Научная статья на тему 'Метафора как средство активизации познавательной деятельности обучающихся'

Метафора как средство активизации познавательной деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТАФОРА / ПОУЧИТЕЛЬНАЯ МЕТАФОРА / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ / АРХЕТИП / ФАСИЛИТАЦИЯ / МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / COMPETENCY / COMPETENCY-BASED APPROACH / ACTIVE LEARNING METHODS / METAPHOR / INSTRUCTIVE METAPHOR / EXTRAPOLATION / ARCHETYPE / FACILITATION / METAPHORICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Анна Владимировна

Метафора, как один из методов активного обучения, направлена на развитие способности квалифицированно (с высокой степенью самостоятельности) решать разнообразные профессиональные задачи. Это идеальный метод ненавязчивого воздействия, ориентированный прямо на бессознательное, поскольку обладает таким важным свойством, как способность снимать сопротивление. Психологический механизм действия метафоры перенос на предмет, образ или на ситуацию, отключающий возможные стереотипы мышления, поведения и реагирования, типичные для данной ситуации. Выделяют экстраполяцию скрытых смыслов, пробуждение творческих ресурсов воображения, семантическое опосредование, актуализацию архетипов, фасилитацию. Метафора отстраняет человека от проблемы, обходя его инстинктивные защитные механизмы, переводит фокус внимания с видения преград на видение возможностей и готовых алгоритмов действий, что и делает ее важным инструментом повышения уровня вовлеченности обучаемых в процесс постижения и усвоения знаний и навыков. Яркость, сюжетность и образность метафоры представляет собой важный инструмент повышения уровня вовлеченности обучаемых в процесс постижения и усвоения знаний и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphor as the means to promote the learner’s cognitive activity

Metaphor as one of the active learning methods aims at developing the ability to solve various professional tasks proficiently (with a high degree of independence). This is a perfect method of unobtrusive influence targeting directly the unconscious as it has the capacity to ease the resistance. The psychological mechanism of metaphor’s effect is the transference on the object, image or situation which removes possible stereotypes of thinking, behaviour and reaction typical for this situation. There is extrapolation of implications, revival of creative resources of imagination, semantic mediation, archetypes’ realization and facilitation. A metaphor makes a person detach from the problem avoiding his instinctive protection mechanisms, shifts the focus from the obstacles to the possibilities and ready action algorithms, metaphors are always picturesque and connected with the situation, which makes them an important tool of raising learners’ involvement into the process of getting knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Метафора как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

4. Базаров Т. Ю. Психологические грани изменяющейся организации . М . , 2007. 277 с .

5 . Шмелев А. Г. Коммуникация, кооперация и конкуренция в самоорганизующихся профессиональных интернет-сообществах // Образовательная политика. 2010 . № 9(47). С. 27-46.

6 . Базаров Т. Ю., Шевченко Ю. С. Особенности изменения индивидуальных решений в ходе групповой дискуссии в виртуальных группах // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология . № 1 . 2012 . С 106-114.

7 . Чучкова Г. С. Интернет-коммуникация как фактор личностного развития: на примере общения в чатах: дис . ... канд. психол. наук. М. , 2008. 239 с.

8 . Ерофеев А. К., Липатов С. А. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тре-

нинг : учеб . пособие для вузов / под ред. Ю . М. Жукова. М. , 2004 256 с

9 . ^лб Д. A. Экспериментальное обучение: опыт как источник учения и развития . Нью-Йорк, 1984. 156 с .

10 . Базаров Т., Пронин Р., Турсунова Ю. Основы коммуникации на факультете психологии филиала МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Ташкенте: опыт разработки и проведения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология . 2015 . № 1 . С 78-93.

11 . Московичи С. Методологические и теоретические проблемы психологии // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 3-14.

12 . Ядов В. А., Семенов А. А., Водзинская В. В. [и др.]. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция . М. , 2013. 376 с.

Distant learning: organization of indirect communication

Bazarov Takhir Yu.,

Doc. Sci. (Psychology), Professor, Lomonosov Moscow State University.

Moscow, Russia. e-mail: [email protected]

Virtual communication technologies are the combination of humanitarian knowledge with technical infrastructure of internet communications. It would be naive to think that the internet infrastructure itself is sufficient for virtual communication development. It means that, firstly, the processes of constructing and using virtual communication are united. Secondly, virtual communication is far more than the world web. The article focuses on the obstacles and possibilities for raising effectiveness of learning via distant interaction means.

