Народные художественные промыслы в пространстве России
Ганьшина Г.В., Чаус Н.В.
В статье рассматриваются народные художественные промыслы как важный элемент культуры и быта народов. Раскрывается взаимообусловленность природно-климатических, географических, экономических и социальных особенностей развития народных художественных промыслов в пространстве России. Представлены карты промыслов, расположенных на территории ряда федеральных округов.
Ключевые слова: Россия, народные художественные промыслы, географические факторы, культура народов
National artistic trades as important element of culture and houshold activities are considered in the article. There is shown interdependence of natural and climatic, geographic, economical and social specifics of national artistic trades development in Russia. Maps of crafts in different federal regions are presented.
Keywords: Russia, national artistic trades,
geografic factors, culture of nations
Вопросы культуры отдельных территорий являются в настоящее время предметом исследований (как в России, так и за рубежом) во многих областях знаний, в том числе в таких междисциплинарных науках, как культурология, регионоведение. Только детальный анализ культурных явлений территории в динамике с учетом конкретных исторических ситуаций помогает понять
особенности разных региональных культурных процессов.
Уникальность и значимость культуры каждого конкретного региона, своеобразие его региональных культурных традиций складывается из географических, экономических и социальных особенностей территории. Многообразный социальноисторический опыт живущих на данной территории людей, представителей разных социальных групп, национальностей, вероисповеданий отражается в региональной культуре.
Народные художественные промыслы являются важным элементом культуры и быта народов. Их развитие непосредственно связано с географическими особенностями района. Народное творчество, зародившись в среде скотоводов, охотников, земледельцев, подлинно отображает особенности окружающей природы. В произведениях народного творчества воссоздаются все формы взаимодействия природы и человека. Каждый народ, используя в своем творчестве природный материал, с помощью художественно-технических приемов получал самобытные произведения народного искусства из глины, камня и бересты, лозы, дерева, рога и кости. Все эти промыслы развиты в разных районах нашей страны, и каждый из них имеет свой центр, который наиболее известен по относительно большим размерам производства, выделяется значительным числом участвующих
в нем мастеров и их учеников. Изначально народные мастера создавали вещи для своей семьи и ограниченного круга людей. Такими изделиями, в основном, были предметы утвари, орудия труда, игрушки и др. Наряду с бытовыми, создавались и изделия, для производства которых организовывались ремесленные центры, возникающие близ природных источников сырья [3. С. 8].
Федеральный закон РФ № 7 «О народных художественных промыслах» так трактует понятие места традиционного бытования народного художественного промысла: «...это территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы» [5].
За годы работы (2010—2012 гг.) научно-образовательный центр по изучению народных художественных промыслов РГУТиС, возглавляемый профессором Д.А.Киселевой, разработал рабочий вариант общей классификации НХП по их актуальному состоянию в федеральных округах РФ.
Визуальными индикаторами актуального состояния НХП в процессе картографирования выделены следующие: погибающие — (красный); требующие
поддержки — (желтый); процветающие — (зеленый); функционирующие без выраженной динамики в своем развитии — i i (черный) [1. С. 42—50].
К примеру, в Центральном федеральном округе из всего многообразия народных художественных промыслов к процветающим можно отнести федеральные промыслы гжель, дулевский фарфор, ростовскую финифть, к требующим поддержки региональные промыслы хотьковский резьбы по кости и хлудневскую глиняную игрушку, к функционирующим без динамики в своем развитии отнесены федеральные промыслы Павлово-Посад-ское платочное производство и Жостовская роспись, а к погибающим относится федеральный промысел мстерская лаковая миниатюра [6].
Представление о многочисленности и распространенности промыслов на территории некоторых федеральных округов, обусловленности развития народных худо-
Народные художественные промыслы Центрального федерального округа
жественных промыслов в регионах России от природно-климатических условий дают карты, составленные научными сотрудниками научно-образовательного центра по изучению народных художественных промыслов РГУТиС.
