№ 10. - 2016
Психологические науки
УДК 159.9
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД
ЗРЕЛОСТИ
О.С. Кабанкова, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(Абакан, Россия)
Т.В. Пфау, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия), e-mail: [email protected]
Аннотация. Представлены результаты сравнительного исследования гендерных особенностей самосознания личности в период зрелости. Выявлены особенности самооценки, самоотношения, поведенческий компонент самосознания представлен исследованием смысложиз-ненных ориентаций и изучением влияния социальной среды и семейной ситуации на самосознание личности.
Ключевые слова: самосознание личности, период зрелости, самоотношение, самооценка, смысложизненные ориентации, влияние социальной среды и семейной ситуации на самосознание личности.
GENDER CHARACTERISTICS OF INDIVIDUAL SELF-CONSCIOUSNESS IN
ADULTHOOD
Abstract. The results of a comparative study of gender characteristics of individual self-consciousness in adulthood aer presented. The features of self-esteem, self-attitude are revealed, the behavioral component of the self-consciousness is presented by the investigations of life orientations and study of the influence of the social environment and family situation on the consciousness of the individual.
Keywords: self-consiousness, period of maturity, self-attitude, self-esteem, meaning of life orientation, influence of social environment and family situation on the consciousness of the individual.
Зрелый возраст - период стабилизации личности, период, когда уже накоплен значительный жизненный опыт и вместе с тем сохраняется достаточно далекая жизненная перспектива. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований. Таких как активность человека, способность к анализу достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни, в частности, вследствие интеграции пройденных им этапов жизненного пути. В период зрелого возраста происходит переоценка своего опыта, когда многие из возможностей, о которых индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком.
Проблема самосознания привлекает внимание исследователей и находит отражение в ряде работ таких ученых как И.С. Кон, А.А. Налчаджян, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, Л.С. Выготский. Но, несмотря на это, проблему самосознания необходимо изучать. Во-первых,
потому что в психологических исследованиях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению Я-образа (И. С. Кон, Е. Т. Соколова, А. А. Налчаджян, В. Н. Козиев, А. А. Бодалев и др.), другие исследователи останавливаются на изучении проблемы самоотношения и его строения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе). Во-вторых, данную проблему необходимо изучать в связи с тем, что измененное самосознание личности может привести к ряду негативных последствий (искаженное получение информации о себе, нарушение саморегуляции поведения) [1; 2; 3; 4]. И самое главное, гендерные особенности самосознания в период зрелости изучены недостаточно, а в период зрелого возраста имеет выраженные гендерные различия в самосознании, затрагивающие процесс переоценки ценностей, восприятие времени, отношение к возрастным изменениям духовной, физической стороны личности зрелого человека и сложившейся ситуации в целом.
Цель исследования: выявить и изучить гендерные особенности самосознания личности в период зрелости. Методы исследования: методика «Личностный семантический дифференциал», адаптированная сотрудниками Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 1992, методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева, методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, М.О. Калашникова и О.Э. Калашниковой, Биографический опросник (BIV) Бётшера, Янгера, Лишера. Метод математической обработки данных: пакет программ SPSS 10.0 для WINDOWS: U - критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В исследовании приняли участие 80 человек, 40 из которых мужчины, 40 человек - женщины. Возраст испытуемых от 40 до 55 лет, средний возраст обследуемых мужчин - 49 лет, женщин - 46 лет. Большая часть испытуемых с высшим образованием (60 %), имеет семью (90 %), постоянную работу (92,5 %). Выборку исследования составили люди, работающие в таких сферах, как: образование, Министерство Чрезвычайных Ситуаций, Российские Железные Дороги.
Анализ результатов исследования влияния социальной среды и семейной ситуации на самосознание личности в зрелом возрасте показал, что большинство зрелых людей имели в детстве и юности удовлетворительные взаимоотношения с родителями, благоприятное, способствующее дальнейшему развитию воспитательное поведение родителей, выраженную силу «Я», самоуверенность. Но в тоже время около половины испытуемых имеют трудности социальной адаптации, низкую способность устанавливать и поддерживать социальные контакты.
