Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях
ПаХаюрыстш: еп хро™, еп рростыры, еп еьбеь
Выпуск 3
2015
страницы 31-47
Фомина Т. Ю.
Русские епископии эпохи Владимира Святославича
Формирование церковной иерархии и структуры управления в государстве - это длительный и сложный процесс. Если не принимать во внимание деятельность отдельных христианских миссий1, то появление церковного управления на Руси относится ко времени правления Владимира Святославича2, что подтверждается летописными известиями3. Предпосылки к возникновению церковной организации Киевской Руси так или иначе связывается исследователями с походом Владимира Святославича на Корсунь (988 г.)4. Степень достоверности описания данного исторического события и связанного с ним крещения князя справедливо может быть поставлено под со-
1 Синайский А. Л., свящ. Отношения древнерусской церкви и общества к латинскому Западу (католичеству): (Х-ХУ в.): Церковно-исторический очерк. СПб., 1899; Кузнецова А. М. Миссии латинской церкви: опыт христианского Запада и центральная и юго-восточная Европа на рубеже второго тысячелетия / / Христианство в странах Восточной, юго-восточной и центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Отв. ред. Б.Н. Флоря. М., 2002. С. 43-53; Иванов С. А.
1) Византийская религиозная миссия У111-Х1 вв. с точки зрения византийцев / / Христианство в странах Восточной, юго-восточной и центральной Европы. С. 11-31;
2) Византийское миссионерство. Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. С. 115-247; Гийу А. Византийская цивилизация / Пер. с франц. Д. Лоев-ского. Екатеринбург, 2005; Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). М., 2009. С. 344; Карпов А. В. Социокультурные факторы христианизации древнерусского общества в 1Х-Х вв. / / Человек верующий в культуре Древней Руси: Материалы международной научной конференции 5-6 декабря 2005 / отв. ред. Т.В. Чумакова. СПб., 2005. С. 155-160; Костро-мин К. А. 1) Церковные связи Древней Руси с Западной Европой (до середины XII в.): дисс. канд. ист. наук. СПб., 2011. С. 42; 2) Крещение князя Владимира и Запад // Толерантность в России: вопросы истории и ответы современности. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 20 ноября 2008 г. Волгоград, 2009. С. 53-55.
2 Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. С. 218, 356-357.
3 Лаврентьевская летопись / ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926-1928. Стб. 60-77.
4 Лаврентьевская летопись -122.
^Эо
мнение, т.к. единого мнения относительно места принятия христианства политической элитой древнерусского общества не существует даже в летописании. Так, известия древнейшей Лаврентьевской летописи5 и Никоновской летописи XVI в.6 уже содержат отголоски дискуссии, а описание обстоятельств принятия крещения, по меткому замечанию А. А. Шахматова, больше напоминают сюжет «литературного происхождения»7. Но, так или иначе, это событие традиционно в научных исследованиях рассматривается как отправная точка, событие, положившее начало формированию церковной организации на Руси. Вопрос о структуре церковного управления в первые десятилетия после крещения Руси решается неоднозначно. С определенной долей уверенности можно говорить лишь о том, что с момента возвращения князя Владимира в Киев появляются предпосылки для возникновения русских епископий8. Об этом свидетельствует целый комплекс факторов.
Так, византийские источники ничего не сообщают о принятии Русью христианства, не сохранилось известий и о направлении туда церковных иерархов. Известия русских летописей повествуют о возвращении Владимира из Корсуни в окружении «попов», архипастыри в свите не указываются9. Упоминаемый летописцем Анастас Корсунянин, насколько позволяют судить источники10, не принадлежал к числу архиереев, а вероятно и к духовному сословию тоже. Не ясен и сан Иоакима Корсунянина, ставшего во главе Новгородской епископии. Но примечателен и другой аспект. Согласно легенде, решение о крещении Владимира Святославича принималось
5 «Се же не сведуще право глть яко крстлся есть в Киеве и ини же реша в Васи-ливи друзии же инако скажють» (Лаврентьевская летопись / ПСРЛ. Т. 1. Стб. 111).
6 «Друзии же инако глаголють; но не истинствуют, не ведяще бо глаголют; истинно бо есть, яко в Корсуне крестился есть Володимер, якоже преже рекохом и написахом» (НЛ / ПСРЛ. Т. 9. М., 2000. С. 54).
7 Шахматов А. А. История русского летописания. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Ранние русские летописи Х-Х11 вв. Т. 1. Кн. 2. СПб., 2003. С. 297.
8 См.: Поппэ А. В. 1) Русские митрополии константинопольской патриархии в XI столетии / / Византийский временник. Вып. 28. М., 1968. С. 85-108; 2) Русско-Византийские церковно-политические отношения в середине XI в. // История СССР. 1970. №3. С. 108-124; Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989; Бибиков М. В. BYZANTINOROSSICA: Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. С. 59-60; Грицков В. В. Крещение Руси: В 2 ч.: Ч. I. Владимир Святой; Ч. II. Митрополит Михаил. М., 2009.
