Научная статья на тему 'Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания'

Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8810
984
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PRESCHOOL CHILDREN / PRECISE PERIODS / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Кравчук Анатолий Иосифович

Представлены результаты исследования формирования моторного потенциала дошкольников в условиях реализации в практике работы дошкольных образовательных учреждений направленного физического воспитания. Определены сенситивные периоды развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Кравчук Анатолий Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the research of formation of motor potential of preschool children in the conditions of practical realisation of preschool educational institutions tasks on directional physical training are presented. The precise periods of development of the basic movements, physical qualities and functional-motor abilities of preschool children are defined.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания»

М.П. Мухина, А.И. Кравчук

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ, ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ НАПРАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Представлены результаты исследования формирования моторного потенциала дошкольников в условиях реализации в практике работы дошкольных образовательных учреждений направленного физического воспитания. Определены сенситивные периоды развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольников. Ключевые слова: дошкольники; сенситивные периоды; физическое воспитание.

Развитие организма носит адаптивный характер к различным внешним воздействиям, в связи с чем прогрессивное развитие возможно при условии целенаправленного воздействия на функции, имеющие высокую подверженность влияниям факторов среды в определенные периоды жизни. Следовательно, эффективное управление учебным процессом возможно в условиях выявления и учета сенситивных периодов развития двигательных навыков,

физических качеств и функционально-двигательных способностей детей.

Сенситивные периоды развития физических качеств и функционально-двигательных способностей детей 16 лет были рассмотрены А.И. Кравчуком [1]. Благоприятным периодом развития физических качеств дошкольников являются 5-6-й годы жизни ребенка, функционально-двигательных способностей - 5-й год жизни (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Интенсивность годовых темпов роста физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольников в условиях направленного физического воспитания, у.е. (А.И. Кравчук, 1998)

Потенциал Показатели Возраст детей Сенситивный период, лет

5 6 7

Физический Ловкость 1,4 0,6 - 5

Выносливость 0,7 1,3 - 6

Статическая сила 1,2 0,8 - 5

Быстрота 1,4 0,6 - 5

Скоростная сила 0,8 1,1 - 6

Динамическая сила 1,1 0,9 - 5

Гибкость 0,9 1,1 - 6

Умеренный рост 4 3 - 5-6

Функционально- двигательный Дифференцировка силовых напряжений 1,3 1,4 0,3 5-7

Дифференцировка пространственных параметров 1,2 0,8 1,0 5, 7

Ориентационные способности 1,3 0,7 1,0 5, 7

Координационные способности 1,2 1,0 0,8 5-6

Задержка дыхания на вдохе - - - -

Задержка дыхания на выдохе - - - -

Умеренный рост 4 2 2 5

Примечание. у.е. - условные единицы; интенсивность темпов роста развития: >1,5 - ускоренный рост; >1,0 - умеренный рост; <1,0 - замедленный рост.

На 5-м году жизни умеренно развиваются четыре физических качества (ловкость, статическая и динамическая сила, быстрота) и четыре функциональнодвигательные способности (дифференцировка силовых напряжений и пространственных параметров, ориентационные и координационные способности). Умеренным ростом в развитии трех качеств (выносливость, скоростная сила и гибкость) и двух способностей (дифференцировка пространственных параметров и ориентационные способности) характеризуется 6-й год жизни. На 7-м году жизни отмечается умеренный рост двух способностей (дифференцировка силовых напряжений и координационные способности).

Развитие двигательного потенциала детей дошкольного возраста характеризуется гетерохронностью и синхронностью (табл. 2) [2. С. 23-24]. На 5-м году жизни ускоренно развиваются (более 90% детей осваивают основное движение на уровне 2-3 баллов) три основных движения (движения руками и ногами, ходьба),

умеренно (осваивают 50-90% дошкольников) - четыре движения (бег, равновесие, лазание и метание) и замедленно (осваивают менее 50% детей) - одно движение (прыжки). На 6-м и 7-м годах жизни умеренно развиваются семь основных движений за исключением равновесия.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» [3], Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» [4] образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы и внесении в нее изменений, так и в разработке собственных программ. При этом обязательным условием является обеспечение соответствия реализуемой программы федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленным федеральным органом исполнительной власти.

