УДК 378.1: 371.3
С. В. Коновалов, О. А. Козырева
ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
В структуре решения задач научно-педагогического исследования используется педагогическое моделирование как метод (узкий смысл) и как вид педагогической деятельности (локальный смысл). Описание возможностей использования педагогического моделирования детерминировано спецификой изучения курсов современного профессионально-педагогического знания в модели технологии системно-педагогического моделирования. Отражена иерархия определяемых и решаемых задач научно-педагогической подготовки будущих педагогов, приведена статистика использования метода педагогического моделирования в ресурсах изучения курсов современной педагогики.
Ключевые слова: педагогическое моделирование, научное исследование в педагогике, моделирование понятийного аппарата современной педагогики, педагогическая методология, технология системно-педагогического моделирования, культура самостоятельной работы личности.
Подготовка педагога к определению возможностей постановки и верификации качества организации педагогической деятельности - одно из важных направлений профессионально-педагогического образования в высшей школе, обеспечивающего кадрами все звенья системы непрерывного профессионального образования. Специфика подготовки будущего педагога к организации научного исследования в педагогике осуществляется в модели продуктивного изучения курсов современного профессионально-педагогического знания, реализующего идеи поликультурного образования и политики государства в реформировании системы образования, где подготовка студентов-бакалавров является первой ступенью высшего профессионального образования.
В структуре подготовки студентов-бакалавров направления 44.03.01 «Педагогическое образование» система научно-педагогического знания [1] закладывается с курса «Введение в педагогическую деятельность», но практика изучения основ научного знания в педагогике (общей структуры исследования по педагогике с системой методов исследования и педагогической методологией) начинается только в курсе «Теоретическая педагогика», что зачастую отдаляет возможность изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» в модели продуктивной подготовки будущего педагога к научно-исследовательской работе, фасили-тирующей создание, апробацию и внедрение различных педагогических средств, решающих те или иные проблемы современного образования. С другой стороны, необходимость иллюстрации дуализма педагогического знания (педагог - наука, педагог - искусство) представляет собой полисистемную практику реализации идей педагогического моделирования и педагогической рефлексии базового (начального) уровня, системно объединяющих в самопрезентациях будущих педагогов возможность целостного восприятия и отражения
перспектив саморазвития и самосовершенствования в условиях вузовской подготовки по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» выбранного профиля обучения, где высшим мастерством и определенно высоким уровнем сформиро-ванности совокупности общепрофессиональных и профессиональных компетенций является реализуемая возможность моделирования педагогических условий того или иного педагогически измеряемого процесса. Данные особенности профессионально-педагогического знания освещены в ряде совместных публикаций педагогов и студентов [2-4].
В структуре подготовки будущих педагогов в системе изучения педагогических дисциплин могут быть использованы и используются технологии формирования культуры самостоятельной работы [5-7] - КР-технология педагогического моделирования [6] и технология системно-педагогического моделирования [7], обеспечивающие акмеверифици-рованный поиск условий и возможностей развития студента в определении и решении задач продуктивной самореализации и самосовершенствования. Первым звеном в подготовке к научно-педагогическому исследованию в такой практике является реализуемая возможность уточнения категориального и понятийного аппарата современной педагогики. Данная практика описана в ряде публикаций, определяющих те или иные задачи отражения специфики и статистических данных исследуемой возможности и реализуемой способности педагога [8-10], обеспечивающей планомерное развитие и формирование культуры самостоятельной работы педагога [11-13], определяющего перспективность продуктивного обучения в решении задач современного образования и профессионального самоутверждения личности педагога.
Курс «Введение в педагогическую деятельность» в своей практике реализует единство репродуктивного и продуктивного обучения, основы
которого системно используют формирование компетенций в модели «знать», «уметь», «владеть», качество формирования которых может быть исследовано с использованием разработанного программно-педагогического сопровождения курса, контрольно-измерительные материалы которого [14] определяют глубину усвоения дидактического материала, специфика тестовых заданий разграничена в три группы: А, В и С. Группа А - однородные тестовые задания, в структуре которых представлен один вопрос и несколько ответов (4-5), где только один верен. Группа С представляет собой кейс-задания. Группа В - вся оставшая обширная типология закрытых и открытых тестовых заданий современного дидактического тестирования. Соотношение тестовых заданий групп А, В и С - индивидуальная практика верификации качества возможностей дидактического тестирования (А = 10, В = 5, С = 1). Возможность построения и выбора заданий типа С комбинирует практику продуктивного обучения и практику научно-педагогического исследования в единую модель включения студента-педагога в научно-исследовательскую работу.
