ФИЛЬМ КАК ПРОДУКТ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
FILM AS A PRODUCTION OF THE CREATIVE INDUSTRY
УДК 330.123,791.4:347.78
СОКОЛьСКАя Мария Юрьевна
доцент кафедры социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат физико-математических наук, доцент, [email protected]
SOKOLSKAYA, Mariya Yurievna
Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities, Tourism and Hospitality, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, [email protected]
Аннотация.
В статье фильм (аудиовизуальное произведение) рассматривается как продукт креативной экономики, на который распространяются исключительные права, принадлежащие его создателям. Выявляются субъекты исключительных прав на фильм, как на аудиовизуальное произведение в целом, а также на произведения и исполнения, вошедшие в его состав. Приводятся формы и условия договоров, на основании которых в соответствии с действующим законодательством РФ определяются правообладатели исключительных прав на фильм, как на продукт креативной экономики.
Ключевые слова: креативная экономика, фильм, аудиовизуальное произведение, интеллектуальные права, авторские права, исключительные права, смежные права.
Abstract.
The article considers film (audiovisual work) as a product of the creative industry subjected to the exclusive rights that belong to its creators. It identifies subjects of exclusive rights on the audiovisual work as a whole, as well as on the works and performances included in its composition. It gives the form and terms of contracts in accordance with the current legislation of the Russian Federation, on the basis of which the right holder of exclusive rights to the film, as a production of the creative industry, is determined.
Key words: creative industry, film, audiovisual work, intellectual property rights, copyrights, exclusive property rights, neighboring rights.
Понятие креативной экономики впервые было введено в Великобритании в 1998 году Департаментом по культуре, СМИ и спорту [1]. В настоящее время к креативной экономике относятся 13 отраслей, использующих
результаты интеллектуальной деятельности [2]. Согласно классификации, выполненной Департаментом по культуре, СМИ и спорту Великобритании [3], отрасли креативной экономики предлагается разделить на семь групп:
1. Реклама и маркетинг.
2. Архитектура.
3. Дизайн и мода.
4. Кино, TV, видео, радио и фотография.
5. IT и компьютерное обеспечение.
6. Издательская деятельность.
7. Музыка, исполнение и изобразительное искусство.
Таким образом, креативную экономику можно определить как систему социально-экономических отношений, возникающих в отношении производства, распределения, обмена и потребления результатов интеллектуальной деятельности с высокой долей ценности, созданных в процессе творческого труда. В англоязычной литературе термины «креативная экономика» (creative industry) и «индустрия авторского права» (copyright industry) признаются равнозначными. Данные о вкладе креативной индустрии или индустрии авторского права (копирайт-индустрии) в национальный валовой внутренний продукт (ВВП) и занятость населения из отчета Всемирной организации интеллектуальной собственности [4] приводятся на рисунках 1 и 2. Средний вклад в ВВП и занятость составляют соответственно 5,18 и 5,32%. Отметим, что в подзаголовке данного отчета приводится формула креативной экономики:
Авторское право + Творческий потенциал = = Новые рабочие места + Экономический рост.
Смысл приведенной формулы состоит в том, что как показано в [5], интеллектуальный, креативный, а в особенности инновационный потенциал сферы культуры, способствует росту ВВП, занятости населения и ускорению социально-экономического развития народного хозяйства государства в целом.
Кинематография является отраслью креативной экономики, а ее основная продукция -фильмы - являются объектами интеллектуальной собственности. Существование такой отрасли невозможно без законодательного регулирования авторского права, так как в данном случае, помимо юридического значения, исключительные права приобретают экономический смысл. Собственно исключительные права - это
и есть основной продукт креативной экономики. Исключительные права в настоящее время являются общепризнанным экономическим активом. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возникновение авторских и исключительных прав как экономического актива, в процессе кинопроизводства в соответствии с законодательством РФ.
Фильм согласно Федеральному закону от 22.08.96 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (далее 126-ФЗ) определяется как созданное на основе творческого замысла аудиовизуальное произведение, отвечающее следующим требованиям [6]:
1. Произведение должно быть создано в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме.
2. Произведение должно состоять из изображений, зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров.
3. Произведение должно быть предназначено для восприятия с помощью соответствующих технических устройств.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ) аудиовизуальным произведением признается произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.
Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим: теле- и видеофильмы и другие подобные произведения. При этом неважно, каким образом и на каком носителе зафиксированы эти произведения [7].
Согласно ст. 1240 ГК РФ аудиовизуальное произведение (фильм) является сложным объектом, включающим несколько охраняемых
петербургский экономический журнал • № 1 • 2015
87
12.00%
10.00%
8.00%
6.00% -
4.00% -
2.00% ■
0.00%
А^. 5.18%
Рисунок 1
Вклад отраслей креативной индустрии в национальный ВВП
Рисунок 2
Вклад отраслей креативной индустрии в национальную занятость
результатов интеллектуальной деятельности (объектов авторского права).
На результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с гражданским законодательством признаются интеллектуальные права. Интеллектуальные права включают две основные компоненты.
1. Исключительное право, которое является имущественным правом. Обладатель исключительных прав вправе распоряжаться результатами интеллектуальной деятельности всеми способами, предусмотренными законодательством для имущественных прав.
2. Личные неимущественные права - право авторства, право на имя - и иные права -право доступа, право следования и др. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. С этими правами нельзя поступать так же, как с имуществом - продавать, передавать, наследовать.
Авторские права распространяются согласно ст. 1259 ГК РФ на такие результаты интеллектуальной деятельности, как произведения науки, литературы, искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В частности, к объектам авторских прав относятся:
• литературные произведения;
• драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
• хореографические произведения и пантомимы;
• музыкальные произведения с текстом или без текста;
• аудиовизуальные произведения;
• произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
• произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
• фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
• другие произведения.
Отметим, что список объектов авторских прав является открытым.
Согласно гражданскому законодательству авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, на часть произведения, на его название, на персонаж произведения. Необходимыми условиями признания авторских прав являются следующие условия:
• произведение может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора;
• произведение выражено в объективной форме, то есть форме, доступной для восприятия другими лицами. Такими формами признаются:
• письменная форма;
• устная форма (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме);
• форма изображения;
• форма звуко- или видеозаписи;
• цифровая форма;
• объемно-пространственная форма.
Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности на основании ст. 1303 ГК РФ признаются смежными с авторскими правами. К смежным правам относится исключительное право, а также личные неимущественные права. Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав. Перечень объектов смежных прав приводится в ст. 1304 ГК РФ и является закрытым. В частности, объектами смежных прав являются исполнения артистов-исполнителей и постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.
В процессе работы над созданием фильма могут возникать такие объекты авторских и смежных с авторскими прав, как режиссерская экспликация, произведения сценографического искусства - костюмы, декорации, а также режиссерская постановка исполнения, исполнение и озвучивание ролей, исполнение трюков, запись изображения, звукозапись и др.
петербургский экономический журнал • № 1 • 2015
89
Таким образом, фильм состоит из совокупности произведений и исполнений, созданных различными авторами. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), согласно п. 5 ст. 1263 ГК РФ, сохраняет исключительное право на свое произведение. Исключения составляют те случаи, когда это исключительное право было передано изготовителю (продюсеру) или другим лицам.
Отметим, что цитируемый выше из ГК РФ список субъектов авторских прав на произведения, входящие составной частью в аудиовизуальное произведение, так же, как и список самих объектов авторских прав, является открытым. В таблице приводится примерный список объектов авторских прав, возникающих при создании игрового фильма, и их субъектов.
Более точный список может быть составлен тогда, когда детально известна технология
и результаты каждого этапа производства фильма. Лицо, участвующее в производстве фильма, будет обладать авторскими правами при наличии двух обязательных условий:
1. В результате его творческого труда создается произведение, вне зависимости от его достоинств, включаемое в фильм.
2. Созданное произведение должно быть выражено в объективной форме.
За создание фильма отвечает продюсер. Согласно ст. 3 Федерального закона 126-ФЗ, продюсер - это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма. Именно продюсер заключает договоры с автором сценария, режиссером-постановщиком, композитором, обеспечивает формирование съемочной, монтажной и других производственных групп.
С авторами продюсер заключает договоры о приобретении прав на уже созданные объекты или договоры авторского заказа на создание произведений и исполнений.
