Научная статья на тему 'Возмущение братии Валаамского монастыря в середине XIX века'

Возмущение братии Валаамского монастыря в середине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
891
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ИГУМЕН ВЕНИАМИН (МАНУИЛОВ) / ВОЗМУЩЕНИЕ МОНАСТЫРСКОЙ БРАТИИ / СМЕЩЕНИЕ НАСТОЯТЕЛЯ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МОНАСТЫРЕ / СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) / ИГУМЕН ДАМАСКИН (КОНОНОВ)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суслов Агафангел

В статье автор анализирует внутримонастырские дисциплинарные отношения на Валааме. Рассматриваются причины и особенности возмущения братии данной обители в сороковые годы XIX в., последовательно раскрываются этапы смуты и результат расследования священноначалием этого дела. Выявляются канонические, догматические и нравственные причины смещения игумена Валаамского монастыря Вениамина с должности настоятеля. Статья написана на основании материалов из архивных фондов Санкт-Петербурга и Валаамского монастыря в Финляндии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monks’ Disturbance at the Valaam Monastery in the Middle of the 19th Century

In the present article the author analyzes monasterial disciplinary interrelations on Valaam. He observes the reasons and characteristics of monks’ disturbance in this convent in 40s of the 19th century, consistently uncovers the stages of disturbance and the result of hierocracy’s investigation. Canonical, dogmatic and moral causes of a displacement of Valaam Monastery’s guardian hegumen Veniamin are determined. The article is based on materials from the funds of Saint-Petersburg and Valaam Monastery in Finland

Текст научной работы на тему «Возмущение братии Валаамского монастыря в середине XIX века»

История монашества в Синодальный период

Иеромонах Агафангел (Суслов)

ВОЗМУЩЕНИЕ БРАТИИ ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА

В статье автор анализирует внутримонастырские дисциплинарные отношения на Валааме. Рассматриваются причины и особенности возмущения братии данной обители в сороковые годы XIX в., последовательно раскрываются этапы смуты и результат расследования священноначалием этого дела. Выявляются канонические, догматические и нравственные причины смещения игумена Валаамского монастыря Вениамина с должности настоятеля. Статья написана на основании материалов из архивных фондов Санкт-Петербурга и Валаамского монастыря в Финляндии.

Ключевые слова: Валаамский монастырь, игумен Вениамин (Мануилов), возмущение монастырской братии, смещение настоятеля, дисциплинарные проблемы в монастыре, синодальный период, святитель Игнатий (Брянчанинов), игумен Да-маскин (Кононов).

Валаамский монастырь, знаменитый русский Северный Афон, имеющий свою богатую историю1 и особое значение2 для Русской Православной Церкви, содержит в себе некоторую затемненную и печальную страницу — дисциплинарные конфликты и возмущение монастырской братии в сороковые годы XIX в. Пик этого процесса приходится на время правления игумена Вениамина (Мануилова)3. Именно с возмущением монашествующей братии связано отстранение этого игумена от должности настоятеля. В существующей церковно-исторической литературе эти события рассмотрены только косвенно и неполно. Причиной малой освещенности данного вопроса в императорской России являлось, видимо, нежелание церковных историков обличать и озвучивать недав-

Иеромонах Агафангел (Суслов) — соискатель степени кандидата богословия при ПСТГУ на кафедре Истории Русской Православной Церкви (agafangel01@ya.ru).

1 История Валаамского монастыря богата не только историческими фактами и событиями, но также различными мистификациями, вроде подделок Сулакадзева, а потому и колебаниями историков в отношении даты основания обители. См.: Охотина-Линд Н.А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 3-6; Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 5-6.

2Валаам значим для Русской Православной Церкви как по особо уединенному, островному своему положению, так и по сугубо аскетической жизни Валаамских монахов. Валаамское слово о Валаамском монастыре. Исторический очерк. СПб., 1991. С. 3-11.

3Игумен Вениамин (Мануилов Владимир) на Валааме занимал должность настоятеля с 1833 по 1838 гг. ЦГИА СПб. Ф. 1883. Оп. 53. Д. 192. Послужной список настоятеля Авраамиева Городецкого монастыря игумена Вениамина. Л. 1-3об.

ние негативные факты монастырской жизни, происходившие вблизи от северной столицы империи. В советские годы историки по известным, идеологическим причинам практически совсем не исследовали церковные вопросы. В настоящее время имеются в наличии необходимые источники для беспристрастного освещения данной проблемы4. Разумеется, изучаемые события имеют положительный интерес: уточнение фактов, что позволит выявить истинные причины нестроений в монастыре, снять обвинения с некоторых лиц, и оценить роль этого прецедента (смуты) для последующего развития Валаамского монастыря. Кроме того, работа позволяет обозначить малоисследованную деятельность архимандрита Игнатия (Брянчанинова), как благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии, а также понять его последующие распоряжения и действия, касающиеся Валаамского монастыря.

Одной из причин возмущения братии, произошедшего в сороковых годах XIX в., было желание восстановить на Валааме древние иноческие уставы Са-ровской пустыни. Попытка, на первый взгляд, похвальная и положительная, однако на практике, как оказалось, неудачная и даже предосудительная. Древний, строгий устав обители возвращен не был, а братия нарушила иноческие обеты послушания и на долгое время лишила монастырь мирного устроения и молитвенного, спокойного состояния. При дальнейшем рассмотрении, однако, становится еще более очевидно, что факты и события, сопутствующие возмущению, в той или иной степени, обусловили последующее развитие и процветание обители, наступившее во второй половине XIX в.5.

