С.С. Сидоркин
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ АВТОРОВ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В статье раскрывается понятие аудиовизуального произведения, его место в Гражданском праве Российской Федерации. Автор анализирует проблемы интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: авторское право, объекты авторских прав, аудиовизуальные произведения, интеллектуальная собственность, автор, исполнитель.
Понятие «аудиовизуальные произведения» охватывает собой широкий круг кино-, теле- и видеопроизведений, которые рассчитаны на одновременное слуховое и зрительное восприятие аудиторией. Сюда относятся прежде всего кино-, теле- и видеофильмы, независимо от их жанра и назначения (художественные, документальные, научно-популярные, учебные, мультипликационные и т. д.), объема (полнометражные, короткометражные, многосерийные и т. д.), исполнения (звуковые, немые, черно-белые, цветные, широкоэкранные и т. д.), слайд-фильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения. Аудиовизуальные произведения являются особым видом произведений, упоминаемых законодателем в ст. 1263 ГК РФ.
Термин «аудиовизуальное произведение» в общегражданском законодательстве нашей страны впервые был употреблен в Основах гражданского законодательства СССР 1991 г.
На данный момент полное определение этого понятия дается в ст. 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений
© Сидоркин С.С., 2011
(с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».
Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности - произведений науки, литературы и искусства. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены (рукопись, изображение). Авторско-правовая охрана распространяется на произведение как нематериальное благо и не зависит от прав на тот материальный носитель, в котором это произведение выражено.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. К таким произведениям относятся: литературные произведения, включая программы для ЭВМ; драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы и др.); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и др.; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения и т. д. Перечень, приведенный в п. 1 ст. 7 Закона об авторском праве, носит примерный характер, и результаты интеллектуальной деятельности, в нем не названные, но отвечающие общим условиям охраноспособности, предусмотренным законом, подлежат авторско-правовой охране.
Произведение охраняется авторским правом независимо от способа его выражения, важно лишь, чтобы оно было воплощено в любой объективной форме, например в письменной, устной, в виде звуко- или видеозаписи, изображения, в объемно-пространственной форме.
Смена политической и экономической формации в России, развитие рыночной экономики затронули все сферы жизни российского общества. Развитие новых экономических отношений, появ-
Вознаграждение авторов аудиовизуальных произведений
ление независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, с необходимостью привели к кардинальному изменению статуса объектов интеллектуальной собственности и, в частности, аудиовизуальных произведений. В то время как кинопроизводство, кинопрокат, телевещательная деятельность перестали быть монополией государства, у обладателей прав на аудиовизуальные произведения появилась реальная возможность использования своих прав в качестве товара, средства для извлечения прибыли.
Бедственное положение российского кино, при этом по-прежнему признаваемого приоритетной отраслью, помноженное на взятый страной новый курс развития, привело к необходимости на деле реализовать права на аудиовизуальные произведения с целью получения средств для выживания в эпоху построения капитализма. Для фильмопроизводящих же организаций (киностудий) возможность свободной, коммерческой реализации прав является, по сути, экономической базой, финансовой основной всей деятельности, практически единственным способом изыскания средств для создания новых картин.
Так, творческий вклад в создание такого комплексного произведения, как кино- и телефильмы, вносят сценарист, художник, композитор, оператор, актеры и иные лица, труд которых синтетически объединяется искусством режиссера в новое художественное целое. При этом некоторые компоненты фильма, такие как сценарий, в том числе режиссерский, музыка, фотографические изображения (кадры), эскизы, рисунки и макеты декораций, костюмов, реквизиты и т. п., могут существовать и использоваться отдельно от фильма и имеют значение самостоятельных объектов авторского права. Другие компоненты, в частности творческий вклад режиссера, оператора, артиста и некоторых других лиц, могут быть выделены лишь теоретически, но практически не поддаются обособлению от фильма в целом и не могут быть использованы самостоятельно1.
Очевидно, что фильм, как и другие аудиовизуальные произведения, создается творческими усилиями многих лиц и является результатом деятельности коллектива людей, что дает теоретические основания для признания их соавторами. Однако и в прежнем, и в ныне действующем законодательстве данный вопрос решен иным образом. Согласно ст. 486 ГК. РСФСР 1964 г., авторское право на любые фильмы (за исключением любительских) принадлежало предприятиям, осуществившим их съемку. За авторами произведений, вошедших составной частью в соответствующий фильм, признавалось лишь авторское право на созданные ими произведения, но не на фильм в целом.