Договоры о приобретении прав на уже созданное произведение могут заключаться в
Объекты и субъекты авторских прав
Объект авторских и смежных прав Субъект авторских прав
Сценарий (сценарное произведение) Автор сценария
Музыка (музыкальные произведения с текстом или без текста) Композитор
Режиссерский сценарий, режиссерская экспликация, постановка исполнения Режиссер-постановщик
Съемка (фиксация серий изображений, произведения, полученные способами, аналогичными фотографии) Оператор-постановщик
Звуковое сопровождение фильма, звуковая дорожка (звукозапись) Звукорежиссер
Исполнение, в том числе исполнение трюков Актер, каскадер
Костюмы (произведения сценографического искусства) Художник по костюмам
Грим (произведения сценографического искусства) Художник-гример
Декорации (произведения сценографического искусства) Художник-декоратор
Фильм (аудиовизуальное произведение) Режиссер-постановщик, автор сценария, композитор
форме договора об отчуждении исключительного права по ст. 1285 ГК РФ или лицензионного договора по ст. 1286 ГК РФ. Отметим, что в этих договорах должна быть указана сумма авторского вознаграждения. Договоры, в которых отсутствуют условия о размере вознаграждения или порядке его определения, считаются незаключенными.
По договору авторского заказа одна сторона (автор) по заказу другой стороны (заказчика) создает обусловленное договором произведение на материальном носителе или в иной форме. Материальный носитель произведения автор передает заказчику в собственность или во временное пользование. Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.
Договор авторского заказа согласно ст. 1288 ГК РФ может предусматривать отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором. К такому договору соответственно применяются правила ст. 1285 ГК РФ о договоре об отчуждении исключительного права. Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения о лицензионном договоре, предусмотренные статьями 1286 и 1287 ГК РФ.
Если продюсер приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в фильм, соответствующий договор в силу п. 1 ст.1240 ГК РФ считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Таким образом, если авторы хотят исключительное право на созданный объект оставить за собой, то в договоре это следует обязательно указать. В противном случае исключительное право в силу гражданского законодательства будет принадлежать продюсеру.
Так, автор сценария фильма обладает правами в отношении сценария, как самостоятель-
ного объекта исключительных прав. И если сценарий создается по заказу продюсера для конкретного фильма, и договором авторского заказа не предусмотрено иное, продюсер получает исключительные права на сценарий, как объект авторского права. Если договор предусматривает, что исключительные права на сценарий остаются за автором сценария, то договор считается лицензионным. Указанные права в этом случае передаются продюсеру на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права. Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, по гражданскому законодательству недействительны.
С режиссером-постановщиком заключается договор авторского заказа. Режиссер-постановщик при работе над фильмом создает целый ряд объектов авторских и смежных прав: режиссерский сценарий, режиссерская экспликация, постановка исполнения и т. д. Если заранее невозможно определить полный перечень таких объектов, то договор с режиссером можно заключить в отношении всех создаваемых им или с его участием в процессе работы над фильмом объектов авторских и смежных прав, входящих в аудиовизуальное произведение. Как правило, все исключительные права на использование всех объектов авторского права, созданных режиссером или с его участием в ходе работы над фильмом, отчуждаются.
Такие же рассуждения применимы в отношении авторских и смежных прав на создаваемые объекты, входящие в аудиовизуальное произведение, и к другим участникам создания фильма - субъектам авторских прав - оператору-постановщику, художнику-постановщику, звукорежиссеру, актерам и др. Отметим только, что при заключении договора с исполнителем, согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Но согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в ауди-
петербургский экономический журнал • № 1 • 2015
91
овизуальном произведении, должно быть на основании ст. 1317 ГК РФ отдельно выделено в договоре.
В ГК РФ особо оговариваются права композитора. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, согласно п. 3 ст. 1263 сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения. Как следует из арбитражной практики, обязанности по выплате вознаграждений композиторам вменяются кинотеатрам и другим организаторам публичного исполнения [8].
Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (фильм), являются обладателями исключительных прав только на созданные ими объекты. Как правило, с ними заключаются договоры, предусматривающие отчуждение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности: произведения, исполнения, входящие в состав сложного произведения. При использовании такого результата в составе сложного объекта за автором результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат.
