УДК 373.203.71
становление моторного потенциала дошкольников в условиях реализации педагогической системы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Кандидат педагогических наук, доцент М. П. Мухина,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск. Контактная информация для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Представлены результаты исследования формирования моторного потенциала дошкольников в условиях реализации в практике работы дошкольных образовательных учреждений педагогической технологии физического воспитания. Определены сенситивные периоды развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольников.
Ключевые слова: сенситивный период, основные движения, физические качества, функционально-двигательные способности,
моторный потенциал, концентрированное обучение, педагогическая технология, педагогическая система физического воспитания.
Актуальность. Эффективное управление процессом физического воспитания дошкольников возможно при условии выявления и учета благоприятных периодов развития жизненно важных двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей, поскольку своевременное развитие моторного потенциала обеспечивает гармоничное физическое состояние ребенка.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» [1] образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы и внесении в нее изменений, так и в разработке собственных программ. В связи с чем физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) реализуется посредством более двадцати программ, прошедших экспертизу федерального уровня, а также множеством авторских программ,
разработанных педагогами образовательных учреждений.
Анализ программ физического воспитания для дошкольников выявил, что их методическое обеспечение реализуется посредством направленных методик.
1. Обучение двигательным действиям [2, 3, 4, 5, 6]. Существенным недостатком направленных методик является наличие затруднений в запоминании и воспроизведении детьми изучаемых основных движений вследствие:
- ограниченной дозировки выполнения движений на одном занятии;
- отсутствия учета сходства и различий технической основы движений при определении очередности видов основных движений в основной части занятия;
- возможности отрицательного переноса качества выполнения одних движений на другие.
2. Развитие физических качеств [7, 8, 9, 10, 11]. Однако акцентированное развитие физических качеств без учета благоприятных периодов развития жизненно важных двигательных навыков затрудняет процесс качественного освоения детьми основных движений.
3. Развитие специально-двигательных (координационных) способностей [12]. Несмотря на то что качество движений ребенка, способность управлять своими движениями определяется уровнем развития координационных способностей, процесс физического воспитания должен носить комплексный характер, т. е. представлять собой совокупность трех видов подготовки: двигательной, физической и специально-двигательной.
4. Обучение элементам базовых видов спорта. В частности, Е. А. Пимонова [13] рекомендует осваивать беговые и прыжковые упражнения без акцента на качество их выполнения, уделяя внимание лишь трудно-
доступным двигательным действиям, в которых наблюдается наибольшее количество ошибок. По мнению В. В. Кантана [14] обучение игре в баскетбол следует начинать с раннего детства.
Проблемную ситуацию, сложившуюся на современном этапе в дошкольном физическом воспитании, можно представить в виде гомеостатической схемы, где основными противоречиями выступают (рис. 1):
- цель и средства физического воспитания, поскольку распределение учебного материала не отвечает моментам гетерохронности и синхронности развития двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей, а также отсутствует текущая, не информативная итоговая коррекция моторного потенциала детей;
- содержание и форма физического воспитания, что обусловлено недостаточным учетом в современных программах сопряженности развития двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей, что, следовательно, не позволяет в полной мере реализовывать дифференцированный подход в организации процесса физического воспитания.
На основе учета указанных выше недостатков нами была разработана педагогическая система физического воспитания в ДОУ (рис. 2). Для данной системы, как и для всех педагогических систем, характерно наличие: цели обучения (гармонизация моторного потенциала ребенка); обучаемых (дошкольники); обучающих (педагоги); содержания; методов; средств и форм обучения
(реализуются через педагогическую технологию физического воспитания). В основе педагогической системы физического воспитания дошкольников лежат три модуля: методологический, организационный и технологический.
Методологический модуль составляют современные концепции теории и методики физической культуры и спорта. В качестве результата реализации педагогической системы выступают две цели: гармонизация моторного потенциала ребенка и повышение профессионального мастерства педагога.
Технологический модуль составляют два блока:
- блок управления видами подготовки (двигательная, физическая, функционально-двигательная, психологическая, исследовательская);
- блок контроля (включает оперативный, промежуточный и итоговый контроль за состоянием здоровья, физическим развитием детей; уровнем развития моторного потенциала; тревожностью и готовностью детей к школе) (рис. 2).