Двигательный потенциал дошкольников при направленном физическом воспитании, %

Показатели Возраст детей Сенситивный период, год

5 6 7

Движения руками 100 89 89 5-7

Движения ногами 100 81 81 5-7

Ходьба 96 85 85 5-7

Бег 85 89 89 5-7

Равновесие 56 44 44 5

Лазание 85 89 89 5-7

Прыжки 44 70 70 6-7

Метание 67 85 85 5-7

Ускоренный и умеренный рост 7 7 7 5-7

Примечание. Освоение основного движения на уровне 2-3 баллов: более 90% детей - ускоренный рост развития основного движения; 50-90% дошкольников - умеренный рост; менее 50% детей - замедленный рост.

В настоящее время физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях страны реализуется посредством более двадцати образовательных программ, прошедших экспертизу федерального уровня, и множеством авторских программ, разработанных педагогами образовательных учреждений.

С целью уточнения особенностей развития двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в период 2004/2005 и 2007/2008 учебных годов были рассмотрены показатели их развития на базе трех дошкольных образовательных учреждений г. Омска (ДОУ № 7, 214 и 344), реализующих образовательные программы: «Детство» [5], «Физическая культура - дошкольникам» [6], «Программа воспитания и обучения в детском саду» [7] и «Старт» [8]. Задачи физического воспитания решались посредством использования планов физкультурных занятий Л.И. Пензулаевой [9], Л. Д. Глазыриной [6] и В.Г. Фролова [10] и собственных разработок инструкторов физической культуры. В исследовании приняли участие 335 дошкольников среднего и старшего возраста [11]. Оценка моторного потенциала детей проводилась по методике А.И. Кравчука и включала анализ 21 показателя двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности [2. С. 74-82].

Анализ интенсивности темпов роста основных движений, физических качеств и функциональнодвигательных способностей дошкольников показал, что в условиях реализации современных типовых и авторских программ физического воспитания в дошкольных учреждениях сенситивным периодом развития моторного потенциала дошкольников является 5-6-й годы жизни (табл. 3). В развитии двигательного потенциала был отмечен неблагоприятный период на седьмом году жизни за исключением метания.

Согласно полученным данным (2004-2005 гг. и 2007-2008 гг.) на 5-м году жизни у дошкольников ускоренно развиваются два основных движения (равновесие и прыжки); ускоренно и умеренно - два физических качества (быстрота и выносливость); ускоренно -одна функционально-двигательная способность (20042005 гг. - дифференцировка силовых напряжений; 2007-2008 гг. - ориентационные способности).

На 6-м году жизни ускоренно развиваются четыре основных движения (движения руками и ногами, ходь-

ба и метание) и одно физическое качество (статическая сила) (см. табл. 3). На 7-м году жизни ускоренно развиваются одно физическое качество (гибкость) и одна функционально-двигательная способность (задержка дыхания на выдохе). В 2007/2008 учебном году был отмечен ускоренный рост еще одного физического качества (ловкость) и двух способностей (дифференци-ровка силовых напряжений и ориентационные способности).

Несмотря на выявленные сенситивные периоды развития двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей, сравнительный анализ моторного потенциала дошкольников выявил отсутствие на конец учебного года возрастных нормативов развития у преобладающего большинства из них (табл. 4). Низкий исходный уровень развития моторного потенциала отмечался во всех видах подготовленности и 2004 г., и в 2007 г.

С выполнением нормативов справлялось менее 50% детей:

- в средних группах - в семи-восьми движениях (за исключением метания); шести качествах (за исключением ловкости) и пяти функционально-двигательных способностях (за исключением координационной);

- в старших группах - во всех движениях; шестисеми качествах (за исключением выносливости) и пяти способностях (за исключением координационной);

- в подготовительных группах - в четырех-семи движениях (за исключением движений руками, ходьбы, бега и метания); в четырех качествах (за исключением выносливости, скоростной и динамической силы) и пяти способностях (за исключением координационной).

