Научная статья на тему 'Партисипативный бюджет как элемент краудсорсинга в системе муниципального управления'

Партисипативный бюджет как элемент краудсорсинга в системе муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL ADMINISTRATION / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / BUDGET OF THE MUNICIPALITY / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / CIVIC PARTICIPATION / ОТКРЫТЫЙ БЮДЖЕТ / КРАУДСОРСИНГ / CROWDSOURCING / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ / PUBLIC BUDGET / PARTICIPATORY BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маковкина С. А.

В статье предпринята попытка обосновать возможность применения краудсорсинга к бюджетной системе местного самоуправления. Проанализированы примеры привлечения граждан к процессу формирования расходной части местного бюджета, действующие на территории Российской Федерации, выявлены достоинства и недостатки существующих методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATORY BUDGET AS A CROWDSOURCING ELEMENT IN THE MUNICIPAL MANAGEMENT SYSTEM

The article attempts to justify the possibility of using crowdsourcing to the budget system of local government. Analyzed examples of public involvement in the process of formation of the local budget expenditure part operating in the territory of the Russian Federation, the advantages and disadvantages of existing techniques are identified.

Текст научной работы на тему «Партисипативный бюджет как элемент краудсорсинга в системе муниципального управления»

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ПАРТИСИПАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЭЛЕМЕНТ КРАУДСОРСИНГА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Маковкина С.А.

эксперт научного отдела, старший преподаватель кафедры экономики и управления

Уральского института - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 66, [email protected]

УДК 336.1:352

ББК 65.261.783

В статье предпринята попытка обосновать возможность применения краудсорсинга к бюджетной системе местного самоуправления. Проанализированы примеры привлечения граждан к процессу формирования расходной части местного бюджета, действующие на территории Российской Федерации, выявлены достоинства и недостатки существующих методик.

Ключевые слова: муниципальное управление, бюджетная политика, бюджет муниципального образования, население, гражданское участие, открытый бюджет, краудсорсинг, партисипативный бюджет.

Makovkina S.A.

PARTICIPATORY BUDGET AS A CROWDSOURCING ELEMENT IN THE MUNICIPAL MANAGEMENT SYSTEM

The article attempts to justify the possibility of using crowdsourcing to the budget system of local government. Analyzed examples of public involvement in the process of formation of the local budget expenditure part operating in the territory of the Russian Federation, the advantages and disadvantages of existing techniques are identified.

Key words: municipal administration, budget policy, the budget of the municipality, population, civic participation, public budget, crowdsourcing, Participatory budget.

Последнее время в управленческой практике появилось большое количество новых терминов. С одной стороны, новая терминология фиксирует появление новых явлений и процессов. Однако, с другой стороны, отдавая дань моде, средства массовой информации, бизнесмены и чиновники зачастую не задумываются, являются ли новые термины и отражаемые ими явления действительно новыми или у них уже существуют общепринятые аналоги.

Целью данного исследования является поиск оптимального значения для понятий «краудсорсинг» и «партисипативный бюджет», применительно к системе местного самоуправления и способы их реального использования в управленческой практике.

Так для обозначения привлечения населения к вопросам управления в последнее время используется термин «краудсорсинг», образованный от английских слов «толпа» и «аутсорсинг». Данный термин был введен в оборот в 2006 году журналистом Дже-фом Хау, а затем детализован в книге «Краудсорсинг: коллективный разум как инструмент развития бизне-

Recently, the management practice there is a large number of new terms. On one hand, new terminology fixes the appearance of new events and processes. However, on the other hand, paying tribute to the fashion, media, businessmen and officials often do not consider whether the new terms, and reflected by them events are really new or they already have conventional counterparts.

The aim of this study is to find the optimal meaning for the concepts of "crowdsourcing" and "Participatory budget", in relation to the system of local self-government and the ways of their actual use in the management practice.

So to refer to attracting people to the management r^ issues recently used the term "crowdsourcing", derived o from the English word "crowd" and "outsourcing." This > term was coined in 2006 by journalist Jeff Howe, and then o detailed in the book "Crowdsourcing: collective mind as a § business development tool" [1]. It is assumed that in any jg society there is always a certain amount of people willing § to free of charge or for a nominal fee to perform socially § useful tasks, solve problems, to participate in research. ©

ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С.А. Маковкина

са» [1]. Предполагается, что в любом обществе всегда присутствует определенная доля людей готовых безвозмездно или за символическую плату выполнять общественно полезные задачи, решать проблемы, участвовать в проведении исследований. Причем, их основным стимулом является не вознаграждение, а возможность принять участие в управленческом процессе, увидеть воплощение своей идеи.