Исследование субъективного описания семейной ситуации в детстве и юности, взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим показало, что женщины имеют недостаточную силу «Я», низкую способность добиваться своего, трудности социальной адаптации, сильные эмоциональные реакции (р < 0,01). А также можно сказать, что в детстве и юности было недостаточное влиянии со стороны семьи, негативно воздействующее воспитательное поведении родителей или замещающих их лиц (р < 0,01). В группе мужчин выраженная сила «Я», самоуверенность, способность добиваться своего. Испытуемым свойственны нормальные эмоциональные реакции, эмоциональная уравновешенность. В их семье наблюдаются благоприятное, способствующее дальнейшему развитию поведение родителей, хорошие взаимоотношения между родителями (р < 0,05).
При исследовании смысложизненных ориентаций личности было выявлено, что ни по одной из шкал достоверных различий между обследуемыми группами нет. То есть, мужчи-
№ 10. - 2016
ны и женщины имеют ясные цели и намерения, жизнь им представляется вполне осмысленной, они обычно полны энергии, каждый день им кажется всегда новым и непохожим на другие, их жизнь наполнена интересными делами.
Исследование самооценки своих личностных характеристик, людьми зрелого возраста показало, что женщины принимают себя как личность, у них адекватная самооценка, в определенном смысле удовлетворены собой, испытуемые оценили себя обаятельными, добросовестными, отзывчивыми. Мужчины тоже принимают себя как личность, склонны осознавать себя как носителя позитивных, социально-желательных характеристик, но оценивают себя несколько ниже, чем женщины (р < 0,01). Мужчины отличаются от женщин и по уровню экстравертированности личности. У женщин наблюдается достаточно высокая активность, общительность, импульсивность. Мужчинам свойственны спокойные эмоциональные реакции, невозмутимость, расслабленность (р < 0,01). Таким образом, можно сказать, что обследуемые обеих групп принимают себя как личность, склонны осознавать себя как носителя позитивных, социально-желательных характеристик, но мужчины оценивают себя несколько ниже, чем женщины. А также женщинам свойственны высокая активность и импульсивность, а мужчинам - спокойные эмоциональные реакции, расслабленность.
Особенности самоотношения личности можно представить в таблице (см. таблицу 1):
Таблица
Особенности отношения личности к собственному «Я» (средние значения в баллах, _п=40)_
\ Шкала Группы \ испытуемых Открытость Самоуверенность Саморуководство Отраженное самоотношение Самоценность Самопринятие Самопривязанность Внутренняя конфликтность Самообвинение
Мужчины 6,7 6,7 7 6,6 6,3 6,3 6,4 4 4,3
Женщины 6,2 6,3 5,8 6,4 6,7 6,8 6,2 4,8 4,3
Значимость 682 721,5 529** 747,5 752,5 682,5 788 616,5 774,5
различий ме- *
жду группами
р < 0,01**, р < 0,05* (см. прилож.4).
Мужчины отличаются от женщин тем, что мужчины переживают собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий их личность, деятельность и общение. Считают, что судьба находится в их собственных руках, испытывают чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Кроме того, обследуемые мужчины считают, что они эффективно управляют и справляются с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. У женщин наблюдается отсутствие тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом, плохая саморегуляция, размытость локуса «Я» (р < 0,01). При исследовании внутренней конфликтности были получены следующие результаты: для мужчин свойственно отсутствие внутренних конфликтов, сомнений, нет тенденции к чрезмерно-
му самокопанию. У женщин баллы по данному фактору выше, что может свидетельствовать о наличии внутренних конфликтов, тенденции к чрезмерной рефлексии, протекающей на общем негативном эмоциональном фоне. Внутренняя конфликтность обследуемых женщин и сопровождающие ее негативные эмоции, обусловлены не приписыванием себе вины за неудачи, а, наоборот, связаны с трудностями локализации их истинного источника (р < 0,05).
По результатам исследования самоотношения можно сказать, что и для мужчин, и для женщин свойственны внутренняя честность и открытость, отношение к себе как уверенному, волевому и надежному человеку. Испытуемые уверены, что их личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение. Обследуемые имеют положительную эмоциональную оценку себя, своего «Я», богатство внутреннего мира. Мужчины и женщины положительно относятся к себе, не испытывают желания меняться, принимают себя таким, какой есть. Но у женщин наблюдается плохая саморегуляция, размытость локуса «Я», отсутствие тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом (р < 0,01). Мужчины же эффективно управляют и справляются с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. Для мужчин свойственно отсутствие внутренних конфликтов, сомнений (р < 0,05). У женщин наблюдаются тенденции к чрезмерной рефлексии, протекающей на общем негативном эмоциональном фоне, наличие внутренних конфликтов.
