УДК 316.43; 379.851
А. М. Соколов
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
Представлен результат изучения возможности моделирования процесса развития детско-юношеского туризма как части системы дополнительного образования детей в Томской области. Показано, что выстраивание моделей сетевого взаимодействия носит дополнительный характер, мобилизующий творческие ресурсы (интеллектуальный капитал) сотрудников взаимодействующих организаций. Обосновывается целесообразность создание базовых (опорных) центров, стажировочных площадок и экспертных центров по направлениям дополнительного образования детей, в частности турист-ско-краеведческого направления.
The results of studying the possibility of modeling the development process of children and youth tourism as part of additional children education in the Tomsk region. It is shown that the alignment of network interaction models is additional, mobilizing creative resources (intellectual capital) employees interacting organizations. The feasibility of the creation of the base (reference) centers, internship sites and centers of expertise in areas of additional education of children, particularly tourist destinations of local lore.
Ключевые слова: развитие туризма, детско-юношеский туризм, сетевое взаимодействие, дополнительное образование детей, регион, Томская область.
Keywords: development of tourism, youth tourism, networking, additional children's education, the region, the Tomsk region.
Предлагаемый материал - результат изучения возможности моделирования процесса развития детско-юношеского туризма (ДЮТ) как части системы ДО (дополнительного образования детей) в Томской области.
Условия развития систем образования
Выстраивание сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях происходит сейчас в условиях неустойчивого развития сферы образования («то взлёт, то посадка, то снег, то дожди»). Повышение устойчивости образовательных систем и предсказуе-
мости развития (прогнозирования) - многоуровневая задача управления, где региональные органы управления образованием не самые высокие в иерархии. На своем уровне они финансируются по остаточному принципу финансирования (сколько есть, а не столько, сколько нужно).
Процессы, идущие в образовании на региональном уровне, вложены (зависимы и подчинены) во всероссийские процессы. Процессы в образовании на муниципальном уровне вложены в процессы, идущие на региональном уровне. И так далее - процессы, наблюдаемые на школьном уровне, в УДО (учреждения дополнительного образования), - вложены в процессы, идущие на всех вышестоящих уровнях (рис. 1).
Рис. 1. Построение проектного пространства в образовании предполагает
взаимную вложенность проектов
Внешние и внутренние факторы, воздействующие на сферу образования:
• Бесконечные изменения системы управления образованием (частая смена моделей управления, плохая прогнозируемость траектории развития).
• Нестабильность финансирования, вытекающая из слабого прогнозирования.
• Необходимость постоянного адаптирования к изменениям внешней среды (законодательство, ограничивающие условия и пр.).
• Изменения запросов общества на образование и воспитание (на инновации, информатизацию, на удовлетворение специфических потребностей обучающихся - инклюзивное, индивидуальное, углубленное образование, на сопровождение одарённости).
• Наличие потенциальных партнёров, обладающих ресурсами и способных к кооперации: смежные ведомства (культура и туризм, спорт, профобразование, МЧС и др.).
Сетевое взаимодействие региональных ведомств и учреждений при разработке и реализации образовательных программ (модели и уровни)
Это взаимодействие видится по следующим направлениям:
• Проект сетевого взаимодействия «Туризм в системе ГТО: интеграция основного и дополнительного образования». Блоки (подпроекты):
• доквалификация учителей физической культуры, давно забывших что такое туризм,
• туристский ликбез для пожелавших
выполнить нормативы,
• тестирование обучающихся,
Цель - подготовка маршрутов, материальной базы и кадрового актива образовательных учреждений к массовому выполнению нормативов. Инструменты:
• краткосрочные курсы повышения квалификации (теория);
• семинар-практикум (практическая часть курсов);
• создание централизованных фондов в муниципальных образованиях турснаряжения для проведения маршрутов, экспедиций, палаточных лагерей.
