Научная статья на тему 'Распространенность алиментарных дефицитов у детей школьного возраста'

Распространенность алиментарных дефицитов у детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
357
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / АЛИМЕНТАРНЫЕ ДЕФИЦИТЫ / CHILDREN / A MEAL / EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / HEALTH / ALIMENTARY DEFICIENCIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Басманова Е. Д., Перевощикова Н. К.

Особую тревогу у педиатров вызывают вопросы питания современных школьников. Как показывает практика, их суточный рацион отличается несбалансированностью. Недостаток или избыток важнейших нутриентов предрасполагает к формированию алиментарно-зависимых состояний,отрицательно влияющих на здоровье детей и подростков. Авторы изучили распространенность алиментарных дефицитов у детей школьного возраста, обучающихся в учреждениях образования различного типа г. Кемерово. В статье рассматриваются возможности коррекции рациона питания учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Басманова Е. Д., Перевощикова Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of a meal of children of school age constantly are in sphere of attention of pediatrists. Unfortunately, the daily diet of schoolboys differs imbalance. Lack or surplus of the major nutrients contributes to development of the alimentary dependent conditions negatively influencing health of children and teenagers. Authors have studied prevalence of alimentary deficiencies at the schoolboys training in establishments of education of various type Kemerovo. Opportunities of correction of a diet of pupils are discussed in article.

Текст научной работы на тему «Распространенность алиментарных дефицитов у детей школьного возраста»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Е.Д. Басманова, Н.К. Перевощикова

Кемеровская государственная медицинская академия, Кафедра поликлинической педиатрии,

г. Кемерово

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АЛИМЕНТАРНЫХ ДЕФИЦИТОВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особую тревогу у педиатров вызывают вопросы питания современных школьников. Как показывает практика, их суточный рацион отличается несбалансированностью. Недостаток или избыток важнейших нутриентов предрасполагает к формированию алиментарно-зависимых состояний,отрицательно влияющих на здоровье детей и подростков. Авторы изучили распространенность алиментарных дефицитов у детей школьного возраста, обучающихся в учреждениях образования различного типа г. Кемерово. В статье рассматриваются возможности коррекции рациона питания учащихся.

Ключевые слова: дети, питание, образовательные учреждения, здоровье, алиментарные дефициты.

Questions of a meal of children of school age constantly are in sphere of attention of pediatrists. Unfortunately, the daily diet of schoolboys differs imbalance. Lack or surplus of the major nutrients contributes to development of the alimentary-dependent conditions negatively influencing health of children and teenagers. Authors have studied prevalence of alimentary deficiencies at the schoolboys training in establishments of education of various type Kemerovo. Opportunities of correction of a diet of pupils are discussed in article.

Key words: children, a meal, educational establishments, health, alimentary deficiencies.

Одним из важнейших факторов, определяющих здоровье нации, является питание [1, 2, 3, 4, 5]. Особенно велика роль питания в детском возрасте, характеризующемся бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. Дети остро реагируют на избыток или недостаток пищевых веществ. Несбалансированное, нерациональное питание приводит к развитию алиментарно-зависимых состояний, снижает адаптационные возможности организма, предрасполагает к развитию острых и хронических заболеваний, не позволяет в полной мере раскрыться интеллектуальным возможностям ребенка [6, 7, 8, 9, 10]. Особое значение организация питания приобретает в образовательных учреждениях, в детских домах и школах-интернатах, где дети находится круглосуточно.

Целью исследования явилось изучение распространенности алиментарно-зависимых состояний у детей школьного возраста (7-15 лет) г. Кемерово.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились на базе детских домов и школ-интернатов, где обучение детей прово-

дится по общеобразовательной программе (1 группа — 460 детей), и средних школ (2 группа — 700 детей). Состояние здоровья учащихся оценивалось по общепринятой методике с учетом пяти групп здоровья. Программа оценки физического развития предусматривала определение антропометрических данных (длина тела, масса, окружность грудной клетки). Изучались показатели красной крови — эритроциты, гемоглобин, цветной показатель, уровень общего кальция в сыворотке крови и суточная экскреция кальция с мочой по методу И. Тодорова, концентрация йода в моче вольтамперметрическим методом. Витаминная обеспеченность детей оценивалась клинически, а также по уровню экскреции аскорбиновой кислоты и рибофлавина с мочой. Витамин С определялся методом визуального титрования с использованием реактивов Тильманса, витамин В2 — флюоресцентным методом рибофлавинсвязывающим апобелком.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Лишь 3 % учащихся средних школ можно было отнести к категории абсолютно здоровых (1 группа здоровья), у 58 % выявлялись функциональные отклонения (2 группа здоровья), 39 % школьников име-

