ü
образом, мы стараемся осуществить процесс обучения, изменяя предыдущее знание, и развивая навыки, которые превратят рефлексию в обучение, давая, таким образом, определенную гарантию того, что обучение не закончится в ту же самую минуту, как слушатель закончит курсы. Рефлексия может также использоваться в контексте когнитивной, психомоторной, аффективной и межличностной областей. Она может использоваться для того, чтобы помочь обучающимся сконструировать новую схему в отношении теорий и концепций, а также в отношении практики. Наши слушатели должны стараться стать рефлексирующими практиками и в перспективе - эффективными педагогами.
Эффективным педагогом, скорее всего, можно назвать того, кто размышляет о своем преподавании, совершенствует навыки и думает о своей деятельности с точки зрения ее влияния на учащихся, а не с точки зрения того, чтобы «раскрыть содержание». Существуют шесть основных принципов эффективного преподавания [6]. Вытекающие формулировки несущественно отличаются от предложен-
ных им пунктов:
- делать занятия интересными и давать понятные объяснения;
- уважение и забота об учениках и процессе обучения;
- соответствующее оценивание и обратная связь;
- четкие цели и интеллектуальный вызов;
- независимость, контроль и активное вовлечение ученика;
- учиться у учеников.
Все это, несомненно, является важными соображениями в отношении рефлексирующего педагога, но к этому еще надо добавить потребность в предъявлении своих собственных концепций преподавания. Через акцент на стилях преподавания и обучения учителя приобретут, есть надежда, какие-то дополнительные инструменты, которые помогут им в перестройке своих собственных концепций преподавания, подводя, таким образом, к размышлениям о самых подходящих и эффективных стратегиях преподавания и обучения, как для педагога, так и для ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95 с.
2. Boud, D Enhancing Learning through Self Assessment, Kogan Page, London Boud, D, Keogh, R and Walker, D (eds) Reflection: Turning experience into learning, Kogan Page, London, 1995.
3. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика. - 2008. - 210 с. - (Высшее профессиональное образование).
4. Интернет-ресурс. - Режим доступа: [http://www.elitarium.ru/2011/08/03/ pr:page,1,refleksija_v_obuchenii.html].
5. Kolb, D Experiential Learning, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, 1984.
6. Ramsden Learning to Teach in Higher Education, Routledge, London, 1992.
ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ИПК: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЕЛЬЦОВА Л.Ф, МОГУНОВАМ.В, Филиал АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области», г. Петропавловск
Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Ка-захстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» подчеркнул: «знания и профессиональные навыки - ключевые
ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров». Повышение квалификации педагогических работников своим содержанием и научно-методическим сопровождением должно обеспе-
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник « чивать реализацию направлений модернизации казахстанского образования, лучших образцов мировой практики.
В реализации образовательной политики АО «НЦПК «Эрлеу» определена необходимость укрепления научно-информационных и социокультурных связей с научно-исследовательскими центрами, вузами как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Этому способствует и вносит значительный вклад в систему ПК организованное АО «НЦПК «Эрлеу» повышение квалификации сотрудников филиалов в зарубежных странах (в 2014 году в Южной Корее), где ППС изучили парадигмы современного обучения в мире.
Поездки, дистанционное общение с представителями педагогической общественности других стран, знакомство с другими системами образования не только расширяют кругозор, но и заставляют задуматься, позволяют по-новому посмотреть на отечественную систему образования.
Сравнивать системы образования, различные подходы к образованию, значит расширять границы понимания того, что есть обучение и воспитание, осознавать важность и значимость в развитии страны педагогической деятельности каждого учителя.
Работа по расширению международных связей стала одним из приоритетных направлений деятельности филиала АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области» по трансляции мирового и казахстанского опыта. Наш институт активно сотрудничает как с ближним, так и с дальним зарубежьем. Географическое расположение области обусловило налаживание связей в первую очередь с приграничными областями Российской Федерации.
