Научная статья на тему 'Возможности воздействия сетевой коммуникации на профессиональную компетентность педагогов'

Возможности воздействия сетевой коммуникации на профессиональную компетентность педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сунгуров П. Н.

В статье рассматривается участие учителей в профессиональных сетевых объединениях, которое позволяет живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень, то есть улучшать свою деятельность, направленную на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of net communication on teachers' professional competence

The article deals with teachers' participation in professional net communities, which allow teachers from different parts of the country and abroad to communicate with each other, solve professional problems, realise themselves and enrich their professional level. Therefore, they can improve their pedagogical practice, oriented to students, increasing of interest to a subject, development of students' thinking abilities, creativity and cooperative style of work.

Текст научной работы на тему «Возможности воздействия сетевой коммуникации на профессиональную компетентность педагогов»

П. Н. Сунгуров

ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

Работа представлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. С. Заир-Бек

В статье рассматривается участие учителей в профессиональных сетевых объединениях, которое позволяет живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень, то есть улучшать свою деятельность, направленную на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.

The article deals with teachers’ participation in professional net communities, which allow teachers from different parts of the country and abroad to communicate with each other, solve professional problems, realise themselves and enrich their professional level. Therefore, they can improve their pedagogical practice, oriented to students, increasing of interest to a subject, development of students’ thinking abilities, creativity and cooperative style of work.

В рамках исследования нам необходимо было решить две научно-теоретические задачи:

1. Определить сущность и значение компетенций для успешной деятельности педа-гога-практика.

2. Выявить возможности сетевой коммуникации для развития профессиональных компетенций.

Для решения первой задачи мы обращались к анализу трудов зарубежных и российских специалистов, которые разрабатывали теорию компетенций в образовании. Для решения второй задачи нами был выполнен анализ возможностей сетевой коммуникации для развития компетенций пе-дагогов-практиков.

Проблема компетентностного подхода получила широкое распространение в мире, в том числе, и в России. Теории ориентированного на компетенции образования (competence-based education -CBE) формировались, начиная с 70-х гг. XX в. В различных теориях компетенций нами было выделено три основные момента:

1. Раскрытие понятия «компетенция» через актуальные умения выполнения конкретных профессиональных задач.

2. Обоснование процесса приобретения компетенций как опыта деятельности в различных ситуациях.

3. Определение компетентности специалиста с высшим образованием, как его способности к решению комплексных социально-профессиональных проблем.

Также для нашего исследования важно обоснование Дж. Равенном компетент-

ности как явления, которое состоит из большого числа компонентов, которые могут заменять друг друга в качестве составляющих поведения или эффективной деятельности, соотнесенной с ценностными установками личности. Анализ результатов международных исследований по проблеме компетенций «Определение и выбор компетенций: теоретические и концептуальные основы» (Бе8еСо) дал нам основание рассматривать понятие компетенция как способность к использованию набора инструментов для взаимодействия с физическими, информационными и со-

циокультурными объектами. При этом данное взаимодействие должно характеризоваться ответственностью за управление собственной жизнью в широком общественном контексте.

Приобретение таких способностей возможно в том случае, если человек получает возможность участия в разрешении определенного круга задач в социальном контексте его профессиональной деятельности. С этих позиций нами было определено, что возможность приобретения опыта педагогической деятельности как способности к разрешению круга задач в социальном контексте будет расширяться, если педагог участвует в деятельности и коммуникации в профессиональных сетевых сообществах.

Сетевое или виртуальное сообщество (Net Community, Virtual Community) определяется как общество людей, общающихся между собой при помощи информационной сети. Отличительными чертами сетевых сообществ, считают:

1. Информационный обмен, который между членами сообщества поддерживается через сеть Интернет.

2. Использование для хранения информации цифровой памяти.

3. Использование в коммуникации и обмене опытом программных агентов.

4. Использование Web-технологии для того, чтобы задавать друг другу вопросы, делиться опытом, предоставлять членам сообщества разнообразную информацию и идеи.

В сетевом сообществе расширение среды приобретения опыта происходит за счет возможности его обменом с устранением временных и пространственных барьеров, а также барьеров возраста и профессионального авторитета. В качестве примера работы профессионального сообщества без этих барьеров можно рассмотреть сетевую коммуникацию преподавателей и студентов архитектурных специальностей, которые работают над общими строительными

проектами в виртуальном сообществе уни-верситетов. С помощью компьютерных систем проектирования, электронной почты, центральной базы данных и видеоконференции они используют Всемирную паутину: виртуальное международное жюри, состоящее из архитекторов и преподавателей, в широком экспертном общении оценивает достоинства работ студентов. Подобные методы приобретения компетенций применяются и в других отраслях, например, в сетевой коммуникации инженеров. Примером может быть и проект SIMULAB, поддерживаемый Европейским Советом, где профессиональная коммуникация организуется между студентами-филологами. Модели коммуникации включают в себя электронную почту, диалоговый режим, создание и редактирования документов в интерактивном режиме. Студенты и преподаватели разрабатывают сценарии общения, типичные для страны выбранного ими языка1.

Данные примеры показывают, что участники сетевых сообществ различных профессий сегодня имеют возможность получать новые знания в области своей специальности с консультативной и экспертной поддержкой специалистов из различных образовательных и профессиональных объединений. Преимущества новых сетевых сообществ еще и в том, что они дают возможность пользователям не только получать информацию, но и ее создавать. С этих позиций мы исследовали деятельность сетевых макросообществ учителей. К таким сетевым сообществам можно отнести участие свыше 6 тыс. преподавателей из 90 стран в работе Microsoft Classroom Teacher Network. В сети ведется обсуждение учебных проблем, учителя обучают друг друга, получают примеры интеграции информационных технологий в обучение.

