г::::::::::::::::::: МУНИЦИПАЛИТЕТ : :::::::::::::::::::
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ИСПОЛНЕНИИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖНЯЯ САЛДА)
Матвеева Е.В.
глава городского округа Нижняя Салда, председатель Думы городского округа Нижняя Салда (Россия), 624742, Россия, Свердловская область, г.Нижняя Салда, ул. Уральская 2-17, ns_mat@mail.ru
УДК 336.1:352
ББК 65.261.783(2Рос-4Све)
В данной статье рассмотрены возможности применения технологий партисипативного управления при формировании и исполнении местных бюджетов в России на примере городского округа Нижняя Салда. Проанализированы правовые основы реализации открытых бюджетов в муниципальных образованиях, возможности использования различных форм участия граждан в управлении бюджетными средствами. На основе проведенного исследования автором выделены основные отличия партисипативного бюджета в России и в зарубежных странах, а так же сложности при формировании местного бюджета с использованием технологий партисипатив-ного управления.
Ключевые слова: партисипативное управление, технологии, партисипативный бюджет, открытый бюджет.
Matveeva E.V.
APPLICATION POSSIBILITIES FOR PARTICIPATORY MANAGEMENT IN THE FORMULATION AND IMPLEMENTATION OF LOCAL BUDGETS IN RUSSIA (ILLUSTRATED ON THE NIZHNYAYA SALDA CITY DISTRICT)
This article discusses the possibility of using participatory governance technology in the formation and execution of local budgets in Russia on example of city district Nizhny Salda. Analyzes the legal basis for the realization of public budgets in the municipalities, the use of different forms of citizen participation in the management of budgetary funds. Based on the research the author highlights the main differences between participatory budgeting in Russia and abroad, as well as difficulties in the formation of the local budget using participatory governance technology.
Key words: partisipatory management, technology, participatory budget, open budget.
В российской экономической литературе не дается однозначного определения содержания партиси-пативного бюджета. Активной работой по изучению возможности его применения в России занимаются, в частности, эксперты Фонда им. Фридриха Эберта (Германия). Согласно используемой специалистами Фонда терминологии «партисипативный бюджет (Participatory Budget) - местный бюджет, разработанный и утвержденный с участием общественности - это финансовый план совместного управления, осущест-
о
in вляемого гражданами и местными органами власти» cd [1]. Поскольку в России согласно Федеральному за-^ кону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих 2 принципах организации местного самоуправления в £ Российской Федерации» [2, ст. 16] формирование, ут-§ верждение и исполнение бюджета городского округа, © муниципального района относится к вопросам мест-
The Russian economic literature does not provide a clear determination of the participatory budget. Active work on exploring the possibility of its application in Russia is provided, in particular, by the experts of Friedrich Ebert Foundation (Germany). According to the terminology used by the specialists of the Fund "participatory budget - the local budget, developed and approved with the participation of the public - a financial plan for joint control exercised by citizens and local authorities" [1]. In Russia according to the Federal Law of October 06, 2003 № 131-FZ "On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation" [2, art. 16] formation, adoption and implementation of the budget of city district, municipal district is part of local issues, so in the formulation of participatory budget instead of the "local authorities" should be used the phrase "local government". Here begins the first difference of foreign countries' participa-
ного значения, то в формулировке парситипативного бюджета вместо «местных органов власти» необходимо использовать словосочетание «органы местного самоуправления». Здесь начинается первое отличие партисипативного бюджета зарубежных стран от России, поскольку органы местного самоуправления согласно Федерального закона №131-ФЗ «созданы для осуществления народом своей власти» [2, ст. 1], т.е. уже форма управления бюджетом гражданами.
Возможно, это отличие в виде отсутствия третьего уровня органов государственной власти на местах (согласно п. 4 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти») и является краеугольным камнем российских проблем местных органов самоуправления. С одной стороны ответственность за решение огромного комплекса вопросов местного значения полностью лежит на местной администрации, с другой стороны право распределять денежные средства в большей степени принадлежит региональным и федеральным органам власти. В таких условиях серьезно размываются границы ответственности за результаты работы, население не имеет возможности в полной мере оценить эффективность работы органов местного самоуправления и отдельных руководителей.