В 2013-2015 г.г. заключены соглашения о сотрудничестве с Омским государственным педагогическим университетом, Институтом развития образования Омской области (Омская область, РФ), Институтом развития образования и социальных технологий (ИРОСТ, г. Курган, РФ), а также с Московским региональным социально-экономическим институтом (РФ) и Санкт-Петербургской академией постдипломного образования (РФ).
Кроме того, наш институт активно сотрудничает с Запорожским областным институтом
последипломного педагогического образования (Украина, г. Запорожье).
В различных мероприятиях с участием зарубежных преподавателей приняли участие 595 сотрудников института и педагогов области (данные на декабрь 2014 г.), что позволило расширить образовательное пространство, познакомиться с современными методиками, успешно реализуемыми в странах зарубежья. В 2015 году уже более 150 человек получили возможность повышения квалификации в результате плодотворного сотрудничества с российскими коллегами.
Совместно проведенные мероприятия с ОмГПУ (г. Омск), с ИРОСТ (г. Курган, РФ), ЗОИППО (Украина, г. Запорожье) - ряд семинаров, круглых столов, конференций, встреч в разных форматах - поднимали вопросы о роли системы повышения квалификации в обновлении научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов. Каждая встреча становилась очередной вехой в становлении профессорско-педагогического состава и специалистов ИПК.
В марте 2014 года организован и проведен на базе североказахстанского ИПК областной семинар «Использование интерактивных технологий обучения в повышении квалификации педагогических работников». Участниками семинара стали методисты рай(гор)ОО, колледжей, заместители директоров организаций образования, руководители МО. Была приглашена для проведения семинара Т.Б. Рабочих, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления развитием образования, зам. декана факультета ПК и ППРО. (ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»). Дистанционно в семинаре принимал участие представитель Курганского института развития образования и социальных технологий - А.В. Шатных, проректор по организационно-методической работе, кандидат педагогических наук, ответивший на многочисленные вопросы участников семинара.
Проведен дистанционный семинар в режиме онлайн с участием Н.А. Криволаповой, первого проректора ИРОСТ, доктора педагогических наук. Практической значимостью семинара стало использование разработанных рекомендаций в работе методических служб организаций образования, обеспечивающих непрерывное профессиональное саморазви-
и
тие педагога в межкурсовой период.
Преподаватели и сотрудники филиала АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по СКО» и Института развития образования Омской области 20 октября 2014 г. стали участниками XI Областного педагогического марафона. Данный марафон, посвященный Году культуры в Российской Федерации, проходил на базе ИРО ОО. Основной целью посещения являлось обсуждение инновационных практик повышения квалификации педагогов, эффективного педагогического опыта руководителей образовательных учреждений на территории Омской области РФ и Северо-Казахстанской области РК. Программа посещения была насыщенной и разнообразной. Ректором института Т.С. Горбуновой, к.п.н., профессором Российской академии естествознания проведена ознакомительная экскурсия, в ходе которой озвучены основные задачи и направления работы Института.
Делегация педагогов Северо-Казахстан-ской области, в состав которой вошли 14 человек: представители филиала АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по СКО - специалисты и преподаватели, заведующие детскими садами, учителя и руководители школ области, методисты районных методических кабинетов, посетила 20 октября 2014 года филиал Омского государственного университета в г. Тара (Омской области). Североказахстанцы прибыли в университет для участия в работе Международного форума по теме «Образование через всю жизнь: непрерывное образование педагога в интересах устойчивого развития» с целью изучения опыта российских коллег по созданию среды, которая мотивировала бы человека учиться на протяжении всей жизни. Интересный диалог о роли образования в жизни человека, о постоянном и непрерывном профессиональном развитии педагога, о перспективах международного сотрудничества в области образования показал общность взглядов учительства двух соседних государств -преподавателей российского вуза и педагогов Северо-Казахстанской области.
Мировой опыт развития системы образования показывает необходимость профессионального роста и внедрения инноваций, а его изучение позволяет нам вести совместную работу по совершенствованию казахстанской
системы образования.
