ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ
Т.М. Параничева1, Е.В. Тюрина, Л.В. Макарова, Г.Н. Лукьянец, Г.Н. Лезжова, К.В. Орлов ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образоввания», Москва
В ходе исследования изучены возрастные и половые особенности психического здоровья детей 12-13 лет, раскрыта специфика проявления тревожности у подростков, а также установлена взаимосвязь с нарушениями нервно -психического здоровья в данный возрастной период. Метод классификационного дерева в виде алгоритма CHAID позволил вычленить группы подростков для подбора типовых/индивидуальных ключей воздействия для профилактики дезадаптации.
Ключевые слова: психическое здоровье школьников, тревожность, школьный возраст
Age and sexual characteristics of mental health in 12-13-year-old teenagers. The
study examined age and sex characteristics of mental health in teenagers aged 12-13 years old. The paper describes the specifics of anxiety in adolescents, and also shows the correlation with impaired psychological health at this age period. The classification tree method in the form of CHAID algorithm allowed us to select a group of teenagers to be influenced by typical/individual methods of maladjustment prevention.
Keywords: schoolchildren mental health, anxiety, school age.
Подростковым принято считать период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и являются опасным звеном. Пубертатный период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех отраслях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости [1; 2; 11; 15].
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Подростковый возраст - это противоречие между стремлением казаться и неумением «быть взрослым». Это противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых. 12-13 летный подросток не удовлетворяется, уже своим участием в определенной совокупности дел, решений; у него раскрывается потребность в общественном признании; происходит освоение не только обязан-
Контакты:1 Параничева Т.М. - E-mail: <tparamcheva@mail.ru>
ностей, но и главное, прав в семье, обществе, формируется стремление к взрослости не на уровне «я хочу», а на уровне «я могу» и «я должен» [14].
Трудности подросткового возраста связаны с повышенной возбудимостью, с ипохондрическими реакциями, с аффективностью, с острой реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим. Если эти особенности не учитывать, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении. И здесь не маловажно отношения между учителями и ребенком и родителями и ребенком. Так как подростковый возраст -это переходный возраст, переходный период от детства к взрослости, возникают многочисленные конфликты, которые отрицательно влияют на формирование эмоциональной и когнитивной сферы.
Новые неблагоприятные влияния и социальные перемены могут все больше повышать вероятность развития расстройств у детей во все более раннем возрасте [17; 19]. За последние десять-пятнадцать лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей всех возрастных групп. Ведущее место в структуре функциональных нарушений и хронической патологии стали занимать психические расстройства и расстройства поведения, нарушения и хронические заболевания нервной системы [3; 8].
Результаты многолетних научных исследований [3; 13; 20] свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост распространённости функциональных нарушений и хронических заболеваний нервной системы и психической сферы происходит в период получения детьми систематического образования - при обучении в учреждениях общего среднего, начального и среднего профессионального образования. Это связано как с возрастающей учебной нагрузкой, так и с тем, что на возрастном отрезке от 3 до 18 лет организм ребёнка интенсивно растёт и развивается и с этим этапом совпадает большинство критических периодов онтогенеза.
В процессе жизнедеятельности они постоянно испытывают психоэмоциональное напряжение при резком сокращении продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, не соответствующем возрастным потребностям. Все это снижает общую резистентность растущего организма, способствует формированию различных функциональных отклонений и их переходу в хронические заболевания, приводит к увеличению распространенности пограничных психических расстройств разной степени выраженности и психосоматических нарушений здоровья [5; 11; 16; 17].
В общей структуре детской инвалидности последствия перинатальных поражений центральной нервной системы составляют 36 %. По данным медицинской статистики и результатам профилактических осмотров нервно-психическими нарушениями страдают более половины учащихся массовых школ, причем по отношению к старшеклассникам и учащимся профессиональных училищ этот показатель значительно выше. Среди учащихся школ нового вида (гимназий, лицеев, частных школ) на 20 % чаще, чем в массовых школах, встречаются пограничные нервно-психические нарушения [1; 8]. В динамике обучения в общеобразовательных учреждениях распространенность нервно-психических расстройств существенно возрастает. По данным научных исследований, если среди младших школьников частота указанных расстройств, включая соматоформную дисфункцию вегетативной нервной системы, составляет 480 %, то среди старшеклассников выше почти вдвое - 875 %.
По данным госстатистики, общая заболеваемость детей (по обращаемости) болезнями нервной системы и психическими расстройствами существенно увеличилась за последние 5 лет, причем обращаемость подростков 15-17 лет по поводу указанных заболеваний и расстройств значительно выше, чем детей в возрасте от 0 до 14 лет включительно. Если в 1999 г. суммарный показатель общей заболеваемости детей в возрасте до 15 лет болезнями нервной системы и психическими расстройствами составлял 99,6 %, то в 2003 г. - 110,6 %. Общая заболеваемость старших подростков нервно-психическими расстройствами и хроническими болезнями в 1999 г. составляла 130,3 %, а в 2003 г.- уже 140,8 %.
