Technology of realization of self-determination process of senior school pupils in the sphere of labour professions
There is characterized the technology of realization of self-determination process of senior school pupils in the sphere of labour professions shown through formation of self-determination culture, organization of control of the process of senior school pupils ’ selfdetermination. There are described the technological techniques and methods of work in experimental classes.
Key words: self-determination in the sphere of labour professions, technology of the process of senior school pupils’ self-determination, dual training of pupils.
т.А. кроХиНА
(волгоград)
возрастная динамика показателей силовых способностей девочек в возрасте 10-15 лет
Дан анализ развития силовых способностей девочек в возрасте 10-15 лет. Силовая подготовка в общеобразовательной школе рассматривается как специализированный процесс, направленный на совершенствование прикладных физических возможностей учащихся и укрепление их здоровья.
Ключевые слова: силовые способности, тестовые задания, школьники, силовые упражнения, методика, статический режим, динамический режим.
Развитие физических качеств школьников - одна из главных задач физического воспитания. Исследования средств и методов силовой подготовки должно рассматриваться как одно из наиболее приоритетных направлений в ряду актуальных проблем изучения развития двигательной функции, разработка которого, несомненно, окажет благотворное влияние на повышение эффек-
тивности воздействия на всю систему двигательных способностей и качество физического воспитания в целом. Подтверждением такого мнения являются многочисленные данные, свидетельствующие о том, что силовая подготовка является важным условием для развития других двигательных качеств [2, с. 62-66; 3, с. 2-5].
Основной предпосылкой для исследования силовой подготовки школьниц послужили сведения о специфичности силы мышц, являющиеся важнейшим фактором всестороннего физического развития человека в онтогенезе. Любое движение человека сопряжено с проявлением различных физических качеств, следовательно, развивать силу невозможно без попутного развития практически всех физических качеств человека [1, с. 46-47].
Мы проанализировали соотношение контингента девочек в возрасте 10-15 лет, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1
соотношение контингента девочек по типам телосложения и уровням развития
Возраст, лет Типы телосложения Уровни развития
торакальный мышечный й ы и д и о н е т с а й ы и в тив с е К д й ы н н а в о р и д дар т е р нормальный й ы н в 1 р е л е с к а
23 5 6 6 5 26 9
10 (n=40) 57,5 12,5 15,0 15,0 12,5 65,0 22,5
25 4 5 6 4 28 8
11(n=40) 62,5 10,0 12,5 15,0 10,0 70,0 20,0
28 4 4 6 4 31 8
12(n=42) 66,7 9,5 9,5 14,3 9,6 71,4 19,0
31 3 4 6 3 34 7
13(n=44) 70,5 6,8 9,1 13,6 6,8 77,3 15,9
30 2 3 6 3 32 6
14(n=41) 73,2 4,9 7,3 14,6 7,3 78,0 14,7
31 2 3 7 3 34 6
15(n=43) 72,0 4,7 7,0 16,3 7,0 79,1 13,9
Примечание. В числителе представлены абсолютные показатели, в знаменателе - относительные показатели, %.
© Крохина Т.А., 2013
инновации в общем --------- и профессиональном образовании ---------------------------------
Таблица 2
Динамика показателей силовых способностей у девочек в возрасте 10-15 лет
№ п/п Упражнения Возраст, лет
10(п=40) 11(п=40) 12(п=42) 13(п=44) 14(п=41) 15(п=43)
1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 9,1+0,5 9,22+0,98 9,40+0,93 9,28+0,84 9,54+0,72 8,31+0,64
2 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки 12,0+0,95 12,27+1,14 11,30+1,05 11,91+0,92 10,82+0,85 11,02+0,78
3 Прыжок в длину с места 147,1+3,2 149,6+3,4 150,3+3,3 154,9+3,2 160,7+3,0 161,3+3,1
4 Пятерной прыжок с места 739,5+10,0 744,7+13,8 767,2+14,0 780,4+14,3 801,5+14,0 823,4+13,7
5 Подтягивание на низкой перекладине 8,8+0,6 9,15+0,70 8,41+0,61 8,85+0,57 8,70+0,46 7,25+0,43
6 Подъем туловища из положения лежа, ноги прямые 33,2+0,5 33,15+0,64 33,42+0,67 34,77+0,63 32,04+0,62 31,32+0,60
7 Подъем туловища из положения лежа, ноги согнуты 30,5+0,77 31,34+0,71 32,04+0,70 35,81+0,68 34,22+0,71 31,32+0,60
8 Вис на согнутых руках 6,9+0,58 7,15+0,68 7,51+0,60 7,96+0,56 8,15+0,50 8,40+0,42
9 Вис на прямых руках 20,5+0,67 22,1+0,75 23,4+0,48 24,3+0,68 24,1+0,29 25,3+0,36
10 Бросок набивного мяча, сидя из-за головы 205,6+2,9 208,4+3,1 211,7+3,5 226,4+4,7 242,6+5,4 245,1+5,2
11 Бросок набивного мяча, сидя от груди 229,5+5,6 235,2+4,3 238,0+4,4 241,7+4,9 258,8+5,0 245,1+5,4
12 Бросок набивного мяча, стоя из-за головы 316,7+5,4 321,2+5,9 329,4+6,8 357,6+7,4 381,7+7,6 391,3+8,0
13 Кистевая динамометрия правой руки 9,1+0,9 9,88+0,15 10,61+0,39 11,41+0,36 12,22+0,38 12,82+0,35
14 Кистевая динамометрия левой руки 7,1+0,2 7,60+0,30 8,42+0,28 9,22+0,21 9,52+0,25 9,81+0,24
15 Удержание вытянутых ног под углом 45°, сидя на полу 25,6+1,35 26,72+1,28 30,71+1,30 33,74+1,46 37,23+1,40 38,42+1,55