В рамках проведения международного семинара «Психологические аспекты взаимодействия педагогов с родителями в условиях Монтессори-среды» с участием специалистов системы дошкольного образования г. Кургана (РФ), методистов дошкольных организаций образования Северо-Казахстанской области и родителей детского сада был организован онлайн-вебинар с первым руководителем детского Монтессори центра «Я сам!» г. Ал-маты Е. Ивановой. Центр работает в данном направлении с 2008 г. Е. Иванова поделилась опытом работы по взаимодействию педагогов с родителями в условиях Монтессори-среды, ответила на ряд вопросов присутствующих гостей из России, так как в г. Кургане в настоящее время методика М. Монтессори в дошкольных учреждениях не внедрена.
Международный коллоквиум «Магжан Жу-мабаев и Михаил Лермонтов: художественная картина мира», посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова организован и проведен на базе нашего института для поддержки научно-практических исследований, посвященных актуальным проблемам современного литературоведения. В рамках коллоквиума проведены пленарное заседание, круглые столы («Творческое наследие М.Ю. Лермонтова и М. Жумабаева: поэтическая речь - художественный стиль», «Текст, контекст, интертекст в литературоведении»), мастер-классы («Современные подходы в изучении и анализе художественных произведений М.Ю. Лермонтова и М. Жумабаева») и тренинг-семинар («Проблемы изучения и преподавания литературы в современном поликультурном пространстве») с участием педагогов Омской и Курганской областей.
В повышении квалификации следует расширять возможности дистанционного обучения педагогов, Smart-learning, профессионально ориентированных сетевых сообществ.
Филиал СКО по приглашению Запорожского областного института последипломного педагогического образования г. Запорожье (Украина) принял участие в качестве соорга-низатора в Международном проблемном семинаре (в интернет-режиме) «Управленческое обеспечение конкурентоспособности учебного заведения в новых социокультурных усло-
виях». Цель семинара: обмен опытом ученых и практиков разных стран по совершенствованию системы управления учреждениями образования с целью обеспечения их конкурентоспособности в новых социокультурных условиях.
В работе интернет-форума «Инновации в образовании», проведённого в сентябре 2014 года, приняли участие специалисты управления образования, педагогическая общественность (учителя, психологи, социальные работники общеобразовательных учреждений, педагоги учреждений дополнительного образования), родительская общественность, учащиеся организаций образования Республики Казахстан, государств ближнего и дальнего зарубежья - г. Запорожье (Украина), преподаватели ОмГПУ (РФ), сотрудники ИРОСТ г. Кургана (РФ).
Международный форум «Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях» обобщил лучшие практики организации занятости молодежи в России и за рубежом в современных социально-экономических условиях.
Форум призван был интегрировать имеющийся отечественный и зарубежный теоретический и научно-практический опыт в области проблем занятости молодежи и их решения.
«СКО: профессиональный диалог казах-станско-российского партнерства в области повышения квалификации» - таким заголовком обозначены два наиболее значительных мероприятия прошедших в рамках международного сотрудничества в ИПК по СКО.
22 апреля 2015 года прошел в онлайн-фор-мате круглый стол «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации Украины и Казахстана». В мероприятии приняли участие представители педагогической общественности Казахстана и Украины. Мероприятие организовано и проведено согласно плану проведения Международной конференции «Непрерывное образование нового столетия: достижения и перспективы» (по приглашению украинской стороны филиал являлся соорганизатором конференции). Оно стало продолжением налаженных контактов с коллегами из г. Запорожья. За годы
сотрудничества с украинскими педагогами мы накопили плодотворный опыт взаимного участия специалистов и профессорско-пе-дагогического состава в конференциях, форумах, проводимых институтами: международная научно-практическая конференция «Полиязычное образование: проблемы и перспективы» (14.05-01.07.2014 г.); международный проблемный семинар «Управленческое обеспечение конкурентоспособности учебного заведения в новых социокультурных условиях» (16-17.10.2014 г.). Кроме того, ректор Запорожского областного института последипломного педагогического образования, доктор философских наук, профессор В.В. Пашков является членом редакционного совета информационного научно-методического журнала «Педагогический поиск». Регулярно публикуются в нашем областном издании специалисты Запорожского областного института и педагоги Украины.