Второе отличие партисипативного бюджета в России от зарубежных стран вытекает из первого. Учитывая то, что органы местного самоуправления уже являются полномочными представителями граждан, любое дополнительное участие граждан углубляет степень открытости и проработки местного бюджета. Поэтому парситипативный бюджет частично внедрен в российскую практику.
Например, в городском округе Нижняя Салда граждане участвуют в формировании и исполнении местного бюджета. При проведении предвыборной кампании каждый кандидат в депутаты проводит встречи с избирателями и записывает все наказы в письменном виде, на основании которых формируется Программа социально-экономического развития и бюджет городского округа. Первый опыт утверждения наказов решением Думы в городском округе и использования их при формировании Программы социально-экономического развития и бюджета на 2009-2012 годы был в 2008 году [3].
Однако разъяснение гражданам по этому поводу никто не проводил, детальный анализ исполнения наказов и доведение результатов работы до людей тоже. Так же не были разработаны локальные нормативные акты о порядке формирования наказов, их систематизации и форме отчетности. Отсутствие информации по наличию такой формы участия граждан в формировании городского бюджета привело к тому, что даже сами кандидаты в депутаты не осознавали степени важности встреч и сбора наказов во время выборов в 2012 г., по-
tory budget from Russia, Here begins the first difference of foreign countries' participatory budget from Russia, as the bodies of local self-government according to the Federal Law № 131-FZ "created for the peoples' implementation of their power" [2, Art. 1], i.e. is a form of budget management by citizens.
Perhaps this difference in the form of absence of the third level of the local public authorities (in accordance with paragraph 4 of Art. 34 of the Federal Law № 131-FZ "Local authorities are not included in the system of state power") is a cornerstone of Russian problems of local governments. On the one hand responsibility for a huge range of issues of local importance lies entirely on the local administration, on the other hand the right to distribute the funds more belongs to the regional and federal authorities. In such circumstances the boundaries of responsibility for the results seriously blurred, the population is not able to fully assess the effectiveness of local government and individual leaders.
The second difference of participatory budgeting in Russia from foreign countries is derived from the first. Taking into account that local governments are already authorized representatives of the citizens, any additional participation of citizens deepens the degree of openness and elaboration of the local budget. Therefore, participatory budget partially embedded in the Russian practice.
For example, in the urban district of Nizhny Salda citizens participate in the formation and execution of the local budget. In conducting the election campaign each candidate meets with voters, and writes all the requirements, on the basis of which program of Socio-economic development and urban district budget are formed. The first experience of adoption of orders by the Duma in the urban district and its use in the formation of the SocioEconomic Development Program and Budget for 20092012 was 2008 [3]. However, nothing was explained to citizens, and nobody was engaged in a detailed analysis of the execution of orders, no one has reported the results to the citizens. It is also have not been developed local regulations on the formation of orders, their classification and reporting form. The lack of information on the presence of this form of citizen participation in the city's budget has led to the fact that even the candidates did not realized the extent of the importance of meetings and collection of orders during the elections in 2012, therefore, orders for 2012-2015 collected unsystemati-cally and not by all who were chosen the local Duma. Yet, a large number of deputies fixed orders of voters that allowed creating the document, which included orders from all districts and were divided into the following categories - improvement, maintenance and repair of roads, sidewalks, repair of housing and community facilities, lighting, water supply, drainage, construction
этому наказы на 2012-2015 годы собирались бессистемно и не всеми, кого выбрали в местную Думу. Но все же, большое количество депутатов зафиксировали наказы избирателей, что позволило сформировать документ, в который вошли наказы со всех округов и были распределены по следующим категориям - благоустройство, содержание и капитальный ремонт дорог, тротуаров, ремонт жилищного фонда и объектов соцкультбыта, освещение, водоснабжение, водоотведение, строительство объектов соцкультбыта, разное. Причем стало возможно разделить их как по избирательным округам, так и выделить общие, которые имеют значение для граждан всего города. Например, всех граждан волнует строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в городе. Все наказы были утверждены решением Думы городского округа Нижняя Салда от 11.07.2012 № 7/7 «Об утверждении Перечня наказов избирателей депутатам Думы городского округа Нижняя Салда пятого созыва» [4] и работа по ним из формальной стадии перешла в практическую. При составлении бюджета на плановые периоды администрация городского округа Нижняя Салда так же в первую очередь руководствуется наказами избирателей. Так, заказ проектно-сметной документации на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса вошел в Программу социально-экономического развития [5] и бюджет 201 г [6]. При формировании Программы благоустройства городского округа Нижняя Салда, за основу берутся адреса домов и улиц, вошедших в наказы избирателей.
