DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-53-62
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
(НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE)
ВолодинаД.В., ЮрьеваЮ.С.
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, Российская Федерация
Статья посвящена возможностям комбинирования электронных курсов в рамках электронной среды Moodle с традиционными формами обучения в техническом вузе. Изучены современные подходы с вовлечением компьютерных технологий в процесс обучения. Рассмотрен опыт применения электронного курса на материале дисциплины «Иностранный язык».
Ключевые слова: электронный курс; он-лайн обучение; электронная платформа Moodle; обучение иностранному языку; тестирование; тестовые задания; успеваемость.
E-LEARNING-COURSES OPTIONS IN FOREIGN LANGUAGES TEACHING IN TECHNICAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
Volodina D.B., Yurieva Y.S.
Siberian Transport University, Novosibirsk, Russian Federation
The article is devoted to some options of the usage of e-learning courses in Technical Institute of higher education. Modern approaches with information technology involvement were studied. The pedagogical
experience ofthe application ofe-learning course while foreign languages teaching is paid attention to.
Keywords: e-learning courses; on-line learning; open-source learn-ingplalform Moodle; foreign languages teaching; testing; performance.
Применение электронного обучения предлагает разнообразные возможности для выстраивания образовательной траектории как обучающимся, так и преподавателям. Специальные программы и инструменты электронного обучения способствуют выполнению актуальной в настоящее время задачи образования, а именно: комбинированию образовательных ресурсов, а также разумного сочетания интерактивных и коммуникационных технологий.
Электронное обучение (e-learning) предлагает как преподавателям, так и обучающимся привлекательные возможности: асинхронное обучение, которое не привязано к определенному месту, то есть оно вполне может осуществляться как в учебной аудитории при или без участия преподавателя, так и дома, что позволяет обучающимся самим управлять своим учебным процессом; преподаватели же могут отнести к достоинствам этого вида обучения значительное сокращение времени на проверку тестов и экзаменационных заданий, а также реальное увеличение групп обучающихся.
В тех учебных заведениях, где централизованно установлены различные программы в рамках электронной образовательной среды (ILIAS, Moodle, OLAT), преподаватели имеют возможность разнообразно структурировать предлагаемые учебные материалы в режиме онлайн с целью свободного доступа обучающимся в любое время и в любом месте. Также эти системы способствуют коммуникации с и между преподавателями и обучающимися и облегчают процедуру проведения тестирования. И, несомненно, возможности электронного обучения активно используются для освоения новых методических приемов, в которых, в зависимости от целей и участников обучения, в разных пропорциях сочетаются классическое фронтальное обучение, интерактивное и самоуправляемое обучение, позволяющее комбинировать его содержание [4].
В Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС) широко используются электронные обучающие курсы на базе электронной платформы МоосИе. Большая часть преподавателей уже прошла обучение по технологиям создания тестов и методике применения ЬМЗ Моос11е2, сейчас университет переходит на новую модификацию этой платформы - МоосИеЗ, причем, обе эти системы доступны в равном объеме для пользователей. Так, они помогают не только реализовать обучение по модулям и темам в рамках этих модулей, предусмотренными рабочими программами и календарными планами, проводить онлайн олимпиады по предметам, а также осуществлять текущий контроль успеваемости обучающихся по контрольным срокам, установленным в рамках каждого семестра (6, 11, 17 недели обучения соответственно).
С момента внедрения электронной платформы МоосИе в университете разработаны авторские электронные курсы как по профилирующим, так и по общеобразовательным дисциплинам. В ходе разработки курсов в рамках электронной среды МоосИе их создатели старались придерживаться следующих требований:
— наличие лекционного (теоретического) и справочного материалов, сопровождающих выполнение практических заданий (тестов);
— обеспечение учебными материалами, как для аудиторной, так и для самостоятельной формам работы;
— свободный доступ обучающихся и преподавателей к основным и дополнительным источникам информации для более глубокого изучения материала.
На кафедре «Иностранные языки» университета ведется активная работа по сопровождению учебного процесса электронными средствами обучения, преподаватели кафедры размещают авторские электронные курсы по овладению общим языком, языком специальности, а также по развитию языковых навыков для академических целей [3].
Одним из таких примеров учебного материала по освоению общего языка является электронный курс Тепленевой И.А., Юрьевой Ю.С. «Немецкий язык для бакалавров технического вуза»,
представленный в двух частях в виде практикумов для аудиторной и самостоятельной работы.
Актуальность данного пособия обусловлена необходимостью решения задачи перехода обучения в вузе на многоуровневую систему подготовки будущих инженеров. Данный процесс требует обновления содержания обучения и его переориентированию в направлении обучения приемам и способам самостоятельной работы с иностранной литературой.
Необходимость издания данного курса обусловлена отсутствием учебных материалов для обучения по программам бакалавриата на первом курсе технического вуза. Электронный курс разработан с учетом требований, предъявляемых к обязательному минимуму содержания обучения иностранному языку в рамках ФГОС 3+ и ООП, реализуемой в Сибирском государственном университете путей сообщения. Предлагаемый авторами курса подход позволяет гибко использовать материал для изучения с учетом общей трудоемкости в пределах 6-9 зачетных единиц.
