ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 378
возможности ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
© Ю. А. ШУРЫГИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра немецкого языка и методики преподавания немецкого языка e-mail: [email protected]
Шурыгина Ю. А. - Возможности профессионально-ориентированной исследовательской деятельности для профессионального становления студентов педагогического вуза // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1133-1137. - На материале психолого-педагогических источников рассмотрено влияние профессионально-ориентированной исследовательской деятельности на профессиональное становление студентов педагогического вуза. В статье описаны цели и содержание профессионально-ориентированной исследовательской деятельности на каждом этапе профессионального становления студентов.
Ключевые слова: профессиональное становление личности, профессионально-ориентированная исследовательская деятельность.
Shurygina J. A. - Possibilities of the professionally oriented research activities for the professional development of pedagogical university students // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1133-1137. - On the basis of various psychological and pedagogical theories the author of the article analyzes the influence of the professionally oriented research activities on the students’ professional development at a pedagogical higher education institution. The article deals with the objectives and the content of professionally oriented research activities at each stage of students’ professional development.
Keywords: personal professional development, professionally oriented research activities.
Анализ различных исследований выявил обусловленность процесса профессионального становления личности влиянием различных факторов. Рассмотрим некоторые точки зрения отечественных учёных на проблему определения факторов становления личности, в том числе профессионального.
Говоря о смыслообразующих мотивах личности в процессе её становления, Д. И. Фельдштейн утверждает, что «необходимое изменение соотношения мотивов, их иерархии, обеспечивается заданной организацией деятельности» [15, с. 73].
Становление личности, по мнению Э. Ф. Зеера, обусловлено биологической организацией, а также внешними условиями и воздействиями. «Человек как активное существо может и должен сам сознательно изменять себя, т. е. заниматься саморазвитием, самовоспитанием. Социально организованная и стимулированная деятельность человека является основой, средством и условием становления личности» [4, с. 82].
Б. Г. Ананьев считал, что важными характеристиками субъекта являются его избирательная актив-
ность, способность регулировать и организовывать деятельность. [1, с. 162-170].
Исходя из данных утверждений, сделаем вывод о том, что способность регулировать и организовывать деятельность (в контексте данной статьи - исследовательскую) характеризует студента педагогического вуза как субъекта данной деятельности, а её целенаправленная организация может являться одним из факторов становления будущего профессионала.
Применительно к исследовательской деятельности отметим, что она является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, в последующем одним из видов профессиональной деятельности педагога.
Образовательный процесс педагогического вуза направлен на усвоение студентами знаний методологии и методов педагогических исследований, формирование исследовательских умений. На наш взгляд, особого внимания заслуживает тот факт, что рассматриваемые в литературе различные аспекты исследовательской деятельности студентов педагогического вуза
подразумевают, прежде всего, формирование представлений об отдельных методологических элементах исследования, связанных с организацией собственного исследования (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Ф. Харламов и т. д.) [3; 5; 16], но не претендующих на формирование у студентов педагогического вуза представлений о потребностях реальной педагогической практики (например, знания о способах организации исследовательской деятельности учителя и учащихся).
В. В. Сериков отмечает, что деятельность педагога представляет собой «единство теоретического и практического компонента, синтез теории и опыта». Преподаватель «вооружает студентов умениями преобразовывать содержание науки в учебный материал, в дидактическое содержание урока или внеклассного мероприятия» [10, с. 181]. В реальной практике подготовки будущих учителей наблюдается, на наш взгляд, недостаток её связи с профессиональной деятельностью учителя. Речь идёт о подготовке учителя-исследователя, а не учителя-практика, имеющего представления об исследовательской деятельности учащихся и готового её организовать.
Следуя логике вышеуказанного утверждения В. В. Серикова, будущий педагог, преобразовывая имеющиеся знания методологии педагогических исследований, должен не только творчески применять разнообразные методы педагогических исследований для выявления, сбора и анализа научных данных в процессе проведения собственных исследований, но и овладеть в период профессиональной подготовки умениями организации исследовательской деятельности учащихся.
Говоря об умениях организации исследовательской деятельности, считаем необходимым формировать у студентов педагогического вуза умения оценивать и корректировать результаты собственного исследования и исследований учащихся. Данная мысль нашла подтверждение в работе А. Н. Новикова, упоминающего о смещении акцентов на самоучение и самостоятельную работу обучающихся, с контроля достижений на их самооценивание [9].
