Научная статья на тему 'Возможности метафоры как психологического метода'

Возможности метафоры как психологического метода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7294
814
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / СВОЙСТВА МЕТАФОРЫ (ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ / САМОДВИЖЕНИЕ / ПРЕЛОМЛЕНИЕ) / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФОРЫ / ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФОРЫ / РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФОРЫ / CHARACTERISTICS OF METAPHOR (PARADOXICALITY / INTERPRETATION) / METAPHOR / SELF-MOVEMENT / DIAGNOSTIC POSSIBILITY OF METAPHOR / PSYCHOTHERAPEUTIC POSSIBILITY OF METAPHOR / DEVELOPING POSSIBILITY OF METAPHOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Липская Т. А.

В статье рассмотрены научные аспекты метафоры, выделено понимание метафоры в философии, лингвистике, психологии. Проанализированы и выявлены свойства и особенности метафоры как метода психологической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF METAPHOR AS A PSYCHOLOGICAL METHOD

In the article are considered scientific aspects of metaphor, interpretation of metaphor in philosophy, linguistics, psychology. Characteristics and features of metaphor as a method of psychological work are analyzed.

Текст научной работы на тему «Возможности метафоры как психологического метода»

УДК 159.9.0725

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФОРЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА

© 2009 Т.А.Липская

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 29.05.2009

В статье рассмотрены научные аспекты метафоры, выделено понимание метафоры в философии, лингвистике, психологии. Проанализированы и выявлены свойства и особенности метафоры как метода психологической работы.

Ключевые слова: метафора, свойства метафоры (парадоксальность, самодвижение, преломление), диагностические возможности метафоры, психотерапевтические возможности метафоры, развивающие возможности метафоры.

В последние десятилетия в социальных и гуманитарных науках происходит «тихая методологическая революция», связанная с переходом к активному применению в психологических исследованиях качественных методов. Сторонники качественной методологии сегодня не просто предлагают и разрабатывают новые методы, процедуры сбора и анализа данных, подходы и теоретические взгляды, они бросают вызов устоявшимся стандартам гуманитарного подхода и призывают к рефлексивному осмыслению человеком культуры и самого себя. Обращение к человеку со стороны культуры, философии, искусства, языка, психологии становится возможным через исследование метафоры как особой формы человеческого бытия: языкового, культурного, психологического. Применение метафоры как средства познания человека требует осмысления ее возможностей и границ как исследовательского метода.

Настоящая история метафоры началась только в XX в., когда она становится самостоятельным объектом изучения в различных дисциплинах -философии, лингвистике, психологии. Феноменологически метафора проявляется во всех сферах человеческой действительности, но первой сферой является язык, с изучения метафоричности которого и начинался ряд философских, языковедческих, психологических исследований. В таблице 1 представлены научные аспекты метафоры как объекта исследований. Так, в философских исследованиях метафора выступает, прежде всего, как способ мышления о мире, использующий уже добытое знание и отражающий историческое развитие культуры. В лингвистике метафора рассматривается как троп, механизм речи, как способ смысло-образования. А в психологическом контексте метафора определяется как расширение, перенос одной реальности понятия на другое, более яркое.

°Липская Татьяна Алексеевна, старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии. E-mail: [email protected]

В современной философско-лингвистической литературе термин «метафора» употребляется в трех значениях: 1) метафора - это слово с переносным смыслом; 2) метафора - это один из тропов наряду с метонимией, синекдохой, оксюмороном и др.; 3) метафора - это любое языковое выражение (слово, словосочетание, предложение, некоторый текст) с переносным смыслом; в этом случае метафорой можно назвать пословицу, идиому, притчу, целый роман. Таким образом, можно выделить три основные функции метафоры, которые определяются общеметодологическим контекстом её понимания. Во-первых, это эстетическая функция метафоры. Метафора как эстетический феномен призвана вызывать у читателя положительные эмоции. Метафора придает речи выразительность, вызывает ощущение новизны и удивления, реализуя тем самым представление о красоте. Во-вторых, психологическая функция метафоры. Согласно Аристотелю, метафора погружает процесс восприятия человеком мира в атмосферу психологической стабильности. Образуясь на основе общеупотребительных слов, она способствует наглядному представлению передаваемой информации в виде образов. Метафора «представляет неодушевленное одушевленным»1, наделяя отвлеченные понятия динамикой и жизненным содержанием. И, в-третьих, познавательная функция метафоры. Достоинство речи Аристотель оценивает с точки зрения ее познаваемости. В качестве ее основных проявлений он называет ясность и возвышенность2. Метафора в наибольшей степени удовлетворяет двум этим требованиям. Она делает «речь не затасканной и не низкой, а слова общеупотребительные придают ей яс-ность»3. Познавательная функция метафоры реализуется, прежде всего, в ее проясняющей дея-