В Европе в сетевое сообщество объединены тысячи учителей, которые включены в работу Европейской школьной сети2. Европейская школьная сеть - это междуна-

родное сообщество более чем 26 Европейских Министерств образования, целью которого является внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование Европы. Одним из разделов является Виртуальная школа (Virtual School). Виртуальная школа создана учителями для учителей и является «местом встречи» учителей из разных стран для обсуждения методических вопросов, обмена опытом. Виртуальная школа образована группой европейских учителей, которые создали сообща различные образовательные ресурсы. Они собрали материалы по обучению различных предметов. Учителям предоставляется возможность размещения на сайте интересных разработок своих уроков, внеклассных мероприятий и других материалов для того, чтобы большее количество людей могли ими воспользоваться. Важным разделом Европейской школьной сети является «место» общения -Collaboration Area. Этот раздел предназначен для школ, принимающих участие в международных проектах, интересующихся проводимыми проектами и желающих найти партнеров по переписке. Постоянно действующий форум помогает решать вопросы, связанные с проведением проектов.

В России также успешно действуют виртуальные объединения учителей. Макросо-циальным педагогическим сообществом можно считать Содружество методических объединений (СОМ)3. СОМ - это профессиональное сообщество учителей, предоставляющее возможности для обмена информацией, опытом, повышения квалификации. Другой пример - «Интернет - государство учителей» 4. Проект предполагает обсуждение проблем, обмен опытом, консультации со специалистами, тестирование, методическую помощь учителям. Также к действующим сетевым педагогическим сообществам можно отнести: проект Intel «Обучение для будущего»5, «Сеть творческих учителей» - Innovative Teachers Network 6, «Школьный сектор» Ассоциа-

ции РЕЛАРН7, Inter-педагогика8, сеть экспериментальных школ «Эврика» и другие.

Таким образом, комьютерно-опосредо-ванная коммуникация становится важным инструментом профессионального развития компетенций педагогов и одной из форм их профессиональной работы.

Анализ работы сетевых сообществ показал, что наиболее распространенные формы организации общения в сети:

1. Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде Web-приложений. Каждый посетитель может оставить сообщение.

2. Форумы. Эта форма общения является реализацией идеологии телеконференции. Сообщения в форумах группируются по темам, все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение. Как пра-вило, темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют администраторы и модераторы.

3. Блоги (от англ. Web log - web-журнал, web-протокол) напоминают форум, в котором право администрирования и публикации первых инициирующих тем дискуссии принадлежит одному человеку или группе лиц. Блог может быть открыт для отзывов и вопросов, а может быть закрыт. Кроме возможностей обсуждения у участ-ников сообщества есть возможность оценить качество публикации и качество комментариев. Этот механизм групповой фильтрации обеспечивает качество материалов на сайте. Блог может быть использован не только в индивидуальных целях, но и как форум для сообщества.

Ввиду того, что форум и чат не имеют статуса сетевого документа, то в настоящее время они постепенно вытесняются в профессиональных сетевых коммуникациях другими формами общения. На роль таких новых форм претендуют коллективные блоги и Вики. Участники сообщества внутри блогов могут выполнять следующие действия:

• писать собственные сообщения;

• читать сообщения, опубликованные другими авторами;

• комментировать сообщения других авторов;

• отвечать на комментарии к сообщениям;

• связывать сообщения и комментарии между собой, используя гипертекстовые ссылки.

Блоги можно рассматривать и как варианты пространства образовательной и профессиональной коммуникации, с их распространением сети получили возможность включать в себя ценностные аспекты общения.

Анализ макросоциальных педагогических сетевых сообществ показал, что участие в их деятельности дает возможность не только получить новые знания, обменяться сообщениями, но и принять участие в профессиональных проектах, конкурсах, конференциях, форумах. Позиция может быть - участника, эксперта, разработчика, информатора, модератора.

Для работы сообщества определяющее значение имеет общение. Одно из основных положений, на которых базируется деятельность сетевого сообщества, состоит в том, что общение происходит в определенном контексте профессиональной деятельности, которую можно структуриро-

вать как профессиональную задачу или проблему. При участии в работе сообщества усвоение знаний его членами происходит в контексте профессиональной проблемы, на которую ориентированы специалисты-лидеры в своей области.

Педагоги школ имеют возможность получать в сообществе разнообразные консультации от коллег, ученых, специалистов в различных областях знаний и принимать участие в профессиональной дискуссии на равных со специалистами университетов. Возможности профессионально организованных сетей позволяют проводить экспертизу и фильтрацию наиболее качественных сообщений и учебных материалов.

Технология работы сообщества позволяет его членам проводить совместные исследования, организовывать работу над коллективными проектами, использовать электронную доску, на которой может писать целая группа. Эти возможности позволяют сохранить и использовать для самообучения различные хранилища коллективного опыта.

Участие в работе сетевого сообщества дает возможность не только использовать его среду для повышения квалификации, но и создавать эту среду, используя и трансформируя общий опыт, знания и образцы наилучшей практики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Электронный ресурс.Режим доступа: www2.echo.lu/telematics/education/en/projects/files

2 Электронный ресурс.Режим доступа: http://www.eun.org

3 Электронный ресурс.Режим доступа: http://center.fio.ru/som

4 Электронный ресурс.Режим доступа: http://www.intergu.ru

5 Электронный ресурс.Режим доступа: http://iteach.ru

6 Электронный ресурс.Режим доступа: http://www.it-n.ru

7 Электронный ресурс.Режим доступа: http://school-sector.relarn.ru

8 Электронный ресурс.Режим доступа: http://www.inter-pedagogika.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.