УДК 930.85(075.8)
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТЕРЛИБАШЕВСКОГО МЕДРЕСЕ
Г.Г.Басырова
Аннотация. Целью данной работы является анализ культурно-просветительской, образовательной деятельности медресе и трудов преподавателей конфессионального учебного заведения села Стерлибашево. Особое внимание уделяется анализу благотворительного, педагогического наследия династии Тукаевых (Нигматуллиных) и осознанию исторической роли медресе в общественно- духовном развитии татарского, башкирского, киргизского и казахского общества.
Ключевые слова: конфессиональное образование, медресе, религия, ислам, методическая деятельность, выдающиеся личности
OCCURRENCE AND DEVELOPMENT OF STERLIBASH MEDRESES
G.G. Basyrova
Abstract. The aim of this research is analysis of cultural and educational practice of medrese and teachers of confessional educational institution of Sterlibashevo village. The special attention is paid to analysis of the Tukaevs (the Nigmatullins) heritage and perception of historical role of medrese in social and religious development of tatar, bashkir, kirgiz. and kazakh society in the early 18th and 19th centuries.
Keyswords: confessional education, medrese, religio, islam, educational and methodical work, outstanding persons
В просветительстве на рубеже XIX-XX вв. учебные заведения нового типа занимали значительное место, в частности такие знаменитые медресе, как «Мухаммадия» (1882г.) в Казани, «Ху-саиния» (1891г.) в Оренбурге, «Галия» (1907г.) в Уфе, медресе «Буби» (1781г.) в деревне Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии.
На основе исследования деятельности названных учреждений, проведен комплексный анализ истории развития просвещения и образования Стерлиба-шевского медресе (1720-1921гг.) Стер-литамакского уезда Оренбургской (Уфимской) губернии. Стерлибашевское медресе до реформы 1880 г. не отличалось совершенной учебно-
образовательной системой от более крупных конфессиональных центров. По рукописным дневникам - воспоминаниям, в старом медресе царил религиозный фанатизм. Основная часть населения Стерлибашево оставалась неграмотной, жила в состоянии крайней бедности. В
медресе большого селения уделяли внимание только образованию лиц мужского пола, а девочки-подростки обучались у жен духовенства в двух частных школах при медресе. Архитектура культовых зданий села не являлась уникальной, так как правительство до 1828 г. не обращало внимания на внешний вид и технический аспект возведения всякой значительной постройки. Реставрация старинных зданий мечети и богослужебных учреждений считалась внутренним делом каждой сельской общины. Архитектурный облик молитвенных домов определяли местные мастера народного зодчества, по проекту которых в свое время в Стерлибашево построены три мечети. Первая мечеть основана в 1724 г. В 1916-1917 г.г. в Стерлибашево возрождены ещё две деревянные здания мечети, которые постепенно становились ветхими. Однако мечети, медресе «Хусаиния» в Оренбурге, сооруженные в 1891г. по проекту А.Хусаинова из твердой горной породы, были долговеч-
ными и удобными [1,с.24]. Постройки Стерлибашевского медресе по разнообразию инфраструктуры отстаивало внушительную позицию, чем небольшие культовые здания в поселениях Оренбургской (Уфимской) губернии. Нельзя подвергать критике и принижать роль Стерлибашевского медресе, поскольку в то время, когда татары, башкиры и дети тюркского населения не могли получать знания в более просвещенных школах России, учебные заведения при мечети восполняли эту потребность. В Стерли-башевском медресе образование было доступно даже финансово- необеспеченным людям. С возрастанием роли и престижа медресе в Стерлибашево увеличилось количество обучающихся в нем. В этом медресе учились около ста учащихся из других губерний России. В отличие от сельских, также более просвещенных городских медресе, библиотека с богатым книжным фондом имела особое место в инфраструктуре богослужебного учреждения села Стерлиба-шево. Сохранившаяся коллекция восточных книг и рукописей свидетельствовала о богатстве 65 тысячного книжного фонда, о качестве преподавания дисциплин по учебно-образовательной программе медресе. По исследованиям, в старом кадимистском медресе шакир-ды учились по арабским и персидским книгам. Мугаллимы, придерживающиеся более прогрессивных взглядов, в собственноручных пособиях создавали известные трактаты на тюркском языке.
Один из основоположников медресе Нигматулла Биктимиров (Тукаев) (1772-1884)[2,с.63] в 1794 г. написал рукописную книгу по сравнительной грамматике арабских и тюркских языков[3,с.327-328].