Таким образом, как смута, так и умиротворение братии имеют большое значение для оценки духовного состояния Валаамского монастыря в первой половине XIX в., а также для понимания его последующего возрастания. Особое влияние эта смута и проблемы, связанные с ней, оказали на развитие духовной близости между архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) и будущим настоятелем Валаамского монастыря игуменом Дамаскиным (Кононовым) в последующий период. Источниковой базой для исследования смуты и причин ее

4Доступны монастырские архивные материалы, находящиеся в Финляндии на Новом Валааме.

5В результате смуты на Валааме был назначен новый игумен Дамаскин (Кононов), а период правления этого настоятеля, стоявшего во главе обители с 1839 по 1881 гг., как правило, называют временем особого процветания Валаама. Немирович-Данченко В.И. Крестьянское царство. Наши монастыри. Валаам. СПб., 2009. С. 427-436; Лесков Н.С. Монашеские острова на Ладожском озере. СПб., 1874; Духоносный пастырь Валаама. Жизнеописание и поучения игумена Да-маскина Валаамского. М.: 2001; Валаамский избранник. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2007.

возникновения являются документы синодальных дел из фондов 796 и 797 в РГИА6, описания Валаамского монастыря, составленные архимандритом Игнатием (Брянчаниновым)7, а также сведения, изложенные во взаимной переписке благочинного архимандрита Игнатия и игумена Дамаскина8.

Следует несколько слов сказать об историческом контексте, т.е. о ситуации в Валаамском монастыре в конце XVIII и начале XIX вв. Для Валаама это был период возрождения обители после бедствий, связанных с нападением шведов на северные российские границы9. Возобновление монастыря на острове связано, прежде всего, с именами митрополита Гавриила (Петрова)10 и игумена Назария (Кондратьева)11. Последний, с благословения священноначалия, принес на Валаам в 1782 г. строгий общежительный устав Саровской пустыни12.

6В статье использовалась информация из следующих дел: «Протокол от Санкт-Петербургской Духовной Консистории по делу, начавшемуся в ней по изветам заштатного игумена Варлаама и монаха Иосии, о появившейся якобы в Валаамском монастыре масонской ереси». РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082а. 1838 г.; «По рапорту С. Петербургского митрополита Серафима о беспорядках, допущенных настоятелем Валаамского монастыря Вениамином». РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082. 1838 г.; О противозаконных поступках игумена Вениамина. РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18153. 1835 г.; По доношению игумена Варлаама о беспорядках в Валаамском монастыре и о подсудимых: монахе Порфирии, иеромонахе Аполлосе, архимандрите Платоне, игумене Платоне. РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18170. 1837-1841 г.

1 Игнатий Брянчанинов, свт. Описание Валаамского монастыря и смут бывших в нем // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. III. М., 2002. С. 394-413.

8Письма игумена Дамаскина к разным лицам. Приложение // Валаамский избранник. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2007.

9Коняев Н. Апостольский колокол. Повествование о Валаамском монастыре, его древностях и святынях. СПб., 2003. С. 14.

10Гавриил (Петров) на Санкт-Петербургской кафедре с 1770 по 1799 гг. (1770-1775 гг. архиепископ С. Петербургский, 1775-1783 гг. архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 г. митрополит). Именно он направил духовно опытного Саровского подвижника возрождать духовную жизнь на Валааме со испытанному уставу Саровской пустыни. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший период. М., 2004. С. 116-119.

11Назарий (Николай Кондратьев) род. в 1733 г. в селе Аносова, Кадомского уезда, Воронежской губернии в семье причетника. В 1752 г. поступил в Саровскую пустынь. 20 декабря 1761 г. пострижен в монашество. 22 октября 1762 г. рукоположен во иеродиакона. 4 декабря 1776 г. рукоположен во иеромонаха. 7 марта 1782 г. назначен настоятелем Валаамского монастыря. В 1801 г. освобожден от должности настоятеля и уволен на покой. 14 апреля 1804 г. возвращен в Саровскую пустынь. Скончался 23 февраля 1809 г. Степашкин В.А. Преподобный Назарий Валаамский подвижник Саровской пустыни. Н. Новгород: Изд. отд. Нижегородской епархии, 2009.

12 Чистович И.А. История Православной Церкви в Финляндии и Эстляндии. СПб., 1856. С. 96.

В последующие годы игумены монастыря сменялись13, и отношение к данному уставу становилось неоднозначным. Новые поправки и изменения в монастырском уставе, которые составлялись с благой целью «исправить замеченные недостатки», критиковала и отвергала Валаамская братия. Недовольство монахов выражалось во взаимных подозрениях, жалобах и доносах, что вызывало соответствующую реакцию священноначалия: «с 1817 года ездит на Валаам синодство»14 со следствиями и проверками монастыря. Сложные отношения между братией и новыми настоятелями подчас только усугублялись данной ранее императорской властью привилегией — избирать игумена из среды своей монастырской братии15. Очевидно, что бывший рядовой инок не всегда охотно и адекватно воспринимался всем братством в качестве абсолютного начальника над остальными.

Определенные сведения об истоках смуты в среде валаамских иноков дает розыск священноначалием и светской властью в обители сомнительных, без должных документов, лиц. Это расследование проводилось за 10 лет до возникновения смуты и отчасти характеризует людей, находившихся в монастыре. В числе «сомнительных личностей» оказались не только наемные рабочие, труд-ники и послушники, но также монахи и иеродиаконы Валаамского монастыря16, часть из которых оказалась несостоятельными должниками (укрывались от платежа долга), остальные скрывались в монастыре от череды рекрутской повинности. Большинство выявленных сомнительных лиц было тогда же удалено из

обители или предано суду светской власти17. Особо тщательное расследование

^ 18

проводилось о лицах, принявших постриг и рукоположенных в священный сан .

