История монашества в Синодальный период
Иеромонах Агафангел (Суслов)
ССЫЛЬНЫЕ ШТРАФНИКИ1 НА ВАЛААМЕ СЕРЕДИНЫ XIX В.
В статье на основе материалов, имеющихся в составе архивных фондов Валаамского монастыря (АФВМ), РГИА и ЦГИА Санкт-Петербурга, рассматривается проблема использования Валаамской обители в качестве места исправления ссыльных штрафников в середине XIX века. Рассмотрены попытки игуменов Вениамина (1833-1839) и Дамаскина (1839-1881) освободить монастырь от подобной обязанности. Настойчивые действия игумена Дамаскина (Кононова), поддерживаемые архимандритом Игнатием (Брянчаниновым), увенчались успехом. Священноначалие, рассмотрев проблемы, создаваемые епитимийцами на Валааме, приняло положительное в этом плане для монастыря решение.
Ключевые слова: Валаамский монастырь, Северный Афон, синодальный период, игумен Вениамин, архимандрит Игнатий (Брянчанинов), ссыльные арестанты, штрафники на Валааме, благочинный монастырей, игумен Дамаскин, монастырская смута, дисциплинарные конфликты, Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.
Период истории Русской Православной Церкви, именуемый синодальным, характеризуется для нее особой интенсивностью работы богословской мысли, становлением богословской школы, науки и образования, а также бурным развитием церковно-государственных отношений. Однако в это же время светская власть стала использовать Церковь в качестве одного из инструментов поддержания стабильности в империи и финансового благосостояния государства2. Православные монастыри в России изначально были источниками образования и культуры3. Тем не менее, со времен императора Петра I изменилась
Иеромонах Агафангел (Суслов) — соискатель степени кандидата богословия на кафедре истории Русской Православной Церкви ПСТГУ (agafangel01@ya.ru).
1 Штрафники (подначальные, поднадзорные, епитимийцы) — лица православного исповедания, совершившие нравственные, церковные или канонические проступки, ссылаемые властью в монастыри для исправления моральных качеств.
2Вследствие реформ Петра I в России была создана система государственной церковности. Церковные учреждения теперь были обязаны служить прежде всего государству. См.: Духовный регламент // Библиотека Якова Кротова. URL: http://www.krotov.info/acts/18/1/1721regLhtml (дата обращения: 13.01.2014).
3См.: ВергуновА.П., Горохов В.А. Монастыри земли русской. Кн. 1. М., 2009. С. 15-16. Также: Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и XX вв. М., 2002. С. 132-142.
суть симфонии Церкви и государства4. По мысли Петра, Русская Православная Церковь должна была стать одной из государственных коллегий, а Святейший Синод — административным учреждением, напрямую зависящим от светской власти5. Значительное количество православных приходов и монастырей было упразднено реформами Екатерины II6. Оставшиеся обители были в XVIII веке распределены по штатам. Еще при Петре I монастыри стали не только центрами уединенной молитвы, но и местами содержания заключенных , приютами для калек и душевнобольных, престарелых солдат и инвалидов8. Женские монастыри были обязаны устраивать у себя ночлежные дома, больницы и приюты для сирот9. Это не могло не отразиться на духовном состоянии обителей, принудительно используемых в этих целях10. Одним из таких мест исправления ссыльных арестантов стал Северный Афон — Валаам.
Исследование проблематики, связанной со штрафниками на Валааме необходимо, поскольку позволяет правильно оценить опыт использования монастыря в качестве места принудительного исправления, прикоснуться к бесценному опыту игуменов и монахов Валаамской обители, столкнувшихся с этим в середине XIX века. В прошлом исследования по данному вопросу не проводились. Дореволюционные историки А.С. Пругавин, и Н.И. Барсов в своих работах «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством», «Существовала ли
4Наиболее ясно новые положения прописаны в Духовном регламенте (1720) и Прибавлении к нему. См.: Анисимов Е.В. Духовный регламент // Православная энциклопедия. Т. XVI. М., 2007. С. 433-435.
5Смолич И.К. История Русской Церкви 1700-1917 гг. Ч. 1. М., 1996. С. 89-90.
6Речь идет о реформах Церкви 1762 г. См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. М., 2004. С. 64-71.
7Естественно, и до реформ Петра в монастырях содержались узники, провинившиеся перед властью (Максим Грек, патриарх Никон, царевна Софья), однако это были все-таки единичные случаи. В XVШ-XIX веках использование монастырей в качестве мест исправления становится обычным явлением.
8См.: Указ Петра I от 31 января 1724 г. Объявление, когда и какой вины ради начался чин монашеский. Цит. по: Смолич И.К. Русское монашество, 988-1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к Истории Русской Церкви. М., 1999. С. 264-265.
9Смолич И.К. Русское монашество, 988-1917. Жизнь и учение старцев. М., 1999. С. 532.
10Сами по себе задачи служения ближним в монастырях могут быть высоконравственными и близкими духу христианства, однако все это должно быть добровольным делом. Только человек, горящий идеей служения ближнему, может осуществлять его. Монастыри же изначально предполагали уход от суеты мира, сосредоточение всех сил человека на покаянии, видении своих грехов и очищении души от них.
инквизиция в России?»11 и др., рассматривают по этому вопросу только Соловецкий и Суздальский Спасо-Евфимиев монастыри, не упоминая Валаам. В советский период возможность объективных исследований по истории православия в России была совершенно исключена по идеологическим причинам, о чем свидетельствуют работы Е.Ф. Грекулова и Н.М. Никольского12. Также необходимо принять во внимание недоступность для российских ученых13 монастырских архивов Нового Валаама, находившихся за «железным занавесом» в Финляндии. В настоящий момент вышеизложенные препятствия устранены, необходимые факты известны и архивные материалы доступны. Следует заметить, что в новейший период исследование по вопросу монастырских тюрем было проведено Т.В. Кокоревой, однако автор данной работы вновь концентрирует свое внимание на вышеозначенных обителях14.