Mn О ОППС С'■уШтш

26 №- 3 2006 в Кузбассе

ли хронические заболевания. В учреждениях интернатного типа (УИТ) удельный вес детей с хронической патологией был в 1,5 раза выше — 60 %, в том числе 2 % составляли дети-инвалиды, вторая группа здоровья регистрировалась у 40 % воспитанников. Если в средней школе на одного ребенка приходилось 1,9 ± 0,4 заболеваний, то в УИТ — более трех (3,1 ± 0,5).

К этому предрасполагал целый ряд неблагоприятных факторов. До поступления в учреждение интернатного типа подавляющее большинство детей (96 %) воспитывались в семьях крайнего социального риска, где рождение ребенка было нежеланным событием. У матерей, как правило, отмечался отягощенный акушерско-гинекологический анамнез, беременность протекала на фоне хронической алкогольной и никотиновой интоксикации. Невысокий материальный достаток семьи, низкий санитарный и культурный уровень родителей, неудовлетворительные социально-бытовые условия, отсутствие должного ухода за ребенком, несбалансированное питание усугубляли ситуацию. Анализируя анамнестические данные воспитанников, мы отметили широкую распространенность алиментарно-зависимых состояний на первом году их жизни. Так, рахит перенесли более 70 % младенцев, анемию — 39 % (во второй группе — 18 % и 16 %, соответственно). Высокий инфекционный индекс заболеваемости в раннем дошкольном возрасте имел каждый третий воспитанник учреждения интернатного типа, среди учащихся средних школ — каждый пятый.

Наиболее чутким показателем состояния здоровья является физическое развитие. Среди воспитанников детских домов и школ-интернатов удельный вес низкорослых детей превышал среднестатистические показатели в 3,6 раза. По нашим данным, в общеобразовательных школах дети с низким и очень низким физическим развитием (1-2 коридор) составляли менее 5 %, в детских домах и школах-интернатах — 18 %. Генез низкорослости отличался многогранностью и был обусловлен воздействием целого ряда неблагоприятных факторов: медико-биологических, алиментарных, психосоциальных, конституциональных, реже эндокринных. Максимально выраженные отставания в росте регистрировались у воспитанников в периоды ростовых скачков.

Большинство детей (74%) были оформлены в учреждения интернатного типа в дошкольном возрасте. Устранение негативных факторов приводило к стимуляции ростовых процессов, и с возрастом удельный вес низкорослых воспитанников сокращался. Большинство подростков после завершения пубертата имели средние возрастные показатели длины, массы тела и окружности грудной клетки. По нашим данным, физическое развитие девушек-выпускниц учреждений интернатного типа (длина, масса, окружность грудной клетки) достоверно не отличалось от показателей физического развития их ровесниц, обучавшихся в общеобразовательных школах (р < 0,001).

Однако у юношей ситуация складывалась менее благоприятно. К выпускному классу средняя длина

мальчиков в общеобразовательных школах составляла 176 ± 1,1 см, тогда как у подростков интернатных учреждений не превышала 170 см (169,3 ± 0,9 см, р < 0,01), масса тела — 64,9 ± 0,9 кг и 57 ± 1,2 кг, соответственно (р < 0,001). В то же время, обращало на себя внимание исчезновение к 14-15 годам у воспитанников учреждений интернатного типа достоверных различий параметров грудной клетки по сравнению с подростками, проживавшими в семьях. Дефицит веса у воспитанников детских домов и школ-интернатов регистрировался в 1,4 раза чаще (23 % против 16 %), напротив, у школьников — в два раза чаще выявлялся избыток веса (13 % против 6 %).

