Научная статья на тему 'ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРИМЕНЕНИЯ'

ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
единый сельскохозяйственный налог / налоговое бремя / ставка налога / преимущества / недостатки / unified agricultural tax / tax burden / tax rate / advantages / disadvantages

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М В. Калинская, А Ф. Кузина, В В. Бондарева, Д Д. Гончарова

В статье рассматривается сущность единого сельскохозяйственного налога, плюсы данной налоговой системы, такие как упрощенная процедура уплаты налогов, особенности его применения, основные преимущества данного налогового режима. Однако также называет недостатки, включая несправедливое распределение налогового бремени, отсутствие стимулов для сельскохозяйственных предприятий к увеличению производства. На примере конкретной организации определено налоговое бремя за 2022 год по единому сельскохозяйственному налогу, а также произведено сравнение с налоговым бременем, при использовании общей системы налогообложения. Приведены практические рекомендации по оптимизации системы налогообложения в организациях агропромышленного комплекса. В статье делается вывод о том, что единый сельскохозяйственный налог имеет как положительные, так и отрицательные стороны и его применение требует тщательного рассмотрения и оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М В. Калинская, А Ф. Кузина, В В. Бондарева, Д Д. Гончарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFORM AGRICULTURAL TAX: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF APPLICATION

The article discusses the essence of the unified agricultural tax, the advantages of this tax system, such as a simplified tax payment procedure, features of its application, and the main advantages of this tax regime. However, he also names shortcomings, including unfair distribution of the tax burden and lack of incentives for agricultural enterprises to increase production. Using the example of a specific organization, the tax burden for 2022 for the unified agricultural tax was determined, and a comparison was made with the tax burden when using the general taxation system. Practical recommendations for optimizing the taxation system in organizations of the agro-industrial complex are given. The article concludes that the single agricultural tax has both positive and negative sides and its application requires careful consideration and evaluation.

Текст научной работы на тему «ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРИМЕНЕНИЯ»

3. Сильвестров С.Н. Глобализация и глобальное регулирование: новейшие тенденции и вызовы для российской экономической политики // Российский экономический журнал. 2016. № 3. С. 62-91.

4. Игонина Л.Л. Финансовая безопасность России: современные тенденции и императивы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2009. № 10 (22). С. 27-32.

5. Андреева О.В. Технологический и финансовый суверенитет Российской Федерации: проблемы, противоречия, механизм обеспечения // JER. 2014. №4. C. 126-135.

6. Pistor K. From Territorial to Monetary Sovereignty // 18 Theoretical Inq. 2017. P. 491-517.

7. Дудин М.Н., Шкодинский С.В., Иванов М.О. Актуальные проблемы обеспечения финансового суверенитета России в условиях международных санкций. Финансы: теория и практика. 2023. №27(1). С. 185-194.

8. Сетевое издание Ведомости. Режим доступа: www.vedomosti.ru.

9. Сетевое издание Коммерсантъ. Режим доступа: www.kommersant.ru.

10. Шевченко Л. М. Содержание и проблемы устойчивости национальной финансовой системы // Финансы и кредит. 2012. №24 (504). С. 29-34.

11. Зотова А. И., Кириченко М. В. Устойчивость финансовой системы региона: сущность, факторы, индикаторы // Теория и практика общественного развития. 2017. №5. С. 76-82.

12. Поветкина Н. А., Янкевич С. В. Понятие финансовой устойчивости в Российской Федерации и зарубежных странах: правовой аспект // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. №4 (53). С. 634-641.

13. Кормилицына И. Г. Финансовая стабильность: сущность, факторы, индикаторы // Финансы и кредит. 2011. №35 (467). С. 44-54.

14. Игонина Л.Л. Финансовая система и экономическое развитие: монография // М.: Издательство Кнорус, 2016. 140 с.

15. Goldsmith, R. Financial Structure and Development // Yale University Press, New Haven. 1969. 561 с.

16. Hicks J. R. The Œisis in Keynesian Economics // Oxford: Basic Blackwell. 1974. 85 с.

17. Долгосрочная устойчивость финансовой системы. Теория и практика: монография / Под ред. О.В. Макашиной, В.В. Хамалинской. М.: Русайнс. 2020. 314 с.

18. Эскиндаров М.А. Устойчивость финансовой системы России: индикаторы и критерии оценки // Финансы: теория и практика. 2012. № 2. С. 8-18.