1 Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в психологии и философии // Вопр. психологии. - 1996. - 2. -С. 73

- 85; Аристотель. Поэтика //Аристотель. Сочинения в 4тт.

- Т.4. - М.: 1984. - С.186.

2 Аристотель. Поэтика //Аристотель... - С.113.

3 Там же. - С.114.

тельности. Метафора позволяет избежать в суждениях многословия и способствует их лаконичному выражению. Устанавливая взаимосвязь понятия с

В психологии метафора и другие виды непрямой речи выступали первоначально только как эмпирический материал. Так, К.Бюлер предлагал испытуемым пословицы в качестве материала для интроспекции. Как самостоятельный объект психологических исследований метафора выступает только с середины 1970-х гг.; изучение метафоры сразу становится «горячей темой». Исследованием метафоры в психологии занимались такие ученые как: Д.Гордон, Дж. Миллс, Р.Кроули, К.К.Жоль, П.Рикер, Дж. Лакофф, М.Джонсон, М.Блэк, М.Эриксон, К.И.Алексеев, Н.Д.Арутюнова, А.В.Брушлинский, И.В.Вачков, Л.М.Кроль, А.А.Потебня, В.Д.Шадриков и другие4. В психологическом контексте метафора понимается как «выведение, расширение, перенос одной реальности дискурса (понятия) или содержания на другое, более яркое, вспоминающееся»5. Метафора требует способности отражения определенной позиции в понимании вопроса и транслирования этого понимания за рамки привычного контекста в систему других образов при сохранении основного значения. Каково бы ни было велико разнообразие подходов к толкованию метафоры, не вызывает сомнения, что метафора отвечает способности человека улавливать и создавать сходство между очень разными индивидами и классами объектов. Эта способность играет громадную роль, как в практическом, так и в теоретическом мышлении. Авторы разных концепций считают метафору явлением многогранным, а ее использование в психологической работе весьма разнообразным.

Метафора как метод встречается в психотера-

4 Бачков И.В. Метафора как инструмент практического психолога // Вестн. практ. психологии образования. - 2004. -1. - С. 64 - 67; Миллс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005; Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. - М.: Эксмо, 2002; Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1997; Пропп ВЯ. Исторические корни волшебной сказки. -М.: 1984.

5 Бачков И.В. Метафора как инструмент практического психолога... - С. 64.

определенным семантическим контекстом, она производит конкретизацию его смысла.

певтической практике. Самым сильным толчком к пониманию психотерапевтических ресурсов метафоры послужили, по-видимому, работы З.Фрейда, показавшего метафоричность языка психических образов. А затем в рамках психодинамического подхода появились концепции К.-Г. Юнга6 и Э.Берна, раскрывших роль сказочных метафор в человеческой жизни и предложивших психотерапевтические технологии с использованием метафор. Милтон Г.Эриксон7, который предложил и активно применял в своей работе метод терапевтической метафоры, считал, что в каждом человеке заложены способности, достойные уважения. Он помогал раскрывать эти задатки не через какие-то застывшие формулы и устоявшиеся системы, а, создавая особые условия для каждого человека, чтобы стимулировать в нем неповторимые внутренние процессы. Последователи Эриксона Д.Миллс и Р.Кроули8 также в своей психологической практике использовали метод терапевтической метафоры. «Приведенная в действие метафора и является основным, преобразующим и лечебным фактором. Как спичка зажигает свечу, так метафора разжигает воображение ребенка, превращая его в источник силы и самопознания». Метафорический язык позволяет психологу донести до клиента определенные сведения в достаточно безопасной форме и ненавязчиво предложить варианты решения проблемы. Возможность разнообразного толкования клиентом услышанной метафоры определяет выбор наиболее подходящего именно для него решения. Можно сказать, что метафоры действуют гораздо мягче и деликатнее, чем многие другие средства психологического воздействия. Об этом говорят, например, Д.Миллс и Р.Кроули как об «утонченности» терапевтической метафоры: «Смысл рассказанного «попадает в точку», но каким-то удивительно отстраненным

6 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. - СПб. - М.: 1997; Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М.: Наука, 1996.

