Басманова Е.Д., Перевощикова Н.К.
Кемеровская государственная медицинская академия,
г. Кемерово
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕЭНДОКРИННОЙ ЗАДЕРЖКОЙ РОСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Физическое развитие является одним из важнейших показателей состояния здоровья детей. Отклонения в росте у воспитанников интернатных учреждений встречаются в 5-9 раз чаще, чем в общей детской популяции. К этому предрасполагает неблагоприятный ранний медико-биологический и социальный анамнез. В генезе формирования низкорос-лости в подавляющем большинстве случаев лежат неэндокринные причины (92,76 %). Воспитанники с задержкой роста имеют более выраженные отклонения в здоровье, психологическом и социальном статусе, чем их ровесники со средними антропометрическими данными. Авторами предложена модель комплексного медико-психолого-педагогическо-го и социального сопровождения детей с низким физическим развитием, позволяющая существенно повысить качество их жизни.
Ключевые слова: воспитанники интернатных учреждений, низкое физическое развитие, реабилитация.
Basmanova E.D., Perevoschikova N.K.
Kemerovo State Medical Academy,
Kemerovo
REHABILITATION POSSIBILITIES FOR CHILDREN WITH NONENDOCRINE GROWTH
INHIBITION IN COMPREHENSIVE BOARDING-SCHOOLS
Physical growth and development are among the most important indicators of children's health. Boarding-school inmates have growth deviation more often than other representatives of children population - the rate is 5-9 times higher. This is predisposed by negative early medical and social anamnesis. The causes for dwarfism genesis are nonendocrine in most cases (92,76 %). Inmates with growth inhibition have more serious deviations in health, psychological and social status that their relatives with average anthropometric characteristics. The authors present the model of integrated medical, psychological, educational and social support for children with the low level of physical growth and development. The model allows to increase their life quality considerably.
Key words: boarding-school inmates; low level of physical growth and development; rehabilitation.
Рост ребенка является запрограммированным процессом. Генетическая программа обеспечивает весь цикл индивидуального развития, в то же время любые неблагоприятные воздействия в значимый для ребенка период времени мо-
Корреспонденцию адресовать:
Басманова Елена Дмитриевна,
650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а, ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия», тел. раб. 8 (3842) 36-64-59.
E-mail: [email protected]
гут легко приводить к нарушениям роста [1-3]. Отклонение от средних величин антропометрических показателей всегда вызывает обоснованную тревогу педиатров, так как в любой задержке роста существует опасность необратимости и утраты возможностей достижения более высоких уровней [4, 5]. Согласно литературным данным, удельный вес детей с очень низким физическим развитием колеблется в общей детской популяции в различные возрастные периоды от 1,5 до 5 % [6-8]. Однако среди воспитанников учреждений интернатного типа (УИТ), выходцев из семей крайнего социального риска, число низкорослых значительно выше [9-
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕЭНДОКРИННОЙ ЗАДЕРЖКОЙ РОСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
12]. По нашим данным, к началу обучения в школе очень низкое физическое развитие (1 коридор центильного ряда) регистрируется у каждого четвертого мальчика и у 17 % девочек — воспитанников УИТ, тогда как у «домашних» детей, данные отклонения выявляются в 5-9 раз реже (2,8 % и 3,6 %, соответственно, р < 0,001).