Первым звеном является моделирование самопрезентации (предметно-педагогической презентации) «Я - профессионал», визуализирующей сформированные качества личности и высоты личной практики в достижении того или иного педагогически востребованного качества и продуктов ведущей деятельности и хобби. Презентация «Я - профессионал» закладывает основы педагогической рефлексии и самооценки в иллюстрации возможностей саморазвития и самореализации, социализации и самосовершенствования, взаимодействия и общения.
Вторым звеном в изучении курса «Введение в педагогическую деятельность» является моделирование научной публикации в структуре уточнения понятий «педагогическая деятельность», «воспитание», «социализация», «самореализация». Уровень уточнения понятий используется в модели продолжения образования, т. е. студенты, имеющие среднее профессиональное образование, могут выбрать в качестве задания типа С уточнение любого понятия изучаемого курса. Статистическое распределение данных о качестве использования двух ступеней или звеньев изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» зависит от уровня подготовки студентов и эргономичности распределения учебного времени, времени, отведенного на самостоятельную работу, индивидуальные консультации. В структуре использования технологии системно-педагогического моделирования 100 % студентов выходят на уровень продуктивного самоутверждении и самореализации, в другой системе измерения данный уровень является уже не объектным уровнем сформированности культу-
ры самостоятельной работы, а индивидуальным, т. е. будущий педагог владеет в совершенстве педагогическим моделированием, реализуемым в различных формах и ресурсах современного научно-педагогического знания и опыта.
Курсы «История педагогики и образования» [15], «Методика воспитательной работы» [16], «Практическая педагогика» [17], «Теоретическая педагогика» [18-22] имеют ту же практику включения будущего педагога в систему научно-педагогического исследования, но в структуре изучения дидактического материала и его проверки могут быть использованы возможности участия студента в научно-практических и научно-методических конференциях как факультетского уровня организации, так и всероссийского и международного.
Рассмотрим дидактический курс «Теоретическая педагогика» в модели изучаемых разделов современного педагогического знания, определив специфику и возможности использования педагогического моделирования в постановке и решении задач научного исследования, а также качество измерения сформированной культуры самостоятельной работы педагога. Первым разделом современного педагогического знания в рамках изучаемого курса «Теоретическая педагогика» является раздел «Общие основы педагогики» [20], определяющий возможность изучения категориального аппарата современной педагогики, общей структуры исследования по педагогике, педагогической методологии.
В структуре подготовки к итоговому тестированию студенту необходимо выполнить ряд заданий из раздела «Общие основы педагогики» курса «Теоретическая педагогика». Наиболее популярными заданиями являются задания на уточнение понятия, определяемого в системе тех или иных достижений студента в определенной области знаний, например у педагога по физической культуре это «социализация», «самореализация», «саморазвитие», «самосовершенствование», у педагогов других специальностей - «воспитание», «развитие», «самоутверждение», «саморазвитие».
Раздел педагогики «Теория воспитания» курса «Теоретическая педагогика» содержит задание на моделирование общего плана-конспекта классного часа, который на педагогической практике будущий учитель может провести. В деятельности такого рода все сложности моделирования и отсутствия опыта включенности в систему формируемых приоритетов и ценностей не позволяют перейти на уровень обобщения и систематизации личной практики студента в научную публикацию, точнее сказать, научно-методическую разработку материалов классного часа, но есть возможность выйти с качественно разработанным планом-кон-
спектом на уровень внутрифакультетской научно-практической конференции, определяющей в структуре конкурса возможность получения диплома I, II, III степени в различных номинациях качественно заявленных проблем современного воспитания.
Раздел «Социальная педагогика» курса «Теоретическая педагогика» содержит задание на верификацию и моделирование системы принципов социализации и самореализации или системы принципов педагогического взаимодействия, или системы принципов воспитания. Качество постановки и решения данной задачи доказано получаемыми результатами, опубликованными в сборниках материалов международных научно-практических конференций и материалах статей научно-методических журналов.
