Научная статья на тему 'Возможности использования реинжиниринга как инструмента управления предприятиями с позиций процессного подхода'

Возможности использования реинжиниринга как инструмента управления предприятиями с позиций процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1209
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕИНЖИНИРИНГ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ / ПРОЦЕССНАЯ СИСТЕМА / REENGINEERING BUSINESS PROCESSES / RESTRUCTURING / STRATEGIC MANAGEMENT / BUSINESS MODEL / PROCESS MODELING / PRO-CESSNA SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинов Андрей Олегович, Угрюмова Наталья Викторовна

В статье отражены вопросы, имеющие научную и практическую направленность по разработке основ проведения реинжиниринга бизнес-процессов в условиях внедрения в структуру управления предприятием методов, основанных на процессном подходе, способствующих созданию эффективного механизма оперативного управления предприятием в конкурентной среде. Проведен анализ подходов к реструктуризации предприятий на основе концепции процессного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блинов Андрей Олегович, Угрюмова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities using reinjuring as a management tool for companies from the positions of the process approach

The article covers issues that are of scientific and practical orientation for the development of the foundations of reengineering of business-processes in the conditions of introduction in the structure of enterprise management methods based on the process approach, contributing to the creation of the effective mechanism of operative management of the enterprise in a competitive environment. An analysis of approaches to restructuring based on the concept of process managements.

Текст научной работы на тему «Возможности использования реинжиниринга как инструмента управления предприятиями с позиций процессного подхода»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Воронежский государственный университет. - Воронеж, 2010.

7. Кальварский Г.В., Львова Н.А. Финансовая диагностика кризисного предприятия // Эффективное антикризисное управление. - 2012. - № 3. - С. 94-103.

8. Семенова О.Ю., СмирноваН.Д. Анализ существующих методик оценки «проблемной» дебиторской задолженности // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. - 2013. - № 1. - С. 21.

9. Жукова О.С., Михайлов М.Н. Создание эффективной системы управления дебиторской задолженностью // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». - 2008. - Т. 10. - С. 57-62.

Блинов А.О.

доктор экономических наук, академик РАЕН, профессор кафедры общего менеджмента и управления проектами, научный руководитель факультета магистерской подготовки ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Россия, г. Москва

10. Адамов Н.А., Донцов И.А. Учет и анализ дебиторской задолженности // Бухучет в строительных организациях. - 2011. - № 6. - С. 45-49.

11. Зубкова О.В., Калмакова Н.А. Комплексный анализ финансовых потоков и элементов оборотного капитала промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 32. - С. 11-18.

12. Критерий Колмогорова. Критические значения ^а распределения Колмогоров [Электронный ресурс] - 2009. - Режим доступа: www.economy. bsu.by/Пbrary/Бородич.../БЭ_Статистические_та-блицы^£

Угрюмова Н.В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Челябинского филиала ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Россия, г. Челябинск

УДК 331

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕИНЖИНИРИНГА КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ПОЗИЦИЙ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

В статье отражены вопросы, имеющие научную и практическую направленность по разработке основ проведения реинжиниринга бизнес-процессов в условиях внедрения в структуру управления предприятием методов, основанных на процессном подходе, способствующих созданию эффективного механизма оперативного управления предприятием в конкурентной среде. Проведен анализ подходов к реструктуризации предприятий на основе концепции процессного управления.

Ключевые слова: реинжиниринг, бизнес-процессы, реструктуризация, стратегическое управление, бизнес-модель, моделирование процессов, процессная система.

POSSIBILITIES USING REINJURING AS A MANAGEMENT TOOL FOR COMPANIES FROM THE POSITIONS OF THE PROCESS APPROACH

The article covers issues that are of scientific and practical orientation for the development of the foundations of reengineering of business-processes in the conditions of introduction in the structure of enterprise management methods based on the process approach, contributing to the creation of the effective mechanism of operative

management of the enterprise in a competitive environment. An analysis of approaches to restructuring based on the concept of process managements.

Key words: reengineering business processes, restructuring, strategic management, business model, process modeling, pro-Cessna system.