Среди рукописей известных преподавателей медресе имелись учебники по истории, синтаксису, морфологии, также переводы с персидского языка на тюркские языки. Книги в настоящее время хранятся в Уфе в Национальной библиотеке имени А.-З. Валиди, в институте
истории, языка и литературы АН Республики Башкортостан.
С 1799г. в Казани развитие типографического дела, издание книг на татарском языке повлияло на качество образования, в чем объяснялся успех и авторитет мугаллимов Стерлибашевского медресе. С формированием национального татарского языка стиль книг менялась. Наблюдалось также сближение учебного материала с литературным татарским языком. В новометодном Стер-либашевском медресе преподавали такие дисциплины, как синтаксис татарского языка, логику, персидский язык, сопоставительный турецкий, арабский язык, этику, географию, геометрию, ша-кирды писали сочинения на тюркском языке. Для сравнения, в программу медресе «Буби», «Хусаиния» кроме вышеуказанных предметов были введены основы политэкономии, уроки физики, ботаники, этики, французский язык.
Нужно отметить, только по скудным документам из фондов Центральных Г о-сударственных Исторических архивов Уфы, Казани, Оренбурга без заключений археографической экспедиции крайне сложно было бы анализировать и комплексно представить общую картину учебно-воспитательной, культурнопросветительской деятельности Стерлибашевского медресе. По результатам исследований эпиграфических надписей на местах захоронений, подтверждены версии о жизнедеятельности в Стерли-башево следующих выдающихся личностей медресе. Хаттаты Гали Чалатай (село Стерлибашево), Г исматулла хаттат, Латифулла валад Зайнулла, Габдеррахим Галиев (1867-1966), Габдрахман Айдабулов(1881-1972), Гарифулла бине Габдулла (д. Яшерганово) оставили незабываемый след в эпитафиях. Надписи следующих кятибов и муэдзинов, как Мухаммадхасан бине Мухаммад-Амин бине Габделсаттар бине Уразгилде бине Госман бине Юнус (д. Халикеево), Габделсаттар бине Гатаулла (1888-1974)
(д. Тятер-Арсланово), Мухаммат хаттат, (д. Каргалы) сохранили сведения об историческом прошлом села. Следует признать, что тесное сотрудничество образовалось между каллиграфами медресе Стерлибашево и Каргалы Оренбургской губернии. Деятельность муфтиев, ученых, поэтов и писателей, также выпускников медресе неразрывно связана с историей села Стерлибашево [4, с.58]. Просветительство известных преподавателей мусульманского учреждения имело влияние на деятельность более мелких медресе Белебеевского, Стерлитамакского, Мензелинского, Бир-ского, Бугульминского, Бавлинского, Буздякского уезда Оренбургской (Уфимской) губернии и Муслимского, Актанышского, Кукмаринского уезда Казанской губернии. В медресе Стерли-башево деятели сельских конфессиональных учебных заведений приезжали повышать профессиональный уровень, что способствовало развитию качества образования и количества обучаемых в медресе. Богослов-реформатор
Р.Фахретдинов (1859-1936) до конца своих дней собирал материалы о духовенстве Стерлибашевского медресе. Ученый-теолог в своих трудах выделял педагогическую, культурно- просветительскую деятельность выдающихся личностей, заслуживающих внимания и уважения [16]. Благодаря благотворительной деятельности меценатов Ху-саиновых, Гадельшиных, Давлетшиных, Тукаевых, медресе в селе Стерлибашево стало одним из известнейших и популярнейших мусульманских учебных заведений Поволжья и Урала. Мугаллимы Гадельша бине Габдулла (1732-1812), Давлетша бине Гадельша (1757-1832), Габдулла Давлетшин (1811-1883), Габделгазиз Давлетшин (18??-19??) продолжили деятельность династии Давлетшиных, Гадельшиных.Одним из просвещенных сыновей Гадельши бине Габдуллы Богданова был старший сын Давлетша бине Гадельша (Давлетша халиф Ниязколый ат Торкмани) (1757-
1832). Знаток религиозных дисциплин Давлетша ишан (1757-1832) - один из наставников суфизма Стерлибашевских медресе. Давлетша бине Гадельша (Нияз-кули ат Торкмани ), после того как в медресе известного мугаллима получает прочные и глубокие знания, начинает преподавать в известных Стерлибашевских медресе, успешно продолжает традиции