Среди алиментарно-зависимых состояний, наряду с нарушением физического развития, у детей максимально часто диагностировался дефицит железа. В среднем, показатели красной крови в двух группах соответствовали норме: эритроциты у воспитанников составляли 4,29 ± 0,3 х 1012, у школьников — 4,32 ± 0,5 х 1012 (р > 0,05), гемоглобин — 129,2 ± 0,6 г/л и 131 ± 0,9 г/л (р > 0,05), цветной показатель — 0,91 ± 0,02 и 0,91 ± 0,04 (р > 0,05). Однако размах исследуемых параметров был достаточно велик. Так, у 22 % девочек и 16 % мальчиков-вос-питанников учреждений интернатного типа диагностировалась анемия легкой степени; у детей, проживавших в семьях, — почти в два раза реже (12 % и 9 %, соответственно). Максимально часто анемия выявлялась в пубертатном возрасте. Причины формирования железодефицита носили как алиментарный характер, так и были обусловлены рядом хронических заболеваний.

Несмотря на то, что молоко присутствовало в рационе питания воспитанников в достаточном объеме (500-550 г), умеренная гипокальциемия выявлялась почти у каждого третьего ребенка, средний уровень кальция в сыворотке крови был ниже нормы — 2,07 ± 0,02 ммоль/л. При анкетировании большинство воспитанников с гипокальциемией отметили, что не любят кипяченое молоко, а другие молочные продукты, которым дети с удовольствием отдали бы предпочтение (сыр, творог, йогурт) не регулярно бывают в рационе питания. В этой связи школьники, проживавшие в семьях, находились в более выгодных условиях, так как имели возможность по своему желанию корректировать суточное меню. Однако и у них среднее содержание кальция в сыворотке крови было ниже нормы — 2,19 ± 0,03 ммоль/л (р > 0,05). Как показали результаты исследования, в данной ситуации у родителей и детей отмечался дефицит знаний в вопросах диететики, что не позволяло им составить полноценный и сбалансированный суточный рацион питания. Уровень экскреции кальция с мочой в обеих группах был одинаковым, и соответствовал нижней границе нормы (2,5 ± 0,02 ммоль/сутки).

В последние годы ситуация с йодообеспечением в учреждениях образования изменилась в лучшую сторону за счет централизованного снабжения их йодированной солью. Это нашло отражение в снижении распространенности диффузного нетоксического зоба. До введения в рацион йодированной со-

ОУШщит .. э

вКуэбассе |№ 3 2006 27

ли (1993 г.) зоб диагностировался более чем у половины детей школьного возраста (52 %), в настоящее время — лишь у 29 %. Данный показатель не имел достоверных различий у детей образовательных учреждений разного типа, медиана содержания йода в моче учащихся обеих групп соответствовала нижней границе нормы (100 ± 0,9 мкг/л). Однако, при общем благоприятном соотношении средних величин, частотное распределение концентраций йода в моче не позволяло говорить о достаточной йодной обеспеченности воспитанников и учащихся школ. Йодный дефицит легкой степени выявлялся у 31 % воспитанников и у 28 % школьников, средней степени — у 4 % и 6 %, соответственно. Максимально низкие показатели экскреции йода с мочой были зарегистрированы у 12-14-летних подростков, клинически в этой группе максимально часто диагностировался диффузный нетоксический зоб. Как показывает практика, в основе формирования зоба лежит не только дефицит йода, но и целый ряд других не менее важных нутриентов.

Клинически гиповитаминозные состояния (сухость кожи, хейлит, заеды, тусклость и выпадение волос и др.) выявлялись у каждого десятого воспитанника учреждения интернатного типа, похожая ситуация складывалась среди школьников, проживавших в семьях (12 %). В обеих группах регистрировался тревожно низкий уровень экскреции аскорбиновой кислоты с мочой (0,069 ± 0,005 мг/час и 0,072 ± 0,004 мг/час, р > 0,05). Аналогичная ситуация складывалась и с рибофлавином (9,1 ± 1,3 мкг/час и 9,9 ± 0,9 мкг/час, р > 0,05).

