Научная статья на тему 'Возможности музыкально-театральной деятельности в развитии культуры речевого общения младших школьников'

Возможности музыкально-театральной деятельности в развитии культуры речевого общения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА (ДРАМАТИЗАЦИЯ) / СКАЗКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумова Марина Николаевна, Медведева Ирина Александровна

В данной статье рассматривается проблема развития культуры речевого общения младших школьников. С учетом особенностей данного возраста обоснована роль музыкально-театральной деятельности в развитии культуры речевого общения учащихся. Определены педагогические условия эффективного развития у младших школьников культуры речевого общения в процессе музыкально-театральной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разумова Марина Николаевна, Медведева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности музыкально-театральной деятельности в развитии культуры речевого общения младших школьников»

УДК 373.3.016: 808.5: 78

ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ МЛА ДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

MEANS OF MUSICAL-THEATRICAL ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF STANDARD OF SPEECH INTERCOURSE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

М. Н. Разумова, И. А. Медведева M. N. Razumova, I. A. Medvedeva

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития культуры речевого общения младших школьников. С учетом особенностей данного возраста обоснована роль музыкальнотеатральной деятельности в развитии культуры речевого общения учащихся. Определены педагогические условия эффективного развития у младших школьников культуры речевого общения в процессе музыкально-театральной деятельности.

Abstract. This article is devoted to the problem of the development of standard of speech intercourse of younger schoolchildren. Considering the peculiarities of this age the role of musical-theatrical activity in standard of speech development of pupils is proved. Pedagogical conditions of effective standard of speech development of younger schoolchildren in musical-theatrical activity are defined.

Ключевые слова: культура речевого общения, младшие школьники, коммуникативные способности, музыкально-театральная деятельность, театральная постановка (драматизация), сказка.

Keywords: speech culture, younger schoolchildren, communicative abilities, musical-theatrical activity, theatrical performance (dramatization), fairy tale.

Актуальность исследуемой проблемы. Стремительное развитие нашего государства и в экономической, и в социальной сферах требует от человека быстрой и адекватной реакции на происходящие изменения, способности грамотно взаимодействовать с другими членами коллектива, понимать и быть понятым. Вместе с тем сегодня мы наблюдаем некоторую деградацию языкового сознания, речевого поведения людей и все чаще становимся свидетелями недостаточной образованности школьников, отсутствия у них культуры речевого общения, что проявляется в бедности фразовой речи, засорении словаря искаженными, просторечными и жаргонными словами. Такое положение дел диктует необходимость формирования у детей культуры речи. Они должны грамотно, четко, ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои желания, чувства и эмоции разнообразными интонационными средствами. Поэтому современная педагогика признает развитие культуры речевого общения детей младшего школьного возраста одной из наиболее важных задач.

Одним из возможных средств решения данной задачи мы считаем привлечение младших школьников к музыкально-театральной деятельности.

В области музыкального образования проблема развития ребенка через театральную деятельность нашла отражение в работах Е. В. Александровой (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы), А. Г. Гениной (формирование музыкальной культуры), И. Б. Нестеровой (формирование социокультурных ориентаций), Л. Л. Пилипенко (развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников), Л. А. Раздобариной (творческое развитие в процессе освоения музыкальносценических произведений) и др.

Вместе с тем изучение возможностей музыкально-театральной деятельности детей в развитии культуры речевого общения до сих пор не являлось предметом специального исследования.

В свою очередь, значение музыкально-театральной деятельности велико в воспитании и развитии личности ребенка. Во время занятий происходит всестороннее развитие потенциальных возможностей младшего школьника: освоение навыков музыкального восприятия и исполнительской деятельности; развитие понятийного аппарата, пополнение словарного запаса; формирование языковой культуры (владение композиционно-сюжетной вариативностью речи, развитие внутренней слухо-речевой памяти индивида); освоение умений и навыков сценического движения и сценической речи; овладение невербальными средствами взаимодействия - мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. Музыкально-театральная деятельность развивает не только универсальные способности младшего школьника (умение понимать текст, выделять главное, сравнивать, выстраивать коммуникативные связи), творческое художественно-образное мышление, но и способствует формированию навыков взаимного общения и коллективной работы. Кроме того, данный вид деятельности способствует формированию у младших школьников личностных качеств, таких как артистизм, креативность и коммуникативность.

Музыкально-театральная деятельность в наибольшей степени отвечает потребностям развития младших школьников. Театральная постановка (драматизация) - самый распространенный вид детского творчества благодаря непосредственной включенности самих школьников в действие и тесной связи драматизации с игрой. Наиболее любимым видом детской театрализации является сказка. Она в определенной степени удовлетворяет естественные психологические потребности младшего школьника, в результате чего у него формируются такие личностные качества, как:

- автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию, взгляды;

- активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;

- социальная компетентность, включающая в себя три компонента: мотивационный (отношение к другому человеку, а именно проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивный (познание другого человека, способность понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.); поведенческий (выбор адекватных ситуаций, способов общения и поведения и знание норм и правил общения, владение ее технологией) [4, 16].

