_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
методы реализуются в форме проектов (на аттестационных испытаниях); в форме деловых игр (например, «Учитель начальных классов XXI века»); ситуационных заданий и задач, мультимедийных презентаций студентов.
Мы считаем, что именно музыкально-творческая деятельность будущих учителей начальных классов направлена на создание такой модели образовательной среды, которая способствует формированию их социокультурной компетенции, являющейся показателем качества готовности студентов к осуществлению педагогической деятельности и разрешению противоречий между запросами современного общества и результатами образовательной деятельности. Список использованной лиературы:
1. Бобиенко А. Г. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: автореф. дис. ...канд.пед наук. Казан. гос.пед. ун-т. Казань, 2007. - 28с.
2.Левина И. Р. Социальная компетентность учителя музыки - базисный критерий оценки качества образования. Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы музыкального и художественного образования детей и юношества» - Екатеринбург 2011. - С.21-28
3.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография / под.ред. И. А. Казьминова, Д. В Пузанкова, И. Б. Федотова, В. Д. Шадрикова. М.: Академия, 2010. - 84с.
© Трофимова Е.Д., 2017
УДК 378
Фортова Любовь Константиновна
Профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России,
г. Владимир, РФ, е-тай: [email protected] Фабриков Максим Сергеевич Проректор по административно-хозяйственной работе Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых, г. Владимир, РФ, е-тай: [email protected]
РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
В статье раскрыто представление о правовом сознании, правовом воспитании обучающихся. Показано состояние, пути формирования правового сознания обучающихся. Констатировано, что этот процесс носит проблемный характер, ибо развитие личности молодого человека - это не только прогнозируемые, но и контролируемые моменты, связанные со спорадическими, атипическими процессами, ставящие личность перед дилеммой принятия непростого решения при отсутствии необходимого витального опыта. Автор постулирует, что вопросы формирования правового сознания обучающихся взаимосвязаны с вопросами их правового воспитания и правового обучения. Отмечена роль нравственно-правового развития в формировании правового сознания обучающихся, интегрирующими элементами которой выступают социально-правовые аттитюды и правовое воспитание. Аргументировано, что социально-правовые
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
установки - это пуск к развитию позитивного правового сознания обучающихся, которое оказывает основополагающее воздействие на формирование правомерного поведения личности обучающихся.
Ключевые слова
Правовое воспитание, правовое сознание, правовое обучение, правомерное поведение, правовые знания,
социально-правовые аттитюды, нравственно-правовое развитие, искажение правового сознания.
Правовое сознание личности- многоаспектная дефиниция, в силу того, что само понятие «право» подвержено различным воззрениям, что постулирует и переосмысление дефиниции «правосознание». Источники формирования правового сознания представлены социально-экономическими, политическими, этнопсихологическими, культурными составляющими, но основополагающее место в этом списке занимает правовое воспитание, квинтэссенция которого представлена формированием представлений о государстве и праве в общественном сознании, ориентированном на выработку у граждан аттитюдов в приоритете закона и направленности на законопослушное поведение [2, 4].
Как мы уже отмечали ранее [9, 11, 12], в современный период развития российского общества особенно актуальны вопросы исследования правового сознания обучающихся, поскольку они интегрированы с теми правовыми явлениями в социуме, которые фиксируют, задают определенные ориентиры дальнейшему развитию правовых процессов, взаимосвязаны с насущными правовыми, политическими, общественными, экономическими модификациями. Правовое реформирование можно считать успешным, если преобразования попали на « подготовленную почву». Симбиоз психических процессов - когнитивных, эмоциональных, волевых в процессе формирования правового сознания инициирует определенные психические состояния, крайне необходимые для эффективного правового развития личности обучающихся.
Тесная связь всех психических явлений в правовой жизни детерминирует психологический базис формирования правового сознания [6] Восприняв правовую информацию, индивид познает и оценивает ее, формируя мировоззрение, составляющее психологическую основу его волевой активности, выступающей уравновешивающей стороной сознания, деятельной составляющей интеллекта и чувств, выражающейся в способности молодых людей совершать целенаправленные и ответственные поступки, принимать решения и реализовывать их ( осознание цели- организация поведения- исполнение). Исходя из этого, важно учитывать, особенно на первых двух стадиях, действие некоторых психологических законов в процессе формирования правового сознания. Формирование и развитие высокого уровня правосознания личности обучающихся происходит через научное знание права, убежденности в целесообразности и справедливости правовых предписаний, формирование первичной потребности к законопослушному поведению, правовой культуре как производной правосознания [1].
Каким образом правовое воспитание влияет на формирование правового сознания обучающихся? Как основополагающее средство в развитии правосознания, правовое воспитание, действуя целенаправленно и систематически, инициирует формирование таких его базовых компонентов, как правовые знания, нравственно-ценностные ориентиры, уважительное отношение к законам и иным элементам правовой системы, правовую готовность, необходимую для успешной социализации в современном обществе, объективирующиеся в законопослушном поведении. Правовое обучение выступает базовым принципом, способствующим развитию достойного уровня правового воспитания. Воспитание и обучение - это два взаимодополняющих элемента одной конструкции, которые не могут сосуществовать один без другого. На наш взгляд, целесообразно изучить взаимосвязь между уровнем знаний и уровнем правового сознания обучающихся. Немалая часть исследований постулирует, что эти дефиниции соотносить нельзя, поскольку данные говорят о необходимости максимализации воспитательных влияний на юношей и девушек в отношении формирования у них позитивного отношения к закону, стабильных ориентаций на законопослушное поведение независимо от уровня знаний [2].