Алиментарные дефициты, несмотря на всю их серьезность, достаточно легко устраняются при рациональной организации питания. Подтверждением этому явились результаты повторного исследования обмена кальция у детей через шесть месяцев от начала реализации Губернаторской программы. Согласно программе, отдельные категории детей в учреждениях образования различного типа бесплатно получали продукты питания, дополнительно обогащенные витаминами и минералами (молоко, кисели, печенье, вафли, булочки), а также БАДы («Гемак-тин»). Замена кипяченого молока в школьной столовой витаминизированным молоком в красивой современной упаковке с трубочкой-соломинкой позволила сократить удельный вес «не любителей» данного продукта с 32 % до 8 %. Повторное исследование кальция в сыворотке крови воспитанников зарегистрировало отчетливую положительную динамику. На 20 % сократился удельный вес детей с гипокальци-емией, средний уровень кальция крови составил 2,18 ± 0,01 ммоль/л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особое место в структуре заболеваемости детей школьного возраста принадлежит алиментарно-зави-

симым состояниям. Если нарушения физического развития и анемия достоверно чаще выявляются у воспитанников учреждений интернатного типа, то нарушения кальциевого обмена, йодный дефицит, гиповитаминозы диагностируются с одинаковой частотой среди учащихся разного типа образовательных учреждений. Отсутствие должной информированности в вопросах диетологии не позволяет обеспечить полноценный и сбалансированный рацион питания школьников. Поэтому особое значение имеет формирование вкуса у детей, расширение знаний о культуре питания. Отказ от шаблонов и стереотипов, государственный подход к организации питания способствуют предупреждению алиментарных дефицитов у детей и подростков.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Делягин, В.М. Дефицит витаминов и минералов у детей /Делягин В.М. //Рос. пед. журнал. - 2006. - № 1. - С. 48-52.

2. Кучма, В.Р. Приоритетные оценки состояния здоровья и профилактика заболеваний у детей и подростков / Кучма В.Р., Сухарева Л.М. //Гиг. и санит. - 2005. - № 6. - С. 42-45.

3. Семенова, В.Н. К вопросу о питании детей и студентов /Семенова В.Н., Шаропута В.М., Мишина С.В. //Здоровое питание населения России: VII Всерос. конгр. - М., 2003. - С. 468-469.

4. Трофименко, Л.С. Концепция совершенствования питания как фактора здоровья детей и подростков /Трофименко Л.С. //Педиатрия. - 1997. - № 6. - С. 86-88.

5. Питание семей с детьми в России продолжает ухудшаться /Харченко В., Акопян А., Иоффина О., Мишиев В. //Врач. - 1999. - № 9. -С. 7-11.

6. Воронцов, И.М. Справочник по детской диететике /Воронцов И.М., Мазурин А.В. - Л., 1980. - 415 с.

7. Игишева, Л.Н. Здоровье детей школьного возраста и пути его улучшения на современном этапе /Игишева Л.Н. //Мать и дитя в Кузбассе. - 2005. - № 3. - С. 3-8.

8. Коровина, Н.А. Дефицит железа и когнитивные расстройства у детей /Коровина Н.А. //Леч. врач. - 2006. - № 5. - С. 69-71.

9. Ладодо, К.С. Формирование вкуса у детей /Ладодо К.С. //Вопр. дет. диетол. - 2006. - № 1. - С. 22-24.

10. Витамины и минералы для роста и развития детей /Щеплягина Л.А., Маслова О.И., Римарчук Г.В. и др. //Педиатрия. - 2006. - № 2. -С. 68-71.

11. Захарова, И.Н. Коррекция дефицита витаминов у детей /Захарова И.Н., Скоробогатова Е.В. //Рус. мед. журн. - 2006. - № 1. - С. 70-74.

12. Панин, Л.Е. Оценка современного питания детей в школах-интернатах Таймыра /Панин Л.Е., Киселева С.И. //Вопр. питания. - 1997. -№ 3. - С. 20-30.

13. Профилактическая витаминизация детей в дошкольных, школьных, лечебно-профилактических учреждениях и домашних условиях: информ. письмо и инстр. Минздравмедпрома РФ. - М., 1994. - 23 с.

14. Спиричев, В.Б. Дефицит микронутриентов и отечественные продукты лечебно-профилактического питания для его коррекции: метод. реком. /Спиричев В.Б. - М., 1998. - 32 с.

15. Шилин, Д.Е. Молоко как источник кальция в питании современных детей и подростков /Шилин Д.Е. //Педиатрия. - 2006. - № 2. -С. 68-74.

мп э оллс СууЩщта

28 №- 3 2006 в Кузбассе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.