УДК 796.015
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ ПРЫЖКАМ В ВЫСОТУ СПОСОБОМ «ПЕРЕШАГИВАНИЕ»
И.А. Кустова
Для программно-методического обеспечения обучения школьников представлен экспериментальный материал по особенностям методики обучения основным физическим локомоциям, разнообразные упражнения для обучения школьников технике прыжка в высоту способом «перешагивание», методическая разработка этапов обучения с учетом возрастных особенностей школьников, материалы анкетирования учителей физической культуры.
Ключевые слова: техника прыжков в высоту способом перешагивания, методика обучения, систематизация средств обучения, планирование учебного материала.
Легкая атлетика является одним из основных средств физического воспитания населения. В настоящее время легкая атлетика занимает одно из ведущих мест в школьной программе по физическому воспитанию. Ходьба и бег являются фундаментальными человеческими движениями, а состязания в метаниях и прыжках были популярными всегда. Ведь от умения далеко и точно метать, далеко и высоко прыгать нередко зависит жизнь человека. Будучи естественными и жизненно важными двигательными навыками бег, прыжки и метания лежат в основе многих других двигательных действий. Занятия легкой атлетикой способствуют обогащению двигательного опыта детей и создают предпосылки для освоения более сложных в техническом исполнении движений. Более того, систематическое применение легкоатлетических упражнений на уроках физической культуры в школе содействует формированию морально-волевых качеств ребенка.
Наиболее сложным в координационном и физическом плане среди легкоатлетических упражнений являются прыжки, в том числе и прыжки в высоту. Согласно школьной программе по физическому воспитанию освоение прыжков в высоту начинается со способа «перешагивание», от качества обучения которого во многом зависит дальнейший рост технической и физической подготовленности школьников.
Особые трудности, по нашему мнению, в освоении сложно координационных упражнений, в том числе и прыжков в высоту, могут возникнуть в 12-13 лет, что связано с анатомо-физиологическими особенностями подростков, у которых в связи с неравномерным ускорением роста, непропорциональным развитием костей и мышц, наступает временная дисгармония в координации движений, они становятся неловкими, суетливыми, угловатыми.
Анализируя научно-методическую литературу по теме исследования, мы обнаружили, что многие авторы описывают методику обучения легкоатлетическим прыжкам без учета возрастных особенностей занимающихся, в связи с этим мы приняли решения попытаться разработать методику обучения прыжкам в высоту способом «перешагивание» с учетом возрастных особенностей учащихся.
Прыжки, наряду с бегом и метаниями, относят к упражнениям, составляющим группы естественных локомоций, которые имеют важное жизненное значение для повседневной жизни и которым должно отводиться значительное место в физическом воспитании детей.
Прыжки считаются одним из наиболее распространенных двигательных действий как в быту, так и при занятиях физической культурой и спортом. Упражнения прыжкового характера развивают силу мышц ног, спины, брюшного пресса, совершенствуют быстроту, ловкость, гибкость, вырабатывают точность движений, воспитывают решительность, смелость и улучшают в целом жизнедеятельность организма человека [2, С. 2; 33].
С помощью прыжковых упражнений развивают скоростно-силовые качества, формируют прикладные навыки преодоления препятствий, применение прыжковых упражнений оказывает благоприятное влияние для развития выносливости к скоростно-силовым усилиям. Так, С. А. Мехоношин, применяя на уроках физической культуры в 1-4 классах игры, содержащие прыжки, добился серьезного роста скоростно-силовых качеств у школьников [8. С. 11]. И.В. Азарова в качестве средств скоростно-силовой подготовки применила прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту. В результате проведенного исследования автор заключает, что применение данных средств на уроках физической культуры у детей младшего и среднего школьного возраста оказывает позитивное воздействие на их скоростно-силовую подготовку [1. С. 19].
Использование в занятиях со школьниками прыжковых упражнений, по мнению А.В. Ведринцева, не только способствует овладению рациональной техникой и обогащению двигательного опыта ребенка, но и развивает координацию [3. С. 2].
Во многих исследованиях рассматривается положительное влияние прыжковых упражнений на развитие прыгучести учащихся. Г.М. Гынку отмечает, что прыжковые упражнения становятся двигательной основой для формирования умения отталкиваться вверх, необходимого для многих двигательных действий, в том числе входящих в содержание многих подвижных и спортивных игр [5. С. 2].
Занятия с использованием прыжковых упражнений оказывают позитивное влияние на укрепление опорно-двигательного аппарата, предупреждая появление плоскостопия у школьников.