преподавательской деятельности
уважаемых мугаллимов.По рукописным книгам Г. Давлетши, шакирды в медресе осваивали крепкие исламские знания [5,с.170]. Династия Тукаевых начиналась с первых переселенцев из д. Сала-выч Малмыжского уезда Вятской губернии. Тукаевы (Нигматуллины) являлись потомственными религиозными деятелями и состояли в родственных отношениях с другими духовными лицами деревни Салавыч Малмыжского уезда Вятской губернии и деревни Каргалы Оренбургской губернии [6,с.245-246]. Без личной печати и согласия Тукаевых не финансировался ни один мектеб или медресе в Стерлитамакском уезде Оренбургской губернии. Деятельность вышеназванных меценатов бесспорно имело влияние на просветительское движение татарского, башкирского и казахского народа. Тукаевы всячески помогали в государственных делах правительству, что укрепило место в системе образования представителей тюркских национальностей России. Например, М-Ш.Тукаев (1862-1932), как депутат Государственной Думы России из Уфимской губернии, внес свою лепту в развитие общественной мысли конца XIX-начала XX вв. Тукаевы преобразовали старометодное Стерлибашевское медресе на основе концепции педагогики джадидизма. Нигматулла Тукаев считал, что с 1869г. русский язык как государственный язык обязаны знать все мусульмане России. Для сравнения, например, в 1894 г. в медресе «Хусаиния» были открыты русские классы. В 1897г. изучение русского языка введено в про-
грамму медресе. В 1909 -1910 г.г. в Стерлибашево организованы для юношей классы с русским языком обучения. В начальных школах были открыты классы с русским языком обучения и для девушек.
В деятельности медресе, как и в других медресе Поволжья и Урала, наблюдалось противостояние сторонников сохранения старой системы преподавания и нового методов[7,с.10]. В Стерлиба-шевском медресе преподавали не только основы религии, были включены в программу и светские дисциплины. Следовательно, период реорганизации Стер-либашевского медресе проходил стабильно. Для сравнения, в 1905-1907 г. учащиеся требовали у администрации медресе «Буби» выполнение своих претензий по устранению беспорядков в учебно-образовательной системе. В 1911г., вследствие обвинения в проявлениях «пантюркизма», медресе «Буби» было закрыто. Медресе «Хусаиния» (1890-1891г-1917г.), как новометодное учебное заведение переведено в Оренбург.
В сохранении культуры и языка и стабильности в образовательной системе медресе огромную роль выполняли просвещенные учителя. Будучи религиозными реформаторами, многие просветители-мыслители, выдающиеся личности рассматривали проблему отдаления религии от цивилизации. Причиной отсталости населения являлась неграмотность, также фанатизм деятелей, отгородивших себя от всего прогрессивного. В медресе были преобразованы религиозные дисциплины, новые учебники были свободны от схоластики.
В 1915 г. в мектебе стали больше внимание уделять образованию лиц женского пола. Преподаватели сделали очень многое для повышения роли женщин в обществе. Гайша Баширова (1832-?), Гайша Тихонова (Тухватулли-на) (1897-?), Хуршида Бикбулатова, Ма-хисарвар Хальфина, Магианвар Насыро-ва, Мария Тихонова, Хайрат Хасанова,
Мавтуха Мухамедьярова, Магруй Му-хамедьярова были более приспособлены к порядку и благополучию. Просветители - женщины способствовали процветанию нации и культуры села Стерли-башево. Мухамедьярова Мавтуха Баки-ровна (1897-?) после окончания медресе «Гусмания» в Уфе до 1927 г. работала учителем в Стерлибашевской школе [8, с.5-13].Все духовные и душевные силы, способности они направили для благополучия населения.
Свидетельства, выданные выпускникам после окончания медресе, были равнозначны получению документа о среднем специальном образовании. Однако нужно сказать, что джадидистский мектеб не был общеобразовательным учреждением, а переходным типом от старого к новому учебному заведению.