13В период с 1801 по 1839 гг. на Валааме сменились игумены: Иннокентий (1801-1823), Ионафан (1823-1830), Варлаам (1830-1833), Вениамин (1833-1839). См.: Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2011. С. 65-74.

14Игнатий Брянчанинов, свт. Описание Валаамского монастыря и смут бывших в нем // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. III. М., 2002. С. 409.

15Указ Святейшего Синода «О назначении настоятеля Валаамского монастыря из числа братии обители». ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 15. Д. 343. 1813 г. Л. 1-16об. На это Высочайшее дарование ссылается в своем письме заштатный игумен Варлаам (датированном 9 февраля 1835 г.) РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18153. 1835 г. О противозаконных поступках игумена Вениамина. Л. 1-8об.

16Расследование «По высочайшему повелению о проживающих в Валаамском монастыре сомнительных людях». РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 11639. 1828-1833 г. Л. 6, 10об., 29, 35, 56.

17В числе беспаспортных лиц (среди рабочих) проживающих в Валаамском монастыре оказалось 32 крестьянина Кегскольмского уезда, которые были возвращены в свои деревни. РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 11639. 1828-1833 г. Л. 35.

18Среди них оказались иеродиаконы Павел, Афанасий, Израиль, монахи Сергий и Палладий, которые были вытребованы комиссаром в Выборг, а после получения у них показаний возвраще-

Люди, оказавшиеся в монастыре по лукавым причинам, без искренних монашеских стремлений, были инородными иноческому братству. Зачастую, они способствовали возникновению напряженных отношений между игуменом и братией обители, которые, таким образом, составляли удобную почву для возникающих конфликтов.

Еще одной опасной группой на Валааме были иноки-ревнители сугубого благочестия. Большинство из них не имели ни духовного, ни светского обра-зования19. Обрядам и букве монастырского устава ревнители традиций придавали значение догмата. Любые изменения в уставе обители, в богослужении, в назначении послушаний, в распорядке келейной жизни они воспринимали как отступление от основ православного монашества, как апостасию. Считая себя обязанными защищать истины веры, они сообщали священноначалию и светским руководящим лицам (правящему архиерею, Духовной консистории, обер-прокурору) о происходящих изменениях в обители. Различные проступки братии они представляли как повод сомневаться в православии настоятеля, кричали о порочной жизни игумена, наместника и другого монастырского начальства20. Эта группа «защитников древнего благочестия» была опасна своей чрезвычайной активностью, безаппеляционностью и несомненным сознанием своей правоты. Естественно заметить, что возмущение и сомнения, рассеиваемые этими лицами, быстро распространялись в среде остальной братии, а также достигали ушей трудников и паломников обители, заставляя и их колебаться в доверии к монастырскому начальству.

Третьей, не менее агрессивной и опасной группой лиц на Валааме были ссыльные арестанты, т.е. лица, находившиеся под епитимьей (подначальные). Валаамский монастырь в XIX веке стал использоваться не только как место

ны в монастырь. По ходатайству митр. Санкт-Петербургского и Новгородского Серафима Высочайшим повелением дела этих лиц изъяты из ведения Выборгского суда, причем иеродиаконам Израилю и Афанасию не запрещено рукоположение в сан священства. РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 11639. 1828-1833 г.

19«Из 115 человек братии лишь 16 грамотны, но и то могут только почитывать и подписывать» (8 из них из духовного звания без семинарии, 4 из дворян, 4 из купцов). Игнатий Брянчанинов, свт. Описание Валаамского монастыря и смут бывших в нем // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. III. М., 2002. С. 402.

20Соответственно возникающим подозрениям к игумену в «порче Православия» и «порочной жизни» наместника монастыря возросло число возмущений и доносов в среде братства в это время. РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082.1838 г. По рапорту Санкт-Петербургского митрополита Серафима о беспорядках, допущенных настоятелем Валаамского монастыря игуменом Вениамином. Л. 1-1об.

уединенной, созерцательной молитвы и сугубой аскезы, но в качестве места ссылки и вынужденного здесь заключения. Сюда для принудительного исправления направляли лиц, лишенных сана, совершивших канонические или другие (не уголовные) преступления против Церкви или общества. Архимандрит Игнатий (Брянчанинов), будучи благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии, описывал опасное влияние этих ссыльных лиц на Валаамскую бра-тию21 . Спустя некоторое время он однозначно потребует вывода подначальных с Валаама как необходимую меру для нормализации духовных и административных отношений в монастыре22. Игумен Дамаскин (Кононов) впоследствии также большую часть времени своего настоятельства проведет в борьбе с практикой использования Валаамского монастыря как места заключения и ссылки 23

епитимийцев .

При такой обстановке в монастыре назначение нового настоятеля, игумена Вениамина (Мануилова)24, было по-разному воспринято валаамскими иноками. Одни увидели в этом явное нарушение Высочайше данного им Саровского устава, который предписывал избрание игумена из среды своего братства. Другие отнеслись к назначению с пониманием. Возникшие несогласия в среде

21 «Они [подначальные] сами приходят в отчаяние, подают резкий пример безнравственности братиям, соблазняют их беседами злыми, послабляют их в благочестивых подвигах». Игнатий (Брянчанинов), свт. Описание Валаамского монастыря и смут бывших в нем // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. III. М., 2002. С. 400.

22Там же. С. 395-419.

23Еще в 1864 г. игумен Дамаскин пишет к митр. Исидору (Никольскому): «Наболелась душа с епитимийцами <...> одно может ее (обитель) успокоить, это дражайший указ Святейшего Синода, освобождающий ее от помещения в ней всякого рода штрафных лиц <...> исходатайствуйте нам этот указ, умоляем, незабвенный Владыко!» АФВМ: Еа: 35. Д. 47. 1859-1864 г. О подначальных. Л. 32об.