Источниковой базой исследования являются: дела подначальных из архива Ново-Валаамского монастыря в Финляндии, синодальные документы из фондов РГИА и ЦГИА СПб15, свидетельства из частной и деловой переписки игумена Дамаскина (Кононова) с архимандритом Игнатием (Брянчаниновым), отчеты о состоянии Валаамского монастыря, представленные священноначалию благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии архимандритом Игнатием.
Обращаясь к историческому контексту, следует отметить, что Валаамский монастырь, после опустошения его шведами в XVII в. и пожаров в середине
11 Барсов Н.И. Существовала ли инквизиция в России? // Исторический вестник. СПб., 1892. Т. 47. № 1. С. 481-498; Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. М., 1905 //BookReader. URL: http://bookre.org/reader?ffle=724525 (дата обращения: 14.01.2014).
12См., например: Грекулов Е.Ф. Православная Церковь — враг просвещения. АН СССР. М., 1962; Его же. Православная инквизиция в России. М.: Наука, 1964; Никольский Н.М. История Русской Церкви. М., 1930 // BookFinder. URL: http://bookfi.org/book/336594 (дата обращения: 14.01.2014).
13Речь идет о церковных исследователях московских, ленинградских и других духовных школ в советский период.
14См.: Кокорева Т.В. Монастырские тюрьмы как место заточения старообрядцев и сектантов в XIX веке. Канд. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. н. МГУ. М., 2001 // Dissercat. URL: http://www.dissercat.com/content/ monastyrskie-tyurmy-kak-mesto-zatochemya-staroobryadtsev-i-sektantov-v-xix-veke#ixzz2qNAxSd8Z (дата обращения: 14.01.2014).
15РГИА — Российский Государственный Исторический Архив. Фонды: 796. Канцелярии Святейшего Правительствующего Синода: 797. Канцелярии обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода. ЦГИА СПб. — Центральный Государственный Исторический Архив Санкт-Петербурга. Фонды: 19. Петроградская духовная консистория, 1883. Троице-Сергиева Пустынь.
XVIII века16, вновь был возрожден в конце XVIII столетия. Это было сделано благословением митрополита Гавриила (Петрова)17 и трудами игумена Назария (Кондратьева)18, который установил на Валааме строгий общежительный устав по примеру Саровской пустыни19. Когда братия в монастыре умножилась20, на Валаам стали присылать подначальных21. Таким образом, уже в 30-е годы XIX века в Валаамский монастырь были помещены: запрещенный диакон Канакин22,
16В начале XVIII века в монастыре были отстроены после разорения шведами деревянные здания, которые в 1754 г. были истреблены пожаром. См.: Археологическое описание древностей, найденных в 1853 г. в монастырях Санкт-Петербургской епархии // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. III. М., 2002. С. 303.
17Гавриил (Петров) пробыл на Санкт-Петербургской кафедре с 1770 по 1799 г. (1770-1775 г. — архиепископ Санкт-Петербургский, 1775-1783 г. — архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 г. — митрополит.) Именно он направил опытного подвижника игумена Назария возрождать духовную жизнь на Валааме по испытанному уставу Саровской пустыни. См.: Богданов А.И., Зеленина Я.Э. Гавриил (Петров Петр Петрович) // Православная энциклопедия. Т^. М., 2005. С. 224-226; Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший период. М., 2004. С. 116-119.
18Назарий (Николай Кондратьев) род. в 1733 г. в селе Аносово, Кадомского уезда, Воронежской губернии в семье причетника. В 1752 г. поступил в Саровскую пустынь. 20 декабря 1761 г. пострижен в монашество. 22 октября 1762 г. рукоположен во иеродиакона. 4 декабря 1776 г. — во иеромонаха. 7 марта 1782 г. назначен настоятелем Валаамского монастыря. В 1801 г. освобожден от этой должности и уволен на покой. 14 апреля 1804 г. возвращен в Саровскую пустынь. Скончался 23 февраля 1809 г. (Степашкин В.А. Преподобный Назарий Валаамский — подвижник Саровской пустыни. Изд. отд. Нижегородской епархии., 2009.)
19О принятии валаамского устава и сам текст устава см.: Степашкин В.А. Преподобный Назарий Валаамский... С. 49-53.
20Игумен Назарий начал возрождать Валаамский монастырь в 1782 г. в одиночку, к 1790 г. у него было 12 единомышленников, а к 1796 г. число братии возросло до 55 человек: 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 24 монаха и 16 рясофорных, не считая трудников. См.: Степашкин В.А. Преподобный Назарий Валаамский... С. 67; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2011. С. 62.
21 Следует заметить, что в период разорения шведами и запустения обитель на Валааме не могла использоваться властями в качестве места нравственного исправления штрафников. Более древние архивные источники (крайне скудные) также не позволяют сделать предположение об использовании Валаамского монастыря как места заточения или ссылки. После революции 1917 г., кардинально изменившей государственный строй России, православные монастыри подверглись разорению, поэтому можно с уверенностью говорить об использовании Валаамского монастыря как исправительного учреждения только в XIX веке. При советской власти на Валааме размещались школа боцманов и юнг, дом-интернат для инвалидов и краеведческий музей. См.: Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2011. С. 226-240.
22АФВМ (Архив Финляндского Валаамского монастыря). Еа: 1. 1822-1838. Д. 5. О поднадзорном запрещенном диаконе Канакине. Л. 1-11 об.
запрещенный священник Сергий Сергеев23, поселянин Иван Артамонов24, свя-
25
щенник Козьма Успенский25 и т.д. Можно с уверенностью сказать, что ссылаемые в монастырь для исправления за различные пороки и проступки26 лица впоследствии стали одной из составляющих27 той благодатной почвы, на которой легко возникла и активно развилась монастырская смута на Валааме в 40-е гг. XIX века. Несколько игуменов сменилось в обители за этот небольшой, но печально активный период28. Неспокойная монастырская обстановка в итоге закончилась открытым возмущением монашествующей братии29.