Keywords: distant learning, communication, group dynamics, organizational, content and emotional aspects

of group interaction.

Citation: Bazarov T. Yu. Distant learning: organization of indirect communication. Psychopedagogy in law enforcement. No. 2(69) 2017. P. 51-56.

УДК 159.99 + 378.147 © А. В. Соловьева, 2017

Метафора как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Анна Владимировна Соловьева,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя.

Москва, Россия. e-mail: [email protected]

Метафора, как один из методов активного обучения, направлена на развитие способности квалифицированно (с высокой степенью самостоятельности) решать разнообразные профессиональные задачи. Это идеальный метод ненавязчивого воздействия, ориентированный прямо на бессознательное, поскольку обладает таким важным свойством, как способность снимать сопротивление. Психологический механизм действия метафоры — перенос на предмет, образ или на ситуацию, отключающий возможные стереотипы мышления, поведения и реагирования, типичные для данной ситуации. Выделяют экстраполяцию скрытых смыслов, пробуждение творческих ресурсов воображения, семантическое опосредование, актуализацию архетипов, фасилитацию. Метафора отстраняет человека от проблемы, обходя его инстинктивные защитные механизмы, переводит фокус внимания с видения преград на видение возможностей и готовых алгоритмов действий, что и делает ее важным инструментом повышения уровня вовлеченности обучаемых в процесс постижения и усвоения знаний и навыков. Яркость, сюжетность и образность метафоры представляет собой важный инструмент повышения уровня вовлеченности обучаемых в процесс постижения и усвоения знаний и навыков.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, методы активного обучения, метафора, поучительная метафора, экстраполяция, архетип, фасилитация, метафорический тренинг.

Для цитирования: Соловьва А.В. Метафора каксредство активизации познавательной деятельности обучающихся // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 2(69). С. 56-59.

Изменения, происходящие в обществе, неизбежным образом сказываются на организации профессионального образования, порождая новые требования к его

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

качеству. Модернизация российского образования в современных условиях (осуществляемая на основе компе-тентностного подхода) требует от обучающихся форми-

рования и развития способности эффективно разрешать проблемы в избранном ими виде профессиональной деятельности [1]. Речь идет о формировании и развитии надлежащей компетентности специалиста. Подготовка квалифицированных специалистов, востребованных современным обществом, порождает объективную необходимость в поиске конкретных путей эффективной реализации образовательных задач . Такое состояние проблемы и побудило нас обратиться к рассмотрению преимуществ использования метафоры при организации учебного процесса, направленного на развитие компетентности обучающихся

Понятие «компетентность» происходит от слова competentia — «принадлежность по праву», отображает деловые и личностные качества специалиста, уровень его знаний, умений, опыта, чтобы достичь цели в определенном виде профессиональной деятельности, а также отражает моральную позицию специалиста [2, с. 156]. В таком случае специалиста можно называть компетентным, если он является знающим и сведущим в определенной области; если имеет право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо [3, с. 6]. Компетентным является такой специалист, который способен самостоятельно искать, находить источники новых знаний либо генерировать их В связи с этим проблема формирования и развития компетентности как ключевого свойства профессионала — один из важнейших предметов обсуждения современной психолого-педагогической науки

В контексте принятого за основу компетентност-ного подхода к обучению обучающиеся должны не просто усвоить предельно возможное количество знаний, но и приобрести навыки их творческого применения на практике. Если рассматривать в качестве ведущего приоритета профессионального образования компетентность обучающегося, предполагающую такое изменение человека, которое приводит к наращиванию его возможностей в профессиональной деятельности, то очевидна целесообразность опоры на три основные направления в деятельности преподавателя. Речь идет о:

— расширении запаса знаний обучающегося, что связано с профессиональной деятельностью;

— пополнении профессионального поведенческого репертуара обучающегося;

— обогащении отношений с миром в целом

Нацеленность преподавателя на следование данным

направлениям оказывает видимое содействие по замене пассивной позиции обучающихся, направленной на заурядное впитывание учебного материала, на позицию активного пользователя информацией, ориентированного на умение практически реализовать знания, успешно и с высокой степенью самостоятельности решать профессиональные задачи На развитие у обучающихся такой способности (квалифицированно и с высокой степенью самостоятельности решать разнообразные профессиональные задачи) направлены и методы активного обучения [4].