Так, природные условия Центрального федерального округа характеризуются умеренно-континентальным климатом с достаточным количеством осадков, мягкой и снежной зимой тёплым летом, что благоприятно для хозяйственной деятельности населения. Равнинный рельеф благоприятен для земледелия и строительства. Глиняное производство наиболее типично и популярно для районов с глинистой почвой, поэтому Московская, Ярославская, Рязанская области славятся гончарным производством. Мелкие изделия из глины — игрушку, мелкую скульптуру — делают в 5 областях — Тульской, Калужской, Костромской, Ярославской и Липецкой. В деревне ХлудневоДуминичиского района Калужской области с древности занимаются производством игрушки. Недалеко от Липецка расположено живописное село Троицкое. Когда-то оно было частью одного большого села, расположенного на трех холмах, и называлось Романово. В этих местах были богатые залежи черной, красной и желтой глин. Местные крестьяне изготавливали из нее домашнюю утварь на продажу. А еще мастерили игрушку-свистульку, названную «романовской». Резьба по дереву была распространена почти повсеместно, но наиболее известны умельцы Московской и Ярославской областей [2. С. 80].
Жители равнинной территории Среднего Урала все природное богатство умело использовали для своих бытовых нужд: из шкур оленя, птицы или рыбы, могли сделать замшу. Выработать нити из сухожилий, крапивы или овечьей шерсти. Из нитей обыкновенной крапивы могли выткать полотно, а из шерстяных — связать пояс или
носки. Они заготавливали и обрабатывали бересту, шили из нее покрытие для жилища и утварь, обрабатывали траву для стелек в обувь и плели из нее циновки. Умели при помощи специальных составов смягчать шкуры, красить, склеивать различные материалы. Из меха, ровдуги, бересты, ткани, бисера, пуговиц, металла выполняли удивительные узоры. У каждого народа округа сложились свои художественные традиции, согласующиеся с этническими, психическими и ментальными особенностям определённого этноса, огромное влияние на уклад и историю бытования тех или иных ремёсел оказали природно-климатические условия. Это отражение мы видим в самобытной одежде, утвари, в обычаях и предметах ритуалов.
На Урале и в Сибири достаточно распространен камнерезный промысел, в котором используются камни: малахит, яшма, гипсовый, аметист, змеевик, обсидиан, родонит, селенит. На основе сырьевой базы округа здесь успешно развились гранильный и литейный промыслы. Еще в 1668 г. около Мурзинской слободы были открыты богатейшие месторождения самоцветов. Минерал малахит стал визитной карточкой Урала. Разработка его месторождений на Урале началась в середине ХУЛ в., а в начале XIX в. были найдены крупные малахитовые массы (в 1836 г. нашли камень массой в 480 т) и из малахита стали делать художественные изделия достаточно большого размера. Самая большая чаша в мире из уральского малахита и таганайского авантюрина хранится в Зимнем дворце. На сегодняшний день запасы малахита практически исчерпаны.
Удивительно самобытны изделия из меха, кости и дерева, украшенные традиционным народным орнаментом, вызывают очень большой интерес не только у культурологов и искусствоведов. И сейчас можно встретить небольшие национальные поселения сезонного характера, напомина-
Народные художественные промыслы Уральского федерального округа
ющие нам о давних устоях народов Югры. Встречаются здесь и местные жители в национальных одеждах. Они сохранили образ жизни, национальные традиции и уклад предков-охотников и рыболовов [4. С 149].
В Уральском федеральном округе к процветающим можно отнести лишь один федеральный промысел — Златоустовская гравюра на металле, к требующим поддержки, к примеру, Ханты-Мансийский региональный Косторезный промысел и федеральный Косторезный Тюменский промысел, к функционирующим без динамики в своем развитии отнесены региональный Урало-сибирская Свердловская роспись и Сысертский фарфор, а к погибающим относятся местные промыслы Челябинской области Кусинское художественное литье и Кусинский камнерезный промысел [7].
