ориентации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Бирюков Виктор Павлович. - Хабаровск, 2001. -169 с.
2. Бондарь, Н.В. Изменение состояния здоровья школьников в процессе обучения / Н.В. Бондарь // Новые исследования. Альманах. - 2004. - № 1-2. - С. 88-89.
3. Лигута, А.В. Физическая подготовленность школьников г. Хабаровска / А.В. Лигута // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 66-70.
4. Лигута, В.Ф. Особенности физической подготовленности школьников, проживающих в южных и северных районах Хабаровского края / В.Ф. Лигута, А.В. Лигута // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск «Физическая культура и спорт». - 2013. - № 13. - С. 8895.
5. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры : монография / В.П. Лукьяненко - М. : Советский спорт, 2005. - 256 с.
6. Матвеев, А. П. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура : 5-11 классы / А.П. Матвеев - М. : Просвещение - 2007. - 142 с.
REFERENCES
1. Biriukov, V.P. (2001), Formation of the optimal psycho-physical state of matriculates in special educational institutions at the stage of professional selection and orientation, dissertation, Khabarovsk, Russian Federation.
2. Bondar, N.V. (2004), Changing of students' health in study process, New researches. Almanac, No. 1-2, pp. 88-89.
3. Liguta, A.V. (2010), "Physical readiness of students in Khabarovsk city", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (67), pp. 66-70.
4. Liguta, V.F. and Liguta A.V. (2013), "Peculiarities of physical state of students living in the southern and northern districts of the Khabarovsk Territory", Reporter of the Buryat State University. Issue "Physical culture and sport", No. 13, pp. 88-95.
5. Lukyanenko, V.P. (2005), Contemporary state and conception of the general education system reformation in the sphere of physical culture, Moscow, Russian Federation.
6. Matveev, A.P. (2007), Programs of general educational institutions. Physical culture: 5-11 forms, Prosvescheniye, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.02.2016
УДК 378+ 614.7
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АЭРОИОНИЗАЦИИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ
Алла Викторовна Лысенко, доктор биологических наук, профессор, профессор, Дмитрий Сергеевич Лысенко, преподаватель, Татьяна Васильевна Попова, кандидат медицинских наук, доцент, Елена Ивановна Почекаева, доктор медицинских наук, профессор, Южный Федеральный Университет (ЮФУ), Академия физической культуры и спорта г. Ростов-на-Дону; Сергей Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, преподаватель, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Санкт-Петербург; Александр Александрович Елькин, врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине Хоккейного Клуба СКА-1946 г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье отражены результаты исследования воздействия аэроионизации на умственную и физическую работоспособность студентов. Показано, что уровень аэроионизации, не соответствующий нормируемым требованиям, отрицательно влияет на точность выполнения умственной работы и физическую работоспособность, на показатели функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем организма студентов. Ухудшение показателей адаптаци-
онного потенциала и биологического возраста (более выраженное в старшей возрастной группе студентов) позволяет говорить о значении поддержания оптимального аэроионного состава воздуха учебных помещений для предотвращения ускоренного старения участников образовательной среды.
Ключевые слова: аэроионизация, умственная и физическая работоспособность студента, адаптационный потенциал, биологический возраст.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p114-118
AGE FEATURES OF INFLUENCE OF AERO IONIZATION ON THE FUNCTIONAL
STATE OF THE STUDENTS Alla Victorovna Lysenko, the doctor of biological sciences, professor, Dmitry Sergeevich Ly-senko, the teacher, Tatyana Vasilevna Popova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Helena Ivanovna Pochekaeva, the doctor of medical sciences, professor, Southern Federal University, the Academy of Physical Culture and Sports, Rostov-on-Don; Sergey Aleksan-drovich Parfenov, the candidate of medical sciences, teacher, North-West Institute of Management, St. Petersburg; Alexander Aleksandrovich Elkin, the doctor on physical therapy and sports medicine, hockey club SKA-1946, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of research on the effects of air ionization on the mental and physical performance of the students. It has shown that the level of air ionization, which does not meet the requirements, affects negatively the accuracy of mental work and physical performance, the indicators of the functional state of the cardiovascular, respiratory and nervous systems of the body of the students. The deterioration of the adaptive capacity and biological age (more marked in the older age group of students) suggests the importance of maintaining optimum air ion formula in classrooms to prevent accelerated aging of the participants of the educational environment.
