РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Угрюмова Н.В., преподаватель, директор курсов дополнительного профессионального образования,
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
В условиях проведения радикальных изменений в экономике существует острая необходимость в новых инструментах и методах, способных помочь организациям стать более эффективными. Для многих организаций решение этой задачи может основываться на теории и практике реинжиниринга бизнес-процессов, а также на интеграции различных методов, основанных на процессном управлении. Методы управления предприятием, основанные на процессном подходе предназначены для кардинального улучшения основных показателей деятельности компании путем глубокого анализа и радикального перепроектирования существующих бизнес-процессов.
Ключевые слова: Реинжиниринг бизнес-процессов Система менеджмента качества, система сбалансированных показателей, процессный подход к управлению, бизнес-процессы, интеграция, современные технологии управления.
REENGINEERING OF BUSINESS PROCESSES WITH THE ADVENT OF THE MODERN METHODS OF ENTERPRISE MANAGEMENT
Ugryumova N., all-russian distance institute of finance & economics a lecturer,
Manager of courses of additional professional education
In the conditions of conducting of the radical changes in economics there is an emergency in some new instruments and methods which are capable to help the organizations to become more effective. For many organizations the solution of the task can be based on the theory and on the practice of business processes’ reengineering, and also on the integration of different methods, based on the process management. management methods by the enterprise, based on the process approach are designed to radical improvement of the main figures of Company operation by means of depth analysis and radical redesign of business processes.
Keywords: Reengineering of business processes, System of quality management, Balanced Scorecard, process approach to management, business processes, integration, and modern technologies of the management
В настоящее время, когда Россия стремится войти в число экономически развитых стран мира, необходимо кардинальным образом изменить существующие методы работы предприятий. Эффективное управление промышленными предприятиями оказывает определяющее влияние на темпы развития экономики России. Учитывая прямую зависимость общей эффективности предприятия от эффективности управления, переломить отрицательные тенденции и улучшить ситуацию возможно, сделав управление промышленным предприятием гибким и мобильным, оперативно и адекватно реагирующим на изменения внешней и внутренней среды организации, то есть процессно-ориентированным [3].
В настоящее время промышленные предприятия, внедряющие современные методы управления, испытывают ряд проблем, к основным из которых можно отнести следующие:
• негибкость и бюрократизм существующих систем управления, обуславливающих замедленную реакцию на изменения во внешней и внутренней среде предприятия;
• несоответствие структур и методов управления решаемым задачам;
• несогласованность целей и задач на разных уровнях управления;
• превалирование задач оперативного управления над стратегическими и т.д.;
Решение указанных проблем в процессе внедрения современных технологий управления предполагает интеграцию различных методов, основанных на процессном управлении, направленных на повышение эффективности управленческого процесса, а в итоге -всего предприятия в целом, на крупных и средних промышленных предприятиях любой формы собственности.
Основу управленческих инноваций промышленного предприятия составляют современные методы управления. К ним можно отнести:
• внедрение системы менеджмента качества;
• разработку сбалансированной системы показателей;
• процессное и проектное управление, бюджетирование;
• оптимизацию организационной структуры;
• внедрение корпоративных информационных систем.
Проведенные исследования показали, что в настоящее время
наиболее результативными для промышленных предприятий являются введение системы менеджмента качества (СМК) и системы сбалансированных показателей (ССП). Для внедрения перечислен-
ных нововведений целесообразно использование реинжиниринга бизнес-процессов (РБП). В данных методах есть много общего.
Реинжиниринг является относительно новым управленческим подходом и представляет собой одно из современных направлений в теории и практике управления бизнес-изменениями, при помощи которого достигаются качественные преобразования в системе управления промышленным предприятием. Методически грамотное проведение реинжиниринга бизнес-процессов способно снизить издержки, увеличить производительность работ, скорость выполнения заказов и услуг, повысить качество продукции, исключить негибкость и бюрократизм существующих систем управления, обуславливающих замедленную реакцию на изменения во внешней и внутренней среде, что особенно актуально для большинства промышленных предприятий с устаревшей организационной структурой и, в конечном итоге, вывести среднюю компанию в число передовых [1].