Для того чтобы шире развить участие граждан в формировании бюджета в настоящее время уже в первом чтении принято Положение о наказах избирателей депутатам Думы городского округа Нижняя Салда [7]. В этом Положении депутатам предстоит утвердить механизм сбора наказов во время избирательной кампании, порядок утверждения и принятия к исполнению наказов, внесение изменений в наказы избирателей и многое другое.
Таким образом, по мнению автора, в городском округе местный бюджет соответствует пяти принципам партисипативного бюджета [1], а, именно:
1. Объемы имеющихся финансовых ресурсов и параметры бюджета являются предметами дискуссий, при этом бюджетирование с участием общественности имеет дело исключительно с ограниченными ресурсами. Проект планового бюджета на предстоящий период сначала публикуется в средствах массовой информации и размещается на официальном сайте города, осуждается на публичных слушаниях, а потом рассматривается на заседании Думы. Все граждане имеют возможность высказать свое мнение о направлениях использования средств бюджета, но эти средства ограничены расчетными величинами.
2. Партисипативное бюджетирование затрагивает не только уровень одного избирательного округа, но и всего
of community facilities, different. Moreover, it was possible to divide them as the electoral districts and identify common that are important to the citizens of the city. For example, all citizens concerned about the construction of a fitness cent sports and recreation complex in the city. All orders were approved by the Municipal Duma of Nizhny Salda of 11.07.2012 № 7/7 "On approval of the list of voters' orders by deputies of the Nizhny Salda Municipal Duma of the fifth convocation" [4] and work on them from the formal stage became practical. When budgeting for planned periods administration of city district Nizhny Salda is also primarily guided by orders of voters. Thus, the order of construction documents for the construction of sports and recreation complex entered in the program of socio-economic development [5] and budget [6]. In the formation of the Program of improvement of the urban district Nizhny Salda, addresses of houses and streets that are included in the voters' orders are taken as a basis.
In order to develop a broader citizen participation in budgeting has now been adopted in the first reading a Regulation on the orders of voters to deputies of the Municipal Duma of Nizhny Salda [7]. In this Regulations the deputies has to adopt a mechanism for the collection of orders during the election campaign, of approval and execution of orders, changes to electoral orders and more.
Thus, according to the author, local budget in the urban district meets five principles of participatory budgeting [1], this is exactly:
1. The volume of available financial resources and budget parameters are the subject of discussions while budgeting of public participation is exclusively concerned with limited resources. The draft budget plan for the coming period, first published in the media and posted on the official site of the city is discussed at public hearings, and then is considered at a meeting of the City Council. All citizens have the opportunity to express their views on the directions of the budget's use, but these are limited to the calculated values .
2. Participatory budgeting involves not only the level of one congressional district, but the entire city district. The local Duma has representatives from all neighborhoods, rural areas, as well as large enterprises in the city. In addition, the city has the following boards and commissions comprised of representatives of non-governmental organizations, political parties, spheres of healthcare, culture, etc. (Supervisory Board for the implementation of social policy in the urban district Nizhny Salda, Urban Planning Board, Interdepartmental Commission for decision-making to ensure social and economic stability in the urban district of Nizhny Salda).
3. The process of citizen participation is permanent, because each of them has the ability at meetings with the
городского округа. В местной Думе присутствуют представители всех микрорайонов, сельских территории, а так же крупных предприятий города. Помимо этого в городе действуют следующие советы и комиссии, состоящие из представителей общественных организаций, партий, сфер здравоохранения, культуры и т.д. (Наблюдательный Совет по реализации социальной политики на территории городского округа Нижняя Салда, Градостроительный Совет, Межведомственная комиссия для выработки решений, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности в городском округе Нижняя Салда).