Основная цель настоящего курса - создание условий для формирования общей компетенции, закрепленной в образовательных стандартах: владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного.
В качестве основной задачи электронного курса можно выделить формирование знаний, умений и навыков по концентрическому принципу; вычленение в изучаемом материале ведущих понятий, установление их связей с другими, более сложными понятиями.
Обучение по электронному курсу направлено на развитие следующих видов деятельности обучающихся:
1) Самостоятельная и мотивированная организация познавательной деятельности студента. Здесь уместно отметить важные для студентов технического вуза такие навыки, как умение использовать элементы причинно-следственного, временного и пространственного видов анализа; исследовать несложные реальные связи и зависимости; отделять сущностные характеристики изучаемого объекта от мало значимых, несущественных; самостоятельно вы-
бирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
2) Информационно-коммуникативная деятельность студентов. Само назначение использования электронной образовательной среды является важным инструментом для разумного сочетания потенциала дисциплины «Иностранный язык» и следующих умений: находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно цели (сжато, полно, выборочно); переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.) и т.д.
3) Рефлексивная деятельность студента, которая проявляется в умении осознавать ценность образования как средства развития культуры личности; объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности; осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Формированию этих умений способствует тематика модулей, рассматриваемых в электронном курсе.
Данный электронный курс предоставляет обучающимся выбор учебных и сопутствующих им справочных материалов: как обычных текстовых документов, так и видео- и аудиофайлов. В зависимости от типа заданий успешность их выполнения контролируется как автоматически (системой), так и вручную (преподавателем). Автоматическая проверка заданий обеспечивает прозрачность результатов обучения. Запись на курс осуществляется как самой системой, так и самим преподавателем, это особенно актуально, когда на курс подписаны студенты из разных групп.
Содержательно обе части учебного курса разбиты на модули, изучение которых предусмотрено рабочей программой для бака-
лавриата 1 курса: «Я и мое окружение», «Жизнь студента в городе», «Образование», «Национальные стереотипы и языки», «Немецкоговорящие страны» и «Защита окружающей среды. Транспорт».
Каждый модуль курса имеет блочную структуру: блок на развитие лексических знаний и умений представлен тестовыми заданиями на закрепление лексики по тематике модуля, а также содержит несколько тестов на освоение особенностей фонетического строя немецкого языка. Задания второго блока охватывают развитие навыков чтения аутентичного текста в зависимости от целевой направленности можно выделить задания на выполнение просмотрового, ознакомительного, изучающего и поискового чтения. Разработанный комплекс предтекстовых и послетекстовых упражнений способствует освоению технологией чтения. Третий блок направлен на развитие грамматической компетенции, где кроме тестов представлен справочный материал. Задачей четвертого блока является развитие коммуникативной компетенции, для ее целенаправленного осуществления предлагаются задания в условно-коммуникативной форме на примере диалогической и монологической речи.
В практикуме по самостоятельной работе представлено также 5 блоков. Первый посвящен цели формирования коммуникативной компетенции, второй - развитию навыков аудирования, третий — развивает способности обучающихся извлекать необходимую информацию из чтения аутентичных текстов; четвертый - содержит тест достижений как средство самоконтроля усвоенного материала; последний, пятый блок предлагает выполнить проектное задание по тематике модуля [1].
В начале обучения иностранному языку было проведено тестирование студентов с целью определения их исходного уровня владения немецким языком. В ходе тестирования стуценгы обнаружили следующие результаты: 52% обучающихся показали владение немецким языком уровня А2 по шкале CEFR (Common European Framework of Reference - Общеевропейские компетенции владения иностранным языком), 27%-А1, и только 21% студентов выполнили задания теста
на В1. В целом, студенты экспериментальной группы обнаружили достаточно средний уровень владения немецким языком.
Далее обучение проводилось комбинаторно: как при помощи традиционных учебных материалов (учебники и учебные пособия), так и с использованием электронного курса. Стоит отметить, что на начальном этапе обучения в 1 контрольном сроке у студентов при работе по электронному курсу обнаружились некоторые трудности как объективного, так и субъективного характера. В работе системы иногда наблюдаются сбои, и, что является примечательным в век информационных технологий, не все студенты смогли с первого раза освоить навигацию Моос11е, а также алгоритм выполнения некоторых видов тестов (это, скорее всего, связано с тем, что они ранее не сталкивались с ними в процессе обучения).
Если говорить о форме представленных тестовых заданий, то они в силу специфики дисциплины представлены в следующей последовательности по убыванию объема их использования в электронном курсе на платформе Моос11е: множественный выбор, верно/неверно, задания на соответствие, вложенный ответ, эссе.