9 Лаврентьевская летопись / ПСРЛ. Т. 1. Стб. 116, 121.
10 Лаврентьевская летопи^ ' пии л т 1 гчл 1^9-110, 116.
-^Г30
в Константинополе, а следовательно, духовенство Корсуни не было правомочно поставлять архипастырей на Русь или, по крайней мере, облекать их какими-либо миссионерскими полномочиями.
Данное обстоятельство способствует тому, что в числе дискуссионных остается вопрос о первоначальном статусе русской церковной организации. Церковная историография и значительная часть светских исследователей, основываясь на сведениях поздней Никоновской летописи, предполагают в начальный период церковной истории Руси существование митрополии, тесно связанной с Византийской церковью11. На основании этого же источника реконструируется персональный состав русских первоиерархов. Так, по митр. Макарию последовательный ряд архипастырей выглядит следующим образом: Михаил (988-992), Леонтий (992-1008), Иоанн (1008-1035). Эту точку зрения разделяют многие исследователи12. Первые двое из приведенного перечня упоминаются как митрополиты в «Уставе Владимира», составленном в XII-XIII вв.13, причем на первое место ставится то один, то другой14. Результаты исследования А. В. Назаренко обоснованно доказывают, что митрополиты Михаил и Леонтий - фигуры вымышленные15. Третий архиерей - Иоанн - в ближайшем ко времени крещения источнике, «Житии Бориса и Глеба», именуется лишь
11 См. например: Барсов Т. В. Константинопольский патриарх и его власть над Русскою церковью. СПб., 1878. С. 443-543; Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви: история христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви. М. 1994. Т. 1. С. 19-20; Куп-ранис А. А. Печать Иоанна, митрополита России // Новгород и Новгородская земля: история и археология. Новгород, 1994. С. 207, 211.
12 См.: Laurent V. Aux origines de l Eglise russe: Létablissement de la hiérarchie byzantinye // Echo d Orient. 1939. T. 38. P. 279-29; Honigmann E. Studies in Slavic Church History. A) The Foundation of the Russian Metropolitan Church According to Greek Sources // Byzantion. 1944/1945. T. 17. P. 128-162; Müller L. Zum Problem des hierarchischen Status und der jurisdiktionellen Abhängigkeit der russischen Kirche vor 1039 // Osteuropa und der deutsche Osten. Bd. 6. Köln; Braunsfeld, 1959. S. 48-52; Poppe A. Panstwo i Kosciôl na Rusi w XI wieku. Warszava, 1968. S. 8-28; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 23-32.
13 Книга Степенная царского родословия / ПСРЛ. Т. 21. Вып. 1. СПб., 19081913. С. 113.
14 См.: Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / Изд. подг. Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 15, 16, 19, 22, 30.
15 Назаренко А. В. Архиереи Русской Православной Церкви (кон. X - сер. XIII в.) // Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви. Кн. 2. История русской церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988-1240). М., 1995. С. 663-667.
^Эо
архиепископом16, что косвенно подтверждается известиями Титмара Мерзебургского под 1018 г.17. Указанные обстоятельства служат дополнительными аргументами, подтверждающими мнение А. А. Шахматова. Он относил учреждение русской митрополии ко времени не ранее 1039 г.18, однако, вслед за М.Д. Приселковым, полагал, что первый русский иерарх мог быть в сане епископа19. Данные попытки усвоить первым русским иерархам высшие архиерейские должности являются мало обоснованными. На этапе возникновения русской церковной организации, основанной волевым решением Владимира Святославича, представляется наиболее вероятным, что ее возглавлял простой иерей. Акт крещения политической элиты и приезд на Русь части корсунского духовенства лишь открывал возможность для создания национальной церкви, с епархиальными институтами, управлением, клиром, богослужебной литературой. Этот процесс растянулся во времени и пространстве20. Так или иначе, функционирование митрополичей кафедры должно было быть сопряжено с существованием кафедрального храма, церковного управления, подвластных архиерею епископий, мирского духовенства и монашествующих.
Первой официальной христианской постройкой времени Владимира Святославича стала Десятинная церковь, но она была «вверена» не митрополиту, а Анастасу Корсунянину. Строительство кафедрального Софийского собора в Киеве летописные известия относят лишь к 1017-1037 гг.21, к концу данного периода источники
16 Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Изд. подг. Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 17-19, 53-59.
17 Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники 1Х-Х1 веков: Тексты, перевод, комментарий. М., 1993. С. 187.
18 См.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 44.
19 Шахматов А. А. Заметки к древнейшей истории русской церковной жизни / / Научный исторический журнал. №4. 1914. С. 54.
20 См.: Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в К-ХГУ веках. Погребальный обряд и христианские древности. СПб., 2002; Озерова Г. Н., Андреева Т. А., Артемьев Ю. М., Литвинова М. В. Первый отечественный атлас «Русская Православная церковь: из века в век». Современное состояние и перспективы / / Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2010 г./ отв. ред. В.В. Алексеев. Екатеринбург, 2010. С. 24-28.