Рис. 2. Вхождение туризма в систему испытаний ГТО - шанс получить детско-юношескому туризму «второе дыхание» с использованием достижений науки и техники, с учётом традиций отечественной педагогики
Туризм таки включили в систему ГТО (рис. 2), однако риск остаться на бумаге велик, ибо органы управления физической культурой и спортом, ответственные за внедрение, а также система профильного физкультурного образования имеет слабую образовательную траекторию в направлении туризма. Обозначенный инициативный проект восполнит необходимый пробел.
• Проект сетевого взаимодействия «Познавательные и спортивно-оздоровительные маршруты Томской области», «Коллекция томских чудес» направлен на активное включение объектов познавательного и туристского интереса в образование и воспитание обучающихся (рис. 3).
Рис. 3. Находим, фиксируем «чудеса» и делаем их общественным достоянием, в том числе с использованием вики-технологий, включаем в маршруты,
см. http://blog .коЬ .tomsk.ru/wiki/
Цель проекта - организационно-методическое сопровождение маршрутной деятельности в туристско-краеведческом направлении сферы образования и воспитания. Одни из стартовых задач: формирование региональных компонент событий, отвечающих целям; выстраивание многоуровневой системы взаимоотношений; повышение туристской информативности среды образования и воспитания. Инструменты:
• «Областная туристско-краеведческая экспедиция школьников и молодёжи», форма развития экспедиционных и спортивно-оздоровительных познавательных путешествий.
• Фотоконкурс совместно с РГО (Томское отделение Русского географического общества): визуализация объектов туристского интереса;
• вложенные краеведческие интернет-проекты «Коллекция чудес района/города»;
• другие региональные компоненты: две краеведческие конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» (весна и осень), вики-проект «Коллекция томских чудес» («Семь чудес Томской области»).
Рис. 4. Программное обеспечение детско-юношеского туризма необходимо адаптировать под государственный запрос на создание массовых технологий освоения туристских навыков в рамках ГТО
Обозначаем проблему: с одной стороны, существуют программы дополнительного образования на 1, 2, 3 и 5 лет, с другой стороны, нет краткосрочных образовательных программ (1, 2, 3 и 6 месяцев), работающих в условиях нашего сурового климата, в рамках которых подготовка обучающихся к прохождению испытаний на маршрутах ГТО станет возможна. Однако в российской традиции есть значки «Юный турист России» и «Турист России» и
опыт подготовки значкистов в системе образовательных учреждений в России (рис. 4).
В Томской области маршрутная работа пока не имеет организационной основы на региональном уровне (региональная компонента в системе образования структурно не оформлена). Существует лишь форма предъявления результатов туристско-краеведчес-кой деятельности педагогов - конкурс. В областном конкурсе детских специализированных (профильных) палаточных лагерей две последние новые номинации суммируют результаты деятельности тех, кто занимается подготовкой опытного туристского актива в ОУ (на маршрутах) и генерирует локальные проекты и программы развития туристской работы (экспедиции по созданию новых маршрутов, туристско-краеведческие познавательные маршрутные проекты):
• Группа «В» - передвижные лагеря-походы: юношеские туристские спортивные походы (категорийные маршруты); предельная наполняемость туристской группы - не более 15 участников.
• Группа «Г» - экспедиции1 и исследовательская краеведческая деятельность, проекты. Наличие сформулированного исследовательского задания и отчёта о выполнении задания (заключения) - обязательно. Формы деятельности любые: проекты (реализуемые в течение года или его части), каникулярные программы образовательных учреждений, общественных организаций, в том числе в рамках оздоровительно-образовательных площадок, кем-пинговых лагерей (как с дневным, так и с круглосуточным пребыванием детей), представившие краткосрочные оздоровительно-образовательные программы с туристско-краеведческим и спортивно-оздоровительным содержанием, в том числе программы различных профессиональных проб2, образовательных стажировок, социальных практик).
1 Экспедиция - путешествие со специально определённой целью - научной или военной. Туристские экспедиции организуются с целью туристского освоения новых районов, испытания новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться краеведческие, медико-биологические, физиологические, геологические и другие исследования по заданию государственной или общественной организации (учреждения).