Совершенствование системы управления предприятиями в условиях современного рынка - одна из задач, которая встает перед результативными менеджерами. Но, к сожалению, универсального алгоритма для создания таких систем не существует, однако возможна разработка общих принципов построения систем управления бизнесом. К наиболее известному методу относится так называемый процессный подход в управлении. Он заключается в выделении сети процессов и последующем управлении ими с целью достижения максимально эффективного функционирования организации.

Особое развитие в теории и практике организационного проектирования в 90-е годы ХХ века получила концепция реинжиниринга бизнес-процессов. Содержание и смысл реинжиниринга заключается в фундаментальном переосмыслении и радикальном перепроектировании бизнес-процессов с целью достижения существенного улучшения ключевых показателей результативности предприятия. В рамках этого подхода реализуется процессное управление, появляется возможность избежать функциональной специализации в управлении или значительно снизить ее роль с помощью интеграции бизнес-процессов.

Процессно-ориентированный подход к управлению организацией требует нового управленческого мышления. Концепция управления бизнес-процессами менее поддается формализации и регламентации по сравнению, скажем, с принципами рациональной бюрократии. Конкретные рекомендации здесь уступают место готовности решать принципиально новые задачи, поэтому управление бизнес-процессами в каждой организации может иметь свои особенности. Смысл управления бизнес-процессами заключается в эффективной реакции организации на запросы внешней и внутренней среды.

В качестве предпосылок реализации управления предприятиями на основе бизнес-процессов выделим следующие:

- понимание сотрудниками организации всего потока работ, своей роли и уровня ответственности;

- предоставление сотрудникам максимальной свободы действий;

- высокий уровень организационной культуры;

- надежные и эффективные связи на границах элементов бизнес-процесса;

- обмен информацией в реальном масштабе времени;

- возможность перегруппировки элементов бизнес-процесса, если того требуют интересы организации при

решении определенной проблемы (подвижность границ субпроцессов);

- способность работников решать широкий круг задач;

- освобождение от управленческих стереотипов;

- нестандартное, творческое мышление работников;

- инициатива и импровизация вместо исполнительности;

- сильная и гарантированная мотивация.

При процессном подходе к организации управления каждая структурная единица осуществляет выполнение конкретных бизнес-процессов [4]. Нужно отметить, что, сравнивая традиционный функциональный подход к управлению с процессным управлением, последний имеет ряд значительных преимуществ:

• ответственность сотрудника не только за свои функции, но и за те бизнес-процессы, в которых он задействован;

• небольшое количество уровней принятия решения, с четким определением пределов полномочий каждого уровня, широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;

• широкое использование проектных принципов организации работы (постоянные и временные межфункциональные рабочие группы по задачам, с закрепленными полномочиями и бюджетом);

• автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов, а не функций.

При преобладающем, на сегодняшний день, функциональном подходе к организации управления имеют место существенные недостатки [3]:

1. Процесс выполнения работы разбит на отдельные участки, которые реализуются различными структурными единицами, в результате процесс становится слишком длительным, практически на каждом шаге происходит искажение и потеря информации. Кроме того, сотрудники каждого из подразделений знают только свой участок работы и результаты работы параллельных структурных единиц их, к сожалению, не интересуют.

2. Нет ответственных за конечный результат каждого процесса, сроки его достижения и связанные с этим затраты.

3. Отсутствует ориентация на потребителей как внешних, так и внутренних (другие подразделения), интересы структурных подразделений зачастую противоречат друг другу.

4. Руководители структурных подразделений заинтересованы в увеличении штата.

5. Деятельность предприятия в целом информационно непрозрачна. Производится разрозненная автоматизация отдельных функций, попытки внедрения корпоративных информационных систем обречены на провал.

В итоге для значительной части организаций функциональный подход к управлению является неэффективным: ни одна задача не решается быстро, задействуются избыточные трудовые и финансовые ресурсы, организация отторгает любые изменения и медленно гибнет [1]. Кроме того, такие предприятия практически не имеют успешного опыта внедрения современных корпоративных информационных

систем и систем управления качеством, поскольку и ERP-системы, и стандарты качества ИСО ориентированы именно на процессное управление.