24Вениамин (Мануилов Владимир) из купцов, в 1802 г. поступил Кирилло-Новоезерский монастырь. 7 марта 1807 г. определен в послушники. 22 марта 1813 г. пострижен в монашество. 14 декабря 1813 г. рукоположен во иеродиакона, 3 февраля 1818 г. посвящен во иеромонаха. 9 марта 1830 г. назначен игуменом Отенского монастыря. 1 октября 1832 г. перемещен настоятелем Коневского монастыря, а также определен благочинным над Валаамским монастырем. 9 августа 1833 г. определен в первоклассный Валаамский монастырь настоятелем с оставлением в должности благочинного над Коневским и Валаамским монастырями. В феврале 1839 г. уволен от настоятельской должности и определен в костромской Ипатьевский монастырь для дальнейшего рассмотрения его дела. 4 марта 1841 г. определен настоятелем Железноборовского монастыря. 3 июня 1841 г. назначен наместником Ипатьевского монастыря. Скончался 13 мая 1845 г. на 63-м году жизни. См.: Послужной список настоятеля Авраамиева Городецкого монастыря игумена Вениамина. ЦГИА СПб. Ф. 1883. Оп. 53. Д. 192. Л. 1-3об.

монашествующей братии остальных иноков подвигли на размышления — какой стороны должно держаться.

Непосредственным поводом к постановке вопроса в Синоде о несоответствии игумена Вениамина и должности строителя Валаамского монастыря послужил донос в Духовную Консисторию заштатного игумена Варлаама (Давыдова)25, содержащий в себе множество обвинений. В письме о. Варлаам на восьми листах излагает все проступки и преступления правящего игумена Вениамина, а также, какие он, Варлаам, предпринимал действия и обличения к вразумлению настоятеля. Далее доноситель сообщает, что обличения его не оказали нужного воздействия на игумена Вениамина, и он по-прежнему пребывает без исправления26. К факту возбуждения следственного дела также причастны доносы монаха Иосии27 и иеромонаха Иезекииля28. Обобщая множество свидетельств и фактов нарушения монастырской жизни священноначалием обители из этих доносов, обвинения можно сформулировать в трех параграфах:

— отклонение от содержания истин Православной веры монастырским начальством, возникновение масонской ереси в Валаамском монастыре (игумен покрывает еретиков из братии, значит и сам еретик)29;

— различные и множественные обвинения в безнравственной и порочной жизни (блуд, воровство, гордость, оскорбления и уничижение братии и т.д.);

25Варлаам (Давыдов Василий) родился в 1767 г. в Москве. Поступил в Валаамский монастырь в 1795 г. В 1796 г. определен в послушники. 22 апреля 1798 г. пострижен в монашество игуменом Назарием. 18 августа 1801 г. посвящен во иеродиакона. 8 сентября 1805 г. рукоположен во иеромонаха. 30 марта 1830 г. возведен в сан игумена митр. Серафимом с награждением набедренником и палицей. 1833 г. уволен от настоятельской должности. Скончался 26 декабря 1849 г. АФВМ: Ва: 3, № 1 за 1838 г.; Памятная кладбищенская книга, № 215; Никон (Беляев), иеромонах, Иосиф (Полевой), иеромонах. Жизнеописание почивших скитян // Неизвестная Оптина. СПб., 1998 г. С. 326-336. Цит. по: Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 654.

26РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18153. 1835 г. О противозаконных поступках игумена Вениамина. Л. 1-8об.

27Игнатий(Брянчанинов), свт. Описание Валаамского монастыря и смут бывших в нем //Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. III. М., 2002. С. 410.

28Донос иеромонаха Иезикииля в 23 пунктах содержит свидетельства и показания о нарушении на Валааме монастырским начальством правил монашеской жизни. Среди различных местнических обвинений присутствуют также тяжкие обвинения в преступлениях, несовместимых с равноангельской монашеской жизнью. Отдельное расследование по этому доносу было прекращено за бездоказательностью многих обвинений и смертью самого доносителя. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 24. Д. 29.1832-1840 г. По прошению Коневского монастыря, иеромонаха Иезекииля о разных предосудительных поступках братии Валаамского монастыря. Л. 1-14об.

29РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082а. 1838 г. Л. 2-2об.

— канонические обвинения (игумен презирает и меняет устав Валаамского монастыря, осуществляет кардинальные изменения в богослужении, сам игумен не избран из числа братии монастыря)30.

Перед лицом таких неоднократных и постоянных свидетельств священноначалие в столице необходимо должно было организовать очередное расследование и назначить комиссию для выявления изложенных в доносах нарушений в Валаамском монастыре. В следственную комиссию вошли: архимандрит Игнатий (Брянчанинов) и игумен Серафим (Козлов)31, которые по предложению обер-прокурора Синода Н.А. Протасова были командированы Святейшим Синодом в Валаамский монастырь 31 января 1838 г.32

Рассмотрение обвинений вероучительного характера. В ходе следствия комиссией было установлено, что первую информацию о возникшей ереси игумен Вениамин получил 4 декабря 1836 г.33, когда монах-пустынник Амфило-хий (Брелихов)34, придя к нему, объявил, что, по сообщению рясофорного монаха Иакова, монах Порфирий развивает учение противное Православной Апостольской Церкви. На другой день сам монах Иаков подтвердил игумену все, что прежде было сказано монахом Амфилохием настоятелю. Игумен Вениамин, придя к указанному монаху Порфирию, при обыске изъял у него книгу госпожи Гийон35, содержащую различные мистические опыты этой женщины, а также

30РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18153. 1835 г. Л. 1-8об.