Профессиональная проба - это моделирование для обучающегося ситуации, актуализирующей значимые элементы определенной профессиональной 134
Скажем о возможностях! В Томской области возможно культивирование пешеходного, водного, лыжного туризма как средств круглогодичной физической и туристской подготовки обучающихся и как форм оздоровления обучающихся (благо, что программы оздоровления в приоритете губернатора). Сделать эти средства привлекательными - педагогическое и организаторское искусство, искусство тех, кто создаст новые «маршруты Деда Мороза» зимой, «водные регаты палаточных лагерей» летом, организует туриады (зимние и летние), а также создает необходимые условия для выполнения туристских массовых нормативов в объёме нормативов значков «Турист России», «Юный турист России».
Считаем необходимым (!) объявить конкурс на разработку туристско-краеведческих маршрутных проектов и образовательных экспедиционных краеведческих программ. И это задача самого ближайшего будущего.
Итак, на основе данного фактологического и проблемного материала мы создадим модель развития ДЮТ как части системы ДО в Томской области. Назовём процессы, способствующие развитию туристско-краеведчес-кому направлению дополнительного образования в Томской области. Проследите, пожалуйста, насколько это совпадает со знакомыми процессами в известной вам части образования (постараемся максимально упростить восприятие достаточно сложных определений из теории управления глобальными и региональными социальными процессами, включая понятия теории систем, изучаемой, увы, в основном, не в педагогических вузах):
I. Определение вектора целей, вектора текущего состояния и вектора ошибки в образовательной организации (или сфере об-
деятельности. Прохождение профессиональной пробы связано с принятием образовательного решения. В современной школе реализуются различные виды и уровни профессиональных проб. В зависимости от того, кто инициатор и основной заказчик, различают пробы «по заказу ребенка» и «по предложению сверху». Далее деление проходит по принципу организации: пробу организует образовательная организация, профессионал или педагоги. И наконец, для организации профессиональных проб ОУ может использовать собственный или сетевой ресурс. Целью организации профессиональных проб является создание дополнительных условий для профессионального самоопределения учащихся.
разования) на муниципальном уровне. Понятие вектора целей входит в круг понятий одной из российских методологий, которая выводит на математически точное определение результата и способы диагностики состояния (отсюда, совершенно другие целевые показатели), даёт представление о точности (и размерности) определения полученного промежуточного результата и его отклонения от желаемых значений. Если вы уже написали программу развития учреждения, своего направления, то «потрясите» свою программу на предмет соответствия (сформулированности трёх сторон треугольника: куда хотели «рулить»? Куда «рулим» на самом деле? И в чём наша ошибка? «Кто виноват и почему?» - это вопрос нравственности (норова, характера и наличия необходимой системы координат, меры понимания процессов и положения вещей) в организациях, у их органов управления и их ЛПРов (лиц, принимающих решение). Обретение сформулированного вектора целей -важный процесс, и в этом направлении нам идти (рис. 5).
Рис. 5. Векторная алгебра нам в помощь, всем, кто делает образовательные проекты, ставит высокие цели и желает их достигать в бескризисном варианте
II. Достижение необходимого для успешного выполнения задач развития департаментизации и создание условий для поддержки добровольной (не насильственной, творческой) кооперации в организационной структуре вашей образовательной организации или сферы образования на муниципальном уровне. ДЕПАРТАМЕНТИЗАЦИЯ - процесс организационного обособления специализированных работ в организации. Департаментиза-ция - верный признак наличия программно-целевого управления. КООПЕРАЦИЯ - объединение физических и (или) юридических
лиц на основе добровольного членства для коллективного предпринимательства (создания новшеств и внедрения инноваций). Кооперация (от латинского слова «cooperatio») означает сотрудничество. Это и стиль корпоративной работы, приём в управлении, и процесс в организационном строительстве оргструктуры, когда члены коллектива добровольно тесно сотрудничают для достижения общей цели (или задачи). Департаментизация (иноязычный термин французского происхождения), означает обособление в отдел, отделение. Это другой стиль построения работы, когда каждый отдел, группа, выполняют свою задачу и не зависят от других.