Целью исследования явилось изучение генеза низкорослости у воспитанников УИТ и возможностей оказания им эффективной помощи.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под наблюдением находились 290 воспитанников интернатных учреждений общеобразовательного типа г. Кемерово (116 девочек и 174 мальчика, средний возраст — 8,6 ± 0,5 лет). Антропометрические показатели детей в момент взятия их на диспансерный учет укладывались в значения первого коридора центильной таблицы. У большинства воспитанников отставание в физическом развитии диагностировалось в дошкольном возрасте (95,17 %), у остальных — к началу обучения в школе (4,83 %). Программа обследования низкорослых детей предусматривала изучение их анамнестических особенностей, клинический осмотр с привлечением узких специалистов (эндокринолог, генетик, невролог, уролог-андролог, гинеколог), исследование гормонального фона (фолликулостимулирующий, лютеинези-рующий, соматотропный, тиреотропный гормоны, тестостерон, тироксин, трийодтиронин), биохимические исследования (железистый комплекс, состояние фосфорно-кальциевого обмена) [13]. Суточная экскреция йода с мочой определялась по методу Stole V. (1961), уровень экскреции аскорбиновой кислоты с мочой — методом визуального титрования с применением реактивов Тильманса, витамина В2 — флюоресцентным методом рибофлавинсвязывающим апобелком [14]. Для оценки местного иммунитета респираторного тракта изучалось содержание лизо-цима и секреторного иммуноглобулина А в назальном секрете, соответственно, методами нефеломет-рическим и иммунной диффузии по Manchini (1965). Ультразвуковое исследование органов брюшной полости и щитовидной железы проводилось на аппарате SHIMASONIC SDL-310 с использованием приставок для щитовидной железы (линейный датчик от 0,5 до 15 млн. колебаний в секунду) и органов брюшной полости (частота волн в диапазоне от 3,5 до
5 мГц). Костный возраст детей определялся методом Грейлиха-Пала по рентгенограмме левой кисти и лучезапястного сустава [13]. Нутритивный статус низкорослых воспитанников изучался с помощью компьютерной программы «Анализ состояния пита-
ния здорового человека», разработанной сотрудниками Института питания РАМН. Для оценки уровня тревожности использовались методики Р. Теммла — М. Дорки — В. Амена и А.М. Прихожан [15], агрессивности — А. Баса — А. Дарки [16]. Социальная адаптированность оценивалась с помощью личностного двухфакторного опросника (СВ-«социум-вегетатика»), разработанного М. Гавлиной [17], качество жизни — по Цыбульской И.С. с соавторами [18]. Анализ полученных данных проводился с помощью статистического пакета «Statistica 2000» на ПЭВМ Intel Insid Celeron. При создании базы данных использовался редактор электронных таблиц программы «Microsoft Excel 2000». Для количественных показателей рассчитывались средняя арифметическая (М) и ошибка средней арифметической (m). Величина доверительного интервала задавалась безошибочностью прогноза — доверительной вероятностью, которая определялась параметрическим коэффициентом Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Клинический осмотр воспитанников УИТ, динамика скорости роста, лабораторное обследование позволили выявить причины, приводившие к низкорос-лости. Эндокринные нарушения роста встречались редко: у 8,62 % девочек и 4,6 % мальчиков диагностирована гипофункция щитовидной железы, у одного ребенка — гипофизарный нанизм. Как правило, в генезе формирования дефицита роста лежали неэндокринные причины (92,76 %): психосоциальные (25,86 %), конституциональные (19,66 %), семейные (12,76 %), тяжелые соматические заболевания (1,03 %), хромосомные абберации (синдром Шере-шевского-Тернера) — 1,03 %, у каждого третьего воспитанника регистрировалась смешанная форма нанизма (32,42 %). Различные формы неэндокринной задержки роста выявлялись у мальчиков и девочек с одинаковой частотой, исключение составил синдром позднего пубертата, регистрировавшийся у лиц мужского пола в 1,7 раз чаще (р < 0,05).
Низкорослые воспитанники имели худшие показатели здоровья, чем их ровесники со средними антропометрическими данными, среди них в 1,4 раза чаще встречались дети с III-IV группами здоровья (73,8 % против 58,6 %, р < 0,001), в два раза чаще — инвалиды (1,7 % против 0,8 %, р > 0,05). В структуре хронической патологии низкорослых регистрировались отличия: достоверно чаще выявлялись болезни мочевыделительной системы (96,55 на 1000 чел. против 64,0 на 1000 чел., р < 0,001), желудочно-кишечного тракта (203,45 против 144,0 на 1000 чел., р < 0,05), ЛОР-патология (199,3 против 106,0 на 1000 чел., р < 0,05). Показатель острой заболевае-
Сведения об авторах:
Басманова Елена Дмитриевна, канд. мед. наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней ГОУ ВПО «КемГМА Росздрава», г. Кемерово, Россия.