Данные научных наблюдений показывают, что рост распространенности нервно-психических нарушений в детских и подростковых популяциях происходит в основном за счет, так называемой, малой психиатрии: пограничных невротических и личностных расстройств [5; 6]. При этом, несмотря на огромную потребность в помощи, обращаемость по поводу этих нарушений нервно -психического здоровья к специалистам (неврологу, психиатру, медицинскому психологу) явно недостаточная. Это свидетельствует об отсутствии должного внимания со стороны родителей к невротическим и психическим расстройствам, возникшим у детей, и большой ответственности за своевременное выявление нарушений здоровья и организацию лечебно-профилактической и коррекционной работы, ложащейся на врачей, осуществляющих медицинское обслуживание детского населения.
Клинические проявления пограничных состояний разнообразны по своему происхождению и выраженности. На начальных этапах развития отклонений они предстают в виде отдельных симптомов и даже микросимптоматики. Относительно некоторых из них часто трудно бывает с определенностью сказать являются ли они патологическими или естественными отклонениями от нормы («абсолютной нормы»). Минимальные нарушения нервно-психического здоровья из-за схожести симптоматики донозодонозологических форм этих расстройств, проблем адаптации и некоторых возрастных и индивидуально-типологических особенностей поведения часто своевременно не распознаются. Однако раннее выявление у детей таких отклонений абсолютно необходимо, т.к. именно пограничные состояния, занимающие промежуточное положение между здоровьем и болезнью, содержат в себе истоки нервно-психической неустойчивости, психосоматических расстройств, психопатологии, психо-социальной дезадаптации, злоупотребления алкоголем, наркотиками, дисгармонии личности. Рассмотрение предпатологиче-ских, пограничных состояний в качестве факторов риска тяжелых срывов адаптации и хронических психических заболеваний диктует необходимость выявления этих состояний и получения их характеристик по признакам выраженности, динамики, лабильности или устойчивости, склонности к прогрессированию или исчезновению и т.д. Непринятие своевременных мер коррекции донозологических отклонений приводит к их отягощению: формируются выраженные формы нарушений нервно-психического здоровья, социального функционирования, непродуктивные и разрушительные формы поведения (аддиктивное, делинквентное, суицидальное) [17; 18; 19].
Подростковую тревожность, как основу эмоциональных расстройств, рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, и как феномен, сопутствующий фрустрации социальных потребностей, и в качестве специфического личностного
свойства. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Тревожность - это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх [16; 18]. Тревожность -очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Значение тревоги как социально - обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов [4; 7; 9; 10; 13].
В.В. Суворова [12] в своей книге «Психофизиология стресса» определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект. А.М. Прихожан [9, 10] определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.
Взаимосвязь между гендерными особенностями и тревожностью, проявляющейся у подростков отражена в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых как К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории [18; 19; 20]; концепции отечественных психологов [7; 12; 14].
Проблемы в области психического здоровья распределяются неравномерно. Дети, сталкивающиеся с большими социальными и экономическими трудностями, и те, кто живет в более агрессивной, неадекватной и причиняющей очевидный вред среде, сталкиваются с проблемами в области психического здоровья значительно чаще. Многие детские проблемы имеют негативные долговременные последствия для самого ребенка и для общества. Поэтому обеспечение нормального развития нервной системы школьников является одной из важнейших задач в проблеме охраны здоровья подрастающего поколения.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
За последние десять-пятнадцать лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей всех возрастных групп. Ведущее место в структуре функциональных нарушений и хронической патологии стали занимать психические расстройства и расстройства поведения, нарушения и хронические заболевания нервной системы. В связи с этим на данном этапе исследования была поставлена следующая задача: выявить возрастные и половые особенности состояния психического здоровья детей 12-13 лет.
В исследовании приняли участие 487 детей 12-13 лет образовательных учреждений г. Москвы и Московской области, из них 249 мальчиков и 239 девочек. Все исследования проводились с письменного разрешения родителей или опекунов.