Для рассмотрения причин возникновения этого конфликта Святейшим Синодом в январе 1838 г. на Валаам была послана следственная комиссия во главе с благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии архимандритом Игнатием (Брянчаниновым)30. Еще в период расследования смуты, начавшейся в связи с появлением в монастыре так называемой «масонской ереси», отец Игнатий в своем отчете, описывая эту ситуацию31, настоятельно рекомен-
23АФВМ. Еа: 1. Д. 8. Об определении в сей монастырь под надзор с запрещением священника Сергия Сергеева и о перемещении его в Коневецкий монастырь. Л. 1-8 об.
24АФВМ. Еа: 1. Д. 9. О назначенном под епитимью Охтенском поселянине Иване Артамонове. Л. 1-6 об.
25АФВМ. Еа: 1. Д. 12. О священнике Козьме Успенском, находившемся под епитимьей в течении трех лет. Л. 1-6 об.
26Следует отметить, что все проступки лиц, ссылаемых в монастыри, носили нравственный, а не уголовный характер. За уголовные преступления в Российской империи предусматривались другие меры пресечения и места исправления.
27Среди других зачинщиков Валаамской смуты в середине XIX века можно назвать лиц без документов, проживавших на Валааме. Ими часто оказывались несостоятельные должники, укрывавшиеся от платежа, либо рекруты (призывники), избегавшие службы в армии. Еще одной группой лиц, впоследствии активно участвовавших в смуте, были сугубые ревнители благочестия, во всяком нововведении видевшие ересь.
28В период с 1823 по 1838 гг. на Валааме сменились игумены: Ионафан I (Здобин) (1823-1830), Варлаам (Давыдов) (1830-1833), Вениамин (Мануйлов) (1833-1839). См.: Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2011. С. 71-75.
29См.: материалы дел: Протокол от Санкт-Петербургской духовной консистории по делу, начавшемуся в ней по изветам заштатного игумена Варлаама и монаха Иосии, о появившейся якобы в Валаамском монастыре масонской ереси. РГИА. Ф. 796. Оп. 119, Д. 1082а. 1838 г. Также см.: По рапорту Санкт-Петербургского митр. Серафима о беспорядках, допущенных настоятелем Валаамского монастыря игуменом Вениамином. РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082. 1838 г.
30Архимандрит Игнатий (Брянчанинов) был назначен на должность благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии в период возникновения смуты в 1838 г., а затем активно участвовал в урегулировании конфликта. См.: АФВМ. Еа: 1. Д. 29. 1838 г. Об определении благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии архимандрита Игнатия. Л. 1-7 об.
31 Отец Игнатий, как благочинный монастырей, был командирован в качестве главы следственной комиссии Святейшим Синодом 31 января 1838 г. на Валаам вместе с игуменом Серафимом 88 Христианское чтение № 2-3, 2014
дует священноначалию удалить ссыльных арестантов с Валаама: «Благосостояние монастыря еще более требует удаления из оного подначальных, которые и сами приходят в состояние отчаяния и подают резкий пример безнравственности братиям, соблазняют их беседами злыми, послабляют их в благочестивых подвигах»32. В качестве примера он приводит иеродиаконов Матфея33 и Иосифа,34 которые никогда не исповедуются, ни причащаются, ни даже в день Пасхи их можно принудить придти в церковь. Кроме них архимандрит Игнатий называет еще более десяти человек из братии обители и ссыльных, которых необходимо перевести с острова для водворения спокойствия в монастыре: иеромонахи Герман, Ираклий, Варлаам, иеродиакон Сергий, монахи Мартирий, Нифонт, Палладий, Иоаким, священник Сергий, диаконы Тимофей Вещезеров и Иоанн Николаев-Сергиев35. Священноначалие прислушалось к рекомендациям главы следственной комиссии36, переведя означенных лиц из обители37. Однако успокоение монастыря после смуты не избавило Валаам от дальнейшего использования его в качестве места исправления штрафников. На место вышеперечисленных были присланы новые епитимийцы: священник Павел Приморский38, диакон Семен Марков39, пономарь Андрей Маковецкий40, подмастерье Самуил Тавастберг41. Последние, поступив на Валаам в 1839 г.,
(Козловым) для расследования причин смуты в монастыре. См.: Онуфрий (Маханов), иерод. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 148.
32См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Описание Валаамского монастыря и смут бывших в нем // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. III. М., 2002. С. 400.
33АФВМ. Еа: 1. Д. 4. 1834-1838 г. Об иеродиаконе Матфее, находившемся в сем монастыре под надзором с запрещением священнослужения. Л. 2-10 об.
34АФВМ. Еа: 2. Д. 27.1839-1840 г. О перемещении из сего монастыря в Коневский иеродиакона Иосифа под строгий надзор. Л. 1-11 об.
35См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Описание Валаамского монастыря. . Отчет о состоянии Валаамского монастыря. С. 401.
36В 1839 г. лица, указанные архимандритом Игнатием, были переведены с Валаама в монастыри Архангельской и Вологодской епархий и поручены надзору игуменов тамошних обителей. См.: Письма игумена Дамаскина к разным лицам // Минин Н., Минина Н. Валаамский избранник. Приложение. М., 2007. С. 177. См.: также: АФВМ. Еа: 2. Д. 23. О перемещении из сего монастыря в Архангельскую и Вологодскую епархии монашествующих 7 человек. Л. 1-11 об.
37С Валаама в ходе расследования смуты также были удалены бывший игумен Варлаам, иеромонахи Аполлос и Ираклий. См.: АФВМ. Еа: 2. Д. 4. Л. 1-4.
38АФВМ. Еа: 2. 1839 г. Д. 19. О назначении священника Павла Приморского в сей монастырь под епитимию, в случае неудовлетворения им за взятую церковную сумму. Л. 1-1 об.