В деятельности медресе были периоды расцвета и упадка. Стерлибашевское медресе было образовано одним из первых учебных заведений. Медресе являлось в свое время единственным очагом и центром просвещения в крае. Вся деятельность Стерлибашевского медресе доказала, что как учебное заведение оно оправдало свое предназначение. Из Стерлибашевских медресе вышло огромное количество духовных деятелей: первый муфтий Духовного собрания Мухаметзян Хусаинов, ученый- просветитель Габдулла Давлетшин, поэты Иба-тулла Салихов (1794-1869), Шамсетдин Заки (1825-1865), Мифтахетдин Акмул-ла (1831-1895), Хуснутдин Жданов, Гали Чокрый (1826-1889), Тухват Янаби (1894-1938), Габдерахим Усманов (17541836), Гали Рафики; политики Мирсаит Султангалиев, Дардманд (1859-1921); один из авторов рукописных книг Гали хальфа Чалатаев, также учителя, писатели, просветители. Среди выпускников Стерлибашевских медресе были известные духовные деятели своего времени в сане имамов-хатибов, настоятелей медресе, ишанов, ахунов, муфтиев. Муллы, муэдзины, имам-хатибы, шейхи, кази, ишаны, ахуны, мухтасибы, муфтии, то
есть лица, профессионально выполняли отправление религиозного культа, совершали исламское судопроизводство, разрабатывали и трактовали вопросов мусульманского права и богословия, а также являлись руководителями общины верующих.
Однако среди шакирдов религиозносхоластического медресе вышли не только служители ислама, но и люди, посвятившие себя народному
просвещению, также большое число преподавателей, литераторов, ученых.
Из ряда шакирдов, окончивших это медресе, вышли общественнополитические руководители, писатели, поэты, журналисты, педагоги.
По мнению исследователей, Стерли-башевское медресе было центром суфийской поэзии.[9,с.83] Поэзия Г.Утыз-Имяни, Ш.Заки, Г. Чокрый, М. Акмул-лы, Дардманд оказала сильное влияние на творческий подъем шакирдов медре-се[10]. Возникновение и распространение идей джадидизма в мусульманском мире не прошло бесследно и в России.
Учащиеся медресе учились в Турции, Каире, в Мекке и Медине, и передовая татарская и башкирская интеллигенция воспламенилась идеями мусульманских реформаторов. Опираясь на наследие Г. Курсави, Ш. Марджани, Х. Фаезханова, просветители приступили к преобразованию учебной системы, что оказало впоследствии огромное влияние на общественную жизнь. Они полностью изменили систему обучения медресе. Реформа, начатая ими еще в 90-е годы XIX века, активно была проведена в годы революции 1905-1907 гг. Джадидисткое медресе, основанное на звуковом методе, отличалось хорошей постановкой учебного дела и стало одним из центров образования для татар, башкир, киргизов и казахов. За период существования медресе села Стерлибашево были достигнуты определенные результаты, которые имели влияние в последующем на формирование и созданию общественной мысли. В связи с этим в деятельно-
сти медресе села Стерлибашево начинался второй период, в корне отличившийся от предыдущего. Стерлибашев-ское медресе способствовало развитию религиозной культуры и просвещения населения. В статьях, опубликованных в газетных материалах, отражены взгляды, мировоззрение религиозных деятелей. Критические статьи Р. Фахретдино-ва, Г.Биктимирова, М.Уметбаева, М.Ш.Тукаева посвящены главным образом раскрытию и переосмыслению основных вопросов религии. В своих трудах поднимали спорные вопросы и приглашали читателей к дискуссии.
Однако нужно отметить, что в процессе деятельности Тукаевых и других мугаллимов медресе, деятельность созданного ими конфессионального учебного заведения протекала неоднородно. Жизнь мугаллимов Стерлибашевского медресе с 1917 до 1937 г.г. была нелегкой. Многие медресе в постсоветский период вынуждены были остановить функционирование, но Стерлибашев-ское медресе продолжало свою деятельность параллельно с другими светскими школами. В 1921 г. проведен обыск в медресе, учителя подвергались преследованиям, а в 1923г. медресе закрыли [11 ,с.241 ] В 1929 г. в здании мечети и медресе начинает свою функцию сельский клуб [12,с.6]. Медресе, мечети были расформированы в 1930-1937 г. в клубы, школы, мастерские. В 1960-1970 г. г. эти здания были разобраны [13,с.3].
В советское время допущена историческая ошибка, в результате многие учебные пособия, книги сожжены, часть учебников из коллекции медресе была надежно спрятана, часть сохранившихся книг забрана сотрудниками НИИ РБ. Особенно тяжелым был период, когда религиозные деятели обвинялись в антигосударственной деятельности и подвергались преследованиям. К сожалению, просвещенные деятели села Стер-либашево не смогли избежать репрессий. Многие из названных личностей и
их семьи обвинены в измене к Родине и приговорены к высшей мере наказания.
Комплексное изучение деятельности учебного заведения и религиозных деятелей помогла избежать допущения ошибочной версии о мифической деятельности Стерлибашевского медресе. Однако нужно отдать должное, что Стерлибашевское конфессиональное учебное заведение в селе Стерлибашево, несомненно, внесло большой вклад в развитие национального образования и культуры башкирского, татарского, казахского народов.