Исследовательская подготовка направлена на формирование исследовательского поведения в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (по А. И. Савенкову), где главным двигателем являлась поисковая активность, а основными функциями - развитие и саморазвитие личности [15, 16].
Психологическая подготовка осуществляется педагогами-психологами образовательных учреждений в соответствии с Программой обучения и воспита-
Рис. 1. Гомеостатическая схема противоречийсовременной си стемыфизического воспитания в ДОУ
гармонизация моторного потенциала ребенка
* СВОЕВРЕМЕННОЕ: ■
• ФОРМИРОВАНИЕ жИЗНЕННО ВАЖНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ;
• РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСА ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ;
• ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
* АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
* СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ.
* УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.
повышение профессионального мастерства педагога
* ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
* НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
* САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.
г:
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ -
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ^ ПОДГОТОВКА
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Функционально-двигательная подготовка
Исследовательская подготовка
-Ч77
Блок управления видами подготовки
Психологическая подготовка
Ф-
<
Состояние здоровья, физическо е развитие / ч
Моторный потенциал
>
Тревожность, готовност ь к школе
Блок контроля
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ МОДУЛЬ
* СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.
* ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ.
*РАЗНОСТОРОННОСТЬ И КОМПЛЕКСНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ.
* ПОЛОЖЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ; ФИЗИОЛОГИИ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; БЕЗУСЛОВНОСТИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
* ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЭТАПНОГО УСВОЕНИЯ УМСТВЕННЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ
ДЕЙСТВИЙ.
* ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ.
* ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ С УЧЕТОМ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА, ПОЛА, ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С КРИТИЧЕСКИМИ И СЕНСИТИВНЫМИ ПЕРИОДАМИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, РАЗРАБОТАННЫХ В ДИДАКТИКЕ, СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ.
*КОНЦЕПЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
* СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ:
• КОМПЛЕКСНОГО КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ;
• ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ И СОТРУДНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
* ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
* ТРАНСЛЯЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ОПЫТА РАБОТЫ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
* СОДЕЙСТВИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ.
**
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ МОДУЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ модуль
1^1 1^1
педагогическая система физического воспитания дошкольников
Рис. 2. Содержание педагогической системы физического воспитания детей дошкольного образовательного учреждения
ния, с акцентом на снижение тревожности средствами физической культуры по методике О. В. Кисловой [16, 17].
Следует отметить, что в последние годы ведутся активные научные исследования в направлении поиска степени взаимосвязи в развитии физических, психических и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста [17].
Моделирование, планирование, программирование и педагогическое проектирование процессов подготовки и контроля осуществляются от конца (перспективно-прогностической модели) к началу (исходному состоянию ребенка), как принято в целевом комплексном подходе [18].
В качестве основных условий реализации педагогической системы физического воспитания в ДОУ выступают:
- комплексное концентрированное физическое воспитание детей [19];
- творческая активность педагогов и сотрудников ДОУ;
- преемственность дошкольного и начального физического воспитания;
- физкультурно-спортивная ориентация детей.
В основе комплексного концентрированного обучения детей лежит сопряженное развитие физических качеств, функционально-двигательных способностей в условиях концентрированного обучения основным движениям (рис. 3). В первом полугодии учебного
года создаются условия для накопления оптимальной избыточности двигательных действий за счет освоения детьми базовых и профилирующих основных движений, направленного развития физических качеств и стимулирования функционально-двигательных способностей. Во втором полугодии создаются условия для освоения детьми объемных движений учебного материала, опережающего развития физических качеств и совершенствования функционально-двигательных способностей с точки зрения будущего освоения детьми основных движений в следующем возрасте.
Несмотря на выраженную направленность каждого полугодия, развитие остальных физических качеств и функционально-двигательных способностей происходит по мере необходимости.
Особенностью физической подготовки детей в первом полугодии является создание условий для направленного развития в течение двух месяцев (октябрь -ноябрь) физических качеств, находящихся на низком уровне по отношению к возрастным нормативам. В качестве средств физического воспитания выступают специальные, имитационные и игровые упражнения. Во втором полугодии физическая подготовка детей включает два этапа: направленное стимулирование развития физических качеств, находящихся на начало учебного года на среднем и высоком уровне развития (февраль - март) и комплексное развитие физических качеств (апрель - май).