Различают право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Как правило, в титрах к фильму указываются имена его создателей, несмотря на отчуждение их исключительных прав.
Следует отметить, что далеко не все участники производственного процесса являются субъектами авторских прав или становятся их обладателями в процессе работы над фильмом. Не признаются в соответствии со ст. 1228 ГК РФ авторами результата интеллектуальной деятельности лица, которые не внесли личный творческий вклада в создание такого результа-
та. Например, если они оказали автору только материальное, техническое, консультационное или организационное содействие или помощь. Также не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности лица, осуществлявшие контроль выполнения соответствующих работ. Поэтому с помощниками и ассистентами режиссера, оператора, звукорежиссера, техническим и административным персоналом, рабочими и т.д. продюсеру достаточно иметь обычные трудовые договоры или гражданско-правовые договоры подряда или возмездного оказания услуг.
Федеральным законом от 18.12.06 № 231-ФЗ установлено, что автор аудиовизуального произведения (фильма) или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения [9].
Действующим в настоящее время законодательством, а именно п. 2 ст. 1263 ГК РФ, установлено, что авторами аудиовизуального произведения являются:
• режиссер-постановщик;
• автор сценария;
• композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
Из этого положения следует, что и режиссер-постановщик, и автор сценария, и композитор, как авторы аудиовизуального произведения (фильма), наделены в силу ст. 1255 ГК РФ исключительным правом на произведение в целом, а также личными неимущественными правами и иными правами в случаях, предусмотренных законодательством.
С 01.10.2014 согласно поправкам, внесенным в статью 1263 Федеральным законом от 12.03.14 № 35-ФЗ, продюсеру принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения [10]. Диспо-зитивность введенного положения состоит в том, что субъектам авторских прав на аудиовизуальное произведение предоставляется
возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.
При этом независимо от того, в какой форме заключаются договоры о приобретении изготовителем фильма прав на результаты интеллектуальной деятельности авторов, продюсер приобретает некий аналог «права автора на имя». При использовании таких результатов в составе сложного объекта, согласно п. 4 ст. 1240 ГК РФ, продюсер вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Однако даже в том случае, когда все исключительные права авторов на произведения и исполнения, входящие в состав аудиовизуального произведения, отчуждаются в пользу продюсера, авторские права (имущественные и неимущественные) на аудиовизуальное произведение в целом сохраняются и у режиссера-постановщика, и у автора сценария, и у композитора.
Из внесенных Федеральным законом 35-ФЗ поправок в ГК РФ следует, что если договоры, заключенные с авторами аудиовизуального произведения, не предусматривают ограничения исключительных прав продюсера или авторов в отношении аудиовизуального произведения в целом, то он, наряду с авторами, приобретает исключительные права на фильм.
Таким образом, авторы совместно владеют исключительными правами на фильм, каждый из правообладателей может использовать произведение по своему усмотрению, если по каким-либо основаниям не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются в силу ст. 1229 ГК РФ соглашением между ними.
В соглашении, заключенном правообладателями, может быть установлен порядок распоряжения исключительным правом на фильм. Однако никаких требований к порядку заключения данного соглашения и к его содержанию в ГК РФ не приводится. Нет и запрета на то, что кто-либо из правообладателей оставит за собой право использовать фильм по своему усмотрению.
Доходы, как от совместного использования, так и от совместного распоряжения фильмом, распределяются между правообладателями поровну, если соглашением не предусмотрен иной порядок. Как отмечается в [10], вопрос о распределении доходов от совместного распоряжения правами может возникнуть, если кто-либо из правообладателей отчуждает свое исключительное право за плату или передает по лицензионному договору.
Если заключенные с авторами аудиовизуального произведения (фильма) гражданско-правовые договоры предусматривают отчуждение их исключительных прав на фильм в целом в пользу продюсера, то продюсер становится единственным обладателем исключительного права на аудиовизуальное произведение (фильм).
Если авторы произведений и исполнений, входящих в аудиовизуальное произведение, или авторы аудиовизуального произведения в целом состоят в трудовых отношениях с продюсером, то созданные ими объекты авторских прав могут признаваться служебными произведениями. Необходимым требованием для признания произведения служебным является то, что оно должно быть создано в пределах трудовых обязанностей работника.