Перевощикова Нина Константиновна, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней ГОУ ВПО «КемГМА Росздрава», г. Кемерово, Россия.
■ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕЭНДОКРИННОЙ ЗАДЕРЖКОЙ РОСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
мости у воспитанников с низким физическим развитием также был выше (304,6 против 172,7 на 1000 детей, р < 0,05), чаще диагностировались отклонения в психологическом статусе. Так, по сравнению с воспитанниками со средним физическим развитием, у низкорослых подростков высокий уровень общей тревожности выявлялся чаще в 1,4 раза, высокий уровень агрессии — в 1,5 раза (р < 0,001). По сравнению с девочками, мальчики испытывали большие моральные страдания по поводу низкого роста, удельный вес высокотревожных и агрессивных среди них был достоверно выше (р < 0,05), чаще выявлялись пограничные невротические и патохарактерологические реакции (р < 0,05%). Результаты наших наблюдений перекликались с исследованиями Е.И. Прахи-на (1984), Д.В. Стефани и Ю.Е. Вельтищева (1996), установившими тесные взаимосвязи между течением ростовых процессов, низкорослостью и нарушением в состоянии здоровья детей. Однако в литературе имеются и противоположные утверждения, отрицающие взаимосвязь низкорослости и высокой заболеваемости. Такое расхождение свидетельствует о неоднозначности подходов к оценке задержки роста у детей, недостаточно четкой дифференцировке этио-патогенетических механизмов ее формирования.
Разработанная нами комплексная программа реабилитации воспитанников с неэндокринной задержкой роста строилась с учетом особенностей их здоровья и предусматривала как медицинскую, так и психологическую, педагогическую и социальную поддержку (табл. 1).
Общеоздоровительные мероприятия, реализуемые в УИТ, включали ежедневную утреннюю гимнастику, закаливание, массаж стоп, массаж биологически активных точек по Уманской, предэпидемичес-кую профилактику гриппа, своевременную санацию очагов хронической инфекции, психолого-педагоги-ческую поддержку детей. Низкорослым детям рекомендовался индивидуальный охранительный режим, проводилась коррекция питания. В генезе формирования задержки роста немаловажную роль играл алиментарный фактор. Почти каждый второй ребенок с низким физическим развитием относился к категории «малоежек» (45,28 %), имел пониженный аппетит и определенные пищевые стереотипы (хлебобулочные изделия, макароны, картофель и др.), сформировавшиеся в семьях крайнего социального риска. В связи с этим, расширение кругозора воспитанников в вопросах полноценного и сбалансированного питания приобретало особое значение. Индивидуальные и групповые занятия, проводимые с детьми, способствовали формированию у них адекватного отношения к не любимым ранее продуктам. Контроль пищевого статуса с помощью компьютерной программы позволял персоналу УИТ, в случае необходимости, проводить равноценные замены продуктов. Если все воспитанники УИТ получали поливитамины только в течение трех зимне-весенних месяцев, то дети с задержкой роста — круглогодично, в том числе с микро- и макроэлементами (Муль-титабс» — три зимне-весенних месяца, в остальное
время года — «Ревит»). Для профилактики дефицита железа и кальция детям с задержкой роста дополнительно назначались БАДы, рекомендуемые ГСЭН, «Гемактин» и «Кальций Д3 форте». Низкорослые воспитанники с дефицитом массы тела в течение месяца (ежегодно) получали «Элькар» и автолизат пивных дрожжей, часто болеющие ОРВИ — «Анаферон детский» (три месяца в году).
Психолого-педагогическая поддержка воспитанников, принимавших участие в программе реабилитации «Низкорослые дети», включала как групповые, так и индивидуальные занятия. Особое внимание уделялось повышению социального статуса низкорослых детей. Детям предлагалось испытать себя в роли лидера — старосты группы, командира или звеньевого в классе, старшего дежурного. Воспитатели и педагоги деликатно поощряли проявление лидерских качеств, поддерживали начинания детей. Воспитанники с задержкой роста активно привлекались в спортивные секции (плавание, футбол, легкая атлетика, баскетбол и др.) и кружки (танцевальный, театральный и др.), где требовалось работать в команде.