EDN: HXSKEV

М.В. Калинская - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

M.V. Kalinskaya - candidate of economics, associate professor of accounting department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

А.Ф. Кузина - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.F. Kuzina - candidate of economics, associate professor of accounting department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

B.В. Бондарева - обучающаяся, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

V.V. Bondareva - student, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

Д.Д. Гончарова - обучающаяся, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected]

D.D. Goncharova - student, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРИМЕНЕНИЯ UNIFORM AGRICULTURAL TAX: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF APPLICATION

Аннотация. В статье рассматривается сущность единого сельскохозяйственного налога, плюсы данной налоговой системы, такие как упрощенная процедура уплаты налогов, особенности его применения, основные преимущества данного налогового режима. Однако также называет недостатки, включая несправедливое распределение налогового бремени, отсутствие стимулов для сельскохозяйственных предприятий к увеличению производства. На примере конкретной организации определено налоговое бремя за 2022 год по единому сельскохозяйственному налогу, а также произведено сравнение с налоговым бременем, при использовании общей системы налогообложения. Приведены практические рекомендации по оптимизации системы налогообложения в организациях агропромышленного комплекса. В статье делается вывод о том, что единый сельскохозяйственный налог имеет как положительные, так и отрицательные стороны и его применение требует тщательного рассмотрения и оценки.

Abstract. The article discusses the essence of the unified agricultural tax, the advantages of this tax system, such as a simplified tax payment procedure, features of its application, and the main advantages of this tax regime. However, he also names shortcomings, including unfair distribution of the tax burden and lack of incentives for agricultural enterprises to increase production. Using the example of a specific organization, the tax burden for 2022 for the unified agricultural tax was determined, and a comparison was made with the tax burden when using the general taxation system. Practical recommendations for optimizing the taxation system in organizations of the agro-industrial complex are given. The article concludes that the single agricultural tax has both positive and negative sides and its application requires careful consideration and evaluation.

Ключевые слова: единый сельскохозяйственный налог, налоговое бремя, ставка налога, преимущества, недостатки.

Keywords: unified agricultural tax, tax burden, tax rate, advantages, disadvantages.

ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) - это специальная система налогообложения, которая применяется к отдельным категориям сельскохозяйственных производителей и позволяет упростить процесс уплаты налогов и оптимизировать учетно-аналитическую работу в организации.

На примере рисунка 1 рассмотрим особенности применения единого сельскохозяйственного налога организациями (рисунок 1).

Однако, как и любая система, ЕСХН имеет свои плюсы и минусы. На рисунке 2 представим преимущества применения ЕСХН:

1. Упрощенная система налогообложения: ЕСХН позволяет сельскохозяйственным предприятиям упростить процесс учета и отчетности, что освобождает от необходимости ведения сложной бухгалтерии и подачи деклараций.

2. Фиксированный налог: по ЕСХН сельскохозяйственные предприятия платят фиксированную сумму налога, которая зависит от вида деятельности и численности работников. Это позволяет предсказуемо планировать бюджет и упростить уплату налогов.

Рисунок 1 - Основные особенности применения ЕСХН

Рисунок 2 - Преимущества применения единого сельскохозяйственного налога

3. Снижение налоговой нагрузки: ЕСХН предоставляет некоторые льготы и особые режимы налогообложения, которые помогают снизить общую налоговую нагрузку на сельскохозяйственную организацию.

4. Удобство для малых и средних предприятий: ЕСХН часто используется малыми и средними сельскохозяйственными организациями, так как предоставляет простую и понятную систему налогообложения, не требующую больших затрат на бухгалтерию и обслуживание.

5. Сокращение времени и ресурсов: благодаря упрощенной системе налогообложения, сельскохозяйственные предприятия, работающие по ЕСХН, экономят время и ресурсы, которые можно направить на другие задачи развития бизнеса.

В целом, преимущества ЕСХН заключаются в его удобстве, простоте и экономической выгоде для сельскохозяйственных организаций. Однако, перед выбором данной системы налогообложения необходимо учитывать особенности каждой конкретной организации и проконсультироваться со специалистами по налогообложению.

Также рассмотрим недостатки применения данного налогового режима на примере рисунка 3.

Рисунок 3 - Недостатки применения единого сельскохозяйственного налога

1. Ограничения деятельности: сельскохозяйственные организации, работающие по ЕСХН, имеют ограничения в возможности осуществлять некоторые дополнительные виды деятельности, такие как продажа продукции через магазины или предоставление услуг. Это может снизить потенциал развития и прибыльности организации.

2. Ограничение роста: ЕСХН предназначен для малых и средних сельскохозяйственных организаций и имеет ограничения по численности работников и выручке. При достижении этих ограничений организация вынуждена поменять налоговый режим, что может создать дополнительные затраты и сложности.

3. Ограниченные льготы: по сравнению с другими системами налогообложения, ЕСХН обладает ограниченными льготами и особыми режимами налогообложения. Некоторые сельскохозяйственные организации могут не получить достаточной выгоды от данной системы и могут столкнуться с высокой налоговой нагрузкой.