I полугодие
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Базовые и профилирующие основные движения
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 5-й I. ж. ребенка относительно отстающие физические качества
6-7-и I. ж комплекс основных физических качеств
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 6-7-и I. ж. - у с т о и ч и в ы е фу н к и и о нал ь но -. I в ига тел ь н ы е
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
II полугодие
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Объемные основные движения
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 5-7-й г. ж. — комплекс • 5-й г. ж. ребенка — относительно ведущие физические основных физических : качества
качеств_: 6-7-й г. ж. - комплекс основных физических качеств
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Функционально - двигательные способности устойчивые и неустойчивые | неустойчивые
1
г
Май
Апрель
Март
Февраль
Январь
Рис. 3. Технологическая цепочка управления учебно-воспитательны>1м процессом: СЗ - состояние здоровья; ФР - физическое развитие; МП - моторныш потенциал; Т, ИП - тревожность, исследовательские способности.
Функционально-двигательная подготовка реализуется с 5-го года жизни ребенка и включает три этапа: в первом полугодии стимулируются устойчивые функционально-двигательные способности (ноябрь -декабрь), во втором полугодии вначале создаются условия для развития неустойчивых способностей (январь -март), затем для формирования всех способностей (апрель - май). Как и в физической подготовке, выраженная направленность каждого этапа предполагает формирование остальных функционально-двигательных способностей по мере необходимости.
Критериями эффективности реализации технологического подхода в организации физического воспитания в ДОУ выступают:
- своевременное формирование у дошкольников жизненно важных двигательных навыков, развитие физических качеств и функционально-двигательных способностей;
- снижение тревожности у ребенка;
- активизация познавательной активности ребенка через стимулирование исследовательского поведения;
- укрепление здоровья ребенка;
- повышение профессиональной компетенции педагогов;
- непрерывное образование педагога.
Методика и организация исследования. Определение эффективности реализации педагогической системы физического воспитания в ДОУ предусматривало проведение лонгитюдного исследования по изучению особенностей развития жизненно важных двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей (табл. 1, 2). Исследование проводилось в течение четырех лет (2004-2009 г.г.) на базе трех ДОУ г. Омска (МДОУ «Детский сад № 375 комбинированного вида», «Детский сад № 344 комбинированного вида», «Начальная школа - детский сад № 7). В эксперименте приняли участие дети среднего и старшего дошкольного возраста, составившие три экспериментальные группы (2004-2007 г.г. - ЭГ-1, п=31; 2005-2008 г.г. - ЭГ-2, п=31; 2006-2009г.г. ЭГ-3, п=29).
Оценкадвигательной,физическойи функционально-двигательной подготовленности детей проводилась по методике А.И. Кравчука [20] и включала анализ 19 показателей (8 видов основных движений; 7 физических качеств; 4 функционально-двигательные способности) [20].
Результаты исследования. По данным Кравчука А. И. [20], благоприятным периодом развития двигательных навыков и физических качеств являются 1-4-й годы жизни детей, функционально-двигательных способностей - 5-й год жизни.
Анализ годовых темпов роста основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей в условиях реализации педагогической системы физического воспитания выявил, что благоприятным периодом в развитии моторного потенциала дошкольников является 5-й год жизни ребенка. При этом во второй выборке детей благоприятный период расширяется и составляет 5-6-й год жизни детей, а в
третьей выборке вновь появляется на 7-м году жизни.
Сравнительный анализ полученных данных с данными А. И. Кравчука показал, что во всех экспериментальных группах наблюдается расширение возрастных границ благоприятного периода развития моторного потенциала:
- в первой выборке на 6-м году жизни в трех показателях (гибкость, дифференцировка пространственных параметров и ориентационная способность);
- во второй выборке: на 6-м году жизни в двух показателях (равновесие и задержка дыхания на вдохе); на 7-м году жизни - в одном (выносливость);
- в третьей выборке у детей 7-го года жизни - в одном показателе (ориентационная способность).