Исследуя вопросы профессионального становления студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки, мы акцентировали внимание на выявлении таких аспектов организации исследовательской деятельности, которые обеспечивали бы максимальное приближение данной деятельности к реальной деятельности педагога.
Разрешению противоречия между потребностью общества и системы образования в педагоге, готовом к осуществлению собственной исследовательской деятельности и организации исследовательской деятельности учащихся, и недостаточной подготовкой к этому виду деятельности в вузе, способствует, на наш взгляд, профессионально-ориентированная исследовательская деятельность.
Рассмотрим сущность и особенности организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в соответствии с выделенными этапами
профессионального становления (ориентировочнопрофессиональный, общепрофессиональный, профессионально-адаптационный) и охарактеризуем её возможности для профессионального становления студентов педагогического вуза на этапе профессиональной подготовки.
Э. Ф. Зеер, опираясь на труды В. Д. Шадрикова, выявил компоненты профессионально-ориентированной деятельности: мотивы и цели, информационная основа (знания и представления - совокупность информации), программы и планирование деятельности (реализуются посредством действий и операций), принятие решения, реализация программы деятельности, контроль и коррекция деятельности, деятельностно важные качества. Взаимосвязь компонентов профессионально-ориентированной деятельности обеспечивается её саморегуляцией [4, с. 48-49].
При анализе научной литературы было выявлено, что вопросы профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза не являются отдельным объектом рассмотрения учёных. Однако, употребление в данном исследовании понятия «профессионально-ориентированная исследовательская деятельность» не означает отказ от традиционных видов исследовательской деятельности, а предполагает изменение их содержания и способов организации в соответствии с этапами профессионального становления студентов педагогического вуза.
Обратим внимание на тот факт, что исследовательские умения будущих педагогов связаны с организацией собственной исследовательской деятельности и, как правило, отражают логику проведения исследования. На основе анализа научной литературы [6; 7; 12; 13] по вопросам формирования исследовательских умений нами была предпринята попытка их классификации: собственно исследовательские умения, выделенные на основе этапов организации исследования, и профессионально-ориентированные исследовательские умения, характеризующие будущего педагога как субъекта профессионального становления, представленные в таблице 1.
Цели и содержание профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза на ориентировочно-профессиональном этапе профессионального становления, охватывающем начальный период профессиональной подготовки, воспроизводят цели и содержание учебноисследовательской деятельности, а также предполагают включение дополнительных педагогических исследований в процесс обучения дисциплинам профессионального цикла (например, «Педагогика» и др.).
Профессионально-ориентированная исследовательская деятельность на данном этапе выполняется как в учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя - научного руководителя, так и дополнительно в процессе индивидуальной работы с преподавателем. В научных исследованиях подобного рода студенты участвуют на добровольных началах.
Таблица 1
Классификация исследовательских умений студентов педагогического вуза
1 группа. Собственно - исследовательские умения 1 подгруппа. Умения, связанные с определением целей, задач, проблемы и методов исследования - определить и сформулировать цели исследования; - определить и сформулировать проблему исследования; - определить и сформулировать задачи исследования - выбрать методы, адекватные целям и задачам исследования; - составить и реализовать план / программу исследовательских действий;
2 подгруппа. Умения работать с первоисточниками / библиографические умения - работать с различными типами каталогов, составлять библиографию; - осуществлять поиск, отбор, обработку научной, методической, справочной литературы по теме исследования, обеспечивать хранение нужной информации; - видеть // осознавать структуру исследуемого материала; - самостоятельно выделять ведущие идеи исследуемого теоретического источника; - анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать и систематизировать положения различных источников по однородной проблеме;
3 подгруппа. Умения, связанные с формулировкой гипотезы исследования - сформулировать гипотезу исследования; - уточнить и проверить гипотезу исследования;
4 подгруппа. Умения, связанные с проведением эксперимента - разработать и провести эксперимент; - наблюдать и фиксировать результаты эксперимента; - обрабатывать и обобщать результаты эксперимента (в том числе с помощью средств ИКТ);
5 подгруппа. Умения, связанные с подведением итогов и оформлением результатов исследования - аргументировано делать выводы, обобщения по результатам исследования; - излагать основные положения исследования, выводы стилистически грамотным языком; - подготовить научное сообщение в устной и письменной форме по проблеме исследования (доклад, статья, реферат, рецензия и т. д.) и представить перед аудиторией;
6 группа. Умения, связанные с применением общенаучных методов исследования (сравнение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.) - анализировать педагогические явления, факты; - мысленно соединять части явлений и выявлять их взаимосвязи, составлять сложные структуры из более простых элементов; - сравнивать между собой различные данные; - абстрагироваться, восходить от абстрактного к конкретному; - комбинировать элементы;
2 группа. Профессиональноориентированные исследовательские умения 1 подгруппа. Умения организации исследовательской деятельности учащихся - вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность и стимулировать их активность; - определять конкретные задачи исследовательской деятельности учащихся; - планировать и осуществлять совместную с учащимися исследовательскую деятельность; - распределять задания и поручения, руководить ходом исследовательской деятельности учащихся;
2 подгруппа. Умения оценивания результатов собственного исследования и исследований учащихся - выявлять достоинства и недостатки в результатах собственного исследования и исследований учащихся; - сравнивать достигаемые результаты собственного исследования и исследования учащихся с его целями и задачами; - выявлять причины собственных трудностей и трудностей учащихся, возникающих в ходе исследования, и определить способы их преодоления.