При выполнении прыжков активизируется деятельность сердечно-
сосудистой системы, усиливается деятельность органов дыхания и кровообращения. В частности, результаты проведенного исследования Т.В. Гавриш показывают, что дозированные нагрузки у школьников, занимающихся легкоатлетическими прыжками, способствуют укреплению функционального состояния растущего организма. Согласно данным функционального тестирования, проведенным автором, школьники, занимающиеся прыжками, имеют пониженные показатели вегетативного индекса Кардю и артериального давления, что свидетельствует о лучшем функционировании сердечно-сосудистой системы и механизмов нейрогуморальной регуляции [4. С. 13].
Применение прыжковых упражнений на уроке физической культуры, по мнению В.В. Кузнецова, обогащает двигательный опыт ребенка, содействует формированию в младшем школьном возрасте «школы движений» [7. С. 5]. В связи с этим упражнения прыжкового характера и легкоатлетические прыжки широко используют как на занятиях физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях, так и на уроках физической культуры в средних общеобразовательных школах.
В дошкольных образовательных учреждениях и в начальных классах школы программа не предусматривает обучение прыжкам как легкоатлетическим упражнениям. Однако, знакомство с отталкиванием, с напрыгиванием на различные предметы, перепрыгиванием через них, игры с элементами прыжков занимают на занятиях физической культуры значительное место.
В 5-6-х классах общеобразовательных школ учащиеся, наряду с выполнением значительного количества разнообразных прыжковых упражнений, начинают осваивать прыжки в длину способами «согнув ноги», в шаге, в высоту - «перешагиванием» с прямого и бокового разбега. Параллельно с этим они практикуются в преодолении вертикальных препятствий высотой до 50-80 см и горизонтальных препятствий длиной до 1,5-1,7 м.
В 7-м классе учащиеся совершенствуют выполнение прыжков в длину и в высоту спортивными способами, изучают разбег, отталкивание.
В 7-9-х классах продолжается обучение прыжкам в длину с разбега способом «согнув ноги» (движения рук и ног в полете) и прыжкам в высоту - «перешагиванием» (переход планки и уход от нее). В старших классах учащиеся совершенствуют спортивные способы прыжков, устанавливают наиболее удобный индивидуальный разбег, полученные прыжковые навыки применяют в усложненных условиях.
А.В. Коробков отмечает, что прыжки являются не только средством для развития скоростно-силовых качеств, но и самыми распространенными упражнениями для выявления физической подготовленности детей младшего школьного возраста [6. С. 54].
Таким образом, упражнения прыжкового характера, в том числе и легкоатлетические прыжки, способствуют улучшению физического развития и физической подготовленности детей, способствуют экономизации деятельности кардиореспираторного аппарата. Обогащают двигательный опыт детей, содействуя становлению жизненно важных двигательных умений и навыков.
Прыжковым упражнениям отводится ведущая роль в решении задач физического воспитания в образовательных учреждениях.
Для определения субъективного мнения специалистов по проблеме исследования нами было проведено анкетирование учителей физической культуры. Анализируя результаты анкетирования, установлено, что 75 % респондентов стараются варьировать методику обучения двигательному действию, в том числе и прыжку в высоту способом «перешагивание» в зависимости от контингента обучающихся. У большинства респондентов (66,7 %) основным методом обучения школьников 12-13 лет прыжку в высоту способом «перешагивание» является расчлененно-конструктивный метод. 33,3 % опрошенных используют целостный метод обучения.
Согласно научно-методической литературы в технике прыжка в высоту, в том числе и при его освоении, выделяется четыре фазы: разбег, отталкивание, полет, приземление. В свою очередь, 100 % респондентов выделяют при обучении школьников такие фазы, как разбег, отталкивание и приземление. Фазу полета, по-видимому, в связи с ее кратковременностью выделяют только 33,3 % опрошенных учителей. Наиболее сложной фазой прыжка, а соответственно и основной, в обучении большинство респондентов (50 %) выделили отталкивание; 25 % респондентов такой фазой считают разбег, 16,7 % - приземление и 8,3 % -полет над планкой. При освоении прыжка в высоту способом «перешагивание», на наш взгляд, учителями физической культуры уделяется недостаточное внимание ряду важных подводящих упражнений, способствующих как становлению техники прыжка, так и исправлению возникающих ошибок. Так, только 8,3 % учителей используют прыжки через планку с подкидного мостика, способствующего точному выходу к месту отталкивания и облегчающего переход через планку. Прыжки с доставанием подвешенных предметов маховой ногой и прыжки на горку матов (возвышение), способствующих освоению отталкивания и махового движения ногой применяют 16,7 и 25 % респондентов. Большинство респондентов используют имитационные движения маховой ноги (100 %), имитацию постановки толчковой ноги на опору (66,7 %) и упражнения с изменением длины разбега (91,7 %). Также, на наш взгляд, недостаточное значение учителями уделяется физической готовности школьников к освоению прыжковых легкоатлетических упражнений: 25 % респондентов считают неважным уровень физической подготовленности школьников
при освоении прыжков в высоту. Таким образом, выявлено, что чаще всего обучение прыжку в высоту способом «перешагивание» детей 12-13 лет организовано расчленено-конструктивным методом. Ведущим звеном при обучении прыжку является обучение отталкиванию. Установлено недостаточное использование подготовительных и эффективных подводящих упражнений при обучении прыжку способом «перешагивание» детей 12-13 лет.
