Психологические науки
№ 10. - 2016
УДК 159.9
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ, САМООЦЕНКИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У ЖЕНЩИН
М.Н. Лысенко, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(Абакан, Россия).
Т.В. Пфау, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).
Аннотация. В статье рассмотрены возрастные особенности самоотношения, самооценки и удовлетворенности жизнью у женщин. Результаты исследования показали существенные изменения в самосознании женщин периодов молодости, взрослости и зрелости.
Ключевые слова: самосознание, самоотношение, самооценка, удовлетворенность жизнью, женщины периодов молодости, взрослости и зрелости.
AGE CHARACTERISTICS OF SELF-ATTITUDE, SELF-ESTEEM AND LIFE
SATISFACTION IN WOMEN
Abstract. The article deals with the age peculiarities of the self-attitude, self-esteem and life satisfaction in women. The results showed significant changes in the self-consciousness of women's while periods of youth, adulthood and maturity.
Keywords: self-consciousness, self-attitude, self-esteem, life satisfaction, women while periods of youth, adulthood and maturity.
Проблема динамики самосознания - одна из наиболее сложных областей психологии человека. Будучи результатом всего жизненного пути, самосознание само становится условием направленного развития личности, в этом заключается его жизненно важное значение. Самосознание - это феномен, позволяющий сохранить постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом [1].
Общепризнанным в науке является факт, констатирующий, что уровень развития личности пропорционален уровню развития ее самосознания (И.С. Кон (1984); А.Н. Леонтьев (1975); А.А.Налчаджян (1988); С.Л. Рубинштейн (1989); В.В.Столин (1983)). При этом самосознание есть не столько рефлексия своего «Я», сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми [2]. В.В.Столин (1983) рассматривает самосознание как смысл «Я», который порождает отношение субъекта к своим собственным качествам и особенностям, которые способствуют или препятствуют достижению целей и мотивов деятельности [1].
Одной из наиболее известных и цитируемых концепций, посвященных самоотношению личности, является теория С. Р. Пантелеева[3]. В ней самоотношение определяется через соотнесение с иерархической системой мотивов, предложенной А. Н. Леонтьевым [4]. Отношение личности к себе рассматривается как двухуровневое образование, включающее в себя эмоционально-ценностное самоотношение и самооценку.
Под самоотношением понимают самооценку А.В. Захарова (1989); М. И. Лисина (1983); Е.Т. Соколова (1989), А.Г. Спиркин (1972), эмоционально-ценностное отношение С.Р.Пантилеев(1991); И.И. Чеснокова(1977), систему установок, направленных на себя Н.И. Сарджвеладзе (1989); В.В. Столин (1983). С возрастом самооценка становится все более дифференцированной. Можно очень высоко оценивать одни свои качества, например свой интеллектуальный уровень, и очень низко другие - уровень межличностных взаимодействий или физических возможностей. Этот факт дифференциации самооценки некоторые исследователи объясняют тем, что единая Я-концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга Я-концепций. Поскольку развитие происходит наряду с хронологическим еще и в психологическом времени, то самосознание личности имеет индивидуальный временной контекст[5].
Удовлетворенность жизнью рассматривается в психологической И.А.Джидарьян (2001); Л.В.Куликов (2001) и социологической науках в контексте качества жизни. В то же время выступает как характеристика внутреннего мира личности, как субъективное переживание М.Аргайл (1990); М.Селигман (2000). Наиболее развернутый теоретический анализ явления удовлетворенности дан с позиций субъектного подхода в рамках концепции семантического интеграла личности, представленной в работах К.А.Абульхановой-Славской (1991). В этой концепции удовлетворенность включается в структуру активности как выражение психологического результата, как проявление механизма обратной связи между различными составляющими и этапами жизненной активности, как критерий оценки жизни самим человеком.
