ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, ЛИМИТИРУЮЩИХ СКОРОСТЬ ПЛАВАНИЯ
Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов1 РГУФК, Москва, Россия
В течение пубертатного периода происходят качественные и количественные изменения в соматическом и функциональном облике пловцов. Данные о гетерох-ронности развития, возрасте максимальных годовых приростов и уровни матура-ции соматических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания, являющихся основополагающими для разработки тренировочных программ, направленных на интенсификацию роста этих показателей. Юные пловцы с разным типом биологического созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного физического развития, возрастных зонах наибольших темпов прироста, а также уровняхматурации соматических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания. Контроль за уровнем биологической зрелости особенно важен для определения сроков начала интенсивной силовой и функциональной тренировки в средних возрастных группах.
Ключевые слова: матурация, юные пловцы, многолетняя тренировка.
During pubertal period swimmers undergo quantitative and qualitative changes in their somatic and functional profile. The evidence of uneven development, age of maximum yearly increment and maturity of somatic, strength and functional indices limiting the swimming speed are critical for development of training programs aimed at boosting the above indices. Young swimmers with different types of biological maturity have significant differences in age-related physical development, age of the highest rate of increment and maturation of somatic, strength and functional indices limiting the speed of swimming. Controlling biological maturity level is especially important for determining the starting time for intensive power and functional training in the medium age groups of young swimmers.
Keywords: maturation, young swimmers, multiyear training
Целью многолетней подготовки юных спортсменов является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей к возрасту высших достижений. Этого нельзя достичь без рационального постро-е-ния спортивной подготовки в возрастных группах.
Необходимые траектория и диапазон развития физических качеств и функциональных систем обеспечиваются, с одной стороны, закономерностями и индивидуальными особенностями возрастного развития, с другой - качеством построения тренировочного процесса. Речь идет прежде всего о возрастной адекватности
1 Попов О.И.: E-mail:[email protected]
-15-
нагрузок, выборе оптимальной направленности тренировки, выборе наиболее эффективной структуры и величины нагрузок на отдельных этапах многолетней подготовки.
К числу биологических закономерностей, которые следует учитывать при разработке содержания и периодизации многолетней спортивной подготовки относятся:
• возрастная динамика роста и развития физических качеств и функциональных систем;
• гетерохронность роста;
• периоды наиболее интенсивного роста и возраст «пиковых» приростов;
• степень консервативности и изменчивости показателей в процессе развития и направленности тренировки;
• соотношение уровней зрелости различных функциональных систем на разных этапах многолетней подготовки;
• влияние индивидуальных темпов биологического созревания на динамику физических качеств и спортивных достижений и др.
Значительная часть многолетней подготовки приходится на пубертатный период, для которого характерны значительные количественные и качественные изменения в структуре физического потенциала юных спортсменов. Эти изменения затрагивают:
• соматическое развитие (опорно-двигательный аппарат);
• физиологическое развитие (нервную, гуморальную, сердечно-сосудистую, дыхательную и др. функциональные системы);
• развитие моторики (двигательных качеств, способностей и навыков);
• социально-психическое развитие (память, мышление, формирование мотивации и интересов).
Данные о гетерохронности развития, возрасте максимальных годовых приростов и уровни матурации соматических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания, являются основополагающими для разработки программ педагогического воздействия, направленных на интенсификацию роста этих показателей [1, 2, 3, 5, 6, 7, 13].
На рис. 1 представлена возрастная динамика длины и массы тела у квалифицированных пловцов членов сборных команд Москвы, России и СССР.
Из графиков видно, что имеет место тенденция увеличения значений длины тела и масса пловцов различных возрастов на протяжении четырех десятилетий. Пловцы 90-х годов уже на ранних этапах спортивной карьеры - в 11-12 лет значительно превосходят обычных школьников, так и пловцов предыдущих поколений по длине тела; по весу различия менее выражены. Пунктиром на графиках дефинитивные средние значения соединяются с величинами, характерными для модельных характеристик сильнейших пловцов. Однако, если учесть, что темпы роста морфологических показателей в 17-18 лет замедляются, то становится очевидным, что вероятность достижения модельных параметров сравнительно высока лишь у спортсменов, чья «траектория развития» расположена близко от верхней границы представленного на рис. 1 «коридора».
— 16 —
Длина тела, см 190 :
Масса тела, кг
80
70
60
Пловцы 90-х 50
Пловцы 80-х
Пловцы 70-х
Пловцы 60-х 40
Элита 80-х
Школьники
30
17 19
Возраст
Пловцы 90-х Пловцы 80-х Пловцы 70-х Пловцы 60-х Ж Элита 80-х а Школьники
17 19
Возраст
Рис. 1. Возрастная динамика длины и массы тела у пловцов разных поколений и школьников. Данные: пловцы 60-х - 90-х годов -архив кафедры плавания РГУФК, [8, 9, 12], школьники [4, 12].