Следует отметить, что по окончании 2007/2008 учебного года у детей 7-го года жизни было выявлено соответствие возрастным нормативам в семи движениях и шести качествах, что связано с использованием на физкультурных занятиях в спортивном зале элементов гимнастики и акробатики из программы «Старт» и проведением одного физкультурного занятия на улице в соответствии с рекомендациями В.Г. Фролова.

Однако в средних и старших группах, несмотря на реализацию вышеуказанных программ, по-прежнему отмечался низкий уровень в двигательной (5-8 движений); физической (3-7 качеств) и функциональнодвигательной подготовленности (5 качеств).

Т а б л и ц а 3

Интенсивность годовых темпов роста физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольников в условиях реализации авторских программ физического воспитания

Потен- циал Показатели 2004-2005 гг., п = 238 2007-2008 гг., п = 97

Возраст детей, лет Сенситивный период, год Возраст детей, лет Сенситивный период, год

5 6 7 5 6 7

Двигательный Движения руками 0,6 1,8 0,6 6 0,2 2,2 0,6 6

Движения ногами 0,8 1,6 0,6 6 0,8 1,6 0,6 6

Ходьба 0,7 2,1 0,2 6 1,1 1,6 0,3 5-6

Бег 1,2 1,1 0,7 5-6 1,4 1,0 0,7 5-6

Равновесие 1,8 0,4 0,8 5 1,8 0,7 0,5 5

Лазание 1,4 1,0 0,5 5-6 1,3 1,3 0,4 5-6

Прыжки 1,8 0,5 0,7 5 1,5 0,8 0,7 5

Метание 0,5 2,1 1,4 6-7 0,3 1,5 1,2 6-7

Ускоренный и умеренный рост 4 6 1 5-6 5 6 1 5-6

Физический Ловкость 1,1 1,6 0,3 5-6 0,9 1,1 1,0 6-7

Выносливость 1,5 1,0 0,5 5-6 1,4 1,2 0,5 5-6

Статическая сила 0,5 2,1 0,4 6 0,4 2,3 0,3 6

Быстрота 1,9 0,9 0,2 5 1,7 0,8 0,5 5

Скоростная сила 1,3 1,1 0,5 5-6 1,4 1,0 0,7 5-6

Динамическая сила 0,9 1,4 0,7 6 1,1 1,2 0,7 5-6

Гибкость 0,7 0,5 1,8 7 0,6 0,6 1,8 6

Ускоренный и умеренный рост 4 5 1 5-6 4 5 2 5-6

Функционально- двигательный Дифференцировка силовых напряжений 1,6 1,0 0,4 5-6 0,2 1,4 1,8 6-7

Дифференцировка пространственных параметров 1,2 0,6 1,1 5, 7 0,9 1,2 0,9 6

Ориентационные способности 1,1 1,1 0,9 5-6 2,5 0,2 0,3 5

Координационные способности 1,2 0,6 1,2 5, 7 0,9 0,5 1,5 7

Задержка дыхания на вдохе 1,4 0,6 1,1 5, 7 1,4 0,7 0,9 5

Задержка дыхания на выдохе 0,5 0,6 1,9 7 0,9 0,7 3,2 7

Ускоренный и умеренный рост 5 2 4 5, 7 2 2 3 7

& « о 3 3 Ускоренный и умеренный рост 13 13 6 5-6 11 13 6 5-6

Примечание. п - количество дошкольников.

Т а б л и ц а 4

Моторный потенциал дошкольников в условиях реализации авторских программ физического воспитания, %

Потенциал Показатели 2004/05 учебный год 2007/08 учебный год

Детская группа

Средняя Старшая Подготови- тельная Средняя Старшая Подготови- тельная

И К И К И К И К И К И К

Двигательный Движения руками 23 32 14 51 47 79 28 41 21 55 51 71

Движения ногами 5 5 0 30 32 82 7 21 9 33 43 77

Ходьба 14 21 16 54 50 62 21 40 12 48 60 77

Бег 9 23 30 59 44 85 14 34 27 55 63 86

Равновесие 36 9 24 35 26 59 38 14 24 33 34 69

Лазание 5 32 0 32 26 56 7 34 6 42 43 63

Прыжки 0 9 0 0 3 21 0 14 0 0 3 26

Метание 50 41 16 57 6 53 45 52 27 64 29 63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размах 0-50 0-41 0-30 0-59 3-50 21-85 0-45 14-52 0-27 0-64 3-63 26-86