В начале педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах для установления идентичности групп нами было выполнено контрольное тестирование. В связи с тем, что до педагогического эксперимента школьники не владели техникой прыжка в высоту способом «перешагивание» было выполнено тестирование уровня развития основных физических качеств, лимитирующих выполнение прыжка в высоту.
Проанализировав результаты контрольного тестирования школьников контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента по средством ^критерия Стьюдента для несвязанных выборок, мы установили отсутствие статистически значимых межгрупповых различий (р>0,05) по всем тестовым заданиям, что означает отношение детей, участвующих в педагогическом эксперименте, к одной выборочной совокупности.
Показатель уровня развития скоростно-силовых способностей в тестовом задании «Прыжок в длину с места» в экспериментальной группе составил 153,6±8,7 см, в контрольной 152,4±10,2 см. В тесте «Наклон вперед», диагностируемом уровень развития гибкости, показатель в экспериментальной группе составил 3,7±2,9 см, в контрольной -4,5±3,4 см. Уровень развития координационных способностей в экспериментальной группе в тесте «Челночный бег 3*10 м)» составил 8,9±0,3 сек, в контрольной - 8,8±0,4 сек.
В эксперименте приняли участие 32 школьника 6-х классов, из которых 15 школьников 6 «А» класса (6 девочек и 11 мальчиков), составили экспериментальную группу и 15 школьников 6 «Б» класса (6 девочек и 9 мальчиков) - контрольную группу.
Занятия проводились в течение двух месяцев, три раза в неделю (12 часов).
Опираясь на результаты анкетирования, данные научно-методической литературы и возрастные особенности школьников, нами был определен ряд особенностей методики обучения школьников 12-13 лет прыжку в высоту способом «перешагивание», которыми явились: целостное обучение прыжку с параллельным освоением по ходу прыжка его отдельных фаз с ведущей фазой - отталкивание; использование значительного количества разнообразных упражнений, предлагаемых школьникам во время выполнения прыжка, направленных
на предотвращение и коррекцию ошибок, возникающих во время прыжка; использование подготовительных упражнений, направленных на воспитание физических качеств (координационных, скоростно-силовых), обеспечивающих эффективное освоение и выполнение прыжков в высоту. Подобраны средства и методы обучения.
На начальном этапе обучения нами было создано правильное представление о технике прыжка в высоту способом «перешагивание», с выделением основных технических элементов прыжка, для чего были использованы словесный и наглядный методы обучения.
Особенностью освоения прыжка в высоту школьниками 12-13 лет в начале второго этапа обучения стало использование целостного метода, что по нашему мнению, возможно, так как техника данного прыжка проста в исполнении, а физическая подготовленность детей, фонд их двигательных умений и навыков достаточно высоки. Более того, начальное разучивание данного прыжка целиком, на наш взгляд, облегчает формирование оптимального ритма прыжка с первых шагов обучения и исключает эффект отрицательного переноса навыков, характерных для обучения по частям с последующим их соединением в целостное упражнение.
Сначала школьникам предлагалось имитировать данный прыжок в ходьбе с перешагиванием через натянутый жгут, а затем выполнить его с 3-5 шагов разбега. Использование жгута, а не планки на начальном этапе обучения обусловлено боязнью значительной составляющей школьников, особенно девочек, ударов о планку в случае неудачного исполнения прыжка и, как следствие, появление в технике выполнения прыжка грубых ошибок, в том числе такой, как придерживание планки рукой.
В процессе выполнения прыжка выявлялись ошибки. Осознанию характера ошибки школьниками способствовали объяснение и показ выполнения техники данного элемента с ошибкой и безошибочного выполнения с целью заострения внимания на правильной технике выполнения на основе сравнения. Выявленные ошибки немедленно устранялись до их закрепления и стабилизации.