Границы заштрихованного диапазона соответствуют 1 и 7 баллу по семибалльной шкале [11]. Большой затененный кружок соответствует модельным значениям для элитных пловцов
На рис. 2 представлены индивидуальные и средние данные многолетней динамики МПК, регистрируемые через 0,5 года. Из графика видно, что в с 11 до 13 лет величина показателя изменяется незначительно, затем начинается быстрый прирост. Однако индивидуальные траектории развития отличаются заметно. Так, у пловца А ускорение прироста зафиксировано в 12,5 лет, тогда как у Р - в 14 лет.
МПК, л/мин
Рис. 2. Возрастная динамика МПК у трех пловцов. Жирной линией обозначены средние данные
17
Соматические показатели, физические качества и функциональные возможности юных пловцов в возрастном диапазоне 11-18 лет развиваются гетерохрон-но (рис. 3).
Анализ динамики абсолютных и относительных приростов показал, что в возрастном диапазоне 11-16 лет кривая роста длины тела у школьников носит двухпиковый характер, у пловцов же - однопиковый с максимальным приростом в 13-14 лет. Пловцы вступают в пубертат в среднем на 1 год позже, чем школьники, что объясняется влиянием систематических занятий плаванием.
Динамика роста длины, массы тела и обхвата грудной клетки у мальчиков-школьников имеют два пика в возрастные периоды 12-13 и 15-16 лет, причем максимальные приросты этих показателей наблюдаются в 15-16 лет. У пловцов кривые роста массы тела и обхвата грудной клетки носят однопиковый характер. Максимальная прибавка массы тела у них происходит в возрасте 13-14 лет, а обхвата грудной клетки в 14-15 лет.
Обхват грудной клетки в возрастном диапазоне 11-16 лет больше у спортсменов, чем у школьников, причем от года к году эта разница увеличивается. Известно, что в спортивном плавании развитие дыхательного аппарата и биоэнергетических показателей определяет достижение высоких спортивных результатов.
Скачкообразность прироста соматических признаков имеет взаимосвязь с пиками приростов функциональных показателей, что, в конечном счете, определяет направленность тренировочных программ в эти возрастные периоды. Полученные данные о величинах погодовых приростов и возрастных зонах пиковых приростов соматических и функциональных показателей у пловцов и школьников является основополагающим материалом для разработки программно-нормативных документов для детей и подростков, занимающихся в СДЮСШ плавания и общеобразовательной школе.
Силовые показатели - индекс скоростно-силовой выносливости при работе на специальном тренажере 30 с (ИССВ), индекс силовой выносливости при работе
Д, см Длинатела
Д, кг
Масса тела
о 1° п -
00 7 00 / 6"
61 ( \ у 6- ґ/\ У 41
1 |Ч_/ ( \ V \ р \ "
2 - \ 2 - V/ \ 2 "
о о О 1
12 13 14 15 16
Возраст, лет
12 13 14 15 16
Возраст, лет
Д, см Обхват груди
Школьники
12 13 14 15 16
Возраст, лет
Рис. 3. Возрастная динамика годичных приростов тотальных размеров тела у пловцов и школьников
— 18 —
на специальном тренажере 3 мин (ИСВ) на 1-2 года отстают от «пиковых» приростов длины тела и совпадают с динамикой прироста массы тела (рис. 4). Полученные нами результаты по динамике функциональных показателей указывают на то, что развитие аэробного механизма энергообеспечения ^02шах) приходится на возраст 11-12, 15-16 лет, а анаэробное энергообеспечение (WпАнo) интенсивно развивается в 14-16 лет.
Наглядное представление о гетерохронности развития дают рассчитанные нами уровни матурации соматических, силовых и функциональных показателей (рис. 5) в процентах от дефинитивного уровня развития (условно это значения показателей в 18 лет).
Наиболее зрелым показателем во всех возрастах является длина тела. Масса тела и ЖЕЛ значительно уступают ей по уровню зрелости вплоть до возраста 14-15 лет. Силовые показатели отстают по уровню зрелости от массы тела на 1-2 года. Вероятно, биологические предпосылки для совершенствования силовой выносливости и скоростно-силовых качеств у мальчиков-пловцов складываются после 14 лет.
Функциональные возможности - VO2max, ЛВ, ЕхсС02 - до 14 лет значительно уступают по уровню зрелости соматическим показателям. Во всех возрастах уровень зрелости Vпано выше, чем у VO2max, что подтверждает готовность юных пловцов к экстенсивной аэробной тренировке. Наименее зрелым являются показатели анаэробной работоспособности, темпы созревания которых значительно отстают от аэробных возможностей.
Д, % 20 15 10 5
V Огтах
11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18 Возраст, лет
Д, % 25-
20
15
10
5
0
ИССВ
■I
п
11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18 Возраст, лет
11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18 Возраст, лет
Д, % 25 -
ИСВ
20
15
10
11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18 Возраст, лет
Рис. 4. Погодовые приросты функциональных показателей у пловцов-юношей
-19-
Рис. 5. Обобщенные уровни матурации соматических, функциональных и силовых показателей. 100 % - значение показателя в 18 лет. 1 - длина тела,
2 - масса тела, 3 - жизненная емкость легких, 4 - становая сила,
5 - сила тяги руками на суше на специальной скамье, 6 - индекс скоростносиловой выносливости при работе 30 с на специальном тренажере,
7 - абсолютное У02шах (л/мин), 8 - относительное У02шах (мл/кг/мин),
9 - минутная вентиляция легких при плавании, 10 - ЕхсС02 при плавании,
11 - скорость ПАНО, 12 - концентрация молочной кислоты после упражнения 4x50 м, 13 - средняя скорость в упражнении 4x50 м,
14 - сила тяги на привязи (при нулевой скорости)
Таким образом, закономерности возрастного развития соматических, силовых и функциональных показателей определяют содержание подготовки в возрастных группах - направленность тренировки, соотношение нагрузки разной направленности, объем и интенсивность применяемых нагрузок.
