УДК 336
Шарибаев Н.Ю. профессор
Наманганский инженерно-технологический институт
ВОЗМОЖНОСТИ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-КОНТРАКТНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Аннотация: В работе изучается готовность семей студентов, принадлежащих к разным социально-экономическим группам, использовать образовательный кредит для финансирования высшего образования.
Ключевые слова: контрактное образование, финансирования, кредитование, профессиональное образование.
Sharibaev N. Yu. professor
Namangan Institute of Engineering and Technology
SUPPORT OPPORTUNITIES FOR CONTRACT STUDENTS IN THE
REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Resume: The paper examines the willingness of families of students belonging to different socio-economic groups to use educational loans to finance higher education.
Key words: contract education, financing, lending, vocational education.
Сегодня в Узбекистане получение высшего образования -дорогостоящая инвестиция в человеческий капитал. Расходы, связанные с приобретением учебной литературы, компьютера с выходом в Интернет, транспортными расходами, проживанием в общежитиях и т.п. выступают решающим фактором, ограничивающим доступность качественного высшего образования. Кроме того, больше половины студентов, обучаясь на местах с возмещением затрат, сталкиваются с еще большими расходами. Плата за обучение на самых востребованных программах в лучших российских вузах в два-три раза превышает среднегодовую заработную плату по Узбекистане. Многие абитуриенты, которые не проходят по конкурсу на бюджетные места в вузы, вынуждены выбирать программу обучения по критерию стоимости, а не качества. Сокращение реальных доходов населения в результате финансового кризиса усиливает проблему неравенства доступа к высшему образованию и сокращает спрос на него.
В связи со сложной экономической ситуацией возрастает актуальность задачи привлечения дополнительных средств в систему образования. Кризисное сокращение спроса на высшее образование дополняет его снижение, обусловленное демографическим фактором. В результате создается угроза недофинансирования высшего образования и перелома тенденции роста качества образовательных услуг, предоставляемых вузами.
Несмотря на то, что в последние годы наблюдался значительный рост числа программ образовательного кредитования, данный инструмент финансирования обучения не получил широкого распространения. В настоящем исследовании поднимается вопрос об ограничениях в развитии института образовательного кредитования в Узбекистане, связанных с социально-экономической дифференциацией заемщиков. Изучается готовность семей студентов, принадлежащих к разным социально-экономическим группам, использовать образовательный кредит для финансирования высшего образования. В теории и на российском эмпирическом материале рассматриваются факторы спроса на образовательный кредит, которые оказывают влияние на готовность семей использовать этот финансовый инструмент.
Степень научной разработанности проблемы. Современная литература, посвященная образовательным кредитам, довольно обширна. Можно выделить следующие четыре направления исследований по образовательным кредитам: роль кредитования в финансировании профессионального образования, сравнительный институциональный анализ различных моделей образовательного кредитования, ценовые и неценовые детерминанты спроса на образовательный кредит, причины невозврата средств по образовательным кредитам.
Отмеченные факты подводят к выводу о том, что существующие сегодня в Узбекистане программы образовательного кредитования воспринимаются населением как одна из форм потребительского кредитования. Во многом это обусловлено условиями предоставления образовательных кредитов, которые аналогичны условиям предоставления потребительских кредитов: высокие процентные ставки, короткие сроки кредитования, требования поручительства.
Использованные источники:
1. Шарибаев Н.Ю., Каххаров М.М., Ражапов И.Т., Ёкуббаев А.А., Далиев А.А. Обучение на уроках английского языка школах республики Узбекистан // Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.821-824
2. Шарибаев Н.Ю., Шарибаев Э.Ю., Махмудов Б.М., Дадабоев К.К., Аскаров Д.Б. Теоретические основы реализации и этапы педагогических технологий // Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.825-828
3. Шарибаев Н.Ю., Шарибаев Э.Ю., Махмудов Б.М., Дадабоев К.К., Аскаров Д.Б. Преподавание английского языка в средних общеобразовательных учреждениях// Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.829-832
4. Шарибаев Н.Ю., Холбаев Д.Ж., Тулкинов М.Э., Тошмаматов Н.Т., Салойдинов С.К. Достижение личностных результатов учеников в школе// Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.833-836
5. Шарибаев Н.Ю., Кучкаров Б.Х., Эргашов А.К., Абдулхаев А.А., Муминжонов М.М. Творческая деятельность как основа развития // Экономика и социум.-2022.- №5(96)-2 (май, 2022).- URL: http://www.iupr.ru с.837-840