Идея краудсорсинга далеко не нова: почти 300 лет назад правительство Великобритании предложило приз добровольцам за нахождение достоверного способа определения долготы для мореплавателей. С развитием Интернета механизмы краудсорсинга стали популярными во всем мире. Многие известные компании и институты (NASA, DuPont, Procter & Gamble, Linux) активно используют новую технологию взаимодействия с потребителями и пользователями. Широкую известность получили специальные краудсорсинговые проекты, в том числе Wikipedia (свободная энциклопедия, предлагающая всем пользователям готовить и править статьи), OpenStreetMap (свободная карта мира, предлагающая пользователям создавать подробные карты городов), Ebird (свободная база данных, предлагающая любителям-орнитологам выполнять рутинные процедуры наблюдения). Наглядным примером краудсор-синга является деятельность американской компании Threadless по производству футболок, которая еженедельно собирает сотни дизайнерских идей от любителей, рассчитывающих не только на вознаграждение, но и на воплощение своей идеи [2].

Главный принцип краудсорсинга можно сформулировать так: у группы людей больше знаний, чем у отдельного человека, но искусство управления состоит именно в том, чтобы создать условия для применения этих знаний. Таким образом, краудсорсинг представляет не просто организацию форума, на котором участники формулируют в нерегулируемом режиме свои вопросы, замечания и предложения, и даже не традиционный механизм обратной связи, а организационно и методически упорядоченную модель взаимодействия организации с инициативными пользователями или заинересованными группами населения.

Реализация принятой модели предполагает формирование и внедрение таких управленческих процессов, как формулирование тем обсуждения (пробле-матизация), определение условий обсуждения, привлечение и мотивация экспертов, отбор и фильтрация идей, документирование результатов обсуждения.

В системе государственного и муниципального управления общественная идея, направленная на совершенствование управленческих процедур способна существенно улучшить социально-экономическое положение территории или общественной группы. При этом наиболее важна общественная инициатива

Moreover, their main incentive is not a reward, but the opportunity to participate in the management process, see the realization of their ideas.

The idea of crowdsourcing is not new: almost 300 years ago, the British government offered a prize to volunteers who will find a reliable method of determining longitude for mariners. With the development of Internet crowdsourcing mechanisms have become popular all over the world. Many well-known companies and institutions (NASA, DuPont, Procter & Gamble, Linux) are actively using new technology to interact with consumers and users. Widely known special crowdsourcing projects, including Wikipedia (the free encyclopedia that offers all users to prepare and edit articles), OpenStreetMap (free map of the world, offering users to create detailed maps of cities), Ebird (free database offering ornithology fans to carry out routine monitoring procedures). A good example of crowdsourcing is the work of an American company for the production of T-shirts Threadless, which weekly brings together hundreds of design ideas from fans who expect not only a reward, but also the embodiment of their idea [2].

The main principle of crowdsourcing can be formulated as follows: a group of people more knowledgeable than the individual, but also the art of management lies in the fact to create the conditions for the application of this knowledge. Thus, crowdsourcing is not just the organization of the forum, where the participants formulate their questions, comments and suggestions in uncontrolled mode, and do not even traditional feedback mechanism, but organizational and methodically ordered model of interaction with proactive users or groups concerned.

The implementation of the accepted model involves the formation and implementation of management processes such as the formulation of the discussion topics (problematization), the definition of debate terms, involvement and motivation of experts, ideas selection and filtering, documenting of the discussion results.

In the system of state and municipal government social idea, aimed at improving the management procedures can substantially improve the socio-economic situation of the territory, or social group. The most important community initiative at the level of local government, as it is the municipal authority as closest to the people, can maximize the needs of citizens.

So the residents of the municipality, taking an active civil position, are able to exert influence on the decisions taken by the authorities, conducting meetings, marches and pickets. However, this is an extreme form of civic consciousness expression. Far more important to use the opportunities and interests of the population as a creative initiative in solving municipal problems.

ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С.А. Маковкина

на уровне местного самоуправления, так как именно муниципальная власть, как наиболее близкая к населению, способна в максимальной степени учитывать потребности граждан.

Так жители муниципального образования, занимая активную гражданскую позицию, способны оказывать влияние на решения, принимаемые властями, проводя митинги, шествия, пикеты. Однако это крайняя форма выражения гражданского самосознания. Куда более важно использовать возможности и интересы населения в качестве созидательной инициативы при решении муниципальных задач.

С точки зрения традиционного подхода к системе управления коллективный разум населения не стоит использовать для решения серьезных задач, так как в общей своей массе, граждане не смогут принять взвешенное объективное решение. Однако примеры внедрения элементов краудсорсинга в систему муниципального управления показывают, в общей совокупности граждан, при соответствующей организации и продуманной методологии общественного участия, можно решать даже весьма сложные управленческие задачи.

Одной из наиболее важных муниципальных функций является формирование и расходование местного бюджета. Статьи расходов определяются органами местного самоуправления, однако граждане вполне способны принять участие в выборе наиболее приоритетных направлений бюджетных расходов. Бюджет созданный при непосредственном участии граждан получил название «партисипативного».

В Бразилии, в городе Порт-Алегри в 1990 г. была начата реализация партисипативной бюджетной инициативы, которая затем была «тиражирована» в 400 префектурах по всей стране. Процедура начинается с собрания (ассамблеи) жителей района, на котором граждане обсуждают и намечают бюджетные приоритеты, а заканчивается утверждением городского бюджета делегатами, напрямую избранными на районных ассамблеях. Успех, достигнутый в Порту-Алегри, получил дальнейшее распространение: в 1996—2000 гг. те или иные варианты партисипативного бюджетирования были внедрены не менее чем в 100 муниципальных округах, включая Сан-Паулу, а в 2000—2004 гг., по оценкам, еще в 250 муниципалитетах.

В российской практике термин «партисипатив-ный» применительно к бюджету не имеет широкого использования. Наиболее часто встречаются понятия «гражданский», «народный» или «открытый» бюджет. Однако в научной литературе и практике до сих пор не решен вопрос о том являются ли все три понятия в своем роде синонимами или обозначают различные формы участия граждан в бюджетном процессе.

На наш взгляд, эти понятия не являются тожден-ственными. Наиболее часто сегодня используется тер-

From the point of view of the traditional approach to the management system, collective mind of the population should not be used to overcome serious problems, as in general mass the citizens will not be able to take an informed objective decision. However, examples of the crowdsourcing elements implementation into the municipal government system shows: a total population of citizens in the organization and sophisticated methodology of public participation, it is possible to solve even very complex management tasks.

One of the most important municipal functions is the formation and expenditure of the local budget. Expenditure items determined by the local self-government, but citizens are quite capable to take part in choosing the priorities for budgetary expenditures. The budget created with the direct participation of citizens called "Participatory".

In Brazil, in the city of Porto Alegre in 1990, was launched Participatory budget initiative, which was then "replicated" in 400 prefectures across the country. The procedure begins with meeting (Assembly) of residents, where citizens discuss and outline budget priorities, and ends with the approval of the municipal budget by delegates directly elected by regional assemblies. The success achieved in Porto Alegre, has been further spread: in 1996-2000 certain variants of Participatory budgeting were implemented in at least 100 municipalities, including Sao Paulo, and in 2000-2004 - another 250 municipalities.

In Russian practice, the term "Participatory" in relation to the budget is not widely used. The most common notion is "civil", "national" or "open" budget. However, in the scientific literature and practice is still not resolved the question of whether all three concepts are some kind synonyms or represent different forms of citizen participation in the budget process. In our opinion, these concepts are not identical. The most commonly used today, the term "open" a budget that involves informing citizens about the budget plan and the budget process. That is, any resident of the municipality may be able to check out the items of income and expenditure of settlement areas. Such information allows citizens to be aware of social and economic development of the municipality.

However, budget policy, as well as the budget process - is quite complicated administrative procedure, and understand it without special knowledge is difficult. Moreover, the majority of citizens are not interesting in budgetary process itself. Behind the figures and graphs of budget plan usual residents of the municipality are often unable to see the real impact of costs and income opportunities.