39АФВМ. Еа: 2. Д. 22. О состоявшем под епитимией диаконе Маркове. Л. 1-4 об.
40АФВМ. Еа: 2. Д. 51. О находившемся под епитимией Андрее Маковецком. Л. 1-4 об.
41 АФВМ. Еа: 2. Д. 1. О находившемся под епитимией подмастерье Самуиле Тавастберге. Л. 1-11 об.
доставляли неприятности уже новому начальнику, игумену Дамаскину (Кононову).
Отец Дамаскин был назначен настоятелем Валаамского монастыря после смещения священноначалием игумена Вениамина (Мануйлова), который, после расследования смуты, был переведен в Костромскую епархию42. Впоследствии, пребывая игуменом Валаамского монастыря более сорока лет (с 1839 по 1882 гг.), он большую часть времени посвятил тому, чтобы освободить Валаам от штрафников. В итоге решительному игумену удалось добиться своего: Валаамский монастырь был избавлен от функций исправительного учреждения. Однако на достижение этой цели ушло порядка двадцати лет, почему на описании проблемы с подначальными при нем следует остановиться особо.
Общее число ссыльных епитимийцев на Валааме с 1839 по 1859 гг. по монастырским документам составляет 106 человек, 14 из которых не доехали до 43
места ссылки , вероятнее всего, желая уклониться от трудного и тягостного для себя принудительного пребывания в монастыре. Общая масса штрафников при рассмотрении легко разделяется по социальной принадлежности, а также по срокам ссылки. Если принять во внимание такую классификацию, то по архивным источникам видно, что большинство присылаемых на Валаам арестантов
принадлежало к духовному сословию, большую часть которого составляло бе-
44 45
лое духовенство и церковно-приходскои причет , меньшую — монашеству-
46
ющие и черное духовенство .
Отдельную группу составляли светские лица: государственные служащие, разночинцы, дворовые люди и лица, принадлежавшие к купеческому со-
42См.: Послужной список настоятеля Авраамиева Городецкого монастыря игумена Вениамина. ЦГИА СПб. Ф. 1883. Оп. 53. Д. 192. Л. 1-3.
43АФВМ. Еа: 22. 1859-1864 гг. Д. 47. По прошению настоятеля об освобождении Валаамского монастыря от помещения в нем людей подначальных //Ведомость о подначальных. Л. 7-25.
44По ведомости, представленной игуменом Дамаскиным в духовную консисторию, за 20 лет, с 1839 по 1859 гг., в Валаамский монастырь было направленно 27 священников и диаконов, трое из которых не явились к месту ссылки. См.: АФВМ. Еа: 22. Д. 47. Ведомость о подначальных. Л. 7-25.
45Наибольшее число епитимийцев составляли лица из церковного причта (псаломщики, дьячки, пономари, причетники), за вышеприведенный промежуток времени их на Валаам было направленно 56 человек, четверо из которых не явились к месту назначения. См.: АФВМ. Еа: 22. Д. 47. Л. 7-25.
46Среди черного духовенства и иноков за этот же период оказалось на Валааме всего 4 человека: иеродиакон Исаия, направленный сюда бессрочно, монах Иоаким (бессрочно) и 2 послушника, один из которых на 1 год, а другой — бессрочно. См.: АФВМ. Еа: 22. Д. 47. Л. 7-25. 90 Христианское чтение № 2-3, 2014
словию47. Меньше всего штрафников на Валааме было из военных48, однако же это была одна из самых агрессивно настроенных и решительных групп ссыльных. Рассматривая сроки ссылки, следует заметить, что большая часть епити-мийцев помещалась под надзор в монастырь на два-три месяца, полгода, год. Встречаются сроки два года, пять лет, и есть несколько подначальных, отправленных на Валаам бессрочно49. Основные причины помещения ссыльных на монастырский остров можно обозначить как пьянство, блуд, покражи (растрата денег), нетерпимые упущения в службе, драки, бродяжничество, ложные доносы50. Большинство из содержащегося здесь под надзором духовенства было запрещено в служении за вышеперечисленные проступки. Следует сказать, что с удалением в 1839 г. из Валаамского монастыря виновных в смуте 1838 г.51 духовное состояние обители еще не восстановилось. Об этом свидетельствуют в этот же год поданные прошения о переводе с Валаама52 следующих лиц: о. Осипа, иеромонаха Корнилия, иеродиаконов Иосифа, Илиодора, Виталия, диакона Тимофея Тимофеева, монахов Сергия, Арфаксада, Иакова, послушников Алек-
47По данным ведомости, для исправления на Валаам было отправлено светских лиц: разночинцев 8 человек, дворовых людей — 3, бобылей — 2, купеческих детей — 4, из которых в монастырь не явились пятеро. См.: АФВМ. Еа: 22. Д. 47. Л. 7-25.
48Всего два человека из военных было направлено на Валаам в этот период: отставной лейтенант Николай Киреев (бессрочно) и рядовой Николай Веселаго (бессрочно). См.: АФВМ. Еа: 22. Д. 47. Л. 7-25.
49По статистике, из ссыльных, прибывших в Валаамский монастырь, срок три месяца получили: 8 священников и диаконов, 13 причетников (дьячки, пономари, псаломщики), 2 человека из разночинцев. Отбывали срок полгода: 7 священников и диаконов, 25 причетников. На один год сосланы: священник, 5 причетников, послушник, 12 человек из купцов и разночинцев. Один причетник получил два года, один купеческий сын — пять лет ссылки на Валааме. Бессрочно пребывали на острове: 6 священников и диаконов, 3 причетника, 3 монашествующих, 2 разночинца и 2 военных. На один-два месяца назначено 7 человек причта и белого духовенства. Четыре месяца епитимии на Валааме получили 5 человек. Два человека из белого духовенства пребывали здесь до решения своего дела. См.: АФВМ. Еа: 22. Д. 47. Л. 7-25.
