УДК 378.6
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© 2015 Н. А. Алексеева
канд. психол. наук, доцент кафедры языкознания и иностранных языков
e-mail: _fredom nsamail. ru
ПФ Российский государственный университет правосудия
Занятия по иностранному языку позволяют создать креативную среду, характеризующуюся неопределенностью и потенциальной многогранностью. Широкий спектр учебно-речевых ситуаций в полной мере реализует потенциальные возможности иностранного языка для формирования и развития творческой языковой личности студентов, их коммуникативных умений и навыков, формирует и укрепляет внутреннюю мотивацию иноязычной речевой деятельности и общения, оптимизирует личностную самооценку.
Ключевые слова: коммуникативная креативность, языковая личность специалиста, коммуникативный подход, коммуникативно-креативная среда, внутренняя мотивация
В процессе интеграции страны в мировую экономику, расширения зарубежных культурных и других связей все более востребованы специалисты, владеющие иностранным языком. Специалисту необходимо уметь вести диалог, соблюдая нормы культурной и деловой этики, принимать оригинальные и адекватные ситуациям решения, видеть перспективы и планировать стратегии и тактики развития межличностного взаимодействия. Это требует нового подхода в обучении иностранным языкам, который бы обеспечивал подготовку специалиста к креативному межличностному и ролевому общению.
Отдавая должное накопленным в педагогике и методике обучения иностранным языкам обобщениям и опыту реализации коммуникативного подхода в подготовке специалистов (И.Л. Бим, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Дж. Шейлз) и
интенсивного обучения (Г. А. Китайгородская, В.В. Петрусинский, Г. Лозанов), следует отметить явную неразработанность психологических основ творческого овладения иностранным языком и развития в этом обучении творческой личности специалиста. Речь должна идти как минимум о двух проблемах: во-первых, о коммуникативном творчестве средствами иностранного языка и, следовательно, о развитии системы свойств и способностей, составляющих коммуникативную креативность; во-вторых, о формировании в процессе обучения иностранным языкам творческой языковой личности специалиста. Ни та, ни другая из названных проблем не изучена в педагогической психологии и не получила в ней своего решения.
Актуальность исследования креативности в иноязычном общении очевидна по ряду причин. Во-первых, недостаточно разработаны общие представления о коммуникативной креативности и ее структуре, а возможности развития коммуникативной креативности в обучении иностранным языкам вообще не обсуждались. Во-вторых, разработка представлений о вторичной языковой личности специалиста в области иностранных языков ведется сегодня преимущественно на лингвистическом и филологическом уровнях (Н.Д. Арутюнова, 1999; Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, 1986; Р.М. Фрумкина, 2001, Л.А.Хараева, 2000), а также в области методики преподавания иностранных языков (Т.А. Барановская, 2004; Г.И. Богин, 1975;
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Р.П. Мильруд, 2004; И.И. Халеева, 1989; Т.К. Цветкова, 2002). Собственно психологических исследований процесса становления и развития языковой личности и ее структуры на личностном уровне явно недостаточно. Исключение составляет диссертационное исследование А.Н. Плехова (2007). Наконец, в-третьих, нет однозначности в подходах к методам и средствам диагностики коммуникативной креативности. Одно из недавних исследований психологии коммуникативного творчества и развития коммуникативной креативности (Н.В. Мартышкина, 2006) выполнено на материале детей дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить психологические условия и факторы оптимального формирования коммуникативной креативности специалиста в процессе обучения иностранному языку. Объект исследования - процесс профессионального обучения и развития творческой личности будущего специалиста через обучение иностранным языкам. Предмет исследования - коммуникативная креативность в структуре языковой личности специалиста и факторы ее развития в процессе обучения английскому языку.
Языковая личность специалиста, владеющего иностранным языком, как мы полагаем, представлена упорядоченной системой свойств, способностей и умений, обеспечивающих готовность к полноценному иноязычному общению средствами иностранного языка. Эта система, как можно полагать, включает лингвокогнитивные (интеллектуальные), эмоциональные, волевые, мотивационные, коммуникативные, ценностно-смысловые характеристики личности специалиста по иностранным языкам.