To enhance the interest and increase civic responsibilities was proposed project of the "national

ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С.А. Маковкина

мин «открытый» бюджет, который предполагает информирование граждан о бюджетной росписи и бюджетном процессе. Т.е. любой житель муниципального образования может иметь возможность ознакомиться со статьями доходов и направлениями расходов поселения. Подобная информация позволяет гражданам быть в курсе направлений социально-экономического развития муниципального образования.

Однако бюджетная политика, как и бюджетный процесс, достаточно сложная управленческая процедура, понять которую без специальных знаний затруднительно. Более того, большинству граждан не интересен сам по себе бюджетный процесс. За цифрами и графами бюджетной росписи обычные жители муниципалитета зачастую не могут увидеть реальные последствия расходов и возможности получения доходов.

Для усиления интереса и повышения гражданской ответственности населения был предложен проект формирования народного бюджета. Проект с таким названием был разработан в 2010 году партией «Единая Россия» и «Общероссийским народным фронтом». С точки зрения инициаторов проекта создание партисипативного бюджета в муниципальном образовании будет способствовать повышению гражданского самосознания и стимулированию развития гражданского общества.

Был объявлен конкурс, предназначенный для муниципальных образований, суть которого заключалась в анализе программного обеспечения или методики сбора информации от населения по приоритетным вопросам расходования бюджетных средств.

Однако проект не стал массовым и даже те муниципальные образования, которые участвовали в конкурсе (например, г. Магнитогорск) не используют в данный момент в повседневной практике разработанные самостоятельно методики участия граждан в бюджетном процессе.

При этом, до сих пор нет единого определения понятия «партисипативный бюджет». В зарубежной практике партисипативным считается бюджет, если определенная его часть, выделенная из общего бюджета поселения, расходуется гражданами, по их усмотрению. Для российской практики характерен сбор информации от населения, о приоритетных направлениях расходования бюджетных средств на социальные, инфраструктурные и экономические нужды муниципального образования.

На сегодняшний день, в российской практике существует несколько подходов формирования партиси-пативного бюджета, которые были определены автором исходя из степени участия населения в процессе формирования расходной части городского бюджета, а так же принципиальной особенности партисипативности - распоряжение по своему усмотрению определенной

budget" formation. The project with such name was designed in 2010 by the party "United Russia" and "All-Russia Popular Front." From the point of view of the project initiators, the creation of Participatory budgeting at the municipal level will increase civic awareness and encourage the development of civil society.

There was a contest, designed for municipalities, the essence of which was to analyze the software, or the methods of collecting information from the public on priority issues of budget spending. However, the project did not become popular and even those municipalities that participated in the contest (for example, Magnitogorsk) is not currently in use in daily practice developed their own methods of citizen participation in the budget process.

At the same time, there is still no single definition of the concept of "Participatory budget". In foreign practice Participatory budget is if a certain part of it extracted from the general budget of the settlement and spent by citizens, in their sole discretion. For Russian practice is typical to collect information from the public about the priority budget spending on social, infrastructural and economic needs of the municipality.

For today in Russian practice there are several approaches of Participatory budget formation which were identified by the author, based on the degree of public participation in the process of formation of the city budget expenditure side, as well as the fundamental features of a participatory - the ability of the population to dispose of a certain part of the city budget at its discretion. Despite the fact that local governments are not specifically advertise their activities to the local community, but in those cases where the municipal authorities were ready to "open" the budget process and to discuss it with the public on an equal basis, has been received, in our opinion, priceless experience of interaction.

In Russia for the first time project of the national budget formation was introduced in the city of Krasnoyarsk in 2007. For today, the existing IT platform where people can express their views on the direction of budget expenditures, are mostly virtual. However, in 2007 the level of computerization and connectedness of the population even in large settlements was not high enough. For this reason, the beginning of the national budget formation has been dated to the election in a municipality, when at polling stations together with the ballots handed out lists of activities that were planned to send a certain amount of the city budget. Residents who came to the polling stations had to choose the most important project, in their view. Statistics shown that the vote on the budget allocation was attended by 70% of people who came to the polls.

According to residents, the greatest attention must be paid to housing, infrastructure development, education,

ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С. А. Маковкина

части городского бюджета. Не смотря на то, что органы местного самоуправления не особо афишируют свою деятельность перед местным сообществом, но в тех случаях, когда муниципальные власти были готовы «открыть» бюджетный процесс и обсуждать его с населением на паритетных началах, был получен, на наш взгляд, бесценный опыт взаимодействия.

