих программ и форм работы органов управления и самоуправления на местах, позволяющих в совокупности с другими факторами активнее реализовать экономический и социально-культурный потенциал, усиливать туристскую привлекательность регионов России [7].
Литература
1. Аманжолова Д. А. Внутренний туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтничного российского общества // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 3. С. 34-38. Ее же. Этнокультурное многообразие и гражданское единство российского общества // Модернизация соц.-эк. сферы общества и проблемы совр. образования. Сб. мат. Межд. научно-практич. конф. В 2-х ч. Ч.1. Проблемы подготовки современного специалиста / под науч. ред. Радовеля М.Р. Электросталь: ЭПИ НИТУ МИСиС, 2012. С. 29-35. См. также: Чаус Н.В. Актуальность сохранения и развития традиционных народных художественных промыслов как фактора возрождения культурного наследия Москвы и Подмосковья./ Славянское культурное пространство. Материалы междунар. научно-практич. конф., посвященной Дню славянской письменности и культуры. Москва, 4—5 июня 2012 г.: Доклады / Научный редактор В. А. Степаненко. М.: Про100 Медиа, 2012.
2. Вышивка - Россия, Russia http://russia.rin.ru/guides/4248.html (дата обращения: 10.07.2011).
3. Ганьшина Г.В. Особенности развития и сохранения народных художественных промыслов Центрального федерального округа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 3. С.78-84. См. также: Аманжолова Д.А. Рукотворные сокровища России. М.: КНОРУС, 2011. 64 с.;
4. Григорьева Е.И.История тамбовских художественных промыслов // Возрождение и развитие традиций народной художественной культуры России: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Февр. 2010 г./ Мин-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 462 с.
5. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Издательство «Легкая и пищевая промышленность», 1981. 163 c.
6. Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли. Вторая половина ХVШ -начало ХХ в. Из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Л.: Художник РСФСР, 1981. 202 с.
7. Российский государственный университет туризма и сервиса // http://www.mgus.ru/master_village (дата обращения: 15.12.2011).
gv gansina@mail.ru, vchaus.90@mail.ru