Предлагаемая авторами статьи процессно-ориен-тированная концепция стратегического управления развитием промышленного комплекса интегрирует в себе положения системного, синергетического, процессного и собственно стратегического подходов, дополняющих друг друга и формирующих новое понимание об управлении промышленностью в долгосрочной перспективе. Содержание концепции может быть представлено в виде следующих ключевых условий (рис. 1).

Стратегический подход Процессный подход Системный подход Синергетический подход

Условие 1. Системность, открытость и целенаправленность ПК

Условие 2. Процессная структура ПК как системы

Условие 3. Системно-синергетическое содержание развития процессной системы ПК

Условие 4. Целевое развитие ПК через его совершенствование

Условие 5. Устойчивость развития процессной системы ПК

Условие 6. Управляемость процессов устойчивого развития процессной системы

Условие 7. Целенаправленность управления развитием процессной системы ПК

Условие 8 . Управление устойчивым развитием процессной системы ПК

Рис. 1. Условия процессно-ориентированной концепции стратегического управления развитием

промышленного комплекса региона

Условие 1. Системность, открытость и целенаправленность промышленного комплекса (ПК) как функциональной подсистемы.

Эффективность решения функциональных задач промышленным комплексом может быть обо-

значена в конкурентоспособности промышленной продукции, поскольку именно такая продукция имеет возможность быть реализованной с необходимой прибылью [3]. Соответственно, цель промышленного комплекса заключается в воспроизводстве (разра-

ботке, изготовлении и реализации) конкурентоспособной промышленной продукции, обеспечивающей гарантирование относительно высокого уровня и качества жизни населения в долгосрочном периоде.

Условие 2. Процессная структура промышленного комплекса как системы.

Авторам представляется целесообразным исходить от необходимости пересмотра традиционного подхода, когда в качестве элементов в структуре промышленного комплекса рассматриваются промышленные предприятия. Предлагается применить процессный принцип формирования промышленного комплекса, в основу которого заложено понимание того, что функционирование любой системы можно разложить на процессы, посредством которых система реализует свои функции.

Условие 3. Системно-синергетическое содержание развития процессной системы промышленного комплекса. С позиций системно-синергетического подхода развитие промышленного комплекса представляет собой циклическую смену периодов динамической неустойчивости и чередование эволюционных и революционных фаз развития на некотором временном отрезке существования промышленного комплекса, обусловленный его взаимодействием с внешней средой.

Условие 4. Целевое развитие промышленного комплекса через постоянное его совершенствование. Неопределенность траектории развития процессной системы промышленного комплекса должна быть нивелирована, что позволит уйти от опасности формирования отрицательного тренда, ведущего к возможной ликвидации системы как объекта. Кроме того, траектория должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию цели процессной системы в структуре региональной системы более высокого уровня - воспроизводство конкурентоспособной промышленной продукции, обеспечивающее гарантирование относительно высокого уровня и качества жизни населения в долгосрочном периоде [5].

Условие 5. Устойчивость развития процессной системы промышленного комплекса. Устойчивое развитие процессной системы промышленного комплекса означает реализацию текущих целей развития промышленности без ущерба для возможности их осуществления в будущем. Это подразумевает, что экономическая, экологическая и социальная функции промышленного комплекса должны быть сбалансированы, не нарушая тем самым социальный, экономический и экологический баланс и способствуя его устойчивому развитию.

Условие 6. Управляемость процессов устойчивого развития процессной системы промышленного комплекса. Существование цели устойчивого развития процессной системы промышленного ком-

плекса обуславливает необходимость управления ее достижением, то есть промышленный комплекс рассматривается как система управления, в структуре которой является обязательным наличие управляемой подсистемы - субъектов управления, способных осуществлять управленческие процессы, и управляемой подсистемы - объектов управления.

Условие 7. Целенаправленность управления устойчивым развитием процессной системы промышленного комплекса. В условиях неопределенности и высокой динамики внешней среды переход процессной системы на качественно новый уровень требует управления с целью повышения детерминированности параметров внешней среды, сокращения длительности революционной фазы, снижения неопределенности выбора направления перехода системы к новому уровню для предотвращения в долгосрочной перспективе образования негативных трендов развития промышленности и формирования желаемой траектории.

