М.П. Мухина, А.И. Кравчук
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ, ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ НАПРАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Представлены результаты исследования формирования моторного потенциала дошкольников в условиях реализации в практике работы дошкольных образовательных учреждений направленного физического воспитания. Определены сенситивные периоды развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольников. Ключевые слова: дошкольники; сенситивные периоды; физическое воспитание.
Развитие организма носит адаптивный характер к различным внешним воздействиям, в связи с чем прогрессивное развитие возможно при условии целенаправленного воздействия на функции, имеющие высокую подверженность влияниям факторов среды в определенные периоды жизни. Следовательно, эффективное управление учебным процессом возможно в условиях выявления и учета сенситивных периодов развития двигательных навыков,
физических качеств и функционально-двигательных способностей детей.
Сенситивные периоды развития физических качеств и функционально-двигательных способностей детей 16 лет были рассмотрены А.И. Кравчуком [1]. Благоприятным периодом развития физических качеств дошкольников являются 5-6-й годы жизни ребенка, функционально-двигательных способностей - 5-й год жизни (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Интенсивность годовых темпов роста физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольников в условиях направленного физического воспитания, у.е. (А.И. Кравчук, 1998)
Потенциал Показатели Возраст детей Сенситивный период, лет
5 6 7
Физический Ловкость 1,4 0,6 - 5
Выносливость 0,7 1,3 - 6
Статическая сила 1,2 0,8 - 5
Быстрота 1,4 0,6 - 5
Скоростная сила 0,8 1,1 - 6
Динамическая сила 1,1 0,9 - 5
Гибкость 0,9 1,1 - 6
Умеренный рост 4 3 - 5-6
Функционально- двигательный Дифференцировка силовых напряжений 1,3 1,4 0,3 5-7
Дифференцировка пространственных параметров 1,2 0,8 1,0 5, 7
Ориентационные способности 1,3 0,7 1,0 5, 7
Координационные способности 1,2 1,0 0,8 5-6
Задержка дыхания на вдохе - - - -
Задержка дыхания на выдохе - - - -
Умеренный рост 4 2 2 5
Примечание. у.е. - условные единицы; интенсивность темпов роста развития: >1,5 - ускоренный рост; >1,0 - умеренный рост; <1,0 - замедленный рост.
На 5-м году жизни умеренно развиваются четыре физических качества (ловкость, статическая и динамическая сила, быстрота) и четыре функциональнодвигательные способности (дифференцировка силовых напряжений и пространственных параметров, ориентационные и координационные способности). Умеренным ростом в развитии трех качеств (выносливость, скоростная сила и гибкость) и двух способностей (дифференцировка пространственных параметров и ориентационные способности) характеризуется 6-й год жизни. На 7-м году жизни отмечается умеренный рост двух способностей (дифференцировка силовых напряжений и координационные способности).
Развитие двигательного потенциала детей дошкольного возраста характеризуется гетерохронностью и синхронностью (табл. 2) [2. С. 23-24]. На 5-м году жизни ускоренно развиваются (более 90% детей осваивают основное движение на уровне 2-3 баллов) три основных движения (движения руками и ногами, ходьба),
умеренно (осваивают 50-90% дошкольников) - четыре движения (бег, равновесие, лазание и метание) и замедленно (осваивают менее 50% детей) - одно движение (прыжки). На 6-м и 7-м годах жизни умеренно развиваются семь основных движений за исключением равновесия.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» [3], Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» [4] образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы и внесении в нее изменений, так и в разработке собственных программ. При этом обязательным условием является обеспечение соответствия реализуемой программы федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленным федеральным органом исполнительной власти.