Коммуникативная креативность в структуре языковой личности, как мы предполагаем, представлена системой свойств и умений, обеспечивающих ей возможность оригинального, нестандартного, творческого решения ситуаций иноязычного общения, и характеризует творческую языковую личность специалиста.
Мы предполагаем, что коммуникативная креативность как системное качество языковой личности специалиста может быть оптимально сформирована в условиях специальной программы профессионально-творческого обучения иностранному языку. В качестве основных психологических условий эффективности такой программы предполагаются:
- направленность программы на целостную языковую личность специалиста в совокупности лингвокогнитивных, мотивационных, эмоциональных, волевых и ценностно-смысловых характеристик;
- обогащенная творческая среда иноязычного общения и учебно-речевой деятельности, в том числе творчески ориентированная личность преподавателя иностранных языков;
- модификация учебного процесса по дисциплине «Английский язык»: активное использование проблемного обучения, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, психотехнических игр, психогимнастики;
- доминирующая роль ценностно- и нравственно-смысловой направленности учебного иноязычно-речевого общения.
Специально проделанный нами анализ проблемы словесного и коммуникативного творчества в философско-психологических воззрениях выдающихся отечественных мыслителей М.М. Бахтина и Г.Г. Шпета позволил заключить, во-первых, что диалогическое общение представляет собой интегральное коммуникативное творчество, поскольку является творческим процессом, который совершается творческой языковой личностью в условиях принципиально творческой коммуникативной среды с, безусловно, творческим продуктом, созидаемым в двуголосом единстве общающихся людей; во-вторых, что процессы овладения и владения языком и внутренней формой слова, необходимые для социального взаимодействия, связаны с формированием языковой личности как особой системы
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)
Алексеева Н. А. Возможности развития творческой языковой личности специалиста
в процессе обучения иностранному языку
свойств, описывающих внутренний мир человека, его мировоззрение, языковую картину мира, его переживания и отношения, духовно-нравственное содержание.
Поиск и анализ основных психологических особенностей языковой личности, составляющих ее коммуникативную креативность, а также факторов, определяющих развитие иноязычного коммуникативного творчества и коммуникативной креативности вторичной языковой личности специалиста позволил выработать представление о психологической структуре творческой языковой личности специалиста в области иностранных языков и дать ее рабочее определение.
В качестве специфических особенностей и факторов такого рода рассматриваются: 1) коммуникативная компетентность, в том числе в ее
специфическом варианте - в виде иноязычной компетентности; 2) мотивация иноязычной речевой деятельности и общения; 3) эмпатия как проявление
эмоционально-ценностного отношения партнеров коммуникации; 4) вербальная
креативность как специфическое проявление интеллекта в творческой иноязычной речевой деятельности; 5) ценностно-смысловые характеристики языковой личности. В результате этого анализа структура творческой языковой личности описана как взаимосвязанная совокупность следующих компонентов, каждый из которых, в свою очередь, описывается совокупностью измерений.
Создавая авторскую инновационную программу, мы руководствовались принципами коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам (Г.А. Китайгородская, Дж. Шейлз): а) аутентичности общения (учебно-речевые ситуации стимулируют изучение материала и способствуют естественному коммуникативному поведению); б) интерактивности, предполагающей наличие истинного
сотрудничества с основным акцентом на развитие умений общаться; в) культурного контекста (понимание межэтнических реалий, знание истории, географии, общественных и социальных отношений, обычаев и традиций, экономики и искусства страны изучаемого языка); г) гуманизации общения, ориентированного на нравственные ценности (честность, откровенность, бескорыстие, доверие, благодарность, забота, верность слову).
Занятия по иностранному языку позволяют создать креативную среду, характеризующуюся неопределенностью и потенциальной многогранностью.
Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров. Множественность обеспечивает возможность их нахождения. Программа курса была реализована на плановых занятиях и спецкурсе по английскому языку в экспериментальных группах испытуемых (ЭГ, 60 человек) в течение двух семестров (140 часов). Программа включает восемь разделов, охватывающих основные лексико-грамматические темы общеразговорного английского языка. Для формирования и развития коммуникативных навыков и умений широко использовались нетрадиционные методы обучения:
а) психогимнастические упражнения, направленные на создание работоспособности, атмосферы доверия и принятия обучаемых друг другом, на развитие представлений о себе; б) ролевые игры, направленные на формирование практических и социальных навыков, на развитие коммуникативных свойств личности, умения эффективно сотрудничать и общаться с другими людьми, умения отстаивать свою точку зрения; в) позиционные игры, направленные на оптимизацию общения с преподавателем, на формирование равенства и партнерства; г) развивающие игры, направленные на развитие познавательных психических процессов - внимания, памяти, мышления, речи; д) работа с образами зрительными (картинки, фотографии) и слуховыми (магнитофонные записи диалогов, фраз, историй); е) дискуссии на темы, интересующие студентов. Подобная методика преподавания иностранного языка и широкий спектр учебно-речевых ситуаций позволяют в полной мере реализовать потенциальные
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
возможности иностранного языка как учебного предмета для формирования и развития творческой языковой личности студентов, их коммуникативных умений и навыков, общих способностей, обогащения эмоциональной сферы личности, профилактики и терапии языковой тревожности, формирования и укрепления внутренней мотивации иноязычной речевой деятельности и общения, оптимизации личностной самооценки. В материалах параграфа обширно представлены образцы заданий и упражнений по восьми основным разделам авторского инновационного курса английского языка: «Знакомство», «Семья», «Самое лучшее место», «Дом, где я живу», «Путешествие», «Гостиница», «За покупками», «В ресторане».
Контрольная диагностика позволила сделать ряд заключений.
1. Произошла существенная оптимизация коммуникативной компетентности студентов по всем ее проявлениям:
- статистически значимо выросли показатели социально-перцептивных способностей студентов. Особенно вырос показатель индивидуализированности описаний других людей у этих студентов. Это один из главных показателей творческого проявления социальной перцепции. Значимо выросли показатели активности и точности социальной перцепции;
- также значимо увеличились показатели вербальной и невербальной экспрессии и несколько увеличился тестовый показатель интеллекта;
- произошла оптимизация показателей личности по следующим факторам опросника Кеттелла: выросли показатели гибкости и проницательности, снизились показатели подозрительности к людям.
2. Обнаружены существенные позитивные изменения в системе мотивации и общения студентов. Эти изменения можно охарактеризовать следующим образом:
а) наиболее значимые для оптимальной мотивации творческого отношения к ИЯ
внутренние мотивы, к числу которых относятся профессионально-творческие, эмоционально-ценностные, коммуникативные и познавательные, значительно
усилились в сравнении с аналогичными данными на диагностическом этапе;
б) показатели внешней мотивации (прагматической, позиционной, идентификационной и долженствования), напротив, значимо ослабли.
в) внутренние мотивы студентов КГ не претерпели значимых изменений, что же касается внешней мотивации иноязычного общения и речи, то она значимо возросла у студентов. Данный факт свидетельствует о том, что без специального формирующего воздействия на мотивационную сферу в овладении иноязычной речью и общением мотивация иноязычной речи и общения имеет тенденцию к усилению ее ориентации в сторону прагматизации.
3. Результаты контрольного тестирования эмпатийных способностей, языковой тревожности и оптимальности личностной самооценки свидетельствуют о существенной оптимизации этих характеристик языковой личности, о значительном росте творческих потенциалов общения студентов.