Условие 8. Управление устойчивым развитием процессной системы промышленного комплекса в условиях конкуренции. В условиях конкуренции участие промышленного комплекса заключается в создании, выявлении и использовании некоторой комбинации конкурентных преимуществ в сфере промышленного производства с целью привлечения дополнительных ресурсов (инвестиций, трудовых ресурсов и инноваций).

Представляет интерес выбор наиболее эффективных методов с точки зрения достижения целей реструктуризации, экономии используемых ресурсов на стадиях: разработки проекта, его эксплуатации, адаптируемости к изменениям потребностей клиентов; поведения конкурентной среды.

Реализация реинжиниринга на промышленном предприятии должна осуществляться на основе ряда принципов управления в сложной динамичной среде. С методологической точки зрения соблюдение этих принципов означает обеспечение единства понимания направления развития бизнеса, взаимодействие предприятий с потребителями, а также повышение эффективности функционирования предприятия как следствие выполнения требований потребителей. Единой методики выполнения реинжиниринга для всех промышленных предприятий не существует, напротив, отмечается большое своеобразие каждого конкретного случая.

Предлагаемая авторами статьи методика проведения реинжиниринга как кардинального метода совершенствования бизнес-процессов направлена на существенное изменение процесса и повышение результатов деятельности предприятия. Данная методика предусматривает интеграцию основных этапов внедрения системы сбалансированных показателей

Таблица 1

Сравнительный анализ основных методов процессного управления, определяющих характер реструктуризации предприятий

Критерий MRP - планирование TQM - всеобщее BPR - реинжиниринг КМ - управление

сравнения ресурсов производства управление качеством бизнес-процессов знаниями

Синхронизация Синхронизация Оптимизация Адаптация

процессов на основе процессов на основе процессов на процессов на основе

Цели сквозных планов внедрения стандартов основе структурных изменений формирования релевантного знания (в сознании)

Процессно- Процессно- Процессно- Процессно-

ориентированныи ориентированныи ориентированный ориентированный

подход. Основа подход. Основа подход. Основа подход. Основа

Концептуальная основа принятия решения - планирования потребности принятия решения - оценка качества выполнения БП и их принятия решения - построение оптимального бизнес- принятия решения - формирование релевантного знания

производства усовершенствование процесса

в материальных

ресурсах

Основные Основные Основные Инновационные

Характер операционные и вспомогательные и вспомогательные процессы

процессов процессы операционные процессы операционные процессы

Прогнозирование Ориентация Ориентация Ускорение

развития видов на реализацию на системные поиска решений

деятельности требовании клиентов изменения по организационным

Достоинства и обоснование ресурсов на длительную перспективу изменениям и инновациям

Резервирование Улучшение Большие затраты Большие затраты

Недостатки ресурсов на случаи отклонении деятельности по процессам на разработку и внедрение проекта на поддержание источников знаний

выполнения плана без системнои увязки РБП

на методологию реинжиниринга бизнес-процессов с использованием его инструментария для достижения общих целей и задач при внедрении методов совершенствования бизнес-процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процессная модель управления предприятием состоит из инструментов горизонтального (функционального и межфункционального) планирования, организации, выполнения, контроля и анализа деятельности предприятия: технологии управления предприятием «как надо», карты бизнес-процессов, перечня регламентов, таблицы показателей с плановыми значениями, оценочных листов для должностной единицы, схемы документооборота и форм управленческой отчетности.

Модель проведения реинжиниринга бизнес-процессов представлена на рис. 2. Данная модель включает в себя условия и принципы реализации реинжиниринга, которые были систематизированы и дополнены в ходе диссертационного исследования, а также схему этапов его проведения с определенной последовательностью действий [4].

На первом этапе определяется стратегия реинжиниринга. Данный этап включает определение целей и задач реинжиниринга исходя из общей стратегии предприятия и определение ССП для достижения целей реинжиниринга. Для реализации перечисленных задач с учетом специфики предприятий машиностроительного производства необходимо:

1. Осуществить анализ системы управления предприятием с последующим определением общей диагностики его состояния и тенденций развития.