Нервно-психическое здоровье - это совокупность характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие человека с окружающим миром, и возможность выполнения его социальных функций. Поэтому у каждого конкретного ребенка осуществлялся сбор информации о нарушениях нервно-психического здоровья, о социально-психологической адаптации, включая особенности его самочувствия, самовосприятия и различные поведенческие проявления социального функционирования путем анкетирования и тестирования: школьная тревожность (тест Филлипса); нервно-психическое здоровье оценивалось по анкете ученика и некоторым пунктам анкеты учителя; социально-психологическая адаптация оценивалась по анкете учителя [13]. По всем показателям мы сравнивали статистически между собой группы: 1) возрастные; 2) мальчики с девочками; 3) мальчики с девочками внутри каждой возрастной группы. Это видно по строению наших таблиц. Для каждой характеристики дано две таблицы: в первой - разбивка по возрасту и по полу, раздельно; во второй - разбивка по полу внутри возраста. Числа (средние или проценты), где найдены значимые на двустороннем уровне p<.05 различия между группами, выделены с помощью подстрочных латинских букв в соответствии со стандартом, разработанным и рекомендуемым Американской Психологической Ассоциацией (APA) [Publication Manual of the American Psychological Association, 6th edition, 2009]. Согласно этому становящемуся популярным стандарту, если два числа не различаются значимо, они подписаны одной и той же подстрочной буковкой, а если различаются, то подписаны разными буковками. Если число подписано несколькими буковками, то это значит, что оно не отличается значимо от нескольких других значений, которые между собой различаются значимо. К примеру, значение, подписанное a,c, не отличается от значений, подписанных a и от значений, подписанных c, в то время как те между собой различаются, т.к. подписаны разными буковками. Для проверки гипотезы о среднем использовался t-критерий, для проверки гипотезы о доле - z-критерий. В случаях иных статистических критериев мы пишем о них прямо в тексте. Проводился дисперсионный анализ и корреляционный анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Школьная тревожность (Тест Филллипса)
Цель теста школьной тревожности Филлипса: анализ общего внутреннего, эмоционального состояния школьника, во многом определяющегося наличием тех или иных тревожных синдромов, их количеством и уровнем. Полученные результаты позволяют анализировать каждый фактор (табл. 1).
Таблица 1
Распределение детей 12-13 лет по уровню тревожности (в % )_
Группирование на основе суммарного Возраст
балла учащегося, по каждому фактору 12 13 12 лет 13 лет
теста Филлипса% от базы в столбцах лет лет Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Совокупная тревожность Нормальная 80.1a 81.0a 76.7a 83.6a 84.2a 77.8a
(весь тест) тревожность
Повышенная 18.3a 16.9a 20.9a 15.6a 15.0a 18.8a
тревожность
Высокая тре- 1.6a 2.1a 2.3a .8a .8a 3.4a
вожность
Общая тревожность в Нормальная 76.1а 79.7а 77.5а 74.6а 85.0а 74.4Ь
школе тревожность
Повышенная 17.5а 15.2а 16.3а 18.9а 10.0а 20.5Ь
тревожность
Высокая тре- 6.4а 5.1а 6.2а 6.6а 5.0а 5.1а
вожность
Переживание социаль- Нормальная 66.1а 68.8а 57.4а 75.4Ь 68.3а 69.2а
ного стресса тревожность
Повышенная 31.5а 29.1а 39.5а 23.0Ь 30.0а 28.2а
тревожность
Высокая тре- 2.4а 2.1а 3.1а 1.6а 1.7а 2.6а
вожность
Фрустрация в потребно- Нормальная 82.9а 79.7а 79.1а 86.9а 79.2а 80.3а
сти в достижении успеха тревожность
Повышенная 15.9а 19.8а 19.4а 12.3а 20.8а 18.8а
тревожность
Высокая тре- 1.2а .4а 1.6а .8а .01 .9а
вожность
Страх самовыражения Нормальная тревожность 64.9а 68.4а 67.4а 62.3а 74.2а 62.4а
Повышенная 13.5а 16.9а 12.4а 14.8а 16.7а 17.1а
тревожность
Высокая тре- 21.5а 14.8а 20.2а 23.0а 9.2а 20.5ь
вожность
Страх ситуации провер- Нормальная 71.3а 70.5а 74.4а 68.0а 75.8а 65.0а
ки знании тревожность
Повышенная 12.0а 12.7а 8.5а 15.6а 11.7а 13.7а
тревожность
Высокая тре- 16.7а 16.9а 17.1а 16.4а 12.5а 21.4а
вожность
Страх не соответство- Нормальная 70.5а 73.0а 68.2а 73.0а 75.8а 70.1а
вать ожиданиям окру- тревожность
жающих Повышенная тревожность 15.9а 13.9а 15.5а 16.4а 10.8а 17.1а
Высокая тре- 13.5а 13.1а 16.3а 10.7а 13.3а 12.8а
вожность
Низкая физиологическая Нормальная 79.3а 82.3а 82.9а 75.4а 86.7а 77.8а
сопротивляемость стрес- тревожность
су Повышенная тревожность 10.4а 10.1а 7.8а 13.1а 6.7а 13.7а
Высокая тре- 10.4а 7.6а 9.3а 11.5а 6.7а 8.5а
вожность
Проблемы и страхи в Нормальная 78.5а 74.7а 74.4а 82.8а 79.2а 70.1а
отношении с учителями тревожность
Повышенная 19.5а 23.6а 23.3а 15.6а 20.8а 26.5а
тревожность
Высокая тре- 2.0а 1.7а 2.3а 1.6а .01 3.4а
вожность
N 251 237 129 122 120 117
Примечание: Здесь и далее. Везде числа, где найдены значимые на двустороннем уровне p<.05 различия между группами, выделены с помощью латинских букв
в соответствии со стандартом, разработанным и рекомендуемым Publication Manual of the American Psychological Association, 6th edition, 2009. Согласно этому стандарту, если два значения не различаются значимо, они подписаны одной и той же буковкой, а если различаются, то разными буковками. Если значение подписано несколькими буковками, то это значит, что оно не отличается значимо
Как и в предыдущем году среди мальчиков и девочек 12-13 лет ни по одному из факторов тревожности не наблюдается возрастных различий, но имеют место половые различия. У девочек более выражено, чем у мальчиков, проявляется «общая тревожность в школе», «страх самовыражения», «страх ситуации проверки знаний», «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу». У мальчиков в большей степени выражено «переживание социального стресса», однако эти различия не достоверны.