Целью работы круглого стола стало обсуждение вопросов развития профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации Казахстана и Украины.
Докладчики как с украинской, так и казахстанской стороны в процессе диалога говорили о системе повышения квалификации, которая должна расширять диапазон направлений деятельности, форм и методов взаимодействия с педагогами для их профессиональной самореализации.
Основными темами для обсуждения стали:
1. Система посткурсового сопровождения профессиональной самореализации педагогов.
2. Использование ЦОРов (цифровых образовательных ресурсов) в системе повышения квалификации.
3. Оперативное реагирование на меняющиеся запросы слушателей курсовой подготовки.
Участниками круглого стола стали главный специалист отдела Международного сотрудничества АО «НЦПК «Эрлеу» Зарина Омурзаковна Зикрина, а также специалисты Центра методической работы и информационных технологий в сфере образования по СКО, которым предложенный формат работы и тематика обсуждаемых вопросов были также интересны.
Я
В своих выступлениях научно-педагогические работники Запорожского областного института последипломного педагогического образования, филиала АО «НЦПК «врлеу» по Северо-Казахстанской области» и другие участники мероприятия - директора школ Запорожской области, зав. рай(гор) методических кабинетов, администрация школ области, руководители МО и педагоги СКО анализировали имеющийся опыт работы в системе повышения квалификации и обсуждали его перспективы.
Круглый стол такого высокого уровня вызвал большой интерес у североказахстанских педагогов, в онлайн-режиме участниками стали школы г. Петропавловска, районные и сельские школы области - 40 школ из 7 районов области. Полученная информация вызвала интерес и у директоров школ Запорожской области, которые задавали вопросы организаторам в чате и получали ответы.
«Мы искренне признательны коллегам из г.Запорожье за совместный плодотворный труд. Желаем коллективу института новых граней совершенства, дальнейшего процветания и профессиональных побед!», - эти слова из Благодарственного письма коллективу Запорожского областного института последипломного педагогического образования, которое озвучила в конце мероприятия директор ФАО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по СКО А. Мурзалинова.
Знание педагогической науки и практики разных стран с передовыми образовательными системами, изучение их опыта обучения и воспитания помогает решать проблемы в собственной стране, стимулирует осмысление и оптимальное построение своей педагогической системы, способствуеть развитию профессионализма, имеющего общую траекторию с продвижением педагогов к успешности и лидерству.
27 апреля 2015 года филиал по Северо-Ка-захстанской области» встречал делегацию Института развития образования и социальных технологий из г. Кургана. Встреча переросла в профессиональный диалог в рамках казахстанско-российского партнерства в области повышения квалификации.
Мероприятие стало продолжением плодотворного сотрудничества с российскими
коллегами: только за 2014 год было организовано совместное участие нашего филиала и коллег из Кургана в семинаре «Использование интерактивных технологий обучения в повышении квалификации педагогических работников» (дистанционно, февраль 2014 г.), в онлайн-семинаре «Использование интерактивных форм научно-методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов (март 2014 г.), в Интернет-форуме «Инновации в образовании» (19.08-30.09.2014 г.). Коллегами из Кургана было организовано видеовыступление на пленарном заседании Республиканского семинара «Использование ИКТ в условиях сельской школы» (декабрь 2014 г.).
Проректор по организационно-методическим вопросам ГАОУ ДПО «ИРОСТ», кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шатных -член редакционного совета информационного научно-методического журнала «Педагогический поиск» и постоянный наш автор.
Состоявшаяся встреча стала продолжением этого плодотворного сотрудничества. Целью мероприятия стала диссеминация эффективного инновационного опыта педагогической общественности Курганской области через расширение диапазона деятельности системы повышения квалификации Российской Федерации.
