УДК 378
Камалова Лера Ахтямовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования
Института психологии и образования Казанского федерального университета [email protected] Kamalova Lera Akhtyamovna candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogics and technique of primary education of Institute of psychology and formation of the Kazan federal university leraax5 7 @mail .ru
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов - будущих учителей начальных классов
Psychological and pedagogical support of professional development of students - future teachers of primary classes
Аннотация. Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения профессионального становления и самоопределения будущих учителей начальной школы. Автор обобщает опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению на основе личностно-ориентированного подхода, учитывающего оптимальное развитие каждого студента (способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной научно-исследовательской и учебной деятельности в университете.
Ключевые слова: Психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное становление, личностно-ориентированный подход.
Abstract. The article covers the problem of psychological and pedagogical support professional development and self-determination of future primary school teachers. The author summarizes the experience of work on the psychological and educational support based on personality-oriented approach, taking into account the optimal development of each student's abilities, interests, aptitudes, and development) in conditions of specially organized scientific research and educational activities in the University.
Keywords: Psychological-pedagogical support, professional development, student-oriented approach.
Модернизация системы российского образования выдвигает особые требования к личности педагога. В Национальной доктрине образования в качестве главной фигуры образования выдвигается личность учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, активно реализовывать свой личностный и творческий потенциал в профессиональной деятельности, уметь самообучаться и развиваться.
Теоретико-методологической основой исследования послужили положения о становлении профессионализма педагога (Э. Ф. Зеер [5], О.Л.Гончарова [3],) профессионально значимых качествах личности педагога и педагогических способностях (И. А. Зимняя [6]); о психолого-педагогическом сопровождении (Безюлёва Г.В. [1], Осо-
сова М.В. [8], Тонышева Н.В. [11]). Существуют разные подходы к пониманию сущности сопровождения профессионального становления.
В трудах Э.Ф. Зеера психологическое сопровождение профессионального становления называется «психологическим сопровождением становления профессионала» и определяется как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности [5].
По мнению О.Л.Гончаровой, выбор целей и направленности психолого -педагогического сопровождения определяется двумя основными принципами: нормативности развития и системности развития психической деятельности. Тактика работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа сопровождения [3].
Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития студента на каждом этапе обучения [8].
По нашему мнению, психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого учащегося в образовательной среде вуза.
В основе психолого-педагогического сопровождения лежит личностно-ориентированный подход, опирающийся на внутренний потенциал каждого конкретного человека и поддержку его окружения, а также на владение методами разрешения наиболее типичных проблем, с которыми сталкивается человек в процессе профессионального развития [9].
На базе кафедры педагогики и методики начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета создана научно-исследовательская Лаборатория «Психолого-педагогическое сопровождение начального образования». Основная задача Лаборатории - «...оптимальное развитие каждого студента на основе психолого-педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной научно-исследовательской и учебной деятельности в вузе, где студент выступает в роли обучаемого, в роли обучающего, в роли организатора учебной ситуации». Задача психолого-педагогического сопровождения - актуализация саморазвития человека, его стремления к личностному и профессиональному росту [11]. Психолого-педагогическое сопровождение призвано не только оказывать своевременную помощь и поддержку, но и научить студента самостоятельно преодолевать трудности на пути профессионального становления, ответственно относиться к своему становлению, помочь ему стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни [5]. Психолого-педагогическое сопровождение студентов Института психологии и образования включает оказание квалифицированной помощи на всех этапах обучения в университете; дифференциацию психолого-педагогического сопровождения в зависимости от особенностей индивидуальности каждого студента и этапов его обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов - будущих учителей начальных классов проходит в Казанском федеральном университете три этапа: адаптации, интенсификации, идентификации [5].
На первом этапе сопровождения (первый курс) вводится индивидуальная карта студента. Она помогает придать образовательному процессу характер рефлексивного смыслопоискового диалога, создать условия для творческого самопроявления
студента в учебной и внеучебной деятельности. Карта личности способствует организации и руководству профессиональным становлением студента в вузе. Карта студента содержит: а) перечень основных блоков личности, а именно: общие (социальные), особенные (специальные и профессиональные) и индивидуально-типологические (образующие индивидуальность педагога) качества личности; б) оценку исходного (наличного) состояния развитости этих качеств; в) проектируемые изменения в личности; г) отметки о достигаемых результатах [7,с.101-104]. Главный акцент в карте личности студента делается на формировании общекультурных и профессиональных компетенциях будущего педагога. Важной частью психолого-педагогического сопровождения на первом этапе является диагностика готовности к учебно -профессиональной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок. С этой целью кураторами групп проводятся тестирование студентов 1 курса по методике ценностных ориентаций М.Рокича. Психологическими критериями успешного прохождения этого этапа являются адаптация к учебно-познавательной среде, личностное самоопределение и выработка нового стиля жизнедеятельности.
На втором этапе психолого-педагогического сопровождения (второй курс) происходит развитие общих и специальных способностей обучаемых, интеллекта, эмоционально-волевой регуляции, ответственности за свое становление. К технологиям сопровождения относятся развивающая диагностика, психологическое консультирование, коррекция личностного и интеллектуального профилей. Со студентами 2 курса вновь проводится тестирование по методике ценностных ориентаций М.Рокича. В соответствии с индивидуальным маршрутом, заданным в карте личности, студенты привлекаются к научно-исследовательским проектам, участию в научно-практических конференциях, творческим конкурсам. Студенты-бакалавры получают индивидуальные методические задания от педагогов кафедры в период прохождения педагогической (учебной) практики в школах Республики Татарстан. Психологическими критериями продуктивности этого этапа являются интенсивное личностное и интеллектуальное развитие, социальная идентичность, самообразование.