Раздел педагогики «Теория обучения» курса «Теоретическая педагогика» [21] содержит продуктивное задание на моделирование разноуровневой технологии изучения темы, в структуре выбираемой темы наиболее простой формой выполняемой задачи можно выбрать тему «Методы обучения», в результате продуктивной самореализации будущего педагога появляется разноуровневая технология изучения темы с опорным конспектом, контрольными вопросами, дидактическим тестом, тематикой рефератов и докладов со списком литературы для их написания, занимательными задачами, а также шкалой оценок и отметок, регламентирующих качество измерений и обученности педагогов, изучающих тему в структуре разноуровневого обучения в системе ресурсов моделируемой разноуровневой технологии обучения.
Раздел педагогики «Нормативно-правовое обеспечение образования» курса «Теоретическая педагогика» [19] изучается в структуре выделенных заданий учебно-методического пособия. Практика повышения качества предлагаемых в решении задач определяется уровнем развития и сформиро-ванности заявленных программой и стандартом компетенций, целостность и уникальность формирования которых может быть отражена в последовательности: ОК-1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения) и ОК-14 (готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному, бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям), реализуемой в системе лекционно-семинарских занятий, индивидуальной и самостоятельной работе.
Раздел педагогики «Управление образовательными системами» курса «Теоретическая педагогика» [22] определяется в продуктивных заданиях через возможность моделирования системы принципов
управления ученическим коллективом и реализуемой возможностью качественного моделирования паспорта школы (организационно-педагогической структуры образовательного учреждения). При качественном решении поставленных задач можно включить две научно-практические конференции в план учебной программы и программы научно-исследовательской работы на факультете и кафедре.
Специфика предлагаемых и выполняемых заданий зависит от уровня сформированности культуры самостоятельной работы педагога, которая, в свою очередь, может быть скорректирована с использованием тех же самых индивидуально определяемых заданий, выполняемых в структуре изучаемых педагогических курсов и дисциплин, разделов и блоков, фасилитирующих в модели реализуемой технологии формирования культуры самостоятельной работы качество выделяемых и решаемых противоречий (задач) учебно-практической и научно-исследовательской работы.
В модели изучения курса «Теоретическая педагогика» в двух семестрах качество формирования и решения задач образования и саморазвития студента выше, чем изучение данного курса за один семестр обучения в вузе при условии, что сформирована внутренняя мотивация ведущей деятельности и общения студента. При несформирован-ной мотивации студента - обратный эффект, так как форма отчетности на одну дисциплину или один курс всего одна.
Все последующие дисциплины, изучаемые за курсом «Теоретическая педагогика», в использовании педагогического моделирования с каждой новой практикой повышают качество постановки и решения задач научного исследования. Возможность разнообразия постановки и решения задач дидактического и научно-педагогического исследования связана с личным опытом деятельности будущего педагога.
Курс «Практическая педагогика» может содержать два-три продуктивных задания, одно из которых должно относиться к словесно-логическому моделированию (моделирование научной публикации), другое - практико-ориентированная постановка и решение той или иной проблемы современного педагогического взаимодействия (самый простой вариант - разработка классного часа или внешкольного мероприятия), который в высшей его форме выполнения может быть опубликован в научном журнале по проблемам современного воспитания или педагогического взаимодействия.
Курс «Методика воспитательной работы» [16] может содержать в предельном его качестве моделирование программы воспитания для определенной категории воспитанников и обучающихся. Системность постановки и верификации качества единства
теории и практики изучения возможностей современного воспитания в целостном педагогическом процессе определяет и результативность формирования культуры самостоятельной работы педагога. В ресурсах изучения данной дисциплины реализуется возможность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога до субъектного уровня - самостоятельно корректируемая в соответствии с поставленными задачами педагогической деятельности практика решения и оптимизации педагогически детерминируемых и измеряемых величин (компетенции, время решения задач, качество решения задач и пр.). На данном уровне педагог владеет средствами моделирования продуктов и их апробации.