50См.: АФВМ. Еа: 22. Д. 47. Ведомость о подначальных. Л. 7-25.
51 Необходимо различать ссыльных, являвшихся почвой для смуты, и возмутившуюся братию Валаамского монастыря, которая также, по настоянию благочинного, была переведена с острова для успокоения обители.
52Многим казалось несправедливым быстрое выдвижение и назначение на должность игумена простого монаха, не обладавшего какими-то особенными заслугами перед обителью. Поэтому отцу Дамаскину пришлось «ворочать круто, без всяких постепенностей». (Немирович-Данченко В.И. Крестьянское царство. СПб., 1889. С. 216). Некоторые из братий покинули Валаам. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Переписка святителя Игнатия с игуменом Дамаскиным. Письмо № 2. (1839 г. 12 апреля) // Описание Валаамского монастыря. С. 428-429.
сия Сушкина, Якова Петрова53. Таким образом, в 1838-1840 гг., с Валаама были принудительно удалены, или добровольно перешли в другие обители более двадцати человек. Оставшаяся братия была согласна с курсом, проводимым игуменом Дамаскиным. Из подначальных на острове в этот период были оставлены наиболее спокойные.
Отец Дамаскин стал настоятелем Валаамской обители по рекомендации54 благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии архимандрита Игнатия (Брянчанинова)55, который расследовал причины смуты56. В дальнейшем к своему непосредственному покровителю и начальнику новый валаамский игумен обращался с просьбами о содействии и поддержке. Одно из обращений было связано с новыми штрафниками, присылаемыми на Валаам57. Известна позиция самого архимандрита Игнатия по этому вопросу, изложенная им еще в отчете за 1839 г.58 Его ходатайство избавило тогда монастырь от наиболее опасных арестантов и беспокойных насельников. Однако, спустя несколько лет, в 1843 г., он пишет игумену Дамаскину: «весьма сожалею, что к Вам присылают много подначальных, от которых нельзя ожидать другого, как только расстройства обители. Я на сей предмет не могу иметь прямого влияния, а
53См.: АФВМ. Еа: 2.1839 г. Д. 4. Об отправлении и переводе из сей обители игуменаВарлаама и иеромонахов Аполлоса и Ираклия; Д. 16. О перемещении из обители сей в Введенский монастырь иеродиаконов Иосифа, Илиодора, монаха Сергия и посл. Алексия Сушкина; Д. 18. О перемещении посл. Якова Петрова в Зеленецкий монастырь; Д. 20. О перемещении иеродиакона Виталия в число братства Череменецкого монастыря; Д. 21. О перемещении диакона Тимофея Тимофеева в Коневский монастырь; Д. 46. О перемещении в Коневский монастырь монаха Арфаксада; Д. 49. О перемещении монаха Иакова в Боровичский монастырь Новгородской епархии.
54«Способным к сей должности (настоятеля) полагаю: Дамаскина, скитоначальника, который один показался лишь довольно искусным монахом во всем Валааме...» См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Описание Валаамского монастыря... Отчет о состоянии Валаамского монастыря. С. 411; РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082. 1838 г. Л. 59.
55Отец Игнатий личным письмом вызывает его в Санкт-Петербург: «Честный отец Дамаскин! Его Высокопреосвященство [Серафим митр. Новгородский и Санкт-Петербургский] желает лично Вас узнать, потому усердную принесите молитву Господу ... ничтоже сум-няся, немедля нисколько, в предписываемый путь Вам отправляйтесь». См.: Переписка игумена Дамаскина со святителем Игнатием (Брянчаниновым) // Минин Н., Минина Н. Валаамский избранник. Приложение. М., 2007. С. 175.
56См.: Онуфрий (Маханов), иерод. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 148.
57См.: Переписка архимандрита Игнатия с игуменом Дамаскиным //Минин Н., Минина Н. Валаамский избранник. Приложение. Письма игумена Дамаскина к разным лицам. М., 2007. С. 177.
58См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Описание Валаамского монастыря... Отчет о состоянии Валаамского монастыря. С. 400.
советую Вам обратиться с просьбою к Преосвященному...»59. Архимандрит Игнатий обещает также, что если будет возможность, он и сам скажет в пользу Валаамской обители, которой присутствие ссыльных наносит большой вред. Таким образом, проблема со штрафниками вновь становится известной священноначалию. Тем не менее, положение дел не меняется: на Валаам по-прежнему присылают епитимийцев.
Ситуация обостряется в очередной раз с прибытием на остров новых штрафников, отставного лейтенанта флота Киреева60 (1844-1845) и не менее опасного для братии своей агрессивностью иеромонаха Мефодия61 (1844-1846). Николай Киреев был переведен в Валаамский монастырь по указу императора несмотря напринятое им 29 января 1825 г. решение «О неотправлении больше на послушание военных в Валаамский монастырь», тогда же утвержденное Синодом62. Пребывание этого человека на Валааме оказалось крайне скандальным: лейтенант Киреев 10 марта 1845 г., избив двух рясофорных монахов, пытался ударить и самого игумена. И до этого, по словам монастырского начальства, неоднократно заводил драки в монастыре63. Не раз он перед всей братией поносил настоятеля и самый монашеский чин, «почему и впредь, — как пишет в рапорте игумен Дамаскин, — следует ожидать от него самых опасных поступков.»64. Игумен был вынужден прибегнуть к помощи четырех казаков, находившихся в монастыре для говения, чтобы унять разошедшегося военного. Естественно, все эти события были подробно описаны в рапортах отца Дамаскина в
59См.: Игнатии (Брянчанинов), свт. Переписка святителя Игнатия с игуменом Дамаскиным. Письмо № 10. (1843 г. 6 мая) // Описание Валаамского монастыря. С. 438.
60АФВМ. Еа:7. Д. 44. 1844-1845 г. О находившемся в сем монастыре под надзором за буйные поступки отставном лейтенанте флота Николае Кирееве, перемещенном в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Л. 1-31.