Предварила встречу предметно-тематическая экскурсия, организованная специально для делегации из г. Кургана: гости познакомились с работой ИПК в целом и каждого подразделения института в частности. Непосредственно встреча началась с приветственного слова директора филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по СКО», д.п.н., профессора А.Ж. Мурза-линовой, в котором она подчеркнула, что «... общая сфера деятельности - развитие инноваций в системе образования в условиях повышения квалификации педагогов объединяет оба института. Опыт развития на основе сотрудничества убеждает: в современных условиях не столь важно, где произведено знание; важнее то, где оно нашло свое инновационное применение». Выступление А.В. Шатных, проректора по организационно-методическим вопросам ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцента было посвящено особенностям работы ИРОСТ, его внутренней структуре и информа-
И
ционному сопровождению: сайтам, сетевым сообществам курганских педагогов, которые курируют специалисты института.
О деятельности Курганского регионального педагогического клуба и педагогического клуба г. Кургана «Бумеранг» рассказала Любовь Юрьевна Любушкина, заведующая отделом информации и инновационного опыта ГАОУ ДПО ИРОСТ.
Особое внимание было приковано к выступлению М.В. Ситниковой, методиста МБОУ КГ ИМЦ, членов клуба А.В. Сечко, Е.Е. Романовой, Н.В. Максимовских - педагоги, выступившие на сцене, «зажгли» аудиторию своим актерским мастерством, рассказав о деятельности «Бумеранга» в творческой КВ-Новской форме. Пленарная часть была завершена занесением делегации г. Кургана в книгу почетных гостей. Дальнейшая работа была продолжена по трем секциям.
Секция № 1 объединила педагогические наработки российских педагогов Л. В. Коноваловой, М.В. Ситниковой и Е.В. Ширяевой. В рамках мастер-класса педагог обратила внимание на значимость исследовательской работы учащихся, её результативность в повышении интереса к получению знаний, предоставлении возможности в репрезентации своих достижений в организации образования на муниципальном, региональном уровнях. Также было отмечено, что подобная деятельность значима и для учителя, позволяя последнему расти профессионально, творчески подходить к процессу обучения, активизировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучаемых.
М.В. Ситникова, предложила в качестве обсуждения проблему, связанную со шкалой открытости вопросов в коучинге. Методист поделилась личным опытом использования коучинга в организации учебно-воспитательного процесса.
Умение организовать учебный процесс нетрадиционно, заинтересовать учащихся жизненно важными проблемами и переложить их на изучаемый предмет показала Е.В. Ширяева. Используя разнообразный раздаточный материал, видеосюжеты, элементы интерактивного общения, педагог раскрыла возможности феномена «шутки» на уроке в современной школе.
Е.В. Ширяева в своем мастер-классе «Кухня смеха: из чего и как готовят шутки» показала приемы создания и использования шуток на учебных занятиях (через словообразование, синтаксис, фонетику и пр.). Проведенная ею рефлексия показала эффективность выбранного педагогом методического подхода.
Представленный опыт российских педагогов вызвал живой интерес присутствующих в аудитории заведующих рай(гор)МК, слушателей курсов, сотрудников ИПК.
Секция №2 была интересна следующей тематикой:
- Эпистемотека: новые формы работы со знаниями в насыщенной информационной среде (И.А. Иванова);
- Проблемно-диалогическая технология как средство повышения качества обучения (Е.Е. Романова);
- «Играя, в детство улетаем...» (Н.В. Максимовских).
На мастер-классах рассматривались возможности применения современных педагогических технологий в инновационной деятельности педагога. Актуальность мастер-классов обусловлена необходимостью внедрения эффективных, значительно повышающих качество обучения педтехнологий в учебный процесс.
Проведение мастер-классов направлено на совершенствование педагогического мастерства, повышение творческой активности учителей. Распространение опыта работы творческих учителей России, использующих современные педагогические технологии, способствует активному включению североказахстанских учителей в педагогический поиск и творчество.
В работе секции №3 участвовали воспитатели, методисты дошкольных организаций образования Северо-Казахстанской области, сотрудники ФАО НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по СКО». Педагогам ДОО представилась возможность ознакомиться с опытом лучших педагогов ДОУ РФ г. Кургана. Коллеги затронули самые актуальные и волнующие на сегодняшний день вопросы дошкольных образовательных учреждений.
