подавайия дисциплин может служить основой создания условии для дальнейшею развития познавательной самостоятельности и системности знаний, для овладения не только самими знаниями, но и способами умственной творческой дея-I cj 1ыюс гн (п ро; \у кти в по го п оз i i а ва гел ь 11 о го и ро-цесса).
Список литературы
1. Волкова, В. К Системный анализ и его применение в АСУ: монография / В.11. Волкова, A.A. Денисов. - Л.: ГШ И. 1983. - С. 84.
11.laiiiciikOB Валерий Владимирович - доктор военных паук, профессор i шппопных технологий г жономике Череповецкого государственного ; пститута Череповецкого государственного университета. Гол.: 8 (8202) 5>16-09: e-mail: plashenkov^ehsu.ru
Valcriy Vlaclimirovich Doctor of Sciences. Professor. Department of ics. Director of the Institute of I Engineering and Ixonomics, Cherepovets State University. Tel.: 8(8202) 55-46-09: e-mail: plashenkov^chsu.ru
Methods and IT In Econom-
УДК 371.37.4
JT.B. Антропова
ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
L V. Antropova
POSSIBILITIES OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF FUTURE ECONOMISTS TO INTERNATIONAL TRADE DURING THEIR STUDY PERIOD AT THE UNIVERSITY
The paper reveals urgency of the problem of professional adaptation of future specialists in the world economy to their work specifics within multinational firms and Russian companies' operations in foreign markets. The author shows the possibilities of students' professional adaptation. The paper presents a model of intellectual provision for future economists' adaptation to foreign trade, as well as the results of introducing this model into the study process.
Adaptation; professional adaptation; companies' international trade; world economy; cognitive, behavioural and personal mechanisms of adaptation; model of future economist's adaptation process.
Эффективность профессиональной деятельности специалиста по мировой экономике во многом зависит от того, насколько он адаптирован к особенностям своей трудовой деятельности в услови-
ях многонациональных фирм и к специфике деятельности российских предприятий на внешних рынках. Эта проблема актуализируется в кризисные периоды мировой экономики.
к_К1+К2+К3+... + К10 10
п_П1+П2+... + П,0 10
будуще-
Лп учас тие в тренингах ролевого поведения;
Лю использование психологических техник по повышению стрессоустой11ивости.
Средний показатель Л вычисляется по формуле
л ■ - Л| +- + л10 10
В итоге по каждому параметру (когнитивный,
поведенческий, личностный) испытуемый максимально мог быть оценен по стобалльной шкале.
По предложенной методике обследовались выпускники специальности 080102 «Мировая экономика» в 2006 - 2007 гг. Всего подверглись испытаниям 46 человек. Оценка осуществлялась экспертами (преподавателями) и студентами (самооценка). Результаты обследования показали, что наибольшего развития получили когнитивный и личностный компоненты адаптации. Значительно ниже показатели поведенческого компонента.
На рис. 2 фиксируются средние показатели в баллах по каждому параметру. Можно предположить, что наиболее низкий показатель поведенческого компонента адаптации объясняется тем, что студенты в период производственных практик не успевают сформировать полностью профессиональные умения, кроме того, такая деятельность осуществляется под опекой работающих специалистов, что позволяет ее отнести к метадеятельно-сти. Это, в свою очередь, тормозит развитие личностного компонента адаптации. Однако даже при таких показателях зафиксирована тенденция всех выпускников работать в избранной профессии.
Итак, период обучения в вузе будущих экономистов располагает возможностями адаптации к ВЭД. Этот период можно назвать пропедевтическим. Его сущность заключается в усвоении знаний о ВЭД предприятий и фирм и адаптировании личностных качеств к профессии. Наименьшего
развития получает поведенческий компонент адаптации.
Выпуск 2006 г.
100 90 ;
зо -:
70 ; 60 | 50 40 30 ;
20 I 10 i
0
□ К И П □ Л
Выпуск 2007 г.
! !<>. ПОЛ
Рис. 2. Результаты развития компонентов адаптации у выпускников 2006 - 2007 гг.
Список литературы
1. Реаи, A.A. Психология адаптации личности / A.A. Реан, А.Р. Кудашев, A.A. Баранов. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.
Антропова Любовь Васильевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 55-39-76.
Antropova Lubov Vasilievna - Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Department of World Economy, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 55-39-76.