61АФВМ. Еа: 8. Д. 41. 1845-1846 г. О поведении и поступках иеромонаха Мефодия. Л. 1-30.
62РГИА. Ф. 796. Оп. 106. Д. 110. 1825 г. По предложению о неприсылке впредь в Валаамскую обитель на послушание военных. Л. 1: «Г. Генерал от артиллерии Граф А.А. Аракчеев сообщил мне высочайшую Его Императорского Величества волю, чтобы отныне в Валаамскую пустынь не были отправляемы на послушание военные. Я имею честь сообщить сию Монаршую волю Святейшему Синоду к надлежащему распоряжению...».
63АФВМ. Еа:7. Д. 44. 1844-1845 г. Л. 12 об.
64АФВМ. Еа:7. Д. 44. 1844-1845 г. О находившемся в сем монастыре под надзором за буйные поступки отставном лейтенанте флота Николае Кирееве, перемещенном в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Л. 10.
духовную консисторию65 и к благочинному, архимандриту Игнатию66, где валаамский игумен буквально умолял священноначалие избавить монастырь от лейтенанта Киреева, духовно и физически разрушавшего монашескую жизнь в обители. Определением указа духовной консистории от 2 июня 1845 г. за № 2569, «отставной лейтенант Киреев был заключен в Спасо-Евфимиев Суздальский монастырь, имеющий более способов надзора за подобными лицами»67.
Не меньше сложностей было с иеромонахом Мефодием, который был переведен на Валаам из Введенского Островского монастыря68 и первоначально был помещен в монастырскую больницу для улучшения здоровья. По выздоровлении отец Мефодий был даже допущен к совершению богослужений, но совершал их небрежно и с упущениями. Будучи увещаем старшей братией и настоятелем, не исправлялся, за что был отстранен от священнослужения в монастырских храмах. Также он поносил настоятеля и братию площадными словами, разбил стекло экономской келии. Покушался нанести удары игумену, а 11 июля 1846 г. ножиком нанес послушнику Ефиму Кузьмину две раны69. После того как об этом донесли в духовную консисторию, архимандрит Игнатий уведомил игумена Дамаскина о прибытии на Валаам комиссии для разбирательства этого дела70. В результате письменных показаний братии и личного разбирательства с иеромонахом Мефодием комиссия донесла в консисторию о выясненных обстоятельствах дела71. Во время личной беседы с упомянутым клириком, вызванным
65АФВМ. Еа:7. Д. 44. 1844-1845 г. О находившемся в сем монастыре под надзором за буйные поступки отставном лейтенанте флота Николае Кирееве, перемещенном в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Л. 7-12, 18, 21, 23-25, 29.
66См.: там же. Л. 14, 22, 30.
67Тогда же игумен Дамаскин рапортом сообщает архимандриту Игнатию об избавлении Валаамского монастыря от этого крайне опасного жителя. См.: АФВМ. Еа:7. Д. 44. 1844-1845. Л. 26 об., 30-31 об.
68АФВМ. Еа: 8. Д. 41. 1845-1846. О поведении и поступках иеромонаха Мефодия. Л. 1-2 об.
69АФВМ. Еа: 8. Д. 41. 1845-1846. О поведении и поступках иеромонаха Мефодия. Л. 18. Незадолго до этих событий в рапорте к благочинному за № 65 отец Дамаскин описывает, что поведение иеромонаха Мефодия все ухудшается, отсутствует повиновение, он говорит дерзости, и ругательными выражениями нанес обиды должностным монахам: эконому, келарю, келлиарху, книгохранителю и садовнику. Л. 8.
70АФВМ. Еа: 8. Д. 41.1845-1846 г. Л. 9. Предписанием от 29 мая 1846 г. за№ 196 благочинный уведомлял отца Дамаскина, что иеромонах Аполлос и монах Иоанникий командированы им на Валаам для исследования поступков и поведения иеромонаха Мефодия.
71 Духовная консистория: «Приказали и Его Высокопреосвященство утвердил: По произведенному исследованию о предосудительных поступках иеромонаха Мефодия <.> запретить в священнослужении и ношении рясы и рукоблагословении. Игумену Дамаскину иметь самый
в Петербург, архимандрит Игнатий заметил в нем сильное расстройство ума, а последующий врачебный осмотр подтвердил это подозрение. Сопоставив данные медицинского освидетельствования с предположениями отца Игнатия, консистория признала его умопомешательство и приняла решение: за произведенные им действия иеромонаха Мефодия никакому суждению не подвергать, а для лучшего содержания перевести его в Старо-Ладожский Николаевский мо-настырь72.
Очередная конфликтная ситуация73 с поднадзорными на Валааме возникла спустя три года, когда в 1849 г. на остров прибыли протоиерей Петр Левашов74, а затем рядовой Николай Веселый75. Они сумели собрать вокруг себя круг единомышленников, среди которых следует назвать священника Авксен-тия Стратановича76, попавшего под надзор за нанесение увечий, иеродиакона Исаию77, отправленного под надзор за пьянство и самовольный уход из монастыря, иеродиакона Климента, сосланного за пьянство78. В основном эту группу составляли подначальные, но были там и некоторые из братии. Объединившись, эти люди в прямом смысле начали вести войну против игумена Дамаскина. Пытаясь разрушить едва восстановленный после смуты 1838 г. монастырский порядок79, они своим ядом заражали остальных насельников обители. Для Ва-
строжайший надзор за монахом Мефодием до окончания его дела.». АФВМ. Еа: 8. Д. 41. 1845-1846 г. Л. 20-21 об.
72Консисторией было признано невозможным допустить отца Мефодия до священнодействия, а игумену Старо-Ладожского монастыря иметь за ним особенно строгий надзор. Данный монастырь находится в городе, где отцу Мефодию в случае необходимости может быть легко оказана медицинская помощь. АФВМ. Еа: 8. Д. 41. 1845-1846 г. Л. 29.