Студенты выполняют под руководством преподавателей кафедр исследования учебного характера в соответствии с программными заданиями по психолого-педагогическим и профилирующим предметам. Предварительно студенты вооружаются теоретическими знаниями по методологии и методам исследований в рамках педагогических дисциплин. Проводятся также практикумы, на которых студенты овладевают методами исследований по педагогическим и специальным дисциплинам учебного плана вуза. Ведущее место в тематике исследовательских работ студентов занимают вопросы, связанные с изучением
курсов педагогики, психологии, методик преподавания школьных предметов.
На данном этапе подготовки студенты знакомятся с сущностью исследовательской работы, осваивают способы организации исследования, технику его проведения, знакомятся с требованиями к оформлению записей и результатов исследования, к литературному оформлению итогов научной работы, с требованиями к личности исследователя. Выполнение рефератов и докладов с критическим анализом использованных литературных и других источников закрепляет опыт студентов как исследователей.
Таким образом, на данном этапе предусматривается не только освоение студентами знаний основ методологии исследований, но и формирование собственно-исследовательских умений (умения работать с первоисточниками / библиографические умения, умения, связанные с применением общенаучных методов исследования (сравнение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.)).
К формам организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза на ориентировочно-профессиональном этапе относятся реферирование, выполнение заданий с элементами педагогического исследования, организация специальных студенческих научных семинаров, индивидуальное и коллективное выполнение исследовательских заданий и др. [14, с. 6]. Формами представления результатов исследовательской деятельности студентов педагогического вуза на данном этапе являются конспект, тезис, доклад, реферат и др.
На данном этапе от исследований студентов не ожидаются объективно ценные (новые) научные результаты: занимаясь исследовательской работой, студент, как правило, «открывает для себя» то, что фактически уже известно науке, т. е. исследование является по сути квазиисследованием (лат. quasi -подобный, похожий). Отдельные результаты учебноисследовательской работы студентов представляют подлинный научный интерес, публикуются или используются в практике преподавания. Таким образом, новизна учебного исследования носит не столько объективный, сколько субъективный характер.
В процессе освоения техники исследовательской работы, приобретения первоначального опыта исследовательской деятельности, акцент перемещается с получения результата на организацию интеллектуальной деятельности для его получения [11, с. 27], что является, на наш взгляд, важной особенностью организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза на ориентировочно-профессиональном этапе их профессионального становления.
Другой особенностью организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, характеризующей вышеупомянутый этап, является частичное формирование (корректирование) их профессиональных намерений, что будет рассмотрено далее.
Обратимся к организации профессиональноориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза на общепрофессиональном этапе. Цели и содержание профессиональноориентированной исследовательской деятельности на упомянутом этапе профессионального становления воспроизводят цели и содержание учебно-исследовательской, научно-исследовательской работы студентов педагогического вуза, предполагается включение дополнительных педагогических исследований в процесс обучения дисциплинам профессионального
цикла (например, «Педагогика», «Введение в методические основы преподавания иностранных языков», «Теория и методика обучения иностранным языкам», «Методика обучения иностранному языку» и др.).
Профессионально-ориентированная исследовательская деятельность на данном этапе профессионального становления способствует дальнейшему обучению студентов педагогического вуза элементам исследовательского труда. Предполагается организация научных исследований, проводимых под руководством преподавателей в учебное и свободное от учебных занятий время.