Наиболее часто возникающими ошибками оказывались: выполнение отталкивания не по центру жгута; «подседание» во время отталкивания; «проваливание» таза в момент отталкивания; посыл маховой ноги вперед-вверх, не бедром, а стопой; отсутствие энергичных маховых движений рук вверх; запрокидывание головы назад.
В момент перехода через планку выявлены такие ошибки, как недостаточное разгибание ног в коленных суставах; поворот спиной к резинке в момент приземления.
При выполнении разбега наиболее распространенными ошибками явились «шлепающая» стопа и отсутствие вертикального положения туловища при разбеге.
Ошибки устранялись двумя путями, во-первых, путем целенаправленного заострения внимания в общей структуре двигательного действия, во-вторых, путем выделения ошибочного элемента из общей структуры двигательного действия, корректировки его, с последующим встраиванием безошибочного выполнения элемента в целостную структуру двигательного действия.
Ошибки устранялись последовательно, по степени их значимости. Сначала были устранены наиболее грубые ошибки, приводящие к искажению основного механизма двигательного действия, а затем незначительные.
В первую очередь были устранены ошибки, возникающие у ряда школьников в момент отталкивания, так как именно отталкивание является ключевым элементом в выполнении прыжков в высоту. Упражнения, выполнялись всеми школьниками, для лиц с безошибочным исполнением данного элемента они служили упрочняющим средством формирования двигательного умения «прыжок в высоту» способом «перешагивание».
Необходимо отметить, что для облегчения школьниками принятия положения наклона к маховой ноге при переходе через планку и предупреждения возможных ошибок в данной фазе прыжка предлагались прыжки через жгут с 2-3 шагов разбега с отталкиванием с подкидного мостика.
Для коррекции положения головы у некоторых учащихся во время прыжка использовали фиксацию взгляда на верхушке стойки для прыжков. Метод фиксации взгляда использовали также для устранения поворота спиной к резинке в момент приземления.
Для выполнения отталкивания по центру зоны отталкивания использовалась маркировка жгута с ее выделением.
Для устранения ошибок, возникающих у некоторых школьников при выполнении разбега, применялся разбег с 4-6 шагов через 8-10 набивных мячей, разбег в определенном темпе отталкиваний, задаваемых хлопками, разбег с гимнастической палкой на плечах, в том числе с пробеганием вдоль планки. При выполнении упражнений, направленных на освоение разбега, указывалось на упругую постановку стоп, на всю стопу с активным проталкиванием вперед, вертикальное положение туловища и широкую амплитуду движений.
Ряд ошибок (недостаточное разгибание ног в коленных суставах; «подседание» во время отталкивания; «шлепающая» стопа) также были обусловлены недостаточным развитием таких физических качеств, как гибкость; прыгучесть, требующая проявления скоростно-силовых способностей мышц нижних конечностей. В связи с этим, в целях повышения эффективности процесса исправления ошибок в подготовительной и заключительной частях урока, нами уделялось
внимание воспитанию качеств, необходимых для выполнения прыжковых видов легкой атлетики.
Необходимо отметить, что на данном этапе обучения прыжки школьниками выполнялись только с удобной стороны, для чего на первом занятии была определена толчковая нога. Исключение прыжков с неудобной стороны обусловлено искажением несформированного двигательного умения и закреплением ошибок в технике выполнения прыжка.
На этапе закрепления и совершенствования прыжок выполнялся без ориентиров и облегчающих средств. С целью совершенствования прыжка, школьники выполняли его через планку; в различных точках зала, с различной длинной разбега, со сменой «удобной» ногу на «неудобную»; осуществлялось выполнение прыжка с изменением высоты планки.
В связи с ограничением времени, уделяемом на изучение данного прыжка по школьной программе, мы остановили процесс обучения на третьем этапе, предполагая вернуться к освоению свободным владением навыком прыжка способом «перешагивание» в следующем году.
Обучение прыжку способом «перешагивание» осуществлялось в рамках урока физической культуры, который состоял из трех взаимосвязанных между собой частей.
В целом занятия проходили на высоком эмоциональном уровне. Школьники подходили к выполнению упражнений ответственно, что способствовало более осознанному подходу к процессу обучения.
Таким образом, все предложенные упражнения были направлены на качественное выполнение как отдельных технических элементов, так и прыжка в целом, а также на формирование двигательного навыка, при котором двигательное действие происходит автоматически, а действие отличается высокой надежностью.
По окончании педагогического эксперимента с целью оценки его эффективности нами был применен метод экспертных оценок, позволяющий оценить уровень владения техникой прыжка в высоту способом «перешагивание». Результаты, полученные данным методом, были нами обработаны по Т- критерию Уайта.