На третьем этапе психолого-педагогического сопровождения (третий, четвертый курсы) идет формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности. В соответствии с индивидуальной траекторией развития, скорректированной в карте личности, со студентами 3-4 курсов проводится тестирование по методикам жизненных ценностей Дж.Таусенд, Ш.Шварца. У студентов появляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, трудоустройством.
В течение 2012-2013 года проведено исследование ценностных ориентаций студентов по методике М.Рокича. В эксперименте участвовало 50 студентов. Исследование проходило в два этапа: сентябрь 2012 г.(1 курс) и декабрь 2013 г.(2 курс). Студентам предложено ответить на 18 вопросов теста по двум классам ценностей — терминальные и инструментальные. Методика М.Рокича позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу "философии жизни".
Результаты тестирования на 1 этапе исследования показывают ориентацию студентов на следующие терминальные ценности: 1) здоровье (физическое и психическое) - 57%; 2) материально обеспеченная жизнь - 86%; 3) наличие хороших и
верных друзей - 45%; 4) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - 73%; 5) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) - 64%; 6) интересная работа - 59%; 7) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) - 43%.
Среди инструментальных ценностей студенты 1 курса отдали предпочтение ценностям: 1) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) -74%; 2) жизнерадостность (чувство юмора) - 61%; 3) непримиримость к недостаткам в себе и других - 69%; 4) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов - 52%; 5) честность (правдивость, искренность) - 48%; 6) чуткость (заботливость) - 51%; 7) аккуратность (чистоплотность) - 37%.
Таким образом, тестирование по методике М.Рокича выявило, что студенты 1 курса отдают предпочтение а) личным ценностям; б) хорошей работе; в) материально обеспеченной жизни.
Результаты тестирования на 2 этапе исследования показывают ориентацию студентов на следующие терминальные ценности: 1) активная деятельная жизнь -88%; 2) интересная работа - 86%; 3) познание -58%; 4) продуктивная жизнь - 71%; 5) развитие -53%; 6) творчество - 75%.
На 2 этапе исследования студенты отдали предпочтение следующим инструментальным ценностям: 1) образованность (широта знаний, высокая общая культура) - 76%; 2) ответственность (чувство долга, умение держать слово) - 62%; 3) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) - 89%;4) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) - 83%; 5) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) -44%; 6) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)- 49%; 7) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) - 45%;
Диагностика иерархии ценностных ориентаций студентов, зафиксированных в карте личности студента, свидетельствует о положительной динамике результатов, произошедших в течение 1 и 2 этапа психолого-педагогического сопровождения студентов. На 1 этапе студенты 1 курса отдали предпочтение личным ценностям: дружбе, любви, искренности. На 2 этапе студенты 2 курса отдали предпочтение ценностям профессиональной деятельности.
Таким образом, организованная на кафедре педагогики и методики начального образования Института психологии и образования КФУ система психолого -педагогического сопровождения обеспечивает успешность вхождения новых студентов в учебный процесс, учебную группу и учебно-профессиональное сообщество, способствует формированию ценностных ориентаций, нацеленных на профессиональное становление и самоопределение, саморазвитие и самоактуализацию.
Литература
1. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов/Г. В. Безюлёва: монография. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. —320 с.
2. Гончарова О.Л. Педагогическая поддержка самоопределения обучающихся в условиях преемственности начального и среднего профессионального образования -социально-педагогическая проблема // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции - М.: Издательство МЭСИ, 2008. - С. 357-360.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб./ Э.Ф. Зеер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 480 с.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2004. - 384 с.
5. Корнилова А.Г. Личностно-развивающий подход в системе профессиональной подготовки будущих учителей // Научный журнал «Успехи современного естествознания». - 2007. - № 8. - С. 101-104.
6. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1 - С. 74-78.
7. Психологические аспекты развития человека в современном мире: коллективная монография / Урал. гос. пед. ун-т ; под. общ. ред. С. А. Минюровой. - Екатеринбург, 2010.
8. Тонышева Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления психолога образования в университете// Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2.
Literature
1 . Bezyulyova G. V. Psychology and pedagogical maintenance of professional adaptation of pupils and students/G of V. Bezyulyov: monograph. — M.: NOU VPO Moscow psikhologo-social institute, 2008. — 320 pages.
2 . Goncharova O. L. Pedagogicheskaya support of self-determination of being trained in the conditions of continuity primary and secondary professional education - a social and pedagogical problem//Materials II of the All-Russian scientific and practical conference -M.: MESIpublishing house, 2008. - Page 357-360.
3 . Zeer E.F. Psikhologiya of professional education: Studies. grant. - 3rd prod. pererab./E.F. Zeer. - M.: Publishing house of the Moscow psikhologo-social institute; -Voronezh: NPO MODEKpublishing house, 2008. - 480 pages.
4 . Winter I. A. Pedagogicheskaya psychology: the textbook for higher education institutions /1. A. Zimnyaya. M.: Логос, 2004. - 384 pages.
5 . Kornilova A.G. Lichnostno-developing approach in system of vocational training of future teachers//the Scientific magazine "Achievements of Modern Natural Sciences". - 2007 . - No. 8. - Page 101-104.
6 . Ososova M. V. Psychology and pedagogical maintenance of self-determination of teenagers in system of educational process//Achievements of modern natural sciences. -2010 . - No. 1 - Page 74-78.
7 . Psychological aspects of development of the person in the modern world: collective monograph / the Urals. the state. пед. un-t; under. general edition of S. A. Minyurova. - Yekaterinburg, 2010.
8 . Tonysheva N. V. Psychology and pedagogical maintenance of professional formation of the psychologist of education at university//Modern problems of science and education. - 2012 . - No. 2.