В подростковом возрасте (средний возраст 12,5 ±
0,6 лет), когда дети особенно болезненно реагировали на задержку роста, формировались небольшие по численности группы (6-8 чел.) для занятий в комнате психологической разгрузки городского Центра диагностики и консультирования, что существенно расширяло возможности реабилитации воспитанников. Сенсорная комната ЦДиК имела три функциональных блока: первый — релаксационный — располагал специальной мебелью, аудио-, теле- и видеоаппаратурой, подборкой музыкальных дисков, учебных и мультипликационных фильмов. Активационный блок (второй) включал оборудование со светооптическими эффектами, тактильно-световыми пузырьковыми колоннами, дидактическим материалом для проведения развивающих занятий. Общеоздоровительный блок (третий) содержал набор гимнастических мячей-гигантов и массажных мячей. Занятия с низкорослыми воспитанниками проводились еженедельно, и были направлены на повышение стрессоустойчи-вости, профилактику и коррекцию социальной дезадаптации. Курс включал 8-10 сеансов, в случае необходимости занятия пролонгировались. В работе с воспитанниками использовались элементы сказкоте-рапии, музыкотерапии, визуализации, арттерапии, ролевые игры, тренинги социальной адаптации и личностного роста. Важное место занимала санитарнопросветительская работа, направленная на формирование здорового образа жизни и отказ подростков от вредных привычек.
Эффективность реабилитационных мероприятий мы оценили у 270 воспитанников с не эндокринной задержкой роста. В отличие от детей, принимавших участие в комплексной программе реабилитации, воспитанники группы сравнения (50 чел. близкого возраста с не эндокринной задержкой роста) получали только базисные оздоровительные мероприятия, реализуемые в учреждениях интернатного типа. Наб-
Таблица 1
Тактика ведения детей с низким физическим развитием неэндокринного генеза (программа «Низкорослые дети»)
Лечебно-профилактические Индивидуальные лечебно-профилактические
мероприятия мероприятия
Медицинская поддержка
1. Щадящий режим дня (дополнительный послеобеденный отдых) Для детей с тяжелой соматической патологией
дополнительный выходной день (в случае
необходимости)
2. Стандартная диета, соответствующая возрастным потребностям, Индивидуальный набор диет (при заболеваниях
включение в рацион питания продуктов, дополнительно ЖКТ, гипоаллергенные и др.), при необходимости
обогащенных микронутриентами индивидуальная замена продуктов
3. Физическое воспитание (тренирующие, общеразвивающие Лечебная физкультура по индивидуальным
занятия, направленные на стимуляцию роста, гимнастические показаниям
комплексы), игровые виды спорта
4. Закаливание (босохождение по методике Саркизова-Серазини, Индивидуальная программа закаливания
плантарный массаж стоп, водные обливания) - круглогодично
5. Профилактика и коррекция алиментарно-зависимых состояний Индивидуальное назначение БАДов, в случае
(круглогодичный прием поливитаминных комплексов, в том числе необходимости лекарственных препаратов (Элькар,
с микро- и макроэлементами - 3 мес.) автолизат пивных дрожжей - 1-2 раза в год в
течение 1 месяца, препараты железа, кальция, йода)
6. Повышение неспецифической резистентности организма Детям, часто болеющим ОРЗ - предсезонная
(ионизация воздуха, массаж биологически активных точек профилактика (индукторы интерферона,
по Уманской, оздоровительный массаж, массажные дорожки - бактериальные лизаты)
круглогодично, фиточаи - отвар шиповника - весна и осень
по 14 дней, предэпидемическая профилактика гриппа -
вакцинопрофилактика ежегодно, коррекция дисбиоциноза
кишечника - бифидокефир, биолакт, Наринэ - 1 мес., 2 раза в год)
7. Санация очагов хронической инфекции (в условиях Индивидуально - фитотерапия, физиолечение,
интернатного учреждения, детского стационара, санатория) квантовая терапия, лекарственные препараты