Среднее значение баллов, выставленных экспертами школьникам за исполнение технического элемента «разбег» в экспериментальной группе превышало контрольную (экспер. - 3,9 балла; контр. - 3 балла), что имело статистически значимые различия (Т=166 при р < 0,05), так как Тст - 185>Тф - 166.
Статистически значимые отличия (Т=165,5 при р<0,05) присутствовали и при сравнении среднего количества баллов, полученных школьниками за исполнение технического элемента прыжка в высоту способами «перешагивание», «отталкивание» (Тст - 185>Тф -165,5). Данный элемент у школьников экспериментальной группы был оценен на
3,8 балла, у контрольной группы - на 2,7 балла.
Средняя оценка экспертов за исполнение учащимися экспериментальной группы технического элемента «полет», также была статистически значимо (Т=180, при р<0,05) больше по сравнению со средней оценкой, полученной школьниками контрольной группы за исполнение данного технического элемента прыжка (экспер. - 3,9 балла; контр. - 3,2 балла) (Тст - 185 > Тф - 180).
На 26,2 % статистически значимо выше (Т=173, при р<0,05) оказалось среднее значение баллов, выставленных экспертами школьникам экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой за исполнение технического элемента «приземление» (экспер. - 4,2 балла; контр. - 3,1 балла) (Тст - 185 > Тф - 180).
Таким образом, полученные результаты дают нам право утверждать, что применяемые нами особенности методики в экспериментальной группе оказались более эффективными по сравнению с методикой, предложенной в общедоступной методической литературе, разработанной без опоры на возрастные периоды становления человека, и они могут быть использованы учителями по физической культуре при обучении школьников 12-13 лет прыжку в высоту способом «перешагивание».
Список литературы
1. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Омск, 2000. 22 с.
2. Алабин В.Г. 2000 упражнений для легкоатлетов. Харьков: Основа, 2003. 120 с.
3. Ведринцев А.В. Методика обучения прыжковым упражнениям учащихся 7-10 лет на основе анализа структуры движений: (на примере прыжков в длину и высоту с разбега): дис. .канд. пед. наук. М., 2007. 206 с.
4. Гавриш Т.В. Салеев Э.Р. Особенности функциональной и физической подготовленности школьников 13-14 лет, дополнительно занимающихся легкоатлетическими прыжками // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2010. Вып. 9. С. 10-13.
5. Гынку Г.М. Совершенствование технической подготовленности волейболистов путем применения нетрадиционных средств тренировки: автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 2003. 25 с.
6. Коробков A.B. Методика оценки физической подготовленности спортсмена / под ред. проф. А.В. Коробкова. М.: ФиС, 2005. 152 с.
7. Кузнецов В.В., Ходжаев Ж.К. Легкая атлетика на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. М.: ФиС, 2007. 129 с.
8. Мехоношин С. А. Исследование ударных упражнений в развитии скоростно-силовых качеств школьников 9-11 лет // Педагогические и физиолого-гигиенические основы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. М., 2003. С. 11-12.
Кустова Ирина Александровна, канд. пед. наук, доц., kustovaia35@ya.ru, Россия, Вологда, Вологодский государственный университет
FEATURES OF TEACHING CHILDREN 12-13 YEARS HIGH JUMP
WAY TO "STEP OVER"
I.A. Kustova
For methodical software training students presented experimental data on the characteristics of methods of teaching basic physical locomotion, a variety of exercises to teach students the art high jump way "step over", methodical development stages of learning age-appropriate students, materials survey of teachers of physical culture.
Key words: technology high jumps way to "step over", methods of teaching, systematization of teaching aids, planning educational material.
Kustova Irina Alexandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, kustovaia35@ya.ru, Russia, Vologda, Vologda State University
УДК 796.034.2
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ:
СРЕДОВЫЙ ПОДХОД
И. В. Манжелей, С. В. Иванова
Представлены теоретические и прикладные основы средового подхода к организации физкультурно-спортивной работы с населением на муниципальном уровне. Описана структура физкультурно-спортивной среды, предложены модель и условия организации физкультурно-спортивной работы с населением.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная работа с населением по месту жительства, средовый подход, физкультурно-спортивные потребности и мотивы, сетевое взаимодействие, дворово-парковая зона.
Экологическая, политическая и социально-экономическая нестабильность первого десятилетия XXI века не самым лучшим образом сказалась на качестве жизни, биоэнергетическом потенциале и благополучии человека, что обострило проблему «воспроизводства здоровья», решение которой по признанию широкой общественности «функция главным образом воспитания, а не лечения» [2].