Курс «История педагогики и образования» [15] - уникальный курс, позволяющий воссоединить прошлое и настоящее современного педагогического знания в единстве моделей, концепций, положений, теорий и прочих новообразований научно-педагогического знания. С введением компьютерного обучения и компьютеризации образования данная дисциплина может быть выстроена в структуре формируемых компетенций и специфики постановки и решения задач научного исследования в педагогике в модели защищаемого электронного учебника, дидактической разработки изучения темы «Биография и педагогическое наследие...» в структуре ее включения в научно-педагогическую копилку как студента, так и культурно-исторического пространства или воспитательно-образовательного пространства вуза, для этого будущему педагогу необходимо подобрать электронный журнал, в котором можно будет опубликовать результаты проделанной работы, содержащие теорию и практику применения тестовых технологий изучения дидактического материала, использования разноуровневого обучения в повышении качества изучения основ истории педагогики и образования, включения технологий игрового и контекстного обучения в практику лекционно-семинарской работы в курсе «История педагогики и образования», определения и внедрения технологий продуктивного обучения и технологий саморазвития и самовыражения в детерминируемые ресурсы контроля самостоятельной работы студента и пр.
Специфика использования педагогического моделирования неразрывно связана с качеством выполняемых заданий и качеством сформированно-сти культуры самостоятельной работы, являющейся уникальным продуктом современной профессионально-педагогической практики и научно-педагогической мысли, с одной стороны, определяющей общепедагогические основы введения понятия, определения методологии исследования (де-
терминация нового методологического подхода, фасилитирующего понимание и измерение изучаемого явления и качества, процесса и процедуры, механизма и ресурса), выбора методов исследования, измерения качества и возможностей формирования заявленных свойств личности и новообразований личной практики самореализации, а с другой стороны, с точки зрения профессиональной педагогики, определение оптимальных педагогических технологий, верифицирующих качество организуемой педагогической деятельности в модели формирования культуры самостоятельной работы личности.
В ресурсах использования технологии системно-педагогического моделирования за последние 5 лет подготовки педагогов на факультете физической культуры Новокузнецкого филиала института Кемеровского государственного университета получены более тысячи научных публикаций будущих педагогов, написанных в соавторстве с педагогами и единолично.
Специфика определения и решения задач научного исследования в структуре вузовской подготовки педагога - уникальный продукт, возможности и качество которого с каждым годом совершенствуются новыми формами и методами, где научная или научно-методическая публикация студента является высшей формой готовности к реализации условий и возможностей продуктивного становления педагога в выборе и решении противоречий научно-педагогического генеза. Совершенствование ресурсов и программно-педагогического обеспечения курсов современной педагогики - одна из важных задач развития научно-методической и научно-практической работы педагогов высшей школы.
Одним из разрабатываемых решений является практика использования педагогического моделирования и формирования культуры самостоятельной работы личности в целостном учебно-образовательном процессе в высшей школе.
Последующая работа будет строиться в разработке учебников по курсам современной педагогики (ФГОС3+), обеспечивающих в своих системах оценки качества формирования совокупности заявленных компетенций и возможности оптимизации использования педагогического моделирования и формирования культуры самостоятельной работы в модели определения оптимальных возможностей развития личности и содержательно-методологической базы изучаемых дисциплин, что согласуется и с другими организуемыми исследованиями в структуре актуализации и реализации научно-педагогического поиска [23-25] в системе подготовки педагогов к выполнению профессионально-трудовых функций.
Список литературы
1. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с.
2. Коновалов С. В., Завьялова Я. Е., Малышева В. О. Педагогические условия профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби как социально-педагогическая проблема // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-5 (49). С. 11-20.
3. Коновалов С. В., Бойкова И. В., Филиппова Ю. О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 63-69.
4. Коновалов С. В., Козырева О. А., Чурин Н. А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5 (30). С. 62-73.
5. Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен: курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк: КузГПА, МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с.
6. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования. Новокузнецк: КузГПА, МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с.
7. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Souciai Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
8. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога. Новокузнецк: КузГПА, МОУ ДпО ИПК, 2008. 374 с.
9. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 410 с.
10. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики. Кемерово: КРИПКиПРО, 2011. 363 с.
11. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С. 103-107.
12. Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
13. Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2012. 113 с.
14. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиля «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 55 с.
15. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиля «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 45 с.
16. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы»: учеб.-метод. пособ. для студ.-ба-кал. направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиля «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 54 с.
17. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиля «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 49 с.
18. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиля «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с.
19. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки 050100 «Педагогическое образование». М.: МИФИ, 2014. 52 с.
20. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки 050100 «Педагогическое образование». М.: МИФИ, 2014. 48 с.
21. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки 050100 «Педагогическое образование». М.: МИФИ, 2014. 44 с.
22. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки 050100 «Педагогическое образование». М.: МИФИ, 2014. 56 с.
23. Корытова Г. С., Никифорова Н. А. Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концептуальные модели // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (154). С. 9-15.
24. Ваганова Н. С. Самостоятельная работа как путь формирования методологической грамотности будущих бакалавров профессионального обучения в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (154). С. 33-37.
25. Манузина Е. Б., Норина Е. Э. Некоторые аспекты инновационной подготовки конкурентоспособного учителя // Научно-педагогическое обозрение. 2015. Вып. 3 (9). С. 24-32.
Коновалов С. В., доктор технических наук, профессор. Сибирский государственный индустриальный университет.
Ул. Кирова, 42, Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, 654007. E-mail: [email protected]
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 12 (165)
Козырева О. А., кандидат педагогических наук, доцент.
Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
Ул. Циолковского, 23, Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, 654041. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.06.2015.
S. V Konovalov, O. A. Kozyreva POSSIBLE PEDAGOGICAL MODELING IN SOLVING PROBLEMS IN SCIENTIFIC RESEARCH
Theory and practice of determining the objectives and conditions of scientific research in pedagogy is defined in the system of pedagogical possibilities of modeling to define, clarify, verify, compare, optimize and solve highlighted contradictions predetermined in the system of scientific-pedagogical apparatus, detailing the quality and methods of traditional and innovative solutions to the research problems. The system of preparation of future teachers in the University uses the resources of pedagogical modeling for qualitative studying of pedagogical disciplines and inclusion of the student-teacher in the system of scientific-pedagogical and scientific-research work. The facilitation of opportunities of development and self-development of future teachers is carried out in the structure of technology of the system-teaching modeling and building of self-dependent living activity culture of the individual.
Key words: pedagogical modeling, scientific research in pedagogy, modeling of the conceptual apparatus of modern pedagogy, teaching methodology, technology of system-pedagogical modeling, self-dependent living activity culture of the individual.
References
1. Svinarenko V. G., Kozyreva O. A. Nauchnoye issledovaniye po pedagogike v strukture vuzovskogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya: uchebnoye posobiye dlya pedagogicheskikh vuzov i sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Scientific research on pedagogy in the structure of higher and further education: a textbook for pedagogical universities and the system of additional professional education]. Moscow,
2014. 92 p. (in Russian).
2. Konovalov S. V., Zav'yalova Ya. E., Malysheva V. O. Pedagogicheskiye usloviya professional'noy samoidentifikatsii i samorealizatsii trenera-prepodavatelya po regbi kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema [Pedagogical conditions of professional self-identification and self-realization of Rugby coach as a sociopedagogical problem]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii- Modern Scientific Research and Innovation,
2015, no. 5-5 (49), pp. 11-20 (in Russian).
3. Konovalov S. V., Boykova I. V., Filippova Yu. O. Pedagogicheskiye usloviya optimizatsii kachestva modelirovaniya portfolio obuchayushchegosya kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema [Pedagogical conditions of optimization quality of modeling student's portfolio as a socio-pedagogical problem]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya - Humanitarian Scientific Research, 2015, no. 5-1 (45), pp.63-69 (in Russian).
4. Konovalov S. V., Kozyreva O. A., Churin N. A. Vozmozhnosti utochneniya pedagogicheskikh usloviy optimizatsii modelirovaniya predmetno-pedagogicheskikh prezentatsiy v modeli podgotovki budushchikh pedagogov po FK [Potential to improve the pedagogical conditions of optimization of subject-pedagogical presentations modeling in the model of training of future FC teachers]. Sovremennaya pedagogika - Modern pedagogy, 2015, no. 5 (30), pp. 62-73 (in Russian).
5. Kozyreva O. A. Modelirovaniye kak sotsial'no-pedagogicheskiy fenomen: kurs zanyatiy dlya uchiteley, pedagogov sredney i vysshey shkoly, slushateley IPK i FPK, studentov i aspirantov [Modeling as a socio-pedagogical phenoman: a course for teachers, teachers of secondary and higher school, students of IPC and FPC, undergraduate and graduate students]. Novokuznetsk, 2007. 627 p. (in Russian).