16 Приседание на двух ногах за 30 сек. 27,1+0,8 26,22+0,52 26,15+0,50 25,67+0,54 25,12+0,56 24,63+0,57
17 Количество приседаний на двух ногах 43,9+0,8 44,2+1,1 47,4+1,2 50,2+1,1 52,6+1,2 53,7+1,3
18 Удержание рук с грузом горизонтально 42,5+4,1 43,3+5,1 58,5+5,2 71,6+5,3 78,3+5,3 80,6+5,3
19 Вис на «шведской» стенке, угол 3,4+0,4 3,30+0,55 2,62+0,70 2,15+0,32 2,24+0,34 2,22+0,31
20 Удержание туловища 45°, сидя на полу 57,4+2,6 56,5+3,4 58,9+2,8 50,7+2,64 48,3+2,4 40,6+2,2
21 Удержание туловища у стены, ноги согнуты под углом 90° 84,3+7,0 82,6+6,1 77,3+5,0 74,6+3,9 71,1+3,2 70,4+2,6
22 Прыжок вверх с места 22,1+0,7 22,73+0,80 23,21+0,60 24,03+0,64 23,91+0,66 24,5+0,60
23 Поднимание туловища из положения лежа на груди, руки за головой 25,9+0,68 26,03+0,71 32,04+0,84 29,72+0,65 27,01+0,70 26,05+0,72
По нашим данным, у девочек в возрасте 10 - 15 лет превалирует торакальный тип телосложения (от 57,5 до 73,2 %), далее следуют дигестивный (от 13,6 до 16,3 %), астеноид-ный (от 7,0 до 12,5 %) и мышечный (от 4,7 до 10,0%) типы телосложения. С возрастом увеличивается доля девочек с торакальным и ди-гестивным типами телосложения, уменьшается доля с мышечным и астеноидными типами телосложения. Наибольшая доля девочек отнесена к торакальному типу развития (от 65,0 до 79,1 %), далее следует акселерированный (от 13,9 до 22,5%) и ретардированный (от 6,8 до 12,5%).
Таким образом, девочки в возрасте 1015 лет существенно различаются по типам телосложения и типам развития. Данные факторы оказывают существенное влияние на уровни развития силовых способностей у данного контингента девочек. В этой связи необходимо распределить занимающихся по типологическим особенностям, выделяя типы развития (акселерированный, нормальный, ретардиро-ванный) и типы телосложения (торакальный, мышечный, астеноидный и дигестивный).
Анализ возрастной динамики показателей силовых способностей у 250 девочек показывает, что многие тестовые задания изменяются не существенно. одни упражнения (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, сгибание и разгибание рук от гимнастической скамейки, подтягивание на низкой перекладине, приседание на двух ногах за 30 секунд, вис на «шведской стенке», удержание туловища под углом 45°, сидя на полу, удержание туловища у стены, ноги согнуты под углом 90°) имеют тенденцию к уменьшению, другие (прыжок в длину с мест, пятерной прыжок, подъем туловища из положения лежа, ноги согнуты в коленях, бросок набивного мяча сидя из-за головы, бросок набивного мяча сидя от груди, бросок набивного мяча стоя, кистевая динамометрия, удержание вытянутых ног под углом 45° сидя на полу, приседание на двух ногах, удержание рук с грузом горизонтально, выпрыгивание вверх с места) увеличиваются, а третьи (подъем туловища из положения лежа, поднимание туловища из положения лежа на груди, руки за головой) изменяются волнообразно.
По нашим данным, в возрасте 12 лет выявлены достоверные увеличения показателей: удержание рук с грузом горизонтально (35,1%, Р<0,05), удержание вытянутых ног под углом 45° сидя на полу (14,9%, Р<0,05), приседание на двух ногах (7,2%, Р<0,05). В возрасте 13 лет определены достоверные изменения в следующих упражнениях: улучшение в броске набивного мяча стоя (8,6%, Р<0,05); броске набивного мяча сидя из-за головы (6,9%, Р<0,05). В возрасте 14 лет достоверно улучшились результаты бросков набивного мяча из-за головы сидя (7,2%, Р<0,05), бросок набивного мяча от груди сидя (7,1%, Р<0,05), существенно ухудшились показатели поднимания и опускания прямых ног (9,1%, Р<0,05).
В возрасте 15 лет существенно ухудшились результаты: подтягивание на низкой перекладине (16,7%, Р<0,05), удержание туловища под углом 45° сидя (15,9%, Р<0,05). Таким образом, в возрасте 10-15 лет выявлены разнонаправленные изменения показателей, характеризующие силовые способности девочек.
Литература
1. Давыдов В.Ю., Шамардин А.И., Кроха А.И. Развитие моторики и морфофункциональные показатели у детей 7-10 лет различных конституционных типов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. №3. С. 46-47.
2. Крохина Т.А. Стандартизация показателей силовой подготовленности девочек среднего школьного возраста // Учен. зап. ун-та имени П.Ф. Лесгафта. 2012. №11(93). С. 62-66.
3. Левушкин С.П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с различными типами телосложения // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 2006. №6. С. 2-5.
Age-specific dynamics of strength abilities of girls aged 10-15 years old
There is given the analysis of strength abilities of girls aged 10-15 years old. Strength training at a secondary school is considered as a special-purpose process aimed at improvement ofpupils’ applied physical abilities and their health.
Key words: strength abilities, test tasks, pupils, strength exercises, methods, static condition, dynamic condition.