Аудиовизуальные произведения являются синтезом различных произведений и результатом творческой работы многих людей -художников, композиторов, актеров и т. д. Возникает вопрос о признании их соавторства. Действующее законодательство в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ признает авторство за тремя лицами: режиссером-постановщиком, автором сценария и композитором, являющимся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существующих ранее, так и созданных в процессе работы над ним, пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
Согласно п. 3 ст. 1263 ГК РФ право на вознаграждение закреплено за автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении. Эта норма адресована прежде всего кинотеатрам, которые должны выплачивать вознаграждение за публичное исполнение произведения согласно Положению о минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства, утвержденному постановлением Правительства РФ от 21 мая 1994 г. № 218. К большому сожалению, кинотеатры отказываются от выплаты вознаграждения, ссылаясь на то, что более 50 % своей выручки они отдают производителю. В связи с этим уже имели место судебные споры с кинотеатрами. Например, в Санкт-Петербурге суд обязал кинотеатр «Аврора» выплатить положенное вознаграждение автору музыки к фильму «Ширли-мырли» Т. Когану. А Российское авторское общество решило взыскать более 380 тыс. руб. с нескольких столичных кинотеатров в качестве вознаграждения в пользу американского композитора Д. Уильямса - автора музыки к фильму «Гарри Поттер и философский камень».
Говоря о телевизионных произведениях как самостоятельной разновидности охраняемых законом аудиовизуальных произведений, закон имеет в виду лишь такие произведения, которые специально созданы для показа по телевидению. Нет никаких оснований для отнесения к их числу произведений литературы и искусства, которые были опубликованы ранее и использованы телевидением без переработки. В этом случае их показ по телевидению должен рассматриваться только как способ их использования. Поэтому, например, театральный спектакль, переданный по телевидению, не становится в силу этого особым телепроизведением.
Вступившая в силу с 1 января 2008 г. 4-я часть Гражданского кодекса Российской Федерации заменила собой многие действующие
Вознаграждение авторов аудиовизуальных произведений
на тот период законодательные акты по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе авторского права. Правовое регулирование некоторых вопросов, связанных с реализацией авторских прав, подверглось весьма существенным изменениям. Ряд предусмотренных нововведений очень полезен для авторов, иных правообладателей и других заинтересованных лиц - участников российского рынка авторских прав. Однако, как отмечает профессор И.А. Близнец, приходится констатировать, что многие нововведения, предусмотренные ГК РФ, оказались все же не отработаны и не подкреплены практикой.
Представляется целесообразным продолжение работы над дальнейшим совершенствованием норм авторского законодательства. Действующее законодательство в области авторских вознаграждений характеризуется отсутствием полноты и определенности по некоторым важным вопросам.
В настоящее время только формируется судебная практика, связанная с наиболее спорными вопросами по выплате авторских вознаграждений.
Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции:
- 40 % - авторам;
- 30 % - исполнителям;
- 30 % - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных про-
изведений.
Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителям, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений.
Средства для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных це-
лях не взимаются с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.
Государственная аккредитация организации, которая будет заниматься сбором, распределением и выплатой вознаграждения за воспроизведение в личных целях, состоялась 20 сентября 2010 г.
Необходимо подчеркнуть, что сделан важный шаг на пути совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Но некоторые вопросы в отношении вознаграждения до сих пор остаются открытыми, так как некоторые авторы считают, что существующее распределение средств хоть и справедливое, но не совсем правильное. Как в любой другой сфере, необходимо, чтобы авторы, исполнители и изготовители вознаграждались в соответствии с затраченными ими усилиями. То есть размер вознаграждения должен быть гибким, а не строго установленным. На данном этапе развития авторского права говорится лишь об использовании фонограмм и аудиовизуальных произведений, а не о проделанной автором работе, что соответственно ущемляет права одних правообладателей в сравнении с другими.
Примечания
1 Антимонов Б.С., Флейшиц С.А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1957. С. 23.