Каждый третий-четвертый ребенок 12-13 лет испытывает повышенную и высокую степень тревоги, и связывают это с переживанием социального стресса. Вторая причина тревоги - «страх самовыражения», до 30,0% мальчиков и девочек испытывают высокую степень тревожности. Наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь. Тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревога в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. «Страх ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» достигает 30%, причем выражен одинаково сильно и у мальчиков у девочек 12-13 лет. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего является отмечаемые учителями и родителями перенапряжение, выражающееся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
Форма распределения данных и корреляции между факторами теста показаны на рис. 1.
Частотная плотность • 200 А # 1 50 • 100 • 50
В О
с
о
F
g
н
Рис. 1. Матрица диаграмм рассеяния между 8 факторами теста Филлипса.
Наиболее интересны корреляции между факторами, которые не пересекаются составом пунктов теста. Это факторы с Б по Н (последний, впрочем, имеет один общий пункт с Е). Эти корреляции колеблются от 0,33 до 0,55 и все значимы. Очевидно, что факторы теста Филлипса не зависимы друг от друга. Так как фоном выступает общая тревожность (генеральный фактор) между всеми «факторами» теста Филлипса имеется связь. Какова же будет корреляционная картина, если этот фоновый общий фактор «снять»? За общей тревогой попытаемся рассмотреть, существуют ли какие-то разновидности специфически школьной тревожности? После корреляции между всеми 58 пунктами теста Филлипса для отбора оптимального количества факторов в факторной структуре проведем анализ главных компонент. Бросается в глаза доминирование 1-й главной компоненты, отвечающей за упомянутое фоновое коррелирование (рис. 2).
12-
10-
о с
и
01
0
1 6" ф
ш
5 4-1С
о о
2-
01 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 43 46 49 52 55 58
Номер компоненты
Рис. 2. График (scree-plot) собственных чисел главных компонент 58 пунктов теста Филлипса.
к /
L
L
к г
У к г
у L
i
Общая тревожность в школе
Переживание социального стресса
Фрустрация в потребности в достижении успеха
Страх самовыражения
Страх ситуации проверки знаний
Страх не соответствовать ожиданиям Низкая
физиологическая сопротивляемость Проблемы и страхи в отношении с учителями
Для определения смещения факторных нагрузок и лучшей интерпретируемости факторов, проигнорировав нагрузки 1-й компоненты, подвергнем варимакс-вращению нагрузки последующих 3-х компонент. Повернутая матрица создает основу для интерпретации факторов:
■ Компонента 2 нагружает сильнее пункты 43, 24, 38, 35, 39, 30, 44, 25. Эту компоненту можно понять, как фактор «неуютного самоощущения себя в школе». Он включает в себя как пункты об отношении с одноклассниками, так и пункты об отношении с учителями, и даже оптимизм/пессимизм в отношении своей учебы, одним словом - это атмосфера своей школьной ситуации. Этот же фактор лидировал у детей 10-11 лет.
■ Компонента 3 нагружает сильнее пункты 45, 37, 31 и (с обратным знаком) 52, 58, 51. По смыслу пунктов, эту компоненту можно назвать фактором «отмежевания, или белой вороны». Такой ребенок может третироваться одноклассниками и чувствовать личную одинокость, В то же время такой ребенок зачастую хорошо учится, не боится отвечать урок. В прошлые два года в анализе 10-11-леток мы получили довольно сходный фактор и интерпретировали его как отвергнутость одноклассниками. Возможно, мы поспешили с таким толкованием, так как прямых указаний на плохое отношение со стороны одноклассников нет. Скорее всего, можно говорить о некотором негативизме субъекта в отношении одноклассников и нацеленности его на учебный процесс. Поэтому мы осторожно называем этот фактор нейтральным словом «отмежевание».