Для определения уровня сформированности культуры речевого общения в процессе музыкально-театральной деятельности нами были определены следующие критерии:

- когнитивный, отражающий объем речевых знаний, объем активного словаря;

- деятельностно-речевой, предполагающий сформированность коммуникативных качеств речи (точность, логичность, чистота языка, уместность, ясность, правильность, богатство языковой формы, выразительность, эмоциональность, умение выбирать и использовать языковые средства в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами и особенностями речевой ситуации);

- коммуникативный, демонстрирующий сформированность общественнокоммуникативных способностей (умения и навыки общения; культура поведения; речевой этикет);

- личностно-творческий (творческие способности).

В соответствии с перечисленными критериями были выделены три уровня развития культуры речевого общения у младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности: низкий, средний и высокий.

Материал и методика исследований. На базе школы-искусств № 1 г. Чебоксары был организован музыкально-театральный факультатив «Музыкальный театр» с целью развития у младших школьников культуры речевого общения. Исследование охватило 52 учащихся 3-4 классов, из которых 26 человек приняли непосредственное участие в музыкально-театральной деятельности. Для участия в эксперименте были отобраны 2 группы детей: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) с равной численностью и приблизительно равными показателями речевой культуры.

На констатирующем этапе изучалось реальное состояние работы по развитию культуры речевого общения младших школьников (анализировалась литература по исследуемой проблеме, изучался опыт работы преподавателей школ, методы обучения), определялись участники эксперимента. В целях диагностики исходного уровня речевых и коммуникативных умений и навыков младших школьников были использованы педагогические методы, в частности, наблюдение, беседа, анкетирование и тестирование. Для определения сформированности коммуникативных способностей у младших школьников были использованы психологические тесты на развитость самоконтроля, определение особенностей межличностных отношений ребенка (методика Рене Жиля), на изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях (методика Розенцвейгера). Также использовались тесты на определение самооценки (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн), выявление уровня развития речи, продуктивности ассоциаций (методика Эббингауза) и творческие задания на определение музыкальных способностей [2], [3], [1]. В ходе диагностики сферы личного развития применялся метод анкетирования учителей, учащихся и их родителей.

На формирующем этапе проводился сам эксперимент, осуществлялась проверка эффективности выявленных педагогических условий развития культуры речевого общения младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности. Была выбрана музыкальная сказка для детей А. Абрамова «Где зимует лето».

По окончании эксперимента было проведено контрольное тестирование для оценки развития культуры речевого общения в процессе музыкально-театральной деятельности.

Результаты исследований и их обсуждение. Было выявлено, что в контрольной группе наибольший прирост развития культуры речевого общения младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности произошел по показателям когнитив-

ного и личностно-творческого компонентов, в наименьшей - в показателях деятельностно-речевого и коммуникативного компонентов. В экспериментальной группе отмечен значительный успех в речевой деятельности младших школьников и культуре общения. Высокие показатели личностно-творческого компонента свидетельствуют об интенсивном развитии творческих способностей младших школьников (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

Результаты диагностики развития культуры речевого общения младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности на констатирующем этапе (количество учеников, в %)

^'"'"-.-Компоненты Когнитивный Деятельностно- речевой Коммуникативный Личностно- творческий

Уровни КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Низкий 42,3 34,61 38,46 30,76 42,3 26,92 30,76 19,23

Средний 50 53,84 53,84 57,69 38,46 46,15 50 57,69

Высокий 7,69 11,53 7,69 11,53 19,23 26,92 19,23 23,07

Таблица 2

Результаты диагностики развития культуры речевого общения младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности на контрольном этапе (количество учеников, в %)

^'''"'-...Компонентні Когнитивный Деятельностно- речевой Коммуникативный Личностно- творческий

Уровни КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Низкий 42,3 19,23 34,61 19,23 42,3 19,23 23,07 7,69

Средний 42,3 57,69 57,69 65,38 34,61 50 46,15 50

Высокий 15,38 23,07 7,69 15,38 23,07 30,76 30,76 42,3

Результаты экспериментального исследования показали, что, вырастая из игры, музыкально-сценическая деятельность благодаря комплексному сочетанию драматизации, пения, выразительной речи, движения, художественно-изобразительного творчества максимально высвобождает интеллектуальные и творческие силы младшего школьника, давая ему эмоциональное и эстетическое удовлетворение. У детей поднимается настроение, снижается психологическое напряжение, снимается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставила маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому мы вели серьезную работу по риторике для того, чтобы помочь младшему школьнику понять смысл сказочных фраз (услышать средства художественной выразительности), почувствовать изменение интонаций, логических ударений и т. п. Особое внимание при разучивании текста уделялось правильному использованию возможностей речевого аппарата (высота, сила, тембр голоса); развитию четкой дикции, темпа и ритма речи (артикуляционные упражнения); контролю над соблюдением норм литературного произношения; интонационной выразительности речи. Включение в работу дыхательных упражнений («Свеча», «Комарик» и др.) способствовало тренировке, правильному распределению дыхания, расслаблению мышц диафрагмы, развитию динамического слуха младших школьников.