Физический Ловкость 73 41 30 38 32 47 69 52 30 58 34 71

Выносливость 5 50 46 49 56 85 10 55 45 58 57 89

Статическая сила 0 14 11 14 9 18 0 21 18 21 26 34

Быстрота 9 14 38 41 41 68 17 28 45 45 49 74

Скоростная сила 45 32 27 51 53 62 41 48 24 55 51 71

Динамическая сила 9 45 49 86 82 100 17 48 45 88 83 100

Гибкость 32 27 38 32 29 41 48 34 42 45 29 51

Размах 0-73 0-50 11-49 14-86 9-82 18-100 0-69 21-55 18-45 21-88 26-83 34-100

Функционально- двигательный Дифференцировка силовых напряжений 0 0 16 43 6 41 0 0 3 42 12 46

Дифференцировка пространственных параметров 0 0 0 14 9 47 0 0 9 18 14 49

Ориентационные способности 9 18 24 31 29 44 14 34 27 36 26 60

Координационные способности 68 91 70 62 71 76 41 90 69 61 66 69

Задержка дыхания на вдохе 0 9 0 5 47 47 0 10 0 42 43 60

Задержка дыхания на выдохе 0 14 32 5 38 41 0 17 21 21 46 57

Размах 0-68 0-91 0-70 5-62 29-71 41-76 0-41 0-90 0-69 18-61 12-66 46-69

Мо- тор- ный Размах 0-73 0-91 0-70 0-86 3-82 18-100 0-69 0-90 0-69 0-88 3-83 26-100

Примечание. И и К - исходные и конечные данные.

Таким образом, реализация в дошкольных образовательных учреждениях широко используемых в практике программ физического воспитания не позволяет детям своевременно (к моменту поступления в школу) формировать моторный потенциал. Скачки роста, имевшие опоздание в проявлении, являются отрицательной тенденцией, так как развитие двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей происходит несвоевременно. Несмотря на наличие реакции детей на средовые воздействия, она носит разовый характер и не реализуется в должной мере в подготовке детей.

Проведенное исследование позволяет предположить, что организация средовых воздействий в процессе физического воспитания дошкольников должна:

- осуществляться накануне сенситивных периодов развития двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей с целью формирования базы для успешного освоения детьми основных движений, своевременного развития физических качеств и функционально-двигательных способностей;

- представлять собой управляемую педагогическую систему, содержащую структурные элементы, характеризующиеся как статичностью (алгоритмом действий), так и вариативностью (на основе учета закономерностей развития и индивидуальных особенностей детей) для достижения главной цели - развития моторного потенциала ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармонично-

го дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. Ч. 1. С. 72-86.

2. Кравчук А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармонично-

го дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. Ч. 2, 3. 238 с.

3. Закон РФ «Об образовании» (от 10.06.1992 г. № 3266-1 с изменениями от 27.12.2009 г. - п. 2 ст. 7 и п. 5 ст. 14).

4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

(от 1.06.1995 г. № 677 с изменениями от 12.09.2008 г. № 666 - п. 21, 22).

5. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Программа развития и воспитания в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой,

З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. 3-е изд., перераб. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 244 с.

6. ГлазыринаЛ.Д. Физическая культура - дошкольникам. Программа и программные требования. М.: ВЛАДОС, 2004. 143 с.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 6-е изд., испр. и доп. М.:

Мозаика-синтез, 2009. 208 с.

8. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Ч. 1: Программа «Старт»: Метод. рекомендации. М.: ВЛАДОС,

2004. 315 с.

9. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. М.: Мозаика-синтез, 2009. 112 с.

10. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986. 157 с.

11. Мухина М.П., Кравчук А.И. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях концентрированного обучения двигательным действиям // Омский научный вестник. 2006. № 5 (39). С. 244-249.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 26 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.