1 Русский язык: энциклопедия . М. , 1997. С. 233.

Особенности применения в учебном процессе методов активного обучения:

— опора на сущность изучаемого феномена;

— формирование условий, способствующих повышению мотивации и эмоциональной вовлеченности обучающихся в учебную ситуацию, что активизирует мыслительную деятельность;

— управление процессом поисковой активности обучающихся за счет провоцирования ситуации неопределенности в их деятельности;

— формирование навыков самостоятельной творческой выработки решений в условиях моделирования, характеризующихся повышенной мотивацией и эмоциональностью обучающихся;

— взаимная активность обучающихся и преподавателей, развивающая рефлексивные способности обеих сторон

Наиболее распространенными и признаваемыми методами активного обучения являются диспут, тренинг, деловая игра, прием анализа конкретных ситуаций, называемый также кейс-стадии, методы интеллектуальной разминки, мозговой штурм и др

Среди подходов, позволяющих совершить прорыв в сознании и понимании профессиональной ситуации, важное место занимает обучение, организованное посредством использования метафоры [5]. Р. Майер (R. Mayer) назвал такие метафоры «поучительными» и указал, что «студенты, в процессе обучения которых использовались поучительные метафоры, решали в два раза более задач и запоминали теоретический материал на 30 % лучше, чем студенты, лишенные метафорической информации» [6, р . 57].

Метафора — это образное выражение понятия или ситуации в переносном смысле 1 . Она всегда прямо или косвенно соотнесена с действительным миром, углубляет понимание реальности и свойства последней Само слово «метафора» происходит от греческого metaphora, что обозначает сосуд для переноса чего-то, амфору. Базовый механизм работы метафоры — перенос свойств одного предмета или явления на другой, осуществляемый на основании такого признака, который является общим или сходным для обоих сопоставляемых феноменов .

Область применения метафорической составляющей (как средства психологического воздействия) чрезвычайно широка Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что без опоры на метафору по-настоящему продуктивное научное творчество едва ли возможно . С. Дак пишет: «Мы все используем язык для проведения исследований, и этот язык структурирует исследование, расширяя и ограничивая процесс размышлений об исследовании, структуры мышления исследователя пронизаны метафорами, которые они выбирают для описания феномена» [7, с. 11].

Метафоричность пронизывает все, поэтому метафора — это идеальный метод ненавязчивого воздействия, ориентированный прямо на бессознательное. «В том-то и сила метафоры, что ее действие, как вино, в первые ми-

нуты восприятия туманит взор разума и блокирует нашу привычную склонность к критической аналитике» [8, с. 140]. Иными словами, метафора обладает бесценным свойством — способностью снимать сопротивление Так, слушая красивую сказку, человек без какого-либо напряжения и абсолютно естественно представляет себя на месте главного героя. Ассоциируясь с ним, он переживает за него Проявляя эмпатию, испытывая сочувствие, он таким образом совершенно непринужденно воспринимает тот опыт и внушения, которые в своей содержательной части предназначаются главному герою . Более того, с использованием метафоры у человека появляется возможность без опаски (например, от лица сказочного героя) высказать свое мнение по какому-либо вопросу Происходит это потому, что перенос на предмет, образ или на ситуацию отключает возможные стереотипы мышления, поведения и реагирования, традиционно характерные данной ситуации В результате человек (ранее излишне эмоционально включенный в ситуацию и заблокированный фиксацией внимания на преградах) дистанцируется от заданной проблемы. Отвлечение от проблемы делает человека более свободным в своих мыслях, решениях и поступках, высвобождая огромный потенциал творческих сил Возможность опосредованного сообщения своих чувств, переживаний, сомнений, мыслей позволяет не просто освободиться от них, но и открывает дорогу к решению сложившейся ситуации

В общих чертах скажем так: действие метафор основано на работе нескольких психологических механизмов К числу наиболее значительных И В Вачков относит следующие [7, с. 17-18]:

1) экстраполяция скрытых смыслов. Аристотель считал, что искусство метафоры — это искусство находить сходство между разными, порой очень непохожими вещами [7, с. 6]. Метафора не может быть ясной и логичной В по-настоящему качественной метафоре огромное количество скрытых смыслов, бросающих своеобразный вызов бессознательному И поскольку метафорический образ обладает свойством преломления, то у субъекта возникает возможность обнаружить в обычных вещах совершенно новое содержание, например, за счет выноса этих смыслов за пределы области, их породившей. Субъект довольно легко находит в метафоре требуемое содержание, потому что оно соотносится с его миропониманием и жизненным текстом 2. Так, минуя собственное сопротивление, обходя преграды рационального познания, человек постигает сущность изучаемых явлений;

2) пробуждение творческих ресурсов воображения. Прямолинейность логического мышления, опираясь на малоэффективное механическое запоминание, часто лишь запутывает человека на пути решения проблемы . Фиксируя его внимание на преградах и препятствиях (как действительных, так и воображаемых), рациональное осмысление действительности существенно затрудняет преодоление трудностей Метафорическое видение действительности не вызывает сопротивления сознания, поскольку связано

с деятельностью правого полушария, в результате чего возникает возможность непосредственного обращения к подсознанию Использование метафорических моделей снимает имеющуюся излишнюю конфронтацию и помогает избежать преждевременной критики и рационализации У человека появляется возможность рассматривать свою деятельность из другой плоскости, приводя в действие внутренние, творческие ресурсы личности, мягко и ненавязчиво находить неочевидные и нестандартные возможности по решению таких проблем, которые при классическом (т е рациональном) подходе выглядят неразрешимыми Погружение обучающихся в детство, использование метафоры пробуждает у них новый запас энергии . Напряжение и иные негативные переживания с использованием метафоры высвобождаются более спокойно Все это придает особую легкость и процессу обучения;

3) семантическое опосредование. Метафоры являются эффективным средством взаимоотражения семантических пространств преподавателя и обучающегося, на основе чего создается их общее семантическое пространство Происходит это за счет блокировки склонности человека к критической аналитике Преподаватель и обучающийся становятся более свободными в своих мыслях и поступках на фоне принятия и сопереживания друг другу Таким образом, возникает возможность не просто понимания изучаемой информации (в ее когнитивном аспекте), но и глубокого взаимопроникновения в ее систему смыслов и значений за счет чувственной составляющей;

4) актуализация архетипов. К. Г. Юнг писал: «Все самые яркие и мощные идеи восходят исторически к архетипам» [9, с . 46]. Архетипы — это универсальные врожденные психические структуры, которые несут в себе свойства всего человечества как некоторого целого К Г Юнг описывал их в виде первичных образов, свойственных всему человечеству, тождественных по своей форме для всех представителей данного биологического вида. Это и становится основой общности жизненных текстов преподавателя и обучающегося, фундаментом для глубокого взаимоотражения Основная область проявления архетипов — мифы, верования, анекдоты, сказки и иные художественные произведения, сны и в том числе метафоры, преимущество которых, по мнению К Г Юнга, заключается в том, что «...они гораздо в большей степени объективизируют конкретику и, соответственно, делают возможной персонификацию ее.» [10, с . 184];

5) фасилитация (т. е . помощь, облегчение). Транслируемые обществом стереотипы поведения и реагирования существенно ограничивают свободу человека, делают его зажатым и закрытым, что заметно осложняет процесс психологического воздействия Метафоры же облегчают осознание получаемой информации, поскольку снижают воздействие негативных эмоций, сопровождающих ее. «Смысл рассказанного „попадает в точку", но каким-то удивительно отстраненным путем.

2 И. В. Вачков понимал жизненный текст как совокупность поведенческих паттернов и представлений участника о себе и мире, о его отношении к себе и миру, которые все вместе пишут человеческую жизнь .

Проблема хоть и высвечивается, но предстает спокойно-расплывчатой; повествование хоть и пробуждает скрытые возможности и способности, но неким обобщенным и отнюдь не напористым образом» [11, с. 57]. Метафоры действуют несколько мягче и деликатнее, нежели какие-либо иные средства психологического воздействия Получается, что нужного результата человек достигает сравнительно легко: метафора как бы отстраняет человека от проблемы и, обходя таким образом его инстинктивные защитные механизмы, переводит фокус внимания с видения преград на видение возможностей и даже готовых алгоритмов действий

Метафора — это идеальный метод ненавязчивого воздействия, ориентированный на бессознательное