Двигательный потенциал дошкольников при направленном физическом воспитании, %
Показатели Возраст детей Сенситивный период, год
5 6 7
Движения руками 100 89 89 5-7
Движения ногами 100 81 81 5-7
Ходьба 96 85 85 5-7
Бег 85 89 89 5-7
Равновесие 56 44 44 5
Лазание 85 89 89 5-7
Прыжки 44 70 70 6-7
Метание 67 85 85 5-7
Ускоренный и умеренный рост 7 7 7 5-7
Примечание. Освоение основного движения на уровне 2-3 баллов: более 90% детей - ускоренный рост развития основного движения; 50-90% дошкольников - умеренный рост; менее 50% детей - замедленный рост.
В настоящее время физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях страны реализуется посредством более двадцати образовательных программ, прошедших экспертизу федерального уровня, и множеством авторских программ, разработанных педагогами образовательных учреждений.
С целью уточнения особенностей развития двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в период 2004/2005 и 2007/2008 учебных годов были рассмотрены показатели их развития на базе трех дошкольных образовательных учреждений г. Омска (ДОУ № 7, 214 и 344), реализующих образовательные программы: «Детство» [5], «Физическая культура - дошкольникам» [6], «Программа воспитания и обучения в детском саду» [7] и «Старт» [8]. Задачи физического воспитания решались посредством использования планов физкультурных занятий Л.И. Пензулаевой [9], Л. Д. Глазыриной [6] и В.Г. Фролова [10] и собственных разработок инструкторов физической культуры. В исследовании приняли участие 335 дошкольников среднего и старшего возраста [11]. Оценка моторного потенциала детей проводилась по методике А.И. Кравчука и включала анализ 21 показателя двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности [2. С. 74-82].
Анализ интенсивности темпов роста основных движений, физических качеств и функциональнодвигательных способностей дошкольников показал, что в условиях реализации современных типовых и авторских программ физического воспитания в дошкольных учреждениях сенситивным периодом развития моторного потенциала дошкольников является 5-6-й годы жизни (табл. 3). В развитии двигательного потенциала был отмечен неблагоприятный период на седьмом году жизни за исключением метания.
Согласно полученным данным (2004-2005 гг. и 2007-2008 гг.) на 5-м году жизни у дошкольников ускоренно развиваются два основных движения (равновесие и прыжки); ускоренно и умеренно - два физических качества (быстрота и выносливость); ускоренно -одна функционально-двигательная способность (20042005 гг. - дифференцировка силовых напряжений; 2007-2008 гг. - ориентационные способности).
На 6-м году жизни ускоренно развиваются четыре основных движения (движения руками и ногами, ходь-
ба и метание) и одно физическое качество (статическая сила) (см. табл. 3). На 7-м году жизни ускоренно развиваются одно физическое качество (гибкость) и одна функционально-двигательная способность (задержка дыхания на выдохе). В 2007/2008 учебном году был отмечен ускоренный рост еще одного физического качества (ловкость) и двух способностей (дифференци-ровка силовых напряжений и ориентационные способности).
Несмотря на выявленные сенситивные периоды развития двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей, сравнительный анализ моторного потенциала дошкольников выявил отсутствие на конец учебного года возрастных нормативов развития у преобладающего большинства из них (табл. 4). Низкий исходный уровень развития моторного потенциала отмечался во всех видах подготовленности и 2004 г., и в 2007 г.
С выполнением нормативов справлялось менее 50% детей:
- в средних группах - в семи-восьми движениях (за исключением метания); шести качествах (за исключением ловкости) и пяти функционально-двигательных способностях (за исключением координационной);
- в старших группах - во всех движениях; шестисеми качествах (за исключением выносливости) и пяти способностях (за исключением координационной);
- в подготовительных группах - в четырех-семи движениях (за исключением движений руками, ходьбы, бега и метания); в четырех качествах (за исключением выносливости, скоростной и динамической силы) и пяти способностях (за исключением координационной).
Следует отметить, что по окончании 2007/2008 учебного года у детей 7-го года жизни было выявлено соответствие возрастным нормативам в семи движениях и шести качествах, что связано с использованием на физкультурных занятиях в спортивном зале элементов гимнастики и акробатики из программы «Старт» и проведением одного физкультурного занятия на улице в соответствии с рекомендациями В.Г. Фролова.