31 Серафим (Козлов Семен Федорович) родился в 1796 г. в Санкт-Петербурге. 15 апреля 1820 г. определен в послушники. 29 ноября 1824 г. пострижен в монашество игуменом Ионафаном. 11 мая 1825 г. рукоположен во иеродиакона. 2 июня 1834 г. перемещен по желанию в Сергиевскую пустынь. 28 июня 1834 г. посвящен в иеромонаха. 22 марта 1837 г. назначен строителем Череме-нецкого монастыря, 28 февраля 1838 г. возведен в сан игумена. АФВМ: Ва: 3, № 25. 1833 г. (Цит. по: Онуфрий (Маханов), иеродиак. Указ. соч. С. 653.)

32Там же. С. 148.

33РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082а. 1838 г. Протокол от С. Петербургской Духовной Консистории по делу, начавшемуся в ней по изветам заштатного игумена Варлаама и монаха Иосии, о появившейся якобы в Валаамском монастыре масонской ереси. Л. 1-1об.

34Амфилохий (Брелихов Антон Иванович) родился в 1784 г., в 1818 г. поступил в Валаамский монастырь, в 1824 г. пострижен в монашество, в 1839 г. рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. В 1847 г. утвержден в должности братского духовника, в 1851 г. во время болезни (паралич) пострижен в схиму с именем Антоний. Скончался 19 июня 1862 г. Онуфрий (Маханов), иеродиак. Указ. соч. С. 657.

35Мадам Гийон де Шеснуа (Жанна-Мари Бувье де ла Мотт) (1648-1717 гг.), причисляется к французским мистикам. Овдовев в 1676 г., мадам Гийон погрузилась в жизнь молитвы, богопо-читания и стремления к Богу. Она не вписывалась в рамки бытовавшего тогда во Франции католицизма, ее арестовали и посадили в крепость Бастилию, где она пробыла с 1698 по 1703 гг.

тетради его собственного, т.е. монаха Порфирия, сочинения, для рассмотрения их содержимого36.

При последующем расследовании никто из монахов, утверждавших возникновение ереси в монастыре, не смог внятно сформулировать, в чем состояла ересь, а в тетрадях монаха Порфирия не содержалось ничего еретического, кроме обидных нападок на формально исполняющих христианские обряды и таинства, потому комиссия пришла к соответствующим выводам. Следствие не установило на Валааме фактов возникновения ереси и отступления от догматов Православной Церкви, а также искажения ее вероучительных истин. Архимандрит Игнатий (Брянчанинов) в своем отчете священноначалию объясняет возникшие подозрения у иноков в неправославии некоторых монахов на Валааме исключительно малограмотностью и общей необразованностью братии37. По итогам расследования: монах Порфирий, иеромонах Аполлос и архимандрит Платон38, обвиняемые в содержании неправославного учения, смогли доказать перед комиссией свое православное исповедание, а донос о возникновении «ереси» в Валаамском монастыре основывался лишь на неподтвержденных слухах и личной неприязни иноков39. Другие свидетельства и подозрения в ереси также не подтвердились. В итоге следствие для прекращения и предотвращения подобных фактов «ереси» рекомендовало, впредь: «не принимать на Валаам людей ученых, сомнительных относительно Православия, иеромонаха Аполлоса вывести <...> монаха Порфирия за его упорство и безвременное учительство, коим он многих соблазнил, переместить в Старо-Ладожский мо-

Записала свои размышления в книгах: «Метод молитвы», «Познания глубин Иисуса Христа», «Достигая совершенства», «Пояснения и размышления на книгу откровения Иоанна Богослова». URL: http://rb.bogopoznanie.com/catalog/metod-molitvy (дата обращения: 01.01.2014).

36РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082а. 1838 г. Л. 2-2об.

31 «.из перечисленного можно заключить о простоте и невежестве стольких натуральных Валаамских старцев. Они ревнуют по Православию, требуют для еретиков тюрьмы, цепей. Сами возмущаются и возмущают образованных людей, к ним присылаемых, которые, видя их ревность, переходящую в жестокость и неистовство, соблазняются их православием <.> иеромонах Аполлос соблазняется небратолюбием Валаамских старцев, их интригами, и по справедливости. Валаамские старцы тоже справедливо соблазняются его ученостью, некоторыми выражениями... Сомнение о ереси до того распространилось в ревнителях, что они почитают еретиком всякого брата, занимающегося в келии какими бы то ни было выписками...» Игнатий (Брянчанинов), свт. Указ. соч. С. 402-404.

38Иеромонах Аполлос и архимандрит Платон присланы на Валаам для испытания. Братии Валаамского монастыря, не знавшей за что, это дало повод подозревать их в ереси. РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18170. 1837-1841 г. Л. 4-4об.

39РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082а. 1838 г. Л. 178об.

настырь»40. Также было предложено вытребовать из библиотеки Валаамского монастыря все книги иностранной печати, даже пропущенные цензурой. Братии было запрещено составлять записки собственного сочинения, выдавать Библию новоначальным, разрешая к чтению только Новый Завет и Псалтирь. Архимандрит Платон был оставлен в монастыре без изменения41.

Далее, проводя детализацию обвинений из доноса бывшего игумена Вар-лаама (Давыдова), обозначенных во втором пункте, т.е. подозрениях в безнравственной жизни игумена и наместника, следует отметить факт, что записка обер-прокурора графа Протасова под №192 от 5 января 1839 г. сообщает в Синод о недостойном поведении руководства Валаамского монастыря42. Из материалов дела становится видно, что первые доносы с Валаама к обер-прокурору на игумена Вениамина поступили гораздо раньше43, но активное расследование по данным свидетельствам не возбуждалось ввиду их местнического характера и неупоминания в них о тяжких преступлениях последнего. Негативная с нравственной стороны характеристика происходящего на Валааме прозвучала также в рапорте митрополита Серафима (Глаголевского) от 20 сентября 1838 г. В документе, ссылаясь на подобный источник (донос монаха Иосии), сообщается, что рассматриваемое событие имело место в 1835 г. и что «общая любовница две недели жила в монастыре, которую наместник Иринарх провожал до Сердоболя, и там прожил три дня, а поступки сии наместника игумен Вениамин прикрывает»44. В ходе разбирательств комиссии наместнику монастыря иеромонаху Иринарху (Савинову)45 и казначею иеромонаху Ири-

40Игнатий (Брянчанинов), свт. Описание Валаамского монастыря и смут бывших в нем // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. III. М., 2002. С. 404-405.