6. Kozyreva O. A. RP-tekhnologiya pedagogicheskogo vzaimodeystviya v sisteme vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [RP-technology of pedagogical interaction in the system of higher and additional professional education]. Novokuznetsk, 2007. 385 p. (in Russian).
7. Kozyreva O. A. Tekhnologiya sistemno-pedagogicheskogo modelirovaniya i kachestvo formirovaniya kul'tury samostoyatel'noy raboty pedagogov: teoreticheskiy aspect [Technology of system-pedagogical modeling and the quality of formation of the culture of teachers' independent work: theoretical aspect/. Europan Social Science Jornal, 2014, no. 4-1, pp. 136-142 (in Russian).
8. Kozyreva O. A. Modelirovaniye definitsiy kategoriy sovremennoy pedagogiki v strukture innovatsionnoy deyatel'nosti budushchego pedagoga [Modeling of the definitions of the categories of modern pedagogy in the structure of innovative activity of the future teacher]. Novokuznetsk, 2008. 374 p. (in Russian).
9. Kozyreva O. A. Vospitaniye kak fenomen modelirovaniya i praktiki [Education as a phenomenon of modeling and practice]. Kemerovo, 2010. 410 p. (in Russian).
10. Kozyreva O. A. Obucheniye kak fenomen modelirovaniya i praktiki [Education as a phenomenon of modeling and practice]. Kemerovo, 2011. 363 p. (in Russian).
11. Redlikh S. M., Kozyreva O. A. Spetsifika i rezul'tativnost' formirovaniya kul'tury samostoyatel'noy raboty budushchego pedagoga po FK kak resurs stanovleniya i professionalizma [Specificity and effectiveness of building a culture of independent work of future PE teachers as a resource of formation and professionalism]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka - Pedagogical Education and Science, 2014, no.1, pp. 103-107 (in Russian).
12. Makarova T. V., Koshelev A. A., Kozyreva O. A. Kul'tura samostoyatel'noy raboty obuchayushchegosya: tipologiya, model' [The culture of independent work of the student: typology, model]. Omskiy nauchnyy vestnik- Omsk Scientific Bulletin, 2014, no. 3 (129), pp. 128-132 (in Russian).
13. Koshelev A. A., Kozyreva O. A. Kul'turasamostoyatel'noyrabotyobuchayushhegosya[Culture of independent work of the student]. Novokuznetsk, 2012. 113 p. (in Russian).
14. Kozyreva O. A. Kontrol'no-izmeritel'nye materialy kursa "Vvedeniye vpedagogicheskuyu deyatel'nost'". Uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov-bakalavrov napravleniye podgotovki 050100 «Pedagogicheskoye obrazovaniye» profilya "Fizicheskaya kul'tura" [Control and measuring materials of the course "Introduction to pedagogical activity. Teaching aid for undergraduate students of specialty 050100 "Pedagogical education" profile "Physical culture"]. Novokuznetsk, 2013. 55 p. (in Russian).
15. Kozyreva O. A. Kontrol'no-izmeritel'nye materialy kursa "Istoriya pedagogiki i obrazovaniya". Uchebno-metodicheskoye posobiye dlya stu-dentov-bakalavrov napravleniye podgotovki 050100 "Pedagogicheskoye obrazovaniye" profilya "Fizicheskaya kul'tura" [Control and measuring materials of the course "History of pedagogy and education. Teaching aid for undergraduate students of specialty 050100 "Pedagogical education" profile "Physical culture"]. Novokuznetsk, 2013. 45 p. (in Russian).
16. Kozyreva O. A. Kontrol'no-izmeritel'nye materialy kursa "Metodika vospitatel'noy raboty": uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov-bakalavrov napravleniye podgotovki 050100 "Pedagogicheskoye obrazovaniye"profilya "Fizicheskaya kul'tura" [Control and measuring materials of the course "Methods of educational work". Teaching aid for undergraduate students of specialty 050100 "Pedagogical education" profile "Physical culture"]. Novokuznetsk, 2013. 54 p. (in Russian).