III. Повышение методологической культуры работников сферы образования и формирования актуального методологического аппарата. В нашей областной образовательной организации этому способствует создание ресурсно-методического центра как проекта и как оргструктуры, обладающей способностью достигать перспективных целей развития дополнительного образования (этим целям соответствуют низкочасотные процессы) в условиях постоянного внешнего высокочастотного воздействия. Для достижения необходимого результата считаем необходимым применить как понятийный аппарат педагогической науки, так и понятийный аппарат теории систем, в частности отечественной методологии ДОТУ (Достаточно общая теория управления)1: субъект и объект управления; полная функция управления; устойчивость в смысле предсказуемости; концепция управления и др. Поэтому возникает необходимость менеджеров образования (руководителей) направлять на курсы управленцев, а старшим методистам требуется осваивать незнакомый понятийный аппарат науки управления на уровне обыденного сознания (рис. 6). Овладев элементами теории управления, на практике специалисты образования входят в управление социально значимыми процессами воспитания и образования на бескризисной основе. Остаётся предостеречь от увлечения западничеством, в котором не много ответов для бескризисного
1 Достаточно общая теория управления (ДОТУ): постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики - процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета (1997-2004 гг.) / Электронная библиотека. URL: http://kob.Su/biblioteka/#Knigi, свободный. (10.12.2015) - Подробнее на http://kob.su/base/doc/knigi/dostatochno_ obshzaya_teoriya_upravleniya.doc
управления, но много шумных эффектов. Они учатся у нас, у советской науки, и выдают нам рецепты «как жить» уже в своей западной терминологической традиции, соответствующей «не нашей» ментальности. Отсюда кажущийся эффект новизны. Те, кто обезьянничает, получают информацию со смысловыми искажениями, отдаляющими нас от результата «100% достижение целей» (рис. 7). Разница методологии Запада в том, что они дают приращение необходимого результата в незамкнутом операциональном пространстве «на столько-то процентов», а овладение отечественными методологиями управления даст возможность уменьшение вектора ошибки до нуля.
Рис. 6. Образование можно рассматривать как колебательный процесс устойчивого роста культуры индивида и самих образовательных организаций
Рис. 6. Обеспечение стабильности своего образовательного учреждения и 100%-ного достижения качества образования (управления образованием)
Вы хотите результат 100%? Тогда зададим вопросы на формирование необходимых обратных связей с читателем. «Поднимите руки»:
1) Кто вспомнит, просто вспомнит, что вы проходили когда-то в математике какие то вектора? Ведь давно это было. А если помнит, то в каком классе проходили (или проходят сейчас)?
2) У кого из Вас математика была увлечением или кто имел в прошлом инженерное образование (выработали инженерный склад ума)?
■ 1ца ч>: опр&д&кенщ?ъёктора # пространстве и связанные с ним понят и я; р и вен ст но
♦ Уддсты решать, задачи по
Рис. 7. Повтор отечественного урока
для школьников за 9-й класс по геометрии - лучшее упражнение по обеспечению стабильности своего образовательного учреждения. Одолев эти упражнения, ищем в сети Интернет материал по построению векторов целей для организации и проектов
3) При условии наличия должной меры понимания происходящих процессов и явлений (методологической грамотности, опыта применения теорий на практике) и достаточности ресурсов - у вас всё получится с векторами ваших целей и начнётся поступательное эволюционное движение, а «срывы управления» из-за внешних причин будут уменьшаться. Пока не освоим понятийный аппарат методологии управления, нам приходится вспоминать слова из песни Аллы Пугачёвой: «Сделать хотел утюг, слон получился вдруг» (то же, но в народной интерпретации: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»). Проверьте СВОИ выстраиваемые модели развития дополнительного образования на соответствие теоретической модели «трёх векторов». Сформулированность вектора целей - первый раздел в вашей модели организации педагогического процесса (целеполагания), сформулированность вектора текущего состояния (диагностики) - другой раздел в механизме реализации «на бумаге» и подбор инструментов для уменьшения вектора ошибки - необходимы для оперативной коррекции деятельности образовательного учреждения. Необходимая мера понимания происходящих процессов и наличие воли для достижения результата (100%) у вас и вашего коллектива станут гарантами вашей успеш-
ности. Надеюсь, проведенные минуты за работой над собой позволят сформировать образовательный запрос на изучение и учёт отечественной методологии ДОТУ - научного аппарата для описания социальных процессов в наиболее общей форме, используемого для формирования и осмысления социальных эффектов на стыке научных дисциплин: науки управления и педагогики. «Мы живём не так, как мы работаем, а так, как нами управляют», - говорил генерал-майор К. П. Петров.