Целенаправленное, систематическое правовое обучение молодежи инициирует у них увеличение объема и уровня правовых знаний. В итоге обучающиеся приобретают креативные суждения и достойный уровень правовых знаний. Это связано не только с формированием стабильных, фиксированных оценок права как основополагающего регулятивного средства, но и со становлением гештальпов должного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
законопослушного поведения, нашедших четкое отражение в их правосознании. Эти образцы и в дальнейшем являются руководством в жизни.
По мнению В.П. Сальникова [9], сформированные образцы подобного толка способствуют формированию своеобразных социально-правовых аттитюдов. Социально-правовая готовность соотносится с таким аспектом правосознания, как уважение к праву, которое само по себе и является доминирующей позитивной социально-правовой установкой, определяющей характер и особенности правового сознания обучающихся.
Социально-правовая готовность - это не всегда позитивный аспект. Установки могут быть направлены на «право», «против права», «обходя право». Отношение обучающихся к праву - это своеобразный оттиск социальной жизни со всеми положительными и отрицательными ее составляющими. Отсюда и поведение обучающихся может быть не только не только законопослушным, но и ненормативным. У юношей наличествует своеобразная склонность к активному отражению парадигмы отношений, преобладающей в социуме и оказывающей спонтанное влияние на формирование нравственных ценностей, мировосприятия, самосознания, на выработку личностных позиций и установок. Искажения общественных отношений инициируют дефекты в формировании необходимого уровня правового сознания обучающихся, что достаточно часто и является причиной их ненормативного поведения [5]. Приоритетная роль принадлежит нравственно-правовому развитию, представляющему собой реальный процесс индивидуальной диффузии личности обучающегося в систему объективно действующих общественно-правовых связей и отношений [4]. Нравственно-правовое развитие, тесно связанное с механизмами саморегуляции в поведении обучающихся, существенно влияя на формирование его личностных свойств и качеств, строит фундамент для конструирования определенных элементов правовой психологии студента, а в итоге- правового сознания [8].
Таким образом, выходом правового воспитания обучающихся является формирование положительного правового сознания, играющего приоритетную роль в становлении законопослушного поведения личности. Право сильно правосознанием, и только опираясь на него право может» творить внешний порядок жизни» [3]. Ведущая миссия правового сознания молодежи - становление и развитие нравственности, приоритетное направление становления любого правового общества. Мы разделяем точку зрения П. И. Новгородцева в том, что «современное нравственное сознание в своих требованиях к праву значительно ушло вперед» [7].
Список использованной литературы:
1. Воробьева О.А. Правовое воспитание несовершеннолетних // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.- 2006.- № 22, т. 4.- С. 171-173.
2. Жидяева Е.Г., Самыгин П.С., Самыгин С.И. Особенности формирования правосознания учащейся молодежи в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.-2015.- № 3-1.- С.69-73.
3. Ильин И.А. О сущности правосознания / СОБР. Соч. в 10 т.- М.. 1994.-Т.4. 127 с.
4. Мещерякова А.В., Психологическое сопровождение деятельности сотрудников правоохранительных органов.- Ростов-на Дону, 2014.-225 с.
5. Мещерякова А.В., Мещерякова С.Н. О формировании пускового механизма правового поведения личности // Философия права.-2015.- № 1 (68).- С. 81-85.
6. Мещерякова А.В. Мещерякова С.Н. Поведение личности в правовой сфере: внешние и внутренние детерминанты // Юрист-правовед.- 2014- № 2 963).- с. 62-64.
7. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права. М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1909.-408 с.
8. Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования.- Минск, 1989.
9. Овчинников О.М., Фортова Л.К. Педагогическая профилактика противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры // В сборнике: Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества как основа устойчивого развития России в XXI веке Материалы международного конгресса. 2014. С. 314-322.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 2410-700Х
10.Сальников В.П. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел. Л., 1987. 97 с.
11.Фортова Л.К., Овчинников О.М. Модель оптимального социально-правового воздействия на поведение учащейся молодежи // В сборнике: ВЫСШАЯ ШКОЛА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 324-327.
12.Фортова Л. К., Овчинников О. М. Лиминальное поведение — разновидность правового поведения несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 544-548
© Фортова Л.К., Фабриков М.С., 2017
УДК 37
Сарсенова Нурзила Сарсеновна Заведующая кафедры «Воспитание и социализация личности»
Шилденова Тажикен Калымовна, Жалмуханова Балауса Хоныспаевна, Аязбаева Назерке Галымжанкызы, Алим Гульмира Алимкызы
Старшие преподаватели кафедры «Воспитание и социализация личности» Филиала АО «НЦПК «Эрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников
по Атырауской области
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье опубликовано материалы об интеграции детей с особыми образовательными потребностями в зарубежных странах мира, о проблемах доступности образования для детей-инвалидов в контексте исследований социального неравенства.
Развитие школьного образования сегодня все больше ориентируется на обеспечение права на образование для всех. Образовательная интеграция детей с нарушениями развития - процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны мира. За рубежом, например, в Англии, Германии, Дании, проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии рассматривалась уже в 40-е гг.
Распространение в Москве процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования, и создания необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.
Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, можно говорить не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях образовательной вертикали. Это направление оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками.
Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает однозначность понимания цели -гуманизация общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование. Инклюзия в образовании - это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития. Развитие инклюзивного образования - не создание новой системы, а