Исследования самосознания в психологической науке, с одной стороны, являются традиционной, классической, но о том, как меняется самосознание женщин с возрастом после наступления социальной зрелости, мало экспериментальных исследований. Проблематика данного исследования связана с попыткой связать такие аспекты, как самоотношение, самооценка и удовлетворенность жизни у женщин. Целью исследования было изучение возрастных особенностей самоотношения, самооценки и удовлетворенности жизнью у женщин. Методы исследования: методика «Индекс жизненной удовлетворённости» Н.В.Паниной; методика «Личностный дифференциал» (в адаптации сотрудников психоневрологического института им. В.М.Бехтерева), методика исследования самоотношения (МИС) (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Статистические методы: статистический пакет SPSS Statistics 10.0: одно-факторный дисперсионный анализ. В исследовании приняли участие 60 человек, из них: 1-ая группа составила: 20 женщин в возрасте 25-33 года; 2-ая группа 20 женщин в возрасте 39-45 лет; 3-я группа составила женщин в возрасте 46-54 года. Средний возраст в первой группе женщин составил 30 лет, во второй 41 год, в третьей 52 года. Все женщины имеют высшее образование, работают, состоят в браке и имеют детей (не больше двух).
На первом этапе исследования мы проследили изменение степени удовлетворенности жизнью в зависимости от возраста у женщин ( см.рис.1).
30
a x
X 29
S
a
£ 28
2 x
£ 27 «
35
s
u 26
a
«
s
<u 25 2 X s
£ 24 X a S
О 23
удовлетворенность жизнью
молодые периода периода взрослости зрелости
Рис. 1. Влияние возраста женщин на удовлетворенность жизнью (средние значения.)
Нами было выявлено, что в целом, возраст незначительно оказывает влияние на удовлетворенность жизнью (р=0,08~). Возраст оказывает влияние на удовлетворенность жизнью больше у молодых и зрелых женщин по сравнению с женщинами периода взрослости и зрелости. Таким образом, можно сделать вывод, что в различные возрастные периоды уровень жизненной удовлетворенности у женщин незначительно изменяется, к периоду зрелости он имеет тенденцию снижаться. Полученные результаты позволяют утверждать, что чувство удовлетворенности жизнью в большой степени обусловливает доминирующее настроение и психическое состояние в целом.
Мы изучили образ Я у женщин и по данным исследования представим результаты в таблице 2.
Таблица 2.
Сравнительный анализ самооценок женщин в зависимости от возраста (в баллах).
Факторы Показатели среднего значения p ( уровень значимости различий)
молодые периода периода 1-2 2-3 1-3
женщины взрослости зрелости
Оценка 40,85 34,55 37,35 p<0,001**
Сила 39,25 34,95 36,75 p=0,044*
Активность 40,20 34,55 38,50 p<0,002**
Различия (по Однофакторному дисперсионному анализу) между группой молодых женщин и периода взрослости являются статистически значимыми (см. рисунок 2).
молодые периода периода зрелости
взрослости
Рис. 2. Влияние возраста женщин на оценку (в баллах).
Возраст является наиболее благоприятным фактором в самооценке женщин ф<0,001**). В целом, оценка наиболее выше проявляется у молодых женщин, чем у женщин периода взрослости, что свидетельствует о наиболее высокой самооценке, самоуважения и уверенности в себе женщин молодого возраста. Женщины периода взрослости и зрелости по значениям оценки статистически значимо не различаются. Различия (по Однофакторному дисперсионному анализу) между группой молодых женщин и периода взрослости являются статистически значимыми и по фактору силы (см.рисунок 3).
молодые периода периода зрелости
взрослости
Рис.3. Влияние возраста женщин на силу (в баллах).
Сила имеет зависимость от возраста женщин, статистически достоверные различия ф=0,044*). Молодой возраст является наиболее благоприятным по фактору силы, чем период взрослости. Наряду с этим женщины периода взрослости и зрелости по значениям силы статистически значимо не различаются.
Различия между группой молодых женщин и периода взрослости являются статистически значимыми и по фактору активность (см.рисунок 4).
Рис.4. Влияние возраста женщин на активность (в баллах.)
Из рисунка 4 видно, что активность наиболее зависит от возраста женщин ^<0,002**). Женщины молодого возраста гораздо активнее женщин периода взрослости. В целом, возраст оказывает приблизительно равное влияние на активность молодых и зрелых женщин. Женщины периода зрелости оценивают себя как наиболее активных по сравнению с женщинами в период взрослости. Это можно объяснить возрастающей ролью самосознания в жизни женщины.