4. Создание базовых (опорных) центров, стажировочных площадок и экспертных центров по направлениям дополнительного образования детей, в частности туристско-краевед-ческого направления.
Чтобы не потеряться в фактологии, проинвентаризируем имеющиеся коллективы, активно ведущие туристско-краеведчес-кую деятельность и активно сотрудничающие с нами (можно быть вещью самой в себе, самодостаточной и не быть готовым к обмену). Нужно знать, из чего выбирать в регионе. Для нас это:
• 125 школьных музеев, включая комнаты боевой и трудовой славы, используемых в воспитательно-образовательном процессе. Из всех школьных музеев 82 паспортизированы;
• 41 коллектив, участники конкурса палаточных лагерей, из 44 выявленных потенциальных участников этой деятельности. В реестре палаточных лагерей смежного департамента по вопросам семьи и детей учтено лишь несколько;
• 62 образовательных учреждения (участники I Смотра-конкурса на лучшую организацию туристской работы), выстроенные в рейтинг на основании разработанной специальной методики с объёмными показателями туристско-краеведческой деятельности, по группам и подгруппам участников (школы - городские и сельские, УДО). Определены коллективы-лидеры школьного и детско-юношеского туризма по всему спектру туристско-краевед-ческой деятельности;
• 19 команд образовательных организаций из Каргасокского, Томского, Зырынского, Кривошеинского, Первомайского районов, городов Томск, Колпашево, Стрежевой и Северск, принимающих участие в областных туристско-краеведческих слётах, соревнованиях, дополняемых прикладными соревнованиями по пожар-но-прикладному спорту («Школа безопасности»). Доступность для
обучающихся туристских систематических занятий (походы и соревнования) в 8 из 20 муниципальных образованиях под большим вопросом. Эти районы не создали ни одно постоянно действующее туристское объединение. Их нет в Александровском, Бакчарском, Верхнекетском, Кожевниковском, Молчановском, Парабельском, Тегульдетском, Шегарском районах и в городе Кедровом. В диалоге с их органами управления необходимо находить приемлемые формы взаимодействия, строить совместные планы по развитию ДЮТ в событийных формах (палаточные лагеря, агитпереходы с участием их детей).
Из 18 УДО в нашем туристском рейтинге I Областного смотра-конкурса на лучшую организацию туристской работы находятся в лидерах:
• МБОУ ДОД ДДЮ «КЕДР», г. Томск, 10762 балла - 1-е место.
• МБОУ ДОД «Станция юных туристов», г. Стрежевой, 2832 балла - 2-е место.
В сравнении с ними наш областной методический центр на фоне этих лидеров по туристско-краеведческому направлению смотрится пока скромно (скажем сразу, что работа с детьми - прерогатива муниципалитетов, а не областных структур, но проведение всех областных мероприятий - наша; и это тоже показатели в нашей методике):
• ОГБОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей», г. Томск, 509 баллов - 7-е место.