41 Там же. С. 412.

42«.монах Иосия доносил епархиальному начальству о зазорном поведении наместника иеромонаха Иринарха, преданного содомскому греху, и самого игумена [Вениамина], который вместе с ним имеет любовницу, приезжавшую к ним в монастырь...» РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18170.1837-1841 г. По доношению игуменаВарлаама о беспорядках в Валаамском монастыре и о подсудимых: монахе Порфирии, иеромонахе Аполлосе, архимандрите Платоне, игумене Платоне. Л. 4.

43Первый донос игумена Варлаама (Давыдова) датирован 20 февраля 1835 г. и обращен к обер-прокурору Св. Синода графу Протасову, содержит в себе обвинения монастырского начальства в нарушениях Устава и традиций Валаамского монастыря. РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18153. 1835 г. Л. 1-1об.

44РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082.1838г.По рапорту Санкт-Петербургского митрополита Серафима о беспорядках, допущенных настоятелем Валаамского монастыря Вениамином. Л. 1-1об.

45Иринарх (Савинов Иван), родился в 1796 г. в Ярославле, в 1825 г. поступил в Новоезерский монастырь, в 1827 г. пострижен в монашество, в 1830 г. посвящен в иеродиакона, затем в иеро-

46

нарху удалось оправдаться и доказать свою невиновность перед следствием, а к игумену Вениамину подобные обвинения относились еще меньше. Среди подозрений в безнравственной жизни, обращенных к игумену Вениамину в доносе Варлаама существовало также косвенное обвинение в воровстве последнего, т.е. злоупотребление им казенными монастырскими средствами и стяжание личного имущества47. Однако, несмотря на многочисленные обвинения и подозрения в растрате (краже) монастырских денег игуменом Вениамином, а также использования им бриллиантового креста не по назначению, данные преступления следствием не подтвердились. Наоборот, в ходе расследования выявились положительные хозяйственные качества данного руководителя48. Тем не менее, несмотря на ложность практически всех обвинений, церковная комиссия предлагала вывести из монастыря лиц, подозреваемых в вышеуказанных проступках и нарушениях49. Эта мера, по мнению архимандрита Игнатия (Брянчанинова), была крайне необходима для водворения спокойствия в обители.

Канонические обвинения. Не менее болезненным фактом для Валаамской братии после назначения игумена Вениамина явилось его отношение к существующему Валаамскому уставу, который принесен игуменом Назарием из Саровской пустыни и был благословлен тремя митрополитами, по свиде-

монаха. В 1832 г. перемещен в Коневский мон. благочинным, в 1833 г. переведен на Валаам- наместником. В 1838 г. возвращен в Новоезерский мон. РГИА. Ф.796. Оп. 119. Д. 1082а. Л. 167-168.

46Помимо указанных обвинений в прелюбодеянии, иером. Иринарха (наместника) и иером. Иринарха (казначея) обвиняли в содомии с мальчиками финнами, принимавшимися в монастырь на работы. Эти обвинения в ходе следствия также оказались недоказанными. Игнатий Брянча-нинов, свт. Указ. соч. С. 410.

47«Монастырская сума при прежних начальниках и при мне хранилась в казначейском месте неопасном, особенном чулане, <...> за железной решеткой, в маленьком сундучке, который заперт и запечатан <... > а ныне при новом начальнике, из сего чулана перенес в ризницу, для чего неизвестно. у нас на Валааме не бывало, чтобы начальники таковые соблазны позволяли по кельям свои деньги имели. Могут помаленьку в свой карман прибавлять, от сего видно присланы не созидать, а свои карманы набивать.» РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18153. 1835 г. Л. 1-1 об, 3.

48При управлении игумена Вениамина на Валааме построена великолепная каменная лестница от пристани к монастырю, устроена церковь, заготовлено 300 пудов железа для работ, монастырский капитал увеличился на 40 тыс. рублей билетами и деньгами. Игнатий Брянчанинов, свт. Указ. соч. С. 409.

49«Хотя наместник и.м. Иринарх по следствию и оправдался, но по причине нарекания в столь гнусном пороке он не может более оставаться в своей должности и в обители; казначей Иринарх обвиненный в подобных пороках <...> должен быть лишен своей должности и выведен из монастыря». Также строго запрещается принимать мальчиков финнов в работники Валаамского монастыря. Игнатий Брянчанинов, свт. Указ. соч. С. 410.

тельству игумена Варлаама50: Гавриилом (Петровым), Амвросием (Подобедо-вым)51 и Серафимом (Глаголевским)52. Нарушение существовавшего Валаамского устава состояло уже в самом избрании Вениамина игуменом. Он был назначен священноначалием на место настоятеля Валаамского монастыря не из числа его братства, как это предписывал устав обители, утвержденный императором53 . Новоназначенный игумен презрительно относился к действующему уставу, позволяя себе уничижительно и оскорбительно называть своих предместников (игуменов Валаамского монастыря)54. Братия обители не менее возмущалась от изменений в соборном богослужении, когда были отменены воскресные всенощные бдения, которые заменены вечерней, полунощницей и воскресной утреней55. Чтение библейских песней на канонах на утрени заменено припевами. Пение канонов на повечерии: Иисусу Сладчайшему, Богородице с икосами и Ангелу Хранителю — было заменено вычиткой. На литургии пение тропарей и кондаков заменено чтением. Валаамское, знаменное пение было также изменено, как пишет игумен Варлаам, на свой вкус56.