Keywords: aero ionization, intellectual and physical efficiency of the student, adaptation potential, biological age.
ВВЕДЕНИЕ
Интенсификация процесса обучения в современной высшей школе делает актуальным дальнейшее изучение возможностей оптимизации умственной и физической работоспособности студентов, что в конечном итоге обеспечит высокий уровень их познавательной деятельности и конкурентоспособность на рынке труда [5, 6]. Целью работы было изучение возрастных особенностей влияния гигиенических условий учебных помещений на работоспособность и адаптационный потенциал студентов.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Обследовано 2 группы студентов Академии физической культуры и спорта (юноши): первая группа - студенты 2-го курса очной формы обучения (средний возраст - 19,7 года, 35 человек); вторая группа студенты 6-го курса заочной формы обучения (средний возраст - 31,4 года, 25 человек). Каждая группа была разделена на 2 подгруппы: контрольную (а) и экспериментальную (б). Все обследованные студенты не имели отношения ни к спорту высших достижений, ни к профессиональному спорту.
В аудиториях, где занимались представители контрольных подгрупп, аэроионный состав воздуха поддерживался в пределах нормируемых значений путем постоянного проветривания. В аудиториях, где занимались представители экспериментальных подгрупп, перед началом занятия помещение проветривали так, чтобы уровни аэроионизации воздуха достигли нормируемых значений, а затем занятия проходили без проветривания в течение 4-х академических часов (2 пары).
Эксперимент проходил в период зимней сессии в 2 этапа: первый этап - оценка гигиенических условий учебного помещения, показателей умственной (по таблицам
Ландольта) и физической (по индексу Руфье) работоспособности студентов в начале и после окончания занятий; второй этап - исследование некоторых показателей биологического возраста методом Войтенко (статическая балансировка, СБ и задержка дыхания на вдохе, ЗДВ); а также адаптационного потенциала по Баевскому в начале и после окончания занятий (четыре академических часа). Результаты обрабатывались в среде интегрированных пакетов статистических программ "Statistica" версия 6.1.
РЕЗУЛЬТАТЫ
На всех этапах эксперимента во всех обследованных аудиториях значения таких параметров как шум (45+48 дБА), температура (20+23 °С), амбиентная мощность дозы гамма-излучения (0,11+0,14мкЗв/час) и коэффициент естественного освещения КЕО (1,2+1,5%) регистрировались в пределах нормируемых значений, тогда как значения относительной влажности варьировали в пределах 27+37%, что ниже допустимых значений.
Уровень аэроионизации воздуха в аудиториях, где занимались представители экспериментальных подгрупп, в начале занятия (после проветривания) оказался в пределах нормируемых показателей, а в конце занятий не соответствовал требованиям СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений» (таблица 1), причем к концу занятий в непроветриваемых аудиториях происходило достоверное изменение соотношения в сторону преобладания аэроионов положительной полярности.
Таблица 1
Параметры аэроионизации воздуха (ионов /см3) в аудиториях, где проходили занятия экспериментальных подгрупп (M±m, p - достоверность различий по сравнению
с уровнем в начале занятия)
Условия Начало занятий Окончание занятий
Аэроионы положительной полярности 483,75±29,74 456,25±32,07 -6%, p>0,1
Аэроионы отрицательной полярности 635,50±51,18 240,81±24,69 -62%, p<0,05
При исследовании умственной работоспособности, наиболее выраженные изменения в динамике учебных занятий зарегистрированы в величине коэффициента точности и стабильности внимания и скорости переработки информации у представителей экспериментальных подгрупп (снизились на 19+32%), тогда как в контрольных подгруппах показатели умственной работоспособности достоверно не изменились в начале и конце занятий. Корреляционный анализ показал, что в экспериментальной подгруппе студентов отделения заочного обучения по мере ухудшения аэроионного состава воздуха в аудиториях к концу занятий ухудшение всех показателей умственной работоспособности (коэффициента точности, коэффициента умственной продуктивности, объема зрительной информации и скорости переработки информации) были тем более выражены, чем больше был возраст студентов (от г= - 0,30 до г= -0,41).