Из 40 школ, общеобразовательных учреждений в муниципалитетах в нашем рейтинге смотра-конкурса находятся в лидерах (табл. 1):
Таблица 1
Выдержки из итогового протокола смотра-конкурса на лучшую организацию туристской работы в ОУ (номинация «Лучшая общеобразовательная школа»)
№ п/п Участник смотра-конкурса -учреждение Территория Результат !ср., баллы Место в конкурсе
1 МАОУ «СОШ № 4 им. И.С. Черных» г. Томск 2743 1
2 МАОУ «СОШ № 5» г. Стрежевой 2081 1
3 МБОУ «СОШ № 4» г. Колпашево 1422 2
4 МБОУ «СОШ № 4» г. Стрежевой 1020 2
5 МАОУ «СОШ № 2» г. Колпашево 1078 2
6 МАОУ «СОШ № 32 г. Томска» г. Томск 871 3
7 МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1» Верхнекет-ский район 868 3
8 МБОУ «Михайловская СОШ» Зырянский район 860 3
9 МБОУ «Березовская СОШ» Первомайский район 728 4
10 МАОУ «Гимназия 13» г. Томск 645 5
Из областных учреждений интернатного типа (школы-интернаты), воспитательных учреждений (детские дома) по туристс-ко-краеведческому направлению составили отдельный рейтинг, оценивающий потенциал учреждений (табл. 2):
Таблица 2
Выдержки из итогового протокола I Областного смотра-конкурса на лучшую организацию
туристкой работы в ОУ (номинация «Лучшая школа-интернат»)
№ п/п Участник смотра-конкурса -учреждение Территория Результат !ср., баллы Место
1 ОГОУ «Томский кадетский корпус» г. Томск 629 1
2 Клюквинская СОШ-интернат, в т. ч. филиал в пос. Центральный Верхнекетский район 343 2
3 ОГКОУ «Зырянский детский дом» Зырянский район 300 3
4 ОГБОУ «Томский физико-технический лицей» г. Томск 206 4
Исходя из полученных данных, считаем, что базовыми (опорными) центрами могут быть:
• Для развития школьного краеведения (для нас ценно взаимодействие по проведению окружных и областных краеведческих конференций на базовых площадках):
о с. Первомайское (ЦДОД) в Причулымье, на востоке области;
о с. Мельниково (ДДТ) в Приобье, в западной части области, на левобережье Оби;
о г. Колпашево и г. Стрежевой (Стрежевой + Александровское) - в центре и на севере Томской области;
о г. Томск, областной центр - ДДЮ «КЕДР» г. Томска, Томский областной краеведческий музей, общественные организации -РГО, «Дом природы», «Отчий край» и др.
• Для развития спортивно-оздоровительного детско-юношеского туризма (для нас ценно взаимодействие по проведению межмуниципальных (окружных) и областных мероприятий по спортивному туризму и прикладным дисциплинам (поисково-спасательные работы в природной среде), прикладным видам спорта МЧС (пожарно-прикладной спорт):
о г. Колпашево (СОШ № 7 + Городской молодёжный центр) на севере области;
о с. Первомайское Первомайского района (Первомайская СОШ) и с. Михайловка Зырянского района (Михайловская СОШ, турклуб «Бумеранг»);
о г. Томск:
■ ДДЮ «КЕДР» г. Томска (до 50 педагогов в сотрудниках), ДДЮ «Наша гавань» г. Томска (3 педагога), СП «Фрегат» ДДТ «У Белого озера» (2-3 педагога), в которых педагоги используют туристские формы работы с обучающимися;
■ 25 туристско-альпинистских клубов во главе с Томской федерацией спортивного туризма, Томской областной федерацией альпинизма и Городской федерацией скалолазания (до 1500 человек, систематически занимающихся природоориентированными видами спорта и имеющих организаторский, судейский опыт, спортивные квалификации, но - в свободное от работы и учёбы время -иногда могущие стать волонтёрами в детско-юношеском туризме);
■ общественные организации «Томская областная федерация спортивного туризма», «Дом природы», «Школа безопасности»;
■ Томский областной краеведческий музей, НИ Томский государственный университет (два факультета - ФФК + ГГФ), Томский государственный педагогический университет (кафедра БЖД и клуб туристов), Томский политехнический университет (специальность «Техносферная безопасность» и общественное формирование «Корпус спасателей»);
■ спортивные вузовские и оборонно-спортивные клубы, общественные организации, использующие палаточные лагеря, полевые сборы и туристские поездки (выездные сборы) как формы каникулярной работы с детьми.