2. Определить перспективы развития предприятия.

3. Выделить основные группы потребителей и их потребности.

4. Произвести анализ конкурентов

5. Определить перечень ключевых задач, последовательное достижение которых позволит предприятию двигаться в желаемом направлении.

Результаты анализа состояния системы управления предприятием оцениваются методом самооценки, изложенного в стандарте МС ИСО 9004:2000.

Стратегическое управление

Признание ценности процессов деятельности (бизнес-процессов)

Процессный подход

Ориентация на потребности клиентов

Принятие решений, основанное на фактах

Вовлечение

персонала

Синтез РБП и концепции риск менеджмента

Принципы реализации технологии совершенствования системы управления

Координация целей проекта

реинжиниринга со стратегическими целями предприятия

Мотивация проекта реинжиниринга, заинтересованность и компетентность руководства

Эффективное

управление

изменениями

(обучение,

коммуникации,

вовлеченность)

Технологическая поддержка (методики и инструментальные средства)

и консультационное сопровождение

Достаточный объем

финансирования

проекта

реинжиниринга

Требования, предъявляемые факторами внутренней и/или внешней среды

СП

0 и и

01 а

0

Q

с

и

01 I m s ю го I

I

s

01 Q

а

го m

s ^

го 01 Q

0

1

3

01 с

и >

DC S m О

5

ЭТАП 1

Определение стратегии реинжиниринга

J_L

ЭТАП 2

Анализ и построение существующей бизнес-модели предприятия «КАК ЕСТЬ»

ЭТАП 3

Проекция целей

ЭТАП 4

Построение новой бизнес-модели предприятия «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»

ЭТАП 5

■J

■j

с

Построение информационной системы для поддержки нового бизнеса

— Определение целей и задач реинжиниринга исходя из общей стратегии предприятия;

— Определение ССП для достижения целей реинжиниринга

— Диагностика процессов;

— Моделирование бизнес-процессов «как есть»;

— Анализ построенной модели на соответствие целям предприятия;

— Выделение приоритетных БП, определение показателей;

— Выделение и описание слабых мест БП и потенциала их оптимизации.

— Определение целей и задач для структурных подразделений;

— Разработка ССП для структурных подразделений.

— Выделение процессов для реинжиниринга, определение целевых показателей и описание новых БП;

— Моделирование новых БП;

— Анализ модели на соответствие целям предприятия;

— Разработка мероприятий для внедрения.

Ч

Формирование треб. к ИС; Разработка базы данных

для ССП;

Разработка ПО

Обучение и координация владельцев процессов;

Мониторинг при реализации РБП;

Анализ показателей БП; Подведение итогов, оценка эффективности проекта РБП.

CASE-средства (Управление СБП

Рис. 2. Модель проведения реинжиниринга бизнес-процессов

Данный метод предназначен для оценивания уровней развития системы управления при помощи балльной шкалы от 1 (отсутствует формализованная система) до 5 (лучшие показатели в классе деятельности) (табл. 2). Самооценку обычно проводит

Уровни развития дея!

руководство организации. Цель самооценки заключается в предоставлении предприятию рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для совершенствования его деятельности.

Таблица 2

льности предприятия

Уровень развития Характеристика уровня Пояснения

1 Нет формализованного подхода Систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые

2 Подход, основанный на реакции на проблемы Систематический подход, основанный на возникшей проблеме или коррекции; наличие минимальных данных о результатах улучшения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Устоявшийся формализованный системный подход Систематический процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии; наличие данных о соответствии целям и существовании тенденций улучшения

4 Акцент на постоянное улучшение Применение процесса улучшения; хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения

5 Лучшие показатели в классе деятельности Значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении с продемонстрированными достижениями

Согласно методике системы сбалансированных показателей (ССП) строится карта целей предприятия, и для каждой из целей определяются количественные показатели, определяющие степень достижения целей, сгруппированные в четыре основные проекции: «Финансы», «Клиенты», «Внутренние процессы» и «Инфраструктура/сотрудники», которые располагаются в определенном иерархическом порядке. Работа по построению карты ССП и выделению целей и задач проведения реинжиниринга должна проводиться проектной группой, в состав которой должны входить руководители предприятия и специалисты в области стратегического планирования и экономического анализа и прогнозирования.