7 Миллс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» ...

8 Там же.

Таб. 1. Метафора как объект научных исследований

Научные аспекты метафоры как объекта исследований

В философском анализе В лингвистике В психологических исследованиях

о Механизм, принцип языка, устройство постигаемой действительности; о Способ мышления о мире, использующий уже добытое знание и отражающий историческое развитие культуры. о Троп, механизм речи, слова в непрямом значении; о Способ фиксации и представления смысла. о Перенос одной реальности дискурса на другое, более яркое; о Неисчерпаемый источник ресурсов; о Эффективное средство диагностики, развития, коррекции.

путем. Проблема хоть и высвечивается, но предстает спокойно расплывчатой; повествование хоть и пробуждает скрытые возможности и способности, но неким обобщенным и отнюдь не напористым образом»9. Из этого следует, что применение метафоры в психотерапии обеспечивается следующими ее особенностями: способностью одно явление раскрывать через другое; качеством смягчения, облегчения восприятия болезненной информации.

В последнее время к метафоре психологи все чаще обращаются как к диагностическому и развивающему методу. При этом осмысление возможностей метафоры в диагностическом и развивающем контексте пока остается явно недостаточным. Из последних исследований необходимо отметить диагностический «Метод цветовых метафор», который предназначен для исследования мотивации личности. Автором данного метода является сотрудник научно-методического отдела Института практической психологии «Иматон» И.Л.Соломин10. Диагностические возможности метафоры вытекают из следующих свойств:1) неопределенность стимульного материала или инструкции; 2) доброжелательная и безоценочная атмосфера исследования; 3) метафора позволяет изучить своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением; 4) метафорический образ является способом выразить ту часть, относящуюся к задаче, которую сложно описать на уровне логики. С помощью «раскручивания» метафорического образа в сказочную историю, бессознательная часть оформляется в конкретные стратегии и установки, имеющие отношение к задаче и в этом виде их возможно выявить и осознать. Метафора задействует не только наше воображение, но и чувства, интеллект. Использование метафоры фактически активизирует все психические системы человека - от ощущения до самосознания.

Также следует отметить и развивающие возможности метафоры. Метафоры лежат в основе мышления и могут быть применены для развития мышления. Даже научное мышление не может обойтись без метафор. По мнению ряда авторов, культурно детерминированные метафоры выступают в качестве оснований, аналогий для построения соответствующих психологических теоретических моделей. Многие исследователи придерживаются четкой позиции относительно значимой роли метафор в научном мышлении. Так, S. Duck подчеркивает: «Мы все используем язык для проведения исследований, и этот язык структурирует

9 Там же. - C.56.

10 Свирепо O.A., Туманова ОС. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. - М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

исследование, расширяя и ограничивая процесс размышлений об исследовании... структуры мышления исследователя пронизаны метафорами, которые он выбирает для описания феномена»11. Из тезиса о включенности метафоры в мышление была выведена новая оценка ее познавательной функции и особенно ее моделирующая роль: метафора не только формирует представление об объекте, она также предопределяет способ и стиль мышления о нем. Аналогии, основанные на ключевой метафоре, вводит в свою систему автор теории фреймов (сценариев, в контексте которых изучаются предметные и событийные объекты) М.Минский. Такие аналогии позволяют увидеть предмет или идею «с качествами» другого предмета или идеи, что позволяет применить знания и опыт, приобретенные в одной области, для решения других проблем. Метафора, по Минскому, способствует образованию непредсказуемых межфреймовых связей, обладающих большой эвристической силой12.