21 Софийские летописи. Вып. 1. Софийская первая летопись старшего извода / ПСРЛ. Т. 6. М., 2000. Стб. 129, 177; Новгородская четвертая летопись. Ч. 1 / ПСРЛ. Т. 4. Пг., 1915. С. 108, 114; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Рязань, 20
фиксируют появление митрополита Феопемпта22. Именно его называет первым митрополитом Новгородская первая летопись, что подтверждают списки иерархов и данные сфрагистики23.
Церковное строительство в первые годы после официального крещения Руси крайне скудно освещено в исторических источни-ках24. Тем ценнее византийские свидетельства о «Росии», обозначе-ной среди митрополичьих кафедр константинопольского подчине-ния25, время появления которой относится к периоду до 997 г.26 Сохранились сведения о переводе на митрополию в «Росию» Фео-филакта, которого считают русским митрополитом27. Если по прин-
22 Софийская первая летопись старшего извода / ПСРЛ. Т. 6. Вып.1. Стб. 177; Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского / ПСРЛ. Т. 43. М., 2004. С. 53; НЛ. С. 80. См.: Никитенко Н. Н. 1) Княжеский групповой портрет в Софии Киевской и время создания собора // Памятники культуры. Новые открытия. 1986. Л., 1987. С. 237-244; 2) Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской. Киев, 2004. С. 72-73, 88, 341; Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 16.
23 Н1Л. С. 163. - Я. Н. Щапов ввел в научный оборот перечень митрополитов, начинающийся с Феопемпта. Список перечня относится к последней четверти XV в. Он обнаружен в Польской Национальной библиотеке (Варшава, Библиотека Ординации Замойских №124. Л. 99а). Его составление датируется периодом между 1283-1308 гг. (см.: Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной республики / Сост. Я. Н. Щапов. Вып 1. М., 1976. С. 51; Вып. 2. С. 139; Письменные памятники истории Древней Руси. СПб., 2003. С. 106-107). См.: Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Т. 1. М., 1979. С. 44, 174. №41. - Еще одна печать этого святителя, место находки которой не выяснено, хранится в США (Янин В. Л., Гайдуков П. А. Актовые печати Древней Руси. Т. 3: Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг. М., 1998. С. 27, 261. №41).
24 Беляев И. Д. Святый Владимир равноапостольный, великий князь Киевский и всея Руси. М., 1886; Аристов Н. Я. Первые времена христианства в России по церковно-историческому содержанию русских летописей СПб., 1888; Горди-енко Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. Л., 1984; ЕмеляхЛ. И., Кожурин Я. Я. Советская историческая наука о крещении Руси: В помощь лектору. Л., 1986; Белевцев И., прот. Образование Русской Православной Церкви // Богословские труды: сборник. М., 1987. Т. 28. С. 73-90; Дулуман Е. К, Глушак А. С. Введение христианства на Руси: легенды, события факты. Симферополь, 1988.
25 См.: Darrouzes J. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. P. 343, 349, 381, 388.
26 См.: Poppe A. Panstwo i Kosciol na Rusi w XI wieku. S. 25-28; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. С. 26.
27 См.: Poppe A. The Original Status of the Old-Russian Church // Acta Poloniae historica. Warszava, 1967. T. 39. P. 5-45; Поппэ А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси / / Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. (988-1237). СПб., 1996. С. 192; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. ( С. 48.
^Эо
ципу очередности в списках учреждение русской митрополии относится ко времени около 997 г., то сама русская митрополия ставилась то на 60-е, то на 71-е место, что девальвирует принцип исторической достоверности28.
Облик церковной организации на Руси перед принятием христианства и сразу после ее крещения не поддается полной и детальной реконструкции. В период до принятия официального крещения Руси мы можем говорить лишь о существовании отдельных христианских общин, а из кого состоял клир и как он был организован, известий не сохранилось. Для создания регулярной церковной организации после принятия крещения константинопольский патриарх едва ли мог послать епископов к князю Владимиру с целью занятия конкретных кафедр. В известиях о крещении Владимира высшее духовенство не упомянуто, отсутствуют они и при освящении Десятинной церкви. Весьма показательно, что наличие архиереев не отмечено при погребении Владимира Святославича.
В Лаврентьевской и Ипатьевской летописи с 988 по 1015 гг. епископы были упомянуты книжником только один раз - в связи с умножением разбойников в русской земле, когда архиереи со старцами убедили князя Владимира отступить от христианского смирения, не бояться греха и начать казнить виновных29. Имена епископов, возглавляемые ими кафедры летописцем не указаны. Таким образом, древнейшие источники не только не подтверждают информацию о существовании ряда епископий на территории Руси, но и не дают возможности судить о персональном составе высших церковных иерархов. Гораздо более полную информацию предоставляет Комиссионный список Новгородской первой летописи под 989 г.: «Крестися Володимиръ и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду. И прииде къ Новуграду архиепископъ Аким Корсунянин, и требища разруши, и Перуна посече...»30. Однако создание списка относится к XV веку, времени активного соперничества с Московским княжеством. Вероятно, именно поэтому новгородского летописца не интересуют имена и место служения «иных епи-
28 См.: ПоппэА. В. Митрополиты Киевские и всея Руси. С. 192.
