Научная статья на тему 'Возможности национального центра управления в кризисных ситуациях и сети центров управления в кризисных ситуациях Российской Федерации'

Возможности национального центра управления в кризисных ситуациях и сети центров управления в кризисных ситуациях Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
845
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ / CENTER FOR CRISIS MANAGEMENT / СИСТЕМА КОСМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА / SPACE MONITORING SYSTEM / СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / THE SYSTEM OF OPERATIONAL CONTROL / ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / THE ALL-RUSSIAN COMPREHENSIVE SYSTEM OF INFORMING AND ALERTING THE PUBLIC / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РАДИАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА / THE AUTOMATED RADIATION MONITORING SYSTEM

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Горбунов А. А., Кораев К. В., Савельев Д. В.

Проведен анализ Центров управления в кризисных ситуациях как органов повседневного управления единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Рассмотрены созданные и внедренные автоматизированные и управляющие системы, разработанные на основе современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Горбунов А. А., Кораев К. В., Савельев Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPABILITIES OF THE NATIONAL CENTER FOR CRISIS MANAGEMENT AND THE NETWORK OF THE CRISIS MANAGEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the Centers for Crisis Management as the day to day management of a unified state system of prevention and liquidation of emergency situations. Considered developed and implemented automated and control systems, based on modern information technology.

Текст научной работы на тему «Возможности национального центра управления в кризисных ситуациях и сети центров управления в кризисных ситуациях Российской Федерации»

ВОЗМОЖНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ И СЕТИ ЦЕНТРОВ УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А. Горбунов, кандидат военных наук; К.В. Кораев;

Д.В. Савельев, кандидат военных наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Проведен анализ Центров управления в кризисных ситуациях как органов повседневного управления единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Рассмотрены созданные и внедренные автоматизированные и управляющие системы, разработанные на основе современных информационных технологий.

Ключевые слова: Центр управления в кризисных ситуациях, система космического мониторинга, система оперативного управления, Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения, автоматизированная система радиационного мониторинга

CAPABILITIES OF THE NATIONAL CENTER FOR CRISIS MANAGEMENT AND THE NETWORK OF THE CRISIS MANAGEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

A.A. Gorbunov; K.V. Koraev; D.V. Savelyev.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article analyzes the Centers for Crisis Management as the day to day management of a unified state system of prevention and liquidation of emergency situations. Considered developed and implemented automated and control systems, based on modern information technology.

Keywords: Center for Crisis Management, space monitoring system, the system of operational control, the All-Russian comprehensive system of informing and alerting the public, the automated radiation monitoring system

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) являются органами повседневного управления единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и осуществляют свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

На сегодняшний день создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях, восемь ЦУКС региональных центров МЧС России и 83 ЦУКС территориальных органов МЧС России. ЦУКС созданы в целях обеспечения функционирования органов управления РСЧС и гражданской обороны, управления их силами и средствами, а также организации своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС, в том числе в местах массового пребывания людей [1].

ЦУКС осуществляют свою деятельность совместно с органами повседневного управления Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. При ЧС и пожарах центры контролируют действия оперативных групп и группировки сил различного уровня. Это позволяет управлять силами в режиме реального времени в зоне ЧС.

Под руководством центров управления в стране ежедневно тушится 350-400 пожаров, ликвидируется 10-12 ЧС природного и техногенного характера, крупных аварий и катастроф. Спасатели выезжают на каждое второе дорожно-транспортное происшествие. Ежедневно обезвреживается от 100 до 200 взрывоопасных предметов. Каждые 12 мин спасается человеческая жизнь [1 ].

В целях повышения эффективности функционирования ЦУКС, в том числе выработки оперативных управленческих решений, созданы и внедрены автоматизированные и управляющие системы, разработанные на основе современных информационных технологий. Одной из таких систем, особенно эффективно применяемой в оперативной деятельности ЦУКС, является система космического мониторинга, предназначенная для обеспечения органов управления РСЧС федерального, регионального и территориального уровней оперативной информацией о состоянии территорий, находящихся в зонах повышенного риска возникновения ЧС, фактах возникновения ЧС, параметрах обстановки в районах ЧС и динамики ее дальнейшего развития [2].

Система космического мониторинга имеет в своём составе четыре центра приёма и обработки космической информации в городах Москва, Вологда, Красноярск и Владивосток, что позволяет осуществлять оперативный контроль практически всей территории Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств [2]. Ежедневно до четырех раз в сутки осуществляется прием и обработка оперативной информации с космических аппаратов.