Общепринятой гарантией устойчивого качества выпускаемой продукции и хорошо отлаженной управленческой системы предприятий является создание, внедрение и сертификация системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям стандарта ISO серии 9000. Однако перепроектирование бизнес-процессов предприятия можно проводить путем плавного совершенствования посредством СМК, или радикального совершенствования с помощью реинжиниринга, для достижения кардинальных улучшений критических показателей эффективности. Необходимо переходить к стратегии, основанной на разумной комбинации этих двух подходов. После осознания и выделения бизнес-процессов на предприятии необходимо выяснить, какие процессы работают более или менее эффективно, и для них достаточно провести постепенное улучшение, а какие работают в значительной степени неудовлетворительно, что легче построить их заново, и только после того, как они заработают, можно говорить об их совершенствовании. Именно на эти процессы и направлен реинжиниринг.
По утверждению М. А. Murray и др., реинжиниринг и тотальное управление качеством (TQM) имеют совпадающие точки зрения и важность процессов. Различие заключается в том, что TQM за основу принимает существующие процессы, которые требуют улучшения (усовершенствование существующего), а реинжиниринг заменяет существующие на новые, т. е. TQM и реинжиниринг бизнес-процессов работают как взаимосвязанные элементы. Первоначально нужно проводить реинжиниринг, а затем - TQM 1. «Ре-
1 http://library.bntu.by/vesnik_pdf/vestnik
Таблица 1. Общие признаки современных методов управления
Критерий сравнения Реинжиниринг бизнес-процессов Система сбалансирова нных показателей Система менеджмента качества
Происхождение метода Управленческий консалтинг Стратегическое управление Управление качеством
Концептуальная основа Процессно- орентированный подход. Основа принятия решения - построение оптимального бизнес-процесса. Процессноориентированный подход. Основа принятия решения -оценка показателей выполнения бизнес-процессов и их оптимизация. Процессноориентированный подход. Основа принятия решения -оценка качества выполнения бизнес-процессов и их усовершенствование.
Основная идея Радикальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов, процедур на предприятии Измерение и реструктуризация бизнес-процессов на предприятии, эффективное использование ресурсов Самоанализ и непрерывное совершенст вование бизнес-процессов на предприятии
Отношение к персоналу Централизованно-децентрализованный подход. Представление дополнительных полномочий. Формирование профессиональных качеств Децентрализация полномочий. Согласование со стратегией задач подразделений и персональных целей сотрудников Централизованно-децентрализованный подход. Наделение сотрудников полномочиями и командная работа
Глубина изменений Полное переосмысление процессов Корректировка стратегических целей и реструктуризация процессов Значительные изменения в структуре предприятия, производственных процессов, выполняемых в ней, и ее культуры
Сроки реализации Проектно зафиксированные. Результаты видны после завершения проекта Длительные. Результаты видны при введении показателей Длительные
Объект изменения Предприятие в целом или ключевые процессы Предприятие в целом и ключевые процессы Предприятие в целом
Цели Повышение рентабельности Оценка результатов деятельности и реализация стратегии Анализ существующего положения и устранение недостатков
Применимость Критический и предкритический характер деятельности организации Застой в деятельности организации Застой в деятельности организации
Стратегия изменения «Сверху - вниз» «Сверху - вниз» «Сверху - вниз»
инжиниринг бизнес-процессов - это концепция, которая может применять TQM в перспективе, особенно учитывая то, что тотальное управление качеством - только один из методов проведения реинжиниринга бизнес-процессов».
Стандарт системы менеджмента качества ИСО 9001 устанавливает формализованные требования к бизнес-процессам, функциям контроля качества продукции/услуг и самих процессов, а также требования по документированию всех бизнес-процессов компании. Идеальный вариант - когда разработке и внедрению системы менеджмента качества по стандарту КО 9001 предшествует анализ и при необходимости реинжиниринг бизнес-процессов компании. Потому что, если СМК создается на базе существующей системы, работающей с ошибками, мы получим систему менеджмента качества, работающую с аналогичными ошибками.