29 Лаврентьевская летопись / ПСРЛ. Т. 1. Стб. 126-127; Ипатьевская летопись / ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1908. Стб. 112.
з° Н1Л. С. 159-160. Эта информация содержится в новгородской второй летописи. (Новгородская вторая и Новгородская третья летописи / ПСРЛ. Т. 3. Вып.2 Изд. 2-е. СПб., 1879. С. 1).
скопов» - ключевым фактом известия является демонстрация первенства новгородской кафедры и более высокий статус архиерея. Под тем же годом летопись помещает перечень русских епископий: «Первая киевьская митрополия, потом новгородчкая архиепискупья, та-коже черниговьская, переяславьска, белогородчьская, володимирь-ская, юргевьская, ростовьская, полочьская, смоленьская, тферьская, рязаньская»31. Несомненно, летописцы включили данный фрагмент в текст задним числом, поэтому в интерпретации перечня и оценке степени его достоверности у исследователей нет единого мнения32.
Официальный патриарший Никоновский свод содержит известия об активной деятельности епископов на территории Руси, однако их содержание может быть поставлено под сомнение. Годовая запись под 990 г. сообщает о походе митрополита Михаила с шестью епископами «Фотиевыми» (!), «з Добрынею дядей Володимеровымъ, и съ Анастасомъ» в Великий Новгород для сокрушения языческих идолов и обращения населения в христианство33. На следующий год с четырьмя епископами Михаил доходит до Ростова, «учаше всех ве-ровати», но епископа Ростов в то лето не обрел34. Утверждение кафедры здесь произошло только во время похода Владимира Святославича в Суздальскую землю. Тогда князь прибыл для крещения населения с двумя «епископами Фотиевыми». Одновременно был основан город Владимир на Клязьме и его первая деревянная церковь пресвятой Богородицы35.
Данные известия вызывают массу вопросов. Кем в действительности были «епископы Фотиевы»? Почему не все они удостоились участия в своеобразных «крестовых походах»? Почему с каждым последующим «походом» их количество уменьшается? Можно было бы предполагать, что они направлены Византией как миссионеры, и собственно территориальные округа для этих епископов предположительно должны были сформироваться в процессе христианизации древнерусских племен. Но духовные персонажи Никоновской летописи не могли относиться к высшей церковной иерархии Константинополя. Ни один известный источник не свидетельствует о том, что в рассматриваемое время существовали архиереи,
31 ШЛ. С. 164.
32 См.: Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIП вв. С. 62-69; Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне. С. 172-206.
33 НЛ. С. 63-64.
34 НЛ. С. 64.
35 НЛ. С. 64.
^Эо
пришедшие на Русь с намерением приобрести окармливаемый округ, сделать карьеру и обеспечить присоединение данных территорий к константинопольскому патриархату. Под 992, годом сообщается о поставлении уже митрополитом Леоном целой плеяды епископов: Новгороду и Пскову - Иоакима Корсунянина, Чернигову - Неофита, Ростову - Федора, Владимиру - Стефана, Белгороду -Никиту36. Никоновская летопись сообщает имена значительного числа иерархов, однако деятельность архиереев, за исключением новгородского епископа Иоакима Корсунянина37, не получила отражения в исторических источниках. Исследователи неоднократно обращали внимание на то, что Никоновская летопись ретроспективно проецирует привычные нормы церковной жизни XVI-XVII вв. на эпоху начальной христианизации. Но при этом Патриарший свод, так же как и ранние летописи, умалчивает об открытии епископий.
Для разрешения вопроса о времени зарождения и количестве древнейших русских епископий целесообразно привлечь и перечни русских епархий в составе списка митрополий Константинопольского патриархата. Впервые митрополия «Росии» (или «Киева Росии») упоминается в двух редакциях списка церквей, подчиненных константинопольскому патриархату, составленного в конце Х в. Затем русские епископии упоминаются в списках 1080-х гг., конца XII в. и в редакции XIII в.38. Среди епископий «Великороссии» в списке конца XII в., изготовленного в патриаршей канцелярии в последние годы правления императора Мануила I Комнина (11431180), перечислены: 1. Белгородская, 2. Новгородская, 3. Черниговская, 4. Полоцкая, 5. Владимирская, 6. Переяславская, 7. Суздальская, 8. Туровская, 9. Каневская, 10. Смоленская, 11. Галицкая39. Согласно византийской традиции последовательность перечисления епископий совпадала с хронологической последовательностью их появления и статусом, занимаемым в церковной иерархии. Однако данный список фиксирует лишь очередность возникновения епи-скопий, поэтому представляется сложным выделить те из них, что были основаны в период княжения Владимира Святославича.
36 НЛ. С. 65.
37 ШЛ. С. 159.