Однако, по свидетельству благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии, архимандрита Игнатия (Брянчанинова), возглавлявшего расследование, все вышеизложенные изменения в вечернем и утреннем богослужении являются допустимыми и разрешаются общепринятым церковным уставом, по усмотрению настоятеля57. Благочинный, наоборот, как одну из причин возникшей смуты и возмущения Валаамской братии называет сам устав, который, по его мнению, необходимо отменить или изменить, о чем свт. Игнатий пишет в своем отчете58: «Для успокоения обители необходи-

50РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18153. 1835 г. О противозаконных поступках игумена Вениамина. Л. 1-8об.

51 Амвросий (Подобедов) на Санкт-Петербургской кафедре с 1799 по 1818 гг. (1799-1800 гг. архиепископ С. Петербургский, 1800-1801 гг. архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. митрополит.). Православная Энциклопедия. Т. 2. С. 149-150.

52Серафим (Глаголевский) на Санкт-Петербургской кафедре с 1821 по 1843 гг. Цыпин В., прот. Указ. соч. С. 816.

53РГИА. Ф.797. Оп. 5. Д. 18153. 1835 г. О противозаконных поступках игумена Вениамина. Л. 1-8.

54Там же. Л. 1.

55Там же. Л. 2.

56Там же. Л. 2об.

57Игнатий Брянчанинов, свт. Указ. соч. С. 408.

58«Остается мне заключить... что корень всех смут на Валааме есть их устав, коим воспитывается в братстве Валаамском дух своеволия, самочиния, грубой гордости, раскола. Их

мо вышеупомянутый устав, сей кодекс аристократии и источник смут в Валаамском монастыре, отобрать в архив Консистории, представив руководствоваться уставом великого во святых Саввы, принятым всей Церковью.»59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, подводя итоги назначенного священноначалием расследования по факту возникновения в Валаамском монастыре «ереси», обвинений в предосудительных поступках игумена Вениамина, наместника Иринарха и других иноков, а также в канонических нарушениях устава и искажении монастырских богослужений, расследовавшая дело комиссия установила ложность и необоснованность большинства обвинений. Данные недоразумения возникли, по мнению следствия, из-за неграмотности и необразованности валаамских монахов, а также по их личной неприязни и вражде. Тем не менее, хотя игумену Вениамину, иеромонаху Иринарху (наместнику) удалось оправдаться от возводимых обвинений, для восстановления мира в обители комиссия рекомендовала священноначалию перевести (удалить) указанных ею лиц из монастыря60. Данная рекомендация Следствия была удовлетворена Святейшим Синодом и 17 декабря 1838 г. утверждена императором Николаем I. Донос о ереси признан недоразумением и подозрением, возбужденным несогласием в братстве61.

Таким образом, как видно из рассмотренных документов и обозначенных фактов, Валаамская смута 40-х гг. XIX в. является одним из наиболее острых, конфликтных периодов для внешней и внутренней духовной жизни в истории этой обители. Возмущение братии, несмотря на установленную ложность большинства обвинений (в т.ч. вероучительных) и невиновность игумена Вениамина, привело в итоге к кардинальным изменениям в руководстве Валаамского монастыря. Действия следственной комиссии, а особенно ее главы, архимандрита Игнатия (Брянчанинова), позволяют выявить его новые малоизвестные качества как опытного администратора и церковного руководителя, как благо-

настоятель есть вместе и их подчиненный, каждый ему кланяется и каждый ему указывает, будучи к сему допущен уставом... Если оный (устав) будет сохраняться в Валаамской обители, то никогда нельзя ожидать ни спокойствия, ни устройства нравственного, ни успехов в монашеском жительстве». Игнатий Брянчанинов, свт. Указ. соч. С. 418-419.

59Там же. С. 413.

60К переведению в другие монастыри были определены: игумен Вениамин, два иеромонаха Иринарха (наместник и казначей), иеромонахи Аполлос, Арсений (за подозрение в искательстве игуменского места), игумен Варлаам, монах Иосия, послушник Филипп, а также подначальные иеродиаконы Иосиф и Матфей. Игнатий Брянчанинов, свт. Указ. соч. С. 400; Онуфрий (Маха-нов), иеродиак. Указ. соч. С. 150.

61РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18170. 1837-1841 г. Л. 4.

чинного монастырей Санкт-Петербургской епархии. Далее следует отметить, что именно в результате расследования смуты, возникшей из-за так называемой «масонской ереси», архимандрит Игнатий как глава следственной комиссии ре-комендова священноначалию, после перемещения игумена Вениамина62, поставить настоятелем Валаамского монастыря монаха Дамаскина (Кононова)63, а его назначение ознаменовало новый, один из наиболее значимых периодов в истории Валаама. В качестве одного из положительных последствий разрешения смуты также следует отметить те образовательные занятия по церковной истории, катехизису, церковному чтению и пению, которые стали проводиться среди валаамских иноков с этого периода64. Данные занятия начались по благословению архипастыря65, но как бы в ответ на упрек архимандрита Игнатия в безграмотности и неучености валаамских монахов66.

Не следует забывать также и тот факт, что благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии архимандрит Игнатий был назначен в период смуты братии Валаамского монастыря67, для урегулирования которой он был определен начальником следственной комиссии, отправленной на Валаам. Успешность действий главы следственной комиссии в урегулировании данного дисциплинарного конфликта очевидным образом подтверждает правильность этого назначения.