Вторым этапом предусмотрены анализ и построение существующей бизнес-модели предприятия - «как есть». Описание бизнес-процессов, выполняемое на этом этапе, адекватно отражает смысл и назначение процессов предприятия. Алгоритм анализа и построения существующей бизнес-модели заключается в следующем:

- диагностика бизнес-процессов;

- моделирование бизнес-процессов «как есть»;

- анализ построенной модели на соответствие целям предприятия;

- выделение приоритетных процессов, определение целевых показателей;

- выделение и описание слабых мест процессов и потенциала их оптимизации.

Для определения целей развития структурных подразделений предприятия при проведении реин-

жиниринга необходимо ориентироваться в текущей ситуации подразделения и объективно выделять сильные и слабые стороны, поэтому для полного понимания фактической ситуации необходимо провести моделирование и анализ текущего состояния для каждой бизнес-единицы и всего предприятия в целом.

Формируемые модели должны быть наглядными и доступными для восприятия любому сотруднику подразделения, поскольку от них зависит объективная оценка существующих процессов. Анализ и построение модели «как есть» позволит: обеспечить прозрачность протекания процесса; идентифицировать слабые места и потенциал совершенствования; сформировать стратегию перехода к ситуации «как должно быть»; получить детальное представление у сотрудников о существующих проблемах предприятия, основных взаимосвязях и о своей роли в общих процессах предприятия; обучить участников проекта методам процессного подхода; использовать модель «как есть» в качестве контрольного списка в рамках моделирования «как должно быть».

Подготовительные мероприятия, которые способствуют созданию качественных моделей процессов, могут быть осуществлены в последовательности, предложенной на схеме, которая показана на рис. 3, где шаги могут выполняться частично параллельно.

Моделированию процессов предшествует предварительный сбор данных. В процессе моделирования должны быть выявлены и идентифицированы возможные недостатки в существующей системе управления предприятием. Условием рационального

Рис. 3. Порядок подготовки к моделированию процессов

анализа фактической ситуации является, прежде всего, четкая система целей и показателей предприятия. В качестве таких показателей в данной методике мы используем ССП предприятия, которая была разработана на первом этапе.

Таким образом, в рамках анализа фактической ситуации происходит детальная оценка созданной модели предприятия «как есть», а также выявление слабых мест и рассмотрение потенциала их оптимизации.

Задача третьего этапа заключается в проекции целей. Для каждой бизнес-единицы должны быть разработаны долгосрочные планы и сбалансированная система показателей, совместимая с показателями предприятия. Последовательно, сверху вниз по перспективам «Финансы», «Клиенты», «Внутренние процессы», «Инфраструктура/сотрудники» разрабатываются цели структурных подразделений, достижение которых будет способствовать реализации миссии и стратегии предприятия.

На этапе проекции целей необходимо осуществить координацию полученных ССП структурных подразделений с показателями всего предприятия, полученных ранее, чтобы достичь стратегического соответствия.

Таким образом, ССП предприятия, выработанная на первом этапе, проецируется на подразделения организационной структуры - происходит декомпозиция сложных показателей; возможен и обратный процесс композиции, когда ССП подразделения дополняет и корректирует показатели предприятия.

На четвертом этапе выполняется построение новой бизнес-модели предприятия «как должно быть». Модель «как должно быть» описывает опти-

мизированные бизнес-процессы и включает в себя разработку регламентов, схем информационного обмена, создание должностных инструкций. На этом этапе осуществляется разработка предложений по совершенствованию сложившихся правил и процедур, оргструктуры и информационных потоков предприятия и построение формализованных моделей деятельности организации в представлении «как должно быть». На основе разработанных показателей, с помощью которых измеряется уровень достижения целей для каждой бизнес-единицы, и анализа модели «как есть» разрабатывается набор мероприятий, с помощью которых планируется достижение целей. Определяются сроки, бюджет и ответственные лица для конкретного мероприятия.