38 Список епископий Константинопольской церкви // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. II. Византийские источники. Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Сост., пер и коммент. М. В. Бибиков. М., 2010. С. 248-251.
39 Там же. С. 248; Назарен и славяне. С. 185.
Недостаток источниковой информации способствует попыткам реконструировать реалии столь удаленного исторического периода. Так, в трудах церковных историков достаточно уверенно и прямолинейно решается вопрос о появлении русских епископий. Например, в трудах архиепископа Амвросия (Орнатского) и митрополита Мануи-ла (Лемешевского) первой по времени создания называется Владимирская епархия на Волыни (988 г.). Возникновение Новгородской40, Черниговской41, Белгородской42 и Ростовской43 епископий относится к 992 г. Следующими в порядке появления кафедр названа Туровская епископия (1005 г.)44. В комментированных списках русских первоие-рархов, подготовленных М. Е. Губониным и коллективом авторов под руководством П. Н. Грюнберга, хронология появления русских епи-скопий представляется следующим образом: 1. Киевская (862 г.); 2. Новгородская (991/992 г.); 3. Ярославская (991/992 г.); 4. Черниговская (991/992 г.); 5. Белгородская / Великобелгородская (991/992 г.); 6. Владимиро-Волынская (991/992 г.); 7. Туровская (1005(1072) г.)45. Заслуживает внимания реконструкция епископских центров домонгольской Руси предложенная польским исследователем А. Поппе: 1. Белгород близ Киева (988 г.); 2. Новгород (988/ 990 г.); 3. Чернигов (988 г.); 4. Полоцк (988 г. или 1015/1024 г.); 5. Переяславль (Русский) (988 г. или 1036 г.)46. Расхождения в датировке возникновения епископских центров47 обусловлены в первую очередь особенностями
40 Амвросий (Орнатский), архиеп. История Российской иерархии: в 6 ч. М., 1807-1815. Ч. 1. С. 67; Мануил Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи 992-1892: в 3 тт. Т. 1. М., 2002. С. 535.
41 Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи 992-1892.
42 Амвросий (Орнатский), архиеп. История Российской иерархии. Ч. 1. С. 222, Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи 992-1892. Т. 2. С. 370.
43 Амвросий (Орнатский), архиеп. История Российской иерархии. Ч. 1. С. 114; Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи 992-1892. Т. 3. С. 92.
44 Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи 992-1892. Т. 3. С. 457. - О Туровской епископии см.: Лысенко П. Ф. К вопросу об учреждении туровской епархии // Восточная Европа в Средневековье: К 80-летию В. В. Седова. М., 2004.
45 История Иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки Иерархов по Епископским кафедрам с 862 года / Под ред. П. Н. Грюнберг. М., 2006. С. 908.
46 Поппе А. В. Карта Киевской митрополии и список ее епархий // Подскаль-ски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. С. 443-445.
47 Лебедев А. П. Собрание церковно-исторических сочинений. СПб., 1896; Флоровский Г. В. Избранные ^ . М., 2000; Пётр (Гайденко),
С. 358.
^Эо
древнерусской епископской канцелярии, а именно тем, что на Руси так и не появилась традиция ведения епископских листов48. Отрицательно сказалась на степени сохранности исторических сведений неустойчивость политической и церковной организации Руси домонгольского периода: частая смена митрополитов и епископов, изменения численности епископских кафедр по политическим, экономическим причинам, длительные периоды отсутствия на кафедрах архиереев, вмешательство в дела русской церкви светской власти, неоднородность канонических влияний и традиций, попытки проявления автокефальности в отношении к константинопольскому патриарху.
Русские летописные своды, как правило, создававшиеся в монастырской среде, не сохранили имена значительной части архиереев, стоявших во главе митрополии и епископий. Из всех русских земель только новгородские сводчики заботливо фиксировали историю своих владык. На период княжения Владимира Святославича единственным святителем, чья деятельность нашла отражение в источниках является Иоаким Корсунянин. Он совместно с Добрыней крестил новгородцев «огнем и мечом», построил в Новгороде церковь святых Иоакима и Анны, тринадцатиглавый деревянный Софийский собор49.
экви. М., 1903. С. 109, 1
Однако приводимую оценку святительства Иоакима можно рассматривать как одну из ранних попыток возвышения положения новгородского владыки в рамках русской церковной организации50.
Несмотря на значительное число спорных и явно недостоверных сведений, характеризующих церковное строительство эпохи Владимира Святославича, представляется очевидным целый ряд положений. Русская церковь не знала масштабной миссионерской деятельности, столь характерной для Западной и Восточной церкви изучаемого периода, т.к. была направляема только княжеской рукой. Летописные источники сообщают о возникновении епископских кафедр в крупнейших (но не во всех) политических центрах Руси и их организация осуществлялась при поддержке, нередко военной, со стороны княжеской власти. Если предположить существование на территории Руси эпохи Владимира Святославича сформированной структуры митрополии с административным делением на епископии и очерченными полномочиями архиереев, то при поставлении епископата в сан должны были быть соблюдены канонические требования, а именно - избрание епископов решением соборов51. Однако ранее 1051 г. источники не сохранили сведений о подобных мероприятиях русской церкви52. Таким образом, оснований утверждать, что киевские первосвятители времени Владимира и даже Ярослава рукополагали епископов, нет.