Л.П. Неупокоева представила мастер-класс по теме «Реализация принципа интеграции образовательных областей в условиях
42
ДОУ», раскрыла особенности интеграции физической культуры с образовательными областями: познавательное развитие; социально-коммуникативное; речевое и художественно-эстетическое развитие посредством игровых технологий:
- играя - оздоравливать;
- играя - воспитывать;
- играя - развивать;
- играя - обучать.
Посредством групповой работы (участники семинара) продемонстрировала разные игровые технологии с использованием геометрических фигур, детских игрушек и т.д.
Н.С. Буракова представила мастер-класс по теме «Использование социо-игровой технологии в работе с педагогами» (СИТ). Акцентировала внимание участников семинара на трех золотых правилах: двигательная активность обучаемых; смена мизансцен и ролей в ходе деятельности; работа в малых группах. Наталья Сергеевна организовала работу малых групп, представила разнообразные задания, где участники проявили лидерские способности, умение взаимодействовать. Участники секции отметили креативное упражнение «Определение умелой руки». Для ребенка определение умелой руки (левой, правой) способствует повышению самооценки и фиксации внимания. В рамках данного упражнения участники секции, посредством создания героев теневого театра, смогли отработать навыки коммуникации, повысить свой профессиональный уровень.
Т.Е. Булатова представила мастер-класс по теме «Использование деятельностного подхода в формировании здорового образа жизни обучающихся», раскрыла особенности дея-тельностного подхода, основная идея которого - делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения. Также ознакомила с программно-аппаратным комплексом ГРВ-камеры, с методом ГРВ-графии. Данные аппаратные комплексы позволяют определить состояние организма и выработать самооценочную шкалу психофизического самочувствия человека на основе его ощущений, чувств, эмоций. Представлена ГРВ-грамма - регистрируемое изображение газоразрядного свечения, возникающее
вокруг пальцев человека, которая отражает текущее психофизиологическое состояние человека, его нервно-психический статус на момент обследования, а также позволяют определить потенциально опасные зоны организма. Провела интересное практическое упражнение «Улыбка», которое доказало, что положительные эмоции улучшают энергетическое поле человека.
Российские коллеги компетентно и грамотно ответили на заданные вопросы. Участники семинара отмечают, что мастер-классы представлены методически грамотно, содержательно и, главное, актуально.
Встреча вызвала большой интерес у педагогов города и области. Всего в работе секций приняло участие более 70-ти педагогов: научно-педагогические работники ФАО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по СКО», зав. рай(гор) методическими кабинетами области; администрация школ, руководство методических объединений районных (МО), педагоги школ города и области.
По итогам семинара российским коллегам были вручены сертификаты за участие в секции международного семинара «Профессиональный диалог казахстанско-российского партнерства в области повышения квалификации».
Международное сотрудничество филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по СКО» и Института развития образования и социальных технологий г. Кургана в области внедрения и использования современных педагогических технологий позволило по-новому взглянуть на все образовательное пространство в целом, выявить проблемы и наметить пути их решения.
Наши зарубежные партнеры (Россия и Украина) приглашены для активного участия в публикациях на страницах информационного научно-методического журнала «Педагогический поиск». Кроме того, в состав Редакционного совета информационного научно-методического журнала «Педагогический поиск» входят коллеги из ИРОСТ г. Кургана и ОмГПУ.
Модернизация системы образования Республики Казахстан предполагает внедрение нового формата повышения квалификации, ориентированного на развитие
Ш
профессиональной и личностной готовности педагогов к внедрению лучших международных ценностей и целей образования в педагогическую практику.
Опыт развития на основе сотрудничества убеждает: в современных условиях не столь важно, где произведено знание; важнее то, где оно нашло свое инновационное примене-
ние. Уделяя внимание интеграции в мировую систему образования можно совершенствовать свою деятельность и создавать лучшие условия для профессионального развития не только специалистам и педагогам системы повышения квалификации, но и всей педагогической общественности страны в целом.