3. Процесс участия граждан имеет постоянный характер, т.к. каждый из них имеет возможность на встречах с депутатом своего округа или главой городского округа выражать отношение к реализации любого решения местной Думы и принять участие в заседании Думы с рассмотрением своего вопроса. Так же рассмотрение исполнения наказов избирателей носит систематический характер и за период с утверждения наказов избирателей с 11.07.2012 г. по октябрь 2013 г. этот вопрос рассматривался на местной Думе 3 раза (18.10.2012, 18.12.2012, 20.06.2013).
4. Обсуждение бюджета осуществляется в нескольких формах, специально созданных для участия граждан до принятия окончательного решения. Это публичные слушания, которые в обязательном порядке проходят при утверждении бюджета на плановый период и отчете по исполнению за прошедший период, куда может прийти любой желающий. Заседание местной Думы по вопросу формирования и исполнения бюджета тоже является формой общественного обсуждения, т.к. каждый из депутатов является «главным представителем населения на территории муниципального образования...» [8, с.1]. А из самого названия «представительный орган местного самоуправления» вытекает то, что депутаты должны представлять интересы населения и имеют право выражать от лица избирателей мнение о формировании и исполнении бюджета.
5. В рамках процесса привлечения граждан к разработке бюджета обеспечены разнообразные формы обратной связи с гражданами: формальные и неформальные. К формальным относятся публичные слушания, электронная приемная на сайте городского округа, собрания и конференции граждан, территориальное общественное самоуправление, опросы, обращения граждан в органы местного самоуправления, встречи граждан с депутатами в официально определенном месте и времени. К неформальным относится работа через современные виды общения. В частности, на местном Интернет сайте VSalde.ru создан форум «Вопрос-ответ к Матвеевой Елене Владимировне», новый глава городского округа Нижняя Салда. На этом форуме в ежедневном режиме задаются вопросы, касающиеся жизнедеятельности, комфортного проживания и фор-
deputy of its district or with head of a county or city district to express relation to the implementation of any decision of the local Council and take part in a meeting of the Duma and the consideration of its question. As well consideration of execution of voters' orders are systematic and for the period from the approval of voters' orders from 11.07.2012 till October 2013 this issue was considered at the local Duma 3 times (18.10.2012, 18.12.2012, 20.06.2013).
4. Discussion of the budget is carried out in several forms, especially created for the participation of citizens before making a final decision. This is a public hearing, which must take place in approving the budget for the plan period and the report on performance for the last period, where anyone can come. The meeting of the local Duma on matters of budget formulation and execution is a form of public discussion, as each of the members is "the chief representative of the population in the municipality ..." [8, a1]. And from the title, "representative body of local self-government" implies that the deputies should represent the interests of the population and have the right to express an opinion on the formation and execution of the budget on behalf of the voters.
5. As part of the process of involving citizens in the development of the budget provided various forms of citizen feedback: formal and informal. By formal: public hearings, electronic reception on the website of city district, meetings and conferences of citizens, territorial self-government, surveys, complaints of citizens in local government, meetings with deputies in the formal particular place and time. Informal - work through modern forms of communication. In particular, the local website VSalde.ru provide a forum "question-and-answer to Matveeva Elena Vladimirovna", the new head of city district Nizhny Salda. In this forum in a daily mode questions relating to life, a comfortable stay and the budget are asked. For example: 24.7.2013, 20:24 user mama_duo @ asks «Hello, Elena Vladimirovna! Can you please tell us how to participate in the program "Development of physical culture and sports in the Sverdlovsk region for 2011-2015" and what documents are need? thank you.» Reply of the head of city district «The package of documents includes the project for the construction which has passed state examination and the availability of funds in the local budget for co-financing. Of course, we need developed program, but it is the cheapest of all» [9].
Of course, much remains to be done in terms of greater participation of citizens in local issues. The most important thing - it is to convey to them that people have that opportunity. Even before the elections, it is necessary to inform the largest possible number of citizens that they have to meet with the candidates for deputies and bring them their desires, needs. It is also necessary to come to
мирования бюджета. Например: 24.7.2013, 20:24 пользователь тата_^о @ спрашивает «Елена Владимировна, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как нам поучаствовать в программе "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области на 2011-2015 годы" и какой пакет документов для этого нужен? Спасибо.» Ответ главы городского округа «Пакет документов включает в себя проект на сооружение, прошедший госэкспертизу и наличие средств в местном бюджете на софинансирование. Конечно, нужна еще разработанная программа, но это самое дешевое из всего» [9].