Немаловажным аспектом существования церкви является ее материальное обеспечение53. Путь Руси в этом направлении вполне закономерен. Христианская церковь на начальной стадии своего существования содержалась первоначально исключительно на добровольные пожертвования общины, а начиная с правления Константина Великого и до царствования императора Юстиниана церковь пользовалась финансовой поддержкой государства54. Владимир Святославич
Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 33; Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. М., 1888. С. 17.
50 Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси XI-XV вв. Т. 1. С. 56; Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 30-31.
51 Гидулянов П. В. Митрополиты в первые три века христианства. С. 133.
52 Лаврентьевская летопись / ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155.
53 Древнерусские княжеские уставы. С. 12-195.; Каштанов С.М. Жалованные грамоты на Руси ХП-ХГУ вв. // Средневековая Русь / Отв. ред. А. А. Горский. М., 1999. Ч. 2. С. 21-45.
54 Карташев А. В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1: Очерки по истории русской церкви. М., 1992. С. 112.
^Эо
также устанавливает порядок государственного содержания основанной им церкви. Уставом князь определяет десятину, которая предназначалась клиру выстроенного им храма Пресвятой Богородицы55. Насколько позволяют судить источники, это был единовременный акт передачи материальных ресурсов56, при этом экономические интересы епископов никак не отражены57. Говорить о десятине при Владимире Святославиче как регулярной дани с христианизированного населения в пользу духовенства мы не имеем достаточных оснований ввиду незначительного количества паствы после крещения. Некоторые исследователи сомневаются, что десятина с этого времени стала постоянным доходом священства епископских округов58. В целом можно говорить о том, что на начальной стадии развития церковной организации доходы архиереев были нерегулярными и незначительными59. Для понимания сути процессов необычайно важно принимать во внимание, что Византия не финансировала свои религиозные миссии на Руси60. Содержание иерархии целиком ложилось на княжескую власть.
55 Устав князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных // Древнерусские княжеские уставы. С. 18. См.: Суворов Н. С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнерусского права. Ярославль, 1888. С. 175-233; Новосельцев А. Л., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В., Шушарин В. П., Щапов Я. Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 298-300, 316-317; Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. С. 201-204.
56 Современные церковные исследователи полагают, что десятина - это централизованно собираемый с населения государственный доход (Ткаченко А. А. и др. Десятина // ПЭ. Т. 14. М., 2007. С. 452) с целью обеспечения духовенства и социальной деятельности - «темь попы набдети и сироты, вдовица и нищая». (Память и похвала князю русскому Владимиру / / БЛДР. Т. 1. Ш-ХП века. СПб., 1997. С. 318) Десятина, переданная князем Владимиром Святославичем, не единственное пожалование церкви пресвятой Богородицы. Лаврентьевская летопись под 1086 г. в эпитафии князю Ярополку, указывает «десятину дая стеи Бци от всего своего именья по вся лета». (Лаврентьевская летопись / ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207-208).
57 Лаврентьевская летопись / ПСРЛ. Т. 1. Стб. 124-125.
58 Щапов Я. Н. Государство и церковь в древней Руси. С. 76-7; Пётр (Гайден-ко), иером. Были ли епископат и духовенство Киевской Руси феодалами? // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 87.
59 Иванов С. А. Миссия восточнохристианской церкви к славянам и кочевникам: эволюция методов / / Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир. Вып. 10. М., 2001. С. 19.
60 Гайденко П. И. Становление высшего церковного управления в Киевской Руси: дисс. докт. ист. наук. Ека 6.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что при изучении церковной организации Руси эпохи Владимира Святославича исследователи вынуждены довольствоваться крайне скудным набором известий исторических источников. Данное обстоятельство способствует формированию целого комплекса историографических штампов, характеризующихся стремлением придать церковным событиям раннего времени черты регулярной канонической жизни. Анализ сохранившихся до наших дней известий свидетельствует о том, что предпосылки формирования полноценной церковной иерархии на Руси появляются после крещения Владимира Святославича и политической элиты; свидетельства об основании русских епископий, личности и деятельности епископата конца Х -начала XI вв. носят спорадический характер, характеризуются противоречивостью, нередко содержат легендарную основу; организация епископских центров, поставление архиереев и материальное содержание церкви на начальном этапе ее существования осуществляется княжеской властью.
Источники и литература.
1. Алексеев Л. В. Смоленская земля в !Х-ХШ вв. Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии. М., 1980. 202 с.
2. Амвросий (Орнатский), архп. История Российской иерархии: в 6 ч. М., 1807-1815. Ч. 1. 677 с.
3. Аристов Н. Я. Первые времена христианства в России по церковно-историческому содержанию русских летописей СПб., 1888. 186 с.
4. Барсов Т. В. Константинопольский патриарх и его власть над Русскою церковью. СПб., 1878. 578, [V] с.
