УДК 364
ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ Екимова Ксения Владимировна, студент
(e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Пирогова Анна Алексеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье представлены результаты исследования возможностей студентов быть востребованными на рынке труда в рамках осваиваемой ими специальности. Раскрыты проблемы в данной области посредством анализа мнений самих студентов. На основании этого представлены возможные пути беспрепятственного выхода студента на рынок труда, одним из которых является получение дополнительного образования.
Ключевые слова: трудоустройство, студент, выпускник, специальность, образовательная организация, студенческое кадровое агентство, служба содействия трудоустройству студентов.
Введение
В работе раскрывается проблема трудоустройства студентов выпускных курсов. Авторы считают, что эта проблема в настоящий момент не является полностью решенной, поскольку со стороны образовательной организации и государства не оказывается должная поддержка [3,6,9]. Авторы убеждены, что реальная помощь в трудоустройстве студентов выпускных курсов должна представлять собой реализацию мер, которые описаны в данной статье.
Методика исследования
Данные проведенного исследования получены посредством опроса студентов, которые обучаются на 4-5 курсах бакалавриата нижегородских вузов. Общая численность опрошенных составила 82 человека. Целью исследования является определение возможностей трудоустройства выпускников вузов по выбранной ими специальности, что позволяет выявить способы решения данной проблемы.
Результаты и обсуждение
Важнейшем этапом в жизни выпускника является трудоустройство и начало профессиональной деятельности по выбранной специальности. Успех трудоустройства определяет качество образования, получаемого в образовательных организациях [1,4].
По сравнению с советской системой образования в настоящее время в России отсутствует государственное распределение студентов выпускных
курсов после окончания обучения. К данной ситуации можно подойти с двух сторон. С одной стороны, даются большие возможности для самореализации студента в профессиональной сфере. С другой стороны, вакансий значительно меньше, чем желающих получить работу, поэтому студентам зачастую необходима помощь со стороны государства [7,12].
В связи с данным противоречием авторами работы было проведено исследование, касаемо оценки студентами своих возможностей трудоустройства, в виде опроса. В нем приняло участие 82 студента нижегородских вузов, перед которыми стоит проблема возможности трудоустройства после выпуска из образовательной организации [2, 8].
С целью определения причины выбора студентами своей специальности им был задан соответствующий вопрос. Были получены следующие результаты: 40,5% опрошенных хотели стать специалистами именно в этой области, 26, 2% студентов затруднялись ответить, 19% - сумели поступить только на данную специальность, 14,3% опрошенных считают, что их специальность перспективна для дальнейшего трудоустройства.
Причины выбора студентами своей специальности
ф Хотел (а) стать специалистом
именно в этой области ф Сумел (а - посту лить только на эту специальность
Спеииальность перспективна дгя дальнейшего трудоустройства Ф Затрудняюсь ответить
Рисунок 1 - Причины выбора студентами своей специальности
Далее им предлагалось оценить уровень спроса на рынке труда на получаемую ими специальность. 61,9% студентов отметили, что уровень спроса - средний, остальные ответы разделились поровну: 19% - высокий, 19% -низкий.
В связи с этим, авторы решили выяснить желание респондентов в дальнейшем работать по выбранной специальности. Положительный ответ дали 54,8% опрошенных, 26,2% - дали отрицательный и 19% - затруднялись ответить.
Авторы работы пытались выяснить причины, которые, по мнению студентов, могут помешать им в трудоустройстве по их направлению подготовки. Главной проблемой большинство (57,1%) считают отсутствие возможности трудоустроиться, остальные называют следующие факторы: низкая заработная плата (35,7%), разочарование в получаемой специально-
сти (42,9%), непрестижность работы в обществе (31%), отсутствие желания (2,4%).
Выяснив вышеизложенные факторы, авторы задались вопросом: «Что студенты намерены предпринять для того, чтобы найти работу?», на что были даны следующие ответы: 61,9% опрошенных собираются искать вакансии в сети «Интернет», 54,8% - искать работу через близких друзей и родственников, 47,6% - размещать свое резюме в сети «Интернет», 14,3% -обращаться в службу содействия трудоустройству студентов.
Отметив низкий процент намерений обращений в службу содействия трудоустройству студентов, был произведен опрос по поводу информирования студентов о наличии в их образовательных организациях соответствующих служб и студенческих кадровых агентств. 54,8% не знают, существуют они или нет, 31% - знают, что существуют, а 14,3% - знают, что не существуют.
Респондентам, уже обращавшимся в студенческое кадровое агентство, был задан вопрос: «Удалось ли Вам найти потенциального работодателя?». Большинству опрошенных (64%) это не удалось.