Метафора является эффективным средством развития самосознания и субъектности. Чрезвычайно важной в связи с этим представляется мысль Е.В.Улыбиной о взаимовлиянии процессов формирования субъектности, самосознания, а также знаковых и символических форм, в которых отражаются самопредставления: «Формирование субъектности связано с изменением форм репрезентации знаний о себе. Информация, представленная в знаковой форме имеющей дискретный характер, переводится в чувственную форму, имеющую континуальный характер, что приводит к изменению первоначального содержания. Неоднозначность символа дает возможность преодолевать четкую закрепленность системы значений, не теряя при этом связи с группой, опираясь на архаические смысловые связи, объединяющие всех членов группы. Терпимость к противоречиям позволяет сосуществовать противоречивому субъективному отношению к развитию - стремлению к изменению и страху перед изменениями»13. Метафоры пробуждают творческие ресурсы воображения. Язык метафор, будучи одним из универсальных языков человеческого общения и одним из важнейших средств искусства, обеспечивает раскрытие творческих потенциалов субъектов в процессе совместной активности.

Наш анализ показал, что дальнейшая разработка метафоры как развивающего метода раскрывается через ряд ее особенностей. Во-первых, мета-

11 Бачков И.В. Метафора как инструмент практического психолога // Вестн. практ. психологии образования. - 2004. - 1. - С. 64 - 67.

12 Петренко В.Ф. Основы психосемантики....

13 Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. - М.: Смысл, 2001.

фора транслирует от одного человека другому скрытые смыслы. Во-вторых, обладая «свойством преломления», метафорический образ позволяет разглядеть новое содержание в давно известном и перенести эти смыслы за пределы области, их породившей. Скажем, даже во всем известной сказке «Колобок» один увидит картину жизненного пути человека, вынужденного преодолевать разные трудности на разных этапах своей жизни, другой благодаря сказке осознает идею о необходимости автономии от родителей, третий откроет в ней

смысл, связанный с предопределенностью судьбы и следованием своему предназначению, и т.п. В-третьих, следует отметить такое свойство метафоры как самодвижение. Образно говоря, метафора -это волшебный сундучок, в котором каждый находит то сокровище, какое именно он способен там найти. Таким образом, в психологии метафора применяется в качестве диагностического, психотерапевтического и развивающего метода (Рис.1).

Возможности метафоры как психологического метода

Психокор-рекционные и психотерапевтические

Свойства метафоры, обеспечивающие эффективность ее применения

Рис. 1. Метафора как психологический метод

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы. Прежде всего, следует отметить актуальность обращения к метафоре, т.к. это качественный метод, позволяющий изучить субъективный мир личности. Различные возможности метафоры обусловливают ее применение и как диагностического, и как психотерапевтического, и как развивающего метода. Метафора дает возможность сделать объектом, предметом созерцания и воздействия для каждого человека его собственную внутреннюю жизнь. Метафора, обладая парадоксальностью (способностью одно явление раскрывать через другое) и качеством смягчения, облегчения восприятия болезненной информации, может использоваться в коррекционной и консультативной работе для того, чтобы познакомить человека с новыми возможностями и путями решения проблем и удовлетворения желаний. Также необходимо отметить эффективность метафоры в диагностической работе, объясняющаяся

следующими отличительными признаками: 1) неопределенностью стимульного материала или инструкции, благодаря чему человек обладает свободой в выборе ответа или тактики поведения, и которая способствует тому, что поведение более чем когда-либо детерминируется не нормативами, а собственной системой мотивов, ценностей; 2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны исследователя, что способствует максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками; 3) метафора позволяет изучить не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.

Применение метафоры как развивающего метода обеспечивается такими ее особенностями как самодвижение (метафора обладает своей внутренней логикой, развивается по своим внутренним

законам; стоит только придумать образ как он начинает жить и развиваться), свойство преломления в восприятии мира (метафора позволяет увидеть не только измененные формы, но и разглядеть новое содержание в обычных вещах). Таким обра-

зом, грамотное использование метафоризации может сопровождать практическую работу психолога с момента сбора информации до осуществления последней поведенческой проверки проделанной интервенции.

POSSIBILITY OF METAPHOR AS A PSYCHOLOGICAL METHOD

© 2009 T.A.Lipskaya°

Orenburg state pedagogical university

In the article are considered scientific aspects of metaphor, interpretation of metaphor in philosophy, linguistics, psychology. Characteristics and features of metaphor as a method of psychological work are analyzed.

Key words: metaphor, characteristics of metaphor (paradoxicality, self-movement, interpretation), diagnostic possibility of metaphor, psychotherapeutic possibility of metaphor, developing possibility of metaphor.

Lipskaya Tatyana Alexeewna, Lecturer of department of age and pedagogical psychology. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.