■ Компонента 4 нагружает сильнее пункты 29, 1, 5, 10 и (с обратным знаком) 21, 14, 9, 28. Это тоже коммуникативное размежевание с классом, но для него характерны пункты «трудно держаться на одном уровне с классом» и «считают, что я хочу выслужиться», а также уверенность в благосклонности учителя. Некоторые несильно нагруженные пункты, например 41, 25 и 3, четко позволяют отличить этот фактор от предыдущего и подсказывают интерпретацию «фаворитизм». Т.е. речь идет о позиции повышенной лояльности учителю и его требованиям - вразрез с единением с классом. Этот фактор не выделялся на выборках детей младшего возраста. Подчеркнем еще раз, что кроме этих компонент тревожности есть еще общая, генеральная тревожность, и она в статистическом отношении самая сильная, объясняет львиную долю дисперсии.
Нервно-психическое здоровье
Нервно-психическое здоровье оценивалось нами по анкете ученика и некоторым пунктам анкеты учителя по бальной системе [13]. Средний балл мог быть в диапазоне от 0 до 1, чем выше балл - тем более выражено нарушение. При функциональных расстройствах психической деятельности, возникающих как реакция на значимые психотравмирующие события (конфликты), выявляются разнообразные симптомы, затрагивающие нарушения практически всех познавательных процессов.
Распределение патологий дает представление о достоверном наличии у 80,0% детей в возрасте 12-13 лет хотя бы одного симптома обсессивно-фобических расстройств (ОФР), нарушений вегетативной нервной системы, астенических расстройств, церебрастенических нарушений, личностные расстройства наблюдаются у более 20,0 % детей, причем независимо от возраста и пола. Лишь 7,0 % детей не имеют нарушений нервно психического здоровья (у мальчиков в большей степени). И у девочек и у мальчиков, одинаково часто выражены нарушения ВНС и обсессивно-фобические расстройства. Возрастные различия также не выражены.
Доказано, что все патологии сопутствуют друг другу, сочетанная патология (2 и более нарушений здоровья у одного ребенка) выявлена у каждого второго из трех детей 12-13 лет (табл.2, рис. 3). Вместе с тем с увеличением возраста уменьшается число сочетанных нарушений, причем в большей степени у мальчиков.
Таблица 2
Распределение нервно-психических синдромов среди детей 12-13 лет (%)
Нервно психическое здоро- Возраст 12 лет 13 лет
вье (имеется хотя бы один 12 лет 13 лет Мальчики Девочки Мальчики Девочки
симптом)
Нарушения вегетативной 78.1а 77.0а 74.0а 82.4а 77.0а 76.9а
нервной системы
Обсессивно-фобические рас- 87.7а 88.1а 84.7а 90.8а 86.7а 89.6а
стройства (ОФР)
Астенические расстройства 77.7а 80.3а 77.3а 78.2а 80.0а 80.6а
Депрессивные расстройства 81.2а 78.8а 76.7а 85.9Ь 77.0а 80.6а
Церебрастенические нару- 80.1а 83.3а 76.7а 83.8а 82.2а 84.3а
шения
Личностные расстройства 21.9а 20.4а 26.0а 17.6а 20.7а 20.1а
Нет нарушений 7.2а 7.4а 10.0а 4.2а 9.6а 5.2а
N 292 269 150 142 135 134
Примечание: см. табл. 1.
а в с □ Е Р
Рис. 3. Матрица диаграмм рассеяния между рубриками нервно-психических
нарушений.
Связь между большинством рубрик довольно высока (выше 0,8, а между астеническими и цереброастеническими нарушениями даже выше 0,9). Лишь «Личностные расстройства» относительно слабо связаны с остальными. Это говорит о том, что ученик и учитель оценивают проявления по-разному, так как фактор «Личностные расстройства» целиком состоит из пунктов анкеты учителя (т.е. ребенка оценивал учитель, а не ребенок сам себя). Все это может говорить о некомпетентности педагогов в вопросах функционального развития и здоровья детей.
Социально-психологическая адаптация
Именно в детстве, чем в другие возрастные периоды проблемы психического здоровья напрямую связаны с нравственной атмосферой, которая существует в школе, ее стандартам как социального учреждения и характером взаимоотношений между ее сотрудниками и детьми. Социально-психологическая адаптация оценивалась по анкете учителя, психологическая диагностика была направлена на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Анализ показателей позволил выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи. Анализ показывает, что адаптация протекает у 12-летних и 13-летних детей аналогично, но у мальчиков (особенно 12 лет) тяжелее, чем у девочек, что проявляется в поведенческих реакциях (табл. 3).