Безусловно, еще многое предстоит сделать в части большего участия граждан в решении вопросов местного значения. Самое главное - это донести до них то, что люди имеют такую возможность. Еще задолго до выборов, необходимо информировать максимально большое количество жителей о том, что они должны встречаться с кандидатами в депутаты и доносить до них свои желания, запросы. Так же необходимо обязательно приходить на выборы кандидата, с которым встречался, т.к. это самый простой способ включения желаний гражданина в перечень наказов.
Тем не менее, возникает ряд сложностей при формировании бюджета подобным образом:
— если гражданин не встречался с депутатами, то его право на участие в формировании бюджета остается не реализованным. Исходя из схемы «наказ -бюджет» сделать это крайне сложно;
— не всегда разграничены обязанности органов местного самоуправления и обязанности управляющих компаний, органов государственной власти и др. В наказах часто существует запрос на уборку около дома, улучшение здравоохранения, освещения подъездов и т.д.;
— если граждане будут постоянно активно участвовать в формировании и исполнении бюджета, а местные органы самоуправления эффективно исполнять эти наказы, то наступит момент, когда граждане удовлетворят свои потребности в комфорте и потеряют интерес к участию в местном самоуправлении и переключаться на личные дела. Может быть это и логично, т.к. каждый должен заниматься своим делом.
Таким образом, автор может с уверенностью утверждать, что в настоящее время в России существует вся правовая основа для парсипативного бюджета, а главной проблемой является отсутствие информации об этом у граждан. Поскольку существующая правовая база дает возможность огромного количества способов участия граждан в бюджетном процессе (публичные слушанья, собрания, участие в комиссиях и т.д.), то и пользуются этим каждый по своему усмотрению. Следствием является то, что в каждом муниципальном образовании своя степень открытости и привлечения граждан к формированию и исполнению бюджета. Для того чтобы объединить опыт зарубежных стран и рос-
the election of the candidate with whom you met, because this is the easiest way to incorporate the desires of a citizen in a list of orders.
However, there are a number of complications in the formation of the budget in this way:
— if a citizen does not meet with deputies, its right to participate in the formation of budget is not implemented. On the basis of the scheme "order - the budget" it is extremely difficult to make it;
— not always differentiated responsibilities of local government and the responsibilities of managing companies, public authorities, etc. In orders there is often a request for cleaning around the house, improving health care, lighting of entrances, etc.;
— If citizens are constantly actively participate in the formation and execution of the budget, and local governments effectively execute these orders, there will come a time when citizens will satisfy their need for comfort and lose interest in participating in local government and switch to private affairs. Maybe this is logical because everyone should mind their own business.
In this way, the author can confidently state that in Russia currently exists all the legal basis for the participatory budget, and the main problem is the lack of information among the citizens about it. Because the existing legal framework allows a huge number of ways of citizen participation in the budget process (public hearings, meetings, participation in committees, etc.), then use this one on their own. The consequence is that each municipality has its own degree of openness and involving citizens in the formulation and execution of the budget. In order to combine the experience of foreign countries and Russian municipalities need to start to compare the responsibility of authorities at every level of government, and then determine the degree of citizens' participation in the process. Cooperation in the field of municipal management will in the nearest future accumulate experiences and develop it into a new form of democracy in the budget process.
References:
1. Sintomer Yves, Professor, University of Paris (France). Participatory Budget: concept, trend and prospects: A report on the research seminar: «Participatory (opened) budget: European Experience and Russian Reality». Yekaterinburg, June 11 2013.
2. On general principles of local self-government in the Russian Federation: The Federal Law of October 6, 2003 № 131-FZ (in the version of July 2, 2013) [e-re-source]. Access from ref. legal system "Consultant Plus".
3. On the list of works on the orders of voters of city district Nizhny Salda on 2009 - 2012 years: The decision
ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Е. В. Матвеева
сийских муниципалитетов необходимо для начала сопоставить ответственность органов власти на каждом уровне управления, а затем определить степень участия граждан в этом процессе. Сотрудничество в области муниципального управления позволит уже в ближайшее время аккумулировать имеющийся опыт и развить его в новые формы демократии в бюджетном процессе.