Большая часть Сибирского федерального округа из-за суровых и неблагоприят-
ных природных и климатических условий мало пригодна для проживания и хозяйственной деятельности человека, хотя и обладает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Здесь сосредоточены большие запасы свинца и платины, угля и молибдена, никеля, меди, серебра, золота. Огромна в округе площадь лесного фонда — 371 899 тыс. га, причем площади хвойных пород соответствует — 190 268 тыс. га, 80% от общего количества в стране.
В настоящее время на территории округа живут представители более 100 этносов. Особенность этнической географии указывает на то, что, несмотря на многочисленность народностей, их число невелико, селятся они в отдельных поселках на огромной территории и говорят на разных диалектах. Традиционными занятиями хантов, манси, эвенков, якутов, ненцев и других народов Сибири также являлись охота и рыболовство. Сибирские народы
Народные художественные промыслы Сибирского федерального округа
достаточно долгое время находились на стадии каменного века. Основными материалами для изготовления орудий труда, оружия и домашней утвари долгое время оставались камень, кость и дерево. Декоративно-прикладное искусство коренных сибирских народов неразрывно связано с традиционными хозяйственными занятиями и ранними религиозными верованиями. Орнаментация одежды, вышивка, тиснение по коже, резьба по кости в своей основе содержат сюжеты на темы охоты, украшены магически-заклинатель-ными узорами, защищающими владельца вещи, привлекающие удачу в охоте и рыболовстве.
В народном искусстве бурят большое место занимает художественная обработка металла, дерева, камня и кости. Основными мотивами в прикладном искусстве были спираль, квадраты, ромбы, зигзагообразные линии, зубцы, космические тела. Ши-
роко было развито культовое традиционное шаманское искусство [4. С. 144].
В Сибирском федеральном округе процветающих промыслов фактически нет, к требующим поддержки относятся местные промыслы по изготовлению этнической одежды, традиционных музыкальных инструментов и региональный промысел Ко-лывановское камнерезное производство Алтайского края, к функционирующим без динамики в своем развитии отнесены региональное керамическое производство «Турина гора» Алтайского края и региональный Усть-Хмелевский художественный промысел Новосибирской области, к погибающим относится региональный Хайтин-ский фарфоро-фаянсовый промысел Иркутской области [7].
На Дальнем Востоке — территории занимают горы, нагорья и плоскогорья. Равнины составляют лишь межгорные впадины, да побережья морей и долины рек.
Территория Якутии раскинулась на четырёх географических зонах: таёжных лесов, тундры, лесотундры и арктической пустыни. Одним из самых приоритетных регионов по богатству флоры и фауны считается Чукотка, контактирующая с юго-востока с Беринговым морем, продуктивность экосистемы которого считается самой высокой в мире.
Территория Дальневосточного федерального округа содержит более 80% общероссийских запасов и почти 100% добычи алмазов. Наиболее известные алмазные месторождения находятся на территории Республики Саха (кимберлитовые трубки «Мир», «Айхал», «Удача»). Округ также славиться большими запасами золота (около 40% российских запасов золота), что составляет 55% от общероссийской добычи. Камчатский край богат месторождениями цветных металлов. Уже разведано более 50 месторождений золота. В Камчатском крае исключительно разнообразны по составу леса: хвойные, широколиственные, мелколиственные деревья и кустарники, некоторые являются эндемичными. Леса
занимают площадь 12,3 млн га, а общие запасы древесины составляют 1,75 млрд м3.
Исходя из имеющейся природно-сырьевой базы, в округе исконно были развиты такие промыслы, как резьба по кости и рогу, изготовление изделия из меха, род-вуги и рыбьей кожи, а также изготовление утвари и хозяйственных орудий из дерева и бересты, знали керамику, имела место вышивка оленьим волосом, бисером, орнаментированная ручная вышивка. [4. С. 141].
В Дальневосточном федеральном округе, процветающих промыслов нет, а к требующим поддержки относятся региональный косторезный промысел Республики Саха (Якутия) и местные по изготовлению деревянных скульптур, ковроткачество, изготовление этнической одежды, национальной игрушки, плетение из природных материалов. К функционирующим без динамики в своем развитии отнесены региональные промыслы по художественной обработке меха и кожи Камчатское и Артемовское ковровое производство (Приморский край), к погибающим относятся региональные промыслы Камчатки и При-
Народные художественные промыслы Дальневосточного федерального округа
морского края — объемная и рельефная резьба по камню, вышивка бисером, вышивка волосом [7].
Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью отечественной культуры. Россия — одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов.
Россия обладает огромным сырьевым потенциалом для развития различных видов народных художественных промыслов. Проблема возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов как приоритета инновационного развития регионов РФ в интересах формирования здоровой духовно-нравственной среды, преодоления социального неравенства населения, стимулирования внутреннего и въездного туризма по-прежнему остается одной из самых актуальных и многоаспектных проблем.
Большой вклад в это благородное дело вносит Ассоциация «Народные художественные промыслы России», которая объединяет около 250 предприятий промыслов из 65 регионов Российской Федерации и более 20 лет представляет их интересы в федеральных и региональных органах исполнительной власти. Небольшой дружный коллектив Ассоциации — это высокопро-
фессиональные специалисты-единомышленники, влюбленные в свою работу люди, которые проводят выставки и ярмарки, форумы и фестивали, семинары, круглые столы и мастер-классы. Благодаря их усилиям, всегда с большим успехом проходит выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «ЛАДЬЯ», собирающая до несколько тысяч участников — мастеров из разных областей страны.
Юбилейная XV выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка — 2013» традиционно прошла с 18 по 22 декабря 2013 г. в павильоне №7 в Центральном выставочном комплексе «ЭКСПОЦЕНТР» (г. Москва), который на несколько дней превратился в большую «ремесленную слободу». Здесь всегда много народа, десятки тысяч москвичей и гостей столицы стремятся приехать на эту уникальную выставку, чтобы не только насладиться красотой, но и приобрести самобытные промысловые и авторские изделия.
На выставочной площади свои изделия представили 1450 организаций промыслов, художников и индивидуально работающих мастеров из 65 регионов России. На выставке можно было увидеть и приобрести изделия более 15 направлений народных промыслов — это художественная роспись и резьба по дереву, камню, кости, лаковая
Выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка — 2013». Фото Ганьшиной Г.В.
миниатюра, украшенное оружие, кружевоплетение, ковроткачество, вышивка, керамика и многое другое.
Выставка «Ладья» — это удивительный мир, радующий глаз плодами вдохновения талантливых и умелых мастеров, неповторимыми и уникальными работами, гдек приветствуется талант, царят креативные идеи, встречаются и общаются люди, влюбленные в народное искусство!
Литература
1. Аманжолова Д.А. «Реестры», «классы» и «точки роста»: социально-гуманитарный взгляд на проблемы классификации народных художественных промыслов России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 4. С. 42-50.
2. Ганьшина Г.В. Особенности развития и сохранения народных художественных промыслов Центрального федерального округа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 3. С. 78-84.
3. Добрых рук мастерство. Сост. И. Богуславская. Л.: Искусство, 1976. — 209 с.
4. Народные художественные промыслы России: история, география и культура. Монография. Ред. Д.А. Аманжолова. М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС, 2012. 292 с.
5. Федеральный закон РФ № 7 «О народных художественных промыслах» от 6 января
Изделия народных промыслов аккумулируют и выражают символический капитал народа, целостную и эстетически оформленную картину мироздания, творческое преображение окружающей среды, систему нравственных ориентиров и неформальных социально-культурных предпочтений. Эти ценности составляют фундамент модернизации и инновации России [8. C. 189].
1999 г. (с изменениями и дополнениями). Ст. 3 // http://base.garant.ru/179957/
(дата обращения: 27.11.2011).
6. Составила Г.В.Ганьшина.
7. Составила Н.В. Чаус.
8. Чаус Н.В. Актуальность сохранения и развития традиционных народных художественных промыслов как фактора возрождения культурного наследия Москвы и Подмосковья // Славянское культурное пространство. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. Москва, 4-5 июня 2012 г.: Доклады / Научный редактор
B. А. Степаненко. М.: Про100 Медиа, 2012.
C. 189.