Система сбалансированных показателей (ССП) - это инструмент для разработки и реализации стратегии, помогающий связать оперативное управление и стратегическое планирование. ССП делает очевидным соответствие разрабатываемых целей и мероприятия общей стратегии развития, т.е. стратегическим приоритетам и миссии, и помогает организации решить две ключевые проблемы: эффективно оценить результаты деятельности предприятия и успешно реализовать стратегию [6]. Сбалансированную систему по-
казателей можно использовать и для оценки проводимых инновационных изменений. ССП - это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации, как финансовые, так и нефинансовые. Показатель в ССП - это измеритель, показывающий степень достижения цели. Однако он может рассматриваться как средство для оценки результативности и эффективности отдельных бизнес-процессов, участвующих в достижении этой цели.
Исключительно важным становится вопрос синтеза связей, которые должны быть установлены между стратегией, реинжинирингом, системой менеджмента качества и системы сбалансированных показателей для выработки единого механизма управления, который обеспечит эффективное управление производственной структурой.
Проведем аналогию с целью выделения общих признаков современных методов управления: реинжиниринга бизнес-процессов, системы менеджмента качества и системы сбалансированных показателей. Все перечисленные методы преследуют общую цель -повышение эффективности деятельности организации на основе оптимизации его управления (табл. 1).
Анализируя рассматриваемые методы по выделенным крите-
Рис. 1 Интеграция современных методов управления предприятием
риям, можно наблюдать следующие сходные признаки:
• ориентация на процессное управление;
• задача перепроектирования и реструктуризации бизнес-процессов организации;
• децентрализация и передача полномочий персоналу;
• стратегический характер изменений,
• условия применения при критическом характере деятельности организации, что позволяет провести интеграцию указанных методов при совершенствовании системы управления.
Таким образом, рассматриваемые методы управления, направленные на оптимизацию системы управления, основаны на процессном подходе, и, следовательно, процессный подход должен стать основополагающим, системообразующим элементом при интеграции современных методов управления (рис. 1). В рамках процессного управления предприятием вся деятельность организации рассматривается как совокупность взаимодействующих и управляемых процессов. Применяя различные методики оптимизации управления, руководители должны осознанно интегрировать эти подходы в существующие процессы компании.. Внедрение процессного подхода может стать основой для
Интеграция рассмотренных методов позволит:
• перейти от стратегии к совокупности бизнес-процессов, требующих внимания, и обоснованно применить к этим процессам инновационные методы улучшения деятельности;
• связать политику в области качества со стратегией;
• определить причинно-следственную связь целей для процессов и показатели выполнения этих целей;
• определить мероприятия, ресурсы, сроки и ответственность, необходимые для реализации установленных целей.
И система менеджмента качества, и новейшие концепции уп-
равления, такие как - реинжиниринг, система сбалансированных показателей - в своей основе имеют процессный подход к управлению предприятием и методики улучшения процессов. Нет однозначного ответа на вопрос о том, какие из многочисленных методик и концепций являются лучшими и позволяют достигнуть наибольшей эффективности процессов и конкурентоспособности организации. Наибольший эффект достигается тогда, когда комплекс инструментов выбирается в зависимости от специфики деятельности предприятия, его стратегических целей и корпоративной культуры. Но главное, что объединяет все концепции, - это необходимость рассматривать удовлетворенность потребителей как важнейший аспект качества продукции.
Литература:
1. Абдикеев Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебник / Н.М.Абдикеев, Т.П.Данько, С.В.Ильдеменов, А.Д.Киселев. - 2-е изд., испр. - М.: Эксмо, 2007.- 592 с.
2. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2007. - 319 с.
3. Управление бизнес-процессами современных организаций: Монография /Под общ.ред.М.М.Максимцова. - М.:МГСУ, 2009. -311 с.
4. Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Практическое руководство /пер.с англ. под ред. Н.Д.Эриашвили.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 222 с.
5. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2005.-320 с.
6. Николаева О.Е. Стратегический управленческий учет / ОЕ. Николаева, О.В. Алексеева. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 304с.