Впервые в России проект формирования народного бюджета был внедрен в городе Красноярске в 2007 году. На сегодняшний день, существующие информационные площадки, где население может высказать свое мнение относительно направлений бюджетных расходов, носят в большинстве своем виртуальный характер. Однако в 2007 году уровень компьютеризации и интернетизации населения даже в крупных поселениях не был достаточно высок. По этой причине начало процесса формирования народного бюджета было приурочено к выборам в муниципальном образовании, когда на избирательных участках вместе с бюллетенями пришедшим раздавали списки с перечнем мероприятий, на которые планировалось направить определенную сумму из городского бюджета. Жители, пришедшие на избирательные участки, должны были выбрать наиболее важный, по их мнению, проект. Как показала статистика, в голосовании по распределению бюджетных средств приняло 70% жителей, пришедших на избирательные участки.

По мнению жителей, наибольшее внимание необходимо было уделять вопросам ЖКХ, инфраструктурному развитию, образованию, здравоохранению. Данные направления определили бюджетную политику Красноярска не только на 2008 год, но и на будущие годы. Предложения жителей позволили в каждом отдельном районе определить конкретные приоритетные объекты, перераспределить средства на решение первоочередных, по мнению населения, проблем.

По оценке городских властей, консультации с гражданами, с одной стороны, упрощают процесс формирования бюджета, так как можно напрямую использовать наказы населения, для формирования социально-экономической политики, с другой стороны, возрастает уровень ответственности властей перед гражданами.

На сегодняшний день, не смотря на то, что бюджет Красноярска остается открытым, на официальном сайте представлена подробная информация о том, как формируется и расходуется бюджет, и даже есть раздел «Народный бюджет», который предусматривает распределение финансовых ресурсов на социальные, экономические и инфраструктурные проекты, сформированные благодаря пожеланиям горожан.

Однако способов сбора информации на сегодняшний день не предусмотрено. На сайте отсутствует раздел предусматривающий обратную связь с населением. Как говорится в официальной информации,

health. These directions identified budget policy of Krasnoyarsk not only for 2008 but for future years. Offers of residents allowed in each district to identify specific priority projects, reallocate resources dealing with priority problems, according to the population.

According to city officials, consultation with citizens, on the one hand, simplify the budgeting process, as it is possible to directly use suggestions of the population for socio-economic policy, On the other hand, increases the level of responsibility of the authorities to the citizens.

For today, despite the fact that the budget of Krasnoyarsk still opened, on the official website provides detailed information on how the budget is generated and spent, and even has a section of "National Budget", which includes financial resources allocation to the social, economic and infrastructure projects, formed due to the wishes of the citizens. However, the methods of data collection not provided today. There is no section providing feedback to the community. According to the official information, all requests were collected in 2007. Apparently since then communication with residents was not updated. Not providing for monitoring, administration of Krasnoyarsk can't be sure that the wishes of the population remained the same.

Another approach to the formation of the national budget is presented in the city of Cherepovets. In order to take part in the project it's necessary to fill out an application form which is presented on the official site. In this case application collects only general information about a potential participant (last name, first name, middle name, phone number and other contact details on request). The application form does not provide expression about the priorities of the budget policy, its task is to determine the range of interested residents to take part in the allocation of the city's financial resources. Next, by the drawing lots is determined the composition of the budget committee of the "National Budget" and its reserve.

According to the developers, the main objectives of the project are, first, the improvement of mechanisms allowing citizens to participate in the allocation of the city budget, and second, to develop an effective system of cooperation between the authorities and society in the budget sphere.

To achieve this goal, following tasks are solved:

— providing opportunities for city residents for direct influence on the policy of the Local Government (City Hall);

— providing residents opportunities to understand how city budget is receiving and dispatching;

— providing city residents more complete information about the activities of local government (City Hall);

ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С.А. Маковкина

все наказы были собраны в 2007 году. Видимо с тех пор связь с жителями не обновлялась. Не предусмотрев мониторинг, администрация Красноярска не может быть уверена, что пожелания населения остались прежними.