4. Ограниченная доступность: ЕСХН может быть доступен только для определенных категорий сельскохозяйственных организаций, которые соответствуют определенным требованиям и критериям. Это ограничение может создать проблемы для некоторых предприятий, не позволяя им воспользоваться преимуществами и упрощениями, предоставляемыми ЕСХН.

5. Дополнительные ограничения: ЕСХН может предъявлять дополнительные требования по учету и документированию сельскохозяйственной деятельности. Это может потребовать дополнительных временных и финансовых ресурсов, особенно для организаций со сложной структурой или большим объемом производства.

Таким образом, применение единого сельскохозяйственного налога имеет свои ограничения и недостатки, которые нужно учитывать при выборе системы налогообложения для сельскохозяйственного предприятия.

Рассмотрим подробнее применение единого сельскохозяйственного налога на практике, на примере организации, применяющей ЕСХН, так как она полностью соответствует требованиям данного налогового режима.

На данный момент существует различные подходы к вычислению налоговой нагрузки, которые отличаются перечнем налогов, учитываемых при расчете, и параметрами, используемыми для сопоставления с данными налогами. В данной статье мы придерживались рекомендаций Федеральной налоговой службы, которая применяет официальную методику определения уровня налоговой нагрузки, представленную в Концепции системы планирования проверок при проведении выездных проверок:

Рисунок 4 - Методика расчета величины налоговой нагрузки Федеральной налоговой службой

Определим налоговую нагрузку в ООО «ХХХ» в соответствии с методикой расчета Федеральной налоговой службы в рамках налогового контроля.

Таблица 1 - Нормативные и действующие значения показателей, определяющих уровень налоговых рисков

Мера Значение критерия, установленного нормативными документами Фактическое значение

2021 г. 2022 г.

Уровень налоговых обязательств конкретного налогоплательщика в определенной отрасли экономики 2021 - 3,6 2022 - 3,2 0,867 1,082

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров Тр < Тд 0 < 819,45 0 < 442,92

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника по виду экономической деятельности 2021 - 35460 2022 - 41994 20686 23283

Разница, по меньшей мере, на 10% уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики эффективность продукта 2021 - 25,3 2022 -20,0 эффективность использования ресурсов 2021 -9,4 , 2022-7,4 эффективность продукта 59,34 эффективность использования ресурсов 30,98 эффективность продукта 26,05 эффективность использования ресурсов 15,23

Оценка налоговых рисков основывается на анализе данных, которые могут быть использованы различными заинтересованными сторонами по разному:

- для налоговых органов значительное отклонение от среднего по отрасли показателя налоговых рисков может стать основанием для проведения налоговой проверки с целью выяснения причин такого отклонения;

- руководитель предприятия, анализируя данные о налоговых рисках, может принимать определенные меры по снижению налоговой нагрузки законными способами, так как целью создания юридического лица является получение прибыли.

Показатель налоговой нагрузки, являясь относительным показателем, имеет большое значение и регулируется государством в качестве статистической величины. По сравнению показатель налоговой нагрузки с показателем аналогичного вида деятельности в представленного таблице 1 (1,082%), налоговая нагрузка в данной организации соответствует среднему уровню, и риск проведения выездной налоговой проверки невелик.

Таблица 2 - Анализ налоговых рисков и планирование выездных налоговых проверок

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. Отклонение (+,-) 2022 г. от 2020г.

Величина налоговых обязательств для расчета налоговой нагрузки (без учета ввозного НДС, таможенных пошлин и страховых взносов, с учетом НДФЛ) 262 269 428 166

Величина выручки без НДС и акцизов 27731 31038 39569 11838

Издержки продаж 19804 19019 30726 10922

Затраты на продвижение и продажу продукции - - - -

Управленческие расходы - - - -

Прибыль (убыток) от продаж 7927 12019 8843 916

Прибыль (убыток) до налогообложения 7424 11285 8006 582

Общая стоимость активов 17747 36422 52554 34807

Средний размер заработной платы одного работника за месяц 18569 20686 23283 4714

Исследование данных экономического субъекта аграрного рынка может помочь более глубокому пониманию его финансового положения и принятию соответствующих мер для улучшения финансовых показателей, таких как снижение затрат и увеличение прибыли. Для эффективного налогового планирования организации рекомендуется проводить расчет налоговой нагрузки не реже, чем раз в полгода. Получив такой показатель, организация может принять различные решения, например, о планомерном снижении налоговых обязательств с использованием предусмотренных законодательством льгот.

На примере рисунка 5 рассмотрим налоги, уплачиваемые при применении ЕСХН (рисунок 5).