Метафора обладает важным свойством: способностью снимать сопротивление Происходит это потому, что перенос на предмет, образ или на ситуацию отключает возможные стереотипы мышления, поведения и реагирования, традиционно характерные для данной ситуации Отвлечение от проблемы делает человека более свободным в своих мыслях, решениях и поступках, обнаруживая огромный потенциал творческих сил, что открывает дорогу к решению сложившейся ситуации

Метафора представляет собой важный инструмент повышения уровня вовлеченности обучаемых в процесс постижения и усвоения знаний и навыков . В процессе метафоризирования обучения следует соблюдать меру, руководствуясь декларируемой целью ее использования и необходимым эффектом от ее применения

Отметим, что метафора является одним из наиболее доступных средств воздействия на человека, красивый и тонкий инструмент для работы с психикой . А. Эйнштейн писал: «Рациональный разум — это преданный слуга, интуитивный разум — это священный подарок» [7, с. 7]. Использование метафор — привычная практика любого человека с самого рождения Метафоры в виде иносказаний, притч, сказок, легенд, анекдотов, отражающих ту или иную проблематику отношений героев, объясняющих эмоциональное состояние человека, нормы морали, этические нормы, демонстрирующие и формирующие новые формы

поведения, сопровождают человека всю жизнь. С этой точки зрения ему нет необходимости знакомиться с каким-то новым процессом. «Владение метафорой, включающее умение видеть и создавать ее, дарует человеку способность воспринимать яркие и неожиданные связи между предметами и явлениями мира — даже самыми непохожими, а значит, расширяет его знания» [7, с. 16]

Яркость, сюжетность и образность метафоры представляет собой важный инструмент повышения уровня вовлеченности обучаемых в процесс постижения и усвоения знаний и навыков . Это справедливо для изучения любой дисциплины . Разумеется, как и во всем, в процессе метафоризирования обучения следует соблюдать золотую середину. Соблюдение таких требований позволит в мягкой и ненавязчивой форме предлагать обучающимся новые знания и модели поведения

Список литературы

I. Мальцева Т. В., Сепиашвили Е. Н. Портфолио-процесс и метод проектов в образовательной среде ведомственного вуза МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 3(62). С. 83-87.

2 . Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога : учеб. пособие. М. , 2005. 320 с.

3 . Боллигер Л. В., Варыханова К. В., Марчукова С. Ф. Психология профессиональной деятельности. Иркутск, 2012. 102 с.

4. Павлов А. В. Выбор методов обучения на разных этапах образовательного процесса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 3(62). С. 87-92.

5 . Taylor W. Metaphors of Education . Oxford, 1984. 140 р .

6 . Mayer R. The instructive metaphor: Metaphorical aids to students' understanding of science. Metaphor and Thought / ed. A . Ortony. Cambridge, 1993. 350 р .

7. Цит. по: Вачков И. В. Метафорический тренинг. М. , 2006. 144 с .

8 . Таранов П. Секреты поведения людей. М. , 2007. 177 с .

9 . Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации . М. , 1996. 269 с.

10 . Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления . Минск, 2003 495 с

II. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» / пер. с англ. Т. К. Кругловой. М. , 2000. 144 с .

Metaphor as the means to promote the learner's cognitive activity

Solovieva Anna V.,

Cand. Sci. (Psychology), Associate-Professor, Associate-Professor at the Department of Psychology, V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Moscow, Russia. e-mail: [email protected]

Metaphor as one of the active learning methods aims at developing the ability to solve various professional tasks proficiently (with a high degree of independence). This is a perfect method of unobtrusive influence targeting directly the unconscious as it has the capacity to ease the resistance. The psychological mechanism of metaphor's effect is the transference on the object, image or situation which removes possible stereotypes of thinking, behaviour and reaction typical for this situation. There is extrapolation of implications, revival of creative resources of imagination, semantic mediation, archetypes' realization and facilitation. A metaphor makes a person detach from the problem avoiding his instinctive protection mechanisms, shifts the focus from the obstacles to the possibilities and ready action algorithms, metaphors are always picturesque and connected with the situation, which makes them an important tool of raising learners' involvement into the process of getting knowledge and skills._

Keywords: competency, competency-based approach, active learning methods, metaphor, instructive metaphor, extrapolation, archetype, facilitation, metaphorical training.

Citation: SolovievaA.V. Metaphor as the means to promote the learner's cognitive activity. Psychopedagogy in law enforcement. No. 2(69) 2017. P. 56-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.