Таблица 3
Распределение детей 12-13 лет по социально - психологической дезадаптации (%)
% от базы в столбцах Воз раст 12 лет 13 лет
12 лет 13 лет Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Социально-психологическая дезадаптация (имеется хотя бы один симптом) Учебная дезадаптация 50.6а 47.6а 55.6а 44.9а 36.8Ь 36.8Ь
Поведенческая дезадаптация 31.9а 28.6а 42.9а 19.5ь 18.4Ь 18.4ь
Специфические подростковые поведенческие реакции 14.7а 14.9а 19.5а 9.3Ь 11.2а 11.2а
Девиантное поведение, риск де-пинквентности 12.0а 10.1а 18.8а 4.2Ь 4.0Ь 4.0ь
Коммуникативная дезадаптация 25.9а 24.6а 31.6а 19.5Ь 19.2Ь 19.2ь
Эмоциональное неблагополучие 40.2а 36.3а 42.9а 37.3а 28.8Ь 28.8ь
Нет нарушений 29.1а 36.3а 27.1а 31.4а 44.8Ь 44.8ь
N 251 248 133 118 125 125
Анализ всех полученных данных, обнаруживает сильную связь (мера связи -косинус) между коммуникативной дезадаптацией и эмоциональным неблагополучием, т.е. по мнению учителя - это почти одно и то же.
Следующая таблица (табл. 4) имеет практическую направленность, она показывает процент детей, имеющих дезадаптацию того или иного рода достаточно выраженную, чтобы на нее обратить внимание и предложить консультирование у специалиста. «Достаточно выраженная» это дезаптация с числом отмеченных признаков в анкете, превышающим порог (порог для учебной дезадаптации - 2 пункта из 6, для поведенческой дезадаптации - 2 пункта из 12, для специфических подростковых реакций - 4 пункта из 6, для девиантного поведения - 1 пункт из 5, для коммуникативной дезадаптации - 2 пункта из 5, для эмоциональной дезадаптации - 2 пункта из 5). Кроме шести рубрик дезадаптации, добавлена седьмая, полиморфная дезадаптированность - это когда хотя бы один пункт отмечен в
каждой из рубрик. Если индивид не проходит ни в одну из этих семи категорий видов дезадаптации по обозначенным порогам, он считается не нуждающимся во внимании специалиста.
Таблица 4
Учащиеся 12-13 лет, нуждающиеся в консультации (%)
% от базы в столбцах Возраст
12 лет 13 лет 12 лет 13 лет
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Выраженная со-циально-психоло-гическая дезадаптация Учебная дезадаптация 33.1а 33.1а 40.6а 24.6Ь 45.5а 20.8Ь
Поведенческая дезадаптация 19.1а 15.7а 30.1а 6.8Ь 25.2а 6.4Ь
Специфические подростковые поведенческие реакции .01 .8а .01 .01 .8а .8а
Девиантное поведение, риск делинквентности 12.0а 10.1а 18.8а 4.2Ь 16.3а 4.0Ь
Коммуникативная дезадаптация 12.0а 11.7а 15.0а 8.5а 13.8а 9.6а
Эмоциональное неблагополучие 15.9а 18.1а 16.5а 15.3а 22.0а 14.4а
Полиморфная дезадаптация 5.6а 4.0а 9.0а 1.7Ь 5.7а 2.4а
Не нуждается во внимании (адаптирован или слабо дезадаптирован) 55.0а 56.5а 47.4а 63.6Ь 45.5а 67.2ь
N 251 248 133 118 123 125
Во внимании специалиста нуждается почти половина детей. Лидирует учебная дезадаптация, где во внимании нуждается треть детей, особенно мальчики исследуемого возраста. Полиморфная дезадаптированность отмечается примерно у 5% учащихся.
Связь между тревожностью по Филлипсу, нервно-психическим здоровьем и социально-психологической адаптацией
Изучим связь между тремя наборами переменных: 1) факторами тревожности по Филлипсу, 2) нарушениями нервно-психического здоровья, 3) факторами социально-психологической адаптации, исключив повторение одних и тех же пунктов в разных факторах. Выборку этого анализа составили 394 человека. Для уточнения связи пограничных неврологических расстройств и психосоциальной адаптацией школьников был проведен нелинейный анализ канонических корреляций (ОУБКЛЬ8). Этот анализ конструирует латентные (скрытые) переменные, называемые каноническими измерениями, за счет которых целые наборы переменных (а не единичные переменные) коррелируют друг с другом. В нашем анализе мы использовали порядковую квантификацию (количественное выражение разнокачественных явлений, признаков), входящих данных и остановились на выделении двух канонических измерений. Нагрузки входящих переменных трех наборов на эти измерения - т.е. корреляции их с измерениями - показаны в таблице 5; большие нагрузки выделены.