Литература:
1. Сентоме Ив, профессор Парижского университета (Франция). Партисипативный бюджет: концепция, тенденция и перспективы: Доклад, на на научно-практическом семинаре: «Партисипативный (открытый) бюджет: Европейский опыт и российская реальность». Екатеринбург, 11 июня 2013 г.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 №131-ФЗ (в редакции от 02 июля 2013 года) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. О Перечне работ по наказам избирателей городского округа Нижняя Салда на 2009 - 2012 годы: Решение Думы городского округа Нижняя Салда от 17 июля 2008 г № 6/5 [электронный ресурс]. URL: http://nsaldago. ru/in/ md/rulemaking?n=945983 (дата обращения 29.09.2013).
4. Об утверждении Перечня наказов избирателей депутатам Думы городского округа Нижняя Салда пятого созыва: Решение Думы городского округа Нижняя Салда от 11 июля 2012 г. № 7/7 [электронный ресурс]. URL: http://nsaldago.ru/in/md/ rulemaking?n=423130 (дата обращения 04.10.2013).
5. Об утверждении Программы социально-экономического развития городского округа Нижняя Салда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: Решение Думы городского округа Нижняя Салда от 13 декабря 2012 г № 15/10. [электронный ресурс]. URL: http://nsaldago.ru/ in/md/rulemaking?n =605782 (дата обращения 04.10.2013).
6. О бюджете городского округа Нижняя Сал-да на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов: Решение Думы от 18 декабря 2012 г. № 16/1. [электронный ресурс]. URL: http://nsaldago.ru/in/md/ rulemaking?n=850269 (дата обращения 04.10.2013).
7. Об одобрении в 1 чтении проекта решения Думы городского округа Нижняя Салда «Об утверждении Положения о наказах избирателей депутатам Думы городского округа Нижняя Салда»: Решение Думы от 24 сентября 2013 г № 28/6 [электронный ресурс]. URL: http://nsaldago. ru/in/md/rulemaking?n=945983 (дата обращения 04.10.2013).
8. Таболин В.В. Работа с населением: как сделать ее более эффективной // Думское дело. 2013. № 9. Ст.1.
9. Интернет сайт vSalde.ru, 2008 - 2013 [электронный ресурс]. URL: http://forum.vsalde.ru/ index.php? showtopic=45100&st=2080 (дата обращения 29.09.2013).
of the Municipal Duma of city district Nizhny Salda of July 17, 2008 № 6/5. [e-resource]. URL: http://nsaldago. ru/in/ md/rulemaking?n=945983 (access date 29.09.2013).
4. On approval of the list of voters' orders by deputies of the Nizhny Salda Municipal Duma of the fifth convocation: The decision of the Municipal Duma of city district Nizhny Salda of July 11, 2012 number 7/7 [e-resource] . URL: http://nsaldago.ru/in/md/ rulemaking?n=423130 (access date 04.10.2013).
5. On approval of the socio-economic development of city district Nizhny Salda for 2013 and the planning period of 2014 and 2015: The decision of the Municipal Duma of city district Nizhny Salda of December 13, 2012 number 15/10 [e-resource] . URL: http://nsaldago.ru/in/ md/rulemaking?n =605782 (access date 04.10.2013).
6. On the budget of city district Nizhny Salda for 2013 and the planning period of 2014 and 2015: The decision of the Municipal Duma of December 18, 2012 number 16/1 [e-resource] . URL: http://nsaldago.ru/in/md/ rulemaking?n=850269 (access date 04.10.2013).
7. On approval of a 1-reading of the draft decision of the Municipal Duma of city district of Nizhny Salda «On approval of the Regulation on the orders of voters to deputies of the Municipal Duma of city district Nizhny Salda»: The decision of the Duma of September 24, 2013 number 28/6 [e-resource] . URL: http://nsaldago.ru/in/ md/rulemaking?n=945983 (access date 04.10.2013).
8. Tabolin V.V. Work with the population: how to make it more effective // Dumskoye delo. 2013. number 9. Art.1.
9. Website vSalde.ru, 2008 - 2013 [e-resource]. URL: http://forum.vsalde.ru/ index.php?showtopic=45100 &st=2080 (access date 29.09.2013).