Другой подход к формированию народного бюджета представлен в городе Череповце. Для того, чтобы принять участие в проекте необходимо заполнить заявку, форма которой представлена на официальном сайте проекта. При этом заявка собирает только общую информацию о потенциальном участнике (фамилию, имя, отчество, контактный телефон и другие контактные данные по желанию). Форма заявки не предусматривает волеизъявления по поводу приоритетных направлений бюджетной политики, ее задача определить круг заинтересованных жителей желающих принять участие в распределении части городских финансовых ресурсов. Далее методом жеребьевки определяется состав бюджетной комиссии проекта «Народный бюджет» и ее резерва.

По замыслу разработчиков основными целями проекта являются, во-первых, совершенствование механизмов, позволяющим гражданам участвовать в распределении средств городского бюджета, во-вторых, разработать эффективную систему взаимодействия власти и общества в бюджетной сфере.

Для достижения этой цели решаются следующие задачаи:

— предоставление жителям города возможности для прямого влияния на политику органов местного самоуправления (мэрии города);

— предоставление жителям города возможности разобраться в том, как принимается и распределяется городской бюджет;

— предоставление жителям города более полной информации о деятельности органов местного самоуправления (мэрии города);

— создание нового механизма взаимодействия граждан и городской власти по решению вопросов местного значения.

Предварительно определенный объем средств, которые будет распределять комиссия - до 15 миллионов рублей. Участвующие в заседаниях бюджетной комиссии граждане смогут выдвигать свои инициативы в сфере благоустройства, дорожного строительства, культуры и спорта, в социальной сфере - все они будут рассмотрены, а экспертный совет во главе с мэром города учтет рекомендации по распределению данных средств в проекте городского бюджета на 2014 год.

Работа общественной бюджетной комиссии предполагает прослушивание лекций о бюджетном процессе, участие в мастер классах, совещаниях, круглых столах.

— the creation of a new mechanism of interaction between citizens and municipal authorities to address local issues.

A predetermined amount of funds that will distribute the commission - up to 15 million rubles. Citizens participated in the meetings of the budget committee can nominate their initiatives in the field of landscaping, road construction, culture and sports, in the social sphere - they will all be considered, and the advisory council headed by the mayor of the city will consider recommendations on the distribution of these funds in the project of the city budget for 2014 year. The work of public budget committee involves listening to lectures about the budget process, participation in master classes, conferences, round tables.

Still it is impossible to say how successful the project will be, as it was initiated by the city authorities only in 2013. At this stage of the project the structure of the budget committee is determined of the number of adult residents of Cherepovets, who have applied for inclusion in the budget committee.

According to the established administration schedule from August to November, the Commission formulates the main areas of expenditure allocated budget. Information about how the formation of proposals to the city budget is going, the site is not represented.

The method of the civil budget formation, implemented in Cherepovets, aimed at improving the financial literacy of the population, however, long-term project, a limited number of participants, on which depends the selection of specific activities or areas of allocated budgetary funds expenditure are, in our opinion, the weak points of the project.

According to the organizers from March to May, participants were required to attend classes (lectures and seminars) in order to understand the basics of the budget process. In June and July, sat conciliation commission. However, the summer - this is the holiday period, and it is not clear whether the commission worked, how to account the opinion of citizens, who being in the committee were unable to attend specific meetings. That is, the mechanism of the process is not transparent.

Moreover, the population of Cherepovets, according to the 2010 census, is 310 669 people, but the budget committee included 20 people, so, there is opinion of 0.006% of the municipality population.

Thus, the very small part of the population may be involved in the formation of the expenditure part of the municipal budget. In addition, it is likely that a long term project, as well as a dedication to all complexity of the budget process is able to scare the initiative residents, since it requires a sufficient amount of free time, a certain level of knowledge and a desire to understand all the intricacies of the budget process.

ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С.А. Маковкина

Еще нельзя сказать, насколько успешным окажется проект, так как он был инициирован городскими властями только в 2013 году. На данном этапе реализации проекта определен состав бюджетной комиссии из числа совершеннолетних жителей Череповца, которые подали заявки для включения в состав бюджетной комиссии.

По установленному администрацией графику с августа по ноябрь комиссия формулирует основные направления расходования выделенной части бюджетных средств. Информация о том, как идет формирование предложений в городской бюджет, на сайте не представлена.