73Необходимо отметить, что в статье рассматриваются только наиболее яркие конфликтные ситуации, бывшие с несколькими лицами, остальные же проблемы (бывшие практически со всеми епитимийцами) только упоминаются ввиду краткости данного исследования. (Прим. авт.)
74См.: АФВМ. Еа: 12. Д. 12. 1849-1857. О назначении в сей монастырь под надзор протиерея Петра Левашова. Л. 1-79.
75 АФВМ. Еа: 17. Д. 56.1854-1857. О подначалии в сем монастыре отставного рядового Николая Веселаго. Л. 1-11.
76АФВМ. Еа: 18. Д. 52.1855-1857. О подначалии в сем монастыре священника Авксентия Стра-тоновича. Л. 1-16.
77АФВМ. Еа: 14. Д. 8. 1851. О помещении в Валаамский монастырь под надзор иеродиакона Зеленецкого монастыря Исаии. Л. 1-5.
78См.: Онуфрий (Маханов), иерод. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 178.
19«Шайка самых искусных и закоренелых делателей зла, составившаяся из присланных сюда под надзор в течение последних шести лет, весьма повредила нравственность многих из живущих в монастыре.». См.: АФВМ. Еа: 18. Д. 56. Л. 57-60 об.
лаамского монастыря это впоследствии обернулось катастрофой с тяжелыми взаимными подозрениями, обвинениями и доносами. Противостояние вылилось в оскорбительный для обители судебный процесс, тянувшийся несколько лет (1855-1857)80.
В результате благоразумных действий настоятеля и еще более значимого заступничества благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии архимандрита Игнатия, бунтовщиков, «от которых все зло»81 , смогли удалить из Валаамской обители. В 1859 г. последних из них перевели в другие монастыри и на Валаам более не посылали82. Однако, уже управляя обителью около двадцати лет и зная ситуацию, игумен Дамаскин на этом не успокоился и добился, обратившись в 1864 г. за помощью к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Исидору (Никольскому)83, официального запрета от Синода даже возможности в будущем присылать штрафников на Валаам84.
Из рассмотренных исторических событий и фактов следует сделать вывод о том, что подначальные составляли одну из серьезнейших проблем для Валаамского монастыря в середине XIX века. Их поведение отрицательно сказывалось как на духовном состоянии братии, так и на внешней стороне монастырской жизни (в т.ч. богослужении и монастырском распорядке). Также необходимо отметить негативное влияние поднадзорных на православных паломников, приезжавших со всех областей России и из Финляндии85. Исследование позволяет
80АФВМ. Еа: 18. Д. 56. 1855-1857. Следствие, учиненное игумену Дамаскину по доносу некоторых братий. Л. 1-65 об.
81 «С замиранием сердца, озираясь на смуты, не раз страшно волновавшие Валаамскую обитель, в 20-летнее время моего [Дамаскина] настоятельства, глубоко-опытно сознавая, что первая и главнейшая причина этих страшных смут было нахождение в монастыре людей подначальных; с неизъяснимой радостью сердца вижу теперь Богоприятную тишину на месте святе...» См.: АФВМ. Еа: 22. Д. 47. 1859-1864 г. Л. 1-4 об.
82См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Переписка святителя Игнатия с игуменом Дамаскиным // Описание Валаамского монастыря. С. 429.
83«Сердце у нея [обители] наболело в высшей степени, почему и тяготит ее один вид штрафного лица... одно может успокоить ее, одно может сделать ее чисто монашеским селением, одно может составить навсегда радость ея сынов: это дражайший указ Святейшего Синода, освобождающий ее от помещения в ней всякого рода штрафных лиц. Исходатайствуйте, исходатайствуйте этот указ, умоляем, незабвенный Владыко!» См.: АФВМ. Еа: 22. Д. 47. Л. 31-32 об.
84См.: Письма игумена Дамаскина к разным лицам // Минин Н., Минина Н. Валаамский избранник. Приложение. М., 2007. С. 177.
85Следует отметить миссионерское значение Валаамского монастыря, располагавшегося вблизи протестантской Финляндии, жители которой часто посещали обитель и получали отрицатель-
сделать отрицательный вывод об успешности перевоспитания ссыльных на Валааме. Об исправлении епитимийцев в данном монастыре можно только рассуждать теоретически, и говорить о положительных аспектах этого предприятия в единичных случаях. Однако в отношении самого монастыря следует однозначно признать разрушительность такового его использования: пребывание штрафников здесь было крайне пагубно как для братии и трудников, так и для паломников. Исследование также позволяет по достоинству оценить административную деятельность архимандрита Игнатия (Брянчанинова)86 как благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии, как защитника и покровителя Валаамского монастыря, активно участвовавшего в наведении порядка здесь и умиротворявшего враждующих иноков, создававшего наиболее необходимые условия для возрождения духовной жизни обители.
Источники и литература
1. Российский Государственный Исторический Архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 106. Д. 110. 1825 г. По предложению о неприсылке впредь в Валаамскую обитель на послушание военных.
2. РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082. 1838 г. По рапорту Санкт-Петербургского митр. Серафима о беспорядках, допущенных настоятелем Валаамского монастыря игуменом Вениамином.
3. РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1082а. 1838 г. Протокол от Санкт-Петербургской духовной консистории по делу, начавшемуся в ней по изветам заштатного игумена Варлаама и монаха Иосии, о появившейся якобы в Валаамском монастыре масонской ереси.
4. Центральный Государственный Исторический Архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 1883. Оп. 53. Д. 192. Послужной список настоятеля Ав-раамиева Городецкого монастыря игумена Вениамина.
5. Архив Финляндского Валаамского монастыря (АФВМ). (Valamontie 42, 79850 UUSI- VALAMO, FINLAND). Еа: 1. 1822- 1838. Д. 4. Об иеродиа-
ное впечатление о Православной Церкви под влиянием негативного поведения подначальных здесь.