Корреляционный анализ результатов исследования доказал наличие следующий взаимосвязей. Самоуверенность, выраженная сила «Я» у мужчин взаимосвязаны с их положительной оценкой прожитого отрезка жизни, с осознанием того, что они осуществили многое из того, что было запланировано (г=0,325; р<0,05). Благоприятное, способствующее дальнейшему развитию воспитательное поведение родителей, взаимосвязано с тем, что мужчины имеют в жизни определенные цели, их жизненные взгляды вполне определились, и жизнь им представляется вполне осмысленной и определенной (г=0,368; р<0,05), они положительно оценивают прожитый отрезок жизни (г=0,384; р<0,05). Социальная активность, общительность, импульсивность взаимосвязаны с положительной оценкой своей жизни (г=0,431; р<0,01), мужчины уверены, что их личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание (г=0,373; р<0,05), убеждены в том, что человеку надо контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (г=0,414; р<0,01). Также было выявлено, что положительная оценка прожитого отрезка жизни (г=0,351; р<0,05), убеждение в том, что человеку надо контролировать свою жизнь (г=0,418; р<0,01) влияют на положительную оценку своей личности. Мужчинам, ведущим активный образ жизни (г=0,364; р<0,05), склонным рассчитывать на собственные силы (г=0,313; р<0,05) свойственно отсутствие внутренних конфликтов, сомнений.
Корреляционный анализ доказал, что для женщин с низко уверенностью в себе свойственны наличие внутренних конфликтов, тенденция к чрезмерной рефлексии (г=0,382; р<0,05). Эмоциональная лабильность, сильные эмоциональные реакции, общая психическая неустойчивость вызывают у женщин внутреннюю конфликтность, тенденции к чрезмерной рефлексии, протекающей на общем негативном эмоциональном фоне (г=0,387; р<0,05). Было выявлено, что женщины имеющие в жизни определенные цели, жизненные взгляды которых вполне определились имеют открытое отношение к себе, критичность, глубокое осознание себя, внутреннюю честность и открытость (г=0,357; р<0,05), уве-
рены, что их личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание (r=0,361; p<0,05).
Выводы:
1. Люди зрелого возраста принимают себя как личность, склонны осознавать себя как носителя позитивных, социально-желательных характеристик, но мужчины оценивают себя несколько ниже, чем женщины.
2. И мужчины, и женщины имеют в жизни определенные цели, их жизненные взгляды вполне определились, и жизнь им представляется вполне осмысленной и определенной.
3. Мужчины зрелого возраста отличаются большей способностью добиваться своей цели, большей самоуверенностью и силой «Я». Они более эффективно справляются с эмоциями и внутренними конфликтами. Воспитательное воздействие своих родителей они оценивают как благоприятное для развития их личности в детстве и юности.
4. Женщины в период зрелости чаще, чем мужчины, испытывают напряжение в личных и социальных ситуациях, у них возникают трудности социальной адаптации, они более эмоциональны и импульсивны. Они отмечают негативное воздействующее воспитательное поведение своих родителей и не склонны искать причины поступков, их результатов в себе самой. У женщин наблюдаются тенденции к чрезмерной рефлексии, протекающей на общем негативном эмоциональном фоне, наличие внутренних конфликтов.
Литература:
1. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М, 1984.
2. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.
3. Столин В.В. Самосознание личности. М, 1983.
4. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М, 1977.
5. Киммел М. Гендерное общество. М. Киммел, 2006.
References:
1. Kon I.S. V poiskah sebja: Lichnost' i ee samosoznanie. M, 1984.
2. Nalchadzhjan A.A. Social'no-psihologicheskaja adaptacija lichnosti. Erevan, 1988.
3. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. M, 1983.
4. Chesnokova I.I. Problema samosoznanija v psihologii. M, 1977.
5. Kimmel M. Gendernoe obshhestvo. M. Kimmel, 2006.
— • —
Сведения об авторах
Олеся Сергеевна Кабанкова, студентка 4 курса направления подготовки «Психология», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).
Татьяна Вильевна Пфау, кандидат психологических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).