17. Kozyreva O. A. Kontrol'no-izmeritel'nye materialy kursa "Prakticheskaya pedagogika". Uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov-bakalavrov napravleniye podgotovki 050100 "Pedagogicheskoye obrazovaniye"profilya "Fizicheskaya kul'tura" [Control and measuring materials of the course "Practical pedagogy". Teaching aid for undergraduate students of specialty 050100 "Pedagogical education" profile "Physical culture"]. Novokuznetsk, 2013. 49 p. (in Russian).
18. Kozyreva O. A. Kontrol'no-izmeritel'nye materialy kursa "Teoreticheskaya pedagogika". Uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov-bakalavrov napravleniye podgotovki 050100 "Pedagogicheskoye obrazovaniye"profilya "Fizicheskaya kul'tura" [Control and measuring materials of the course "Theoretical pedagogy. Teaching aid for undergraduate students of specialty 050100 "Pedagogical education" profile "Physical culture"]. Novokuznetsk, 2013. 53 p. (in Russian).
19. Kozyreva O. A. Kontrol'no-izmeritel'nye materialy kursa "Teoreticheskaya pedagogika. Normativno-pravovoye obespecheniye obrazovaniya": uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov-bakalavrov napravleniye podgotovki 050100 "Pedagogicheskoye obrazovaniye" [Control and measuring materials of the course "Theoretical pedagogy. Regulatory support of education". Teaching aid for undergraduate students of specialty 050100 "Pedagogical education"]. Moscow, 2014. 52 p. (in Russian).
20. Kozyreva O. A. Kontrol'no-izmeritel'nye materialy kursa "Teoreticheskaya pedagogika. Obshchiye osnovy pedagogiki". Uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov-bakalavrov napravleniye podgotovki 050100 "Pedagogicheskoye obrazovaniye" [Control and measuring materials of the course "Theoretical pedagogy. General bases of pedagogics". Teaching aid for undergraduate students of specialty 050100 "Pedagogical education"]. Moscow, 2014. 48 p. (in Russian).
21. Kozyreva O. A. Kontrol'no-izmeritel'nye materialy kursa "Teoreticheskaya pedagogika. Teoriya obucheniya": uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov-bakalavrov napravleniye podgotovki 050100 "Pedagogicheskoye obrazovaniye" [Control and measuring materials of the course "Theoretical pedagogy. Teaching theory". Teaching aid for undergraduate students of specialty 050100 "Pedagogical education"]. Moscow, 2014. 44 p. (in Russian).
22. Kozyreva O. A. Kontrol'no-izmeritel'nye materialy kursa "Teoreticheskaya pedagogika. Upravleniye obrazovatel'nymi sistemami". Uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov-bakalavrov napravleniye podgotovki 050100 "Pedagogicheskoye obrazovaniye" [Control and measuring materials of the course "Theoretical pedagogy. Management of educational systems. Teaching aid for students of bachelors in specialty 050100 "Pedagogical education"]. Moscow, 2014. 56 p. (in Russian).
23. Korytova G. S., Nikiforova N. A. Professional'noye stanovleniye lichnosti pedagoga: problemnoye pole i kontseptual'nye modeli [Professional formation of the identity of the teacher: problem field and conceptual model]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 1 (154), pp. 9-15 (in Russian).
24. Vaganova N. S. Samostoyatel'naya rabota kak put' formirovaniya metodologicheskoy gramotnosti budushchikh bakalavrov professional'nogo obucheniya v vuze [Independent work as a way of formation of methodological literacy of future bachelors of professional training at higher educational institutions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 1 (154), pp. 33-37 (in Russian).
25. Manuzina E. B., Norina E. Ye. Nekotorye aspekty innovatsionnoy podgotovki konkurentosposobnogo uchitelya [Some aspects of innovative training of competitive teachers]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no. 3 (9), pp. 24-32 (in Russian).
Konovalov S. V.
Siberian State Industrial University.
Ul. Kirova, 42, Novokuznetsk, Kemerovo region, 654007.
E-mail: [email protected]
Kozyreva O. A.
Novokuznetsk branch of Kemerovo State University.
Ul. Tsiolkovskogo, 23, Novokuznetsk, Kemerovo region, 654041.
E-mail: [email protected]