4. В качестве основного результата эксперимента выявлено значительное развитие творческого потенциала языковой личности в показателях вербальной коммуникативной креативности. Показатели оригинальности вербального творчества по тесту С.Медника и показатели по тест-опроснику Т.Ю. Осиповой значимо выросли в уровневом выражении. Также значимо выросли показатели по тесту вероятностного прогнозирования, что позволяет говорить о развитии у студентов гибкости и подвижности вербального мышления. Повышение коммуникативной креативности студентов в их общении, в том числе иноязычном, нашло проявление в целостной картине их образа жизни, учебы и взаимоотношений с преподавателями, сокурсниками и другими окружающими людьми, что является главным результатом всей
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)
Алексеева Н. А. Возможности развития творческой языковой личности специалиста
в процессе обучения иностранному языку
комплексной работы и позволяет говорить о высокой эффективности предложенной программы в достижении этих целей. Что касается аналогичных показателей для студентов КГ, то в них не наблюдается значимых изменений, что позволяет относить результаты за счет влияния формирующей работы.
Наиболее существенные данные для подтверждения проверяемой в исследовании гипотезы о внутренней взаимосвязи свойств и способностей в структуре творческой языковой личности и факторах развития ее коммуникативной креативности мы получили в результате корреляционного анализа показателей вербальной коммуникативной креативности по трем диагностическим тестам креативности (С. Медника, Т.Ю. Осиповой и вероятностного прогнозирования) и показателей по всем другим свойствам и компонентам структуры языковой личности.
Таким образом, результаты проведенного исследования процесса формирования творческой языковой личности и коммуникативной креативности будущих специалистов средствами иностранного языка позволили сформулировать следующие выводы.
1. Подтвердились основные положения, составляющие исходные гипотезы:
коммуникативная креативность, являясь системным качеством языковой личности специалиста, может быть оптимально сформирована в условиях специальной
программы профессионально-творческого обучения иностранному языку; основными психологическими условиями эффективности такой программы являются ее направленность на целостную языковую личность специалиста; обогащенная творческая среда иноязычного общения и учебно-речевой деятельности; творчески ориентированная личность преподавателя иностранных языков; модификация учебного процесса по ИЯ (проблемное обучение, ролевые и деловые игры, групповые дискуссии, психотехнические игры, психогимнастика; доминирующая роль ценностно- и нравственно-смысловой направленности учебного иноязычно-речевого общения).
2. Исследование подтвердило эффективность разработанной с учетом выделенных психологических условий формирующей программы в виде инновационного учебного курса иностранного языка и тем самым позволило показать высокий развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета, иноязычной речевой деятельности и общения как средства формирования творческой языковой личности специалиста в области иностранных языков.
Библиографический список
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Наука, 1999. 895 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 424 с.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2002. 320 с.
Бодалев А.А. Личность и общение: избр. тр. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
Галкина Т.В. Алексеева А.Г. Методика определения уровня развития речемыслительной креативности личности // Психологический журнал. 1992. №4.
Емельянова Н.А. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового вуза: дис. ... канд. психол. наук. Н.Новгород, 1997.
Жинкин Н.И. Язык-речь-творчество. М.: Лабиринт, 1998
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.-Воронеж, 2001. 400 с.
Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Кидрон А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: дис. ... канд. психол. наук. Л., 1981.
Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения
иностранным языкам. М.: Изд-во МГУ, 1986. 175 с.
Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М.: Наука, 1986.
156 с
КуницынаВ.Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1985. №6. С. 29-33.
Осипова Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной
креативности у студентов технического вуза: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2000. 198 с.
Плехов А.Н. Психологические условия развития вторичной языковой личности преподавателя-лингвиста: дис... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2007.
Риверс У. Пусть они говорят то, что им хочется сказать // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Вып. 2. М., 1976.
Рыжов В.В., Сорокоумова Г.В. Психология творческой личности: Креативная личность и сферы ее актуализации. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. 184 с.
Тюрьмина Н.А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 231 с.
Mednik S.A. The associative basis of the creative process // Psychological Review. N.Y., 1962. V. 69. №3.
Torrance E.P. Torrance test of creative norms. Technical manual. N.Y., 1966 Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood clifls. N.Y.: Prentice-Hall, 1962. Wollach M.A., Kogan N.A. A new look of the creativity — intelligence distinction // J. of Personality. 1965. V. 33. P. 348-369.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)