Оценка физической работоспособности с помощью индекса Руфье (вариант с 30 приседаниями за 45 сек) не выявила достоверных изменений в начале и конце занятий в контрольных подгруппах студентов разного возраста, тогда как в экспериментальных подгруппах к концу занятий по мере ухудшения условий аэроионизации наблюдалось увеличение значения индекса Руфье, свидетельствующее об ухудшении физической работоспособности (в младшей возрастной группе на 22%, в старшей возрастной группе студентов отделения заочного обучения на 44%, р<0,05). Кроме того в старшей возрастной группе студентов было отмечено повышение показателей систолического, диастоли-ческого и пульсового давления в экспериментальной подгруппе при ухудшении условий аэроионизации в аудитории к концу занятий.
Зарегистрировано также возраст-зависимое повышение значений адаптационного потенциала, рассчитанного по формуле Баевского и снижение времени задержки дыхания на вдохе (таблица 2) в экспериментальных подгруппах в конце занятий по сравнению с показателями в начале занятий, что свидетельствовало об ухудшении адаптационных возможностей студентов. Напротив, в контрольных подгруппах наблюдалось улучшение адаптационного потенциала и времени задержки дыхания, возможно связанное с увеличением продолжительности проветривания (Таблица 2).
Показатели динамометрии в условиях неудовлетворительной аэроионизации незначительно ухудшались по сравнению со значениями при аэроионизации в пределах нормируемых величин в старшей возрастной группе студентов (на 13%, 0,05<р<0,1).
Таблица 2
Показатели биологического возраста и статической кистевой динамометрии
(M±m, p - достоверность различий по сравнению с уровнем в начале занятия)
Условия | Начало занятий | Окончание занятий
Занятия подгруппы 1а (постоянное проветривание, 2 курс)
ЗДВ, с 53,36±1,09 65,16±0,37, +22%, p<0,05
СБ, с 28,34±1,66 30,01±1,02, +6%, p>0,1
Занятия подг руппы 2а (постоянное проветривание, 6 курс ОЗО)
ЗДВ, с 34,90±0,71 38,89±1,08, +11%, 0,05<p<0,1
СБ, с 22,49±0,53 24,51±1,32, +9%, p>0,1
Занятия подгруппы 1б (без проветривания, 2 курс)
ЗДВ, с 59,67±2,73 45,57±1,44, -24%, p<0,05
СБ, с 27,55±0,82 22,15±0,96, -20%, p<0,05
Занятия подгруппы 2б (без проветривания, 6 курс ОЗО)
ЗДВ, с 35,51±0,97 23,37±0,41, -34%, p<0,05
СБ, с 24,82±0,58 18,06±0,26, -27%, p<0,05
Нами зарегистрировано возраст-зависимое сокращение длительности статической балансировки (стоя на одной ноге, глаза закрыты) в условиях неудовлетворительной аэроионизации, тогда как в контрольных группах достоверных изменений не зарегистрировано. Известно, что ухудшение показателей биологического возраста тесно связано с риском развития преждевременного старения, что отрицательно сказывается не только на работоспособности и продолжительности трудовой деятельности, но и качестве жизни [1, 2]. Таким образом, низкий уровень двигательной активности и высокое нервно-психическое напряжение студентов в период сессии в сочетании с негативными сдвигами в аэроионном составе воздуха в учебных аудиториях может способствовать уменьшению физиологических резервов функциональных систем организма [3, 4] и увеличению заболеваемости студентов, что требует повышенного внимания к качественному составу воздуха учебных помещений.