БАСТАУЫШ СЫНЫП ОЦУШЫЛАРЫНЫЦ ТАНЫМДЬЩ 1С-ЭРЕКЕТ1Н УЙЫМДАСТЫРУДЫЦ ЖОЛДАРЫ
ЕЩАНОВА Э.К, Ы. Алтынсарин атындагы Арцалыц мемлекетт1к педагогикалыц институты, Арцалыц ц.
Окушыларга элемдш децгейде бiлiм, тэр-бие беру - казiргi заман талабы. Бул зацды да, eйткенi бiздiц когам eмiрiнде адамгер-шiлiк бастамаларыныц рeлi барган сайын артып, моральдык факторлардыц ьщпал аясы кецейе тYсуде.
Бастауыш мектеп кезещнде негiзгi ю-эре-кет оку болгандыктан, баланыц барлык пси-хикалык YДерiсiне eзгерiс енедi. 1с-эрекет белсендшгш керсете отырып, акыл ой ецбе-гiне зейiн аркылы жYзеге асырады.
Оку iс-эрекетi балага eзiнiц есте сактау Yдерiсiн баскаруды талап етедь Мектепте-гi оку YДерiсiнiц талаптары мен eзiне тэн мазмуны бул YДерiстi едэуiр дамытады, есте сактау мыктылыгы беки тYседi. Есте сактау децгей есте сакталынатын материалдыц мазмунына iс-эрекет сипатына, материалды есте сактау жэне кайта жацгырту тэсiлдерi мен эдютерш мецгеру децгешне байланысты болады.
Бастауыш мектеп кезещнде сeздiк материалды есте сактау мYмкiншiлiгi курт жога-рылайды, мецгершетш оку материалы Yнемi окушыдан елестету YДерiсiн талап етш оты-рады. Есте сактау мен елестету YДерiсiн талап етш отырады. Есте сактау мен елестету баланыц куш жiгердi керек ететш мотивтерге байланысты eзгерiп отырады. Бастауыш мектеп кезещнде алган бiлiмдерi бала eз ю-эре-кетшде колдануга машыктанады. Баланыц акыл - ой эрекетшщ дамуы YДерiсiнде орын-
дау практикалык эрекетiнен iшкi аeыл - ой эрекетiне кeшу адршедь Дегенмен, практикалык эрекет жогалмай, керiсiнше, окушы-ныц жаца, киын тапсырмаларды орындау не-гiзiнде байкалады. Ойлаудыц iшкi жоспарга кeшуi аркылы iзденiс, негiзгi сипаттагы практикалык эрекетп орындауды Yйренедi.
Бастауыш мектеп жасындагы кeркем жазу бала ойына едэуiр (кeркем жазу ойы) eзгешелiк енпзедь Кeркем жазу сабагы ана тшнщ грамматикалык табигатын ашады жэне ана тшн еркiн мецгеруге мYмкiндiк бе-редi.
Бастауыш мектеп жасындагы балалардыц жеке басыныц дамуы - окуы мен танымдык эрекеттiц калыптасуында. Оку ю-эрекетш-дегi белсендiлiгi мен адамгершшк касиет-терiнiц калыптастырудагы каркынды кезец. Оларды eзгелер мен карым - катынас жасау белсендiлiгiнiц кYштi кезещ деп аталады [1].
Бiлiм негiзi бастауыш сыныптан бастала-тыны белгш. Бастауыш сынып окушысы не нэрсе болса да бшуге кумар, колмен устап кeзбен кeргендi унатады. Зейiндерi тураксыз болгандыктан, бiр сарынды окудан тез жа-лыгады. Сондыктан оку мазмуны мен тэрбие эдiстерiн жацарту багытында окушыларга сапалы бiлiм мен саналы тэрбие беру Yшiн жан - жакты iздене отырып жYЙелi жумы-тар жасауга тура келедь Ол Yшiн бiрiншiден, оку YPДiсiн интенсивтендiрудi колдану, екш-шiден, бiлiмдi децгейлеп беру технологиясы