Однако в средних и старших группах, несмотря на реализацию вышеуказанных программ, по-прежнему отмечался низкий уровень в двигательной (5-8 движений); физической (3-7 качеств) и функциональнодвигательной подготовленности (5 качеств).
Т а б л и ц а 3
Интенсивность годовых темпов роста физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольников в условиях реализации авторских программ физического воспитания
Потен- циал Показатели 2004-2005 гг., п = 238 2007-2008 гг., п = 97
Возраст детей, лет Сенситивный период, год Возраст детей, лет Сенситивный период, год
5 6 7 5 6 7
Двигательный Движения руками 0,6 1,8 0,6 6 0,2 2,2 0,6 6
Движения ногами 0,8 1,6 0,6 6 0,8 1,6 0,6 6
Ходьба 0,7 2,1 0,2 6 1,1 1,6 0,3 5-6
Бег 1,2 1,1 0,7 5-6 1,4 1,0 0,7 5-6
Равновесие 1,8 0,4 0,8 5 1,8 0,7 0,5 5
Лазание 1,4 1,0 0,5 5-6 1,3 1,3 0,4 5-6
Прыжки 1,8 0,5 0,7 5 1,5 0,8 0,7 5
Метание 0,5 2,1 1,4 6-7 0,3 1,5 1,2 6-7
Ускоренный и умеренный рост 4 6 1 5-6 5 6 1 5-6
Физический Ловкость 1,1 1,6 0,3 5-6 0,9 1,1 1,0 6-7
Выносливость 1,5 1,0 0,5 5-6 1,4 1,2 0,5 5-6
Статическая сила 0,5 2,1 0,4 6 0,4 2,3 0,3 6
Быстрота 1,9 0,9 0,2 5 1,7 0,8 0,5 5
Скоростная сила 1,3 1,1 0,5 5-6 1,4 1,0 0,7 5-6
Динамическая сила 0,9 1,4 0,7 6 1,1 1,2 0,7 5-6
Гибкость 0,7 0,5 1,8 7 0,6 0,6 1,8 6
Ускоренный и умеренный рост 4 5 1 5-6 4 5 2 5-6
Функционально- двигательный Дифференцировка силовых напряжений 1,6 1,0 0,4 5-6 0,2 1,4 1,8 6-7
Дифференцировка пространственных параметров 1,2 0,6 1,1 5, 7 0,9 1,2 0,9 6
Ориентационные способности 1,1 1,1 0,9 5-6 2,5 0,2 0,3 5
Координационные способности 1,2 0,6 1,2 5, 7 0,9 0,5 1,5 7
Задержка дыхания на вдохе 1,4 0,6 1,1 5, 7 1,4 0,7 0,9 5
Задержка дыхания на выдохе 0,5 0,6 1,9 7 0,9 0,7 3,2 7
Ускоренный и умеренный рост 5 2 4 5, 7 2 2 3 7
& « о 3 3 Ускоренный и умеренный рост 13 13 6 5-6 11 13 6 5-6
Примечание. п - количество дошкольников.