Метод формирования гражданского бюджета, реализуемый в Череповце, направлен на повышение финансовой грамотности населения, однако долгосроч-ность проекта, ограниченное количество участников, от которых зависит выбор конкретных мероприятий или направлений расходования выделенной части бюджетных средств являются, по нашему мнению, слабыми местами проект.

По замыслу организаторов с марта по май участники должны были посещать занятия (лекции и семинары) для того чтобы разобраться в основах бюджетного процесса. А в июне и июле заседали согласительные комиссии. Однако, лето - это период отпусков, и не совсем понятно, работали ли комиссии, каким образом учитывалось мнение граждан, которые будучи в составе комиссии не смогли присутствовать на конкретных заседаниях. Т.е. механизм самого процесса не является прозрачным.

Более того, население Череповца, по данным переписи населения 2010 года, составляет 310 669 человек, в состав бюджетной комиссии включено 20 человек, таким образом, учитывается мнение всего 0,006% населения муниципального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, слишком малая часть населения может принимать участие в формировании расходной части муниципального бюджета. К тому же, велика вероятность, что длительный срок проекта, а так же посвящение во все сложности бюджетного процесса способно отпугнуть инициативных жителей, так как требуется достаточное количество свободного времени, определенный уровень знаний и желание, разобраться во всех тонкостях бюджетного процесса.

Иной путь выбрали власти муниципального образования «город Астрахань». Администрация города, инициируя проект участия граждан в муниципальном управлении, внедрило интерактивную программу голосования для совершенствования социально-экономической и инфраструктурной сфер муниципального образования.

Благодаря электронному ресурсу любой житель Астрахани может зарегистрировавшись на сайте про-

Another way chose authorities of municipal formation "the city of Astrakhan." The city administration, initiating the project of citizen participation in municipal management, has introduced an online voting program for the improvement of the socio-economic and infrastructural areas of the municipality.

Thanks to the electronic resource any resident of Astrakhan can register online to vote for a list of proposals to improve the municipal environment. The form can be filled with suggestions on the website or can be obtained at any Rospechat market, and in the same place you can leave the completed form.

In the list of priority projects exist such as: repair of roads and railway crossings, construction of playgrounds and parks renovation, construction and reconstruction of the children's clinic and Culture House. The greatest number of votes of residents received the following projects:

1. «We dream of peace» calling to order the night race through the center of the city, which, because of the roaring engines broke the silence and hinder people to rest. According to the initiators, it is necessary to build a specialized track at 50 km. out of the city where motorists can safely, on a legal basis arrange competitions (443 votes).

2. «Substantial shortage of transport in the rush hour in the southern part of the district Turusovsky». The project draws attention of the city authorities to the complexity with public transport in one area of the city (486 votes).

3. "Help shelter "A faithful friend". The initiators of this project remind the citizens and city authorities that the shelter can sort the situation of stray animals in the city, to care for the homeless, to sterilize stray cats and dogs that subsequently they became less (2,161 votes).

Despite the fact that the government of Astrakhan comments, that the project works in test mode, public interest in this event is obvious, and therefore increases the quality of management, as it is impossible to ignore the interests of the population a long time. If the municipal government will be able to purposefully use the information accumulated on the site, they will provide long-term economic and social policies that will allow the city to steadily grow over the long time interval.

Thus, the use of elements of crowdsourcing is quite justified in the municipal administration, even in solving problems of budget policy formation. However, an important component of the process is the creation of a technique of involving citizens. So the formation of Participatory budgeting technique in Krasnoyarsk, was timely and relevant to the community, that readily responded to the initiative of the city authorities. But for today system can't be recognized as working, as new

ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С. А. Маковкина

голосовать за список предложений по совершенствованию муниципальной среды. Бланк предложений можно заполнить на сайте, а можно получить в любом киоске Роспечати, и в этом же киоске можно оставить заполненный бланк.

В перечне приоритетных проектов существуют такие как: ремонты дорог и железнодорожных переездов, строительство детских площадок и реконструкции парковых зон, строительство детской поликлиники и реконструкция Дома Культуры. Наибольшее количество голосов жителей получили проекты:

1. «Покой нам только снится» призывающий упорядочить гонки ночных автогонщиков через центр города, которые из-за ревущих двигателей нарушают тишину и мешают отдыхать жителям. По мнению инициаторов, проект необходимо построить специализированную трассу в 50 км. От города, где автолюбители смогут спокойно, на легальной основе устраивать соревнования (443 голоса).