Литература:
1. Шарипов А.А. Диссертация. Роль медресе «Хусаиния» в формировании и возрождении мусульманского образования в Оренбургском медресе. Казань, 2014. С.24.
2. Усманов В.М. Тарихи
ядкэрлэр.Уфа:Дизайн Полиграф Сервис,2005 .Б.58-128.
3. Аннотированная библиография трудов В.В.Бартольда.С.327-328.
4. Ф.6,оп.6,д. д.14045/8,С. 10. О распространении первоначального образования и русской грамотности, уменьшение вредного влияния духовенства,1865 г.
5. Зэйнуллин, З.Л.Стэрлебаш-шигьрият Yзэге // «Язмагел чэчэклэре», Стэрлетамак, 2009. Б.83.
6. Насыйбуллина,Н.Ш.Ерак еллар
кайтавазы //Тулпар,2013. № 5 Б. 63.
7. Фэхретдинов Р.Асаръ. 2т.,9^езьэ . Оренбург,1904.
8. Галиев, В.Л.Система образования в Стерлибашево в начале XVIII- XX вв.Уфа, 2011.С.5-13.
9. Зэйнуллин,З.Л.//Ватаным Татарстан,2009.
10. Зэйнуллин,З.Л .Эстэрлебаш
мэдрэсэсе.Казан,2011.Б.170.
11. Махмудов, М.Г. Стерлибаш! Горжусь
твоей судьбою! Уфа: «Белая Река»,
2000.С.241.10.
12. Хасанова Миннигуль. Живая память народа// Стерлибашевские родники». Стерли-башево,2006.С.6.
13. Батталова Х., Байгильдина. Выпускники сорокового // «Путь Ленина». Стерлибаше-во,1995. С.3.
Село Стерлибашево - в историческом прошлом самобытное поселение татар, башкир. В настоящее время национальные и мусульманские традиции уходят в глубокую древность. Дальновидные просветители продолжают сохранять и стараются передавать опыт и накопленные годами знания следующим поколениям. Открытие культовых мусульманских учреждений в 1991-1998г.г., [14,с.5] 2011-2014г.г. в Стерлибашево, функционирование небольших медресе при мечетях вселяет надежду в оптимистическое будущее исторического села Стерлибашево.
14. Махмудов, М.Г. Встреча через полвека// «Заветы Ленина», Стерлибашево, 2005.С.5
References:
1. Sharipov A.A. Thesis. The role of the ma-drassas «Hussaini» in the development and revival of Islamic education in the Orenburg madrasah. Kazan, 2014. P.24.
2. Usmanov V.M.Tarihi yadkэrlэr.Ufa: Design Printing Service 2005 . P.58-128.
3. Annotated bibliography V.V.Bartolda. P.327-328.
4. F.6, op.6, d.d.14045 / 8, C. 10. On the propagation of initial education and Russian literacy, reducing the harmful effects of the clergy, 1865
5. Zэynullin Z.L.Stэrlebash-shigriyat Yzэge // «Yazmagel ЛэЛэЫэге» Stэrletamak, 2009. P.83.
6. Nasyybullina N.Sh. Erak ellar kaytavazy // Tulpar, 2013. Number 5 P. 63.
7. Fэhretdinov R.Asar. 2m., 9ж;ezэ. Orenburg, 1904.
8. Galiev V.L.Sistema education Sterlibashevo at the beginning of XX XVIII- vv.Ufa, 2011. P. 513.
9. Zэynullin Z.L .// Vatanym Tatarstan, 2009.
10. Zэynullin Z.L .Estэrlebash mэdrэsэse.Kazan, 2011. P.170.
11. Makhmudov M.G. Sterlibash! Proud of your destiny! Ufa: «White River» 2000. P 241.10.
12. Hasanov Minnigul. People living memory // Sterlibashevskie springs. Sterlibashevo, 2006. P.6.
13. Battalova H., Baygildina. Graduates of the fortieth // «Path of Lenin».Sterlibashevo, 1995. P.3.
14. Makhmudov, M.G. Meeting in half a century // «Lenin's Testament» Sterlibashevo, 2005.Р.5
Сведения об авторе:
Басырова Гулсина Галиевна (с.Стерлибашево Стерлибашевского района Республики Башкортостан), учитель татарского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Basyrova G.G. (Sterlibashevsky region of the Republic of Bashkortostan), teacher of the tatar language and literature, municipal budget educational institution Secondary School №1