Таблица 5
Корреляции между тревожностью по Филлипсу, нервно-психическим здоровьем и социально-психологической адаптацией
Наборы переменных Тесты Пункты Изме рение
1 2
Тревожность (Филлипс) Страх самовыражения .697 -.055
Страх ситуации проверки знаний .466 .140
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих .680 .063
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу .545 .411
Проблемы и страхи в отношении с учителями .210 .687
Нервно-психическое здоровье (анкета ученика + некоторые пункты анкеты учителя) Нарушения вегетативной нервной системы .236 .804
Обсессивно-фобические расстройства .630 .245
Астенические расстройства .545 .109
Депрессивные расстройства .699 .042
Социально-психологическая адаптация (анкета учителя) Учебная дезадаптация .445 -.002
Поведенческая дезадаптация .266 -.270
Коммуникативная дезадаптация .411 -.245
Измерение 1 ответственно за 55 % коррелированности между тремя наборами (каноническая корреляция = .41). Измерение 1 образует корреляцию между показателями «Страх ситуации проверки знаний» + «Страх самовыражения» + «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» из теста Филлипса с показателями «Обсессивно-фобические расстройства» + «Астенические расстройства» + «Депрессивные расстройства» из анкеты нервно-психического здоровья и с показателями «Коммуникативная дезадаптация» + «Учебная дезадаптация» из анкеты социально-психологической адаптации. (Это означает, что если мы опросим учителя, и он даст ребенку высокий балл по коммуникативной дезадаптации, то, скорее всего у этого ребенка в тесте Филлипса будет присутствовать повышенный страх проверки знаний, соответствия ожиданиям, а в анкете нервно-психического здоровья, вероятно, будет стоять высокий балл по обсес-сивно-фобическим расстройствам, либо по депрессивным расстройствам.) Измерение 1 можно условно обозначить как внутренние психологические проблемы. Конечно, данное измерение не следует овеществлять как объективно существующее психологическое свойство. Просто это то, как разные оценщики видят. То, что для ребенка в самовосприятии выглядит как депрессивность или навязчивости/фобии, в глазах классного руководителя, оценивающего этого ребенка, выглядит как дезадаптация общения, а при ответе этим ребенком на тест Филлипса уточняется: депрессии и навязчивости/фобии связаны, прежде всего, с ситуацией проверки знаний, самовыражения и ожидания окружающих.
Измерение 2 ответственно за 45% коррелированности между тремя наборами (каноническая корреляция = .25). Измерение 2 образует корреляцию между показателями «Проблемы и страхи в отношении с учителями» + «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» + в некоторой мере «Страх самовыражения» из теста Филлипса с «Нарушения вегетативной нервной системы» из анкеты нервно-психического здоровья. Измерение 2 можно условно обозначить как психофизиологическая стрессо-неустойчивость. Если решиться придать этому измерению статус реального свойства, тогда можно сказать: «существует свойство психофизиологическая стрессо-неустойчивость, которое понуждает ребенка в тесте Филлипса помечать пункты, говорящие о страхе самовыражения, либо о низкой физиологической сопротивляемости, а в анкете нервно-психического здоровья помечать пункты, говорящие о нарушении ВНС. Третий набор - Социально-психологическая адаптация, по оценке учителя, - практически не участвует в этом измерении.
Чтобы проверить связь разных характеристик с этими двумя измерениями были вычислены значения канонических измерений для каждого из 394 протестированных детей. Было обнаружено одно статистически значимое различие (t-критерий Стьюдента) между группами детей, эти различия касались Измерения 2. Психо-физиологическая стрессо-неустойчивость выше у девочек, чем у мальчиков (p<.001).
Для иерархичесской сегментации выборки на группы, контрастные по учебной дезадаптированности был использован метод классификационного дерева в виде алгоритма CHAID (Chi-square Automatic Interaction Detector) -алгоритм построения деревьев решений, который позволяет понять, в какой группе респондентов интересующий нас признак принимает максимальное значение. Практическая полезность такой иерархической сегментации в том, что выделенные сегменты - это потенциальные целевые группы для каких-то мер по оптимизации зависимого признака в этих группах, и меры могут быть разными в разных сегментах. В качестве зависимого признака принята «Учебная дезадаптация» (из анкеты учителя «Социально-психологическая адаптация подростка»), чтобы выяснить - выражен он (т.е. нуждается ли в коррекционном внимании подросток) или же слаб/отсутствует. В качестве независимых, классифицирующих переменных выступают, во - первых, остальные шесть классов социально-психологической дезадаптации плюс еще класс «полиморфная дезадаптированность» (все эти переменные также со значением «выражено» против «слабо/отсутствует»), во-вторых, восемь факторов школьной тревожности Филлипса (в категорированном виде: со значениями нормальная тревожность против повышенная тревожность, против высокая тревожность), в третьих, фактор пол. Полученное классификационное дерево показано ниже (рис.4).
Рис. 4. Классификационное дерево, сегментирующее подростков на контрастные по учебной дезадаптированности группы.
Вся выборка (в которой учебно дезадаптированных 32 %) в первую очередь разбилась на две группы по степени «поведенческой дезадаптированности» -именно от нее сильнее всего зависит учебная дезадаптация. В одной из этих двух групп - с выраженной поведенческой дезадаптированностью - процент учебно дезадаптированных 88,4 %, тогда как в другой - с отсутствующей/слабой поведенческой дезадаптированностью - процент учебно дезадаптированных всего 21,3 %.