Что касается самой процедуры выполнения тестов, то на начальном этапе студентов предлагалось выполнить тестовое задание с двух попыток, причем с некоторым запасом по времени. После трех недель обучение количество попыток, а также время выполнения теста сократилось. Поэтому к 1 контрольному сроку (шестая неделя обучения) студенты выполняли тестовые задания в обычном режиме. Далее был проведен мониторинг успешности обучения иностранному языку при совмещении традиционных методик и использования электронного курса обучения на базе платформы МоосИе.
На третьей неделе обучения по результатам выполнения тестовых заданий мы попытались определить уровень овладения студентами языковых навыков по видам речевой деятельности (здесь стоит отметить, что под говорением в рамкам электронного курса на базе образовательной платформы МоосИе понимается выполнение условно-коммуникативных заданий на формирование диалогической и монологической речи).
На начальном этапе определения уровня сформированности умений наибольший прогресс (средний показатель выполняемое™ тестовых заданий) 44% наблюдается у студентов при выполнении заданий на формирование навыков чтения. Это объясняется тем, что в большинстве школ, чтение является одним из основных видов деятельности учащихся в обучении иностранному языку, тогда как, на наш взгляд приоритетной должна быть коммуникативная направленность. Это утверждение также справедливо в отношении обучения письму, поэтому обучающиеся набрали сравнительно немалый процент при выполнении заданий на формирование этого навыка - 29%. Традиционно относительно низкие показатели набрали задания на формирование навыков аудирования - 8% и говорения - 18% соответственно [6]. То есть, наблюдается устойчивое преобладание сформированности навыков репродуктивного усвоения иностранного языка, в то время как продуктивные навыки остаются слабо сформированы [5].
Спустя три недели обучения (1 контрольный срок) у студентов наблюдается некоторый прогресс в овладении иностранным языком. Показатели уровня владения языков (средний показатель по успешности выполнения тестовых заданий) по видам речевой деятельности увеличились. Так, студенты значительно лучше стали выполнять задания на аудирование 11% против начального уровня 9%, с 18% изменились показатели уровня выполнения заданий на формирование навыков говорения на 21%. Результаты представлены на рисунке 1.
Здесь стоит обратить внимание на временной показатель выполнения тестовых заданий: студентам в среднем необходимо 20 минут на выполнение тестов на формирование навыков чтения, 25 минут - на аудирование, говорение и письмо заняли 15 и 40 минут соответственно.
Рассматривая успешность выполнения тестовых заданий на формирование лексических навыков, стоит отметить, что здесь у студентов более высокий средний показатель - 57%, в то время, как на выполнение тестов на развитие грамматических навыков их по-
казатель составил 40%. Обучающиеся стараются не применять ряд грамматических конструкций, употребление которых необходимо в определенном контексте и чаще допускают грамматические ошибки в устной неподготовленной речи [2].
Рис. 1. Средние показатели тестирования уровня освоения основных навыков
Говоря о прогрессе студентов при обучении иностранному языку при помощи электронного курса, следует отметить, что студенты, имеющие хорошие показатели успеваемости и по другим дисциплинам, успешны также и в освоении иностранного языка. Это можно объяснить спецификой дисциплины «Иностранный язык», ее изучение всегда основано на соблюдении принципа преемственности и междисциплинарности.
Безусловно, использование электронного курса на базе платформы Моос11е в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе имеет как свои достоинства, так и недостатки. Открытым и гибким остается вопрос об объеме использования электронных образовательных ресурсов и традиционных материалов. Но присутствие электронных курсов в процессе обучения рассматривается уже не как требование будущего, а как объективная необходимость в реальном образовательном процессе.
Список литературы
1. Быкадорова Е.С., Володина Д.В. Модели реализации проектного подхода в техническом вузе // European Social Science Journal. Москва: Автономная некоммерческая организация «Международный исследовательский институт», 2016. №1. С. 160-167.
2. Володина Д.В. Специфика преподавания грамматики иностранного языка в техническом вузе. Новая наука. От идеи к результату. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований» 2016. №8-2(96). С. 51-54.
3. Володина Д.В., Юрьева Ю.С. Возможности применения электронной платформы Moodle при обучении иностранному языку в техническом вузе.// Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Общество с ограниченной ответственностью «Науч-но-тновадионный центр». 2016. №8 (64). С. 80-90.
4. Володина Д.В., Юрьева Ю.С. Организация самостоятельной работы студентов технического вуза (на материале дисциплины «Иностранный язык»). Материалы X Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, и молодых ученых «Научное творчество XXI века» г. Красноярск: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновадионный центр», 2015.
5. Юрьева Ю.С. Особенности изучения языка специальности в системе «школа-технический вуз» Сборник статей Международной научно-практической конференции «Теоретические практические аспекты развития научной мысли в современном мире», Уфа: Научно-издательский центр «Аэтерна». С. 265-269.
6. Юрьева Ю.С. Особенности обучения иностранному языку в системе «школа - технический вуз» - Материалы III Международного форума работников образования (31 мая 2014). Москва: Центр научной мысли, 2014. С. 75-79.