С целью доведения полученных оперативных данных до органов повседневного управления РСЧС, в МЧС России созданы и развиваются геоинформационные порталы отображения оперативных данных космического мониторинга «Каскад» и «Космоплан». Данные геопорталы и базы данных космических снимков по потенциально опасным объектам и территориям уже в течении 10-15 мин позволяют всем органам повседневного управления РСЧС получать единую по своим параметрам и форматам информацию о районе ЧС, а также осуществить предварительный прогноз возможного развития ситуации и оценить угрозу населению и объектам инфраструктуры [3].

Базовое покрытие в геопортале «Космоплан» на всю территорию Российской Федерации составляет снимки с разрешением 15 м, на отдельные территории (Центральный, Южный Федеральные округа, Томская, Сахалинская области) - 5-10 м, 46 городов Российской Федерации с разрешением 1 м.

В пожароопасный период 2012 г. системой космического мониторинга ежедневно регистрировалось до 1500 термоточек, в целях повышения уровня реагирования на возникающие пожары эти данные оперативно доводились до руководителей органов местного самоуправления, собственников земель, сил ликвидации природных пожаров и ставились на особый контроль [4].

Особая роль отводится космической информации при реагировании на международные ЧС. Так, при проведении спасательных работ в г. Порт-о-Пренс (Гаити) в 2010 г., г. Сендай (Япония) в 2011 г. на основе данных космического мониторинга были оперативно выявлены районы городских кварталов с различными степенями разрушений от землетрясения, что позволило быстро определить места проведения спасательных работ.

Информационная поддержка управления по предупреждению и ликвидации ЧС связана с обработкой больших массивов пространственно-временных и предметно-ориентированных данных. Современные информационные технологии предоставляют широкие возможности представления и обработки таких данных с помощью электронных

карт. Именно такой способ представления данных является основой для создания географических информационных систем.

В ЦУКС такой системой является система оперативного управления (СОУ), которая позволяет обеспечивать хранение оперативной информации, ее отображение на электронных картах, также СОУ является базой для развертывания различных систем мониторинга и контроля, в том числе в техносфере [1].

Основное назначение системы - сокращение времени, необходимого для выработки и принятия решения, направленного на ликвидацию ЧС, с целью уменьшения потерь среди населения, финансового и экологического ущерба.

Система позволяет координировать деятельность подразделений, управлять ими и обеспечивать информационное взаимодействие между всеми участниками операции по ликвидации последствий ЧС.

В целях своевременного оповещения и информирования населения развернута Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН) в местах массового пребывания. Основу системы составляют сотовая связь, транкинговые радиостанции, спутниковые телефоны, пакетная радиосвязь, волоконно-оптические линии связи и цифровые системы передачи данных.

Целью ОКСИОН является своевременное оповещение и оперативное информирование населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Структурно система состоит из федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных информационных центров, а также стационарных и мобильных терминальных комплексов [1].

Также, хотелось обратить внимание на потенциал SMS технологий, который позволяет, во-первых, дополнить основную услугу голосовой связи, во-вторых, предоставить абонентам сотовых сетей возможность проникновения во все типы и виды сетей передачи данных. Примерами таких сетей являются интернет, мобильные сети других операторов и стандартов, информационно-справочные сети различных поставщиков услуг.

В целях мониторинга радиационной обстановки на базе ЦУКС развёрнута автоматизированная система радиационного мониторинга, представляющая собой программно-аппаратный комплекс контроля радиационной обстановки, который обеспечивает автоматическое получение и представление на рабочих местах дежурной смены значений радиационных и метеорологических параметров, поступающих с постов наблюдения на территории Российской Федерации и Республики Беларусь [1].

Для мониторинга обстановки на потенциально опасных объектах создана система мониторинга инженерных потенциально-опасных объектов СМИС/СМИК, которая построена на базе программно-технических средств и предназначена для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально-опасных объектах, в зданиях и сооружениях, а также передачи информации об их состоянии, для последующей обработки с целью оценки, предвидения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени [1].

В работе ЦУКС также применяется уникальная система контроля состояния воздушного бассейна Москвы.

Автоматизированная дистанционная система оперативного контроля «Лидар» предназначена для обнаружения крупных аварий и обеспечения действий аварийно-спасательных формирований в зоне аварий.

В целях контроля обстановки, складывающейся на объектах горно-добывающей отрасли развернута автоматизированная система, позволяющая контролировать состояние комплексной безопасности на шахтах [1].

В целях оказания помощи гражданам, попавшим в ЧС или ставшим свидетелями ЧС, а также сокращения времени реагирования специальных служб, для телефонов операционной системы 1рЬопе, МЧС России разработано приложение «Мобильный спасатель» [5].

Также в ЦУКС внедрена система мониторинга транспортных средств оперативных служб МЧС России, которая позволяет мониторить местонахождение сил и средств реагирования и направлять к месту происшествия ближайшие оперативные подразделения, а также контролировать их следование по вызову, с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Одной из основных технических систем, позволяющих в режиме реального времени получать информацию с места ЧС, организовывать совместную работу оперативного управления различного уровня, является система видеоконференцсвязи (ВКС).