Во время работы над театрализацией большое внимание уделялось проблеме общения. Для развития коммуникативных способностей младших школьников мы использовали следующие игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться: «Я и мое тело»; «Я и мой язык»; «Я и мои эмоции»; «Я и Я»; «Я и другие».

Динамика развития коммуникативных умений младших школьников позволила обнаружить, что после экспериментальных занятий учащиеся стали осознавать, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Каждый из участников проявил такие сложные умения, как слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственные суждения; правильно выражать его средствами языка; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы; контролировать нормативность речи и др. Учащиеся пытались самостоятельно строить диалог в процессе взаимодействия друг с другом, сосредотачивая внимание на таких сторонах, как логичность, связность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Речь большинства детей стала более ясной, живой и эмоциональной. Особо хочется отметить тот факт, что в процессе занятий удалось устранить речевую зажатость даже у самых инертных детей. Младшие школьники стали осознавать себя как индивидуальность, внимательно относиться к себе, своим чувствам и переживаниям. Наблюдалась определенная сплоченность групповой организации совместных действий учащихся, чувство общности и установление в группе атмосферы доверия и безопасности, внимательное и бережное отношение друг к другу.

В спектакле учащимся приходилось не только выразительно читать текст, владеть искусством слова (ведущий), но и умело двигаться на сцене (трясогузка), танцевать (зайчики) и играть на музыкальных инструментах (ворон). Поэтому в процессе работы мы специально отводили несколько занятий для проведений логоритмических, включающих в себя речь, движение, музыку, и музыкально-двигательных занятий, способствующих развитию и коррекции двигательной сферы детей и содействующих устранению речевых нарушений. Для этих целей мы использовали разнообразные упражнения, такие как «Водичка», «Ритм, ритм» и др., а также частушки, песни, поговорки и скороговорки.

Также в ходе занятий мы использовали упражнения для развития эмоциональности, песенного творчества, умения чисто интонировать мелодию, чувствовать тонику («Паук и мухи», «Мяу» и др.). У младших школьников заметны определенные результаты в развитии ритмичности, гибкости, пластичности, умении держать себя и двигаться на сцене, не говоря о внешних и голосовых данных.

Благодаря использованию в процессе работы дидактических игр, направленных на формирование навыков использования средств выразительности образа на сцене (речевая, интонационная выразительность, пантомима), таких как «Посмотри и повтори», «Узнай, чей это жест» и др., мы стали свидетелями того, что младшие школьники, драматизируя сказку, стали лучше передавать тот или иной образ персонажа. В результате этого у них появилась уверенность в себе, повысился интерес к театрализации.

Следует отметить, что мы старались всячески развивать и стимулировать творческую инициативу младших школьников, побуждать их к импровизации и активности, давать возможность фантазировать и укреплять те методы, которые они стихийно усваивают.

По результатам исследования в целом можно сделать вывод об эффективности экспериментального обучения и его положительных результатах. Если в начале эксперимента наблюдался низкий уровень культуры речевого общения младших школьников как в экспериментальной, так и контрольной группах, то после эксперимента заметно улучшились показатели учащихся и экспериментальной, и контрольной групп. Однако сравнительный анализ показал, что в абсолютных значениях учащиеся экспериментальной группы превзошли учащихся контрольной группы в развитии культуры речевого общения.

Резюме. На основании полученных результатов исследования, а также изучения научной литературы и педагогического опыта были определены следующие педагогические условия, которые в наибольшей степени способствуют развитию культуры речевого общения младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности:

- тщательная предварительная подготовка учителя, заключающаяся в способности педагога спрогнозировать конечный результат и выстроить единую сюжетную линию от первых этюдов, упражнений до финального спектакля;

- реализация индивидуального похода и учет возрастных особенностей учащихся в процессе музыкально-театральной деятельности;

- формирование у младших школьников мотивации к общению со сверстниками (желание понять другого человека, ожидание и получение оценок со стороны сверстников);

- создание атмосферы доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивающей свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и с педагогом;

- моделирование проблемных ситуаций для поддержания у каждого ребенка устойчивого интереса к занятиям;

- использование дидактических коммуникативно-речевых игр и упражнений, способствующих развитию основных умений и навыков общения младших школьников;

- стимулирование творческой активности, инициативы младших школьников в процессе театральной деятельности;

- обязательное использование метода импровизации (речевой, музыкальной, пластической и т. д.), позволяющего пробудить у учащихся способность импровизировать, придумывать, рассуждать.

Реализация представленных условий позволит педагогу создать благоприятные условия для развития культуры речевого общения младших школьников, помочь им свободно общаться и стать в дальнейшем уверенной личностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - М. : Ось-89, 1997. - 224 с.

2. Клюева, Н. В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 1996. - 240 с.

3. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2001. - 688 с.

4. Сказка как источник творчества детей : пособие для педагогов дошкольных учреждений / научный рук. Ю. А. Лебедев. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.