В исследовании мы изучили особенности самоотношения женщин в зависимости от возраста.
Результаты исследования особенностей самоотношения у женщин в зависимости от возраста представлены в таблице 3.(см.таблица 3).
В любом возрастном периоде жизни женщины отчётливо переживают собственное «Я» как внутренний стержень, чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей считают, что они вызывают со стороны окружающих одобрение, понимание и уважение.
В большинстве своем все испытуемые демонстрируют свою самоценность и самопринятие, то есть способны отражать эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Все женщины живут в согласии с самими собой, одобряют свои планы и желания и принимают себя такими, какие есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Значительных различий по самоотношению жен-
№ 10. - 2016
щин разных возрастных групп нет. Показатели всех шкал говорят о гармоничном развитии реального и идеального Я-образа.
Таблица 3.
Сравнительный анализ самоотношения у женщин в зависимости от возраста __(средние значения)._
Шкалы Показатели среднего зна чения
молодые женщины периода взрослости периода зрелости
1 .открытость 7,35 6,90 7,25
2.самоуверенность 6,25 6,05 6,25
З.саморуководство 7,50 7,40 7,55
4.зеркальное Я 6,25 5,90 6,30
5.самоценность 6,35 6,10 6,10
б.самопринятие 7,15 7,05 6,80
7.самопривязанность 6,30 6,20 6,60
8.конфликтность 5,30 5,25 5,75
9.самообвинение 5,00 4,55 4,95
Выводы:
1 С возрастом происходит снижение удовлетворенности жизнью у женщин. Так, по сравнению с молодым возрастом, в период взрослости удовлетворенность жизнью снижается незначительно, но между молодым возрастом и периодом зрелости есть статистически значимые различия в удовлетворенности жизнью у женщин.
2 Но возрастные изменения не сказываются на самоотношении как представлении личности о смысле собственного «Я». В любом возрастном периоде жизни женщины отчётливо переживают собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считают, что их судьба находится в собственных руках, чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей считают, что они вызывают со стороны окружающих одобрение, понимание и уважение.
Женщины периода взрослости отличаются более низкими показателями по сравнению с молодыми женщинами в самооценке своей активности. Но женщины периода зрелости оценивают себя как более активных по сравнению с женщинами в период взрослости. Это можно объяснить возрастающей ролью самосознания в жизни женщины, которое говорит о необходимости проявлять активность, чтобы сохранить здоровье и оказать максимально возможную помощь близким людям.
Литература:
1. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: МГУ, 1983. 286 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии:В 2 томах.-Т.2.-М.:Педагогика,1989. 328с.-(http//www.krotov.info/lib_sec/shso/77_rub6.html).
3. Сапожникова Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук.- Новосибирск, 1998. 256с.
4. Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания]: автореф. дисс. ... докт. психол. наук.- М., 1999. 251с.
5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. - 2005. - URL: http//www. pedlib. ru/Books/2/0102/2_0102-68.shtml
References:
1. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti.- M.: MGU, 1983. 286 s.
2. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii:V 2 tomah.-T.2.-M.:Pedagogika,1989. 328s.-(http//www.krotov.info/lib_sec/shso/77_rub6.html).
3. Sapozhnikova R.B. Psihologicheskie faktory formirovanija samootnoshenija lichnosti: avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk.- Novosibirsk, 1998. 256s.
4. Mironova T.L. Struktura i razvitie professional'nogo samosoznanija]: avtoref. diss. ... dokt. psihol. nauk.- M., 1999. 251s.
5. Malkina-Pyh I.G. Vozrastnye krizisy vzroslosti. - 2005. - URL: http//www. pedlib.ru/Books/2/0102/2_0102-68.shtm l
— • —
Сведения об авторах
Мария Николаевна Лысенко, студентка направления подготовки «Психология», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).
Татьяна Вильевна Пфау, кандидат психологических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).