Исходя из полученных результатов исследования, выяснилось, что в настоящее время, действительно, у студентов выпускных курсов имеется проблема с трудоустройством. Решение данной проблемы может быть различным, например, законодательное закрепление помощи со стороны государства, активное сотрудничество образовательной организации с потенциальным работодателем [5,10]. Но в последнее время актуальным становится получение дополнительного образования как способа приспособления к изменяющимся требованиям работодателя, что дает возможность студенту трудоустроиться не только по своей основной специальности [11].
Вопрос необходимости дополнительного образования в настоящее время был обсужден со студентами. 81% опрошенных убеждены в ней: если не смогут устроиться по одной специальности, то будут пробовать это сделать по другой. Остальные 19% отметили, что им достаточно своего образования.
Необходимость получения дополнительного образования (ДО)
Необходимо получение ДО в целях трудоустройства по неосновной специальности
Нет необходимости в получении ДО
81%
19%
Необходимость получения дополнительного образования (ДО)
0%
50%
100%
Рис. 2 Необходимость получения дополнительного образования (ДО)
Выводы и заключение
Таким образом, можно констатировать, что преобладающая часть студентов нуждается в помощи в трудоустройстве в связи с меньшим числом вакансий и большим числом студентов, желающих трудоустроиться. Также проблема состоит в отсутствии сотрудничества образовательной организации с работодателями, помощи со стороны государства, малой информированности студентов о наличии в их образовательных организациях служб содействию трудоустройству или кадровых агентств. В последнее время актуальным решением данной проблемы становится получение студентами дополнительного образования.
Список литературы
1. Антропова Н.М. Исследование проблемы занятости студенческой молодежи в сфере социально-трудовых отношений // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3.
2. Апокин А. Ю., Юдкевич М. М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. 2008. Т. 6. С. 98-110.
3. Борисова А.А. Стратегии трудоустройства студентов вузов // Известия ИГЭА.
2012. №4. С.96-100.
4. Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 3-5.
5. Картавых М.А., Прохорова И.В. Организация непрерывных практик обучающихся: учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.
6. Макаркин Н.П., Томилин О.Б. Развитие университета с новые управленческие подходы // Интеграция образования. 2005. №4. С.7-12
7. Миляева Л.Г., Борисова О.В. Где востребованы молодые специалисты? // Служба занятости. 2007. №1. С.58-62
8. Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 8.
9. Прохорова М.П., Григорян Н.М., Емелина Е.М. Трудоустройство и переход на рынок труда выпускников вузов // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 156-158.
10. Россия в Европейском пространстве высшего образования. Под редакцией: Артамоновой Ю.Д., Демчука А. Л., Караваевой Е.В., Муравьевой А. А. М.: Издательство Московского университета, 2015. 64 с.
11. Сеселкин А.И. Багин В.В.. Кондяков В. А. Модели построения открытой системы дополнительного профессионального образования в вузе // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина».
2013. № 2. С. 127-135.
12. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
13. Краудсорсинг: сущность, виды, ключевые составляющие для современной компании/ Лебедева Т.Е., Прохорова М.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 75-80.
14. Фандрайзинговая стратегия музея/ Прохорова М.П., Лебедева Т.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 125130.
15. Карьерограмма как инструмент развития персонала компании/ Прохорова М. П., Шкунова А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 130-135.
16. Корпоративная культура образовательной организации: требования и тенденции/ Шкунова А.А., Прохорова М.П./ Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 178-181.
17. Исследование систем управления/ Прохорова М.П.// учебно-методическое пособие / Нижний Новгород, 2015.
18. Методическое обеспечение инновационнопроектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения/ Прохорова М.П., Седых Е.П.// Наука и школа. 2017. № 3. С. 77-83.
19. Организационно-педагогические предпосылки развития профессионально-педагогичского образования в структуре регионального кластера/ Прохорова М.П.// Наука Красноярья. 2012. Т. 1. № 5. С. 239-247.
20. Научные основания инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения/ Прохорова М.// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 2 (11). С. 26-35.
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Ekimova Kseniya Vladimirovna, students of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia
Pirogova Anna Alekseevna, students of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia
EMPLOYMENT OPPORTUNITIES FOR STUDENTS GRADUATE COURSES
Abstract. The article presents the results of the study of students ' opportunities to be in demand in the labor market within the framework of their specialty. The problems in this area are revealed through the analysis of students ' opinions. On the basis of this, possible ways of unimpeded entry of the student into the labor market are presented, one of which is to obtain additional education. Keywords: employment, student, graduate, specialty, educational organization, student recruitment Agency, student employment assistance service. Key words: employment, student, graduate, specialty, educational organization, student recruitment agency, student employment assistance service.