Преодоление периодов замедленного роста в развитии моторного потенциала детей было выявлено (табл. 1) [21]:
- в первой выборке: на 5-м году жизни в семи показателях - одном движении (прыжки) и шести качествах (выносливость, статическая сила и быстрота, динамическая и скоростная сила, гибкость); на 6-м году жизни в четырех показателях - двух качествах (быстрота, гибкость) и двух способностях (дифференцировка пространственных параметров и ориентационная способность); на 7-м году жизни - в одной способности (дифференцировка силовых напряжений);
- во второй выборке: на 5-м году жизни в пяти показателях - одном движении (прыжки), четырех качествах (статическая и скоростная сила, гибкость, быстрота); на 6-м году жизни в пяти показателях - одном движении (равновесие) и четырех качествах (ловкость, выносливость, скоростная и динамическая сила); на 7-м году жизни в пяти показателях - двух движениях (бег, метание), двух качествах (выносливость, динамическая сила) и одной способности (координационная способность);
- в третьей выборке: на 5-м году жизни в семи показателях - одном движении (прыжки), шести качествах (выносливость, статическая сила, быстрота, скоростная и динамическая сила, гибкость); на 6-м году жизни в трех показателях - двух качествах (выносливость и скоростная сила) и одной способности (ориентационная способность); на 7-м году жизни в девяти показателях - пяти движениях (движения руками и ногами, бег, равновесие, метание), двух качествах (ловкость, гибкость) и двух способностях (дифференцировка силовых напряжений, координационная способность).
Анализ двигательной физической и функционально-двигательной подготовленности дошкольников показал, что в условиях реализации системно-технологического подхода к организации процесса физического воспитания в ДОУ более 70% дошкольников по окончании учебного года достигают и превышают возрастные нормативы основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей. При этом к моменту поступления в школу гармонизация моторного потенциала отмечается у более 80% старших дошкольников. Наличие замедленных темпов роста в развитии основных движений, физиче-
Таблица 1
Интенсивность годовых темпов роста основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольников в условиях реализации педагогической
системы физического воспитания, у. е.
Потенциал Показатели / Год жизни 2004-2007, п=31 Сенситивный период, год жизни 2005-2008, п=31 Сенситивный период, год жизни 2006-2009, п=29 Сенситивный период, год жизни
5 6 7 5 6 7 5 6 7
Двигательный Движения руками 2,1 0,5 0,4 5 1,6 0,8 0,7 5 1,4 0,4 1,2 5, 7
Движения ногами 2,5 0,4 0,1 5 2,0 0,8 0,2 5 1,2 0,4 1,4 5, 7
Ходьба 2,2 0,4 0,4 5 1,0 1,7 0,3 5-6 1,1 1,0 0,9 5-6
Бег 2,3 0,2 0,5 5 0,4 1,6 1,0 6-7 0,7 0,9 1,4 7
Равновесие 1,9 0,3 0,8 5 1,3 1,1 0,6 5-6 1,1 0,5 1,4 5, 7
Лазание 2,3 0,1 0,6 5 1,7 0,8 0,5 5 1,6 0,9 0,5 5
Прыжки 2,1 0,6 0,3 5 1,7 0,8 0,5 5 1,6 0,9 0,5 5
Метание 1,8 0,6 0,6 5 1,2 0,6 1,1 5, 7 1,2 0,8 1,1 5, 7
Физический Ловкость 1,4 0,9 0,7 5 1,3 1,3 0,4 5-6 1,1 0,8 1,1 5, 7
Выносливость 1,6 0,7 0,6 5 0,9 1,1 1,0 6-7 1,3 1,0 0,7 5-6
Статическая сила 1,5 0,9 0,5 5 1,5 0,8 0,7 5 1,3 0,8 0,9 5, 7
Быстрота 1,3 1,1 0,6 5-6 1,4 0,9 0,7 5 1,6 0,5 0,9 5
Скоростная сила 1,6 0,8 0,6 5 1,2 1,0 0,8 5-6 1,1 1,0 0,9 5-6
Динамическая сила 1,6 0,7 0,7 5 0,9 1,1 1,0 6-7 1,2 0,9 0,9 5
Гибкость 1,4 1,0 0,6 5-6 1,8 0,7 0,6 5 1,4 0,4 1,2 5, 7
Функционально-двигательный Дифференцировка силовых напряжений - 0,4 1,6 7 - 1,1 0,9 6 - 0,6 1,4 7
Дифференцировка пространственных параметров 1,2 1,3 0,6 5-6 1,0 0,6 1,4 5, 7 0,7 0,7 1,6 7
Ориентационные способности 1,3 1,3 0,4 5-6 1,2 0,6 1,2 5, 7 0,6 1,0 1,4 6-7
Координационные способности 1,7 0,6 0,7 5 1,1 0,8 1,1 5, 7 0,8 0,8 1,4 7
Моторный Ускоренный и умеренный рост 20 5 1 5 17 10 7 5-6 16 5 12 5, 7
Примечание: у. е. - условные единицы; интенсивность темпов роста развития: >1,5 - ускоренный рост; >1,0 - умеренный рост; <1,0 - замедленный рост.