5. Белевцев И., прот. Образование Русской Православной Церкви // Богословские труды: сборник. М., 1987. Т. 28. С. 73-90.
6. Беляев И. Д. Святый Владимир равноапостольный, великий князь Киевский и всея Руси. М., 1886. 48 с.
7. Бибиков М. В. BYZANTINOROSSICA: Свод византийских свидетельств о Руси. Т. 1. М., 2004. 736 с.
8. БЛДР / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. Т. 1. ХЬХП века. СПб., 1997.
9. Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989. 296 с.
10. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной республики / Сост. Я. Н. Щапов. М., 1976. Вып 1, 2.
11. Гайденко П. И. Становление высшего церковного управления в Киевской Руси: дисс. докт. ист. наук. Екатеринбург, 2011. 456 с.
12. Гидулянов П. В. Митрополиты в первые три века христианства // Ученые записки имп. Московского университета Юридического факультета.
^Эо
Вып. 25. М., 1905.
13. Гийу А. Византийская цивилизация / Пер. с франц. Д. Лоевского; предисл. Р. Блока. Екатеринбург, 2005. 552 с.
14. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. 597 с.
15. Гордиенко Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. Л., 1984. 287 с.
16. Грицков В. В. Крещение Руси: В 2 ч.: Ч. I. Владимир Святой; Ч. II. Митрополит Михаил. М., 2009. 528 с.
17. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / Изд. подг. Я. Н. Щапов. М., 1976. 240 с.
18. Дулуман Е. К, Глушак А. С. Введение христианства на Руси: легенды, события факты. Симферополь, 1988. 184 с.
19. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Т. 1. СПб., 1827. 346 с.
20. Едлинский М. Е., свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. СПб., 1901-1903 Т. 1. 362 с.
21. Емелях Л. И., Кожурин Я. Я. Советская историческая наука о крещении Руси: В помощь лектору. Л., 1986. 32 с.
22. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Изд. подг. Д. И. Абрамович. Пг., 1916. 128 с.
23. Иванов С. А. Византийская религиозная миссия VIII-Х вв. с точки зрения византийцев // Христианство в странах Восточной, юго-восточной и центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Отв. ред. Б.Н. Флоря. М., 2002. С. 11-31.
24. Иванов С. А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. 376 с.
25. Иванов С. А. Миссия восточнохристианской церкви к славянам и кочевникам: эволюция методов / / Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир. Вып. 10. М., 2001. С. 16-39.
26. Ипатьевская летопись / ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1908. 638 с.
27. История Иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки Иерархов по Епископским кафедрам с 862 года / под ред. П. Н. Грюнберг. М., 2006. 925 с.
28. Карпов А. В. Социокультурные факторы христианизации древнерусского общества в вв. // Человек верующий в культуре Древней Руси: Материалы международной научной конференции 5-6 декабря 2005 / отв. ред. Т.В. Чумакова. СПб., 2005. С. 155-160.
29. Карташев А. В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1: Очерки по истории русской церкви. М., 1992. 685 с.
30. Каштанов С. М. Жалованные грамоты на Руси XII-XIV вв. // Средневековая Русь / Отв. ред. А. А. Горский. М., 1999. Ч. 2. С. 21-45.
31. Книга Степенная царского родословия. Вып. 1 / ПСРЛ. Т. 21. СПб.,
1908-1913. 719 с.
32. Костромин К. А. Крещение князя Владимира и Запад // Толерантность в России: вопросы истории и ответы современности. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 20 ноября 2008 г. / Сост. и общ. ред. А.Н. Долгенко. Волгоград, 2009. С. 53-55.
33. Костромин К. А. Церковные связи Древней Руси с Западной Европой (до середины XII в.): дисс. канд. ист. наук. СПб., 2011. 186 с.
34. Кузнецова А. М. Миссии латинской церкви: опыт христианского Запада и центральная и юго-восточная Европа на рубеже второго тысячелетия // Христианство в странах Восточной, юго-восточной и центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Отв. ред. Б.Н. Флоря. М., 2002. С. 43-53.
35. Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. 406 с.
36. Купранис А. А. Печать Иоанна, митрополита России // Новгород и Новгородская земля: история и археология. Новгород, 1994- С. 205 - 212.
37. Лаврентьевская летопись / ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926-1928. 379 с.
38. Лавровский П. А. Исследование о летописи Якимовской. // Ученые записки II отделения импер. Академии наук. 1856. Кн. 2. Вып. 1. С. 77-160.
39. Лебедев А. П. Собрание церковно-исторических сочинений. СПб., 1896. 381 с.
40. НЛ / ПСРЛ. Т. 9. М., 2000. 256 с.
41. Лысенко П. Ф. К вопросу об учреждении туровской епархии // Восточная Европа в Средневековье: К 80-летию В.В. Седова. М., 2004. 352 с.
42. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви: история христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви. М. 1994. Кн. 1. 408 с.
43. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи 992-1892. Т. 1-3. М., 2002.
44. Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в К-Х^ веках. Погребальный обряд и христианские древности. СПб., 2002. 272 с.
45. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. М., 1888. 104 с.
46. Назаренко А. В. Архиереи Русской Православной Церкви (кон. X -сер. XIII в.) // Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви. Кн. 2. История русской церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988-1240). М., 1995. С. 663-667.
47. Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). М., 2009. 528 с.
48. Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники К-К! веков: Тексты, перевод, комментарий. М., 1993. 238 с.
49. Никитенко Н. Н. Княжеский групповой портрет в Софии Киевской и время создания собора // Памятники культуры. Новые открытия. 1986. Л., 1987. С. 237-244.
50. Никитенко Н. Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской. Киев, 2004. 415 с.
^Эо
51. Новгородская вторая и Новгородская третья летописи / ПСРЛ. Т. 3. Вып.2 Изд. 2-е. СПб., 1879.
52. Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского / ПСРЛ. Т. 43. М., 2004. 382 с.
53. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Рязань, 2001. 639 с.
54. Новгородская четвертая летопись. Ч. 1 / ПСРЛ. Т. 4. Пг., 1915. 320 с.
55. Новосельцев А. Л., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В., Шушарин В. П., Щапов Я. Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. 476 с.
56. Озерова Г. Н., Андреева Т. А., Артемьев Ю. М., Литвинова М. В. Первый отечественный атлас «Русская Православная церковь: из века в век». Современное состояние и перспективы / / Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 24-28.
57. Память и похвала князю русскому Владимиру // Богословские труды. М., 1989. Т. 29. С. 45-58.
58. Пётр (Гайденко), иером. Были ли епископат и духовенство Киевской Руси феодалами? // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 85-89.
59. Пётр (Гайденко), иером. Христианская церковь в Киевской Руси: история изучения. Становление церковной историографии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. № 2: История, история русской православной церкви. 2009. №2 (31). С. 7-19.
60. Письменные памятники истории Древней Руси / Отв. ред. Я. Н. Щапов. СПб., 2003. 385 с.
61. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). СПб., 1996. Т. 1. 572 с.
62. Поппэ А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. (988-1237). СПб., 1996. Т. 1. С. 443-471.
63. Поппэ А. В. Русские митрополии константинопольской патриархии в XI столетии / / Византийский временник. М., 1968. Вып. 28. С. 85-108.
64. Поппэ А. В. Русско-Византийские церковно-политические отношения в середине XI в. // История СССР. 1970. №3. С. 108-124.
65. Синайский А. Л., свящ. Отношения древнерусской церкви и общества к латинскому Западу (католичеству): (X-XV в.): Церковно-исторический очерк. СПб., 1899. 162 с.
66. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. СПб., 1862. 272 с.
67. Софийские летописи. Вып. 1. Софийская первая летопись старшего извода / ПСРЛ. Т. 6. М., 2000. !-ШП, 312 с.
68. Список епископий Константинопольской церкви // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. II. Византийские источники. Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Сост., пер и коммент. М. В. Бибиков. М., 2010. С. 276-299.
69. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. 1136 с.
70. Суворов Н. С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнерусского права. Ярославль, 1888. 233 с.
71. Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1962. Т. 1. 568 с.
72. Ткаченко А. А. и др. Десятина // ПЭ. Т. 14. М., 2007. С. 509-522.
73. Устав князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных // Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / Изд. подг. Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 12-84.
74. Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Цер-ковию или местно: Опыт описания жизни их. СПб., 1882. Т. 1.
75. Флоровский Г. В. Избранные богословские статьи. М., 2000. 416 с.
76. Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. 223 с.
77. Шахматов А. А. Заметки к древнейшей истории русской церковной жизни // Научный исторический журнал. №4. 1914. С. 54.
78. Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 2. Раннее русское летописание X-XII вв. СПб., 2003. 1021 с.
79. Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. 687 с.
80. Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. 232 с.
81. Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси XI-XV вв. Т. 1. М., 1979.
82. Янин В. Л., Гайдуков П. А. Актовые печати Древней Руси. Т. 3: Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг. М., 1998. 496 с.
83. Darrouzès J. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. 388 р.
84. Honigmann E. Studies in Slavic Church History. A) The Foundation of the Russian Metropolitan Church According to Greek Sources // Byzantion. 1944/1945. T. 17. P. 128-162.
85. Laurent V. Aux origines de l Eglise russe: Létablissement de la hiérarchie byzantinye // Echo d Orient. 1939. T. 38. P. 279-295.
86. Müller L. Zum Problem des hierarchischen Status und der jurisdiktionellen Abhängigkeit der russischen Kirche vor 1039 // Osteuropa und der deutsche Osten. Bd. 6. Köln; Braunsfeld, 1959. S. 48-52.
87. Poppe A. Panstwo i Kosciol na Rusi w XI wieku. Warszava, 1968. 252 s.
88. Poppe A. The Original Status of the Old-Russian Church // Acta Poloniae historica. Warszava, 1967. T. 39. P. 5-45.