Т а б л и ц а 4
Моторный потенциал дошкольников в условиях реализации авторских программ физического воспитания, %
Потенциал Показатели 2004/05 учебный год 2007/08 учебный год
Детская группа
Средняя Старшая Подготови- тельная Средняя Старшая Подготови- тельная
И К И К И К И К И К И К
Двигательный Движения руками 23 32 14 51 47 79 28 41 21 55 51 71
Движения ногами 5 5 0 30 32 82 7 21 9 33 43 77
Ходьба 14 21 16 54 50 62 21 40 12 48 60 77
Бег 9 23 30 59 44 85 14 34 27 55 63 86
Равновесие 36 9 24 35 26 59 38 14 24 33 34 69
Лазание 5 32 0 32 26 56 7 34 6 42 43 63
Прыжки 0 9 0 0 3 21 0 14 0 0 3 26
Метание 50 41 16 57 6 53 45 52 27 64 29 63
Размах 0-50 0-41 0-30 0-59 3-50 21-85 0-45 14-52 0-27 0-64 3-63 26-86
Физический Ловкость 73 41 30 38 32 47 69 52 30 58 34 71
Выносливость 5 50 46 49 56 85 10 55 45 58 57 89
Статическая сила 0 14 11 14 9 18 0 21 18 21 26 34
Быстрота 9 14 38 41 41 68 17 28 45 45 49 74
Скоростная сила 45 32 27 51 53 62 41 48 24 55 51 71
Динамическая сила 9 45 49 86 82 100 17 48 45 88 83 100
Гибкость 32 27 38 32 29 41 48 34 42 45 29 51
Размах 0-73 0-50 11-49 14-86 9-82 18-100 0-69 21-55 18-45 21-88 26-83 34-100
Функционально- двигательный Дифференцировка силовых напряжений 0 0 16 43 6 41 0 0 3 42 12 46
Дифференцировка пространственных параметров 0 0 0 14 9 47 0 0 9 18 14 49
Ориентационные способности 9 18 24 31 29 44 14 34 27 36 26 60
Координационные способности 68 91 70 62 71 76 41 90 69 61 66 69
Задержка дыхания на вдохе 0 9 0 5 47 47 0 10 0 42 43 60
Задержка дыхания на выдохе 0 14 32 5 38 41 0 17 21 21 46 57
Размах 0-68 0-91 0-70 5-62 29-71 41-76 0-41 0-90 0-69 18-61 12-66 46-69
Мо- тор- ный Размах 0-73 0-91 0-70 0-86 3-82 18-100 0-69 0-90 0-69 0-88 3-83 26-100
Примечание. И и К - исходные и конечные данные.
Таким образом, реализация в дошкольных образовательных учреждениях широко используемых в практике программ физического воспитания не позволяет детям своевременно (к моменту поступления в школу) формировать моторный потенциал. Скачки роста, имевшие опоздание в проявлении, являются отрицательной тенденцией, так как развитие двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей происходит несвоевременно. Несмотря на наличие реакции детей на средовые воздействия, она носит разовый характер и не реализуется в должной мере в подготовке детей.
Проведенное исследование позволяет предположить, что организация средовых воздействий в процессе физического воспитания дошкольников должна:
- осуществляться накануне сенситивных периодов развития двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей с целью формирования базы для успешного освоения детьми основных движений, своевременного развития физических качеств и функционально-двигательных способностей;
- представлять собой управляемую педагогическую систему, содержащую структурные элементы, характеризующиеся как статичностью (алгоритмом действий), так и вариативностью (на основе учета закономерностей развития и индивидуальных особенностей детей) для достижения главной цели - развития моторного потенциала ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармонично-
го дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. Ч. 1. С. 72-86.
2. Кравчук А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармонично-
го дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. Ч. 2, 3. 238 с.
3. Закон РФ «Об образовании» (от 10.06.1992 г. № 3266-1 с изменениями от 27.12.2009 г. - п. 2 ст. 7 и п. 5 ст. 14).
4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
(от 1.06.1995 г. № 677 с изменениями от 12.09.2008 г. № 666 - п. 21, 22).
5. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Программа развития и воспитания в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой,
З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. 3-е изд., перераб. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 244 с.
6. ГлазыринаЛ.Д. Физическая культура - дошкольникам. Программа и программные требования. М.: ВЛАДОС, 2004. 143 с.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 6-е изд., испр. и доп. М.:
Мозаика-синтез, 2009. 208 с.
8. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Ч. 1: Программа «Старт»: Метод. рекомендации. М.: ВЛАДОС,
2004. 315 с.
9. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. М.: Мозаика-синтез, 2009. 112 с.
10. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986. 157 с.
11. Мухина М.П., Кравчук А.И. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях концентрированного обучения двигательным действиям // Омский научный вестник. 2006. № 5 (39). С. 244-249.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 26 декабря 2010 г.