Разработка мероприятий в данной методике соответствует построению модели «как должно быть». Исходной точкой моделирования служат слабые места, выявленные на этапе моделирования и анализа, а факторами являются выделенные цели и выработанные показатели. Проведение мероприятий, таким образом, заключается в перепроектировании процессов на основе поставленных целей, а также включении новых и исключении старых процессов, которые этим целям не соответствуют.

При наличии целей, не поддержанных другими или не поддерживающих другие цели, а также таких целей, для которых сложно разработать показатели или мероприятия, необходимо проанализировать причинно-следственные связи и переформулировать либо исключить такие цели.

При проектировании модели «как должно быть» необходимо особое внимание уделить процессам, выделенным в перспективе «Бизнес-процессы»

в разработанной карте целей ССП бизнес-единицы, так как именно они были созданы для достижения целей клиентской и финансовой перспектив, и, следовательно, они обязательно должны быть введены в модель «как должно быть».

Пятый этап предусматривает построение информационной системы для поддержки нового бизнеса. Одним из основополагающих принципов управления, в соответствии с ГОСТом Р ИСО 90002001, является «принятие решений, основанное на фактах». Оценка деятельности предприятия с последующим принятием решения о кардинальном или постепенном совершенствовании бизнес-процессов невозможна без автоматизации процессов сбора данных и проведения вычислений, то есть нам необходима информационная поддержка управления, которая может быть реализована на основе современных информационных технологий. Обязательным элементом в предлагаемой методике является модификация ИС подразделения с включением подсистем, обеспечивающих расчет сформированных показателей. Создание ИС должно включать разработку модели данных ССП и программного обеспечения для выполнения расчетов полученных результатов.

Внедрение новых и перепроектированных процессов выполняется на шестом этапе. На этом этапе выполняется реорганизация структурного подразделения и внедрение ССП в его оперативную деятельность.

Предложенная схема процессного управления является, с нашей точки зрения, эффективной при ее использовании в управлении предприятиями. Ее применение на практике поможет менеджерам в принятии решений, связанных с оптимизацией процессов, обеспечит более точное планирование и учет затрат, будет способствовать росту управленческой культуры работников промышленного предприятия, повысит уровень процессного управления. Это позволит увязать отдельные процессы в единую систему и обеспечить успешное функционирование организации на рынке.

Список литературы: 1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание/ Пер. с англ. / Под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2009.

2. Блинов А.О., Рудакова О.С. Механизмы управления инновационно-технологической модернизацией российской промышленности // Современная стратегия социально-экономического развития России: вопросы экономики и права. - К.: ЮИМ, 2009.

3. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Управление изменениями: учебник для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 304 с.

4. Блинов А.О., Переверзев П.П., Угрюмова Н.В. Управление процессом развития творческого потенциала организаций в сферах производства, торговли и услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Научно-информационный журнал. - 2012. - № 9 (268).

5. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Механизм интеграции методов кардинального и непрерывного совершенствования бизнес-процессов промышленных предприятий // Предпринимательство. Журнал-книга. -2012. - № 3.

6. Деловая активность базовых промышленных организаций. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

List of literature:

1. Ansoff I. Strategic management. Classic edition/ TRANS. from English. Ed. A.N. Petrov. - SPb.: Peter, 2009.

2. Blinov A.O., Rudakova O.S. Mechanisms of management of innovative-technological modernization of Russian industry // The current strategy of socio-economic development of Russia: economic and legal issues. - K.: WIM, 2009.

3. BlinovA.O., UgrumovaN.V. Change Management: Textbook for undergraduate students. - M.: Publishing and trading Corporation «Dashkov and K», 2014. - 304 p.

4. Blinov A.O., Pereverzev P.P., Ugrumova N.V. Management process of development of creative potential of organizations in the spheres of production, trade and services // Herald of the South Ural state University. Scientific-informational magazine. - 2012. - № 9 (268).

5. Blinov A.O., Ugrumova N.V. Mechanism of integration methods drastic and continuous improvement of business processes of industrial enterprises // Entrepreneurship». The log-book. - 2012. - № 3.

6. Business activity basic industrial organizations. - M.: HSE, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.