ВЫВОД
В процессе учебных занятий в непроветриваемых аудиториях происходят негативные сдвиги в аэроионном составе воздуха в сторону накопления опасных для здоровья положительно заряженных аэроионов, что оказывает возраст-зависимое отрицательное влияние на физическую и умственную работоспособность, на показатели адаптационного потенциала, биологического возраста, функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ некоторых показателей биологического возраста и адаптационных возможностей работников локомотивных бригад / В.А. Назимко, Е.В. Моргуль, О.А. Петрова, Р.Г. Шейхова, Л.С. Козина, М.А. Савенко, Д.С. Лысенко // Успехи геронтологии. - 2012. - Т. 25. -№ 1. - С. 57-62.
2. Косарев, В.С. Определение типа биологического старения при вибрационной болезни / В.С. Косарев, С.А. Бабанов, Е.В. Воробьева // Успехи геронтологии. - 2011. - Т. 24. - № 2. - С. 300-
302.
3. Лысенко А. В. Оценка влияния степени аэроионизации воздушной среды на функциональное состояние организма спортсменов / А.В. Лысенко, Т.В. Таютина, Е.А. Недоруба // Современные проблемы науки и образования. 2014.- № 4. - С. 252.
4. Полосин, И. И. Оздоровление воздушной среды помещений путем озонирования и аэроионизации воздуха / И.И. Полосин, Д.В. Лобанов // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Высокие технологии. Экология. -2012. - № 1. - С. 15-20.
5. Соловьёв, В.Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному процессу / В. Н. Соловьев // Успехи современного естествознания. - 2004. -№ 8 - С. 69-72.
6. Юсупов Р.А., Двоеносов В.Г. Здоровье студентов как один из факторов повышения конкурентоспособности специалистов / Р.А. Юсупов, В.Г. Двоеносов // Вестник Казанского технологического университета. -2006. - № 6. - С. 194-202.
REFERENCES
1. Nazimko, V.A., Morgul, E.V., Petrova, O.A., Sheykhova, R.G., Kozina, L.S., Savenko, M.A. and Lysenko, D.S. (2012), "Analysis of some parameters of biological age and adaptation possibilities of workers of locomotive brigades", Advances in Gerontology, Vol. 25, No. 1, pp. 57-62.
2. Kosarev, V.S., Babanov, S.A. and Vorobyov E.V. (2011), "Determining the type of biological aging at vibration disease", Advances in Gerontology, Vol. 24, No. 2, pp. 300-302.
3. Lysenko, A.V., Tayutina, T.V. and Nedoruba, E.A. (2014), "Impact assessment of the degree of ionization of the air environment on the functional state of the organism of athletes", Modern problems of science and education, No. 4, pp. 252.
4. Polosin, I.I. and Lobanov, D.V. (2012), "Recovery of air environment of a room by air ozonation and air ionization", Scientific Bulletin of the Voronezh State University of Architecture and Construction. Series: High-Tech. Ecology, No. 1, pp. 15-20.
5. Solovyov, V.N. (2004), "Mental and physical performance of students as the factor of adaptation to the educational process", The successes of modern science, No. 8, pp. 69-72.
6. Yusupov, R.A. and Dvoenosov, V.G. (2006), "Student Health as a factor in improving the competitiveness of specialists", Bulletin of Kazan Technological University, No. 6, pp. 194-202.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.02.2016
УДК 372.212
ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Наталья Викторовна Фролова, воспитатель первой категории, Наталья Анатольевна Воронцова, воспитатель высшей категории, МОУ детский сад № 254, г. Волгоград
Аннотация
Содержание статьи затрагивает вопросы поиска рациональных путей психологического и педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития. Авторы рассматривают функциональные возможности физической культуры в решении данного вопроса. На основе результатов констатирующих экспериментов, при помощи методов математической статистики рассчитывался коэффициент корреляции между интегральными показателями психического и физического, морфофункционального и двигательного координационного развития. Полученные результаты позволили констатировать наличие сильной корреляционной взаимосвязи между координационным и психическим развитием детей. Так же в статье приводятся данные более глубокого корре-