на данном этапе происходит совершенствование исследовательских умений работы с первоисточниками, умений, связанных с применением общенаучных методов исследования, и происходит формирование ряда других исследовательских умений (умения, связанные с определением целей, задач, проблемы и методов исследования, умения, связанные с формулировкой гипотезы исследования, умения, связанные с подведением итогов и оформлением результатов исследования).
Исследования студентов на данном этапе в строгом смысле предполагают не только «ученический» уровень изысканий, но и допускают объективную общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов [17, с. 7].
Формы организации профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза на общепрофессиональном этапе - научные семинары, конференции, олимпиады, научные объединения (студенческие научные кружки, студенческие научные общества, экспедиции и т. д.) [8].
наряду с традиционными формами представления результатов исследования - конспект, тезисы, доклад, реферат, курсовая работа и др., результаты профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза оформляются в виде статьи в сборнике, научного отчёта, методической разработки по учебной или воспитательной работе, конструкции оригинального дидактического средства или учебного пособия по отдельному разделу школьного предмета, методических рекомендаций школьникам по различным видам деятельности, исследовательских проектов, программ школьных кружков, клубов, объединений и т. д.
На данном этапе профессионального становления студентов педагогического вуза организация профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза предполагает постепенное усложнение заданий и переход к самостоятельному решению задач научного поиска [2, с. 7-9], что рассматривается нами как наиболее важная особенность данного этапа.
Профессионально-адаптационный этап профессионального становления студентов педагогического вуза охватывает заключительный этап профессиональной подготовки студентов.
Цели и содержание профессионально-ориентированной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза на обозначенном этапе не только воспроизводят цели и содержание учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, предполагают включение дополнительных педагогических исследований в процесс обучения дисциплинам профессионального цикла, но и предполагают овладение знаниями способов организации исследовательской деятельности учащихся в условиях педагогической практики.
На этом этапе студенты педагогического вуза могут принимать участие в студенческих коллективных исследованиях, представлять результаты исследований на конкурсы студенческих работ по естественным, техническим, гуманитарным и общественным наукам, участвовать в выставках научного творчества студентов, в совместных исследованиях с преподавателями и аспирантами кафедр, осуществлять курсовое и дипломное проектирование, руководить исследовательскими работами школьников.
Считаем, что на профессионально-адаптационном этапе формируются профессионально-ориентированные умения студентов педагогического вуза: умения организации исследовательской деятельности учащихся, умения оценивания результатов собственного исследования и исследований учащихся.
Педагогическая практика студентов педагогического вуза традиционно проводится в течение 8 и 9 семестров. Ознакомление с особенностями и формами организации исследовательской деятельности как педагога, так и учащихся, приобретение опыта организации исследования в период педагогической практики даёт возможность приблизиться к условиям непосредственной профессиональной деятельности, что позволяет говорить о частичной адаптации студентов педагогического вуза к данной деятельности на этапе профессиональной подготовки.
Выявив и охарактеризовав сущность и содержание профессионально-ориентированной исследовательской деятельности в соответствии с этапами профессионального становления студентов педагогического вуза, определим данный вид деятельности как процесс поиска объективно или субъективно новых знаний, направленных на решение педагогических проблем в процессе профессиональной подготовки, результатом которой является усвоение знаний методологии и методики педагогических исследований, формирование умений организации и регуляции собственного исследования и исследований учащихся.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: 1980, Т. 1.
2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект): учебное пособие. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2003.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 240 с.
5. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 352 с.
6. Кручинина Е. Б. Подготовка учителя к исследовательской деятельности как фактор повышения педагогического мастерства. Дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2004. 141 с.
7. Литовченко В. Н. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР. Дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1990. 187 с.
8. Научное творчество студентов / сост. И. Мостыка. М.: Мол. гвардия, 1984. 143 с.
9. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М.: Издательство «Эгвес», 2008. 136 с.
10. Сериков В. В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
11. Соколов В. Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. 225 с.
12. Сычкова Н. В. Теоретические основы воспитания умений исследовательской деятельности будущего учителя: учебное пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2001. 85 с.
13. Сычкова Н. В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета. Дис. ... докт. пед. наук. Магнитогорск, 2002. 354 с.
14. учебно-исследовательская работа студентов: методическое пособие / Авторы-составители: Т. А. Яркова, И. И. Черкасова, И. Б. Никитченко. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2005. 108 с.
15. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с.
16. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие 4-е изд., перераб. и дополн. М.: Гардарики, 2003. 519 с.
17. Яковлева Н. М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза. Автореф. дис. ... кан. пед. наук. Челябинск, 1977. 17 с.