8. Нормализация функции центральной нервной системы - Индивидуально - медикаментозная коррекция,
формирование саногенного мышления, музыкотерапия, овладение отвары седативных трав, занятия с логопедом,
приемами релаксации, элементами аутогенной тренировки лечебный массаж, физиотерапия,
транскраниальная электростимуляция Психологическая поддержка Нормализация уровня тревожности, агрессии и самооценки Индивидуальное консультирование,
у ребенка, обучение умению договариваться, решать конфликты - в случае необходимости психокоррекция
групповые и индивидуальные занятия в сенсорной комнате
Педагогическая поддержка
Оптимальная учебная нагрузка, обязательные физкультурные паузы, Индивидуальная работа педагога с ребенком
подвижная модель урока. Расширение кругозора воспитанников
об окружающем мире, формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек
Социальная поддержка
Повышение социальной значимости - активное вовлечение Индивидуальная социальная поддержка - поиск
воспитанников в общественную жизнь детского учреждения и установление связей с родственниками ребенка
(значимые общественные нагрузки, кружки по интересам), в том числе за пределами интернатного учреждения, семья выходного дня
людение за детьми обеих групп осуществлялось в течение 6-8 лет (в среднем 7,4 ± 0,8 лет), до момента их выпуска из интернатного учреждения.
Главным критерием эффективности проводимых реабилитационных мероприятий являлось физическое развитие воспитанников, достигаемое к моменту окончания школы. К 16-17 годам удельный вес подростков с низким и очень низким физическим развитием (1 и 2 коридоры центильного ряда) среди участников программы «Низкорослые дети» составил 22,39 %, в группе сравнения — 33,55 %, однако эти различия были статистически незначимы. Низкое физическое развитие сохранялось у боль-
шинства юношей и девушек с семейной (86,4 %), реже смешанной (13,6 %) формами низкорослости. Полученные результаты не противоречили исследованиям Ю.Е. Вельтищева (1994) и свидетельствовали о том, что процессы роста в большой степени являются генетически обусловленными. Если в ходе реализации программы «Низкорослые дети» нам не удалось эффективно воздействовать на конечную длину тела, то на других антропометрических параметрах реабилитационные мероприятия сказались благоприятно (табл. 2).
Масса тела и окружность грудной клетки девочек, участвовавших в программе «Низкорослые де-
■ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕЭНДОКРИННОЙ ЗАДЕРЖКОЙ РОСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
ти» с 10 лет, а мальчиков с 12 лет, достоверно превосходили аналогичные показатели детей группы сравнения. Дисгармоничное физическое развитие за счет дефицита массы тела среди участников программы к моменту окончания школы выявлялось в три раза реже (7,17 % против 20 %, р < 0,01). По результатам динамометрии и жизненной емкости легких подростки, получавшие реабилитационные мероприятия в полном объеме, достоверно превосходили своих ровесников из группы сравнения (р < 0,05, р < 0,01). Более того, к 17 годам их функциональные параметры не отличались от аналогичных показателей воспитанников, имевших в анамнезе среднее физическое развитие (р < 0,05).
Реализация программы «Низкорослые дети» положительно отразилась на психоэмоциональном фоне воспитанников (табл. 3). К моменту окончания школы достоверно снизился удельный вес подростков с высоким уровнем тревожности и агрессии (р < 0,001). Число подростков с синдромом нарушенной школьной адаптации среди воспитанников — участников программы сократилось в 1,8 раза (с 31,7 % до 17,74 %, р < 0,001), в группе сравнения — с 34 % до 26 % (р < 0,05).
Положительные изменения, произошедшие в судьбе детей, благоприятно отразились на их социальной адаптации (рис.). Удельный вес подростков с низким качеством жизни среди участников программы был в 2,5 раза ниже, в 9 раз чаще встречались выпускники, имевшие высокое качество жизни.