ских качеств и функционально-двигательных обусловлено сохранением на начало учебного года у более половины детей возрастных нормативов.
Заключение.
Таким образом, реализация педагогической системы физического воспитания в ДОУ создает благоприятные средовые условия для опережающего овладения детьми новыми более сложными двигательными действиями на фоне сохранения возрастного уровня развития физических качеств и функционально-двигательных способностей.
В основе реализации системно-технологического подхода в физическом воспитании детей среднего и
старшего дошкольного возраста лежит:
- в первом полугодии: направленное развитие физических качеств, находящихся на низком уровне по отношению к возрастным нормативам (октябрь - ноябрь); стимулирование устойчивых функционально-двигательных способностей (ноябрь - декабрь);
- во втором полугодии: направленное развитие неустойчивых функционально-двигательных способностей (январь - март); стимулирование физических качеств, находящихся на начало учебного года на среднем и высоком уровне развития (февраль - март); комплексное развитие физических качеств и функционально-двигательных способностей (апрель - май).
Таблица 2
Состояние моторного потенциала дошкольников в условиях реализации педагогической системы
физического воспитания, %
Потенциал Экспериментальная группа / Год жизни ребенка / Показатели ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3
5 6 7 5 6 7 5 6 7
Двигательный Движения руками И 42 74 100 61 91 94 72 90 90
К 94 100 100 88 100 100 93 100 100
Движения ногами И 8 71 94 61 79 94 72 90 90
К 94 94 100 91 97 100 90 100 100
Ходьба И 39 87 97 73 79 100 86 100 100
К 100 97 100 100 100 100 100 100 100
Бег И 29 94 90 79 82 100 86 100 100
К 94 97 100 94 100 100 100 100 100
Равновесие И 23 74 87 76 55 85 76 72 86
К 90 87 100 91 97 100 100 100 100
Лазание И 84 77 84 73 82 100 72 100 93
К 97 100 100 97 97 100 97 100 100
Прыжки И 10 6 42 52 12 39 69 48 38
К 87 71 90 91 88 94 90 86 100
Метание И 52 81 94 85 85 100 83 100 100
К 90 100 100 100 91 100 97 100 100
Физический Ловкость И 55 48 94 67 88 88 69 100 72
К 81 77 100 91 91 100 86 100 100
Выносливость И 32 68 84 73 94 85 86 90 93
К 94 81 100 97 100 100 100 100 100
Статическая сила И 0 71 55 9 70 52 14 100 52
К 87 77 81 79 94 91 97 100 97
Быстрота И 29 77 97 61 94 85 41 100 83
К 87 90 100 91 97 100 90 100 100
Скоростная сила И 58 71 71 55 94 88 93 97 83
К 81 87 100 82 97 100 93 100 100
Динамическая сила И 32 100 100 58 100 100 93 100 100
К 90 100 100 88 100 100 97 100 100
Гибкость И 32 45 74 27 88 91 79 97 93
К 87 84 100 91 100 100 100 100 100
Функционально-двигательный Дифференцировка силовых напряжений И - 74 97 - 100 100 - 100 100
К 100 81 97 100 100 100 100 100 100
Дифференцировка пространственных параметров И 26 6 97 42 70 52 62 66 59
К 77 74 97 91 88 94 86 100 100
Ориентационные способности И 10 39 100 18 100 88 83 86 76
К 94 81 100 88 100 100 97 100 100
Координационные способности И 65 100 100 85 97 100 100 100 100
К 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Моторный Размах И 0-87 6-100 42-100 9-85 12-100 39-100 14-100 48-100 38-100
К 77-100 71-100 81-100 70-100 88-100 91-100 86-100 86-100 97-100
Примечание. ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 - экспериментальные группы № 1,2,3; И и К - исходные и конечные данные.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. №1204; в редакции от 18.08.2008 г., от 10.03.2009 г. №216).
2. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет : пособие для воспитателя детского сада / Л. И. Пензулаева. - М. : Просвещение, 1986. - 112 с.
3. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет : пособие для воспитателя детского сада / Л. И. Пензулаева. - М. : Просвещение, 1988. - 143 с.
4. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада / Л. И. Пензулаева. - М : Мозаика-Синтез, 2011. - 112 с.
5. Фролов, В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке : пособие для воспитателя / В. Г. Фролов. - М.: Просвещение, 1986. - 157 с.
6. Глазырина, Л. Д. Физическая культура - дошкольникам : программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. - М.: Гуман. изд. центр «Владос», 1994. - 144 с.
7. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость : пособие для воспитателей детского сада / Е. Н. Вавилова. - М. : Просвещение, 1981. - 96 с.
8. Кравчук, А. И. Методика воспитания основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста : методические рекомендации / А. И. Кравчук, В. А. Гуляйкин. - Омск : Ом. обл. тип., 1986. - 36 с.
9. Мальцева, И. Г. Структура физических нагрузок при воспитании выносливости у детей 6-летнего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Г. Мальцева. - Омск, 1988. - 22 с.
10. Пимонова, Е. А. Использование круговой тренировки в занятиях с детьми дошкольного возраста / Е. А. Пимонова // Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников : Сб. науч. трудов. - М. : Тип. Воен. Красн. ин-та, 1988. - С. 83-90.
11. Мальцева, И. Г. Физическая культура шестилеток: выносливый - значит здоровый : методические рекомендации / И. Г. Мальцева, М. С. Расин. - Омск, 1992. - 23 с.
12. Майорова, Л. Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4-6 лет) :
автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Т. Майорова. - Омск, 1988. - 19 с.
13. Пимонова, Е. А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Пимонова. - М., 1990. - 23 с.
14. Кантан, В. В. Раннее физическое развитие ребенка : метод. рук. для родителей и воспитателей. - СПб. : Корона-принт, 2001. - 270 с.
15. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А. И. Савенков. - СПб. : Питер, 2004. - 272 с.: ил.
16. Мухина, М. П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М. П. Мухина, А. И. Кравчук // Омский научный вестник. - № 5 (39) август, 2006. - С. 244-249.
17. Кислова, О. В. Психологические аспекты комплексного подхода к формированию здоровья дошкольников // Физкультурное образование детей и учащейся молодежи: Международная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (12-14 сентября 2005 г., Щелоково). - Шуя, 2005. - С. 80-83.
18. Трофимова, О. С. Степень взаимосвязи в развитии физических, психических и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста / О. С. Трофимова, Н. И. Дворкина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. -2008. - № 3. - С. 12-15.
19. Аркаев, Л. Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. -№ 11. - 1997. - С. 17-25.
20. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Часть 2, 3 / А. И. Кравчук. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. - 136 с.
21. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). - Часть 1 / А. И. Кравчук. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. - 102 с.
preschool children's motor potential coming into being in the conditions of the realization in the pedagogical system of physical education in preschool educational institutions
M. Mukhina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk.
Contact information for correspondence: 644009, Omsk, Maslennikov Str., 144.
Results of the investigation of the formation of preschool children's motor potential in the conditions of the realization pedagogical technology of physical education in the work practice of preschool educational institutions are presented in the paper. Sensitive periods of the development of basic movements, physical qualities
and functional-motor abilities of preschool children have been defined in the process of investigations
Key words: sensitive period, basic movements, physical qualities, functional-motor abilities, motor potential, concentrated education, pedagogical technology, pedagogical system of physical upbringing.