Согласно гражданскому законодательству исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Данная норма права также имеет диспозитивный характер. По вопросам применения этой нормы имеется арбитражная практика, результаты которой, например, были обобщены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 15 2006 г. [11]. Из указанного Постановления следует, что исключительные права авторов как на аудиовизуальное произведение в целом, так и на образующие его произведения и исполнения, созданные по служебному заданию работодателя и за его счет, либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, отчуждаются в пользу
петербургский экономический журнал • № 1 • 2015
93
работодателя, если трудовым договором не предусмотрено иное.
Отчуждение исключительных прав как на аудиовизуальное произведение (фильм) в целом, так и на произведения и исполнения, вошедшие в его состав, единственному лицу (продюсеру) существенно упрощает распоряжение указанными результатами интеллектуальной деятельности, а также их использование.
Под распоряжением исключительным правом понимаются возможность его отчуждения по договору об отчуждении исключительного права другому лицу, а также возможность предоставления другому лицу права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности в установленных лицензионным договором пределах.
Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
• воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме;
• распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
• публичный показ произведения;
• публичное исполнение произведения;
• сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению и др.
Подводя итоги, отметим следующие установленные факты. Гражданское законодательство непосредственно предусматривает, что если продюсер приобретает право ис-
пользования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в фильм, по договору авторского заказа соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права.
Отчуждение исключительных прав авторов в отношении результатов интеллектуальной деятельности, в том числе в отношении аудиовизуального произведения в целом, созданных в рамках служебного произведения, работодателю обосновывается арбитражной практикой.
Отчуждения исключительных прав на аудиовизуальное произведение в целом для его авторов, с которыми заключаются гражданско-правовые договоры, законодательство непосредственно не предусматривает. Арбитражной практики, в которой было бы установлено, что исключительные права авторов отчуждаются в пользу изготовителя, если это не предусмотрено договором, пока нет. Поэтому отчуждение изготовителю исключительных прав авторов на аудиовизуальное произведение в целом, по мнению автора, следует предусматривать в заключаемых с авторами договорах гражданско-правового характера.
В заключение еще раз подчеркнем, что основной «продукцией» киноиндустрии являются исключительные права на аудиовизуальные произведения. В процессе распоряжения исключительными правами и их использования правообладатели вступают в отношения с потребителями, осуществляют реализацию исключительных прав потребителям. Вклад от реализации этих прав в креативную экономику и национальный ВВП подлежит оценке.
Список литературы
1. Creative Industries Mapping Document 2001. URL: http://webarchive.nationalarchives. gov.uk/20121204113822/http://www.culture.gov.uk/reference_library/publications/4632. aspx (дата обращения: 05.01.2015)
2. Скорчеллетти Д. С. Особенности инновационных процессов в сфере культуры // Петербургский экономический журнал. 2013. № 1(1). С. 49-51.
3. Classifying and Measuring the Creative Industries. Consultations on proposed changes. April 2013. URL: https://www.gov.uk/government/consultations/classifying-and-mea-suring-the-creative-industries-consultation-on-proposed-changes (дата обращения: 05.01.2015).
4. 2014 WIPO Studies of the economic contribution of the copyright industries. Overview. URL: http://www.wip o.int/exp ort/sites/www/copyright/en/performance/p df/economic_ contribution_analysis_2012.pdf (дата обращения: 05.01.2015).
5. Евменов А. Д. Инновационная деятельность как фактор интенсификации развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2013. № 1(1). С. 44-48.
6. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.96 № 126-ФЗ (ред. от 05.05.14). URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 05.01.2015).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 (ред. от 31.12.2014). URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2015).
8. Электронное правосудие. URL: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 05.01.2015).
9. Федеральный закон о введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.06 № 231-ФЗ (ред. от 22.12.2014). URL: http://base. consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2015).
Консультант плюс. Специальный выпуск. «Изменения положений Гражданского кодекса о правах на результаты интеллектуальной деятельности (35-ФЗ от 12.03.2014)». URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 05.01.2015). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.06 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах». URL: http://base.consultant. ru/ (дата обращения: 19.01.2015).
петербургский экономический журнал • № 1
2015
95