Рисунок 5 - Перечень основных налогов, сборов и платежей при общей системе налогообложения сельскохозяйственных организаций

Также, на примере рисунка 6 рассмотрим основные налоги, сборы и платежи при общей системе налогообложения (рисунок 6).

Рисунок 6 - Перечень основных налогов, сборов и платежей при общей системе налогообложения сельскохозяйственных организаций

По результатам проведенного исследования установлено, что за 2022 г. ООО «ХХХ» получила доход в размере , 353180 тыс. руб., и расход 291653 тыс. руб., исходя из этих данных, сумма налога, которую организации необходимо выплатить в бюджет составляет 3691 тыс. руб. Налоговое бремя составляет 6 %.

Далее, рассчитаем налоговое бремя за 2022 г. исследуемой организации, если бы она находилась на едином налоговом режиме. Так, при такой же сумме полученной прибыли, ООО «ХХХ» выплатила налога в бюджет на сумму 12305 тыс. руб., а налоговое бремя составило бы 20 %.

Таким образом, исходя из расчетов, анализ показал, что налоговое бремя ниже при применении единого сельскохозяйственного налога на 14%. На примере таблицы 1 сопоставим два данных налоговых режима (ЕСХН и ОСНО) по различным аспектам.

Таблица 3 - Сопоставление ЕСХН и ОСНО

Параметры сравнения ЕСХН ОСНО

Условия перехода Регистрация+уведомление Регистрация

Ограничения для применения Имеют право применять сельскохозяйственные товаропроизводители выручка от которой составляет более 70%. Ограничения отсутствуют

Вид деятельности Производство, переработка и продажа собственной сельскохозяйственной продукции Ограничения отсутствуют

Освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика Сумма доходов не превышала: -2018 г.-100 млн. руб.; - 2019 г. - 90 млн. руб.; - 2020 г. - 80 млн. руб.; - 2021 г. - 70 млн. руб. - 2022 г. - 60 млн. руб. Три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров не превысила 2 млн. руб.

Исполнение обязанностей налогоплательщика Да

Уплачиваемый налог Единый налог Налог на прибыль организаций

Объект налогообложения Доходы, уменьшенные на величину расходов Прибыль организации

Налоговая база Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов Денежное выражение прибыли организации

Соответственно вышеизложенное, подтверждает актуальность применения ЕСХН для исследуемого субъекта хозяйствования.

Сельскохозяйственным организациям предпочтительнее использовать специальный налоговый режим ЕСХН по сравнению с общей системой налогообложения.

Одним из основных преимуществ можно отметить, что ЕСХН предусматривает наиболее низкую ставку по сравнению с другими режимами. При этом специальном режиме налог составляет 6 % от доходов, уменьшенных на величину расходов, а не 20 %. Это позволяет сельскохозяйственным производителям экономить больше средств для развития своего бизнеса. Так за 2022 г. ООО «ХХХ» находясь на общем режиме налогообложения, уплатила бы 12305 тыс. рублей налогов в бюджет, это на 8614 тыс. руб. больше, чем организация уплатила, находясь на ЕСХН.

В целом, ЕСХН представляет собой выгодную альтернативу другим налоговым режимам. Его простота, низкие ставки налогообложения, упрощенная система учета, гибкость и доступность государственной поддержки делают его привлекательным сельскохозяйственные производители.

Источники:

1. Кесян, С. В. Совершенствование бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов деятельности в сельскохозяйственных организациях / С. В. Кесян, А. Ф. Кузина // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27(1). - С. 270-278. - DOI 10.24411/2309-4788-2020-00047. - EDN GHCCFB.

2. Налоговая нагрузка: методика расчета и способы оптимизации / А. Ф. Кузина, М. В. Калинская, И. А. Олейник, Д. А. Штепа // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - № 1(45). - С. 342-347. - EDN NJEAUW.

3. Кругляк, 3. И. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: учеб. пособие / 3. И. Кругляк, М. В. Калинская - М.: ИНФРА-М, 2013. - 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кузина, А. Ф. Совершенствование бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов в соответствии с международными стандартами учета и отчетности в сельскохозяйственных организациях / А. Ф. Кузина, С. В. Кесян, М. И. Ленкова // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 27(4). -С. 293-304. - EDN MFQQGT.

5. Кузина, А. Ф. Особенности формирования учетной политики для целей управленческого учета / А. Ф. Кузина, В. Г. Неговелова // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : Сборник статей по материалам IX Всероссийской конференции молодых ученых, Краснодар, 24-26 ноября 2015 года / Ответственный за выпуск: А.Г. Кощаев. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2016. - С. 1046-1048. - EDN VTYHGR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.