Исходя из представлений о сенситивных периодах развития, целенаправленную тренировку отдельных физических качеств следует проводить во время наиболее интенсивного прироста этих качеств (представлены в табл. 1). Наступление сенситивного периода является сигналом для аккордного применения тренировочных нагрузок, направленных на развитие тех качеств, которые в данный период растут наиболее быстрыми темпами.
У мальчиков-пловцов наиболее интенсивный прирост соматических показателей приходится на возраст 11-14 лет, силовой выносливости и анаэробной производительности на возраст после 14 лет. У девочек возрастные зоны прироста аналогичных показателей отмечаются на 2 года раньше.
-20 -
Таблица 1
Оптимальные возрастные периоды для развития физических качеств у юношей
О
Двигательные способности 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17
Тотальные размеры тела + ++ +++ +++ ++ +
Активная масса тела + ++ +++ ++ ++
Подвижность в суставах + ++ ++ ++ ++ +
Координационные способности ++ ++ ++ ++ ++ +
Аэробная общая выносливость + + + ++ +++ +++ ++ +
Максимальные аэробные способности + + +++ +++ +
Специальная анаэробная выносливость + +++ ++ +++
Скоростные способности + + + + + ++ ++ +
Максимальная сила + ++ +++ ++
Общая силовая выносливость + + + ++ ++ + +
Специальная силовая выносливость + ++ ++ +++ ++
Скоростно-силовые способности + ++ +++ ++
Специальная сила гребковых движений + ++ + ++ +++ ++
Примечание: + - средние темпы естественного прироста; ++ - высокие темпы естественного прироста; ++ - максимальные темпы естественного прироста.
Юные пловцы с разным типом биологического созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного физического развития, возрастных зонах наибольших темпов прироста, а также уровнях матурации соматических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания.
Контроль за уровнем биологической зрелости особенно важен для определения сроков начала интенсивной силовой и функциональной тренировки в средних возрастных группах.
ВЫВОДЫ
1. Выявлены закономерности возрастного развития морфофункциональный, биоэнергетических и моторных показателей, лимитирующих спортивные достижения в плавании (абсолютные величины, темпы возрастного развития, периоды наиболее интенсивного прироста, уровни матурации их соотношение в различных возрастах).
-21 -
2. Учет биологического возраста и полового диморфизма повышает надежность оценки спортивной перспективности и разработки адекватных тренировочных программ для каждого конкретного индивида.
3. Полученные экспериментальные данные явились основой для разработки программно-нормативной документации для ДЮСШ и СДЮШОР по водным видам спорта. Примененные методические подходы для решения поставленных задач, методы исследования и обработки данных апробированы в процессе работы и могут быть использованы для решения аналогичных задач в других видах спорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986. -191 с.
2. Булгакова Н.Ж., Платонов В.Н. Отбор и ориентация пловцов в системе многолетней подготовки // Плавание - Киев, 2000. - С. 150-188.
3. Булгакова Н.Ж., Чеботарева И.В. Изменение тренировочных программ и специальной подготовленности юных пловцов 11-16 лет за период 19701990 годов // Наука в олимпийском спорте. - 2001. - № 1. - С. 49-54.
4. Булгакова Н.Ж., Чеботарева И.В. Влияние многолетней тренировки в спортивном плавании на физическое развитие школьников 11-16 лет // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - Том 4. -М., 1998. - С. 152-157.
5. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития детей. - М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1976. - 279 с. —
6. Возрастная физиология / И.А. Аршавский, А.А. Маркосян, Х.Д. Ломазова и др. - Л.: Наука, 1975.
7. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: дис. ... д-ра пед. наук. - Минск-Челябинск, 1978.
8. Кашкин А.А. Проблема формирования специальной подготовленности юных пловцов на этапах многолетней тренировки. - Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М.: 2001. - 54 с.
9. Кашкин А.А., Морозов С.Н., Попов О.И. Комплексная оценка физического развития, силовой подготовленности, гидродинамических качеств, техники плавания и физической работоспособности юных пловцов. - М., 1996. - 96 с.
10. Плавание: Учебник для ИФК // Под ред. В.Н. Платонова. - Киев, 2000.
11. Спортивное плавание. Учебник для вузов физической культуры //
Под ред. проф. Н.Ж. Булгаковой. - М.: ФОН, 1996.
12. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация (биологические аспекты). - М.: ФиС, 1985. - 144 с.
13. Boulgakova N. SMection et preparation des jeunes nageurs. Editions Vigot,
Paris, 1990.