Сегодня ни одна ЧС не обходится без ВКС. При ликвидации ЧС федерального уровня продолжительность сеансов ВКС с участием 20-30 абонентов достигает двух-трех недель.

Такая интенсивность использования обусловлена высокой эффективностью данного вида связи при решении задач оперативного управления. Возможность получить доклад с места события и визуально оценить обстановку на месте чрезвычайно важна для принятия оперативного управленческого решения.

Для информационной поддержки работы оперативных дежурных смен органов повседневного управления РСЧС разработаны паспорта территорий административно-территориальных единиц Российской Федерации. Всего разработано более 190 тыс. паспортов территорий для федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, сельских населенных пунктов, потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения, объектов с массовым пребыванием людей.

Наряду с информационно-управляющими системами, разработанными и реализованными в МЧС России, широкое применение в работе ЦУКС получили информационно управляющие системы ФОИВ, такие как:

- Единая система информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) (Минтранс);

- система «ШТОРМ» (Росгидромет) предоставляет информацию о перемещении циклонов, штормов;

- система мониторинга морских транспортных судов «Виктория» (Минтранс) позволяет получать информацию о местонахождении, истории движения российских транспортных судов как морского, так и смешанного (река-море) плавания;

- система «Цунами» (Росгидромет) позволяет моделировать возможное развитие обстановки при возникновения цунами на Дальнем Востоке. Модель проводит расчет времени «добегания» волны и расстояния до прибрежной зоны;

- автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО) (Росатом), обеспечивает непрерывный мониторинг радиационной обстановки в местах расположения постов контроля и своевременное предупреждение об изменении радиационной обстановки при авариях на радиационно-опасных объектах или при транспортировке радиационно-опасных грузов.

Таким образом, в результате комплексного применения информационно-управляющих систем в организации работы оперативно-дежурных смен ЦУКС позволило в 2012 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достичь следующих показателей:

- количество техногенных пожаров (111 866) уменьшилось на 5,7 %, а количество погибших на них людей (7 546) уменьшилось на 7,6 %;

- количество происшествий на водных объектах, включая аварии с маломерными судами (5 196), уменьшилось на 17,5 %, а число погибших (4 656) уменьшилось на 16,0 %;

- количество природных пожаров (19 264) уменьшилось на 2,5 %;

- количество аварий на объектах, обслуживаемых подразделениями военизированных горноспасательных частей МЧС России (23), уменьшилось на 37,8 %, оказана помощь 384 пострадавшим, в том числе 49 пострадавшим в подземных условиях [4].

Отдельного внимания заслуживает вопрос международного сотрудничества.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации производится постоянный обмен оперативной информацией с чрезвычайными службами иностранных государств, а также кризисными и координационными центрами профильных международных организаций. Постоянно проводятся встречи и рабочие совещания с представителями этих организаций по обмену опытом.

Создание подобных структур и сопряженных с ними подсистем, направленных на информирование населения о различных угрозах, стало одной из мировых тенденций в области гражданской защиты и чрезвычайного гуманитарного реагирования.

В настоящее время проводится работа по организации и совершенствованию информационного взаимодействия в случае ЧС между НЦУКС и аналогичными зарубежными структурами, в частности НЦУКС является контактным пунктом в рамках сотрудничества ЕЭК ООН, Евросоюза при возникновении трансграничных промышленных аварий [6].

В ходе подготовки и реализации председательства России в АТЭС находит поддержку инициатива МЧС России по созданию сети национальных (международных) центров управления в кризисных ситуациях, что еще больше может поднять интерес к российской практике создания и развития Национального центра в увязке с межрегиональными, региональными органами повседневного управления, единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Литература

1. МЧС России: [сайт]. URL: http://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 14.12.2012).

2. Система космического мониторинга МЧС России: доклад начальника управления космического мониторинга, заместителя начальника ФГБУ НЦУКС МЧС России: [сайт]. RL:http://conference2009.transparentworld.ru/docs/materials/021209/ConfHall/monitoring/ epihin.pdf (дата обращения: 14.12.2012).

3. Фарутин И.Н. Эффективный подход к организации оперативного спутникового мониторинга // Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса: тр. IX Всерос. открытой ежегодной конф. ИКИ РАН. М., 2011. С. 130-132.

4. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2011 г.: Государственный доклад МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, 2012.

5. МЧС России по Иркутской области: [сайт]. URL: http://www.38.mchs.gov.ru/news/detail.php?news=24072 (дата обращения: 17.12.2012).

6. Стенограмма заседания Правительства Российской Федерации от 4 окт. 2012 г. URL: http://правительство.рф/special/stens/20994/ (дата обращения: 18.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.