Таким образом, реализация программы «Низкорослые дети» в учреждениях интернатного типа положительно отражается на антропометрических и функциональных показателях воспитанников, способствует нормализации их психологического статуса, повышению адаптационных возможностей в социуме, что, в конечном итоге, благоприятно сказывается на качестве жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
Таблица 2
Динамика массы тела и окружности грудной клетки у воспитанников с задержкой роста на фоне реализации программы «Низкорослые дети»
Девочки Мальчики
Возраст (годы) « Программа Общеоздоро-:Низкорослые вительные дети» мероприятия (n = 105) (n = 24) Программа «Низкорослые дети» (n = 165) Общеоздоровительные мероприятия (n = 26)
Масса тела, кг
7 18,7 ± 0,5 18,5 ± 0,3 19,0 ± 0,5 18,9 ± 0,4
10 24,7 ± 0,4 22,9 ± 0,8* 24,9 ± 0,7 23,5 ± 0,5
12 32,0 ± 0,6 29,9 ± 0,5** 30,8 ± 0,5 28,8 ± 0,7*
15 40,2 ± 0,4 38,0 ± 0,4*** 42,9 ± 0,5 41,4 ± 0,5*
17 50,9 ± 0,6 48,0 ± 0,3*** 56,3 ± 0,5 54,1 ± 0,3*
Окружность грудной клетки, см
7 53,0 ± 0,4 53,2 ± 0,5 53,2 ± 0,6 53,5 ± 0,6
10 59,8 ± 0,5 57,4 ± 0,6** 59,5 ± 0,7 58,6 ± 0,3
12 64,2 ± 0,3 62,6 ± 0,4** 65,0 ± 0,3 63,4 ± 0,7*
15 76,4 ± 0,5 74,8 ± 0,5* 76,1 ± 0,5 73,2 ± 0,5***
17 82,1 ± 0,4 80,2 ± 0,6* 83,4 ± 0,6 81,9 ± 0,4*
Примечание: *р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001.
Таблица 3 Динамика изменений психоэмоционального фона у воспитанников, принимавших участие в программе «Низкорослые дети»
Программа «Низкорослые дети» Показатели , -,Гг\ (n = 265) Общеоздоровительные мероприятия (n = 50)
Исходный Через 6 мес. Исходный Через 6 мес.
Самооценка: - низкая 12,83 6,42* - средняя 33,59 69,43*** - высокая 53,58 24,15*** 14.00 36.00 50.00 10,00 44.00 46.00
Общая тревожность: - низкая 9,43 4,53* - средняя 35,85 72,83*** - высокая 54,72 22,64*** 10,00 40.00 50.00 12,00 48.00 40.00
Агрессия: - низкая - средняя - высокая 14,34 5,28** 39,62 81,14*** 46,04 13,58*** 16,00 32.00 52.00 12,00 46.00 42.00
Примечание: *р < 0,05; **р < 0,01; *** р < 0,001 5.
Баранов, А.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) /А.А. Баранов, Л.А. Щеп-лягина. - М., 2000. - 584 с.
Steward, D.K. Selection of growth parameters to failure to thrive /D.K. Steward, N.A. Ryan-Wenger, L.J. Boyne //J. Pediatr. Nurs. - 2003. -Vol. 18, N 1. - P. 52-59.
Zadik, Z. Growth of short children during and after discontinuation of growth hormone therapy /Z. Zadik //J. Clin. Endocrinol. Metab. - 1991. -Vol. 81, N 36. - Р. 68-70.
Воронцов, И.М. Вопросы биологии и метрологии питания в решении задач «Pediatria Maxima» /И.М. Воронцов //Здоровое питание населения России: Матер. VII Всерос. конгр. - М., 2003. - С. 110-112.
Шарова, А.А. Низкорослость у детей: причины, дифференциальная диагностика и возможности лечения /А.А. Шарова, Н.Н. Во-леводз, В.А. Петеркова //Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2006. - № 3. - С. 54- 63.
Бондарь, И.А. Нарушение роста и полового развития у детей /И.А. Бондарь, Е.А. Королева, Е.В. Зенкова. - Новосибирск: Сибмедиз-дат, 2004. - 106 с.
Диагностика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков /под ред. Н.П. Шабалова. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. -538 с.