86Все доносы, которые писали враги игумена Дамаскина, попадали на стол благочинному, архимандриту Игнатию. Соответственно развитие и ход дела они получали иное, чем предполагали доносители, рассчитывавшие на быстрое смещение игумена.
коне Матфее, находившемся в сем монастыре под надзором с запрещением священнослужения.
6. АФВМ. Еа: 1. Д. 5. О поднадзорном запрещенном диаконе Канакине.
7. АФВМ. Еа: 1. Д. 8. Об определении в сей монастырь под надзор с запрещением священника Сергия Сергеева и о перемещении его в Коневецкий монастырь.
8. АФВМ. Еа:1. Д. 9. О назначенном под епитимью Охтенском поселянине Иване Артамонове.
9. АФВМ. Еа: 1. Д. 12. О священнике Козьме Успенском находившемся под епитимьей в течении трех лет.
10. АФВМ. Еа: 1. Д. 29. Об определении благочинным над сим монастырем и прочими здешней епархии, Сергиевой пустыни Настоятеля архимандрита Игнатия.
11. АФВМ. Еа: 2. 1839 г. Д. 1. О находившемся под епитимией подмастерье Самуиле Тавастберге.
12. АФВМ. Еа:2. Д. 4. Об отправлении и переводе из сей обители бывшего игумена Варлаама и иеромонахов Аполлоса и Ираклия.
13. АФВМ. Еа: 2. Д. 19. О назначении священника Павла Приморского в сей монастырь под епитимию, в случае неудовлетворения им за взятую церковную сумму.
14. АФВМ. Еа: 2. Д. 22. О состоявшем под епитимией диаконе Маркове.
15. АФВМ. Еа: 2. Д. 23. О перемещении из сего монастыря в Архангельскую и Вологодскую епархии монашествующих 7 человек.
16. АФВМ. Еа: 2. Д. 27. О перемещении из сего монастыря в Коневский иеродиакона Иосифа под строгий надзор.
17. АФВМ. Еа: 2. Д. 51. О находившемся под епитимией Андрее Маковецком.
18. АФВМ. Еа: 7. Д. 44. 1844-1845 г. О находившемся в сем монастыре под надзором за буйные поступки отставном лейтенанте флота Николае Ки-рееве, перемещенном в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.
19. АФВМ. Еа: 8. Д. 41. 1845-1846 г. О поведении и поступках иеромонаха Мефодия.
20. АФВМ. Еа:13. Д. 12.1849-1857 г. О назначении в сей монастырь под надзор протоиерея Петра Левашова.
98 Христианское чтение № 2-3, 2014
21. АФВМ. Еа: 17. Д. 56. 1854-1857 г. О подначалии в сем монастыре отставного рядового Николая Веселаго.
22. АФВМ. Еа: 22. Д. 47. 1859-1864 г. По прошению настоятеля об освобождении Валаамского монастыря от помещения в нем людей подначальных.
23. Регламент или устав духовной коллегии // Библиотека Якова Крото-ва. URL: http://www.krotov.info/acts/18/1/1721regl.html (дата обращения: 13.01.2014).
24. Анисимов Е.В. Духовный Регламент // Православная энциклопедия. Т. XVI. М., 2007. С. 433-435.
25. Барсов Н.И. Существовала ли инквизиция в России? / Исторический вестник. СПб., 1892. Т. 47. № 1. С. 481-498.
26. Богданов А.И., Зеленина Я.Э. Гавриил (Петров Петр Петрович) // Православная энциклопедия. Т. X. М., 2005. С. 224-226.
27. Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., Валаамский монастырь. 2011.584 с.
28. Вергунов А.П., Горохов В.А. «Монастыри земли русской». Кн. 1. М., 2009. 796 с.
29. Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России. Наука. М., 1964. 83 с. // BookFinder. URL: http://bookfi.org/book/336594 (дата обраще-ния:14.01.2014).
30. Грекулов Е.Ф. Православная Церковь - враг просвещения. АН СССР. М., 1962. 124 с. // BookFinder. URL: http://bookfi.org/book/336594 (дата обра-щения:14.01.2014).
31. Зырянов П.Н. «Русские монастыри и монашество в XIX и XX вв.» М., 2002. 320 с.
32. Игнатий (Брянчанинов), свт. Описание Валаамского монастыря и смут бывших в нем. Переписка святителя Игнатия с игуменом Дамаскиным // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. III. М., 2006. 607 с.
33. Кокорева Т.В. Монастырские тюрьмы как место заточения старообрядцев и сектантов в XIX веке. Канд. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. н. МГУ. М., 2001 г. 203 с. // Dissercat. URL: http://www.dissercat.com/ content/ monastyrskie-tyurmy-kak-mesto-zatocheniya-staroobryadtsev-i-sektantov-v-xix-veke#ixzz2qNAxSd8Z (дата обращения: 14.01.2014).
История монашества в Синодальный период 99
34. Минин Н., Минина. Валаамский избранник. М., Спасо- Преображенский Валаамский монастырь, 2007. 335 с.
35. Никольский Н.М. История Русской Церкви. М., 1930. 247 с. // BookFinder. URL: http://bookfi.org/book/336594 (Датаобращения:14.01.2014).
36. Онуфрий (Маханов), иерод. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. 738 с.
37. Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. К вопросу о веротерпимости. М., 1905. 130 с. // BookResearch. URL: http://bookre.org/isearch7q (Дата обращения: 14.01.2014).
38. Смолич И.К. История Русской Церкви 1700-1917. Ч. 1. М., 1996. 798 с.
39. Смолич И.К. Русское монашество 988-1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к Истории Русской Церкви. М., 1999. 606 с.
40. Степашкин В.А. Преподобный Назарий Валаамский, подвижник Саров-ской пустыни. Изд. отд. Нижегородской епархии. 2009. 112 с.
41. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший период. М., 2004. 839 с.