62Определение Синода признало, что игумен Вениамин направленный на Валаам для благоустройства на деле привел худшее состояние, потому решено отстранить его от должности и перевести в Костромскую епархию. ЦГИА СПб. Ф. 1883. Оп. 53. Д. 192. «Послужной список настоятеля Авраамиева Городецкого монастыря игумена Вениамина». Л. 1-3об.

63Жизнеописания валаамских старцев: игумен Дамаскин. СПб., 1996. С. 2.

64В архиве монастыря сохранились полугодовые отчеты по преуспеянию валаамских монахов в этих предметах. См.: АФВМ. Еа: 7. Д. 47. 1844 г. О порядке и сроке представления ведомостей о степени знания братством сея обители предметов Православного Катехизиса и Священной Истории. Л. 1-15об.

65 «...о учении Катехизиса и Священной истории. Озабочивайтесь, отец игумен, о приведении в исполнение воли Архипастыря.» См.: Письмо архим. Игнатия к игумену Дамаскину от 5 марта 1845 г. //Валаамский избранник. М., 2007. С. 189.

66Здесь следует отметить всеобщность церковных образовательных занятий, которые начались также в Коневецком и др. монастырях. В архиве сохранились отчеты об успеваемости насельников этой обители. См.: АФВМ. Еа: 9. Д.3.1846 г.; Еа: 14. Д. 44.1851 г. Сохранились также предписания об увеличении числа училищ при монастырях и церквах. См.: ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 38. Д. 16.1847 г. О назначении священников для чтения Катехизиса и проверке текстов катехизических бесед. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 42. Д. 37. 1850 г.

67АФВМ. Еа: 1. Д. 29. 1838 г. Об определении благочинным над сим монастырем и прочими здешней епархии, Сергиевой пустыни Настоятеля Архимандрита Игнатия. Л. 1-7об.

Источники и литература

1. Российский Государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082а. 1838 г. Протокол от С. Петербургской Духовной Консистории по делу, начавшемуся в ней по изветам заштатного игумена Варлаама и монаха Иосии, о появившейся якобы в Валаамском монастыре масонской ереси.

2. РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082. 1838 г. По рапорту С. Петербургского митрополита Серафима о беспорядках, допущенных настоятелем Валаамского монастыря Вениамином.

3. РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18153. 1835 г. О противозаконных поступках игумена Вениамина.

4. РГИА. Ф. 797. Оп. 5. Д. 18170. 1837-1841 г. По доношению игумена Варлаа-ма о беспорядках в Валаамском монастыре и о подсудимых: монахе Пор-фирии, иеромонахе Аполлосе, архимандрите Платоне, иеромонахе Ири-нархе, игумене Вениамине, бывшем настоятеле монастыря Варлааме, монахе Иосии, бывшем казначее Иринархе, иеромонахе Арсении и послушнике Филиппе.

5. РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 11639. 1828-1833 г. По высочайшему повелению о проживающих в Валаамском монастыре сомнительных людях.

6. Центральный Государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 19. Оп. 15. Д. 343. 1813 г. Указ Святейшего Синода «О назначении настоятеля Валаамского монастыря из числа братии обители».

7. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 24. Д. 29. 1832-1840 г. По прошению Коневского монастыря, иеромонаха Иезекииля о разных предосудительных поступках братии Валаамского монастыря.

8. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 38. Д. 16. 1847 г. О назначении священников для чтения Катехизиса и проверке текстов катехизических бесед.

9. ЦГИА СПб. Ф. 1883. Оп. 53. Д. 192. Послужной список настоятеля Авра-амиева Городецкого монастыря игумена Вениамина.

10. Архив Валаамского монастыря в Финляндии (АФВМ). Еа: 7. Д. 47. 1844 г. О порядке и сроке представления ведомостей о степени знания братством сея обители предметов Православного Катехизиса и Священной Истории.

11. АФВМ. Еа: 1. Д. 29. 1838 г. Об определении благочинным над сим монастырем и прочими здешней епархии, Сергиевой пустыни Настоятеля Архимандрита Игнатия.

12. АФВМ. Еа: 35. Д. 47. 1859-1864 г. О подначальных.

13. Богданов А.И., Зеленина Я.Э. Гавриил (Петров), митр. // Православная энциклопедия. Т. X. М., 2005. С. 224-227.

14. Валаамский избранник. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2007.

15. Валаамский монастырь и его подвижники. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2011.

16. Валаамский патерик. Игумен Дамаскин. СПб., 1996.

17. Валаамское слово о Валаамском монастыре. Исторический очерк. СПб., 1991.

18. Жизнеописания валаамских старцев: игумен Дамаскин. СПб., 1996.

19. Игнатий Брянчанинов, свт. Описание Валаамского монастыря и смут бывших в нем // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянча-нинова. Т. III. М., 2002.

20. Коняев Н. Апостольский колокол. Повествование о Валаамском монастыре, его древностях и святынях. СПб., 2003.

21. Лесков Н.С. Монашеские острова на Ладожском озере. СПб., 1874.

22. Немирович-Данченко В.И. Крестьянское царство. Наши монастыри. Валаам. СПб., 2009.

23. Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных. СПб., 2005.

24. Охотина-Линд Н.А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб. 1996.

25. Степашкин В.А. Преподобный Назарий Валаамский подвижник Саров-ской пустыни. Н. Новгород: Изд. отд. Нижегородской епархии, 2009.

26. Цыпин В. прот., Зеленина Я.Э. Амвросий (Подобедов), митр. // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 149-150.

27. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший период. М., 2004.

28. Чистович И.А. История Православной Церкви в Финляндии и Эстляндии. СПб., 1856.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.