Выводы
Для устойчивого развития одного из направления дополнительного образования как на региональном уровне, так и в муниципальном масштабе, включающем каждую организацию, необходимо сосредоточение группы специалистов одного направления, имеющих необходимые ресурсы, сосредоточенные на уровне одного подразделения. Для компенсации недостаточности ресурсного обеспечения (департаментизации) необходимо запускать процессы кооперации ресурсов. Определение соотношения этих двух процессов, нахождение оптимума - опять в большей степени искусство управления, нежели проявление педагогического мастерства. С этим учётом нам и строить модели взаимодействия вообще и сетевого - в частности.
Обратите внимание, мы не выделяем одну организацию (образовательную организацию как самодостаточную единицу), а выступаем сторонником системности в развитии, а не в сворачивании системы детско-юношеского туризма. Лишь элитные областные государственные учреждения, такие как Томский кадетский корпус, Томский физико-математический лицей и им подобные, могут позволить себе значительные нормативы бюджетной обеспеченности. В нашем областном учреждении ныне утрачена профильность многих подразделений (кроме экологического и патриотического направления дополнительного образования). Фиксация нынешнего положения в моделях означает согласие с тем, что это «нормальность», и так будет в будущем. Такая фиксация положения - эксперимент с неизвестным финалом. По завершении которого, пройдя путь оптимизации (выживания), «создания многопрофильных сервисных бригад» (функциональной специализации), мы, надеюсь,
вернёмся «на круги своя», к профильной департаментизации по направлениям дополнительного образования детей. В этом ключе, стоит заметить, что намерения в г. Стрежевом создать на базе СЮ-Тур двухпрофильное учреждение (физкультура и массовый спорт + туризм) в теоретической его части уже сопряжено с рисками получить низкую бюджетную обеспеченность каждого направления в отдельности. Ожидание успешности этого варианта существования структуры дополнительного образования построено на таких нестабильных факторах, как «стабильность руководства организацией» и «стабильность наполнения бюджетов». В административной практике в масштабе десятилетий эти два фактора очень даже переменные. А станция юных туристов в Стрежевом - последнее профильное учреждение для юных туристов в Томской области. Все остальные уже ликвидированы (объединены, укрупнены), что позволяет говорить, что традиционная система центров детско-юношеского туризма в Томской области свёрнута. Давайте пожелаем новому директору и руководству образования г. Стрежевого успехов в организационном строительстве, в моделировании центра развития дополнительного образования на данной территории!
Для дальнейшего развития системы детско-юношеского туризма, включая краеведение, необходимо исследовать, зафиксировать имеющийся потенциал организаций и научиться его использовать при построении моделей сетевого взаимодействия.
При этом, чтобы «гора не родила мышь», необходимо заметить, что существующее вертикально-интегрированное управленческое воздействие (сетевое взаимодействие) считаем наилучшей формой сетевого взаимодействия:
I. Российская Федерация (федеральный уровень).
II. Томская область (региональный уровень).
III. Муниципалитеты (муниципальный уровень).
IV. Образовательные организации, творческие коллективы (местный уровень).
Сетевое взаимодействие в России на основе договоров и соглашений - взаимодействие, компенсирующее слабость органов управления образованием. Чем ниже ресурсное обеспечение государственных задач воспитания и образования детей и молодёжи, тем больше спрос на сетевое взаимодействие на основе правил самокоординации и самоуправления.
Когда на каждом месте деятельность органов управления, аппаратов ОУ ресурсно, кадрово и инфраструктурно обеспечена, то выстраивание моделей сетевого взаимодействия носит дополнительный характер, мобилизующий творческие ресурсы и творческую мысль талантливых сотрудников (интеллектуальный капитал сотрудников взаимодействующих организаций).
Желаем успехов всем в построении образовательных моделей!