В свою очередь эта вторая группа разделилась на 2 подгруппы. Определяющим признаком выступила степень «фрустрации в потребности в достижении успеха». Подгруппа с повышенной или высокой тревожностью содержит в себе 37.9 % учебно дезадаптированных, а подгруппа с нормальной тревожностью содержит только 18.1 % учебно дезадаптированных. Наконец, эта последняя подгруппа раздробилась на две дальнейшие подгруппы - по выраженности «страха не соответствовать ожиданиям окружающих»: в подгруппе с повышенным или высоким страхом процент учебно дезадаптированных - 31.5%, тогда как в подгруппе с нормальным страхом - 15.2%.
Данная классификация может иметь практическое значение, так как она позволяет подобрать типовые/индивидуальные ключи воздействия.
ВЫВОДЫ
1. Тревожность имеет возрастную специфику: эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых, социогенных потребностей. Так, в подростковом возрасте, который является переходным, кризисным, сенситивным, наиболее значимыми являются отношения со сверстниками, кризисы идентичности, авторитетов, синдром деперсонализации, конфликты самооценки.
2. Во внимании специалиста нуждается почти половина детей. Лидирует учебная дезадаптация, где во внимании нуждается треть детей, особенно мальчики исследуемого возраста.
3. Одним из главных факторов патологического воздействия является учебная деятельность: во внимании нуждается треть детей, особенно мальчики исследуемого возраста. От 10 к 13 годам возрастает число случаев высокой тревожности по следующим факторам «Страх самовыражения» и «Проблемы и страхи в отношении с учителями». Каждый четвертый ребенок 12-13 лет испытывает повышенную и высокую степень тревоги, и связывают это с переживанием социального стресса. Половые различия не достоверны, однако у девочек чаще, чем у мальчиков, проявляется «общая тревожность в школе», «страх самовыражения», «страх ситуации проверки знаний», «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», а у мальчиков в большей степени выражено «переживание социального стресса».
4. Корреляция между факторами теста Филлипса показала, что общая, генеральная тревожность объясняет львиную долю дисперсии, вместе с тем на 2 и 3 место выходят разновидности школьной тревожности - фактор «неуютного самоощущения себя в школе» и «коммуникативное размежевание с классом».
5. Лишь 7,0 % детей не имеют нарушений нервно психического здоровья. Доказано, что все патологии сопутствуют друг другу, сочетанная патология (2 и более нарушений здоровья у одного ребенка) выявлена у каждого второго из трех детей 11 -12 лет.
6. Обращает на себя внимание сильная связь между коммуникативной дезадаптацией и эмоциональным неблагополучием.
7. Связь между тремя наборами переменных: 1) факторами тревожности по Филлипсу, 2) рубриками нервно-психического здоровья, 3) рубриками социально -психологической адаптации показала, что стрессоустойчивость ниже у детей, имеющих те или иные нарушения нервной системы, и у девочек ниже, чем у мальчиков (p<.001).
8. Сегментация выборки на группы, контрастные по учебной дезадаптиро-ванности, позволила выделить подростков, обладающих тем или иным общим признаком, что имеет практическое значение, при подборе типовых/индивидуальных ключей воздействия для профилактики дезадаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - М.: Литтерра, 2010. - 363 с.
2. Антропов Ю.Ф. Терапия психосоматических расстройств у детей. -М.:Триада-фарм, 2003. - 241 с.
3. Антропова М.В., Параничева Т.М. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение Российской Федерации. - 1997. - № 3. - С. 2933.
4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 2002. - № 5. - С. 111-117.
5. Венар Ч, Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста: Пер. с англ. - Ст-Петербург: Прайм-Еврознак, 2004. - 384 с.
6. Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. -СПб., 2002. - С. 375-379.
7. Мэй Р. Проблема тревоги. - М., 2001.
8. Параничева Т.М., Л.В. Макарова, Е.В. Тюрина и др. Возрастные и половые особенности здоровья школьников 11-12 лет г. Москвы // Новые исследования. - 2015. - № 2. - С. 62-70.
9. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 11-17.
10. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000. - С. 179.
11. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М. 1994.
12. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М., 1975.
13. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Семья и школа. -1988. - № 7.)
14. Фельдштейн. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995.
15. Школа и психическое здоровье учащихся // Под редакцией С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. - 272 с.
16. Boumlon A., Arsan A. Childhood fatigue // Arch. Pediatr. - 2002. - V. 9. -P. 203-207.
17. Bouras, N. (Ed.). (1999). Psychiatric and behavioural disorders in developmental disabilities and mental retardation. - New York: Cambridge University Press.
18. Gelfand, D. M., & Hartmann, D. P. (1984). Child behavior analysis and therapy (2nd ed.). - New York: Pergamon Press.
19. Levine, M., & Levine, A. (1992). Helping children: A social history. New York: Oxford University Press
20. Weisberg R.B. Overview of generalized anxiety disorder: epidemiology, presentation, and course // J Clin Psychiat. - 2009. - № 70: 2. - C.4-9.