Жуковский, М.А. Детская эндокринология /М.А. Жуковский. - М.: Медицина, 1995. - 447 с.
Болотников, И.Ю. Медико-социальное исследование состояния здоровья подростков, оставшихся без попечения родителей /И.Ю. Бо-
9.
Рисунок
Уровень качества жизни у 15-17-летних подростков, имевших в анамнезе задержку роста неэндокринного генеза (%)
Девочки Мальчики Подростки
Ц г ..... '—..... '—“—"" < ЦГ .......... '—..... |—...... г ЦГ .....- |—....... |—..... г
низкое среднее высокое низкое среднее высокое низкое среднее высокое
Качество жизни Качество жизни Качество жизни
□ Программа «Низкорослые дети» 0 Общеоздоровительные мероприятия * р < 0,05; *** р < 0,01
лотников, Н.Н. Курьянова, А.Г. Сердюков. - М.: Акад. естествознания, 2007. - 131 с.
10. Медико-социальные проблемы современного сиротства /под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого, Т.А. Гасиловской. - М.: Литера, 2007. - 200 с.
11. Особенности физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детских домах /О.М. Филькина, Е.Л. Витрук, Т.Г Шанина и др. //Современные технологии в педиатрии и детской хирургии: Матер. VI конгр. -М., 2005. - С. 234.
12. Хаснутдинова, З.А. Дети медико-социальной группы риска /З.А. Хаснутдинова, В.Ю. Альбицкий //Социальные и организационные проблемы педиатрии /под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Аль-бицкого. - М., 2003. - С. 272- 298.
13. Справочник по функциональной диагностике в педиатрии /под ред. Ю.Е. Вельтищева, Н.С. Кисляк. - М.: Медицина, 1979. -624 с.
14. Kodentcova, V.M. Fluorimetric riboflavin titration in plasma by riboflavin-binding apoprotein as method for vitamin B2 status assessment /V.M. Kodentcova, O.A. Vrzhesinskaya, V. B. Spirichev //Ann. Nutr. Metab. - 1995. - Vol. 39. - Р. 355-360.
15. Прихожан, А.М. Диагностика и коррекционная работа школьного психолога /Прихожан, А.М. - М., 1987. - 165 с.
16. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании /Е.И. Рогов. - М., 1995. - 529 с.
17. Нормативы физического развития, показатели психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, школьной адаптации и вегетативной лабильности, деятельности сердечнососудистой системы подростков 17-18 лет: пособие для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др. - М., 2005. - 57 с.
18. Медико-биологическая и социальная адаптация в популяции детей в современных условиях (нормативы и отклонения) /под ред. И.С. Цыбульской, Е.В. Бахадовой, С.Н. Стерликова и др. - М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2006. - 52 с.
СВЕЖИЙ ВОЗДУХ - ПРЕГРАДА ОТ ДЕТСКОЙ БЛИЗОРУКОСТИ У детей, которые проводят много времени на свежем воздухе, менее вероятно разовьется близорукость, обнаружили австралийские исследователи. Медики проанализировали зрение учеников из 55 школ Сиднея и выявили защитный эффект нахождения ребёнка на открытом воздухе для глаз у 80 % детей. Частые прогулки и подвижные игры на улице позволяли ослабить напряжение глаз при чтении, просмотре телевизора, работе на компьютере и подготовке домашней работы.
Офтальмологи Университета Сиднея убеждены, что свежий воздух полезен не только для общего детского здоровья, но и для защиты хорошего зрения в возрасте 7-11 лет. Найденная ассоциация и её свойства против визуальных проблем точно не поняты, но предполагается, что солнечный свет, насыщение организма кислородом и физическая активность позволяют глазному яблоку правильно расти и таким образом оптические среды глаза совпадают с его размером. Глазное яблоко активно растёт именно в возрастном промежутке от 5 до 10 лет, и неверное формирование оптической силы на глазной сетчатке часто может ослабить зрение на всю жизнь.
Источник: Ami-tass.ru
с/^пъи^1явс>^узбассе №1(36) 2009
23