2. «Существенная нехватка транспорта в час пик в южной части Турусовского района». Данный проект обращает внимание городских властей на сложности с общественным транспортом в одном из районов города (486 голосов).

3. «Помогите приюту «Верный друг». Инициаторы данного проект напоминают гражданам и городским властям, что приют может упорядочить ситуацию с бездомными животными в городе, ухаживать за бездомными, стерилизовать бродячих кошек и собак, чтобы в последствии их становилось меньше (2161 голос).

Не смотря на то, что по замечаниям астраханских властей, проект функционирует в тестовом режиме, очевиден интерес населения к данному мероприятию, а соответственно повышается качество управления, так как игнорировать наказы и интересы населения долгое время не возможно. В том случае, если муниципальные власти смогут целенаправленно использовать аккумулирующуюся на сайте информацию, они обеспечат долгосрочную социально-экономическую политику, что позволит городу устойчиво развиваться на протяжении долговременного временного интервала.

Таким образом, использование элементов кра-удсорсинга вполне оправдано в системе муниципального управления, даже при решении задач формирования бюджетной политики. Однако важной составляющей процесса является создание методики привлечения граждан. Так методика формирования партисипативного бюджета в Красноярске, оказалась своевременной и актуальной для общества, которое с готовностью откликнулось на инициативу городских властей. Но на сегодняшний день систему нельзя признать работающей, так как новые наказы граждан не собираются, и не проводится мониторинг идей собранных, пять лет назад.

citizens' proposals are not defined, and no monitoring of ideas collected five years ago.

The methodology used in Cherepovets, limits the range of initiative citizens interested in the budget process. At the same time citizens have to spend the time to learn all the details of budgeting. Thus, the technique is directed more at improving financial literacy.

In our opinion, the most interesting version of the methodology adopted in Astrakhan, since practically all the inhabitants of the city have the opportunity to participate in the development of key areas of spending for a specific socio-economic objectives, but in this case there is no fundamental principle of a participatory, means that citizens are not involved in the actual distribution of budget funds, and their opinion is only advisory in nature.

Thus, out of all the selected examples that are most closely matches participatory principles - an example of Cherepovets, as citizens allowed to participate in the real budget process in the purpose of its improving and openness.

References:

1. Howe Jeff Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business, 2009.

2. Shapiguzpv S.M. Sinyagin A.K. Crowdsourcing in the public sector: innovation counting on civil society // Budget. 2012. № 7.

3. Durandina O.V., Razorvin I.V. Social marketing technologies in municipal management // Scientific journal of Ural Academy of public administra-tione: politology, economics, sociology, law. 2012. № 1(18).

3. Matveeva E.V Problems of subsidization municipalities of Sverdlovsk region // Municipality: economics and management. 2013. № 1(4).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С.А. Маковкина

Методика, применяемая в Череповце, ограничивает круг инициативных граждан заинтересованных в бюджетном процессе. При этом граждане должны затрачивать время на изучение всех тонкостей формирования бюджета. Таким образом, методика направлена скорее на повышение финансовой грамотности населения.

По нашему мнению, наиболее интересный вариант методики принят в Астрахани, так как практически все жители города имеют возможность принять участие в разработке основных направлений расходования бюджетных средств на конкретные социально-экономические задачи, однако в данном случае отсутствует основной принцип партисипативности, т.е. граждане не причастны к реальному распределению бюджетных средств, а их мнение носит лишь рекомендательный характер.

Таким образом, из всех выделенных автором примеров, наиболее полно соответствующим принци-

пам партисипативности является пример Череповца, так как гражданам позволено участвовать в реальном бюджетном процессе с целью его совершенствования и открытости.

Литература:

1. Howe Jeff Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business, 2009.

2. Шапигузов С.М. Синягин А.К. Краудсорсинг в госсекторе: инновации с расчетом на гражданское общество // Бюджет. 2012. № 7.

3. Дурандина О.В., Разорвин И.В. Технологии социального маркетинга в муниципальном управлении // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2012. № 1(18).

3. Матвеева Е.В. Проблемы дотационности муниципальных образований Свердловской области // Муниципалитет: экономика и управление. 2013. № 1(4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.